Личный кабинет

АТ-1. Инициирующее сообщение

"Не утонуть в потоке информации"
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Актуальная тема 1. «Не утонуть в потоке информации»

1. В геометрической прогрессии…
На Педсовете уже стали расхожими тезисы о все увеличивающемся потоке информации, в котором живет современное человечество. Если в середине ХХ века количество знаний человечества удваивалось раз в 10 лет, то сейчас удваивается – раз в полгода. Действует закон ускорения истории.

Кажется, что стало намного проще: на все необходимые вопросы можно найти ответ в том же интернете. Но не всегда он находится сразу, голова забивается попутными сведениями. Не всегда человек понимает, какая именно информация сейчас нужна для принятия жизненного решения, решения текущей проблемы, что пригодится в будущем. Риском становится «набирать впрок» знания – так быстро меняются условия жизни – 10-20 лет – это целая смена эпох!

Переизбыток информации уже ощущается каждым, кто приближен к ее использованию в повседневной жизни. Конечно, ощущается в разной степени. Игрок на бирже, журналист, политик ощущают это больше, чем пастух в горах. Нетрудно заметить, что увеличение информации происходит в геометрической прогрессии. А значит, следует ожидать момента, когда график функции этого соотношения «рванет вверх» почти вертикально (математики пойму), когда производство знаний станет перепроизводством и ударит по самому складу жизни, изменив его.

2. Новый фактор производства
1929 году уборщицы офисов не могли понять, почему из окон небоскребов выбрасываются успешные и богатые предприниматели, а их выбрасывали на улицу, увольняя. В это же время
«Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! …И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином. И над страной встает запах гниения. Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров – она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью» Джон Стейнбек «Гроздья гнева» (заранее извиняюсь, найти ссылку без навязчивой всплывающей рекламы не смог)
Это наиболее мощный из кризисов перепроизводства, получивший название «Великая депрессия», апогей развития фактора производства «капитал» (промышленный и финансовый капитал).

«Информация» становится новым фактором производства после «труда», «земли», «капитала». С какой скоростью обновляются модели бытовой и цифровой техники? Какое место в жизни человека и экономике заняла реклама, телевидение, а теперь – интернет? На чем зарабатывает самый богатый человек в мире? Как быстро увеличивается специализация труда, количество специальностей, предлагаемых рынком труда? Это риторические вопросы.

Не риторические, но «гадательные» вопросы – когда грядет и как проявится кризис перепроизводства информации? И совсем не риторический – к чему готовиться и как готовить тех, кто сейчас получает образование?

3. Цельность личности…
После Великих географических открытий и в результате развития транспорта мир стал меньше. Теперь, с появлением медийного вещания и глобальной сети Интернет – он уменьшился еще раз. Не нужно даже ехать куда-то затем, чтобы что-то узнать. Ушли в прошлое студенты, переходящие из вуза в вуз, и путешественники, переезжающие из страны в страну в поиске новых знаний. Познакомиться с основами буддизма, прочитать лекции нобелевских лауреатов, найти сходных себе по взглядам, можно не выходя из дома.

Современный мир предлагает подростку «шведский стол» возможностей и информации для формирования личности. И это формирование происходит. По-разному как никогда. Отступившие традиции, доступность информации и коммуникации разорвало еще два-три столетия единые в своей культуре народы на множество субкультур, течений, движений и т.п. Знать обо всех очень сложно, а тем более понимать их.

Парадокс – доступность коммуникации и информации отдалила людей. Агностицизма, по последним исследованиям, придерживаются 60-70% ныне живущих… Среди людей, разорванных между собой, все реже можно встретить цельную личность. Мы все более разные. И все более одинокие, кричит почти каждый из подростков, молодежи…

Пожалуй, пора остановиться в рассуждениях. Любой из участников Педсовета сделает выводы и опишет следствия, не хуже и не лучше, - свои выводы и следствия.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Актуальная тема 1. «Не утонуть в потоке информации»

Уважаемые коллеги!
Приглашаю к обсуждению

Я обозначил только заход на тему, ее инициировал, «толкнул телегу», говоря на сленге. Прошу в данной теме ограничиться вопросами сферы образования (чтобы понимать друг друга, не уводить обсуждение в сторону, в бесконечность). А вопросы для обсужденияв рамках темы предлагаю ставить свои – они будут выделены (если не повторяются) в отдельные темы обсуждения.

-----------------------------

*Актуальная тема рассчитана на неполные 2 недели. Все ее темы будут закрыты для продолжения 3 марта (понедельник) в 18.00. Наиболее интересные и актуальные из итогов Актуальной темы будут собраны в статью и опубликованы в новостях Педсовета, отправлены в новостную рассылку Педсовета.

Если наш опыт окажется удачным, что через 2 недели будет открыта «Актуальная тема – 2».
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Поcт Ивана Черепанова выделен в отдельную тему: "Переизбыток информации: есть ли он?"
(Иван Черепанов @ 20.02.2008, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Фраза об утоплении в потоке информации стала распространённым штампом.
Но знаете, коллеги:
Как не стараюсь, не могу всерьёз ощутить его действие на себе.
Примерно как проблему 2К
Может и не всё в этой фразе правда?
Павел Максименко ( Пользователь )
Мне кажется, аналогия с кризисом перепроизводства доволна верная. С одной оговоркой - в данном случае мы имеем случай с перепроизводством ненужной по сути информации. Правда, нужность не есть понятие объективное. Поэтому мы можем говорить только о той части информации, которую мы вынуждены потреблять.

Кстати, мне кажется, что определенные микро-тенденции по борьбе с этим явленинем в обществе присуствуют... но они пока слишком слабы, чтобы хоть как-то влиять на ситуацию.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 22.02.2008, 19:20) <{POST_SNAPBACK}>
... в данном случае мы имеем случай с перепроизводством ненужной по сути информации. Правда, нужность не есть понятие объективное. Поэтому мы можем говорить только о той части информации, которую мы вынуждены потреблять.
Правильно ли понял, что Вы говорите о субъективном, личностном характере отбора информации?
Интересно, что в последнее столетие развития философии ответы на ее основные вопросы, связанные с поиском единой "истины", потеснены направлениями, которые ищут "смысла" - личностного восприятия действительности и изучение особенностей этого процесса/явления

Кстати, мне кажется, что определенные микро-тенденции по борьбе с этим явлением в обществе присуствуют... но они пока слишком слабы, чтобы хоть как-то влиять на ситуацию.
Возможно, эти тенденции слабы по нескольким причинам:
- либо еще нет необходимости в подобной борьбе (еще недостаточно перенасыщение сознание лично "ненужной" информацией),
- либо еще нет массового осознания следствий развития информационной составляющей человеческого бытия,
- либо ... (может быть что-то я забыл).
Сергей Галаган ( Пользователь )
По-моему, мы имеем дело не столько с переизбытком исходной информации как ценности, как важных фактов и достоверных сведений, а как с избытком ее интерпретаций, при недостатке, скрытых для большинства источников и мотивов определяющих направляющих процесс интерпетационных искажений.

Сейчас школе даже в области количества утвержденных, рекомендованых учебников - мрак и масса "детских неожиданностей"...

Выход в системе образования простое количественное сокращение и высокопрофессионализация надстройки выше школ в во много, много, много раз! Выход в государстве, кроме упомянутого выше, в достоверности исходных фактов и намерений и ориентации на радикальное улучшение настояшего и будущеего именно своих граждан, просвещению и образованности ВСЕГО народа, а не только служению "деньгам деньгами денег денежным".
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 24.02.2008, 16:22) <{POST_SNAPBACK}>
По-моему, мы имеем дело не столько с переизбытком исходной информации как ценности, как важных фактов и достоверных сведений, а как с избытком ее интерпретаций, при недостатке, скрытых для большинства источников и мотивов определяющих направляющих процесс интерпетационных искажений.
Сейчас в школе даже в области количества утвержденных, рекомендованных учебников - мрак и масса "детских неожиданностей"...

Имеете ввиду недостаток "истинной" информации?
+ переизбыток личных "смыслов", покрывающих все новыми пластами "истинные" сведения?
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 24.02.2008, 16:26) <{POST_SNAPBACK}>
Имеете ввиду недостаток "истинной" информации?
+ переизбыток личных "смыслов", покрывающих все новыми пластами "истинные" сведения?




Личные смыслы каждого во многом есть ценность для общества в зависимости от уровня понимания личности.
Зло - преднамеренное массированно транслирование одних и тех же, часто глубоко скрытых и завуалированных смыслов в разных интерпретациях вплоть до вопиющих нарушений даже мирового права (война в Ираке против так и не найденного химического оружия, разрушение СССР, разрушение Югославии и нынешний провокационный беспредел в отношении Сербии признанием албанцев на ее территории государством).

В школе - аналогично, не ею принимается предельно размытый стандарт и БУП и заказаны заказчики родители, не ее дело писать учебники, но уже стало нормой требовать как программы, так и учебные пособия лично от учителя. Понятно, что польза от этого преимущественно лишь массе оценщиков процесса - чиновников, но никак не МАССЕ детей и их родителей. Только отдельным, только иногда - так им и раньше не плохо жилось и работалось, талантам при наличии результата, сейчас - лучше, на фоне падения массового качественного планового и равнообеспеченного образования, размытости от изобилия часто чисто личностных интерпретаций на должностях...

Понятно, что стенания "о новом мышлении у нового, еще более послушного, законтролированного, уже раз год, судя по предложениям в ВИПе, идеально пролицензированого ворохом анкет и документов учителя" - только те самые скрытые установки на дальнейшее падение. Не родится трансляция даже стандарта без внутренней свободы у учителя, а если нет ни стандарта, ни смыслов других системе кроме слепого подчинения учителя - под чина.. Подчиним бесконечному "анализу доступного" каждого ученика, так легче контролировать общество бесконечно подкидывая контролируемые и интерпретируемые "информационные поводы", пусть большинство переинтерпретирует заданное информационным избытком , заданным, плановым (не путать с перепроизводством информации) под сурдинку разговоров о информационном взрыве, и только очень немногие заранее ЗНАЯ больше получат выгоду.
Особенно легко "завалить информацией" сидящего внизу пирамиды на сошке "вмененной системой компетенции" учителя. Комментируй свои приемы или молчи.

Что и наблюдается, есть.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Вы лично, как учитель информационных технологий, каким образом сопровождаете (помогаете, направляете) первое (у тех, у кого оно первое) знакомство учащихся с интернетом?
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 24.02.2008, 17:31) <{POST_SNAPBACK}>
В Вы лично, как учитель информационных технологий, каким образом сопровождаете (помогаете, направляете) первое (у тех, у кого оно первое) знакомство учащихся с интернетом?
По стандату в рамках БУПа и трудового договора разрешенно творчески и при случае модно инновационно . Касаемо конкретных приемов, то их разглашение в инете без предварительной регистрации прав снижает мои рыночные шансы. С капиталистическим приветом, ПЫШ. ok.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+