Личный кабинет

Доклад: "Проблемы начальной школы"

Ольга Сыроватская ( Пользователь )
Одно из главных направлений своей работы сегодня начальная школа видит в гармоничном развитии личности учащихся на основах истори-ческой преемственности поколений и духовно-нравственном, гражданско-патриотическом воспитании, обучении по системе Занкова, по учебно-методическому комплекту «Гармония», организации педагогического процесса в режиме здоровьесберегающих технологий.

На данном этапе перед учителями начальных классов нашего района сто-ят следующие проблемные вопросы:
не соответствующая современным требованиям материально-техническая база, а именно оснащение наглядными пособиями, дидак-тическим материалом, техническими средствами обучения, методиче-ской литературой, что не позволяет организовать учебный процесс в начальной школе на более высоком уровне с учетом требований совре-менного общества;
трудности при организации работы в группах продленного дня в связи с недостаточностью оборудования (различных игр, спортивного инвентаря) для организации досуговой деятельности учащихся в ГПД;
частое (практически ежегодное) переиздание учебников по русско-му языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, что не позволяет создать долгосрочный библиотечный фонд школы, не учитывает материальные возможности семей учащихся и учителей;
установить ставку 18 часов для учителей начальных классов увели-чить надтарифный фонд оплаты до 50 % фонда оплаты труда, обеспе-чив возможности доплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинета, организацию питания и т.п.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- увеличить ассигнования на отрасль образования, предусмотрен-ной отдельной строкой современным оснащением для начальных клас-сов;
- законодательно определить государственное финансирование на содержание группы продленного дня, в том числе на 2-х разовое питание учащихся.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Спасибо за доклад, Ольга Николаевна! Жива ещё начальная школа! Хранить её нужно и беречь.
Сергей Галаган ( Пользователь )
"Ниже представлены текущие результаты голосования по вопросу "Какова основная цель обучения в начальной школе?" в предмете "Начальная школа". Данные результаты получены путем анонимного опроса посетителей соответствующего раздела сайта Сетевого Объединения Методистов.

Результаты голосования
Всего проголосовало посетителей: 1037


Формирование знаний, умений и навыков ребенка



524

Общее развитие личности младшего школьника



1037
"
http://som.fio.ru/vote.asp?id=19

Было "гармоничное", теперь верояно опустилось до общее.
Дети приходят поступать все слабее и слабее...
Надежда Малкова ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 23.04.2006, 19:47) <{POST_SNAPBACK}>
"Ниже представлены текущие результаты голосования по вопросу "Какова основная цель обучения в начальной школе?" в предмете "Начальная школа". Данные результаты получены путем анонимного опроса посетителей соответствующего раздела сайта Сетевого Объединения Методистов.

Результаты голосования
Всего проголосовало посетителей: 1037


Формирование знаний, умений и навыков ребенка



524

Общее развитие личности младшего школьника



1037
"
http://som.fio.ru/vote.asp?id=19

Было "гармоничное", теперь верояно опустилось до общее.
Дети приходят поступать все слабее и слабее...

Размышления вслух.
После объявления Москвы столицей летних олимпийских игр 1980 г. была создана комиссия по выявлению резервов человека, которая через многочисленные творческие союзы пригласила на открытие дискуссии в Политехническом музее специалистов в различных обл.человеческой деятельности, активно работающих с детьми. Целью дискуссий было установление некоторых общих факторов, предопределяющих эффективное развитие личности. Из всего обилия материалов выделим несколько фрагментов.
1) Человек в среднем реализует в жизни 15% своего потенциала.(Остальной потенциал остается вне пределов его возможностей из-за упущенного времени его вскрытия.)
2) «Постановка» на службу указанных 15% осуществляется только в период полового созревания. (После полового созревания развитие идет «не в глубину, а в ширину».
3) Вскрытие в период полового созревания потенциала человека идет с очень высоким паданием скорости этого процесса. Это означает, что на школьный период жизни приходится не более, 1/3 вскрываемого потенциала личности. И именно данным обстоятельством объясняется тот факт, что уровень высших достижений в различных видах деятельности достигается в основном при условии начала данной деятельности с 4-5 лет.
4) Основной враг вскрытия потенциала человека – это страх перед враждебностью окружающей среды..(Самостоятельно страх преодолевается только после полового созревания) Один из докладчиков описал происходящее следующим образом. Ребенок рождается с абсолютно открытыми глазами и распахнутой душой. Любая опасность (крик родителя, издевательства окружающих и т.д.) «закрывают окно» восприятия, оставляя лишь щель, что и приводит к существенному паданию скорости вскрытия потенциала личности (ибо ребенок может «распахнуть окно» только после полового созревания).
5) Полный контроль овладения информацией со стороны учителя возможен при условии, что перед ним не более 5-6 человек. Ни одно государство не позволяет себе такую роскошь. Именно поэтому уже нельзя утверждать, что наше образование очень эффективно с точки зрения абсолютных критериев развития личности. Единственно, что можно констатировать, это наличие понимания проблемы, а не ее решение, которое в наших условиях пока невозможно.
6) Человек средних способностей текст средней трудности «полностью переваривает» со скоростью 5 стр в час.

Отсюда очевидные следствия. В системе образования самое главное звено – начальное образование(нач.шк. ближе всего к золотому возрасту ребенка). В нач.школе достигается самая большая скорость вскрытия потенциала личности. На учителя начальных классов лежит ответственность ,возлагаемая на них родителями, в выявлении и развитии умственного, творческого и т.д. потенциала. Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? Грустные мысли возникают. А И.Г.Сухин еще больше грусти добавил: «сокращение специалистов по нач.школе в управлении образованием. Если в верхах к «стартовой площадке» в жизнь не уделяется внимания, то что уж тут говорить о школе…
Игорь Сухин ( Пользователь )
(nadezda @ 11.07.2006, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
Отсюда очевидные следствия. В системе образования самое главное звено – начальное образование(нач.шк. ближе всего к золотому возрасту ребенка). В нач.школе достигается самая большая скорость вскрытия потенциала личности. На учителя начальных классов лежит ответственность ,возлагаемая на них родителями, в выявлении и развитии умственного, творческого и т.д. потенциала. Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? Грустные мысли возникают. А И.Г.Сухин еще больше грусти добавил: «сокращение специалистов по нач.школе в управлении образованием. Если в верхах к «стартовой площадке» в жизнь не уделяется внимания, то что уж тут говорить о школе…


Я уже где-то писал, что одним из важнейших составляющих образовательной системы является дошкольный сегмент. Однако, хотя в Законе РФ "Об образовании" дошкольное образование зафиксировано в качестве базисной и самоценной ступени системы российского образования, в последние годы сегменту дошкольного образования в российской системе образования уделяется явно недостаточно внимания. Самое яркое подтверждение - в 2004 году упразднено само Управление дошкольного образования в Минобразования РФ (переименованным в Минобрнауки).
Вместе с тем 17 мая 2005 года на международной конференции "Глобализация в образовании: теория и практика" в выступлениях докторов педагогических наук Я.С.Турбовского и И.И.Логвинова прозвучала одна и та же мысль - начинать болонский процесс следовало не с высшего образования, а с первоосновы: с детских садов и начальных школ. Я.С.Турбовской: "Срастаемся высшим образованием, но без фундамента"; И.И.Логвинов: "Начинать сверху - малопродуктивный путь". В статье "На пути к созданию теории непрерывного образования" доктор педагогических наук А.М.Новиков характеризует сложившееся в РФ положение так: "Сегодня мы имеем перевёрнутую пирамиду: государство больше всего уделяет внимания вузам, на втором месте - школа, на последнем - детские сады". Вместе с тем, в той же статье читаем: "Как показывают исследования, половину всей информации, которую может вобрать в себя за всю жизнь человек, он накапливает к семи годам".


Т.е. 1) все всё понимают, 2) все всё делают не так, 3) все понимают, что всё делают не так.
Правильный вектор всего и всея: 1) внимание к системе дошкольного воспитания и обучения, 2) внимание к проблемам начальной школе, 3) внимание к 5-9 классам и т.д.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(nadezda @ 11.07.2006, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
Размышления вслух.
После объявления Москвы столицей летних олимпийских игр 1980 г. была создана комиссия по выявлению резервов человека, которая через многочисленные творческие союзы пригласила на открытие дискуссии в Политехническом музее специалистов в различных обл.человеческой деятельности, активно работающих с детьми. Целью дискуссий было установление некоторых общих факторов, предопределяющих эффективное развитие личности. Из всего обилия материалов выделим несколько фрагментов.
1)
*******
6) Человек средних способностей текст средней трудности «полностью переваривает» со скоростью 5 стр в час.

Надежда Геннадьевна!
К великому счастью smile.gif за прошедшую с того исторического момента четверть века стало ясно, что эти выводы не вполне верны blush.gif Никакой необратимости нет!!! Взрослые люди не теряют индивидуального потенциала (иначе неясно откуда взялся бум образования "третьего возраста"). С процентами реализации потенциала тоже произошла легкая путаница...
Лично мне кажется, что эти выводы справедливы в отношении физических, а не психических возможностей человека, что, кстати, объясняет привязку к Олимпиаде 80.
Отсюда очевидные следствия. В системе образования самое главное звено – начальное образование .

И хотя это - не следствие, но не сомневаюсь, что от начальной школы во многом зависит дальнейшая образовательная траектория каждого.
Елена
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(nadezda @ 11.07.2006, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
[/color]
5) Полный контроль овладения информацией со стороны учителя возможен при условии, что перед ним не более 5-6 человек. Ни одно государство не позволяет себе такую роскошь. Именно поэтому уже нельзя утверждать, что наше образование очень эффективно с точки зрения абсолютных критериев развития личности. Единственно, что можно констатировать, это наличие понимания проблемы, а не ее решение, которое в наших условиях пока невозможно.
6) Человек средних способностей текст средней трудности «полностью переваривает» со скоростью 5 стр в час.

Отсюда очевидные следствия. В системе образования самое главное звено – начальное образование(нач.шк. ближе всего к золотому возрасту ребенка). В нач.школе достигается самая большая скорость вскрытия потенциала личности. На учителя начальных классов лежит ответственность ,возлагаемая на них родителями, в выявлении и развитии умственного, творческого и т.д. потенциала. Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? Грустные мысли возникают. А И.Г.Сухин еще больше грусти добавил: «сокращение специалистов по нач.школе в управлении образованием. Если в верхах к «стартовой площадке» в жизнь не уделяется внимания, то что уж тут говорить о школе…


"Вскрытие показало, что пациент спал" ak.gif из черного мед.юмора.
1. Не совсем понял, что такое Полный контроль овладения информацией со стороны учителя и зачем он нужен.
2. Что такое «полностью переваривает» ?

По логике размышления, еще одно следствие: дошкольный период жизни ребенка - еще важнее. Другие исследования говорят о том, что половину всей обретенной за жизнь информации ребенок обретает к 3-5 годам.
Тем не менее, вопрос Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? - очень актуален.
Первый ответ, в лоб, очевиден - не везде. Вопрос в том, какие вопросы возникают после первого ответа, и что с ними делать...
Сергей Галаган ( Пользователь )
Заметил еще и такую зависимость6 чем сильнеее управление школой министерски привязано к науке, вузам, тем меньше внимания школе, тем шаблоннее решения бющие по площадям(естестаенно математический профиль, или размазня БУПа вместо часов-предметов)

Начальную школу из-за науки, проблем вузов(самых запущенных денежных и коррумпированых в системе) просто не видно. На тех проблемах что уже видно снизу - принято просто зарабатывать кому не лень( так было и с изначально в этой сиситеме) .
Надежда Малкова ( Пользователь )
(sermivoz @ 11.07.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
"Вскрытие показало, что пациент спал" ak.gif из черного мед.юмора.
1. Не совсем понял, что такое Полный контроль овладения информацией со стороны учителя и зачем он нужен.
2. Что такое «полностью переваривает» ?

По логике размышления, еще одно следствие: дошкольный период жизни ребенка - еще важнее. Другие исследования говорят о том, что половину всей обретенной за жизнь информации ребенок обретает к 3-5 годам.
Тем не менее, вопрос Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? - очень актуален.
Первый ответ, в лоб, очевиден - не везде. Вопрос в том, какие вопросы возникают после первого ответа, и что с ними делать...

Наверное Вы были невнимательны. Я говорила об обучении в школе. Соответственно дошкольный период мною не рассматривался. Не потому, что не интересна тема(в этой теме много интересного, а еще больше не р азработанного), а потому, что рассматривался вопрос обучения с 1по 11 классы (не ранее).
Полный контроль овладения информацией со стороны учителя, этот вопрос важен не только потому, что при субъект-субъектных отношениях (каковые присутствуют в школе) нужна обратная связь: что понял, над чем поработать и тд. Без обратной связи обучение в школе слегка будет напоминать отношения студент-преподаватель (обучение в вузе). В вузе выстраиваются(не во всех конечно) отношения между участниками образовательного процесса без учета обратной связи. Здесь можно возразить, что мол обратная связь есть – это экзамен. Однако, неизвестно, та ли это обратная связь, были ли выстроены отношения между студентом и преподавателем предмета. Может быть, студент сам осваивал предмет без участия сторонней помощи? И, возвращаясь, к первому высказыванию Полный контроль овладения информацией со стороны учителя, отвечаю, что он (контроль) нужен. «Поскольку, , во-первых основная часть усваиваемого учебного материала представлена в вербальной форме, и, во-вторых, недостаточное развитие именно вербального мышления создает наибольшие трудности для усвоения учащимися школьной программы. Вместе с тем немалую роль в обучении играет и образно-пространственное мышление. Особенно при усвоении знаний и умений по геометрии, географии и черчению, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует Полноценному усвоению учебного материала школьниками». (Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления. В.Е Заика)
Что такое «полностью переваривает» ?
Это значит полностью понял, разобрался «переварил» полученную информацию, готов ее применить, использовать, транслировать и т.д.
Везде ли из начальной школы выходят ученики с раскрытым потенциалом личности? - очень актуален.
Более чем актуален. Актуален потому, что к 11 годам(исследования наших и зарубежных психологов Сачман, Дружинин и др) заканчивается формирование основных отделов головного мозга. Поэтому и говорят, что человеческий мозг можно только недогрузить, а вот перегрузить невозможно. Конечно, можно не согласиться с этими высказываниями, указывая на то, что нет никакой существенной зависимости между объемом информации, получаемой мозгом и возрастом ребенка. В любом возрасте нагрузить мозги можно. В действительности же человеческий мозг не является просто накопителем информации. Он диспетчер нервной системы, позволяющий через органы чувств собирать сортировать, анализировать и обрабатывать поступающую информацию, и благодаря своей способности к мышлению, обрабатывать ее. И вот здесь о раннем развитии стоит поговорить. Я же веду речь о школьном периоде жизни ребенка. Тогда недогрузка головного мозга опасна будет не отсутствием набора знаний, а недоразвитием определенных структур головного мозга, что приводит к снижению мыслительных, а значит и познавательных способностей ребенка .К чему приведет недоразвитие отделов мозга понятно. К сожалению недоразвитые и невостребованные отделы, рецепторы головного мозга атрофируются и не подлежат восстановлению Можно конечно надеяться на то, что наука в скором времени ликвидирует этот пробел работы с мозгом. Но пока дело обстоит так, что в некоторые моменты жизни человека в школе, а именно в период пребывания в начальной школе, если не заставим человека трудиться, то на второй ступени обучения (5-9 классы) с этим учеником будет трудно работать, а не зная причины этих трудностей, может быть и невыносимо. Ученику трудно в силу недоработки начальной школы, а учителю в силу непонимания проявившейся проблемы


(Зачесова @ 11.07.2006, 21:53) <{POST_SNAPBACK}>
И хотя это - не следствие, но не сомневаюсь, что от начальной школы во многом зависит дальнейшая образовательная траектория каждого.
Елена

К великому счастью за прошедшую с того исторического момента четверть века стало ясно, что эти выводы не вполне верны Никакой необратимости нет!!! Взрослые люди не теряют индивидуального потенциала (иначе неясно откуда взялся бум образования "третьего возраста"). С процентами реализации потенциала тоже произошла легкая путаница...
Лично мне кажется, что эти выводы справедливы в отношении физических, а не психических возможностей человека, что, кстати, объясняет привязку к Олимпиаде 80.
Не соглашусь с этим высказыванием. Речь шла не о физическом совершенствовании и выявлении физического потенциала человека. И к этим выводам возратился Голубев В.(Москва). Эти высказывания принадлежат ему, а не мне. Информацию для размышления он разместил в 2005 году на страницах «Математики». Я забыла указать ссылку на Голубева. Полностью с ним соглашаюсь. Вопрос актуален и сейчас, хотя прошло достаточно много времени. Вопрос открыт. Открыт еще и потому, что последние данные( к сожалению нет полных данных. Я уже просила И.Г.Сухина оказать мне помощь в отыскании конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде по проблеме физического и психического здоровья ребенка). Неполные данные таковы.Ребенок (достаточно большой процент отстает в психическом развитии) от сверстников поколения 60-70 того столетия на 1,5-2 года. Исследователи указывают здесь на отсутствие физического развития. Я имею ввиду , что психическое здоровье ребенка они увязали с физическим совершенствованием тела ребенка. Может быть после этой конференции, после озвучивания ее результатов принимается решение об усиленном внимании к физкультуре в школе(может просто помечтала?)
Образование третьего возраста я думаю необходимо, т.к. жизнь заставляет это делать. Вопрос в другом как приобретается это образование(деньги, взятки протеже исключаем). Тяжело в силу причин недогрузки головы до означенного периода.(Большинство)
Елена Зачесова ( Пользователь )
(nadezda @ 14.07.2006, 23:26) <{POST_SNAPBACK}>
(Зачесова @ 11.07.2006, 21:53) <{POST_SNAPBACK}>
Лично мне кажется, что эти выводы справедливы в отношении физических, а не психических возможностей человека, что, кстати, объясняет привязку к Олимпиаде 80.

Не соглашусь с этим высказыванием. Речь шла не о физическом совершенствовании и выявлении физического потенциала человека.
********
Ребенок (достаточно большой процент отстает в психическом развитии) от сверстников поколения 60-70 того столетия на 1,5-2 года. Исследователи указывают здесь на отсутствие физического развития. Я имею ввиду , что психическое здоровье ребенка они увязали с физическим совершенствованием тела ребенка.


Надежда Геннадьевна!
Вы сначала не согласились с тем, что я говорила о ФИЗИЧЕСКОМ развитии, а затем (чуть ниже) сами написали об этом же wink.gif

Может быть, сойдемся на том, что сенситивный возраст ОПТИМАЛЕН для выработки определенных навыков, а вне его добиться результатов можно только упорным трудом?

Если ребенок вовремя не держит головку, не садится и не начал ходить, то у него не сформируется S-образный изгиб позвоночника и свод стопы, и он будет неспособен к прямохождению. Это - бесспорно. Камила с Амилой и прочие дети-маугли это подтверждают.

Если с ребенком специально не занимались, целенаправленно не развивали, не стимулировали определенные участки коры его головного мозга, то эти участки будут недоразвиты В ОПРЕДЕЛЕННОМ возрасте. И тому тоже есть примеры: Каспар Хаузер или дети с госпитальным синдромом.

И Борис Павлович Никитин в те самые 60-70 гг. сформулировал закон о "необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей" (НУВЭРС). Он абсолютно справедлив для клинических случаев (те самые Амила и Камила или Каспар Хаузер).

НО!!! В реальной жизни (без подобного экстрима) все намного тоньше. Есть успешные примеры практического применения теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским (1896–1934) и А.Р. Лурия (1902–1977).
"Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми . Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций".

Раньше, всего несколько лет назад, считалось, что "нервные клетки не восстанавливаются". Теперь известно, что это не так - восстанавливаются как миленькие!!! И нейронные связи между ними формируются под действием внешних факторов. Совсем простой пример - если отрезанный палец правильно пришить и потом специально разрабатывать, то вернется и чувствительность и подвижность. Отсюда мораль - если тренировать мозг, то станешь умнее. tongue.gif

Особо хотела бы остановиться только на математиках. Их дарование проявляется рано и рано угасает, тут уж ничего не поделать sad.gif . А вот хорошим педагогом (врачом, психологом...) можно стать только с опытом, т.е. к 30-ти, tongue.gif 40-ка, tongue.gif 50-ти годам tongue.gif. Значит ли это, что несмотря на то, что период полового созревания пройден - потенциал индивидуального развития сохранился? wink.gif

А это - интересная статья об отсутствии корреляции между речью и математическими способностями.

Образование третьего возраста я думаю необходимо, т.к. жизнь заставляет это делать. Вопрос в другом как приобретается это образование (деньги, взятки протеже исключаем). Тяжело в силу причин недогрузки головы до означенного периода.(Большинство)

Я имела в виду ДОБРОВОЛЬНОЕ обучение: человек вышел на пенсию и поступил в университет tongue.gif Очень распространенная модель (к сожалению, не у нас sad.gif ), но мы довольно далеко отошли от темы ветки. blush.gif

Елена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+