Личный кабинет

Как воспитать человека культуры?

Общие слова или конкретные действия?
Валентина Князева ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 21.11.2007, 22:35) <{POST_SNAPBACK}>
Не совсем так. До поры до времени согласна. "Найдем" теорию, будем искать КАК воспитать человека культуры в условиях дефицита культуры.


Уважаемы собеседники! Что-то мы совсем забросили эту ветку! Или нам нечего сказать о практике воспитания человека культуры? Особенно в условиях дефицита культуры ? Это ведь огромное (и неразработанное) поле педагогической деятельности.
Ставим проблемы, рассуждаем!

С уважением В.В.
Николай Куриленко ( Пользователь )
Мне кажется,что одна из проблем воспитания в школе связана с отсутствием авторитета у учителя.А основным средством воспитания учителя является его личность.И в силу того,что педагог не является передовым во многих областях(как то компьютерные технологии,мультимедейные средства),то и с авторитетом возникает проблема.А как следствие и не мотивированность знаний ,умений,ценностей.Конечно же учитель воспитывает постоянно,самим фактом своего присутствия в школе и жизни ученика.Но на сегоднящний день,к сожалению,он воспитывает скуку и невостребованность знаний.А как следствие - лицемерие в разделе качеств личности. help.gif Но чтобы транслировать,необходимо сначала ответить себе - "А какую картину мира мы транслируем ?"А является ли она всеобщей ценностью ?
А вот обучить и воспитать ученика в том направлении,в котором он движется,найдя место соотношению культурной(стереотипной) составляющей и инновационной(внекультурной) - это уже проблема. ok.gif
Особенно в условиях,когда школа преврашается в экономико-финансовую структуру.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 11.02.2008, 20:23) <{POST_SNAPBACK}>
Мне кажется,что одна из проблем воспитания в школе связана с отсутствием авторитета у учителя.А основным средством воспитания учителя является его личность.И в силу того,что педагог не является передовым во многих областях(как то компьютерные технологии,мультимедейные средства),то и с авторитетом возникает проблема.А как следствие и не мотивированность знаний ,умений,ценностей.Конечно же учитель воспитывает постоянно,самим фактом своего присутствия в школе и жизни ученика.Но на сегоднящний день,к сожалению,он воспитывает скуку и невостребованность знаний.А как следствие - лицемерие в разделе качеств личности. help.gif Но чтобы транслировать,необходимо сначала ответить себе - "А какую картину мира мы транслируем ?"А является ли она всеобщей ценностью ?
А вот обучить и воспитать ученика в том направлении,в котором он движется,найдя место соотношению культурной(стереотипной) составляющей и инновационной(внекультурной) - это уже проблема. ok.gif
Особенно в условиях,когда школа преврашается в экономико-финансовую структуру.


Вы правильно мыслите, во многом виноват сам учитель. Воспитывают авторитетом тоже. Но не только им.
Лицемерие в разделе качеств личности - здорово сказано! Никогда о таком не задумывалась. Учитель-воспитатель - лицемер. Тогда значит, что такой учитель изначально ничего воспитывать не собирался и не собирается! Я думаю, наши собеседники, отрицающие воспитание как таковое, честны и перед собой и перед школой. Пусть дядя воспитывает, а ябуду учить. Такого не бывает.

Меня интересует, почему вы инновационную составляющую называете внекультурной?
Я соглашусь - школа не должна зарабатывать, школа должна воспитывать и учить - причем всех и бесплатно. А жизнь, деятельность, взросление разведет потом личности по своим уровням вложенного в учение труда и талантам.

Однако я бы не стала культурную составляющую называть стереотипной - с моей позиции как раз наоборот! Культура - это свобода и пространство выбора, это то, что я присматриваю для себя.
Николай Куриленко ( Пользователь )
Меня даже больше волнует лицемерие,которое мы воспитываем в детях,когда они вынуждены сдавать скучные и непонятно зачем нужные предметы или посещать такие лекции.И вот эта обязаловка,без развертывания "старых" знаний в новые условия - и ведет к лицемерию "сдать"предмет любым способом.А вот когда сами педагоги оказываются в ситуации,что нужно овладеть новым предметом,а за кафедрой скучнейшее и перенасыщенное терминологией чтение,то вот тогда они реально ощущают,что это такое учиться по старым методикам.К сожалению,попадают они в такие ситуации не часто. al.gif
Культуру я употребляю в смысле наработанного,известного,записанного,открытого предыдущими поколениями и готового к передаче,в этом смысле стереотипного,типологизированного.Чем во-многом занимается педагог. А инновация - это выхождение за рамки известного,открытие нового,такого еще не было в культуре.А вот мыслить инновационно педагог почти не учит,а жаль.А может в новое время это является самым важным?А культура должна даваться в том объеме,который помогает инновационному мышлению ? Потому как культура дает свободу лишь от физической природы.А в плане творчества - она может стать тормозом.
Но это опять вопрос об онтологических картинах мира:человек творец или транслятор культуры,или какой-то симбиоз.А какую картину мира транслирует нынешний педагог?Советская кончилась,а какая началась?
Я где-то читал ссылку,что Фурсенко во встрече с пед.студентами сказал,что не нужно большо воспитывать человека-творца,а надо воспитывать грамотного потребителя чужого творчества... ak.gif
И что может педагог во всей этой ситуации с кучей бюрократических требований,устаревшими (и неадекватными новыми)учебниками,ЕГЭ?Если ему для творческого подхода как раз и нужна свобода от всего этого... smile.gif
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 11.02.2008, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Я где-то читал ссылку,что Фурсенко во встрече с пед.студентами сказал,что не нужно большо воспитывать человека-творца,а надо воспитывать грамотного потребителя чужого творчества... ak.gif
И что может педагог во всей этой ситуации с кучей бюрократических требований,устаревшими (и неадекватными новыми)учебниками,ЕГЭ?Если ему для творческого подхода как раз и нужна свобода от всего этого... smile.gif

Да, меня тоже ужаснула и фраза о потребителях и как это было сказано al.gif .
Я всё равно, не перестаю доказывать ученикам, что нужны в любом виде деятельности только творцы, но если родители учеников заодно с министром, тогда ak.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Татьяна Дедюлькина @ 11.02.2008, 21:00) <{POST_SNAPBACK}>
Да, меня тоже ужаснула и фраза о потребителях и как это было сказано al.gif .
Я всё равно, не перестаю доказывать ученикам, что нужны в любом виде деятельности только творцы, но если родители учеников заодно с министром, тогда
ak.gif


Про творцов и вытворятелей... tongue.gif Татьяна Васильевна, а что если я , продолжая мысли о "потребителях" (использователях) норм культуры, скажу о безропотных "исполнителях норм культуры"? Рабах, если хотите... Нормы нормам рознь?

[attachment=3337:attachment]

В приложенном файле для Вас (и для Александра Павловича,- привет ему) размышления об уровнях компетенций и компетентностях. Извините,что он такой большой - рисунков у ВИРа много.
Николай Куриленко ( Пользователь )
В приложенном файле все очень обстоятельно и ...рафинированно.Но как это поможет,входящему в класс педагогу,решать вопросы немотивированности,неадекватности учеников и учебного материала? И какие отношения можно выстраивать с государством,которое вводит ЕГЭ и т.п..И каково содержание воспитания ?Это остается за пределами этих схем. al.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 12.02.2008, 13:36) <{POST_SNAPBACK}>
В приложенном файле все очень обстоятельно и ...рафинированно.Но как это поможет,входящему в класс педагогу,решать вопросы немотивированности,неадекватности учеников и учебного материала? И какие отношения можно выстраивать с государством,которое вводит ЕГЭ и т.п..И каково содержание воспитания ?Это остается за пределами этих схем. al.gif


Очень точно заметили, Николай Викторович! В приложенном файле - управленческий, а не содержательно-педагогический аспект.А кратком содержании Меморандума ВИПа в сообщении 16 содержится фисация трех насущных проблем российского образования:
  1. востребованность нового содержания образования
  2. необходимость внесения в систему управления образованием механизмов публичного диалога самооценки и внешней многопозиционной оценки с многоуровневой системой показателей и индикаторов
  3. становление професиональных сообществ учителей и образователей.
Это в порядке значимости. А в хронологическом порядке требуется сначала создагие (содействие становлению) локальных профессиональных сообществ учителей и педагогов. (вместе с управленцами) Которые потом, вместе со всеми заинтересованными сторонами - "стейкхолдерами"и разработают и новое содержание, мотивирующее детей, и соответствующие образовательные технологии, которые сегодня отдельными точками нет-нет,да и прорастают в практике, и теории.

А сообщества создаются по известному циклическому алгоритму:
  1. назвать вещи своими именами,
  2. оценить друг друга по достоинству
  3. взвесить общие и персональные риски
  4. определить механизмы наступления ответственности
  5. сформулировать идею общего дела, для чего... - см.1
Без предпринимателей тут не обойтись. Присоединяйтесь?
Николай Куриленко ( Пользователь )
Да управленцев от образования и так слишком много.А вот настоящих педагогов... help.gif
Меморандум - это политический путь(больно длинный).К тому же,может будущее за движениями анскулинга и образовательными ваучерами,когда ребенок вместе с семьей может набирать себе комплекс образовательных услуг ? sorry.gif
Валентина Князева ( Пользователь )
(Николай Куриленко @ 11.02.2008, 22:45) <{POST_SNAPBACK}>
1. Меня даже больше волнует лицемерие,которое мы воспитываем в детях,когда они вынуждены сдавать скучные и непонятно зачем нужные предметы или посещать такие лекции.И вот эта обязаловка,без развертывания "старых" знаний в новые условия - и ведет к лицемерию "сдать"предмет любым способом.А вот когда сами педагоги оказываются в ситуации,что нужно овладеть новым предметом,а за кафедрой скучнейшее и перенасыщенное терминологией чтение,то вот тогда они реально ощущают,что это такое учиться по старым методикам.К сожалению,попадают они в такие ситуации не часто. al.gif

2. Культуру я употребляю в смысле наработанного,известного,записанного,открытого предыдущими поколениями и готового к передаче,в этом смысле стереотипного,типологизированного.Чем во-многом занимается педагог. А инновация - это выхождение за рамки известного,открытие нового,такого еще не было в культуре.А вот мыслить инновационно педагог почти не учит,а жаль.А может в новое время это является самым важным?А культура должна даваться в том объеме,который помогает инновационному мышлению ? Потому как культура дает свободу лишь от физической природы.А в плане творчества - она может стать тормозом.
3. Но это опять вопрос об онтологических картинах мира:человек творец или транслятор культуры,или какой-то симбиоз.А какую картину мира транслирует нынешний педагог?Советская кончилась,а какая началась?

4. Я где-то читал ссылку,что Фурсенко во встрече с пед.студентами сказал,что не нужно больше воспитывать человека-творца,а надо воспитывать грамотного потребителя чужого творчества... ak.gif
И что может педагог во всей этой ситуации с кучей бюрократических требований,устаревшими (и неадекватными новыми)учебниками,ЕГЭ?Если ему для творческого подхода как раз и нужна свобода от всего этого... smile.gif


1. Я не знаю, что вы называете скучными предметами, и как эта скука воспитывает лицемерие. Именно лицемерие. Где-то читала, что трудолюбие, агрессивность, склонность к вранью и лицемерию - у ряда их носителей - качества врожденные. А если это так, то проблема усложняется многократно. Для человека с врожденным отрицанием труда, ленностью (на диване лежать сладко бывает -конечно, определенной категории людей), а учебный труд - не самый легкий, любой предмет человеку равнодушному, не научившемуся удивляться, будет не в радость. У В.А. Сухомлинского есть формула, подобная пальчикам ВИРа, - "надо, трудно, прекрасно", относящаяся к гармонии умственного и физического труда, которую учитель должен уметь взращивать в любои ребенке. Нельзя быть, неправильно быть потакателем хочу-не хочу и ножкой топ.

"И вот эта обязаловка,без развертывания "старых" знаний в новые условия - и ведет к лицемерию "сдать"предмет любым способом". - Думаю, сдача предмета любым способом не является проявлением лицемерия. Насчет преподавателей с перенасыщенной терминологией судить не могу., потому что не знаю, что вы под этим имеете ввиду - какова мера насыщенности новыми терминами? Или совсем без них можной обходиться?

2. Очень интересная позиция. Но в некотором плане ваше восприятие культуры обусловлено вашими мировоззренческими установками. Культура, конечно, нарабатывается веками, но веками и ломается. Фурсенко и иже с ними сейчас ее ломает - культуру педагогической деятельности, сложившуюся в поколениях, а взамен предлагает, по сути, концепцию Романа Николаевича как провозвестника "новой" педагогической культуры. . И в какую сторону идет эта ломка? - каждый оценивает этот процесс со своей колокольни и со своего уровня восприятия "государственной" политики. Культура - нечто живое, развивающееся, растущее и стареющее. Не случайно в разных временных периодах вперед выходят то одни, то другие культурные ценности. Культура без творчества не проживет и дня (фразеологизм для воспринимающих смысл буквально!).

3. Человек - и творец, и транслятор, и симбиоз!

4. Педагогу не так-то и мало дано. Педагогу со стержнем, конечно. А если мы только прогибаемся, поддерживаем, поднимаем руку "за" и пр. - грош нам всем цена. Фурсенко -кто по образованию? Кому он служит? Народу? Образованию? Он думает о будущем страны? Все вопросы - открытые.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+