Личный кабинет

Федеральный государственный образовательный старндарт третьего поколения

ФГОС на основе модульно-компетентностного подхода
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Важность проблемы профессионального обучения, подготовки и повышения квалификации работников образования, различные противоречивые мнения, высказанные участниками по этому поводу, а так же присутствие на форуме преподавателей вузов (в том числе, педагогических) побудило меня открытьэту ветку.

14 ноября 2007 года Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Законопроект согласован c заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации. Закон вступает в силу с 1 июля 2008 года.. Текст законопроекта вот здесь.

Законопроект вносит изменения в ряд федеральных законов в части замены существующих государственных образовательных стандартов в составе трех компонентов /федерального, регионального и компонента образовательного учреждения/ на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты


1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных для имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.


Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
  • структуре основных образовательных программ;
  • условиям реализации основных образовательных программ;
  • результатам освоения основных образовательных программ.
    5. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования
6. Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя
  • требования к результатам их подготовки,
  • учебный план,
  • рабочие программы учебных предметов,
  • курсов,
  • дисциплин (модулей)
  • и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (воспитанников),
  • перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя
  • требования к результатам подготовки выпускников,
  • учебный план,
  • рабочие программы учебных курсов,
  • предметов,
  • дисциплин (модулей)
  • и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся,
  • а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.;
Как видите, закон конкретен и построен на работе с понятиями, которые сегодня, возможно пока неясны, но которые скоро станут для вех нас обязательной НОРМОЙ. Теперь самое время с этими новыми понятими разобраться. Прямо "здесьи теперь, для...". Начнем?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Чтобы сразу отсечь на этой ветке попытки пустого словоговорения - так как профессиональные стандарты должны, на мой взгляд, обсуждать профессионалы, а не "мастера на все руки" и "кухарки от образования", перейду к конкретике

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы.

Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.


Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).;

По поручению Минобрнауки коллегии Миообрнауки от 1 февраля 2007 года «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» Федеральным институтом развития образования (ФИРО) разработаны в пакете с законопроектом «Макет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения» и «Методика разработки ФГОС на основе модульено-компетентностного подхода»

В этих документах конкретизирована и содержательно раскрыта система вводимых совершенно новых понятий, терминов и определений, соответствующих принимаемому Закону, Закону об образованиии международным документами в сфере профессионального образования, которыми обязаны теперь пользоваться все образовательные учреждения РФ. Они таковы:

Работодатель – всякий социальный институт, выступающий социальным партнёром, инвестором и благополучателем системы профессионального образования и осуществляющий найм её выпускников.

Примерная основная профессиональная образовательная программа профессионального образования - совокупность документации, регламентирующей цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов, (начального, среднего, высшего) профессионального образования по направлению / профилю / специальности.

Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.

Общие (универсальные) компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.

Профессиональные (специальные) компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность - деятельность, для которой требуется комплекс специальных знаний, компетенций и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки.

Профессиональная функция – компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.

Результаты обучения – это набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Квалификация – подтверждённая в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определённого круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.).

Профессиональный модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.

Что скажете Валентина Владимировна, Татьяна Васильевна, Андрей Юрьевич, Роман Николаевич, Любовь Николаевна, Ольга Владимировна, Людмила Викторовна, Софья Борисовна, Сергей Михайлович и другие увадаемые коллеги, имеющие отношение к формированию содержания образования, обучению и профессиональной подготовке кадров?
Наталья Гришина ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.11.2007, 07:37) <{POST_SNAPBACK}>
Чтобы сразу отсечь на этой ветке попытки пустого словоговорения - так как профессиональные стандарты должны, на мой взгляд, обсуждать профессионалы, а не "мастера на все руки" и "кухарки от образования"...

Владислав Иванович, хоть я и "кухарка от печки школьного урока", но хочу спросить, как на этой ветке отличить "профессионала" от "непрофессионала", если
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.11.2007, 07:37) <{POST_SNAPBACK}>
Профессиональная деятельность - деятельность, для которой требуется комплекс специальных знаний, компетенций и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки.
?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.11.2007, 07:37) <{POST_SNAPBACK}>
Результаты обучения – это набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.).


ВИ, не у всех же такое стремительное мышление blush.gif тут вдумываться надо.

Пока такой вопрос - трудоёмкость ОП, это для учителя, или для ученика? И нет ли здесь опасности "затратного" подхода?
Вот, например. То, что в обычной программе по русскому языку занимает 2-3 недели, у Березовской занимает 3-5 минут, и далее самостоятельная, активная и азартная работа ученика. Как здесь будет оцениваться трудоемкость?
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.11.2007, 06:37) <{POST_SNAPBACK}>
Результаты обучения – это набор знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Квалификация – подтверждённая в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определённого круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.).

[

1. Как проверять будем результаты обучения? А уж слова "формулировка результатов обучения" вообще не понятны. Где и кем они доожны формулироваться?
2. Чем современное положение с повышением квалификации под вашу формулировку не подходит?
3. определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. -может по отношению к содержанию все-таки? и что значит "определенная логическая завершенность"? Расплывчато....
4. Про зачетную единицу соглашусь с Возчиковым и добавлю: что она должна измерять по замыслу автора и для чеговводится? Труд учителя еей измерять будут или полученные учащимися компетенции?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 22.11.2007, 08:48) <{POST_SNAPBACK}>
Пока такой вопрос - трудоёмкость ОП, это для учителя, или для ученика? И нет ли здесь опасности "затратного" подхода?


В моей попытке ответить Вам и Ольге Владимировне, учитывайте,пожалуйста, что это формулировки эти не мои, а ФИРО.

Судя по тому, что

Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.).


то речь идет не отдельно об обучающемся (воспитаннике) и отдельно о педагогическом работнике, а о их ПАРЕ (взаимодействии учитель-ученик,для школы).

Это на мой взгляд, правильно, так как оценивать надо и результативность ученика, и результативность учителя, и результативность пары. То есть ВСЕ ТРИ составляющие взаимодействия, а не одну какую-то.

И главное, - в одной системе координат. С разным наполнением.(об этом попозже?)

То же самое и для отношения в паре "руководитель -работник"

[size="2"][/size]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(anisol @ 22.11.2007, 09:21) <{POST_SNAPBACK}>
1. Как проверять будем результаты обучения? А уж слова "формулировка результатов обучения" вообще не понятны. Где и кем они доожны формулироваться?


На федеральном уровне от контроля за результатами обучения (кроме ЕГЭ) отказались. Сама школа (ССУЗ,ВУЗ) должны этим озаботиться. В соответствии с ФГОС.

И это,на мой взгляд, правильно. Помните мысль, высказанную А.Ю.Бахтиным о том, что ранее предлагаемый в качестве стандартов федеральный набор учебных планнов и программ - это НЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ? Содержание образования как то, что остется, когда все выученное забыто, от многого зависит, не толькоот учебного материала: от изначальной готовности ученика к обучению (воспитанию), от условий (в том, числе и материально-технических),от используемых учителем образовательных технологий, от его личности, в конце концов... Учитель может произести один и тот же текст учебного материала с таким интонационным выраджением,что дети или побегут строить светлое будущее или с ненавистью в лицо воображаемого врага уставятся...СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО.

- За последние десятилетия в целом изменилось отношение к государственным образовательным стандартам. Изменилось в положительную сторону, потому что изменилось отношение законодателя, который под образовательными стандартами понимает сегодня стандартизацию базисных учебных планов, материалов, часов, и всего того, что связано с формальной стороной содержания образования. Закрепление таких стандартов не сокращает и не умаляет возможности школы в изменении или в формировании содержания образования, потому что содержание образования - это то, что остается, когда все выученное забыто, а следовательно, определяется и целями урока, и образовательными технологиями, и самим учителем, и его взаимоотношением с учеником. Поэтому стандартизировать содержание образования никогда невозможно, и никто этого сегодня сделать не пытается.


Теперь далее...
(anisol @ 22.11.2007, 09:21) <{POST_SNAPBACK}>
3. определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. -может по отношению к содержанию все-таки? и что значит "определенная логическая завершенность"? Расплывчато....


Могу только процитировать ФИРО и согласиться с таким подходом.
Эти формулировки являются целями обучения специалиста определенного уровня квалификации, потому что описывают результаты обучения по уровням квалификации в терминах ответственности и самостоятельности и тем самым задают общие требования к результатам подготовки специалиста, а также становятся обобщенными критериями оценки качества этой подготовки.

В самом общем виде результат выражается в том, что выпускник справляется с определенным кругом задач или не справляется. Соответственно, он является специалистом определенного уровня квалификации или не является.

Так задается операциональность целей обучения – чтобы получить конкретный результат, необходимо поставить конкретную цель, достижение которой легко проверяется «на выходе» и может и должно корректироваться в процессе обучения.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Наталья Семеновна Гришина @ 22.11.2007, 08:34) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, хоть я и "кухарка от печки школьного урока", но хочу спросить, как на этой ветке отличить "профессионала" от "непрофессионала"?


Как заранее это сделаешь, Наталья Семеновна? Вот тот диалог, который сейчас разворачивается, судя по предметности, глубине и содержательности поднимаемых вопросов, и является на мой взгляд "профессиональным".

В отличие от "коммунальной свары", на последних сообщениях другой ветки, например.

Напишите свое мнение или задайте не риториеский вопрос (у Вас ведь получается?) вот и будет ВСЕМ очевиден Ваш собственный профессионализм. Или его отсутствие...
София Савелова ( Пользователь )
Насколько я поняла, походив по веточкам профессиональных обсуждений (ответ на реплику по поводу отличия "профессионала" от "не=профессиональнала" чуть ниже), я очень рада за систему образования России, которая, похоже, делает серьезный шаг и заявку на сертификацию своей системы образования на соответствие системе менеджмента качества (международным стандартам серии ИСО 9000-2000).
В этих шагах с "образовательными стандартами третьего поколения" я вижу логическое продолжение цепочки реформ, о которых г-н Фурсенко говорил на Международном образовательной форуме "Образование в интересах устойчивого развития: на пути в обществу знания" в 2005 году в Минске (этот форум с участием министров образования всех стран СНГ под эгидой ЮНЕСКО запускал в нашем образовательном пространстве 10-летку образования в интересах устойчивого ).
Выступая по поводу стратегии и тактики реформирования системы российского образования, ваш министр, в первую очередь, указал на то, что в РФ основным приоритетом стало реформирование национальной системы профессионального образования на основе реорганизации его деятельности в соответствии с идеями и принципами компетентностного подхода.

Акцент на стратегический приоритет в системе непрерывного образования именно на ступень профессионального образования - понятен и, на мой взгляд, перспективен для социально-экономического развития страны:
- с одной стороны, изменения на этой ступени с необходимостью должны повлечь за собой изменения на всех нижележащих ступенях образования (а то, что в законе присутствует положение "Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно", свидетельствует о том, что в деятельности КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ учебных заведений должна будет присутствовать реализация принципа "академической свободы", который задаст принципиально другие оценки качества школьного образования - как минимум, возможность школы обеспечить успешность своих выпускников при обучении в любом университет мира wink.gif ),
- с другой - обеспечит эффективный менеджмент человеческих ресурсов развития, поддерживаемый необходимостью становления развивающейся, открытой и мобильной системы образования взрослых, позволяющим людям, имеющим некие компетенции (в том числе - и квалифицированные) понимать, осознавать и расширять свою компетентность.

Именно своей реальной компетентностью (проявляемой в конкретных ситуациях возможностью решить те или иные задачи) и уровнем решаемых задач профессионал отличается от специалиста:
"хочу спросить, как на этой ветке отличить "профессионала" от "непрофессионала", если... профессиональная деятельность - деятельность, для которой требуется комплекс специальных знаний, компетенций и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки." (к сожалению, моей компетентности не хватает, чтобы так лихо как у вас ставить в постеры цитаты - не подчиняются они мне, так что цитирую по старинке в кавычках)

Да, конечно, на первый взгляд профессиональная деятельность у специалиста и профессионала одна и та же. Но различия в их компетентности кроются как раз в ОТНОШЕНИИ к этой деятельности:
- компетентность специалиста ограничивается правильным и точным исполнением существующего нормативно-одобренного способа деятельности (относительно компонентов котрого как раз и определяется "стоимость" тех зачетных единиц, которые должны будут помочь в ДОКУМЕНТИРОВАННОМ виде подтвердить ту работу, которую с=делал ученик и которая, в том числе, определит качество работы педагога / учреждения образования (насколько я поняла - под "зачетными единицами" понимается то, что в европейской системе образования называется "кредитами", максимальное число которых связано с точным описанием необходимых компетенций относительно отдельных "профессиональных функций", осваиваемых студентами в работе по конкретному образовательному модулю, введение которых позволяет ТОЧНО и ДОСТОВЕРНО по результатам сделанной работы оценить приобретенную компетентность в решении тех или иных задач, реализующих эту функцию + обеспечить согласование различных образовательных программ между собой, создавая студенту возможность выстраивать личную образовательную траекторию в освоении профессии - при выборе курсов и перемещении из одного университета (УО) в другой) ;
- компетентность же профессионала - это возможность человека в сфере своей профессиональной деятельности решать задачи, связанные, в том числе, с изменением "священной коровы" специалиста - того самого нормативно-одобренного способа профессиональной деятельности, ГАРАНТИРУЯ при это качество выполненной работы.

Т.е. применительно к различениям, которые вводились на ветке о ПП и ПК педагогов, уровень профессиональной компетентности педагога с неизбежностью потребует от него способности не столько "исполнять инструкции" (это и есть суть компетентности педагога, постоянно нуждающего в "правильных" учебниках, разработанных кем-то дидактических комплексах и пр.) , сколько "создавать инструкции" - проектировать авторские образовательные программы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно профессионалу необходимо знание тех самых образовательных стандартов третьего поколения. Поэтому его и приглашают сюда в дискуссию.
С уважением,
София
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.11.2007, 09:48) <{POST_SNAPBACK}>
...это формулировки эти не мои, а ФИРО.

Вот уж к кому у меня доверия ни на грамм. В отличие от Вас, уважаемый Владислав Иванович tongue.gif
...оценивать надо и результативность ученика, и результативность учителя, и результативность пары.

Ну-у, Владислав Иванович, «зеленое-соленое». Мы про трудоемкость, Вы – про результативность. al.gif
С разным наполнением.(об этом попозже?)

Ждем-с... blush.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+