Личный кабинет

«Роль информационных технологий в процессе перехода к профильному обучению»

Альфия Мухаметшина ( Пользователь )
Современная концепция модернизации образования определила, что одной из важнейших задач образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. Сегодня на первое место в процессе обучения ставится личность ребенка, а ее развитие определяется как ведущая идея современной теории социализации.
В современной социально- образовательной ситуации модернизируются социальные функции учителя – изменяется система ценностей, развиваются индивидуальность, духовное мировоззрение, стиль мышления, готовность к принятию новаторских решений.
Сегодня основной парадигмой в обучении становится ориентация на развитие. Функции учителя расширяются, и утверждается более свободный стиль общения и поощрение сотрудничества. Учитель работает не на “результат”, а на “развитие”.
Концепция “развития” ориентирована и на учащегося, и на учителя. Учитель стремится, прежде всего, обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге. Учителя, ориентированные на развитие учащегося, более гибко варьируют меру сложности заданий во время их выполнения, стимулируют учащихся похвалой и поддержкой в процессе решения учебной задачи.
Гуманистическая ориентация образования организует учебный процесс как сферу становления развивающейся личности, учебный материал требует творческого поиска и активного самовыражения обоих участников учебного процесса – как учителя, так и ученика. Содержание образования становится значимым только в том случае, если в нем имеется возможность самоутверждения личности учащегося в ходе обучения, или может осуществляться личностный подход.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования ,и она призвана решать такие задачи, как:
· Cовершенствование образования, на основе широкого внедрения
методов и средств современных компьютерных и
коммуникационных технологий.
· На более высоком уровне использовать в развивающем обучении.
· Подготовка пользователей современными информационными
технологиями.
· Подготовка специалистов в области информатики и
вычислительной техники.
· Создание методических основ обучения, ориентированных на
развитие интеллектуального потенциала, формирование умений
самостоятельного приобретения знаний.
Возникло убеждение о том, что изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение и выходит за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в обществе, которое будет называться информационным.
Практика преподавания показала, что методическая система обучения информатике адаптировалась к новым целям и ценностям обучения и показала целесообразность и эффективность применения новых методов и форм обучения (например, метод проектов), которые направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению школьников.
Как и любой предмет, информатика имеет свои цели и задачи изучения по формированию основ научного мировоззрения учащихся, развитие их мышления, развития способностей, подготовкой их к жизни, труду и продолжению образования в вузе. Более конкретно цели и задачи обучения информатике можно выразить такими пунктами:
· формирование основ научного мировоззрения;
· формирование общеучебных и общекультурных навыков работы
с информацией;
· подготовкой учащихся к последующей профессиональной
деятельности;
· овладение информационными и телекоммуникационными
технологиями, как необходимое условие перехода к системе
непрерывного образования.
Профильные курсы по информатике позволяют реализовать модель выпускника школы. Модель выпускника школы – это ориентир, к которому должна стремиться каждая школа не только для построения учебно-воспитательного процесса, но и для работы каждого учителя, в построении каждого урока.
Могут быть такие профильные курсы для реализации конкретной модели выпускника школы:
· профильные курсы информатики, ориентированные на
моделирование;
· профильные курсы информатики, ориентированные на
программирование;
· профильные курсы информатики, ориентированные на
гуманитарные знания;
· профильные курсы информатики, ориентированные на
информационные технологии.
Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики заключаются в следующем:
· способствовать учету интересов учащихся;
· возможность учета направленности допрофессиональной
подготовки;
· формировать основы научного мировоззрения;
· способствовать развитию мышления школьников;
· готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования в ВУЗе;
· развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.
Компьютер обеспечивает хорошую наглядность в обучении любых предметов в школе. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших иллюстраций, но и привлекать звуковое сопровождение. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.
Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения. Наблюдения за учащимися показывает, что работая в компьютерных сетях актуализируется потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и как следствие общий рост успеваемости по предметам.
Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует по сравнению с обычными уроками организацию познавательной деятельности учащихся.
Для ведения элективных курсов надо иметь в школе два типа компьютерных класса. Один тип компьютерного класса, который позволял бы решать задачи обучения школьников в овладении информационными технологиями. В таком классе можно реализовывать задачи подготовки специалистов в области информатики и вычислительной техники и формирования умений самостоятельно приобретать знания по различным предметам
Для проведения теоретических уроков по любым предметам нужен другой тип компьютерного класса - видеодисплейный или видеотерминальный Такой компьютерной класс позволил решит задачи совершенствования образования на основе внедрения методов и средств современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. В таком классе можно решать задачи развивающего обучения.
Дидактические возможности видеодисплейного класса могут быть такими:
· Подача дозированной текстовой информации на экраны
мониторов учащихся или на экран от проектора.
· Постановка различных задач учащимся.
· Коллективная мыслительная деятельность.
· Демонстрация схем, чертежей и другой видеоинформации.
· Работа с электронными учебниками по разным предметам.
Работа в видеодисплейном классе требует определенных навыков преподавателя, следовательно, повышения их квалификации по использованию средств вычислительной техники в учебном процессе. Эти классы обеспечивают визуальную среду обучения. Восприятие учеником учебной информации во многом зависит от зрительного восприятия и результаты обучения зависят от того, насколько учителя умело и изобретательно используют возможности доступной ему информационной (визуальной ) среды. Видеодисплейные классы очень хорошо предоставляют такую возможность для учеников, т.к. обеспечиваются условия для использования и развития визуального мышления учеников.
Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия без хорошо подготовленного педагога высокой эффективности добиться невозможно. Педагоги – самый ценный ресурс образовательного учреждения, а их педагогический потенциал – предпосылка конкурентоспособности образовательного учреждения. Возникает вопрос о повышение квалификации учителей школ в области сервисного обслуживания компьютеров. Поэтому районным ИКЦ необходимы вести такую подготовку.
Цель такой подготовки - научить учителей информатики операциям ежедневного технического обслуживания и восстановления компьютера. К таким операциям относятся:
· установка, переустановка и настройка программного обеспечения;
· обслуживание накопителей;
· диагностика работоспособности компьютера и его компонентов;
· обслуживание периферийного оборудования;
· модернизация компьютеров;
· защита и восстановление данных.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+