Личный кабинет

Открытый урок: за или против...

Нужны ли открытые уроки, что они дают учителю и тем, кто их посещает
Татьяна Сметанина ( Пользователь )
Предлагаю тему для обсуждения: "Открытый урок: за или против..." В предверии открытого урока, который даю в рамках аттестации и одновременно для методического объединения учителей истории, я задумалась, а что же мне это даст (ну кроме категории конечно)...
Я не против открытых уроков, они дают возможность показать все, на что способен учитель. Но есть мнение, что они являются показухой, и меня это несколько обижает. Как сделать, чтобы показать все, на что я способна, но не произвести впечатление показухи. Открытый урок - это еще и огромный труд, ведь в него вкладываешь и весь опыт, его можно сравнить с театром: учитель выступает как сценарист, режиссёр, актёр и работник сцены. Всетаки думаю, что открытому уроку "ДА"! Ведь это школа для учителя и своего рода конкурс "Учитель года", потому что, независимо от того какого уровня мероприятие, учитель готовит его по - полной. А ВЫ как думаете?
Дмитрий Кирсанов ( Пользователь )
Спасибо за вопрос! Очень важный, особенно для моей школы. Смотря что понимать под открытым уроком. Если 45 минутный спектакль, с четко прописанными и заранее выученными репликами, действиями, то пользы от него "0". А вот если это простой рабочий урок, без показухи. Тогда за такой урок я "за". Увы, в последнее время я чаще сталкиваюсь с первыми вариантами и меньше со вторыми.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Татьяна Сметанина @ 25.11.2007, 22:28) <{POST_SNAPBACK}>
" В предверии открытого урока, который даю в рамках аттестации и одновременно для методического объединения учителей истории...


Стереотипы сознания услужливо подсовывают традиционные смыслы слов "открытый", "урок" и словосочетания "открытый урок", общепринятых среди педагогов.

Будем эти уже "закрытые" для изменений смыслы обсуждать, или расширим рамку и "покачаем" возможные иные смыслы и интерпретации этих слов? В других нетривиальных контекстах... Тогда возможно и возникнет новое видение "окрытого урока" и совсем иная аргументация для выбора за или против...

Как автор этой ветки скажет - так обсуждение и пойдет... Или забуксует tongue.gif
Виктор Устинов ( Пользователь )
ar.gif Открытый урок - катализатор творческой активности педагога, это форма проявления его предельных профессиональных способностей.
Татьяна Сметанина ( Пользователь )
Спасибо за поддержку темы, для каждого педагога она злободневна. Уважаемый Редюхин В.И., я согласна найти новые интерпитации понятия "Открытый Урок" и предложила бы такую трактовку: это урок открытий. Когда я являюсь посетителем такого урока, то открываю для себя что - то новое и интересное, что могу применить на практике. Если вижу несуразносьт и показушность урока - это тоже открытие, я открываю для себя невозможность проведения такого урока и учусь на чужих ошибках. Но невозможно одному учителю одним уроком сломать сложившиеся стереотипы и шаблоны, нужно как - то всем педагогическим сообществом навалиться на них. Давайте подумаем как... Одна голова - хорошо, а две - лучше! yes.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Татьяна Сметанина @ 26.11.2007, 23:41) <{POST_SNAPBACK}>
"Открытый Урок" и предложила бы такую трактовку: это урок открытий.

Если вижу несуразнось и показушность урока - это тоже открытие, я открываю для себя невозможность проведения такого урока и учусь на чужих ошибках.
Что можно для этого сделать "здесь и теперрь" в виртуале? На мой взгляд, можно поделиться опытом открытий и находок по преодолению это "несуразности и показушности".

Много-много лет назад, когда одним из индикаторов оценки уровка являлась "активность учеников на уроке", которая определяласьчислом поднятых рук в ответ на вопрос учителя, я перед своими отрытыми уроками рассказывал в этом класссе такой вот анекдот.

У одного учителя обнаружили неожиданно высокую активность учащихся на уроке. Приехала коммисия из Акопедии для изучения,обобщения и обмена передовым опытом. Неделю сидели у этого учителя на уровках - анализировали иобобшали...Ничего особенного не обнаружили - урок как урок, никах тебе новых образовательных технологий, ни новых подходов к содержанию, ни технических средств... Но... Задает вопрос учитель - весь класс, все до одного рукив ответ тянут. Учитель кого-то спрашивает - всегда точный ответ получает... Загадка.... Так и не разгадали в чем суть инновации...

А уже перед отъездом председатель комиссии наедине учителя и спрашивает,- "Ну, скажи, в конце концов, - в чем тут дело?" - "Очень просто,- учитель отвечает, - у меня в классе кто знает ответ, - тот поднимает правую руку, а кто не знает,- тот поднимает левую".

Ни в какой сговор я, конечно,с учениками не вступал... Но проблема психологического комфорта учащихся на открытом уроке в присутствии районного и городского начальства, снималась мновенно... Слабые ученики демонстративно тянули вытянутые руки в ответ на мой ЛЮБОЙ вопрос - "смотрите, я тяну ЛЕВУЮ!"

Педагогический прием этот неоднозначный и содержит внутренние этические казусы, - поэтому и хотел бы услышать принципиальную экспертную оценку коллег. А может быть и примеры других способов защиты от "несуразности и показушности" некоторых якобы "открытых уроков".
Дмитрий Кирсанов ( Пользователь )
Владислав Иванович, спасибо за анекдот. В каждой шутки есть доля шутки. Ведь верно, мы зачастую обращаем внимание только на учеников "правой руки", а на остальных когда те нарушают порядок. Мысль, надо подумать!!!
Любовь Цой ( Пользователь )
Может попытаемся немного раскрыть термин " открытосьи", уж если мы говорим об открытых уроках.
Характиристики термина "Открытый" - можно попробовать раскрыть через его антитермин "Закрытый".
И тогда можно выйти на более выскоий уровень обобщения, где эти понятия применялись.
А применялись и применяются они в теоретических работах, раскрывающих социально-политический строй: тоталитарное (закрытое) общество и демократическое (открытое) общество. (К.Поппер "Открытое и закрытое общество").

Принцип открытости, описывает В.С.Дудченко в своей рабботе "Основы инновационной методологии", главный смысл которой, показать КАК появляется НОВОЕ в разных сферах жизнедеятельности.

"Принцип открытости" в инновационном режиме обучения предплагает, прежде всего, поиск НОВОГО в процессе обучения. И это новое создается каждый раз в процессе коммуникации между участниками.
Это возможно лишь в ситуации, когда все участники становятся "равными" в коммуникации, что обеспечивает возможность сделать остановку при затруднении, задать режим критики и коррекции, у же в самом процессе обучения.
Принцип "открытости" - рисковый принцип.
Если мы говорим об "открытом уроке" в школе, то необходимы правила, нормы и принципы, отличающие "открытый" урок от "закрытого". И эти правила можно обсуждать с теми, кто приходит на открытый урок, а также с учениками.
Совместное обсуждение необходимо не для подготовки показухи, а для развития рефлексии совместной деятельности в процесссе обучения. Трансляция и усвоение предметных знаний в открытом уроке должна уступать процессу и качеству коммуникации и СОвместности проживания в учебном процессе..

Это мой, субъективный взгляд на открытые уроки.
Чернов Иванович ( Пользователь )
(Цой Любовь @ 27.11.2007, 12:50) <{POST_SNAPBACK}>
Может попытаемся немного раскрыть термин " открытосьи", уж если мы говорим об открытых уроках.
Характиристики термина "Открытый" - можно попробовать раскрыть через его антитермин "Закрытый".
И тогда можно выйти на более выскоий уровень обобщения, где эти понятия применялись.
А применялись и применяются они в теоретических работах, раскрывающих социально-политический строй: тоталитарное (закрытое) общество и демократическое (открытое) общество. (К.Поппер "Открытое и закрытое общество").

Принцип открытости, описывает В.С.Дудченко в своей рабботе "Основы инновационной методологии", главный смысл которой, показать КАК появляется НОВОЕ в разных сферах жизнедеятельности.

"Принцип открытости" в инновационном режиме обучения предплагает, прежде всего, поиск НОВОГО в процессе обучения. И это новое создается каждый раз в процессе коммуникации между участниками.
Это возможно лишь в ситуации, когда все участники становятся "равными" в коммуникации, что обеспечивает возможность сделать остановку при затруднении, задать режим критики и коррекции, у же в самом процессе обучения.
Принцип "открытости" - рисковый принцип.
Если мы говорим об "открытом уроке" в школе, то необходимы правила, нормы и принципы, отличающие "открытый" урок от "закрытого". И эти правила можно обсуждать с теми, кто приходит на открытый урок, а также с учениками.
Совместное обсуждение необходимо не для подготовки показухи, а для развития рефлексии совместной деятельности в процесссе обучения. Трансляция и усвоение предметных знаний в открытом уроке должна уступать процессу и качеству коммуникации и СОвместности проживания в учебном процессе..

Это мой, субъективный взгляд на открытые уроки.

Этак мы, как всегда, запутаем очевидные вещи наукообразными дискуссиями.
Посещать уроки в школе можно ТОЛЬКО с разрешения администрации и согласия учителя. Поэтому все рабочие уроки по умолчанию ЗАКРЫТЫЕ.
Учитель "открывает" урок в двух случаях:
1. Проверка аминистрации (от этого никуда не уйдешь).
2. Для обмена опытом с коллегами.
Следовательно открытый урок должен быть не шоу, а показывыать реальную практику работы в реальном классе.

К сожалению, преобладает первый подход (шоу). Поэтому, как правило на таких "мероприятиях" все говорят только хорошее, а практической пользы от их осуществления - ноль. Хотите поделиться с коллегами находками - пригласите к себе 1-2-х, не более и проведите урок как всегда. А потом разберите его, только честно, от души!.
Любовь Цой ( Пользователь )
(elior @ 27.11.2007, 16:03) <{POST_SNAPBACK}>
Этак мы, как всегда, запутаем очевидные вещи наукообразными дискуссиями.


Без определения сущностных характеристик понятия "открытый" , каждый будет говорить о чем угодно и вкладыват ь свой смысл.
Чиновники будут вкладывать в форму "открытого урока" критерии контроля и отчетности.


(elior @ 27.11.2007, 16:03) <{POST_SNAPBACK}>
Посещать уроки в школе можно ТОЛЬКО с разрешения администрации и согласия учителя. Поэтому все рабочие уроки по умолчанию ЗАКРЫТЫЕ.
Учитель "открывает" урок в двух случаях:
1. Проверка аминистрации (от этого никуда не уйдешь).
2. Для обмена опытом с коллегами.
Следовательно открытый урок должен быть не шоу, а показывыать реальную практику работы в реальном классе.


Открытый урок - это урок, в котором каждый участник может получить нечто новое, чего нет в закрытом уроке.



(elior @ 27.11.2007, 16:03) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, преобладает первый подход (шоу). Поэтому, как правило на таких "мероприятиях" все говорят только хорошее, а практической пользы от их осуществления - ноль. Хотите поделиться с коллегами находками - пригласите к себе 1-2-х, не более и проведите урок как всегда. А потом разберите его, только честно, от души!.


Ваше замечание только подтверждае верность моего текста.
ОТКРЫТЫЙ урок возможен, как я уже писалал, только в ситуации, когда все участники становятся "равными" в коммуникации, что обеспечивает возможность сделать остановку при затруднении, задать режим критики и коррекции, у же в самом процессе обучения.
Принцип "открытости" - рисковый принцип. Открытый урок могут проводить только инноваторы по духу.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+