Личный кабинет

Доклады и сообщения

Наталья Соловьева ( Пользователь )
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функцио-нальная система организационных способов управления учебно-познавательной и практиче-ской деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.
Лариса Шилина ( Пользователь )
В современном образовательном пространстве наблюдается тенденция к постоянному реформированию. Нередко дети становятся участниками широкомасштабных экспериментов без должного обоснования и научно-методического обеспечения. Это влечет не только к недопустимому «забалтыванию» отдельных проблем, но и что более важно к негативным изменениям в состоянии здоровье детей.
Именно поэтому особую важность приобретает своевременная оценка хода и анализ результативности проводимых программ.
В 2000 году проблемы ухудшения состояния здоровья школьников в Ставропольском крае вызвали необходимость принятия комплекса мер со стороны органов исполнительной власти, образовательных учреждений, педагогической и родительской общественности, направленных на обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, молодежи, формирования устойчивой положительной мотивации на ведение здорового образа жизни с раннего возраста. В этой связи была принята краевая целевая программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001- 2004 годы». Основным заказчиком и координатором которой выступило министерство образования Ставропольского края.
Основной целью и задачами Программы стали: создание социально-педагогической системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном комплексе края через подготовку и переподготовку педагогиче­ских, медицинских кадров в вопросах здоровьесбережения детей, ведение опытно-экспериментальной работы по отработке здоровьесбере­гающих методик в учебно-воспитательном процессе, укрепление меди­цинской, спортивной базы образовательных учреждений, стабилизации состояния здоровья детей и подростков.
В ходе реализации программы был осуществлен ряд организационно-управленческих преобразований на уровне края, городов, районов и обра­зовательных учреждений: создан межведомственный Координационный совет при Губернаторе Ставропольского края по вопросам реализации го­сударственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей, аналогичные советы работают на уровне глав городов и районов края. Разработаны районные, городские программы «Образование и здоровье».
В министерстве образования края открыт сектор здоровьесберегающих технологий.
Со­вместно с министерством здравоохранения, Центром Госсанэпиднадзора, Комитетом по физической культуре и спорту проведена работа по созданию нормативно- право­вой базы, регламентирующая деятельность образовательных учреждений по охране здоровья обучающихся и воспитанников. Центром Госсанэпиднадзора проведена гигиениче­ская экспертиза здоровьесберегающих методик, применяемых в образова­тельных учреждениях края.
Принятие целевой программы обеспечило существенные изменения в финансировании образовательных учреждений, улучшение их матери­ально-технического и кадрового обеспечения. На эти цели из краевого и местных бюджетов израсхо­довано 44822,7 тыс. рублей. В первую очередь деньги были направлены на приобретение медицинского, спортивного оборудования, ростомерной мебели, изготовление конторок, методическое обеспечение педагогиче­ских работников.
Сегодня все дошкольные учреждения обеспечены оборудованными ме­дицинскими кабинетами, в школах работают 511 медицинских и 111 сто­матологических кабинетов. За период реализации программы оборудовано, согласно нормам САНПиН, 68 школьных медицинских кабинетов, в СОШ №19 г.Ставрополя и СОШ № 3 с.Прасковея Буденовского района закуплены кабинеты БОС – дыхание ( биологически-обратная связь). Приобретенное оборудование позволило на более качественном уровне проводить обследование детей и выявлять на­рушения в состоянии здоровья на более ранних этапах.
На базе Ставропольского краевого института повышения квалифика­ции работников образования открыта и оборудована современной диагно­стической аппаратурой лаборатория здоровьесберегающих технологий. В ходе четырехлетних исследований создан компьютерный банк данных со­стояния здоровья детей 1-4 экспериментальных и контрольных классов образовательных учреждений - крае­вых экспериментальных площадок.
В кадровом обеспечении образовательных учреждений также про­изошли значительные изменения. По сравнению с 2001годом в штаты школ дополнительно введены 72 ставки психологов, 80 социальных педа­гогов, 62 медицинских работника.
В системе образования края успешно развивается психологическая служба. Работают девять психолого-педагогических центров, 27 психологических служб. Для выработки единой стратегии развития психологического пространства, структурирования практической и нормативно-правовой деятельности психологов края в 2004 году создан Совет руководителей психологических служб. На базе краевой медико-психологической комиссии организован постоянно действующий семинар для психологов по вопросам развития современной психологии.
На базе ППМС Центров гг. Буденновска, Невинномысска, Михайловска, Кочубеевского, Красногвардейского районов реализуются многопрофильные программы «Первичная профилактика наркомании и других зависимостей», «Профилактика рискованного поведения», «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями», «Адаптивная физическая культура»; ведется индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и их родителями, методическая работа по повышению компетенции педагогов в области психологических знаний. В каникулярное время база Центров широко используется для организации отдыха и оздоровления детей и подростков социально незащищенных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, «группы риска».
В образовательных учреждениях благодаря наличию медиков, психологов, социальных педагогов организована работа медико-психолого-педагогических консилиумов, которые осуществляют комплексное сопровождение детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье и испытывающих трудности в обучении.
Для проведения опытно-экспериментальной деятельности по отработке здоровьесберегающих методик профессора В.Ф.Базарного, руководителя Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования были определены экспериментальные площадки – это 46 общеобразовательных школ и 10 дошкольных образовательных учреждений. Две территории г. Буденновск и Минераловодский район включены в эксперимент по отработке управления внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный комплекс города, района. Была проведена серьезная подготовительная работа: обучены руководители образовательных учреждений, преподаватели начальных классов, физической культуры, психологи, медицинские работники; в органах управления образованием, образовательных учреждениях назначены специалисты, ответственные за организацию и проведение этой работы на местах. В образовательные учреждения были направлены 500 конторок, изготовлены массажные коврики, сенсорные кресты, бегущие огоньки, зрительно-двигательные траектории.
Организовано обучение в классах раздельного обучения (по желанию родителей). Сегодня в крае таких классов 65, в 2001 их было 34. Отслеживание хода эксперимента проводится путем обследования детей, учащихся начальных классов, два раз в год (осень, весна). Производятся замеры психосоматического и физического состояния учащихся, двигательной подготовленности.Создание здоровьесберегающего пространства
в образовательном комплексе Ставропольского края На базе лаборатории СКИПКРО создан компьютерный банк данных показателей состояния здоровья учащихся за четыре года эксперимента. Наблюдается положительная динамика показателей состояния осанки, зрения, физического развития детей в экспериментальных и контрольных классах.
Свои наработки, результаты опытно-экспериментальной работы образовательные учреждения представляют на Фестивале опытно-экспериментальных площадок, проводимым министерством образования два раза в год. Подтверждением важности и необходимости работы по охране и укреплению здоровья детей стал Всероссийский конкурс «Школа - территория здоровья», проводимый в 2002 году. В краевом этапе конкурса приняли участие 144 образовательных учреждения, 12 присвоен статус «Школа здоровья». Гимназия № 9 г.Буденновска стала лауреатом Всероссийского конкурса в г.Москве.
Усилия министерства образования, образовательных учреждений были направлены на создание условий сбережения здоровья непосредственно в рамках учебно-воспитательного процесса за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, создания благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся.
В образовательных учреждениях края наработан определенный опыт по этим направлениям. Так в СОШ № 29 г.Ставрополя отработана система работы по контролю за дозированием учебной нагрузки на учащихся. В СОШ № 19 г.Ставрополя оздоровление детей ведется с использованием кабинета БОС – дыхание. Ребят учат правильно дышать, и это приводит в норму все жизненно-важные процессы, происходящие в организме. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику нужен определенный комплекс внеурочных занятий. С этой целью в образовательных учреждениях разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, направленные на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья школьников. Так, в Гергиевском районе в СОШ № 24 на каждого ученика, начиная с начальной школы, заводятся спортивные дневники, в которых фиксируется уровень физической активности, подготовленности школьника, даются индивидуальные упражнения, отслеживается динамика. В гимназии № 9 г. Буденновска, помимо трех часов физкультуры, включены обязательные для всех гимназистов (по медицинским показаниям) два часа плавания в неделю. В экспериментальных школах в начальных классах используется метод смены «динамических поз» за партой-конторкой.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности в образовательные учреждения края введен третий урок физической культуры.
С первого по одиннадцатый класс реализуется спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания», в рамках которой проводится мониторинг физической подготовленности школьников.
Следуя рекомендациям гигиенистов в образовательных учреждениях г.Ставрополя, Пятигорска для всех учащихся введены дополнительные каникулы. Пять-шесть недель учебы чередуются с недельными каникулами. Проведенный анализ показывает, что дети остаются активными в течение всего учебного года, меньше болеют, у них не так выражена утомляемость, как у детей, занимающихся по традиционной системе обучения. Для оздоровления детей и с целью профилактики различных заболеваний в образовательных учреждениях широко используются методики, рекомендованные министерством здравоохранения: фиточаи, релаксация в комнатах психологической разгрузки, аэроионизация воздуха, применение йодированной соли и хлеба в питании детей, витаминизация, вакцинирование против гриппа и т.д.
С 2002 года на уровне министерства образования, органов управления образованием, образовательных учреждениях ведется мониторинг пропусков занятий учащихся, по болезни, данные анализируются и доводятся до сведения руководителей органов управления образованием.
Для формирования положительной мотивации у учащихся на ведение здорового образа жизни, профилактики вредных привычек в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений края были введены профилактические программы, рекомендованные министерством РФ: междисциплинарная программа «Здоровье» (Касаткин), «Все цвета, кроме черного» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова). Дошкольные образовательные учреждения и школы г.г. Пятигорска и Минеральных Вод отрабатывают программу «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филипповой), которая позволяет в рамках учебных предметов, внеклассной работы формировать у детей младшего школьного возраста и их родителей основы правильного питания и здорового образа жизни.
Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий, применяемых в образовательных учреждения края являются дни здоровья, работа спортивных секций, конкурсы. Стали традиционными акции: «Посади дерево», «Чистый водоем», месячники: «Здоровая семья», «Здоровье», «Школа против наркотиков и СПИДа». В образовательных учреждениях г.Ставрополя несколько лет проходит конкурс «Некурящий класс».
Учитывая тот факт, что проблемы здоровья детей входят в сферу жизненных интересов родителей и семьи в целом, министерство образования края уделяет большое внимание работе с родительской общественностью. Проведены два краевых родительских собрания: в 2000 году - «Проблемы обучения и здоровья детей», в 2002 году – «Духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей». В 2005 году планируется очередное родительское собрание «Здоровый ребенок в здоровом социуме».
С 2002 года организована работа краевого Университета педагогических знаний для родителей, целью которого является повышение компетенции родителей в вопросах воспитания, сохранения здоровья детей и подростков, выстраивания детско-родительских отношений и т.д. В рамках родительского лектория проводятся консультации различных специалистов-психологов, логопедов, юристов. Такого рода работа с родителями проводится во всех территориях края.
Краевая целевая программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей Ставропольского края», являясь региональной основой проведения профилактической работы среди учащихся, затрагивающей ее медицинские, педагогические, психологические аспекты, способствовала реальному улучшению состояния здоровья учащихся. Продолжением программы стал комплексный межведомственный план мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и подростков в Ставропольском крае на 2005-2008 годы, разработанный министерством образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, утвержденный решением Координационного совета по вопросам реализации государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков 12 ноября 2004 года.
Диана Рудьева ( Пользователь )
Рудьева Д.М. - заведующая сектором здоровьесберегающих технологий министерства образования Ставрпольского края

Создание здоровьесберегающего пространства
в образовательном комплексе Ставропольского края

В современном образовательном пространстве наблюдается тенденция к постоянному реформированию. Нередко дети становятся участниками широкомасштабных экспериментов без должного обоснования и научно-методического обеспечения. Это влечет не только к недопустимому «забалтыванию» отдельных проблем, но и что более важно к негативным изменениям в состоянии здоровье детей.
Именно поэтому особую важность приобретает своевременная оценка хода и анализ результативности проводимых программ.
В 2000 году проблемы ухудшения состояния здоровья школьников в Ставропольском крае вызвали необходимость принятия комплекса мер со стороны органов исполнительной власти, образовательных учреждений, педагогической и родительской общественности, направленных на обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, молодежи, формирования устойчивой положительной мотивации на ведение здорового образа жизни с раннего возраста. В этой связи была принята краевая целевая программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001- 2004 годы». Основным заказчиком и координатором которой выступило министерство образования Ставропольского края.
Основной целью и задачами Программы стали: создание социально-педагогической системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном комплексе края через подготовку и переподготовку педагогиче­ских, медицинских кадров в вопросах здоровьесбережения детей, ведение опытно-экспериментальной работы по отработке здоровьесбере­гающих методик в учебно-воспитательном процессе, укрепление меди­цинской, спортивной базы образовательных учреждений, стабилизации состояния здоровья детей и подростков.
В ходе реализации программы был осуществлен ряд организационно-управленческих преобразований на уровне края, городов, районов и обра­зовательных учреждений: создан межведомственный Координационный совет при Губернаторе Ставропольского края по вопросам реализации го­сударственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей, аналогичные советы работают на уровне глав городов и районов края. Разработаны районные, городские программы «Образование и здоровье».
В министерстве образования края открыт сектор здоровьесберегающих технологий.
Со­вместно с министерством здравоохранения, Центром Госсанэпиднадзора, Комитетом по физической культуре и спорту проведена работа по созданию нормативно- право­вой базы, регламентирующая деятельность образовательных учреждений по охране здоровья обучающихся и воспитанников. Центром Госсанэпиднадзора проведена гигиениче­ская экспертиза здоровьесберегающих методик, применяемых в образова­тельных учреждениях края.
Принятие целевой программы обеспечило существенные изменения в финансировании образовательных учреждений, улучшение их матери­ально-технического и кадрового обеспечения. На эти цели из краевого и местных бюджетов израсхо­довано 44822,7 тыс. рублей. В первую очередь деньги были направлены на приобретение медицинского, спортивного оборудования, ростомерной мебели, изготовление конторок, методическое обеспечение педагогиче­ских работников.
Сегодня все дошкольные учреждения обеспечены оборудованными ме­дицинскими кабинетами, в школах работают 511 медицинских и 111 сто­матологических кабинетов. За период реализации программы оборудовано, согласно нормам САНПиН, 68 школьных медицинских кабинетов, в СОШ №19 г.Ставрополя и СОШ № 3 с.Прасковея Буденовского района закуплены кабинеты БОС – дыхание ( биологически-обратная связь). Приобретенное оборудование позволило на более качественном уровне проводить обследование детей и выявлять на­рушения в состоянии здоровья на более ранних этапах.
На базе Ставропольского краевого института повышения квалифика­ции работников образования открыта и оборудована современной диагно­стической аппаратурой лаборатория здоровьесберегающих технологий. В ходе четырехлетних исследований создан компьютерный банк данных со­стояния здоровья детей 1-4 экспериментальных и контрольных классов образовательных учреждений - крае­вых экспериментальных площадок.
В кадровом обеспечении образовательных учреждений также про­изошли значительные изменения. По сравнению с 2001годом в штаты школ дополнительно введены 72 ставки психологов, 80 социальных педа­гогов, 62 медицинских работника.
В системе образования края успешно развивается психологическая служба. Работают девять психолого-педагогических центров, 27 психологических служб. Для выработки единой стратегии развития психологического пространства, структурирования практической и нормативно-правовой деятельности психологов края в 2004 году создан Совет руководителей психологических служб. На базе краевой медико-психологической комиссии организован постоянно действующий семинар для психологов по вопросам развития современной психологии.
На базе ППМС Центров гг. Буденновска, Невинномысска, Михайловска, Кочубеевского, Красногвардейского районов реализуются многопрофильные программы «Первичная профилактика наркомании и других зависимостей», «Профилактика рискованного поведения», «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями», «Адаптивная физическая культура»; ведется индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и их родителями, методическая работа по повышению компетенции педагогов в области психологических знаний. В каникулярное время база Центров широко используется для организации отдыха и оздоровления детей и подростков социально незащищенных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, «группы риска».
В образовательных учреждениях благодаря наличию медиков, психологов, социальных педагогов организована работа медико-психолого-педагогических консилиумов, которые осуществляют комплексное сопровождение детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье и испытывающих трудности в обучении.
Для проведения опытно-экспериментальной деятельности по отработке здоровьесберегающих методик профессора В.Ф.Базарного, руководителя Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования были определены экспериментальные площадки – это 46 общеобразовательных школ и 10 дошкольных образовательных учреждений. Две территории г. Буденновск и Минераловодский район включены в эксперимент по отработке управления внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный комплекс города, района. Была проведена серьезная подготовительная работа: обучены руководители образовательных учреждений, преподаватели начальных классов, физической культуры, психологи, медицинские работники; в органах управления образованием, образовательных учреждениях назначены специалисты, ответственные за организацию и проведение этой работы на местах. В образовательные учреждения были направлены 500 конторок, изготовлены массажные коврики, сенсорные кресты, бегущие огоньки, зрительно-двигательные траектории.
Организовано обучение в классах раздельного обучения (по желанию родителей). Сегодня в крае таких классов 65, в 2001 их было 34. Отслеживание хода эксперимента проводится путем обследования детей, учащихся начальных классов, два раз в год (осень, весна). Производятся замеры психосоматического и физического состояния учащихся, двигательной подготовленности. На базе лаборатории СКИПКРО создан компьютерный банк данных показателей состояния здоровья учащихся за четыре года эксперимента. Наблюдается положительная динамика показателей состояния осанки, зрения, физического развития детей в экспериментальных и контрольных классах.
Свои наработки, результаты опытно-экспериментальной работы образовательные учреждения представляют на Фестивале опытно-экспериментальных площадок, проводимым министерством образования два раза в год. Подтверждением важности и необходимости работы по охране и укреплению здоровья детей стал Всероссийский конкурс «Школа - территория здоровья», проводимый в 2002 году. В краевом этапе конкурса приняли участие 144 образовательных учреждения, 12 присвоен статус «Школа здоровья». Гимназия № 9 г.Буденновска стала лауреатом Всероссийского конкурса в г.Москве.
Усилия министерства образования, образовательных учреждений были направлены на создание условий сбережения здоровья непосредственно в рамках учебно-воспитательного процесса за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, создания благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся.
В образовательных учреждениях края наработан определенный опыт по этим направлениям. Так в СОШ № 29 г.Ставрополя отработана система работы по контролю за дозированием учебной нагрузки на учащихся. В СОШ № 19 г.Ставрополя оздоровление детей ведется с использованием кабинета БОС – дыхание. Ребят учат правильно дышать, и это приводит в норму все жизненно-важные процессы, происходящие в организме. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности каждому школьнику нужен определенный комплекс внеурочных занятий. С этой целью в образовательных учреждениях разработаны различные физкультурно-оздоровительные программы, направленные на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья школьников. Так, в Гергиевском районе в СОШ № 24 на каждого ученика, начиная с начальной школы, заводятся спортивные дневники, в которых фиксируется уровень физической активности, подготовленности школьника, даются индивидуальные упражнения, отслеживается динамика. В гимназии № 9 г. Буденновска, помимо трех часов физкультуры, включены обязательные для всех гимназистов (по медицинским показаниям) два часа плавания в неделю. В экспериментальных школах в начальных классах используется метод смены «динамических поз» за партой-конторкой.
Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности в образовательные учреждения края введен третий урок физической культуры.
С первого по одиннадцатый класс реализуется спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания», в рамках которой проводится мониторинг физической подготовленности школьников.
Следуя рекомендациям гигиенистов в образовательных учреждениях г.Ставрополя, Пятигорска для всех учащихся введены дополнительные каникулы. Пять-шесть недель учебы чередуются с недельными каникулами. Проведенный анализ показывает, что дети остаются активными в течение всего учебного года, меньше болеют, у них не так выражена утомляемость, как у детей, занимающихся по традиционной системе обучения. Для оздоровления детей и с целью профилактики различных заболеваний в образовательных учреждениях широко используются методики, рекомендованные министерством здравоохранения: фиточаи, релаксация в комнатах психологической разгрузки, аэроионизация воздуха, применение йодированной соли и хлеба в питании детей, витаминизация, вакцинирование против гриппа и т.д.
С 2002 года на уровне министерства образования, органов управления образованием, образовательных учреждениях ведется мониторинг пропусков занятий учащихся, по болезни, данные анализируются и доводятся до сведения руководителей органов управления образованием.
Для формирования положительной мотивации у учащихся на ведение здорового образа жизни, профилактики вредных привычек в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений края были введены профилактические программы, рекомендованные министерством РФ: междисциплинарная программа «Здоровье» (Касаткин), «Все цвета, кроме черного» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова). Дошкольные образовательные учреждения и школы г.г. Пятигорска и Минеральных Вод отрабатывают программу «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филипповой), которая позволяет в рамках учебных предметов, внеклассной работы формировать у детей младшего школьного возраста и их родителей основы правильного питания и здорового образа жизни.
Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий, применяемых в образовательных учреждения края являются дни здоровья, работа спортивных секций, конкурсы. Стали традиционными акции: «Посади дерево», «Чистый водоем», месячники: «Здоровая семья», «Здоровье», «Школа против наркотиков и СПИДа». В образовательных учреждениях г.Ставрополя несколько лет проходит конкурс «Некурящий класс».
Учитывая тот факт, что проблемы здоровья детей входят в сферу жизненных интересов родителей и семьи в целом, министерство образования края уделяет большое внимание работе с родительской общественностью. Проведены два краевых родительских собрания: в 2000 году - «Проблемы обучения и здоровья детей», в 2002 году – «Духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей». В 2005 году планируется очередное родительское собрание «Здоровый ребенок в здоровом социуме».
С 2002 года организована работа краевого Университета педагогических знаний для родителей, целью которого является повышение компетенции родителей в вопросах воспитания, сохранения здоровья детей и подростков, выстраивания детско-родительских отношений и т.д. В рамках родительского лектория проводятся консультации различных специалистов-психологов, логопедов, юристов. Такого рода работа с родителями проводится во всех территориях края.
Краевая целевая программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей Ставропольского края», являясь региональной основой проведения профилактической работы среди учащихся, затрагивающей ее медицинские, педагогические, психологические аспекты, способствовала реальному улучшению состояния здоровья учащихся. Продолжением программы стал комплексный межведомственный план мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и подростков в Ставропольском крае на 2005-2008 годы, разработанный министерством образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, утвержденный решением Координационного совета по вопросам реализации государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков 12 ноября 2004 года.
Наталия Тимошенко ( Пользователь )
Тимошенко Н.О., специалист сектора здоровьесберегающих технологий министерства образования Ставропольского края, к.п.н.**

Подготовка педагога как стратегический компонент
системы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков

Формирование и сохранение индивидуального здоровья человека - полифакторный процесс, определяемый целым рядом составляющих (биологических, экологических, социальных и пр.), устанавливающих константу состояния организма, степень и пределы донозологических изменений.
В ряду главенствующих факторов стоит уровень психической организации человека, его внутреннего состояния. Исходя из этой позиции, Блюменштайн В., Хруцкий К.С. рассматривают два принципиальных мира экологического бытия человека: адаптационный и креативный, на основе которых строится целостное образное представление о формировании индивидуального здоровья человека как системе знаний.
В настоящее время реально существует адаптационная мега-форма сбережения здоровья как индивидуальной способности организма противостоять вредоносным воздействиям внешней среды. Она представлена в ракурсе изменения поведения человека, оздоровления экологической среды, компенсации исходно определяемых организменных гомеостатических сдвигов и направлена на противодействие и противостояние вредоносным факторам окружающей среды. Таким образом, данное направление представляет собой систему оздоровительных мероприятий, направленных «извне» на поддержание гомеостатических показателей организма человека (Сетко Н.П. с соавт, 2003 г.), признанных учеными нормальными (здоровыми).
В качестве основополагающего в креативной составляющей формирования индивидуального здоровья принципиально важным является положение о том, что гуманистические убеждения формируются «изнутри» посредством создания педагогических и психологических условий, в которых человек сам приходит к убеждениям, гарантирующим ему экологическую гармонию, т.е., естественное состояние здоровья (Хруцкий К.С.,1997). Она включает систему этических взглядов, человеческих ценностей, миропонимания и понимания своего места в этом мире.
Созидание внутреннего мира человека начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей его жизни, сохраняя то особенно необходимое, что поможет жить в трудных условиях современного мира. Начинаясь в семье и продолжаясь далее в образовательных учреждениях, проходит процесс усвоения ребенком норм и правил взаимодействия с окружающей средой, управления своими потребностями, осознания индивидуальности.
В этой связи актуальной выступает задача подготовки субъектов образовательного процесса не только к созданию условий для здоровьесбережения детей и подростков, но и к оптимальному осуществлению просветительской деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к жизненно необходимым знаниям о здоровье и здоровом образе жизни; формирование у них саморефлексии, позитивного мышления, относительно своих индивидуальных, возможностей; воспитание культуры здоровья в соответствии с условиями и требованиями современной социальной, политической и культурной среды.
По нашему мнению, готовность педагога к здоровьесберегающей и просветительской работе в школе как качественно-устойчивое состояние выражается в высоком уровне профессиональной компетентности специалиста к данному виду деятельности, основанной на совокупности знаний основ индивидуального здоровья, основ наук о человеке, методических знаниях; умениях организации и ведения просветительской деятельности; устойчивое мотивированное желание осуществлять просветительскую деятельность в области основ индивидуального здоровья.
В соответствии со сказанным, нами выделяются основные направления формирования готовности педагога к данной деятельности. Это, прежде всего, профессионально-педагогическая готовность специалиста, обеспечивающаяся фундаментальными междисциплинарными знаниями по биологии человека (морфологии и физиологии, антропологии, экологической и возрастной физиологии, генетике и биохимии человека), прикладными знаниями о здоровье человека и его функциональных состояниях, а также практики диагностики; первичной профилактики отклонений в состоянии здоровья школьника; общенаучными, исследовательскими, педагогическими умениями (постановки целей и задач, проектирования здоровьесберегающей деятельности и просвещения в области основ индивидуального здоровья; построения его содержания; адекватного выбора форм, методов и средств просветительской деятельности в школе и вне ее; оценки и коррекции процесса просвещения; технологии педагогической деятельности (педагогическим общением, организацией работы с группой учащихся, педагогическим требованием, информативно-речевым педагогическим воздействием, педагогической техникой).
Тесно взаимосвязанная с ней социально-психологическая готовность складывается из высокого уровня знаний психологии учебной деятельности, возрастных психологических особенностей учащихся, индивидуальных психофизиологических особенностей (уровень психического развития, эмоционально-волевой сферы личности), знаний социально-психологических закономерностей поведения и деятельности индивида, педагогического коллектива; умений эффективного общения с детьми и взрослыми, установления взаимоотношений на основе партнерства, взаимоуважения; вести просветительскую работу, основываясь на индивидуальном подходе к учащимся.
А так же личностная готовность самого учителя к данной деятельности в школе как «определенная совокупность личностных качеств, обеспечивающих возможность его профессиональной деятельности, результативную сторону его профессиональной работы и меру достижения педагогического результата, профессиональной активности» (Щуркова Н.Е., 2002) - это гуманистическое отношение к ребенку, ответственное отношение к профессиональному труду, личностное достоинство педагога, профессиональная солидарность с коллегами, педагогическое творчество, уважительное отношение к жизни, духовная направленность.
Как нами отмечалось ранее, готовность к профессиональной здоровьесберегающей и просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе является результатом целенаправленной систематической подготовки специалиста в средне-специальных и высших учебных заведениях, повышении его профессиональной квалификации в системе учреждений послевузовской подготовки, привлечении к научно-исследовательской и экспериментальной работе посредством системы тематических конференций и семинаров.
В Ставропольском крае в течение ряда лет ведется подготовка будущих специалистов по данному направлению работы: обобщается опыт ведущих ученых и педагогов, на практике отрабатываются современные методики и технологии сохранения и укрепления здоровья, здравоохранительного просвещения учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

Обозначенные ранее направления подготовки специалиста легли в основу курсовой подготовки педагогов в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования. Кафедра педагогики и психологии здоровья, лаборатория здоровьесберегающих технологий действующие в институте на протяжении пяти лет обеспечили переподготовку и повышение квалификации 26 270 педагогических работников различных категорий, что составляет более 100 % от общего количества педагогов края. Ежегодно педагоги края, участвующие в экспериментальной работе по внедрению современных здоровьесберегающих технологий и методик, принимают участие в семинарах и практикумах, организованных министерством образования края с целью обобщения и распространения передового опыта. С 2004 года данную роль выполняет Фестиваль краевых экспериментальных площадок, в рамках которого в конструктивной форме отслеживаются ход и итоги инновационной деятельности педагогов-практиков.
Совместно с Центром Госсанэпид­надзора края один раз в два года проводится гигиеническое обучение руково­дителей образовательных учреждений с обязательной сдачей зачета на знание норм санитарного законодательства.
В Центре развития для ода­ренных детей «Поиск» разработана программа подготовки психологов, направляемых для работы с детьми в летние оздоровительные учрежде­ния края. За четыре года проведено 40 краевых межведомственных обу­чающих семинаров по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков на базе дошкольных учреждений, общеобразовательных и ин­новационных школ, учреждений дополнительного образования, ППМС Центров.
Издано более 60 научно-методических разработок, рекомендаций, сборников передового опыта.
Министерство образования края тесно сотрудничает с общественными организациями, фондами. Так в мае 2002 года совместно с ЮНИСЕФ был проведен семидневный обучающий семинар для психологов, преподавателей ОБЖ по программе «Ресурсы здоровья», которая введена в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений края. В марте текущего года аналогичный семинар состоялся в г. Ставрополе по организации молодежного волонтерского движения «За здоровый образ жизни!». Более 100 педагогов прошли программу углубленной подготовки по профилактике наркомании в подростковой среде на базе Ростовского Центра подготовки кадров по профилактике употребления ПАВ.
Любовь Житкова ( Пользователь )
Как говорил Сократ: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.
В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Эта проблема без всяких натяжек и преувеличений может быть названа проблемой №1 как по актуальности сегодня, так и по стратегическому значению для развития образования в России на обозримое будущее.
Неблагополучные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются ухудшением здоровья подрастающего поколения. Решение вопроса о здоровье учащихся имеет важное значение для достижения оптимального здорового общества: они - родители поколения ближайшего будущего.
В период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьника, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Анализируя данные ежегодных медицинских осмотров учащихся школы, отмечается рост количества детей с патологией костно-мышечной системы, сколиозом , ухудшением зрения , тубинфицированных. Конечно, и врачи, и педагоги озабочены таким положением дел и пытаются направить ситуацию в лучшую сторону. Нельзя сказать, что в городе не предпринимается никаких действий по улучшению ситуации. В 2001 году была принята городская программа «Здоровье», рассчитанная до 2005 года, на основании городской была разработана и принята школьная программа «Здоровье», которая в настоящее время реализуется.
В концепции модернизации российского образования говорится: «Провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Что же делается в нашей школе для сохранения и укрепления здоровья обучающихся?
Весь коллектив школы постоянно работает над созданием оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе: соблюдение теплового режима, поддержание чистоты, соблюдение нормативов освещенности, соблюдение гигиенических норм и правил учащимися, организация питания. В прошедшем учебном году из 910 учащихся 416 учащихся, или 45% ,были охвачены бесплатным горячим питанием ( учащиеся начального звена полностью ), еще 120 учащихся, или 13%, охвачены питанием за счет средств родителей, 300 учащихся, или 33%, ежедневно питались буфетной продукцией, то есть общий охват составил 91%. Неплохо было бы охватить бесплатным питанием 100% учащихся.
Вызывает тревогу несоответствие классной мебели, требованиям СанПИНа по ростовым группам. Для решения этой проблемыи в целях формирования правильной осанки учителями на уроках проводятся физкультминутки, учащихся рассаживают в классе в соответствии с рекомендациями медиков.
В школе идет работа по формированию социально-психологического климата в школьном коллективе путем создания ситуации защищенности учащихся, здоровой состязательности, сотрудничества, построения оптимальных, целесообразных отношений: учитель-ученик.
Трудно разрешается вопрос перегрузки учащихся. По мнению некоторых специалистов, перегрузка школьников учебным материалом колеблется от 3-хкратного превышения возможностей детей по иностранному языку, до 20-тикратного – по математике. Рабочий день школьников зачастую превышает 12 часов. Чтобы решить этот вопрос, мы регулярно контролируем нормы домашнего задания. Но кардинальное решение этой проблемы зависит не от нас, так как многие предметы перегружены учебным материалом. Например, учебник А. Мардковича по "Алгебре и началам анализа" 10 – 11 класс содержит большой объем для дифференцированных занятий с учащимися разного уровня подготовки, но количество часов, выделяемых учебным планом недостаточно, и учитель вынужден заниматься дополнительно или увеличивать объем домашнего задания. И таких примеров можно привести достаточно много по разным предметам и классам. Изменяются подходы к физическому воспитанию школьников: идет увеличение количества уроков физкультуры во всех классах до 3-х часов в неделю, динамичности уроков, нацеленной на конкретные результаты физического развития каждого учащегося, появляется положительная мотивация учащихся к повышению своей физической культуры.
Можно отметить, что спортивный зал школы ежедневно работает с 9 часов и до 21 часа, задействован и актовый зал. Работают секции: футбольная, волейбольная, баскетбольная, шейпинг, настольный теннис. В зимнее время заливается хоккейная коробка. В соревнованиях городской спартакиады учащиеся школы постоянно занимают призовые места. Развивается школьный туризм и краеведческая работа
Проблемой является перегруженность школы ( начальное звено почти не задействовано в спортивных секциях ) и слабая материальная база спортивного зала, а также отсутствие специалиста для проведения занятий с детьми из специальной группы здоровья, детьми инвалидами, хотя этот вопрос не раз уже обсуждался на конференции, и были планы создания межшкольных групп.
В школе создана валеологическая служба, которая работает совместно с городским Центром Здоровья. Валеологическая служба занимается пропагандой ЗОЖ, формированием понимания физиологии здоровья, обучением способам оздоровления организма, раскрытием значения взаимодействия человека с окружающей средой как фактора, влияющего в значительной мере на здоровье, активно привлекает родителей к совместной деятельности через школьные и классные тематические конференции, к участию в подготовке и проведении общешкольных соревнований и оздоровительных мероприятий.
Особое значение имеет тесная взаимосвязь с учреждениями здравоохранения. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, результаты анализируются и доводятся до сведения родителей. Проводится диагностика состояния здоровья учащихся и ведется профессиональный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе, в столовой. Традиционно проводятся занятия по профилактике инфекционных заболеваний, по обучению оказания первой медицинской помощи.
Вот те основные направления, по которым ведется работа в школе для организации здоровьесберегающей среды
Наша основная задача- привить учащимся желание вести здоровый образ жизни, научить относится к своему здоровью как к главной ценности жизни.

Шалин Сергей Владимирович, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Сорочинск 2005г.
Александр Акулов ( Пользователь )
Новое качество образования на основе здоровьесберегающей системы организации
учебно-воспитательного процесса
Акулов А.А., Пермский областной институт повышения квалификации работников образования
Костромитинова Т.Д., директор МОУ «СОШ № 108» г.Перми

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» находится в режиме инновационной деятельности с 1995г., сочетая функционирование и педагогический эксперимент. В 1997-2003гг. школа являлась областной экспериментальной педагогической площадкой по темам: «Модель школы – центра валеологической культуры», «Новое качество образования на основе здоровьесберегающей системы организации учебно-воспитательного процесса».
В концепции учебно-воспитательной работы школы сохранение здоровья школьников определяется как инновационный элемент качества образования, описаны структура здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса, её системообразующие факторы (здоровьесберегающая модульно-рейтинговая информационная технология обучения, оптимальные психофизиологические условия для учащихся на уроке, мониторинг здоровья учителей и учащихся), ключевые здоровьесберегающие компетенции участников образовательного процесса
Новизна экспериментальной работы педагогического коллектива и администрации проявилась в создании действующей здоровьесберегающей системы организации учебно-воспитательного процесса в масштабе целостного общеобразовательного учебного заведения, что позволило добиться высокого качества учебного процесса при сохранении и улучшении физического и психического здоровья учителей и учащихся.
Целью образовательной программы школы, разработанной на основе концепции, является обеспечение высокого качества образования, приоритетными элементами которого являются сохранение здоровья подрастающего поколения и воспитания навыков здорового образа жизни. При этом важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация (прил.2).
Ирина Корнева ( Пользователь )
предлагаю к обсуждению данную тему. Доклад "Здоровьесберегающие технологии" см во вложенном файле
Александр Акулов ( Пользователь )
МОУ СОШ №108 г.Пермь
Участник ярмарки «Образование и карьера»
Тема:
«Образование. Здоровьесберегающие технологии»
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Соловьева Н.И. @ Oct 3 2005, 10:48 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функцио-нальная система организационных способов управления учебно-познавательной и практиче-ской деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Спасибо за доклад, Наталья Ивановна! Поработали Вы глубоко! А Ваше мнение о шахматах в школе? Я несколько настороженно отношусь к термину "технологии", но то, что шахматы при правильной постановке работы способны стать качественным здоровьесберегающим учебным предметом, не вызывает сомнений. На эту тему - "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе" - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347
Валентина Ворощенко ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! В течении двух лет в МОУ средней общеобразовательной школе № 19 г. Ставрополя используется методика Биологической Обратной Связи кабинета "Здоровья" по выработке релаксационного типа дыхания у детей. Какие ещё школы используют данную методику и Ваше мнение о ней?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+