Личный кабинет

Обсуждение ТЗ на разработку новых стандартов

в рамках реализации КПМО
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Прежде чем образовательные стандарты в соответствии с принятым законом начнут действовать - их нужно разработать. По закону разрабатывать эти стандарты могут не все, а только те,органищации, кому Президент и Правительство РФ поручит.

Но само тнхническое задание (ТЗ) на разработку этих будущих стандартов может быть сформулировано при нашем с Вами участии. Институт образовательной политики "Эврика" приглашает к обсуждению ПРОЕКТА двух технических заданий участников из региональных команд.

А мы с Вами разве не команда? Разве нет на ВИПе сил и возможностей повлиять на то, какими будут эти будущие образовательные стандарты? Пусть и не нами разработанные, но зато по нашему техническому заданию.

Предлагаю независимо от того,как ответят на наш запрос в ИОП "Эврика" все равно начать прямо здесь и теперь обсужение с того, что предлагает Алесей Борисович Воронцов:

1. Ознакомиться с этими ТЗ.
2. Сформулировать по ним на этой ветке вопросы
  • на понимание терминов (что это такое?) ии их логическую связность
  • на свясь написанных слов с реальной практикой
  • на внятность и реалистичность процедур, описанных в техзаланиях и т.д.
3. Отправить наши вопросу в ИОП и по инстанциям

4. При условии принятия нашей группы как поноправного участника - собраться желающим и поехрть 19 апреля на встрк\кчу в "Ихмайлово"

5. Обсуждения здесь продолжать в любом случае.
Павел Максименко ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 08.04.2008, 22:47) <{POST_SNAPBACK}>
Прежде чем образовательные стандарты в соответствии с принятым законом начнут действовать - их нужно разработать. По закону разрабатывать эти стандарты могут не все, а только те,органищации, кому Президент и Правительство РФ поручит.

Но само тнхническое задание (ТЗ) на разработку этих будущих стандартов может быть сформулировано при нашем с Вами участии. Институт образовательной политики "Эврика" приглашает к обсуждению ПРОЕКТА двух технических заданий участников из региональных команд.

А мы с Вами разве не команда? Разве нет на ВИПе сил и возможностей повлиять на то, какими будут эти будущие образовательные стандарты? Пусть и не нами разработанные, но зато по нашему техническому заданию.

Предлагаю независимо от того,как ответят на наш запрос в ИОП "Эврика" все равно начать прямо здесь и теперь обсужение с того, что предлагает Алесей Борисович Воронцов:

1. Ознакомиться с этими ТЗ.
2. Сформулировать по ним на этой ветке вопросы
  • на понимание терминов (что это такое?) ии их логическую связность
  • на свясь написанных слов с реальной практикой
  • на внятность и реалистичность процедур, описанных в техзаланиях и т.д.
3. Отправить наши вопросу в ИОП и по инстанциям

4. При условии принятия нашей группы как поноправного участника - собраться желающим и поехрть 19 апреля на встрк\кчу в "Ихмайлово"

5. Обсуждения здесь продолжать в любом случае.



Вы верите, что Вас (нас) захотят услышать?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 08.04.2008, 23:05) <{POST_SNAPBACK}>
Вы верите, что Вас (нас) захотят услышать?


Услышать при разработке ТЗ? - Абсблютно уверен, если наши предложения будут СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ.

Зчем на этом этапе затыкать уши, чтобы потом от общественности нарекания по этому поводу выслушиввать? Нет, мой опыт показывает, что любой ЗАКАЗЧИК (а им выступает Правительство РФ) всегда тщательно соберет ВСЕ поступившие предложения и вклюит их в ТЗ. Ведь не ему же самому потом с разработкой оттуватьмя, а тем исполнителям - ДОВЕРЕННЫМ по указу Президента РФ организациям,, которые эти наши пожелания потом в ТЕКСТЫ воплощть будут. А этиз ДОВЕРЕННЫХ с перебором... И денег всегда не зватает на всез... Конкуренция возникнет, понимаеешьююю

Так пусть, - думает ЗАКАЗЧИК, они,ИСПОЛНИТЕЛИ за эти деньги по попотеют. Ведь в любом слкчае по закону придется Министерству конкурс даже среди ДОВЕРЕННЫХ проводить. И с ценой запрашиваемой исполнителями считаться....Помните как со "Школьным порталом".Будет сходная ситуация... Зачем заказчику заранее делать её конфликтной с новым Президентом РФ?

А ОИП "Эурика" в число доверенных исполнителей не входит. Он только взялся "соломки" под формирование Правительством ТЗ подстелить... Так что его намерения в этой ситуации прозрачны, не корыстны и чисты, и я ему тоже доверяю. Как и нам с вами... И верю, что справимся...

Читайте файлы... Вы же с правом и хаказами-договорами накоротке...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Каждый видит столько, сколько понимает... И что понимает...Как консультант по управлению, ВИР, при прочтении ТЕКСТА смотрит прежде всего на его СТРУКТУРУ (морфологию - части и их логическую взаимо связь)..Это совсем не означает, что это "правильно"... Ведь учитель предлк всего может обращать внимаение на то как описанные требования к будушим стандартам скажутся на его уроках. А директор школы не узреет, что упушена какая-то процедура использования стандартов. Что родитель... МЫ 0 РАЗНЫЕ и в этом наша сила. На этой ветке каждое лыко в строку tongue.gif Но лыко конкретное...а не эмоциональное... Тогда что с озами-азами делать потом в ТЕКСТЕ ТЗ? Наша задача тут -набрать побольше точных ВОПРОСОВ. Итак структура ТЗ

Три раздела ТХ задают логику вылеления ПРОБЛЕМЫ, преодоления проблемы через введение госстандарта и описание аттекстации как процедуры использования стандарта для преодоления проблемы. На первом слое детаоизации логика безукоризнена и к ней не придерешьс. Шагнем на второй слой детализации.
1 раздел
Описание проблемы
1) Противоречие между знаниевым и компетентностным подходами в образовании.
2) Противоречие между экстенсивным подходом к построению базисного учебного плана и требованием устранения перегрузки учащихся.
3) Противоречие между вариативностью образования, заявленной в Законе «Об образовании», и набором обязательных учебных дисциплин и примерных учебных программ.
4) Противоречие между декларированными в Госстандарте 2004 года целями образования и его структурой.
5) Противоречие между большим количеством вариативных учебников в федеральном перечне и небольшим реальным числом вариативных учебников на местах в школах.

Описание проблемы представлено через противоречия. Ну, это право Заказчика, только что с этим Исполнитель делать должен? Наверное, детализировать на признаки наличия противоречия? Чтобы потом в итоге убедиться,что ТЗ выполнено, и указанные противоречия через исполнение ТЗ и его положений и стандарте будут устранены? Не знаю... В проекте ТХ про это не слова...Зато написано:
В связи с этим в период (март-ноябрь 2008 года) силами общественных профессиональных образовательных организаций, пилотных регионов Приоритетного национального проекта «Образование» необходимо разработать и предложить свой вариант образовательных стандартов второго поколения. Для этого необходимо:разработать требования к результатам..

Ага! bravo.gif ... понимаю я,- значит в ТЗ прописаны нетребования к Исполнителю, а ему самому в ТЗ (?) дано право сформуоировать требования региональным исполнителям. А это индульгенция на егособственную безответственность...Нго-то собственные рискив тот момент,когда он будет сдавать отсет Министерству в чем? Ну, пописал обязанности регионов... Так это все само Министерствопо собственному Положению делать за собствнный счет должно. А ткт кто-то за государственные конкурснные деньги вместо него это сделал. Конечно примут... Самих-то регионов гакоторых требования свалятся, в этот момент рядлм не будет...

Зато счетная Палата сразу узрит тут двойное финансирование одной итой же государственной министерской функции. Перерасход и дело подсудное... Кого прокуратура привлекать будет? Того,кто такое ТЗ на конкурс подписал... Кого-то из заиминистров..Кто по приказу или по должности за конкурсы и торги отвечает.
2 раздел
Новая модель госстандарта в образовании – как система требований к результатам и условиям их достижения
1) Ключевое место в госстандарте должны занять требования к образовательным результатам.

2) Требования к условиям достижения определенных стандартом результатов

Важное место в системе требований к Образовательным программам должны занять требования к образовательным технологиям и способам взаимодействия субъектов процесса образования.


Чтобы достичь РЕЗУЛЬТАТА необходимо создать УСЛОВИЯ,-это логично и понятно. Но как УЧЛОВИЯ с ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ и ТЕХНОЛОГИЯМИ связаны? И со СПОСОБАМИ вщаимодействия СУЬХЕКТОВ? Аедь оезультат возникает в ПРОУЧЧЕ а длгике ВЗОД-ВЫХОД. А что это за процессы в тез задании не сказано. Так как нет там нарисованной схемы, то есть подозрение, что сам заказчик пуьает лбъекный и процессный подходы. И что тогда Исполгитель с таким ТЗ делать будет? Всен что ни напигет,- то и хорошо. Это тольео из правлы логически правла вытекает. П излжи техщадания модет вытечь все что кгодно. И все будет оплачено. Критериев-то выполнения самого ТЗ нет?
3 раздел
Разработка требований и рекомендаций к итоговой аттестации школьников

:1 направление – разработка требований к контрольно-измерительным материалам для оценки качества учебно-предметных достижений школьников на основе использования уже существующих разработок в отечественном образовании за последние пять лет модернизации российского образования.
2 направление - разработка требований к оценке сформированности ключевых компетентностей школьников на основе существующих в российском и зарубежном опыте двух технологий:
3 направление - разработка способов и приемов оценки внеучебных достижений школьников, социальных возможностей и опыта учащихся. Одним из инструментов такой оценки могут стать образцы проектных задач, с помощью которых может быть определены возможности школьников действовать в квазиреальной (модельной), квазижизненной ситуации.


Да ... "на основе уже имющихся... отечественныз и зарубежныъ..." А их столько! И кого потом конкурсная комиссия из даух-трез подавших на конекурс Исполнителей, которые на собственный вкус выберут то, что в их собственном сознании поближе лежало? Ну,дажно уж,небудем в ТЗ ьребовать развернуть представления о модульно-компетентностном подходе, предписанном Законом. Но потребовать от исполнителя модель сопоставительной оценики "уже имющихся... отечественныз и зарубежных" надо же? Это же конкурс внутри конкупса? Ведь каждый разделс поручения сделать АНАЛИЗ ситуации должен начинаться..Заказчик, будь то Правительство или Министерство не своиже собственные пробемы и "противоречия" с кем-то регант с помощью стандартов, а проблемы ОБРАЗОВАНИЯ. То есть того,что ВСЕХ субхектов касается - от ребенка и учителя, до муниципалов, общественности и бизнеса. Вот с заказа на всесторонний и гоубокий анализ этих "проблем",как признаков большущей ПРОБЛЕМЫ российскогообразования и должно гачиналься, на мой взгляд, техническое задание. .

Что сказать? Собирался я завтра сделать понятийный анализ проекта ТЗ... Но зачем? Ведь это даже по структуре не "техническое задание"... Все с самого начала (кроме первого слоя) в структуре передклывать надо... Слоя на четыре вглубь. А эти структурные изменения неминуемо породят изменения содержательные...Вот тогда и дальше двинемся.

А каково ваше мнение, коллеги?
Светлана Зайцева ( Пользователь )
Любое частное мнение может быть ошибочным. На то оно и мнение http://pedsovet.org/forum/index.php?act=ST...t=3908&st=0

Посмтрим,что коллеги-виповцы скажут... А что вы скажете?


Владислав Иванович, пока они там думают, ошибочно или нет Ваше мнение, не могли бы Вы дать определение "современного постиндустриального общества", наличие которого не подвергается сомнению в ТЗ и даже определены "единицы измерения потенциала выпускника" , как наиболее востребованные в этом обществе.
Чтобы понять все же, под что стандарты выстраиваются. Под что-то реальное или под вымыслы, домыслы и пожелания разработчиков.
Спасибо большое.
Светлана Александровна.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Светлана Александровна Зайцева @ 09.04.2008, 03:01) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, пока они там думают, ошибочно или нет Ваше мнение, не могли бы Вы дать определение "современного постиндустриального общества", наличие которого не подвергается сомнению в ТЗ и даже определены "единицы измерения потенциала выпускника" , как наиболее востребованные в этом обществе.
Чтобы понять все же, под что стандарты выстраиваются. Под что-то реальное или под вымыслы, домыслы и пожелания разработчиков.
Спасибо большое.
Светлана Александровна.


Светлана Александровна, Вы абсолютно правы, на мой взгляд, по пафосу и уровню халаваемых вопросов - стандартам должна предшествовать концепция образования с прописанным понятийным аппаратом.

Но это же не наша заботв на этой ветке выполнять работу даже не за ращработчиврв ТЗ,, уж прямо за самимх потенциальных доверенных исполнителей=конкурсантов , которые будут конкурировать ха получеение днег?

Так что я начал бы собирарь вопросу на форум ИОП "Эврики" ипредложил бы с Вашей аодвчи певый аоапрс?

1. Длжно ди ТЗ содержатьщадание исполнителюна разработку тезауруса (словря, вркабулера, словника...) содержащего основные теримины, оопределения (дефиниции) и понятия, используемые с тестеах,касаюзихся образовательных стандартов?

А к Вам, светлана Алеоександровна,у меня встречное предложене. Не могли бы Вы описать как и ща чет чего в американских школах стандарты действительно становяися принимаемыми и исполняемыми НОРМАМИ для учителей, администрации, деьей, родителей... Возможно, РоманНиколаевич расскажет как с этим дело оьстоит в Канаде? Какими нормативными актами обеспечивается? Потому что мало написать и пиинять стандарты, - нудно, чтобы они еще и исполнялись. Может мы вкдючим тогда в ТЗ шадание на разработку и таких условий общественного принятия и неотторжения стандпотов. И сформулируеи еще однин ВОПРОС кна обсуждение?

. А пока наша местная задача tongue.gif - вопросы накапливать. В этом симсле мой первый пафосный и риторический вопрос со вчеранего вечера:

0. Можно ли считать опубоикванный текст ТЗ "техническим заданием" и почему?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 09.04.2008, 09:16) <{POST_SNAPBACK}>
0. Можно ли считать опубоикванный текст ТЗ "техническим заданием" и почему?

Основания к задаванию такого вопроса, связанные со санализом труткры проекта ТЗ,описаны выше. Теперь про основания, связанные с анализом операций, - тех действий, которые предписывается выполнить будущему Исполгителю этого ТЗ.

"Способ" , о котором мимоходом упоиянуто в проекте ТЗ, описан как правило в тексте через глагол, у которого есть и скбъект действия и предмет действия. Такова логика предложений любого языка и речи. Не обращая теперь внимание на структуру текста аосмотрим, что и с чем предписыает ТЗ СДЕДАТЬ будущему исполнителю-разработчику стандартов.

Отделяя истрсториские описания и идеологические обоснования (непонятнозачем они нжны в техзадании – разве раззработскик сам не в соотоянии со вмеми этим и другими документами познакомиться?) можно обнаружть,что все предписания к действию для инсполгнителя можно поделить на две больгие составлябшие:
1. Описывающие желаемый заказчиком рехультат разработки стандартов
*другими словами,результат результата)
  • Основной акцент должен быть сделан на разработку требований к образовательным программам, результатам образования и условиям их достижения.
  • Поэтому следующая задача, которая должна быть решена в ходе данного Проекта - разработка таких требований к содержанию и структуре образовательных программ, которые бы смогли задавать образовательным учреждениям, отдельным школьникам возможности реально строить свои индивидуальные образовательные маршруты (траектории) как внутри отдельных учебных дисциплин, так и в построении межпредметных (междисциплинарных) отдельных образовательных модулях, включающих как учебные, так и внеучебные виды деятельности.
  • Целесообразно рассмотреть вопрос о замене учебного плана на образовательный план школы, в котором заложить требования к соотношению учебных и внеучебных видов деятельностей при переходе от одного возраста к другому. Целесообразно также указать соотношение между учением и обучением, которое должно меняться от класса к классу
.
2. И описывающие сам результат работы исполнителя по разработке стандартоа:
1) разработать требования к результатам и условиям достижения новых образовательных результатов на трех ступенях школьного образования;
2) разработать и описать виды образовательных программ, их структуру, требования к их содержанию и их наполнению с учетом требований к новому стандарту образования, в том числе требования к базисному образовательному плану;
3) на основе лучших образцов международной и российской практики проведения мониторинговых исследований сформулировать требования к содержанию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных и внеучебных достижений школьников;
4) сформулировать требования к содержанию, организации и проведению итоговой аттестации школьников на региональном и школьном уровнях с учетом новых требований к оценке учебных и внеучебных достижений школьников, а также аттестации педагогов;


Возможно это связано в различением в юриспруденции функции правоустановления (пусть будет так как я хочу) и фунуции провоприменения (а тебе для этого нужно сделать вот то-то и то-то)

Причем, эти две функции иногда смешаны в тексте проекта ТЗ в одном предложении или фразе:

Предельная учебная нагрузка школьников должна рассчитываться исходя из реальной трудности учебных дисциплин, а не только исходя из количества уроков в день.
• усилить интегративный подход в организации учебного процесса. Этого можно добиться за счет построения образовательного плана как системы образовательных областей (за счет внутренней интеграции образовательной области и введения модульной организации учебного материала и учебного процесса). Например, учебный модуль «Природные системы Земли», который включает содержание из таких учебных дисциплин, как география, биология, химия и физика, может дать за счет интеграции достаточный резерв времени для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
• увеличить долю самостоятельной работы школьников в общей нагрузке. Реализация этой идеи ведет к уменьшению количества обязательных часов в образовательном плане по мере движения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). Предположительно, соотношение затрат времени между работой детей коллективно в классе и самостоятельной работой вне класса от начальной к старшей школе должно меняться в следующих пропорциях: в начальной школе 20/80, в основной (6-9 классы) 40/60, в старшей 80/20.

Более того здесь и ниже неразличены уровни (слои) детализауии. И совсем непоняно, ,где заказчик предявляет приоритеты и сообсетствующие им критерти, где формулирует требования и вытекаюшие из них правила, а где говорит о показателях ,которые можносстандартизировать. Что из чего вытекает и что ог чего зависит? Какова система и иерархия? На что исполнителю ориентировться? И как потом принимать исполненный им заказ? Все что написал, - то и хорошо.


Отсюда следующий вопрос
2) Почему три раздела (проблема, стагдарты и их применение) не описаны в «одной систнме координат»? В одном формате, который мог бы обеспечить их логическую связность и преемственность и целостность всего техзадания?

И еще один вопрос из анализа операций, предписанныхв ТЗ.
Следующий шаг в этом направлении должен быть сделан в сторону содержательного наполнения направления «оценки качества российского образования».

Важная , на мой взгляд, вещь,связыающая это ТЗ с другим техническим заданием на оценку. Но ведь не только с ним?
3) С какими дркугими нормативными и законодательными актами должно быть связано (нек связано) ТЗ?

Должен ли исполнитель ориентироваться например, на «Декоарацию прав человека « ООН? Именно сюда тот факт о котором я писал выше – как связано сожержание ТЗ с Положением и регламентами Министерства, ждя того чтобы не было дублирования действий исполнителя разработчика и самого Министерства?
Ответить на эти вопросы можно, отделив лишнюю для ТЗ информацию от предписаний исполнител. К его ДЕЙСТВИЯС.Ну, итипологизировав их для всенго содержания будущего ТХ, разработанного, конечно, на базе дпнного проекта ТЗ.их представленноготам списка действй. Извинте,но приведу все мною из текста выььранные. Чтобы потом меньше копаться.
Для перехода к следующему поколению государственных образовательных стандартов необходимо еще раз обозначить ряд противоречий,

как превратить набор ключевых компетентностей в перечень образовательных результатов, демонстрирующих степень овладения компетентностями, какими средствами учебные и внеучебных образовательных программ должны формировать компетентности и, наконец, каковы технологии оценивания степени их сформированности.

Речь уже должна идти не только (и не столько) об усвоении знаний, умений и навыков, как о результатах обучения, а должна ставиться задача освоения разных видов деятельности, затребованных в любых жизненных ситуациях.

Следовательно, основная задача при разработке новых стандартов заключается в том, чтобы описать результаты образования на каждой ступени обучения через умения школьников действовать в разных учебных, внеучебных, социальных ситуациях.

Номенклатура учебных предметов в учебном плане до сих пор остается нерешенной проблемой способа определения объема учебного времени.
, ориентированного на здоровьесберегающие технологии.
Предлагается разработать и представить другой механизм определения объемов учебного и внеучебного времени школьников в рамках образовательного плана работы школы.

Необходимы другие принципы и требования к содержательному наполнению учебно-предметных (образовательных) областей образовательного плана школы.

В рамках данного ТЗ необходимо разработать другие требования к разработке и содержанию контрольно-измерительных материалов, ориентированных на новые образовательные результаты.

В связи с такой установкой (рамочный документ) текст самого стандарта как к системы требований не должен быть объемным. Он должен быть написан на понятным обществу языке. Текст стандарта должен быть понятен не только педагогам, но и всему обществу.
Не нужно связывать госстандарт с поиском «идеальных решений», тем более «единственно верного решения».
Поэтому главная задача разработки нового стандарта в рамках этого подхода – это разумная минимизация системы требований как к условиям, так и к результатам образования.

Необходимо в Проекте сделать так, чтобы образовательный результат на выходе со ступени образования не складывался только как сумма знаний, умений и навыков по всем учебным дисциплинам учебного плана.

Параллельно с требованиями к результатам необходимо выделить (указать) те образовательные области, в которых результат ученика есть его достижения в рамках, например, «портфолио» (такие образовательные области, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»).
.
• сохранить и развить вариативность системы общего образования за счет: а) сокращения федеральной части базисного образовательного плана до 50% ; б) указания общего минимального количества часов на ступень по образовательным областям без деления на отдельные учебные дисциплины и годы обучения;
• дифференцировать нормы предельной нагрузки школьников в зависимости от конкретных видов занятий, за счет увеличения времени на «ученический компонент» (индивидуальные и групповые консультативные занятия, проектную и экспериментально-исследовательскую и творческую деятельности);
• включить внеучебные виды деятельности непосредственно в образовательный план образовательного учреждения без указания предельно допустимой нагрузки. Образовательное учреждение само определяет необходимое время на эти виды деятельности исходя из своей Образовательной программы.

Таким образом, для реализации указанных выше условий целесообразно внести как требование в базисный образовательный план только три пункта:
1) перечень обязательных образовательных областей с их возможным наполнением и минимальным обязательным количеством часов на каждую область каждой ступени образования;
2) предельно допустимую только учебную нагрузку детей в день, включая всю домашнюю и самостоятельную работу школьников, исходя из трудозатрат разных видов деятельности;
3) соотношение между федеральной частью и двумя другими (региональной и школьной) 50/50.

Важное место в системе требований к Образовательным программам должны занять требования к образовательным технологиям и способам взаимодействия субъектов процесса образования.
Введение такого раздела в раздел «Требования к образовательным программам» госстандарта нового поколения повышает значимость технологий для достижения образовательных результатов.
:
1) Задать критерии отбора технологий для каждой ступени образования. Такими критериями могут стать: интерактивность, деятельностный характер учения (обучения), направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов учения, диалогичность, перенос акцента с запоминания информации на изучение действительности, ориентация на контрольно-оценочную самостоятельность школьников и т.п.;
2) описать «противопоказания» по использованию тех или иных технологий в соответствующих возрастах и дать минимальные требования к их выбору. Любая технология имеет определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.
В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности либо выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо созданием своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ).
Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающие эффективно только на одной ступени образования. Необходимо выстраивать систему образовательных технологий с учетом основных целей каждой ступени образования.

Прежде всего необходимо сделать так, чтобы благодаря стандартам учебник должен стать принципиально другим.

Целесообразно в стандарте сделать акцент на то, что учебник рассматривается как один из компонентов учебно-методических предметных и межпредметных (образовательных) комплексов, поэтому было бы правильным отразить современные минимальные требования и к учебно-методическому комплексу в целом.

Поэтому предлагается поэтому вопросу в рамках данного ТЗ развернуть работу в нескольких направлений:

1 направление – разработка требований к контрольно-измерительным материалам для оценки качества учебно-предметных достижений школьников на основе использования уже существующих разработок в отечественном образовании за последние пять лет модернизации российского образования.
2 направление - разработка требований к оценке сформированности ключевых компетентностей школьников на основе существующих в российском и зарубежном опыте двух технологий:
1) оценка уровня сформированности ключевых компетентностей, проявляющихся в проектной деятельности через определение требований и проведение оценки проектной деятельности учащегося на основании анализа портфолио проектной деятельности, презентации, наблюдений за групповой работой и консультациями;
2) оценка ключевых компетенций, сформированных по завершении определенного этапа обучения, на основе тестовых заданий.
Подобный опыт накоплен в ряде регионов: Москве, Красноярске, Чувашии, Самарской области и может быть использован при разработке данного направления мониторинговых исследований.
3 направление - разработка способов и приемов оценки внеучебных достижений школьников, социальных возможностей и опыта учащихся. Одним из инструментов такой оценки могут стать образцы проектных задач, с помощью которых может быть определены возможности школьников действовать в квазиреальной (модельной), квазижизненной ситуации.

Ясно также становится и то, что при переходе на оценку новых образовательных результатов необходимо менять всю как внутреннюю, так и внешнюю систему контрольно-оценочной деятельности на всех ступенях школьного образования. В массовой практике российского образования накоплен достаточный опыт другой системы (отличной от пятибалльной) контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, который может быть оформлен как минимальные требования к организации контрольно-оценочной деятельности в школе.
Необходимо в рамках данного ТЗ разработать требования к новым формам проведения итоговой аттестации на уровне образовательного учреждения, с помощью которой можно было представить социуму все возможные результаты современного образования.

отразить и минимальный набор необходимой школьной документации и отчетности за пределами которого образовательное учреждение само вправе определять их перечень.
Roman Gataullin ( Пользователь )
1. Таких материалов полно в интернет, и официальных и свободные мысли можно найти. Но не все подряд можно рассматривать, нужно ориентировать разработчиков в направлении социально-экономических перспектив в масштабе всей страны. Социально-экономические перспективы России пересматриваются, переоцениваются, передумываются чуть ли не каждый год. Все получается на-ходу и все зависит от политической коньюктуры.

2. Если не заморачиваться и основываться на том, что есть, тогда нужна информация об ожиданиях по стандартам послешкольных образовательных систем, если не получается с официальным "заказом" на стандарты. Только тогда можно говорить о многоуровневых и преемственных внутришкольных стандартах, начиная от дошкольного образования до выпускных требований.

3. Попытка внедрить ЕГЭ на выходе разумная система, но она будет буксовать если не ввести промежуточные этапы единообразного мониторинга успехов и достижений на уровнях, не обязательно на каждом, но в промежутках не более 2-х лет для каждого ребенка.

4. Для стареклассников можно продумать целую систему "отбора проб" знаний, навыков,умений и компетенций в дополнение к ежегодному общенациональному тестированию. Современные технологии впомлне могут обеспечить адекватность и относительную объективность мониторинга соответствия принятым стандартам.

Вчера внимательно слушал выступление Шохова (РСПП) на встрече с Медведевым. Он четко заявил что Российский Союз Промышленников и Предпринимателей готов взять на себя часть работ по разработке образовательных стандартов для подготовки специалистов для разных отраслей экономики. Приветственного энтузиазма в глазах Медведева не заметил, или мне просто показалось. Во всякмо случае комментарии по этой инциативе не последовали.
Что это могло означать? Возможно Правительство до сих пор считает что разработка образовательныъ стандартов это исключительная прерогатива академиков и профессионалов в образовании. Если это действительно так, то стандарты будут прописаны наукообразно и к реальной экономике не будут иметь отношение. Школа и Вузы будут следовать таким образовательным стандартам, реализуя которые будет однобоко развиваться экономика, все силы будут брошены на научное направление. В лучшем случае инженерно-техническое. Стране чрезвычайно важно развивать технологическое образование, при этом научно-исследовательское также наращивать. У нас есть все возможности, потенциал развивать именно тхнологические направления в профессиональном образовании, что не имеет смысла без стандартизиции специфичских школьных знаний, умений, навыков (компетенций) как осонова для развития професиональных навыков у технологов в разных отраслях экномики. Не может же страна оставаться сырьвым придатком высокотехнологических экономик запада.

С уважением,
роман
Андрей Гнедов ( Пользователь )
(Roman @ 09.04.2008, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
Вчера внимательно слушал выступление Шохова (РСПП) на встрече с Медведевым. Он четко заявил что Российский Союз Промышленников и Предпринимателей готов взять на себя часть работ по разработке образовательных стандартов для подготовки специалистов для разных отраслей экономики. Приветственного энтузиазма в глазах Медведева не заметил, или мне просто показалось. Во всякмо случае комментарии по этой инциативе не последовали.
Что это могло означать? Возможно Правительство до сих пор считает что разработка образовательныъ стандартов это исключительная прерогатива академиков и профессионалов в образовании. Если это действительно так, то стандарты будут прописаны наукообразно и к реальной экономике не будут иметь отношение. Школа и Вузы будут следовать таким образовательным стандартам, реализуя которые будет однобоко развиваться экономика, все силы будут брошены на научное направление. В лучшем случае инженерно-техническое. Стране чрезвычайно важно развивать технологическое образование, при этом научно-исследовательское также наращивать. У нас есть все возможности, потенциал развивать именно тхнологические направления в профессиональном образовании, что не имеет смысла без стандартизиции специфичских школьных знаний, умений, навыков (компетенций) как осонова для развития професиональных навыков у технологов в разных отраслях экномики. Не может же страна оставаться сырьвым придатком высокотехнологических экономик запада.

Абсолютно согласен с Романом, что система образования в России не ориентирована на потребности производства. Отсюда страшный дефицит технологов и технологий, а сейчас еще и дефицит рабочих-станочников. Но процесс образования длительный - чтобы подготовить специалистов по дефицитной специальности, нужно не менее пяти лет (при готовой материально-технической и кадровой базе), а дефицит - сегодня. Зато через пять лет этих специалистов (как, например, менеджеров) может оказаться перепроизводство.
Одной из целей системы образования я бы хотел видеть ориентацию на потребности промышленности. С другой стороны, полностью терять фундаментальное образование тоже не хотелось бы. Если поставить несколько противоречивых целей, ни одна из них достигнута не будет. Больше всего похожа на правильный путь вариативность, то есть: делай то, что у тебя получается хорошо. Обеспечить возможность выбора своей образовательной траектории и собственного результата - правильная цель. А вот как эту вариативность измерять и оценивать, я не знаю.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Roman @ 09.04.2008, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
1. Социально-экономические перспективы России пересматриваются, переоцениваются, передумываются чуть ли не каждый год. Все получается на-ходу и все зависит от политической коньюктуры.

2. Только тогда можно говорить о многоуровневых и преемственных внутришкольных стандартах, начиная от дошкольного образования до выпускных требований.

3. Попытка внедрить ЕГЭ на выходе разумная система, но она будет буксовать если не ввести промежуточные этапы единообразного мониторинга успехов и достижений на уровнях, не обязательно на каждом, но в промежутках не более 2-х лет для каждого ребенка.

4. Для стареклассников можно продумать целую систему "отбора проб" знаний, навыков,умений и компетенций в дополнение к ежегодному общенациональному тестированию
.


Куда "ручонки управленческие" с этой ветки дотягиваются, то и обсуждаем, Роман Николаевич... В рамках внесения изменений в ТЗ. Это я к Вашему п.1.

А вот П.2 и 3 вроде вполне приемлемы. Какие изменения в ТЕКСТ ТЗ для этого нужно ввести?

А вот про п.4 и "отбор проб", если можно ,то поподробней, пожалуйста. Как это устроено в Канаде и чтодля этого нужно в ТЗ внести?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+