Личный кабинет

Доклад: "Духовная культура педагога и руководителя дошкольного учреждения"

Ольга Юстин ( Пользователь )
Духовная культура педагога и руководителя дошкольного учреждения.
Зеленская В А. – преподаватель кафедры воспитательной работы и дополнительного образования СКИПКРО


Культурный человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага. Понятие совершенство человек постигает всю жизнь. Чем выше совершенство как полнота, высшая ступень всех достоинств, тем меньше зла в мире, а путь к совершенству – это путь к высокой духовной культуре.
Для гармонизации человеческих отношений в обществе необходимо, чтобы люди имели одинаковые или близкие мировоззренческие установки, предпочтения и интересы. Важное для этого значение имеет сближение их представлений о смысле жизни, ценностях, понятиях о добре и зле. В этой связи стратегическое значение приобретает вопрос о формировании индивидуальной культуры личности на основе приоритета универсальных принципов и ценностей духовной культуры человечества.. Оценка людей должна быть не по месту их рождения, этносу или религии, а по личностной культуре, жизненным принципам и ценностям.
Известные ученые Уайт, Ясперс, Тойнби, Гуссерль, Сабуро и другие в своих трудах свидетельствуют, что именно культурология является ценной научно-теоретической основой для решения наиболее актуальных проблем современного мира в аспекте социальной терапии человека, общества и человечества, способствует освобождению человека от убогости мышления и жизни, от национальной отсталости и рабской психологии.
Важное значение для развития духовной культуры имеет не только образование и воспитание, а также правильное управление и человек- управленец, являющийся образцом для подражания своих подчиненных.
Неотъемлимым компонентом структуры личности человека, будь он педагогом или руководителем учреждения (к руководителю гораздо выше требования, так как он – воспитывает своих коллег на протяжении всей профессиональной жизни) является высокий культурный уровень, который включает широкую образованность, нравственные и духовные качества.
На каждом этапе развития общества ученые спорили, каким быть просто человеку, какой внутренний мир должен быть у руководителя и педагога образовательного учреждения?
На этот риторический вопрос можно безошибочно ответить: духовные качества последних двух категорий личности выделены с той целью, чтобы подчеркнуть, насколько важен разносторонний интересный руководитель и педагог, эврист – новатор, эстет, увлеченный, со своим богатым внутренним миром, воспитывающим на своем примере полноценное общество будущего.
Актуальность внутреннего мира педагога на современном этапе развития общества обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, тем, что как в нашей стране, так и в мире в целом наблюдается тенденция к деградации молодого поколения, его духовных ценностей. Каких конкретно и почему?
Одной из многочисленных причин этого является оскуднение внутреннего мира педагога: он мало читает художественных произведений, редко бывает в театре и на художественных выставках, плохо разбирается в искусстве. Это характерно, к сожалению, и для некоторых руководителей, которые нашли себе отговорку, что для развития внутреннего духовного мира им не хватает времени из-за большого объема хозяйственных и педагогических проблем, которые нужно решать ежедневно.
Но, если проанализировать, для кого, помимо себя, мы должны быть образцом для подражания воспитания духовных ценностей, которые не даются с рождением, а приобретаются в процессе социализации, - для детей, конечно, чтобы они в будущем росли «нравственно здоровыми», независимыми от пошлости и безнравственности.
Для ребенка, особенно в младшем возрасте, значимой фигурой становится педагог, а для педагога, соответственно, руководитель. Поэтому, мы понимаем, что именно педагог и руководитель являются центральными фигурами общественных преобразований. От их образа, социальной позиции, ценностно-целевых установок зависят результаты профессиональной деятельности – воспитанность и духовность в коллективе детей и взрослых.
Обратимся к классикам, ученым, исследующим проблему внутреннего духовного мира человека.А.М. Горький в пьесе «На дне» подчеркивает значимость внутреннего содержания человека: «…выходит: снаружи, как себя ни раскрашивай - все сотрется…». Эта мысль, бесспорно, актуальна и особенно сейчас – в период переоценки ценностей в ХХ1 веке, изменения их иерархической системы.
Анализ и обращение к наследию российских ученых - Ш.А. Амонашвили, Г. Гессе, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и многих других, позволили сделать вывод о том, что духовным развитием и саморазвитием педагогу и руководителю нужно постоянно заниматься. Оно будет успешным при условии приоритетности аксиологического компонента, содержащего в своей основе необходимость приобщения их к методологическим, теоретическим, прикладным знаниям о ценностях, их природе, механизмах развития и способах функционирования, а так же профессионально-педагогических ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного человека и педагога.
Какие ценности выделяют ученые в современном обществе? Духовность, красота, гармония…
По мнению наших Ставропольских ученых Л.Л.Редько, Н.Ф. Хорошко, И.Н.Головко и др. - гармония и красота – естественная пища здорового воображения, они должны быть предметом поиска для каждого, желающего достичь совершенства. Поэтому поэзия, живопись, музыка и вообще изящные искусства должны быть предметом не только специального изучения для талантов, но и общего образования каждого человека, стремящегося к самосовершенствованию. Искусство охватывает огромную жизненную сферу человека и именно ему должно отводиться особое место в воспитании нравственности, духовности подрастающего поколения. В настоящее время появились дополнительные возможности эстетически образовываться, не выходя из дома – это компьютерные технологии, Интернет.
Приобретая лазерные диски «Сокровища Эрмитажа», «Русский музей» и другие можно познакомиться с галереей шедевров изобразительного искусства, экспозициями живописных произведений разных времен и народов, получить информацию о комплексе дворцов Русского музея, их истории, архитектуре и интерьере. «Сокровища Эрмитажа» позволят познакомиться с богатейшей коллекцией, жемчужинами собрания коллекции Эрмитажа, истории их создания и великих мастерах художниках, чьи произведения украшают роскошные залы.
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» поможет лучше разобраться в истории искусства и архитектуры от лучших цивилизаций до конца Х1Х века. Жанры и стили изобразительного искусства, знаменитые архитектурные сооружения Европы и величественные храмы древнего Египта, древнегреческие вазы, скульптуры и полотна древне европейских мастеров, персидские миниатюры и живопись китайских и японских художников – обо всем этом рассказывает Художественная энциклопедия, знакомиться с которой можно в удобное для всех время.
Для поклонников французской культуры издан диск мультимедийной энциклопедии «Лувр» на русском языке, где можно познакомиться не только с художниками, но и получить информацию о самом дворце, начиная с самого маленького зала. Далее речь пойдет об истории каждой пристройки в период с 1200 по 1900 годы, биографиях известнейших людей, живших в Лувре: кардинале Ришелье, Доменике Вивант Денон, а также о современном Лувре. Как видите, имея компьютер в образовательном учреждении и дома, открываются неограниченные возможности, как для руководителя, так и для педагогов обогащать свой духовный мир эстетическими средствами.
Искусство охватывает огромную жизненную сферу человека, а отсюда рядом с ним всегда есть и полуискусство или псевдоискусство.
Так, сегодня псевдоискусством ведется настоящая агрессия на души людей, особенно детей и подростков. Очевидно, настало время объединиться, как в свое время указывал доктор педагогических наук Н.Ф.Хорошко, против сил разрушения и обсудить в рамках воспитательных концепций некоторые общие направления, по которым могло бы осуществляться плодотворное сотрудничество всех заинтересованных лиц и общественных организаций в развитии системы воспитания на всех ее уровнях. И, здесь следует исходить из того, что нравственный уровень, духовный внутренний мир запретами не поднять, нужно изменять сам образ жизни людей, просветить их души, в чем особое место должно занимать искусство, способность его оценки.
Уместно поставить вопрос, почему я так ратую за искусство и вижу изменение внутреннего духовного мира человека средствами искусства? Наверно, потому, что специализация моя искусствоведческая, а еще потому, что искусство всегда рассматривалось, как одно из средств эволюции духовной культуры человечества, которое заставляет размышлять, переживать, взывать к совести, разуму, чувствам.
Объективные условия и возможности в образовательном учреждении для эстетического развития педагога, приобретении соответствующих знаний может предоставить руководитель, будучи сам высоко духовным как личность. Не следует забывать и о том, что за педагогом остается право само проектирования и реализации субъектно-авторской профессиональной позиции и деятельности, «образование педагога вообще, а не только научения воспитанника самооценки конкретных вещей».
Под воздействием оценочных суждений руководителя, педагога, родителей, ровесников, ребенок начинает определенным образом относится к достижениям в деятельности, к самому себе как личности и воспринимать себя гражданином своей страны.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+