Личный кабинет

Учитель в информационный век

Алексей Бутузов ( Пользователь )
Спасибо за пост, Николай Викторович, из него, на мой взгляд, рождается еще одно направление "Актуальной темы - 1" - "Учитель в информационный век"
(Николай Куриленко @ 24.02.2008, 20:32) <{POST_SNAPBACK}>
С методикой не знаком. Но и без исследований понятно: школьники осваивают это самостоятельно, т.к. специалистов среди учителей мало. И что самое печальное,что учителя не хотят и во многом уже не могут осваивать новые технологии.
Новое содержания образования, изменяющееся по натиском времени, - это и новые требования к учителю.
* Возможно, кроме содержание образование , требований к профподготовки учителю, а также степени проблемности ситуации информационного переизбытка (предложил Иван Черепанов), есть и еще вопросы в рамках темы "Не утонуть в потоке информации".

По поводу учителя процитирую одно из сообщений, сделанных больше года назад (немного сокращаю).
Татьяна Васильевна Падалко:
(wera @ 01.10.2006, 13:44) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже многое поняла в той игре. ...даже если есть возможность поставить сейчас столько техники в школы, сколько необходимо для того, чтобы наше образование хотя бы выглядело адекватным третьему тысячелетию, началу 21 века, информационному обществу, цивилизации и т.д., ТО СЕЙЧАС ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО. Просто, у техники окажутся безнадзорные, беспризорные дети, каких уже много дома и в интернет-клубах.
Учителя не готовы в массе своей к рациональному, оптимальному, эффективному и т.д. использованию как техники, так и информационно-коммуникационных технологий.
Будут ли они когда-нибудь готовы к этому?(Выделено мной - А.Б.)

На мой взгляд, то поколение, которое дорабатывает свою профессиональную жизнь, опять таки в массе своей - НЕТ. Я уже третий год хожу по школам с коллегой-информатиком - проводим курсы "Использование ИКТ в профессиональной деятельности". И у меня достаточно много наблюдений для такого не очень оптимистичного вывода.
Первый год оказывалось сопротивление на основании: "Техники в школах нет и неизвестно, когда будет." Постепенно ощущение, что техники в школе никогда не будет исчезло. После каждых курсов в каждой школе стали появляться и домашние компьютеры, хотя и немного. А еще стали замечаться имеющиеся дома компы, за которыми сидят дети, а взрослым ни в роли родителя, ни в роли учителя это было "неинтересно, не надо, некогда и т.д."
...
Видели бы Вы глаза учителей, когда на вводном занятии к созданию презентаций я прошу их найти в своей работе опыте, что-такое, что им самим до сих пор интересно, нравится, удивительно, хочется показать Другим, причем разным, не методобъединению только, а и детям и родителям, и работодателям... В глазах та самая "тоска зеленая".
Совсем уж замечательную фразу сказала учительница лет сорока: "Мы просто поспешили родиться. Надо было лет на пятнадцать попозже, тогда ВСЁ это было бы просто и естественно"...

Дело ведь не в недостатке информации, а в ее избытке. Какая разница - через интернет, бумажные или вовсе не через СМИ она льется на учителей и детей. (Выделено мной - А.Б.)

Перерабатывать ее и вырабатывать из нее то самое личное знание надо всё равно самому ЛИЧНО, ПЕРСОНАЛЬНО, ИНДИВИДУАЛЬНО. (Выделено мной - А.Б.)
--------------------------
Л.В.Рождественская вырастила свой ЛЕС. Может быть, у нее есть более оптимистичные ответы на Ваши вопросы ... smile.gif
Видела проекты Сергея Игоревича, Владимира да и еще многие могли бы рассказать о том, как обращают в свою веру тех, кто ходит к ним на сайты.
Николай Куриленко ( Пользователь )
Вся эта информация наталкивает еще на размышления о том,что учитель у нашей системы образования получился,не способный к самообразованию.А сейчас мало овладеть компьютерными технологиями,интерактивными досками и т.д. - это уже необходимый минимум.Надо идти дальше.И образовываться придется еще много раз,постоянно.Это сложность,но и это вариант решения педагогической ситуации:находясь в ситуации изучения и исследования некой области,мы оказываемся интересными для учеников.Из позиции Вещателя в позицию Руководителя исследовательского проекта.Только проекты должны быть стоящие,а не игрушечные.А под серьезный проект и культурное наполнение подтянется.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Так для того, чтобы хоть как-то быть не лишнем в "стоящем а не игрушечном" проекте, придётся столько знаний в себя сложить - что просто страшное дело.

Но здесь уж моё кредо - учитель, тратящий силы на сожаления о том, что "поток информации захлестнул" интересен ученикам не будет. (впрочем, я - человек седой. старорежимный. Может - чего не вижу? rolleyes.gif )
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 25.02.2008, 15:55) <{POST_SNAPBACK}>
Так для того, чтобы хоть как-то быть не лишнем в "стоящем а не игрушечном" проекте, придётся столько знаний в себя сложить - что просто страшное дело.

Но здесь уж моё кредо - учитель, тратящий силы на сожаления о том, что "поток информации захлестнул" интересен ученикам не будет. (впрочем, я - человек седой. старорежимный. Может - чего не вижу? rolleyes.gif )

Дело не в количестве вложенных знаний, скорее в качестве пользования уже имеющимися.
Нас в университете хорошо научили, что знание бывает двух видов: знать то, что надо, и второй: знать, где взять то, что надо.
Больше все-таки не хватает второго (если не знаешь, что надо, то и не найдешь). Но... ведь именно современные технологии информационные помогают ликвидировать именно этот пробел: не знаешь где взять, спроси у соседа. smile.gif Или у учеников smile.gif
Иван Черепанов ( Пользователь )
В очень значительной мере согласен. Правда (на мой взгляд исключительно) для того, чтобы твёрдо знать, что тебе надо ещё "взять", а также для представления о том. где взять, как с остальным соединить и что с этим дальше делать, нужно обладать весьма значительной стартовой базой. И её тоже нередко не хватает.

Во всяком случае, большинство коллег, виртуозно намывающих золото информации на отмелях, оставленных тем самым потоком, заодно и просто так являются неплохими эрудитами и специалистами.

Но глядите, как естественно мы перешли от метафоры "захлестнувшего [как бы не утонуть] потока к рассуждениям о том. какой информации не хватает? Ето он с виду страшный.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 25.02.2008, 18:38) <{POST_SNAPBACK}>
Но глядите, как естественно мы перешли от метафоры "захлестнувшего [как бы не утонуть] потока к рассуждениям о том. какой информации не хватает? Ето он с виду страшный.

Ага, пока в него не войдешь. Хотя... не знавши броду, не суйся в воду. Последнее время сталкиваюсь, то с записями в блокноте (noteppad)вместо конспекта в тетради, то с ответами: зачем конспектировать, когда в инете все есть. Вот только в нужный момент не оказывается "под рукой".
Тренированная ассоциативная память - вот то, что в первую очередь нужно развивать. Да, база нужна. Для ассоциаций и раскладки по полочкам.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Записи в чём-то вместо тетради? пока я не сталкивался, но готов. Ничего не имею против при сравнимой полноте и удобстве. Если оно окажется неудобно - ученик это быстро сам поймёт.

Всё есть в интернете? Довод весом только если Вы думаете так же. "В книгах всё есть" - более бесспорное утверждение. Оно Вас не останавливало раньше? меня - нет.

Поделитесь пожалуйста - как же выглядит избыток информации в наше время (с Вашей точки зрения)? я пока чаще встречаюсь с недостатком.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(anisol @ 25.02.2008, 20:57) <{POST_SNAPBACK}>
Тренированная ассоциативная память - вот то, что в первую очередь нужно развивать. Да, база нужна. Для ассоциаций и раскладки по полочкам.

Переизбыток или недостаток (при общей ее доступности) информации - две стороны одной медали.
Думаю, что так.

По поводу развития способности к ассоциациям и "раскладки по полочкам", а также применения этих умений в практической жизни можно поискать в сети на "мнемотехника" (сейчас времени нет поискать, если у кого что-то стоящее найдется, будьте так любезны, киньте ссылочку blush.gif ). В свое время вел факультативные занятия о основам исследовательной/учебной деятельности - мнемотехника была одним и моделей.

Кроме ассоциаций и "раскладки по полочкам" еще много, думаю, необходимо...
Долго искал прочитанную в Ленинке книжку. Нашел. Цитирую здесь.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Переизбыток или недостаток (при общей ее доступности) информации - две стороны одной медали.


Почему? Я часто сталкиваюсь с недостатком информации. Это никогда не выглядит обратной стороной избытка.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 26.02.2008, 00:22) <{POST_SNAPBACK}>
Почему? Я часто сталкиваюсь с недостатком информации. Это никогда не выглядит обратной стороной избытка.

Предлагаю обсуждать вопрос о том, есть ли переизбыток информации обсуждать в соответствующей теме.
Она открыта именно на основе Вашего поста.
(Извините, Иван Владимирович, если придется удалять Ваши сообщения не по теме).
К слову, только что дал в той теме ответ, в том числе и на вопрос, который Вы задаете здесь.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+