Личный кабинет

Нравственно-патриотическое воспитание в начальных классах средствами школьного музея

Светлана Лагузина ( Пользователь )
Среди общих целей Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики». В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Направляющую роль в этом играет школьный музей. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Руководитель музея Серебрякова Нина Александровна дает задание классному коллективу, проводит ознакомительную экскурсию. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители, старшеклассники. При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и предприятия города.
Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини – исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются видеофильмы, фотоальбомы, утренники-отчеты, участие в городских и республиканских конкурсах «Тайны родного края», «В кадре родной край» и др. Так, в ходе акции «Чистая вода» была проведена ознакомительная экскурсия с ребятами 3 класса по родникам нашего города. Юные краеведы очистили родник и продолжают следить за его чистотой. По итогам этой работы был создан видеофильм.
Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.
Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Советую Вам прочитать "Программу патриотического воспитания...", созданного нашим Правительством на 2006-2010 гг. Думаю, что мнение Ваше относительно, что должно быть заложено " в патриоте " несколько измениться. Обратите внимание на базе чего стоит проводить патриотичекую работу.
Марина Куликова ( Пользователь )
Андрей, не поняла, вы согласились с автором выступления или как? По поводу музейной педагогики ваша позиция какая, собственно говоря?!
Олег Чебан ( Пользователь )
Кстати, программа здесь:
http://prepod.km.ru/lib/patriot.doc
Скачал, еще не начал знакомиться, но уже представляю как обрушусь smile.gif
p.s.
Солженицын о национальной идее: "Сбережение народа". Правда, просто?
Весь патриотизм в этом и должен заключаться, или - гуманное "сожительство" граждан, во имя счастья и радости друг друга, а не морочить головы..ой пошел читать...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Куликова Марина @ Oct 4 2005, 11:17 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей, не поняла, вы согласились с автором выступления или как? По поводу музейной педагогики ваша позиция какая, собственно говоря?!

Уважаемая Марина! С праздником!
Любая педагогика, которая следует принципам: "Не навреди!" мной приемлема. В том числе и музейная.

(oleg @ Oct 4 2005, 11:29 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати, программа здесь:
http://prepod.km.ru/lib/patriot.doc
Скачал, еще не начал знакомиться, но уже представляю как обрушусь smile.gif
p.s.
Солженицын о национальной идее: "Сбережение народа". Правда, просто?
Весь патриотизм в этом и должен заключаться, или - гуманное "сожительство" граждан, во имя счастья и радости друг друга, а не морочить головы..ой пошел читать...

Олег! Прочитайте обязательно. Получите эстетическое удовольствие!!! И оратите внимание на милитаристическую напрвленность программы. Оказывается патриотизм - это не спасение народа, не его защита, а его гибель во имя великих идей.
Надежда Петрова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 06.10.2005, 01:08) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Марина! С праздником!
Любая педагогика, которая следует принципам: "Не навреди!" мной приемлема. В том числе и музейная.
Олег! Прочитайте обязательно. Получите эстетическое удовольствие!!! И оратите внимание на милитаристическую напрвленность программы. Оказывается патриотизм - это не спасение народа, не его защита, а его гибель во имя великих идей.

Почему патриотизм должен быть спасением народа? это не спасение, а скорее сохранение памяти народной. Ребята, благодаря музеям, не только запоминают какие-то важные вещи, но сами учатся ценить и оценивать историю в многочисленных её вариантах

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+