Личный кабинет

Упоение ЗУНами или чтобы быть в тонусе нужно, чтобы ТОНУЗ был в тебе

Одинаково ли транслируются нормы культуры и нормы права?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
После того как была опуликована статья "Трансформации и метаморфорзы" я отправил её продолжение в журнал "Директор школы". А пока эксперты и редакция журналарешают, стоит ли её продолжение публиковать, я решил обсудить одну из "крамольных" идей, там содержащхся, на этой ветке.

Идея вот в чем... Нормы культуры как накопленный цивилизационный опыт воспроизводятся и транслируются от поколения к поколению в образовании и через образование (обучение и воспитание). Традиционно единицами (формами) трансляции культурных норм считались ЗУНы - знания, умения, навыки. Теперь говорят еще о "компетенциях" и "компетентностях".

Но одновременно в истории человечества тысячелетиями складывался опыт трансляции норм права как регуляторов социальных отношений. Формы трансляции норм права тоже оттачивались тысячелетиями. Но более ответственно, - так как рискованно - не справился с тем, что твои подопечные, - в организации ли, в стране ли, в государстве ли...нормами овладели - тут же наказан и власть теряешь.

Знание - это сила, образование - это власть.. Насколько схожи, на ваш взгляд, механизмы трансляции норм права и норм культуры, чтобы власть не потерять?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Прелюдия

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», задавший очередной этап административной реформы, ввёл для федеральных органов исполнительной власти РФ функции нормативно-правового регулирования, выработки государственной политики, её реализации и контроля и надзора. Этот Указ предписал создание трех новых организационных структур федеральных органов исполнительной власти: министерств, агентств и служб, реализующих эти функции.

Впервые в истории страны за разными субъектами федерального уровня были закреплены разные пять форм реализации права:
  1. нормотворчество как выработка законодательных норм права, регулирующих социальные отношения и решающих проблемы сферы деятельности (представительная и президентская ветви власти)
  2. нормоустановление (установление норм) как разработка норм права конкретизирующих законодательную норму и придающих статус органам и организациям и полномочия должностным лицам или гражданам. (федеральные министерства)
  3. нормоприменение (применение норм) как создание правовых норм, позволяющих осуществлять и реализовать возложенные полномочия (федеральные агентства)
  4. исполнение и использование норм права в сфере деятельности, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права в границах полномочий в соответствии с уровнем компетенции. (подведомственные органы федеральной исполнительной власти)
  5. соблюдение норм права - форма их реализации, которая заключается в воздержании (или принудительном удержании) субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. (федеральные службы)
Такое коренное изменение структуры исполнительных органов не может раньше или позже не затронуть (и затрагивает) систему правового регулирования на нижележащих по масштабам уровням управления – субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и учреждений, вплоть до отношений внутри образовательных учреждений («директор-учитель», и «учитель-ученик»). Только таким образом (наряду с общим образовательным пространством) через удержание инвариантов работы с правовыми, социокультурными и другими нормами, формируется правовое сознание граждан, на отсутствие которого сетуют сегодня многие политики образования.

[attachment=3318:attachment]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Идея ТОНУЗ

Такое единообразие подходов к нормам права касается и компетенций. Было бы странно, если бы типология компетенций госслужащих, упомянутые, но не раскрытые в ст. 4 и 17 ФЗ 79 РФ «О государственной гражданской службе» (то есть управленцев регионального и федерального уровней) противоречили типологии компетенций обучающихся и воспитанников или в профессиональных стандартах самого учителя.

При всем многообразии норм права, которое катастрофически возрастает с переходом от уровня к уровню, достигая необозримых, а, значит, и – неконтролируемых масштабов на самом главном уровне - уровне организации и человека, инвариантами трансформации норм права выступают: 1) нормотворчество, 2) установление, 3) применение, 4) исполнение и использование, 5) соблюдение (с функциями контроля, надзора и отчетности). Эти пять составляющих реализации норм права существуют и отличаются друг от друга на каждом уровне компетенции.

Специфика и суть процесса образования в его межпоколенческой трансляции исторических социокультурных норм и разработке новых норм. А инварианты трансформации норм культуры остаются все те же, только по-другому в образовании называются.
  1. творчество норм культуры остается как создание того, чего в данных масштабах пока нет. Нет ни в практике действий, ни в чувственных ощущениях, ни в коммуникации, потому что нет имени в сознании – «сепулька фербенксового цвета»
  2. установление норм культуры - это и есть становление (если нет аналогов) или формирование (если где-то извне такая норма уже существует) системы знаний (установление культурных норм) о содержании, смысловом наполнении, формах и возможных практиках работы с этой инновационной нормой. Норм работы, зафиксированных в Слове, Образе или молчаливом Действии.
  3. нормоприменение выступает как умение с этими знаниями - нечто практическое сделать и их в жизнь воплотить.
  4. исполнение и использование норм культуры, если она овладевает человеком происходит на автоматическом, часто неосознаваемом уровне («нельзя читать чужие письма», «мойте руки перед едой»), то есть на уровне навыков.
  5. соблюдение норм культуры зависит от источника их происхождения – откуда социокультурная норма взялась – из мифологии общественного сознания (каноны и табу); или из административных приказов и инструкций; или появилась из борьбы с другими нормами, из партнерского согласования или личного творчества. Источник появления культурной нормы предопределяет и механизмы оценивания и мониторинга, и риски и ответственность за принятие решения относительно нормы. Ясно же как «пять пальцев» - за какой поступок тебе руки потом не подадут, а за какой и под суд могут отдать.
[attachment=3319:attachment]

Как вовне – так и внутри. Если исходить из необходимости целостности и связности пространств трансформации норм права и норм культуры, то каждом уровне компетенции субъектов эти пять инвариантов должны воспроизводиться в формах Творчества, Оценивания, Навыков, Умений и Знаний, друг с другом увязанных в сеть – ТОНУЗ.

Насколько это приемлемо,мне и хотелось бы обсудить "здесь и теперь,для..."
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Таким образом, стартовав от юриспруденции и законодательства, - закона, нормы и права как регуляторов социальных отношений, и от нынешнего устройства федерального уровня власти в соответствии с пятью формами реализации права, мы можем получит идеальную, то есть никогда не достижимую на практике, модель решения проблем.

Она основана на пяти альтернативах выбора (выбрали бы альтертатив больше, - семь или одиннадцать, получили бы иную модель) и связывает:
  • · пять форм трансляции культурных норм, обязательных для передачи межпоколенческого опыта в образовании - ТОНУЗ – творчество, оценивание, навыки, умения, знания.
  • · пять уровней компетенции и пять областей компетентностей – натуральную, директивную, социальную, рефлексивную, коммуникативную (названия могли бы быть и иные);
  • · пять «пальчиков» модальностей коммуникации при решении общей проблемы – «надо», «должен», «буду», «могу», «хочу».
Из неё например, следует, что коммуникацию можно организовать не между всеми, а между теми,ко обладает равными еомпетентностями.

[attachment=3321:attachment]

Для выявления этого требуется взаимооценивание как открытых публичный СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ диалог между самооценкой и внешней многопозиционной оценкой.

Оценивание обеспечивает целостность и связность модели через принцип «рекурсии» (шаг вперед, - все возможные шаги назад). От приоритетов и критериев до системы сбалансированных инлдикаторов и показателей.

[attachment=3320:attachment]

Вот её и нужно было бы построитьна компетентностях относительно какого-нибудь предмета. Например, - компетентностей модерации tongue.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 07.02.2008, 22:33) <{POST_SNAPBACK}>
Вот её и нужно было бы построитьна компетентностях относительно какого-нибудь предмета. Например, - компетентностей модерации tongue.gif


Итак, компетентность модерации....Чтобы не было стереотипов и заезженных формулировок.

Каковы исходные общие положения?
  1. "Компетентность" - это компетентность субъекта (ребенка, ученика, учителя, управленца, другого профессионала...) который сам себя оценивает или кто-то его оценивает.
  2. Компетентность определяется предметом деятельности субъекта, а также её масштабами, границами и аспектами. Типологию субъектов деятельности будем ждать от С.М.Возчикова), а предметы ,слелуя М.Веберу,будем выделять натуральные,социальные, обстрактные и духовно-нравственные.
  3. Кроме компетентности человек обладает не деятельностными, а психологическими характеристиками, которые будем рассматривать отдельно.
  4. Инвариантами при методике разработки компетентности "там и тогда, для..." будут выступать:
  • уровни компетенции (натуральная, директивная, социальная,рефлексивная и коммуникативная)
  • нормы создания и трансляции культуры (творчество, оценивание,навыки, умения,знания) - ТОНУЗ
  • аспекты рассмотрения компетенции (нормативно-правовой, финансово-экономический, организационно-функциональный и т.д.)
Поехали навскид...
НАТУРАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - ТОНУЗ

Творчество
  • способность придумать новый жанр форкма
  • способность структурировать ветки форума
Оценивание
  • способность содержательно проанализировать или сопоставить сообщения на ветке
  • способность аргументироать причины удаленных сообщений
Навыки
  • техническая грамотность пользования функциями модератора
  • орфографическая грамотность
Умения
  • подготовить анализ и обобщение содержания ветки
  • привлечь и удержать содержательных собеснжников на ветке
Знания
  • особенностей организации коммуникации в интернете
На этом уровне должны быть заданы СТАНДАРТЫ к ТОНУЗ (то есть система сбалансированных индикаторов и показателей успешности реализации) и СЕРТИФИКАТЫ качества модерирования, получаемые при той или иной успешности.

ДИРЕКТИВНАЯ КОМПЕТЕННОСТЬ - ТОНУЗ

Творчество
  • Способность создать Положение о модерации или другой норматиный документ
  • Способность принимать административные решения внеординарных ситуациях
Оценивание
  • подчинение руководящим документам и поручениям начальства при оценке
Навыки
  • исполнительность, точность и безукоризненность исполнения функций
Умения
  • отличать приортеты при нескольких альтернативах
Знания
  • нормативно-правовой базы
На этом уровне должны быть заданы УСЛОВИЯ исполнения ТОНУЗ и ТРЕБОВАНИЯ к ихисполнению (то есть снова система сбалансированных индикаторов и показателей успешности реализации этого директивного уровня компетенции модерирования

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - ТОНУЗ

Творчество

  • способность придумать как связать виртуал и реальным социумом
Оценивание
  • способность сопоставить оценки из разных позиций
Навыки
  • толерантность как терпимое отношение к другим
Умения
  • управлять конфликтами
Знания
  • устройство социальных организаций и институтов
На этом уровне должны быть сформулированы КРИТЕРИИ достижения целей и ПРАВИЛА решения задач при ТОНУЗ (снова система сбалансированных индикаторов и показателей успешности реализации этого директивного уровня компетенции модерирования
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Пока мы тут с компетенциями, компетентностями и индикаторами и показателями их достижения мучаемся, навстречу этому процессу идет процесс сверху вниз публикация стратегии развития страны до 2020 года.

В.Путин выступил на расширенном заседании Госсовета Президент поставил 3 задачи.


  • "Первая. Создание равных возможностей для людей.
  • Второе. Формирование мотивации к инновационному поведению.
  • И третье. Радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего, на основе роста производительности труда. Результатом решения всех этих задач должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров".
Продолжение развития страны по так называемому сырьевому сценарию угрожает самому существованию России.

Владимир Путин: "Следуя этому сценарию, мы не добьемся необходимого прогресса в повышении качества жизни российских граждан. Более того - не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормального развития. Подвергнем угрозе само ее существование. Говорю это без всякого преувеличения. Единственной реальной альтернативой такому ходу событий, как мы это, собственно, ранее и определяли, является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей.

Чтобы перейти на инновационный путь развития надо инвестировать в человека или в человеческий капитал.

Абсолютно уверен в том, что мы добьемся того, чтобы наша страна и дальше укрепляла свои позиции одного из мировых лидеров. А наши граждане жили достойно".

Итогом расширенного заседания Госсовета станет концепция социально-экономического развития страны до 2020 года и пошаговый план действий. Его разработает правительство


Роем два туннеля навстречу друг другу - но ведь они могут проскочить мимо дру друга и тогда человеческрий потенциал будут измерять плоскими линейным иинструментами и только в ЗУНах. Этого нельзя допустить - деньги,силы, энергия и жизнь будут потрачены зря. Нужны многомерные и многовариантные, многоальтернативные средства... Самоизмерения, в первую очередь...
Николай Родичев ( Пользователь )
Вы как то обращали внимание коллег на мою неутраченную способность "удивляться". По крайней мере, на то что я говорю о собственном "удивлении".

Я как раз был дома, когда стали в прямом эфире передавать это выступление.
И сразу "не поверил" не интонации, не содержанию.

Благодаря чему-то вдруг появится "инновационная стратегия", которая обеспечит вход страны к 2020 году в пятерку процветающих держав.
Россия станет мировым финансовым центром.
Появится новая система образования... (про общественное обсуждение стандартов ему написал кто-то - вот тут вдруг удивился)...
Продолжительность жизни составит (!) 75 лет....

Первое ощущение - недоверие. Что-то не так в самом начале.
Как в пресловутой "единой стартовой странице".
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(N.Rodichev @ 09.02.2008, 21:30) <{POST_SNAPBACK}>
Я как раз был дома, когда стали в прямом эфире передавать это выступление.
И сразу "не поверил" не интонации, не содержанию.
Благодаря чему-то вдруг появится "инновационная стратегия", которая обеспечит вход страны к 2020 году в пятерку процветающих держав.
Россия станет мировым финансовым центром.
Появится новая система образования... (про общественное обсуждение стандартов ему написал кто-то - вот тут вдруг удивился)...
Продолжительность жизни составит (!) 75 лет....
Первое ощущение - недоверие. Что-то не так в самом начале.
Как в пресловутой "единой стартовой странице
".


Не Вы один, Николай Федорович, - многие удивились быстроте и скорости смены курса. Ведь еще в январе ничего этого и не ммнилось на Гражданком форуме

последовавшее за ними выступление Дмитрия Медведева совершенно не походило на предвыборную речь. Оно скорее выглядело как набор пожеланий, исполнение которых поможет России достичь еще больших успехов. Причем пожелания власти практически полностью совпали с пожеланиями гражданского общества. Почти все наказы, разработанные в комитетах, в той или иной форме были упомянуты и первым вице-премьером.


Но между тактикой и стратегией нужен зазор - "зона неближайшего развития" - ЗНР. Во тон и был сформулирован и обозначен. Слова в стратегической концепции все до одного - правильные. Теперь посмотрим как они в Программе Правительства будут в действия превращены.

Ну, и сами двинемся навстречу со своей МЕТОДИКОЙ написания образовательных стандартов - и системой сбалансированных индикаторов и показателей. Если сможем...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Ну, ладно,что-то мы от темы ветки отошли и в сторону свергули... Назад давайте "открутим" tongue.gif Речь идет об измерениях изменений, проиходящих с человеком под действием каких-то внешних или внутренних факторов.

Во-первых, утверждается, что эти изменения можно отследить по изменению НОРМ - исторических социокультурных инвариантов трансляции накопленного опыта. Взаимосвязанных НОРМ поведения, коммуникации, сознания, мышления как процесса осознания на поверхности (границе) сознания, НОРМ деятельности, закона и права как регуляторов социальных отношений,

Допущением выступает, что эти НОРМЫ подчинены пространственной логике. То есть то, что незамкнуто, не ограничено, не отличается от контекста рассмотрения, то и не существует. Другими словами, пока рассматриваются только метрические пространства, в которых о замкнутости как непрерывности контура и сопадении НАЧАЛА и КОНЦА можно судить или как о пределе последовательностей сходящихся точек пространства, или как о их попаданиее к некоторую стягивающуюся область этого возможно многомерного простраства. Что в принципе одно и то же.

Во-вторых, пока за пределами рассмотрения остаются два других типа кодировки информации, по которой мы можем судить о том,замкнут контур НОРМЫ или нет - это частотная кодировка, в которой о близости точек НАЧАЛА и КОНЦА можно судить по резонансу чувств (не метрическое, амплитудное пространство,а частотное), и фазовая кодировка информаци, прикоторой априори известно количество, набор и порядок (структура) всех именованных частей Целого. Об этом потом.

Но даже при таком узком рационалистическом , позитивистском ограничении можно сделать несколько выводов относительно рождения, жизни и смерти НОРМ.

Можно предположить (и в этом гипотеза) что статическое, кинематическое (движущееся) и динамическое (с учетом причин порождающих движение) устройство сознания одинаково как при рассмотрении картинки локального мировидения в некоторых рамках, масштабах, контекстах-аспектах и с некоторой позиции, СХОДНО и при рассмотрении некого ПРЕДМЕТА, и при рассмотрении управления (целенаправленного воздействия) на этот ПРЕДМЕТ.

Такое предположение подкреплено исследованием внутренних закономерностей (трансформаций и меиаморфоз) сознания, порожденных базовыми математическими операциями , с одной стороны. С другой стороны, было показано, что похожим образом строится социальная действительность. Эти два подхода взаимодополняют друг друга как интериоризация Выготского и экстериоризация Пиаже.

Так возникли пять уровней компетенции как степени владения соответствующим "предметом ведения" - натуральная, директивная, социальная, рефлексивная,коммуникативная).

Перенесение идеи замкнутости пространственных представлений на коммуникацию породило соответственно различение пяти типов логик выбора, отличабщихся по количеству альтернатив. Другими словами,- "пять пальчиков ВИРа для управления с помощью силы воли своею собственной свободой.

[attachment=3371:attachment]

Как любое гипотетическое предположение, идея топологически-пространственной замкнутости саморазвиваясь, породила различение, обобщение и оформление в словах: пяти единиц смысла: знак, термин, определение, понятие и модель (концепт). "Бессмысленное" формальное понятие "конструкт" (шар, куб и правильные многогранники, цилиндр, конус и тор) является в этом подходе смыслопорождающим все прочие трансформации и метаморфозы.

Следующая пятерка различений, обобщений и оформлений, коснулась форм порождения и трансляции единиц смысла - Творчество,Оценивание, Навыки, Умения, Знания.(ТОНУЗ)

Именно на этих гипотезах и подходе и ьыла разработана метолика распределения стимулирующей части фоенда оплаты труда.

Теперь прямо на этой ветке, можно конструктивно обсудить любую предлагаемую вами, уважаемые читатели тему или проблему. Я бы начал с профессионального самоопределения... Как Вы, Николай Федорович?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 17.02.2008, 13:37) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы начал с профессионального самоопределения..


Тема сложная и очень болезненная... А вот поближе к школьной практике... Как учитель выставляет отметку ученику? Отметку в баллах - раз, два, три четыре, пять... На что ориентируется при этом? Ведь у ученика судьба на карту от этого иногда поставлена, а у учителя - его профессиональная совесть, репутация, ну и заработная плата... Как их этих трех сосен выпутаться?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+