Личный кабинет

Методики обучения взрослых

на примере обучения работе с компьютерной техникой
Евгений Швырев ( Пользователь )
Обучение взрослых работе на компьютере
автор: Швырев Евгений Геннадьевич
ТЕЗИСЫ
В данной статье я расскажу о наиболее эффективных методах обучения взрослых.
Для эффективного обучения взрослых нужно:
1. Мотивировать.
2. Научить их учиться.
3. При обучении использовать эффективные методы, направленные на обучения взрослых.
Алгоритмы мотивации учения:
· алгоритмы снятия апатии;
· алгоритм борьбы мотивов;
· алгоритмы мотивации не интересных им учебных предметов и тем;
· алгоритмы управления вниманием.
Существует еще множество алгоритмов помогающие учить учиться:
· алгоритмы восприятия информации;
· алгоритмы концентрации;
· алгоритмы запечатления;
· алгоритм запоминания;
· алгоритмы припоминания;
Эффективные теории обучения взрослых:
· Теорий обучения взрослы П. Я. Гальперина «Учение о поэтапном формировании умственных действий».
· Разработана автором статья методика обучения взрослых «Обучение по экспоненте».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Три года назад меня попросили обучить учителей образовательного учреждения МОУ Лицея №2 г. Оренбурга работе на компьютере. Прочитав учителям курс, который обычно читают студентам университетов, по компьютерной грамотности, я получил низкий уровень эффективности обучения. Анализируя ситуацию, пришел к выводу: то, что молодым студентам хорошо для взрослого человека оказалось неприемлемым. Нужны другие подходы к обучению. Я начал искать, апробировать, систематизировать различные подходы в обучении взрослых. В данной статье я расскажу о наиболее эффективных методах обучения взрослых.
Чтобы что-то делать нужно хотеть это делать, иначе зря потратишь время. Поэтому первым делом конечно должна идти мотивация учения. Хорошо конечно, когда работник сам очень хочет научиться, овладеть новыми знаниями. Тогда он уже мотивирован. Но если его заставляет руководство, а он не понимает, зачем эму это все нужно. Ходит на занятия «из под палки», для галочки. То, о каком обучении может идти речь? Ведь работник воспринимает все в штыки. В данном случае без мотивации учения не обойтись, и в большинстве случаев она просто необходима. Потом мы рассмотрим эффективные примеры мотивации взрослых.
Следующим шагом нужно напомнить взрослым как учиться. Напомнить эффективные методы работы с информацией. Ведь наверняка многое забыли, как книжку в руках держать. А ведь учиться тоже надо уметь. Потом ниже мы рассмотрим эффективные алгоритмы учения.
Последний шаг это сам процесс обучения. Существуют ведь разработанные и апробированные методы эффективного обучения. Используя их вести образовательный процесс. Ниже мы рассмотрим данные методы.
Итак, подведем небольшие итоги. Для эффективного обучения взрослых нужно:
4. Мотивировать. Добиться того чтобы взрослые очень хотели учиться.
5. Научить их учиться, ведь этот навык, они давно забыли.
6. При обучении использовать эффективные методы, направленные на обучения взрослых.
Далее я приведу некоторые примеры реализации предложенных мной шагов обучения. В них я сделаю ссылки на основную литературу, где вы можете ознакомиться с ними более детально.
1. Мотивация учения
В зависимости от ситуации нужно использовать различные алгоритмы мотивации учебно-познавательной деятельности.
Алгоритм картины будущего
· Определите свою цель на 1год (окончание школы) и на 7 лет (окончание высшего учебного заведения) вперед.
· Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
· Кем Вы будете через 1 год, 7 лет?
· Какое Вы получите образование?
· Каков будет Ваш ежемесячный доход?
· Как Вы будете себя чувствовать?
· Какими будут Ваши перспективы на будущее?
· Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих интервалов времени, чтобы добиться этой цели.
· Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца. (корректируйте его в дальнейшем)
В данной статье пример алгоритма приведен в краткой форме, но достаточной для понимания его сути. Принцип работы данного алгоритма настолько очевиден, что я оставлю его без комментариев.
Существуют еще множество алгоритмов мотивации [7] учения:
· алгоритмы снятия апатии;
· алгоритм борьбы мотивов;
· алгоритмы мотивации не интересных им учебных предметов и тем;
· алгоритмы управления вниманием.
2. Учить учиться
2.1. Алгоритм чтения лекций
Существует множество алгоритмов чтения. Многие из них требуют специальной подготовки. Как, например, интегральный алгоритм чтения [1, стр. 40] предложенный в методике изучения быстрого чтения. Чтобы правильно применить интегральный алгоритм, нужны месяцы тренировки. Но есть и такие алгоритмы, которые не требуют подготовки и результат его эффективного действия виден сразу. Ниже дан пример такого алгоритма.
Алгоритм «ОЧОГ» - сокращенное название по первым буквам[6, стр. 89].
О — ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч—чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главным' мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.
О — обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г — главное. Мысленно перескажите текст или еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы.
Как работает этот алгоритм? В данном алгоритме главные мысли повторяются четыре раза, естественно они на дольше запомнятся. Кроме того, запоминание происходит систематизировано. А второстепенное, даже через большой интервал времени, всплывает в памяти как образное припоминания при вспоминании главных мыслей.
По такому алгоритму эффективно организовывать работу с параграфом учащихся на уроке и дома.
2.2. Алгоритм повторения
Алгоритм повторения самый простой и наиболее эффективный алгоритм в учебной деятельности. Вначале для понимания сущности алгоритма нужно рассказать теоретических сведений об особенности памяти [5], о том, что запоминание идет через повторение. Рассказать об эффективных интервалах повторения. Например, у обучающегося через неделю экзамен. Как организовать эффективный способ изучения материала. Прочитать в первый день, повторить во второй, затем в третий и так далее до начала экзаменов. Или прочитать в первый и повторить перед экзаменом. Как эффективней?
Для лучшего запоминания установлены эффективные интервалы повторения. Это 15 минут, 6 часов и день. Т.е. после изучения новой темы, для лучшего запоминания, обучающийся должен вечером дома (через 6 часов после занятий) повторить учебный материал, и еще через день. В данном случае обеспечивается наилучшая прочность знаний. Оговоримся, что интервал в пятнадцать минут обеспечивает сам преподаватель на паре.
Существует еще множество алгоритмов помогающие учить учиться:
· алгоритмы восприятия информации;
· алгоритмы концентрации;
· алгоритмы запечатления;
· алгоритмы припоминания;
· и т.п.
3. Эффективные теории обучения взрослых
Одна из самых понравившихся мне теорий обучения взрослы, является теория П. Я. Гальперина «Учение о поэтапном формировании умственных действий»[3]. На ее основе разработаны около тысячи методик обучения взрослых. Например, основываясь на этой теории, я за неделю, а при желании и за два часа (это рекорд) учу взрослых слепому методу набора на клавиатуре.
На основе этой теории я разработал новый метод подачи теоретического материала, отличный от принятого сейчас в высших учебных заведениях. Я назвал его «Обучение по экспоненте». Суть метода рассмотрена ниже.
Обучения проходит с экспоненциально возрастающей нагрузкой в отличие от обучения с равномерной нагрузкой и постепенно увеличивающейся (линейно увеличивающейся, что имеет место в наши дни).
Использование данного метода позволяет на много повысить эффективность обучения..
В основе данного метода лежат следующие экспериментально установленные научные факты:
· Процесс узнавания образа происходит по логарифмической зависимости. Т.е. наше мышление использует древовидную структуру хранения и поиска информации, как файловая система компьютера. Ссылки на опытное подтверждение, вы можете найти в книге [4].
· Мы легче запоминаем знакомые и понятные нам вещи, чем, что-то непонятное, логически не связанное. Другими словами, чем больше мы знаем, тем легче воспринимаем новые знания.
Рассмотрим, как выстроить систему обучения, опираясь на эти принципы.
1. В начале курса, рассматриваем обзорно весь учебный материал. Формируя систему основных понятий и связи между ними.
2. Далее в зависимости от сложности курса формируем подсистемы понятий отдельных узлов первой системы. И так далее, пока не сформируем в голове обучающегося сеть всех основных понятий. Это если сравнивать процесс обучения с экспонентой есть пологая часть экспоненты.
3. Далее, на сформированную в голове обучаемого сеть, мы как на ветке елки, насаживаем иголки – знания. Насаживаем очень интенсивно, быстро и много. Делая в голове обучаемого непролазные джунгли знаний. Только в отличие от непролазной чащи джунглей они систематизированы. Итак на третьем этапе мы получаем прочные, полные, систематизированные знания, за короткие промежутки времени. Что напоминает резко возрастающую часть экспоненты.
Заключение
Обучение взрослых отличается от обучения молодых студентов. Разработано множество методик ориентированных на обучение взрослых. В данной статье я провел краткий обзор наиболее эффективных и результативных методик, а также предложил свою авторскую методику обучения взрослых.
ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа «Доминанта 2000-го года». – М.: Прометей, 1991. – 160 с.: ил.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.
4. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. - М., 1979.
5. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил.
6. Лёзер Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. К. М. Шоломия/Под ред. Ы. К. Корсаковой. — М.: Мир, 1979. 167 с. с ил.
7. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг.-—СПб.: Речь, 2001 —234 с.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
[quote name='Швырев Е.Г.' date='Oct 4 2005, 08:53 AM' post='2003']
Для эффективного обучения взрослых нужно:
1. Мотивировать.
2. Научить их учиться.
3. При обучении использовать эффективные методы, направленные на обучения взрослых.

C первым согласна.
А вот дальше... Учить учиться взрослых - бесполезно, если не увязывать это с их практической деятельностью и не опираться на предыдущий опыт.
Известно ли автору слово "Андрагогика" - педагогика для взрослых и как ваши эффективные методы согласуются с ее положениями?
Евгений Швырев ( Пользователь )
[quote name='anisol' date='Oct 4 2005, 10:54 AM' post='2027']
[quote name='Швырев Е.Г.' date='Oct 4 2005, 08:53 AM' post='2003']
Для эффективного обучения взрослых нужно:
1. Мотивировать.
2. Научить их учиться.
3. При обучении использовать эффективные методы, направленные на обучения взрослых.

C первым согласна.
А вот дальше... Учить учиться взрослых - бесполезно, если не увязывать это с их практической деятельностью и не опираться на предыдущий опыт.
Известно ли автору слово "Андрагогика" - педагогика для взрослых и как ваши эффективные методы согласуются с ее положениями?
[/quote]

Спасибо за ответ
Андрагогика - слово известно, но детально не увлекался. спасибо за подсказку.
Все с чем вы не согласны как раз и взято из педагогики для взрослых (андрагогики)
Евгений Швырев ( Пользователь )
[quote name='anisol' date='Oct 4 2005, 10:54 AM' post='2027']
[quote name='Швырев Е.Г.' date='Oct 4 2005, 08:53 AM' post='2003']
Для эффективного обучения взрослых нужно:
1. Мотивировать.
2. Научить их учиться.
3. При обучении использовать эффективные методы, направленные на обучения взрослых.

C первым согласна.
А вот дальше... Учить учиться взрослых - бесполезно, если не увязывать это с их практической деятельностью и не опираться на предыдущий опыт.
Известно ли автору слово "Андрагогика" - педагогика для взрослых и как ваши эффективные методы согласуются с ее положениями?
[/quote]Когда я увидел объявление о конкурсе, то этот доклад писал очень быстро, не выходя из Интернета. Поэтому в нем содержится все в сжатой форме.
Поясню написанное:
В-первых, эти три пункта не обязательно ко всем подходят. Так первый пункт о мотивации – рассчитан на сотрудников которые не хотят переучиваться и скорее всего их заставляет руководство. Но ведь есть и такие, которым очень нужно переучиться и у них такая мотивация учения, которую дополнительно стимулировать не имеет смысла.
Во-вторых, «учить взрослых учиться» - это конечно громко сказано. Но это опять относиться не ко всем взрослым. Например, работники образования постоянно находятся в саморазвитии и этот навык у них не утерян а, наоборот, у каждого индивидуально доработан до оптимально-возможного. Но есть и другие, например «секретари», которые 20 лет выполняли, что занимались «рутиной» работай по составлению списков, отчетов и т.д. на бумаге. Попробуйте их учить заново! Они забыли, как книжку в руках держать, не то, что учиться. Учить, переучиваться воспринимают в штыки (мы уже не те, говорят они). Им нужно просто напомнить, как учиться. Без предварительной подготовки (самой минимальной) они не смогут воспринять тот учебный материал, который составлен для студентов (имею в виду только что вышедших из школы) вузов. Хотя студент это уже взрослый, но я имел в виду взрослый это – работник организации, имеющий большой опыт работы и в сложившихся обстоятельствах вынужденный или желающий пройти переподготовку или повысить свою квалификацию.
В-третьих, в донном докладе я не описал ни одного метода обучения взрослых. Я дал ссылки на них. Большинство из них основывались на поэтапном формировании умственных способностей П.Я. Гальперина.
В-четвертых, в конце я привел свой метод, который также основывается на теории Гальперина + Новые знания о теории интеллекта из когнитивной психологии.

Кратко опишу теорию Гальперина: «Основываясь на данную теорию учат военных командиров принимать стратегические решения; используют в спецслужбах для быстрого овладения иностранными языками; в информатике для овладения слепым методом печатания на клавиатуре за один день и т.д. Теория Гальперина рассчитана на взрослых и ее очень эффективно используют японцы.
Гульнара Аминова ( Пользователь )
Очень подробно всё расписано для "образованных" взрослых.Но как быть с пробуждением мотивации у тех, у кого её не смогли пробудить за курс дневной школы, т.е. у учащихся вечерних школ? Хочется услышать вашу точку зрения.
Евгений Швырев ( Пользователь )
(Гульнара Валиевна @ Oct 5 2005, 04:43 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Очень подробно всё расписано для "образованных" взрослых.Но как быть с пробуждением мотивации у тех, у кого её не смогли пробудить за курс дневной школы, т.е. у учащихся вечерних школ? Хочется услышать вашу точку зрения.


Пригласите класного психолога или менеджера для выявления истинных внутренних мотивов вечерников, или попробуйте сами.
Пусть он проведет мотивационные тренинги. Использует подмену (или сдвиг, активацию) ценностей учащихся.
Используйте другую методику преподования: например "через практику к теории" - попытаясь достич сдвига мотивов на учение от удовлетворения результатами практических занятий (ведь мотивовии нет, потому что они говорят нам это не нужно!!!, как мы этим будем пользоваться - зачем это нам, лючше я потрячу это время на что-нибуть полезное).

Могу выслать по почте метериалы:
1. Мотивационные тренинги в образовании
2. Методики сдвига, подмены, выдавливания мотивов
3. И еще много чего полезного

И хотел бы знать ваш опыт?
Лилия Николенко ( Пользователь )
(Швырев Е.Г. @ Oct 5 2005, 06:46 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Пригласите класного психолога

Фраза привлекла внимание, все-таки главная проблема, возникающая в обучении взрослых - целый букет психологических возрастных особенностей. Кстати чаще всего на своих курсах сталкиваюсь с достаточно высокой мотивацией к обучению, большая проблема - недостаточная познавательная гибкость . Последние 3 года практикую интерактивные методики с элементами психотренинга (речь идет об обучении информационно-компьютерным технологиям) . Прихожу к выводу, что даже взрослым интереснее всего играть.
Спасибо за ключ " алгоритмы снятия апатии" - обязательно попробую. Не могли бы Вы описать основу своих алгоритмов?
Евгений Швырев ( Пользователь )
Не могли бы Вы описать основу своих алгоритмов?
Все очень просто.
Педагогические исследования практически не финансируются. Экономические науки наоборот. В исследование экономических наук столько вложено денег, что естественно они и преуспевают. Я ищу самые современные исследования по ним. Так как большинство что относиться к экономике можно применить и в педагогике. Такие области как менеджмент, управления персоналом, реклама и т.п., содержат большое количество материала по мотивации… воспользуйтесь ими.
Лилия Николенко ( Пользователь )
!!!
Нет слов!
Спасибо.
Евгений Швырев ( Пользователь )
(Лилия Николенко @ Oct 6 2005, 05:19 PM) <{POST_SNAPBACK}>
!!!
Нет слов!
Спасибо.


Вы мне так нравитесь... Я вам могу выслить в электронном виде интересующие вас методики...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+