Личный кабинет

Лавочка на ВИП: посидим–поговорим о целях и задачах на уроке…

Татьяна Жилина ( Пользователь )
Предлагаю подумать над развитием проблемы – как и чему учить сегодня. Привожу пример, выдержку проблем школы и пути их решения. Туда ли держим цель и те ли ставим задачи в решении проблемы?

//Лернер П. С. Жгучие проблемы нашей школы и пути их решения

\\так называемое научное знание растет в геометрической прогрессии, тогда как эффективность современных дидактики и педагогических технологий, в лучшем случае, растет в арифметической прогрессии,


Если здесь согласиться можно, то -

\\а способности растущей личности осваивать объемы учебной информации за последние 15О лет существенно не прогрессируют.


С этим нельзя согласиться, здесь есть зависимость: ОСВОЕНИЕ ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ зависит от предъявления, как объемов информации, так и методов и способов предъявления современного информационного содержания…. Прогресс осваивать и прогресс тех, кто помогает осваивать, находятся на разных уровнях развития, поэтому вывод в сторону прогресса осваивания неправильный и может привести к неверному принятию решения, например, уйдет в сторону сосредоточивания внимания на растущей личности и напичкивания ее старыми знаниями и методами…

\\Более того, внешкольные информационные потоки явно увеличились на один-два порядка и поглощают огромные количества энергии на их восприятие;


Согласна с количеством увеличения порядков информационных потоков, но зачем поглощать все, а не то, что нужно сегодня? Любая информация доступна в любое время, нет необходимости накапливать то, что сегодня не является нужным. С другой стороны необходимо иметь достаточные знания в пространстве решаемой проблемы. Например, учитель должен быть профессионалом в пространстве своего предмета, чтобы правильно выстраивать путеводитель для учащихся, направляя их в пространство самообразования (об этом шла речь) по своему предмету, для этого нужно дополнительно знать и понимать прикладные предметы, которые связаны напрямую с преподаваемым предметом. Умения определять необходимую и достаточную информацию на сегодня одна из важных проблем…

\\* точно определить, какой именно банк знаний понадобится для продолжения образования, в первую очередь профессионального, а также для будущей профессиональной деятельности более чем на десять лет вперед в современном меняющимся мире труда практически невозможно, а действовать по принципу "чем больше, тем лучше" или "кашу маслом не испортишь", во-первых, накладно, во-вторых, может оказаться мимо цели, которая, в конечном счете, определяется ростом экономики и улучшением качества жизни, в-третьих, позиция "это должен знать каждый культурный человек" может быть волюнтаристской и ошибочной.


Развитие мысли от способности ОСВАИВАТЬ к способности УСВОИТЬ…

В чем же проблема: в неумении ОСВАИВАТЬ или способности УСВОИТЬ?

Вот так и развиваются мысли, так и понимаем мы друг друга, а истина всегда посередине… smile.gif

Как строить урок учителю в современном информационном поле? Как создать пространство для ученика, чтобы он начал творчески работать, стремился к самообразованию?


С уважением, ТЖ
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Еще хочется сказать о правильности выбора цели: есть передача «Федеральный судья», где судьей выступает Смирнов, так вот он очень часто, на мой взгляд, принимает неправильные решения – объявляет наказание с лишением свободы. Я часто задумываюсь – почему? Либо цель – показать, что судьи бывают не справедливыми: он часто объясняет свое резюме с позиции своего внутреннего ощущения, либо – цель чего-то другого? Почему у нас со стороны наказания - и прокуратура, и следователи, которые ищут виновных, но в облегчение своей работы кого попало ловят, и предъявляют надутые косвенные улики и выгоду, а было или не было – пусть доказывает адвокат. И адвокаты разные бывают, так и получается, что тому, кого обвиняют, очень сложно оправдаться, если он не виновен. С другой стороны идут очень долгие доказательства виновности, именно, виновных в преступлении.

Скажете не в тему? Еще как в тему. Выставление оценок в школе очень часто похоже на ситуацию собственного взгляда на ученика. Так что со школы уже цели не те ставятся и не те задачи решаются – очень частая ситуация.

Пример, на контрольной работе в 4 классе присутствовала завуч, которая сказала, чтобы занизили оценку ученику, и занизили сильному ученику, только за то, что тот часто спрашивал. Этот ученик создает много хлопот, так как выполняет все задания молниеносно. Не поведение определяет оценку.

С уважением, ТЖ
Николай Куриленко ( Пользователь )
Развитие мысли от способности ОСВАИВАТЬ к способности УСВОИТЬ…

В чем же проблема: в неумении ОСВАИВАТЬ или способности УСВОИТЬ?

Вот так и развиваются мысли, так и понимаем мы друг друга, а истина всегда посередине…

Как строить урок учителю в современном информационном поле? Как создать пространство для ученика, чтобы он начал творчески работать, стремился к самообразованию?

Татьяна,а почему Вы говорите о проблемме Усвоения увеличивающихся объемов информации ?Текст о небольшом изменении нашей способности к Усвоению - как будто бы говорил о том,что не в Усвоении будущее...Мне так видется,что в статье больше говорилось о развитии других способностей,дающих возможности искать,оценивать перспективность и важность информации и т.п.
О творчестве и самообразовании - это пожалуй самое важное,но и самое непонятное(благодаря чему ?)
Про оценки:в Германии,например,оценки знает только сам учитель.Ни одноклассники,ни родители(если только специально не встретятся и не попросят),ни даже сам ученик...А лишь в конце года.И по среднему арифметическому,а по уровню освоения и участия.А у нас вся учеба(воздействие) вращается вокруг оценок ... sorry.gif
Татьяна Жилина ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 07.06.2008, 10:30) <{POST_SNAPBACK}>
Татьяна,а почему Вы говорите о проблемме Усвоения увеличивающихся объемов информации ?Текст о небольшом изменении нашей способности к Усвоению - как будто бы говорил о том,что не в Усвоении будущее...Мне так видется,что в статье больше говорилось о развитии других способностей,дающих возможности искать,оценивать перспективность и важность информации и т.п.
О творчестве и самообразовании - это пожалуй самое важное,но и самое непонятное(благодаря чему ?)
Про оценки:в Германии,например,оценки знает только сам учитель.Ни одноклассники,ни родители(если только специально не встретятся и не попросят),ни даже сам ученик...А лишь в конце года.И по среднему арифметическому,а по уровню освоения и участия.А у нас вся учеба(воздействие) вращается вокруг оценок ... sorry.gif


К автору претензий нет, над многим есть о чем размышлять. На примере текста хотела показать, как автор, да и я, и другие ведем свою мысль, не придерживаясь к четкому значению, бегло перебегая...

Через приведенный пример автора текста показала развитие мысли от ОСВОЕНИЯ к УСВОЕНИЮ, они, согласитесь несут в себе разный смысл работы с информацией, что сегодня принципиально важно в выборе цели и деятельности...

А тему открыла: мне хочется узнать кто и как из учителей переходит от позиции - нести информацию, как единственный источник к позиции - проводник по информационному полю предмета - самообразование и развитие творческих способностей. Согласитесь, что это также разные подходы, а должны быть в одном уроке...

И про оценку пример привела, чтобы услышать кто и как понимает, применяет оценивание. В творческом подходе невозможна оценка, сложно выстроить критерии, на первый взгляд мазня может быть внутренним миром ребенка и что-то нести...

С уважением, ТЖ
Михаил Кушнир ( Пользователь )
(Татьяна Жилина @ 07.06.2008, 12:04) <{POST_SNAPBACK}>
В творческом подходе невозможна оценка, сложно выстроить критерии, на первый взгляд мазня может быть внутренним миром ребенка и что-то нести...

Творчество без оценки практически никому не нужно (больные и гении). Мы творим ради оценки.
Если учитель - знАчимый эксперт, его оценка крайне важна и желанна.
Если учитель - традиционная училка, оценки-то и нет. Есть кнут-отметка, которой ученик загоняется в известные училке "от ... до".
Сколько у нас знАчимых экспертов?
Куда девать остальных?
ЧТО мы оцениваем? Это ИМ нужно, ценно, важно?
ЗАЧЕМ мы оцениваем? Это НАМ нужно, ценно, важно?
КАК мы оцениваем? 1-2-3-4-5 - это исчерпываеющим образом отражает творчество? Ради этого он выражал в "мазне" свой внутренний мир? Он его НАМ выражал? Чтобы МЫ оценили?
Да здравствуют те МЫ, которым ОН доверил оценку своего мира!
Сколько таких МЫ и ОН?
Татьяна Жилина ( Пользователь )
МЭК07.06.2008, 16:52
\\Творчество без оценки практически никому не нужно (больные и гении). Мы творим ради оценки.


Разве творчество нужно ради оценки? Любое произведение, которым восхищается человек, вызывает не образ оценки, а чувства прекрасного, радости, это бальзам для души, укрепляет дух.

И творит человек не ради оценки. Другое дело, что то, что человек сотворил востребовано другими, они хотят иметь у себя, для себя – здесь начинается оценка для оплаты труда, произведение оценивается обеими сторонами: если творец знает себе цену, он заявит ее, и покупатель будет оценивать… Думаю не будем входить в психологию человеческих отношений, это уже другое и о другом…

Что же касается учителя, который должен развивать в ребенке творческие способности, либо умение самостоятельно делать, думать (не всякий способен к творчеству), то здесь надо говорить о способности учителя уметь учить творить. А как можно учить тому, о чем не понимаешь, либо понимаешь смутно?

Здесь бы раскрутить проблему – что нужно, как научить учителя учить детей творить? Что должен знать и понимать учитель?

\\Если учитель - знАчимый эксперт, его оценка крайне важна и желанна.


В пространстве оценивания – согласна.

\\Если учитель - традиционная училка, оценки-то и нет. Есть кнут-отметка, которой ученик загоняется в известные училке "от ... до".


Традиционная училка – это не самый худший вариант в массовой школе. Творческие личности – это, все-таки, штучный товар, и выявлять их необходимо из массовой школы, переводить в спецОУ, либо спецКлассы по направленности, а для этого нужны учителя, которые также штучный товар… Как и где искать такой товар, как его готовить, учить?

\\ЧТО мы оцениваем? Это ИМ нужно, ценно, важно?
ЗАЧЕМ мы оцениваем? Это НАМ нужно, ценно, важно?
КАК мы оцениваем? 1-2-3-4-5 - это исчерпываеющим образом отражает творчество?
Ради этого он выражал в "мазне" свой внутренний мир? Он его НАМ выражал? Чтобы
МЫ оценили?
Да здравствуют те МЫ, которым ОН доверил оценку своего мира!
Сколько таких МЫ и ОН?


У нас во всеобщем обязательном образовании оценка как стимулирующий фактор, результативность учителя и пр.: ИМ нужна оценка в журнале, НАМ - результат своей деятельности, определиться – с кем и что еще делать, все ли в теме предусмотрели по итогам оценивания, может что-то упустили? И т.д.

Нравственные составляющие, такие как ответственность, честность не являются в нашем Обществе обязательными, поэтому везде оценка… smile.gif Оценка ведет к необязательной ответственности и честности: порой ребенок страдает от заниженного оценивания только потому, что учитель хочет что-то получить от родителя. Такая ситуация сегодня просматривается невооруженным глазом…

А ребенок, если его подвести к творчеству, выражает себя и ему плевать какая оценка у него, признание – да, если вокруг восхитятся его работой, а от учителя, порой, достаточно интереса и внимание к шедевру, любому: чтобы учитель присел рядом, чтобы помог, подсказал и т.д. Если работа учащегося сделана без творческой мысли – это зачет, выше – хорошо, отлично, восхитительно и т.д.

Повторю: учитель должен уметь видеть творческие мысли у ребенка, а увидеть может только тот учитель, который сам способен творить.


С уважением, ТЖ
Николай Куриленко ( Пользователь )
(Татьяна Жилина @ 08.06.2008, 11:04) <{POST_SNAPBACK}>
МЭК07.06.2008, 16:52

Что же касается учителя, который должен развивать в ребенке творческие способности, либо умение самостоятельно делать, думать (не всякий способен к творчеству), то здесь надо говорить о способности учителя уметь учить творить. А как можно учить тому, о чем не понимаешь, либо понимаешь смутно?

Здесь бы раскрутить проблему – что нужно, как научить учителя учить детей творить? Что должен знать и понимать учитель?




Повторю: учитель должен уметь видеть творческие мысли у ребенка, а увидеть может только тот учитель, который сам способен творить.
С уважением, ТЖ

Что подразумевать под творчеством ?Есть ТРИЗ,например.Если ученик работает рядом с творцом (и учится творчеству) - это одно.Но где у учителя в школе поле для творческой деятельности ?
Вы правильно сказали,что не всякий ученик и учитель готов и хочет заниматься творчеством.Значит есть еще что-то...просто усвоение материала для чего-то(?).
Разные деятельности и для разного...
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Попробую расчленить высказанное на функционально разные части. По своему разумению, разумеется smile.gif

1. Терминология. Старая тема про "отметку" и "оценку".
Восхищение - это оценка. Редкий творец устоит без поощрения.
То, что в журнале - это отметка. Хотя отметка и может нести в себе элемент оценки (если принцип ее формирования очевиден и результат принят, как должное). Однако в значительно бОльшей степени закорючка в журнале несет в себе административные последствия, чем обратную связь с экспертом, ПОМОГАЮЩУЮ в изучении.
Принципиальное отличие:
- оценка нужна творцу, чтобы скорректировать свое творчество в будущем
- отметка нужна школе и родителям для "бухгалтерской отчетности"
Самое страшное, что делает младшая школа - убивает оценку, заменяя ее отметкой, когда дети в соответствии с возрастной психологией видят в учителе высшего эксперта. Потом изменить это отношение практически невозможно, особенно, получая мощную поддержку в отношении к этому их собственных родителей.

2. Совершенно справедливое сомнение в количестве действительно творческих заданий в школьной программе

3. Совершенно справедливое сомнение в количестве способных к творчеству учителей

4. Особенно приятное для меня (моя идея-фикс) утверждение о необходимости взаимного поиска учеников и учителей

5. Мое дополнение из собственного опыта, полностью согласующееся со статистикой
Далеко не все дети хотят получать творческие задачи. По нашему опыту многие предпочитают стандартные упражнения на отработку (сделал-забыл), чем проблему, которую нужно решать самостоятельно, даже если технология предложена и не представляет большой сложности. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и, следовательно, ответственность не являются для большинства приоритетом.
Хотя есть те, кто наслаждается такими заданиями, но их существенно меньше.
Является ли это следствием педагогической предыстории, а на самом деле они могли бы остаться творцами, как утверждают некоторые психологи и педагоги, или это банальная статистика муравейника людей - не знаю.
Татьяна Жилина ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 08.06.2008, 12:29) <{POST_SNAPBACK}>
Что подразумевать под творчеством ?Есть ТРИЗ,например.Если ученик работает рядом с творцом (и учится творчеству) - это одно.Но где у учителя в школе поле для творческой деятельности ?
Вы правильно сказали,что не всякий ученик и учитель готов и хочет заниматься творчеством.Значит есть еще что-то...просто усвоение материала для чего-то(?).
Разные деятельности и для разного...


Под творчеством можно подразумевать то, что записано в словаре терминов - определение этого понятия.
Вы же не об этом?
Творчество ребенка и образовательное пространство, которое способно предоставить возможности для развития творческих способностей.

Есть ребенок, у него есть творческие задатки, есть образовательное пространство, участниками которого являются, во-первых, учителя, во-вторых, те кто обеспечивает условия образовательного процесса.

Допустим параметры:
- ребенок с задатками творчества - есть. О среднестатистическом ребенке говорить пока не будем, сделаем старт от максимально-возможного.
- Школа - место близкое к проживанию, дети маленькие и др. житейские невозможности...
- Учителя работают в школе по тому же принципу - близко к дому...
- Нет у учителя своего творческого начала, он хорошо знает предмет, не знает, изучит...

Как получить результат?
Как научить ребенка с творческими задатками?
Что для этого нужно учителю знать, понимать, применять?

Другая ситуация:
Творческий учитель, а дети без изюминки.

На что и как ориентироваться учителю?
Что и как развивать?

Будущие водители и опреаторы у компьютеров и т.д. - массовый контингент, как и что им развивать? с другой стороны, откуда знать кем кто станет?

Поле в школе для творческой деятельности учителя - это проблема, если директор в другом предметном пространстве.

В свою бытность я предлагала организовывать презентации деятельности учителей для учащихся и их родителей, чтобы обе стороны могли выбрать что и кто им нужен. Это, на мой взгляд, должно снимать проблемы определения - найти своего ученика - учителя...

Тогда у учителя будет стимул. Во-первых, хороший учитель будет иметь достаточное количество детей, что не противоречит нововведениям, с другой стороны будет доплата, так как, чтобы более слабый ребенок мог достойно идти на уровне лучших учеников, родители будут доплачивать за дополнительные занятия, творческий учитель всегда равняется на сильнейших.

Плохо для учителя, когда в определении себя деньги играют решающую роль, хорошие учителя теряют свою квалификацию на натаскивании детей, родители которых способны заплатить . Среднестатистическим детям достаточны среднестатичстические учителя, способные развивать знаниевую область.

Развитие творческих способностей на знаниевй основе, развитие знаний на творческой основе...

Где золотая середина?

С уважением, ТЖ
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Попробую расчленить высказанное на функционально разные части. По своему разумению, разумеется smile.gif

1. Терминология. Старая тема про "отметку" и "оценку".
Восхищение - это оценка. Редкий творец устоит без поощрения.
То, что в журнале - это отметка. Хотя отметка и может нести в себе элемент оценки (если принцип ее формирования очевиден и результат принят, как должное). Однако в значительно бОльшей степени закорючка в журнале несет в себе административные последствия, чем обратную связь с экспертом, ПОМОГАЮЩУЮ в изучении.


Зарубка на дереве - тоже отметка. smile.gif

Может развести проблему? Оставим понятийный аппарат оценки и отметки?

Например, я могу для себя отметить, что произведение искусства стоит внимания настолько, что его можно посмотреть и оценить степень своей заинтересованности. А можно восхититься, наполниться радостью, совсем не задумываясь об оценке... Не думаю, что душевное восприятие можно каким-то образом оценить.

У меня были несколько форм оценивания знаний. С администрацией и родителями двоечников боролась за правильность оценивания, дети поддерживали меня, даже двоечники. Двойки были по тестам, где нужно было четко ответить - да/нет или выбрать правильный ответ - вопросы из обязательных знаний - основы, правила, определения, простейшие понятия, все остальное - курсовые, дом.задания шло как зачет/незачет. При сдаче всех требований - отлично, если хотя бы что-то не сдано - оценка ниже, даже если есть работы из всех обязательных достойные восхищения (есть грамотные родители, которые делают за детей творческие задания...)

Принципиальное отличие:
- оценка нужна творцу, чтобы скорректировать свое творчество в будущем
- отметка нужна школе и родителям для "бухгалтерской отчетности"
Самое страшное, что делает младшая школа - убивает оценку, заменяя ее отметкой, когда дети в соответствии с возрастной психологией видят в учителе высшего эксперта. Потом изменить это отношение практически невозможно, особенно, получая мощную поддержку в отношении к этому их собственных родителей.


Психология взаимоотношений, работа с родителями. А оценки-отметки нужны, так как вся наша система отчетности на этом построена.

Мне интересно, какой психологический барьер наступает у детей при переходе от смайликов к оценке-отметке по 5-бальной системе? Что говорят детям? Смайликом учитель выражал свое отношение к работе ребенка, а цифра определяет степень выполнения задания - все/нет, правильно/неправильно. Смайликом же нельзя выразить количество сделанного?...

2. Совершенно справедливое сомнение в количестве действительно творческих заданий в школьной программе


На мой взгляд в школьной программе малое количество времени, но оно и справедливо, нельзя ребенка по всем предметам максимально нагружать...

3. Совершенно справедливое сомнение в количестве способных к творчеству учителей


Как научить среднестатистического учителя учить других творить?

4. Особенно приятное для меня (моя идея-фикс) утверждение о необходимости взаимного поиска учеников и учителей


Как Вы смотрите на развитие темы о презентации деятельности учителя для найти себе учителя-ученика?

5. По нашему опыту многие предпочитают стандартные упражнения на отработку (сделал-забыл),


Очень чревата наука - сделал/сдал/забыл, она повсеместна, а в ЕГЭ включаются, и это правильно, знания всех лет учебы. Например, понятие числа начинают изучать с первого класса, а к 8 дети напрочь забывают простые его понятия.

Это беда учителя или неправильно составленной образовательной программы?

Хотя есть те, кто наслаждается такими заданиями, но их существенно меньше.
Является ли это следствием педагогической предыстории, а на самом деле они могли бы остаться творцами, как утверждают некоторые психологи и педагоги, или это банальная статистика муравейника людей - не знаю.


Конкретно заданным заданием - меньше, но в разных предметах в сумме их больше, чем мы видим на своем уроке, поэтому нужны учителя, которые способны учить на своем уроке достойно.

Как этого достичь?

Не будем говорить о тех, кто не хочет, безответственный, нечестный, и т.д.

Учитель хочет быть творческой личностью, хотя бы уметь понимать что такое творчество и помогать развиваться детям в их творческом начале или учить самостоятельности мышления...

Что для этого нужно?


С уважением, ТЖ

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+