Личный кабинет

Как воспитать человека культуры?

Общие слова или конкретные действия?
Валентина Князева ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.11.2007, 00:47) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, раз так, то дополнительно к трем возможным ТЕЗИСАМ-СХЕМАМ когнитивного анализа через коммуникацию, появившимся в ответ на ПРОБЛЕМУ отсутствия нашего с Вами взаимопонимания относительно "педагогики как науки".
ТЕЗИС 1. Чувственный (вербальнй и визуальный одноременно) ОБРАЗ нерасчленим, но может быть замещен СИМВОЛОМ (представленным визуально-вербально) или обозначен верблально-визуально ЗНАКОМ. ТЕЗИС 2. Вербально и визуально ЗАМКНУТО (и существует) то, что имеет ФОРМУ, МОРФУ и НОРМУ.
ТЕЗИС 3. Любой ПРЕДМЕТ коммуникации может быть вербально-визуально опредмечен (и распредмечен) в сознании человека со свободной волей (субъекта).
ТЕЗИС 4. В сознании отдельно взятого сутъекта ПРЕДМЕТ коммуникации без рефлексии пути и способа своего пояления возникает СЛУЧАЙНЫМ образом в зависимости от одного или нескольких девяти подходов.

[attachment=2826:attachment]

Попробуем проинтерпретировать это на слове "воспитание", двигаясь по нарисованным девяти схемам и обозначая подходы (волюнтарно вводя терминологию, как точно заметил Владислав Владимирович):

1. При образно-чувственном, лингвистическом, «средовом подходе» вопрос об альтернативности и выборе (в том числе и разлиении Слова, Образа и Действия) даже и не поднимается – «мыс тобой одной крови» как обитатели социальной среды. «Рыбы воды не видят» и «живут» в потоках чувственной информации. Слово и Дело - одно и то же. Так "воспитание" может быть связано и с "питаем" и с "осью",и с "востребованностью" и т.д. Метафоры здравого смысла

2. При "символьном" подходе выбор смыслов "воспитания" ограничен представлениями о "воспитании" как об объекте, представляющем некую ценность (пользу, выголу, благо). Идет перечисление свойств "воспитания" - "передается от личности к личности"

3. При "знаковом", «объективном» (объектно-процессном) подходе изменения характеристик объекта "воспитания", складывается в цепочкуо его свойствах и характеристиках как совокупности «знаков» - атрибутов объекта. (дискретную или непрерывную) ццепочку изменений, которые и представляют собой «процесс». Введение изменений возможно только в результате введения термина «отношения». "Процессы "воспитания" и "обьчения" - неразрывны"



4. При подходе сточки зрения "формы" само "воспитание" является причиной появления чего-то или выделяется нечто, на него влияющее. Появляются виды "воспитания" -семейное, нравственное...

5. При «морфрфологическом" подходе к "воспитанию" рассматривается его внутренее устройство,составляющие и конструкция. Выделяются и описываются участники процесса.

6. Генетически-исторический подход к "воспитанию" позволяет вести «норму» как некий инвариант, воспроизводящийся в ходе процесса "воспитания" («деятельность», "нормы культуры").



7. При деятельностном, «рефлексивном» подходе субъект, нормы отчуждаются от сутъекта и воспроизводстся через соцокультурные механизмы. Отдельно выделяется средство как способ+инструмент деятельности. Возникают "технологии воспитания"

8. При "коммуникативном" подходе о нормах договариваются в каждом отдельном случае появления ПРОБЛЕМЫ

9. При "комнцептуальном" подходе, отражаясь в зеркале многопозиционной коммуникации, субъект может выстроить образ себя. У него появляются основания к построению текстов, оформленные в представлениях разной степени абрагирования-конкретизации и закрепленныхструктурно в топологических «конструктах». Он способен к самоопределению и возможному пересамоопределению.

10. Наконец, вне схем лежит «субъективный» (волюнтарный, творческий) подход, который смешивает границы любых подходов к "воспитанию".

Не знаю, насколько удачно удалось проинтерпретировать эту типологию подходов к анализу.Как и любая типология подходов, данная не плоха,и не хороша САМА ПО СЕБЕ. Но, как наиболее общая МЕТА-типология подходов, она позволяет, на мой взгляд, выбрать один или несколько подходов к усттранению ПРОБЛЕМЫ, ЕСЛИ ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНА И СФОРМУЛИРОВАНА.

Тогда двигаться внутри рамок данного подхода, не рискуя совершить бесполезную работу и обрасти метастазами излишних знаний и переизбыточной информации.


Я благодарю вас, Владислав Иванович, за проделанную работу. Прекрасно! Я удовлетворена: логически стройная и, кажется, выдержанная система. Кажется потому, что еще надо думать: с одного раза такие сложные вещие не закрепляются.
Объясните, пожалуйста, в чем разница междц символом и знаком? Не синонимы ли это?
Я думаю, что эту теорию (а иначе ее не назовешь) нужно хорошенько осмыслить и двигать ее дальше.

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 18.11.2007, 00:51) <{POST_SNAPBACK}>
По крайней мере закладываться. Очень многое зависит с какими надеждами и с каким опытом человек переступает порог незнакомого ему ранее. Школы - в том числе.
Я считаю, что зрелость не приходит сама по себе, и говорить обо всех школьниках как о незрелых личностях в настоящий момент не приходится. Другое дело, что часто приходится иметь дело с негармоничным созреванием личности, может быть потому, что представление о гармонии в данный момент весьма расплывчаты.
Если присмотреться, какой образ человека рисует современная культура? Постмоджернистская?



Давайте присмотримся: вам слово!

Самостоятельность закладывается = это однозначно, а созревает до школы - это совсем другое.

В.В.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 00:07) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте присмотримся: вам слово!

Самостоятельность закладывается = это однозначно, а созревает до школы - это совсем другое.

В.В.

Так я и не писала, что созревает до школы. Я писала, что созреть должна до окончания школы. А это несколько другое.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 16.11.2007, 20:50) <{POST_SNAPBACK}>
Валентана Владимировна!
Не стоило бы утверждать столь категорично, что по этому поводу говорит наука. Современная медицина, например, считает, что 50% будущего здоровья закладывается до рождения ребнка и только 50% зависит от образа жизни. Пьянство родителей (также как и курение) зачастую производит на детей столь отталкивающее впечатление, что они стараются стать на своих родителей непоходими. А вот хамство, пренебрежительное отношение к окружающим, потребительское или иждивенческое отношение к государству - это те вирусы, которые в школе лечатся трудно.
Сейчас встает еще одна проблема в воспитании - имущественное неравенство и попытки "купить" образование. И вот с таким отношением в семье - что все продается и покупается бороться в школе приходится все чаще и чаще. Декньги уплачены, а вот что вырастет - не столь важно....


Очевидно, пропустила эти письма.
Извините, но я ученый. Сужу на основе научного фвкта. А научный факт появляется в результате исследования. Покупается все и вся: отметки в аттестате, хорошее отношение, результаты ЕГЭ и прочее.
Мы и ведем речь о двойной морали как отрицательном явлении нашего общества, находящегося вне культуры.
А вы не согласны насчет здоровья?

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 16.11.2007, 07:56) <{POST_SNAPBACK}>
Согласна с тем, что вы написали. Но по поводу пункта а) можно было бы и посспорить. Отсутствие одного из родителей или кровных связей мешает гораздо меньше, чем наличие асоциальных родителей.
И еще: по поводу веры и воспитания. Мне кажется, что это иллюзия, что в верующих семьях нет проблем с воспитанием. И что все дети в таких семьях - образцы культуры и добродетели.



Разные, конечно, люди. И проблемы, безусловно, есть. К чему максимализм.Однако я знакома со многими верующими людьми, о которых могу сказать только хорошее.

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 18.11.2007, 01:24) <{POST_SNAPBACK}>
Так я и не писала, что созревает до школы. Я писала, что созреть должна до окончания школы. А это несколько другое.



Я прочитала именно так. Еще и глазам не поверила. До окнчания школы фразы не помню.
Однако в таком смысле я с вами согласна. Хотя и здесь установление срока созревания не совсем уместно. Поцесс может и растянуться.
В.в.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 01:03) <{POST_SNAPBACK}>
Я благодарю вас, Владислав Иванович, за проделанную работу. Прекрасно! Я удовлетворена: логически стройная и, кажется, выдержанная система. Кажется потому, что еще надо думать: с одного раза такие сложные вещие не закрепляются..


Спасибо большое, Валентина Владимировна! Это же я для Вас лично старался. У нас же с Вами появилась ПРОБЛЕМА невзаимопонимания, а это для меня фрустрация. Вот я и стал под наше с Вами взаимопонимание некий концепт строить. Прямо на Ваших глазах, при общем участии (спасибо Владиславу Владимировичу за точные вопросы). Но так, чтобы мостик понимания между нами хоть какой-то перекинуть. Как смог... Теория, так теория...

Мое глубокое убеждение, что такие рабочие онтологии (терии, модели) нужно в образовании научиться ВМЕСТЕ строить от основания (но не на пустом месте) при появлении любой общей ПРОБЛЕМЫ. Используя общий наличный опыт в разных его ипостасях как МАТЕРИАЛ для построения СРЕДСТВ (способов и инструментов) решения ПРОБЛЕМЫ. Тогда и возникает взаимопонимание, сотрудничество, партнерство и т.д. То, что А.И.Козлов со своими детьми с удовольствием сегодня делает.

(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 01:03) <{POST_SNAPBACK}>
Объясните, пожалуйста, в чем разница междц символом и знаком? Не синонимы ли это?


Так как в науке, философии и культуре ответов на этот Ваш вопрос миллион (то есть совсем нет), то мне ничего не оставалось, как стартовать от нашей недавней дискусссии о приоритете и месте вопроса и ответа.

"Символ" - это незаданный вопрос. "Знак" - это ответ на заданный вопрос. "Образ" -это отсутствие вопроса.

У меня же в этой логике вся нано-таблица со схемами сознания субъекта устроена: Вы же просили стартоватьот самого общего

[attachment=2832:attachment]


1) Столбцы - "нет вопроса", "вопрос", "ответ".

2) Строчки сверху вниз -

  • "нет рамок сознания" - ни при Образе, ни при Символе, ни при Знаке
  • "есть рамки сознания" - ФОРМА совмнению извне не подвергается - ТАКОЙ какой я её вижу, МОРФА - может быть волюнтарно устроена - так КАК захочу и смогу? , НОРМА - изменению не подлежит и на все вопросы имеет ответ ДА (а вне НОРМЫ - ответ НЕТ
  • "изменения рамок сознания" - замыкаются (и еще только опредмечиваются апостериори) и вопроса еще нет; размыкаются (распредмечиваются) и вопрос возникает; замкнулись и ПРЕДМЕТ возник как ФОРМА + МОРФА + НОРМА (не иначе!)
Валентина Князева ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.11.2007, 02:21) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо большое, Валентина Владимировна! Это же я для Вас лично старался. У нас же с Вами появилась ПРОБЛЕМА невзаимопонимания, а это для меня фрустрация. Вот я и стал под наше с Вами взаимопонимание некий концепт строить. Прямо на Ваших глазах, при общем участии (спасибо Владиславу Владимировичу за точные вопросы). Но так, чтобы мостик понимания между нами хоть какой-то перекинуть. Как смог... Теория, так теория...

Мое глубокое убеждение, что такие рабочие онтологии (терии, модели) нужно в образовании научиться ВМЕСТЕ строить от основания (но не на пустом месте) при появлении любой общей ПРОБЛЕМЫ. Используя общий наличный опыт в разных его ипостасях как МАТЕРИАЛ для построения СРЕДСТВ (способов и инструментов) решения ПРОБЛЕМЫ. Тогда и возникает взаимопонимание, сотрудничество, партнерство и т.д. То, что А.И.Козлов со своими детьми с удовольствием сегодня делает.



Так как в науке, философии и культуре ответов на этот Ваш вопрос миллион (то есть совсем нет), то мне ничего не оставалось, как стартовать от нашей недавней дискусссии о приоритете и месте вопроса и ответа.

"Символ" - это незаданный вопрос. "Знак" - это ответ на заданный вопрос. "Образ" -это отсутствие вопроса.

У меня же в этой логике вся нано-таблица со схемами сознания субъекта устроена: Вы же просили стартоватьот самого общего

[attachment=2832:attachment]
1) Столбцы - "нет вопроса", "вопрос", "ответ".

2) Строчки сверху вниз -
  • "нет рамок сознания" - ни при Образе, ни при Символе, ни при Знаке
  • "есть рамки сознания" - ФОРМА совмнению извне не подвергается - ТАКОЙ какой я её вижу, МОРФА - может быть волюнтарно устроена - так КАК захочу и смогу? , НОРМА - изменению не подлежит и на все вопросы имеет ответ ДА (а вне НОРМЫ - ответ НЕТ
  • "изменения рамок сознания" - замыкаются (и еще только опредмечиваются апостериори) и вопроса еще нет; размыкаются (распредмечиваются) и вопрос возникает; замкнулись и ПРЕДМЕТ возник как ФОРМА + МОРФА + НОРМА (не иначе!)


Ох, Владислав Иванович, вы мне такой мир открываете! Совершенно потрясена виртуальной лабораторией. Хочу уметь самой создавать такой продукт. Но, увы, я даже не дилетант в отношении рисунокв и их анимации. А как хотелось бы уметь рисовать, как вы, хотя бы, не говоря уже об анимировании.
Научите, каким образом вы рисуете ваши модели?

Относительно разницы символа и знака - поняла, хотя до сих пор в приницпе использовала их как синонимы. А я могу их использовать как синонимы?

Относительно строительства сообща общей теории модлей (?), конечно, согласна. Именно с этого и должно начинаться любое исследование, которое затем проверяется на практике, экспериментально и как-то, возможно, по-другому.

А почему образ - это отсутствие вопроса?

В.В.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 15:13) <{POST_SNAPBACK}>
Ох, Владислав Иванович, вы мне такой мир открываете! Совершенно потрясена виртуальной лабораторией. Хочу уметь самой создавать такой продукт. Но, увы, я даже не дилетант в отношении рисунокв и их анимации. А как хотелось бы уметь рисовать, как вы, хотя бы, не говоря уже об анимировании.
Научите, каким образом вы рисуете ваши модели?.


Да я не спец в этом... Просто рисунки надо в GIF сохранять и сюда через ОБЗОР ГРУЗИТЬ.

Я и сам потрясен, Валентина Владимировна! Я теоретически писал, что такой динамический инструмент с обратной связью нужен для нового содержания образования,

[attachment=2834:attachment]

но чтобы в сельской школе, отделльно взятый талантливый учитель вместе с учениками такое творил - у меня в голове не укладывается... Вот оно, - начало метафизической мутации о которой столько пишут.... Только бы не затоптать! Только бы чтобы многие поняли... Только бы успеть...

(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 15:13) <{POST_SNAPBACK}>
Относительно разницы символа и знака - поняла, хотя до сих пор в приницпе использовала их как синонимы. А я могу их использовать как синонимы?

Так кто же кому-же может что-то запретить? Особенно в языке? Знаете что такое "То-ти ту-ту-ту"? Это наш выпускник в западном отеле просит принести ему два чая в двадцать второй номер tongue.gif
А почему образ - это отсутствие вопроса?


Очущая чувственный образ, ты им поглощен и не задумываешься - иначе чувство (флексия? tongue.gif ) от рефлексии пропадет. Посмеивался ВИР, спрашивая, как-то, чем акт от процесса отличается и почему сексом прилюдно на Красной площади заниматиться нельзя - вопросами и советами замучают tongue.gif Перестал ощущать удовольствие - тут же испытал неудовольствие -на лице символически отразилось мучение в поисках вопроса незаданного. А дал себе ответ,ЗНАК и направление заполучил и дальше пошел... До следующего позитивного или негативного чувственного ОБРАЗА.

Интереснее вопрос почему МОРФУ, инверсионную по отношению к ней ФОРМУ и разделяющую (и обединяющую их) - НОРМУ ОДНОВРЕМЕННО удерживать надо, чтобы ПРЕДМЕТ удержать?

Сталкиваетесь, наверное у своих аспирантов с проблемой различения ПРЕДМЕТА и ОБЪЕКТА диссертационного исследования? Я при этом просто более сложную схему рисую, еще СУБЪЕКТА исследования с многоуровневыми компетенциями и его бессознаальное в схему добавляя.

[attachment=2835:attachment]

Так быстрее до своего сознания доходит. И то доходит, что ПРЕДМЕТ - это необходимо - совокупность МОРФЫ (внутренней структуры), ФОРМЫ - отношений с множеством внешних контуров (см.рисунок фрактала) и НОРМЫ ( тоже в вербально-визуальном формате зафиксированной). Иначе неустойчивость и что-то обязательно потеряешь. У математиков шутят про сходящиеся мажорируемые ряды, что этодва миллиционера третьего вихляющегося пьяного под обе руки ведут. Куда надо.... А тут они только местами и ролями меняются...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.11.2007, 22:59) <{POST_SNAPBACK}>
[attachment=2835:attachment]

Так быстрее до своего сознания доходит. И то доходит, что ПРЕДМЕТ - это необходимо - совокупность МОРФЫ (внутренней структуры), ФОРМЫ - отношений с множеством внешних контуров (см.рисунок фрактала) и НОРМЫ ( тоже в вербально-визуальном формате зафиксированной).


Вот, в качестве иллюстрации этой схемы на другой ветке обсуждение. Кто-то весь в туман чувственных образов погружен, кто-то пафосом узнаваемых идеологический символов размахивает, кто-то в объектные знаки все что хочешь перевести может, - даже самое вовсе нерядоположенное, - ЦЕЛЬ и ЦЕННОСТЬ. Кто-то все как натуральный съестной предмет, - продукт, видит.

Нет самого ПРЕДМЕТА коммуникации у каждого - не может быть и общего СО-ДЕРЖАНИЯ коммуникации.

[attachment=2839:attachment]

Никогда ни о чем не договорятся и ничем все кончится... Не впервое... Но ведь рефлексивный вывод о причинах этого всегда можно попытаться сделать?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+