Личный кабинет

Чем отличается дистанционное обучение от дистанционного образования?

А они оба от заочного обучения?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации

(утв. приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452)

1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.

2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения).

3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.*(1)

Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств*(2).

4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.

5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства*(3).

Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых находится представительство.

6. Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным направлениям (специальностям)*(4) и профилям программ дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.

Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин.

Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования.

7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.

8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на которую они зачислены.

9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

10. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.

11. При дистанционном обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.

С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует средства телекоммуникации.

При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

12. При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.

13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.

15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.

16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения образовательное учреждение*(5) может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными требованиями настоящей методики:
  • наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств);
  • наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
  • наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
  • наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой дистанционной образовательной технологии.

При организации проверки целесообразно участие государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования - также федеральных ведомственных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение права реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.

17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и отчисление обучающихся.

18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.

20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.

При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.

Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.

21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).

22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.

23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.

24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.

25. Для образовательного учреждения (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.01.2008, 17:50) <{POST_SNAPBACK}>
Чем отличается дистанционное обучение от дистанционного образования?, А они оба от заочного обучения?

Если я не ошибаюсь, в нормативных документах "дистанционное образование" вообще нигде не упоминается...
И соответственно, кто в лес, кто по дрова, кто что хочет, то и вкладывает.
А Вам это, Владислав Иванович, зачем?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Артем @ 04.01.2008, 19:44) <{POST_SNAPBACK}>
Если я не ошибаюсь, в нормативных документах "дистанционное образование" вообще нигде не упоминается...
И соответственно, кто в лес, кто по дрова, кто что хочет, то и вкладывает.
А Вам это, Владислав Иванович, зачем?


Думаю, Артем Викторович, что ВИП кроме СМИ может стать еще и той "образовательной средой", пока никак нормативно не оформленной, в которой может происходить профессионализация учителя за счет сталкивания различных точек зрения (НОРМ).

[attachment=3147:attachment]

Когда в одном ЗАМЫКАНИИ сознания СУБЪЕКТА сталкиваются две НОРМЫ, то их РАЗЛИЧЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ приводит к их ПРЕВРАЩЕНИЮ в третью НОРМУ, которая, обретя Имя, Образ и Действие, становится НОРМОЙ для Другого субъекта.

И это замечательно, что понятие "дистанционное образование" никак не урегулировано законодательно - конфликтов с законом не будет. Хотя наберите в поиске - вон сколько ссылок выскакивает.

Но тогда нужно ОСОЗНАННО проектировать ВИП как эту "образовательную среду" для профессионального самоопределения учителя.

И большинство веток ВИПа, и ИнтерГУРУ сегодня, и "Сеть творческих учителей" нацелены совсем на другое. На разное и полезное, но не на САМОпределение учителя.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Мне предстоит организовать и провести 96-часовые курсы для учителей математики методистов, завучей по УМР. Дистантные. Большая часть слушателей – в отдаленных селах. И давно не были даже на обычных курсах. Количество – затрудняюсь сказать. От 20 и до… ого-го сколько.

Нюансы. Не только я впервые сталкиваюсь с дистанционными курсами, но и в округе таких курсов ранее не проводилось в-а-аще. Возможность таких курсов возникла после подключения всех школ к Интернету.
Тема курсов звучит очень красиво «Актуальные проблемы формирования математической компетентности в основной и старшей школе». Мои соображения (тезисно) – в прилагаемом файле.

Т.к. я полный неофит (профан al.gif ) в этой области, то и термины у меня совершенно не связаны с уже наработанными. В связи с этим у меня возникло несколько ассоциаций:

o Г-н Журден только в сорок лет узнал, что всю жизнь говорил прозой.
o «Если бы Остап знал, что он разыгрывает такие сильные дебюты, и сталкивается со столь испытанной защитой…»
o «Не стреляйте в тапера, он играет, как умеет»


Во всех случаях, буду благодарен не только за помощь, но и за критику, и за вопросы blush.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 09.01.2008, 07:47) <{POST_SNAPBACK}>
Во всех случаях, буду благодарен не только за помощь, но и за критику, и за вопросы blush.gif


Предложение есть... Так как то, что я прочитал, уже принято, то бюрократическую машинку не остановить...

Параллельно на форуме окружного образовательного портала для обсуждения различных аспектов обсуждаемых тем открываются, как по инициативе организаторов курсов, так и по инициативе слушателей, тематические ветки. Участники могут получить консультацию – как через консультационные линии портала, так и по электронной почте.


Пусть открывают ветки и на ВИПе. Я сам лично, с удовольствием бы побеседовал... С учетом того,что я сам понимаю компетенции как "уровни сознания" во все остальное проецирующиеся. И мы с Николаем Федовичем Родичевым стали выделять их четыре - предметные компетенции, коммуникативные, социальные и рефлексивные.

[attachment=3202:attachment]
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(sermivoz @ 09.01.2008, 07:47) <{POST_SNAPBACK}>
Во всех случаях, буду благодарен не только за помощь, но и за критику, и за вопросы blush.gif


Сергей Михайлович, прочитав не на раз Ваш "проект проекта" курсов, я не нашла ответа на свой вопрос(который задаю себе при проектировании курсов): В "Как бы проекте" Ваши участники курсов должны будут заложить ответ на вопрос "Что я дальше буду делать с учащимися?" или "Что я дальше буду делать с собой?" или еще какие-то ответы-вопросы у Вас есть под "Как бы проект"?
Еще я не очень поняла, а как будут все-таки проблематизированы участники курсов? Ну, дадите Вы им картинки с ЕГЭ и олимпиад, покажете не очень удачную работу с дробями и что? Какое отношение все ЭТО имеет к математической компетентности или в целом - профессиональной самих учителей, завучей (каждого из них персонально)?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 09.01.2008, 08:51) <{POST_SNAPBACK}>
Предложение есть... Так как то, что я прочитал, уже принято...

Это не совсем так. Тема утверждена, определены сроки. Учебный, учебно-тематический планы, учебная программа еще не утверждены, приказа на курсы нет.

Пусть открывают ветки и на ВИПе.
Да, конечно. Им будут даны координаты и ВИПа, и ИнтерГУРУ. Может, еще какие найду. Дело в том, что косвенной по отношению к курсам, но не менее важной, является задача запуска реальной коммуникации на образовательном портале.
Чернов Иванович ( Пользователь )
Но тогда нужно ОСОЗНАННО проектировать ВИП как эту "образовательную среду" для профессионального [b]самоопределения учителя. [/b]

Как показывает практика, никому кроме авторов подобных идей они, кроме самих авторов, не нужны!!!

"Если Вы хотите, чтобы ваша идея провалилась, подведите под нее мощную теоретическую базу, напридумывайте понятий, поначертите схем, облеките простые идеи в глубоко научные туманные фразы... и т.д. и т.п.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Татьяна Васильевна, к большому сожалению, в прицепленный текст не вошел важный абзац sorry.gif
Исходная гипотеза: взрослыми участниками образовательного процесса недооценивается значимость того, что данный раздел математики осваивается детьми нетвердо. В то же время учителя «в целом» обладают достаточным набором средств для преодоления сложившейся ситуации, но средства эти не актуализированы, а учителя не мотивированы на достижение именно этой цели.
(wera @ 09.01.2008, 09:03) <{POST_SNAPBACK}>
В "Как бы проекте" Ваши участники курсов должны будут заложить ответ на вопрос "Что я дальше буду делать с учащимися?" или "Что я дальше буду делать с собой?"

До какого из вопросов дойдет учитель в ходе работы, определится его отношением к своему делу.
Еще я не очень поняла, а как будут все-таки проблематизированы участники курсов?

Ведь еще одним проблематизирующим моментом будет обязательность применения разработки в следующем учебном году. Внешне учителю будет задана ситуация – «Положение надо исправить». И будет предложена возможность диалога, помощи. Предполагается внешняя экспертиза, и никто не гарантирует участнику сертификат через три месяца.
Ну, дадите Вы им картинки с ЕГЭ и олимпиад, покажете не очень удачную работу с дробями и что? Какое отношение все ЭТО имеет к математической компетентности или в целом - профессиональной самих учителей, завучей (каждого из них персонально)?

Неосвоение работы с рациональными числами имеет прямое отношение к математической компетентности учащихся.
Неспособность помочь ученикам освоить этот раздел имеет прямое отношение к профессиональной компетентности учителей.
Не замечание реального уровня компетентности тех и других имеет прямое отношение к профессиональной компетентности методистов и завучей.
Или нет?
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(sermivoz @ 09.01.2008, 10:21) <{POST_SNAPBACK}>
Неосвоение работы с рациональными числами имеет прямое отношение к математической компетентности учащихся.
Неспособность помочь ученикам освоить этот раздел имеет прямое отношение к профессиональной компетентности учителей.
Не замечание реального уровня компетентности тех и других имеет прямое отношение к профессиональной компетентности методистов и завучей.
Или нет?


Да.
Если Вы выявляете "общие тенденции", проводя исследование (которое АЮБ вполне может квалифицировать как " СТАРОЕ исследование НОВЫМИ силами).
А если повышаете квалификацию (создаете условия для этого) КАЖДОГО, то всего этого недостаточно, на мой взгляд.
В чем может проявляться способность-неспособность учителя помочь ученикам освоить этот раздел?
Как замечают-измеряют эти способности методисты и завучи в контексте "компетентностного подхода"?

Сергей Михайлович, у меня самой нет ответов на эти вопросы. Но я с удовольствием просматриваю ветки, на которых математики "экзаменуют" друг друга и сами себя.

И вообще, в УТП курсов должны быть ДИАГНОСТИЧНО поставленные цели и задачи.
А ситуация, заданная извне "Положение надо исправить" мне очень напоминает всё, что делаем в течение 90-х-2000-х.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+