Личный кабинет

автоматизация системы образования

а хотели как лучше....
Fatamorgana Шарипова ( Пользователь )
Работала 2 года в школе сисадмином....
издеваются....
хотят информатизации образования, не прикладывая особых усилий и мат. затрат....

в общем это - крик души, вылившийся в научную работу....
может кому-нибудь пригодится...

Решение проблем, стоящих перед системой образования, во многом зависит, от качества труда управленческих кадров. Усложняющийся с каждым годом образовательный процесс требует постоянного увеличения мощности обслуживающих его информационных потоков. Сбор, передача, обработка, хранение информации с использованием традиционных технологий значительно снижают оперативность и качество управления.
Задачи управления образованием настолько усложнились, что требуют автоматизации информационной поддержки, т.е. создания автоматизированных информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления (АСУ).

При решении на практике вопросов, связанных с созданием АСУ для образовательной сферы, приходится сталкиваться с решением целого ряда проблем: экономических, организационных, кадровых, правовых, психолого-педагогических, этических.

Сейчас вопросы применения информационных технологий в образовании классифицируются так:
1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
2. Педагогическое управление.
3. Повышение квалификации кадров.
4. Научные исследования по педагогике, психологии и методике.

Перечень задач, решение которых с использованием компьютеров может повысить качество педагогического управления:
1. Ведение статистических баз данных.
2. Внутриучрежденческое делопроизводство.
3. Планово-экономическое обеспечение.
4. Бухгалтерский учет.
5. Ведение архивов.
6. Библиотечно-библиографические каталоги.
7. Диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Одной из важных особенностей перехода к АСУ в педагогическом управлении является то, что автоматизации подлежит уже функционирующая система, и нельзя допустить, чтобы автоматизация нарушила ее работу.

При практическом внедрении данных систем в образовании возникает множество проблем:
- обучения сотрудников новым технологиям работы с информацией;
- изменения штатного расписания в связи с введением соответствующих должностей
- приобретения или написания программного продукта для работы различных категорий слушателей;
- приобретения компьютеров и периферийных устройств;

Помимо этого, существует еще одна, немаловажная проблема: документооборот от внедрения данной системы мало где изменился, а к письменным вариантам документов прибавились их электронные аналоги.

Плюсы и минусы данной системы можно рассмотреть на примере АСУ региональной системы образования, внедренная сейчас в школы нашего города Сызрань\самарская область\.



АСУ РСО - это система, предназначенная для формирования единого городского информационного образовательного пространства. При этом АСУ РСО содержит также возможности для организации внутришкольных информационных пространств: продукт включает возможности мониторинга учебного процесса, административные функции, возможности для общения и коллективной работы. Информационные пространства отдельных образовательных учреждений объединяются в единую систему.

Система АСУ РСО поддерживает следующие типы пользователей:
• управление образования;
• администратор сервера "АСУ РСО";
• администратор системы (в школе);
• директор/завуч;
• классный руководитель/преподаватель;
• учащийся;
• родитель;
• технический персонал.

сейчас мы видим перед собой стартовую страницу системы АСУ РСО. Попасть на неё может каждый желающий, введя в адресную строку своего браузера адрес http\\:62.213.19.162. . В соответствующие поля вводим данные в зависимости от школы и прав доступа. Входим в систему.

описание системы АСУ РСО на примере учетной записи Шариповой Э.Р. , зарегистрированного администратора АСУ РСО, его клиентской части. Пример формы тематическо – календарного планирования уроков.\ добавить своё\

Положительная сторона внедрения АСУ РСО:
- вся информация хранится упорядоченной в единую форму
-Одновременно в системе могут работать, не мешая друг другу, пользователи многих школ. Каждая школа занимается размещением информации самостоятельно и является хозяином своей информации, находящейся на физически удаленном сервере, при этом каждой школе доступен только свой сегмент
-к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для генерирования и вывода на печать статистических и иных отчетов, не требуя от руководителей школ отдельных отчетов с последующей работой по своду информации.
-Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют возможность авторизованного доступа к информации с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Права доступа к информации разграничены и гибко настраиваются.

Отрицательная сторона внедрения АСУ РСО:
-отсутствие возможности добавить в штатное расписание должность системного администратора
-как следствие предыдущего пункта, отсутствие грамотной работы с АСУ в школах.
-низкий уровень знаний информационных технологий у сотрудников, из-за чего система не эксплуатируется в полной мере.

Проведенный опрос среди учителей, работающих в системе АСУ РСО, показал, что система, разработанная для того, чтобы упростить работу на практике усложняет процесс:



-внедрение электронных журналов не повлекло за собой отмену бумажных
-тематические планирования и поурочные разработки сдаются на бумажном носителе и в системе АСУ РСО, и при этом имеют абсолютно разные требования к оформлению.
-имеющиеся надбавки к зарплате не перекрывают затраченного на работу в системе времени.
-сервер, на котором установлена АСУ РСО не отвечает поставленным перед ним требованиям, в связи с этим система часто оказывается не работоспособной, а сроки сдачи материалов не переносятся.

учитывая приведенные выше факты я пришла к выводу, что для того чтобы система АСУ РСО в Западном управлении министерства науки и образования Самарской области работала стабильно, оправдывала затраченные на неё средства и действительно автоматизировала образование и упростила работу школ необходимо:
1. оборудование, которое бы соответствовало требованиям системы. Это как физическое оборудование, так и вспомогательное программное обеспечение: сервер АСУ РСО, пользовательские рабочие компьютеры, корректная антивирусная система, как в первом, так и во втором случае для избежания вирусных атак с рабочих станций и для защиты сервера в случае таковой; корректно работающий браузер, для поддержания функций пользовательского интерфейса.
2. Обязательное введение в штатное расписание должности системного администратора, для обслуживания и настройки компьютерной сети в школах, выполнения функции администрирования АСУ РСО и обучения остального персонала школы грамотной работе в системе.
3. Приведение электронных и бумажных отчетов к единой форме для того, чтобы не сдавать одни и те же данные в различных видах и не усложнять документооборот, т.е. стандартизировать имеющуюся в АСУ РСО форму отчетов, как в электронном виде, так и при выводе на печать.
4. Дополнительные выплаты учителям за работу в системе АСУ РСО, потому что имеющиеся в данный момент выплаты не перекрывают затраченного на работу в системе времени.
Учитывая имеющиеся плюсы, не стоит отказываться от АСУ совсем, необходимо решить проблемы связанные с организацией её работы, методом, предложенным выше.

пс: столкнувшиеся с данной АСУ меня поймут....ЛЮДИ! вместе мы сила....
Михаил Богданов ( Пользователь )
(Fatamorgana Ринатовна @ 04.05.2008, 10:52) <{POST_SNAPBACK}>
Работала 2 года в школе сисадмином....
издеваются....
хотят информатизации образования, не прикладывая особых усилий и мат. затрат....

в общем это - крик души, вылившийся в научную работу....
может кому-нибудь пригодится...


информация интересная.
подтвержается одна важная мысль: пока на федеральном уровне не предложено решение, которое можно было бы масштабировать и использовать единообразно во всей системе образования, так и будет продолжаться : в каждой избушке - свои погремушки. Везде какие-то собственные наработки, причем закрытые и не поддерживающие друг друга. Отсюда, кстати и проблема: спроси сегодня Калину или Фурсенко - сколько у Вас СЕГОДНЯ РЕАЛЬНО учится учащихся в школах, они наверняка ошибутся. Хотя какие проблемы, если у всех внедрены какие-то АИС??

По-моему, решение проблемки живет в следующей модели:
1. на основании гос контракта разрабатывается базовое ядро, причем на условиях открытой лицензии с открытыми кодами (что бы региональные власти в дальнейшем могли нанимать собственных разработчиков на условиях ФЗ-94). Ядро должно закрывать основные единые для всех регионов задачи АИС и поддерживать работу со всеми нац. языками, используемыми в РФ
2. к ядру пишутся основные модули, так же единые по своей сути: кадры, контенгент, основные средства, бухгалтерия... так же на условиях лицензии GPL или какого-то внутре-отраслевого аналога.
3. принимается регламент работы с данными продуктами и правила передачи и хранения персональных данных учащихся. издаются соотв. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ правоустанавливающие документы, что бы потом региональные УО могли работать по ним и на их основании формировать собственную правовую базу по работе с АИС.

и т.д.... если кому интересно можем попробовать обсудить ее и попробовать предложить высоким начальникам.
Вот тогда мы и будем силой...
smile.gif
Ольга Маракушева ( Пользователь )
Цитата (Fatamorgana Ринатовна, 04.05.2008, 11:52) <{POST_SNAPBACK}>
ЛЮДИ! вместе мы сила....



2 года работаем с АСУ РСО в школе п. Волжский Утёс. Ни разу не получала за эту работу ни копейки. С удивлением узнала об оплате в школах Сызрани. Каков механизм оплаты?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Коллеги, мы все как-то знакомы и с основами психологии, и с трудами классиков марксизма-ленинизма. И то, и другое при анализе социальных явлений отправляет нас к ... правильно, интересам. Как можно свести разные требования, если при этом оказываются ущемлены и амбиции, и интересы чиновника? Главный закон бюрократии давно известен: необходимо постоянно напоминать о своей нужности, а то сократят. Поэтому каждый чиновник плодит тучу запросов и собирает отчеты, которые никому не нужны, но из них всегда можно что-то выудить, напоминающее бурную и полезную деятельность. А любая АСУ по-свински выводит на чистую воду все тонущие в бумагах нестыковки либо не работает, как надо, т.к. ее создавали не для работы, а для видимости и отмывки денег в полном согласии с теми же чиновниками.
Николай Леонов ( Пользователь )
Fatamorgana Ринатовна Вы молодец!
Работа мощная и нужная. Всё это очень нужно и полезно. Но было бы весьма целесообразно в АСУ РСО добавить "Автоматизированную психологическую систему управления познавательной деятельностью учащихся" полностью меняющую отношение учащихся к учебной деятельности. Автоматически приводящую всех учащихся к полному (без пробелов в знаниях и умениях) усвоению учебного материала предмета. Описание которой приводится в книге Н.Леонова «Новая эффективная дидактика» http://www.moscowbookshouse.ru/catalog.aspx?subj_id=2309 В этом случае могло быть созданно красивое и эффективное управление. Только кто бы это всё сделал? Мы бы с удовольствием сотрудничали с ними.
Олег Исайкин ( Пользователь )
Цитата (mbogdanov, 04.05.2008, 15:05) <{POST_SNAPBACK}>
информация интересная.
подтвержается одна важная мысль: пока на федеральном уровне не предложено решение, которое можно было бы масштабировать и использовать единообразно во всей системе образования, так и будет продолжаться : в каждой избушке - свои погремушки. Везде какие-то собственные наработки, причем закрытые и не поддерживающие друг друга. Отсюда, кстати и проблема: спроси сегодня Калину или Фурсенко - сколько у Вас СЕГОДНЯ РЕАЛЬНО учится учащихся в школах, они наверняка ошибутся. Хотя какие проблемы, если у всех внедрены какие-то АИС??

По-моему, решение проблемки живет в следующей модели:
1. на основании гос контракта разрабатывается базовое ядро, причем на условиях открытой лицензии с открытыми кодами (что бы региональные власти в дальнейшем могли нанимать собственных разработчиков на условиях ФЗ-94). Ядро должно закрывать основные единые для всех регионов задачи АИС и поддерживать работу со всеми нац. языками, используемыми в РФ
2. к ядру пишутся основные модули, так же единые по своей сути: кадры, контенгент, основные средства, бухгалтерия... так же на условиях лицензии GPL или какого-то внутре-отраслевого аналога.
3. принимается регламент работы с данными продуктами и правила передачи и хранения персональных данных учащихся. издаются соотв. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ правоустанавливающие документы, что бы потом региональные УО могли работать по ним и на их основании формировать собственную правовую базу по работе с АИС.

и т.д.... если кому интересно можем попробовать обсудить ее и попробовать предложить высоким начальникам.
Вот тогда мы и будем силой...
:)


Михаил Юрьевич, так почти всё, что Вы описали, я так понимаю, уже поставлено в школы за федеральные деньги. Называется "1С: Управление школой".

Или не так?
Надежда Лихачева ( Пользователь )
Работаю с АСУ недавно методистом. Большой объем перелопатила, но не жалею - учителя прониклись и уже понимают суть проблемы использования электронного журнала. И Департамент старается направить и помочь. Так в чем проблема? Не надо отвергать то, что пусть хоть немного упростит работу сейчас, а что будет потом посмотрим. Требуют отчеты, пишут приказы и т.д., а потом все затухает. А по поводу доплат, то в новом едином справочнике профессий для учителя четко определена обязанность использовать электронные ресурсы и электронный журнал в том числе. Но вот лучше, чтобы система была на нашем сервере, и доступ был бы без перебоевю
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Надежда Лихачева, 02.04.2010, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
Работаю с АСУ недавно методистом. Большой объем перелопатила, но не жалею - учителя прониклись и уже понимают суть проблемы использования электронного журнала. И Департамент старается направить и помочь. Так в чем проблема? Не надо отвергать то, что пусть хоть немного упростит работу сейчас, а что будет потом посмотрим. Требуют отчеты, пишут приказы и т.д., а потом все затухает. А по поводу доплат, то в новом едином справочнике профессий для учителя четко определена обязанность использовать электронные ресурсы и электронный журнал в том числе. Но вот лучше, чтобы система была на нашем сервере, и доступ был бы без перебоевю

Мало ЗАСТАВЛЯЮТ И ВЫНУЖДАЮТ Вашим электронным журналом пользоваться?
Во бред то... Приложить свои усилия, а лучше своего ведомства к отмене бумажного журнала не пробовали? Ей богу продуктивней получится, чем на гадов не понимающей вселенской ценности ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ работы на вас,. заставлять суетится и изображать бурную вашу деяльность
Может и должность штатного чина при журнале не понадобиться, при нем и так много "методистов" кормится , а ведь там одного системщика на миллион пользователей пожалуй уже много...
Сергей Косаченко ( Пользователь )
Цитата (mbogdanov, 04.05.2008, 19:05) <{POST_SNAPBACK}>
информация интересная.
подтвержается одна важная мысль: пока на федеральном уровне не предложено решение, которое можно было бы масштабировать и использовать единообразно во всей системе образования, так и будет продолжаться : в каждой избушке - свои погремушки. Везде какие-то собственные наработки, причем закрытые и не поддерживающие друг друга. Отсюда, кстати и проблема: спроси сегодня Калину или Фурсенко - сколько у Вас СЕГОДНЯ РЕАЛЬНО учится учащихся в школах, они наверняка ошибутся. Хотя какие проблемы, если у всех внедрены какие-то АИС??

По-моему, решение проблемки живет в следующей модели:
1. на основании гос контракта разрабатывается базовое ядро, причем на условиях открытой лицензии с открытыми кодами (что бы региональные власти в дальнейшем могли нанимать собственных разработчиков на условиях ФЗ-94). Ядро должно закрывать основные единые для всех регионов задачи АИС и поддерживать работу со всеми нац. языками, используемыми в РФ
2. к ядру пишутся основные модули, так же единые по своей сути: кадры, контенгент, основные средства, бухгалтерия... так же на условиях лицензии GPL или какого-то внутре-отраслевого аналога.
3. принимается регламент работы с данными продуктами и правила передачи и хранения персональных данных учащихся. издаются соотв. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ правоустанавливающие документы, что бы потом региональные УО могли работать по ним и на их основании формировать собственную правовую базу по работе с АИС.

и т.д.... если кому интересно можем попробовать обсудить ее и попробовать предложить высоким начальникам.
Вот тогда мы и будем силой...
:)


По моему разумению, нужно начать с разработки стандартов для информационного обмена. Далее сторонние разработчики напишут под эти стандарты свои продукты. Чем продуктов будет больше - тем лучше, но стандарт должен быть един.

Цитата (Надежда Лихачева, 02.04.2010, 16:35) <{POST_SNAPBACK}>
Но вот лучше, чтобы система была на нашем сервере, и доступ был бы без перебоевю

Согласен с Вами, Надежда. Сервер должен быть на территории ОУ в локальной сети, т.к. в нем хранятся ПДн учащихся и работников ОУ. Скорость доступа к серверу от переноса его в локальную сеть тоже возрастет.
Конечно, в школе тогда должен быть и системный администратор, чтобы этот сервер обслуживать.

Цитата (Олег Исайкин, 17.02.2010, 20:57) <{POST_SNAPBACK}>
Михаил Юрьевич, так почти всё, что Вы описали, я так понимаю, уже поставлено в школы за федеральные деньги. Называется "1С: Управление школой".

Или не так?

Поставлено... Так-то оно так. "Поставлено" и "внедрено" - это (как говорят в Одессе) две большие разницы.
У 1С есть минусы:
1) 1С использует в своих продуктах доступ к БД не SQL, что влечет высокую нагрузку на сервер и каналы связи при одновременной сетевой работе с нескольких компьютеров.
2) 1С Разработана под Windows. Программу-клиента скорее всего можно запустить в Линукс под Wine, но без школьного системного администратора это настроить непросто, а ставок школьных администраторов в школах официально нет.
3) Кстати, поставить, установить, настроить 1С мало... нужно еще и поддерживать в работоспособном состоянии 1С в локальной сети для чего необходим (опять же) школьный системный администратор.
Может есть и другие минусы... добавьте сами.
Олег Исайкин ( Пользователь )
Цитата (Сергей Косаченко - с.Каргасок, 07.04.2010, 13:35) <{POST_SNAPBACK}>
Поставлено... Так-то оно так. "Поставлено" и "внедрено" - это (как говорят в Одессе) две большие разницы.
У 1С есть минусы:
1) 1С использует в своих продуктах доступ к БД не SQL, что влечет высокую нагрузку на сервер и каналы связи при одновременной сетевой работе с нескольких компьютеров.
2) 1С Разработана под Windows. Программу-клиента скорее всего можно запустить в Линукс под Wine, но без школьного системного администратора это настроить непросто, а ставок школьных администраторов в школах официально нет.
3) Кстати, поставить, установить, настроить 1С мало... нужно еще и поддерживать в работоспособном состоянии 1С в локальной сети для чего необходим (опять же) школьный системный администратор.
Может есть и другие минусы... добавьте сами.


Нет, от себя минусы добавлять не буду. Не имею права:), т.к. представляю другой продукт. Я просто хотел намекнуть, что вот же есть, вроде бы, решение, которое де-факто признано стандартом. А не очень широко распространяется в реальной жизни.

То, что надо было начинать со стандартов обмена - абсолютно согласен. Пусть бы разработчики открыто конкурировали между собой в написании отдельных частей информационной среды.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+