Личный кабинет

Качество человека культуры: духовность личности

Что впереди: духовность личности или ее достоинство?
Валентина Князева ( Пользователь )
Последние письма посвящены ценностным приоритетам личности, их важности в строительстве человека культуры. Одна достаточно широка прослойка участников беседы, скептически относящихся к ценностям как таковым. Они не видят в ценностях объединяющей идеи, проповедуют крайний индивидуализм и эгоизм. Что ж, это тоже примета нашего времени, его визитная карточка.
Переубедить взрослогго человека достаточно трудно, а порой и невозможно. А как же наши дети? Какими они вырастут : духовными или бездуховными, свободными или рабами, с чувством собственного достониства или без него?
Кто-то на ветке, рассуждая о морали, удивился, почему мы не говорим о духовности. На мое предложение открыть столь важную для форума ветку, никто не решился. Приходится это делать опять мне.
Напоминаю, что духовность академик Е.В. Бондаревская считает одним из обязательных качеств человека культуры.
Как вы думаете: ПОЧЕМУ?
И что такое духовность в вашем понимании?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
На мой взгляд, духовность - иррациональное приятие и трансляция нравственных основ, возникающее в результате качественного изменения процесса интеграции душевного и интеллектуального развития человека.
Александр Бондаренко ( Пользователь )
Может быть, прежде чем начинать рассуждать о духовности, определимся с понятиями? Что есть "духовность"?
Валентина Князева ( Пользователь )
(PapaSasha @ 19.03.2008, 03:54) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть, прежде чем начинать рассуждать о духовности, определимся с понятиями? Что есть "духовность"?


Давайте определимся.

Приведу пару высказываний умных людей.

Духовность - важнейший показатель степени развитости общественной жизнедеятельности людей. Известное библейское положение о том, каковы мысли в душе человека, таков и он, вполне может быть отнесено и к обществу: какие мысли господствуют в обществе, таково и оно. (В.С. Грехнев)

Духовные силы не даны человеку от рождения, как природные. Они не приобретаются как социальные под влиянием общества. Источник духовных сил - духовные потребности, а условие их существования - непрерывный труд души (И.А. Беляев)
Валентина Князева ( Пользователь )
(swan @ 19.03.2008, 03:37) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд, духовность - иррациональное приятие и трансляция нравственных основ, возникающее в результате качественного изменения процесса интеграции душевного и интеллектуального развития человека.


Соглашусь. Очень часто в научной литературе духовность и нравственность идут рука обруку. Есть такой термин в педагогике - "духонвно-нравственное развитие".
Вот и подбираемся к проблеме воспитания и духвного и нраственного человека.
Николай Куриленко ( Пользователь )
Духовность - производная от духа. Какого вы духа ? Своя духовность у эгоизма,другая у "Огненных этик",дух гумманизма,научная духовность,коммунистическая,"свободного" рынка,религиозная...Вера в какого духа стоит во главе угла - такова и духовность.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 19.03.2008, 22:30) <{POST_SNAPBACK}>
Духовность - производная от духа. Какого вы духа ? Своя духовность у эгоизма,другая у "Огненных этик",дух гумманизма,научная духовность,коммунистическая,"свободного" рынка,религиозная...Вера в какого духа стоит во главе угла - такова и духовность.


Здесь не так. "Духовность" - это слово произведено от слова "духовный". А духовный - значит гуманный, светлый, олицетворченный. В русском языке духовность связывается исключительно с положительным началом. Или не так?
Определения, которые вы привели, мне незнакомы: научная духовность, духовность свободного рынка, Как понимать?

"Все наши способности обращены к исполнению или познанию, и практически не выделяются духовные способности, способности духа. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться понять творческое, а далее - уже и способное, а не наоборот! (В.Д. Шадриков)
Николай Куриленко ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 19.03.2008, 21:43) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь не так. "Духовность" - это слово произведено от слова "духовный". А духовный - значит гуманный, светлый, олицетворченный. В русском языке духовность связывается исключительно с положительным началом. Или не так?
Определения, которые вы привели, мне незнакомы: научная духовность, духовность свободного рынка, Как понимать?

"Все наши способности обращены к исполнению или познанию, и практически не выделяются духовные способности, способности духа. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться понять творческое, а далее - уже и способное, а не наоборот! (В.Д. Шадриков)

Гуманный - один из вариантов духовности,где во главу угла ставится человек.Как самодостаточная,всеобемлющая,непогрешимая ценность.Но опыт истории,святоотеческая литература хорошо показывает,что человек слаб и грешен.Его негативная сторона личности всегда есть и оказывает влияние на человека вместе с высшими устремлениями.Выбор между добром и злом делается постоянно.И устоять постоянно в добре выше человеческих сил. Не осознание этого факта приводило и приводит ко всем проблеммам гуманистической эпохи.
И как правильно сказано в цитате:творчество и все остальное(например,наука) из духовного,а не наоборот.
Духовность конечно связывается с положительным началом,но как известно благими намерениями...Поэтому то и важно изучать Какого духа ,приходящая духовность.Они разные.
Впуская ,например,духа свободного рынка,мы получаем и жестокую конкуренцию,не считающуюся с личностями, и процессы отупления народа,и общество массово материального потребления и т.д.
Научный дух,например, это хорошее стремление все измерить интеллектом,но иногда приводящее к нелепым теориям(из желания объять логикой то,что живет по другим законам,из желания славы и самоутверждения личности,не хотящей видеть пределы своих инструментариев).Проблеммы воспитания,тоже из этой области(духа научности мало для становления личности).
В человеке ведь есть и еще что-то,кроме интеллекта...
Валентина Князева ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 20.03.2008, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
Гуманный - один из вариантов духовности,где во главу угла ставится человек.Как самодостаточная,всеобемлющая,непогрешимая ценность.Но опыт истории,святоотеческая литература хорошо показывает,что человек слаб и грешен.Его негативная сторона личности всегда есть и оказывает влияние на человека вместе с высшими устремлениями.Выбор между добром и злом делается постоянно.И устоять постоянно в добре выше человеческих сил. Не осознание этого факта приводило и приводит ко всем проблеммам гуманистической эпохи.
И как правильно сказано в цитате:творчество и все остальное(например,наука) из духовного,а не наоборот.
Духовность конечно связывается с положительным началом,но как известно благими намерениями...Поэтому то и важно изучать Какого духа ,приходящая духовность.Они разные.
Впуская ,например,духа свободного рынка,мы получаем и жестокую конкуренцию,не считающуюся с личностями, и процессы отупления народа,и общество массово материального потребления и т.д.
Научный дух,например, это хорошее стремление все измерить интеллектом,но иногда приводящее к нелепым теориям(из желания объять логикой то,что живет по другим законам,из желания славы и самоутверждения личности,не хотящей видеть пределы своих инструментариев).Проблеммы воспитания,тоже из этой области(духа научности мало для становления личности).
В человеке ведь есть и еще что-то,кроме интеллекта...


Интересная теория, никогда об этом не думала.
Однако я соглашусь, что "духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры". Это мысли академика Е.В. Бондаревской.
А вот дух научности - вообще слышк впервые. Не поясните, как его можно трактовать?
Николай Куриленко ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 20.03.2008, 15:54) <{POST_SNAPBACK}>
Интересная теория, никогда об этом не думала.
Однако я соглашусь, что "духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры". Это мысли академика Е.В. Бондаревской.
А вот дух научности - вообще слышк впервые. Не поясните, как его можно трактовать?

Неплохая цитата,и она указываит на одну из проблеммных областей.Одно дело себя идентифицировать с определенной культурой,а другое дело Жить по ней.Так,например,большинство Европы относит себя к христианской культуре(номинально),но фактически живут по неоязыческим принципам(релятивизм в морали и нравственности,эгоцентризм и политтехнологии в управлении сознанием людей).Заповедей не соблюдают,детей по ним не воспитывают - вот отсюда и все проблеммы взаимопонимания с подрастающим поколением.
Та же ситуация и в Америке,протестанские принципы попираются эгоизмом и стремлением к обогащению.
Поэтому и есть педагогическая проблемма в том,как сделать
интернализации ее ценностей (принятию их как своих)
?
Про дух науки я писал в предыдущем посте - это стремление объяснять мир лишь через интеллект,логику.Но это отдельная тема.Здесь это в качестве примера.
А по теме два вопроса:какую духовность выбираем и как она усваивается индивидом?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+