Личный кабинет

Как воспитать человека культуры?

Общие слова или конкретные действия?
Валентина Князева ( Пользователь )
(Екатерина Панафидина @ 09.11.2007, 09:23) <{POST_SNAPBACK}>
Воспитать культурного человека это трудное дело.Но воспитать человека который будет уважать Родину, ... можно.Но в наше время молодежь пошла наглая , высоколмерная и не уважающая ни кого.


Значит, вы разделяете по степени трудности воспитание "человека культуры" и патриота?
А не объясните, в чем эта трудность заключается? Кто такой вообще человек культуры в вашем понимании?

В.в.
Валентина Князева ( Пользователь )
(PapaSasha @ 09.11.2007, 17:54) <{POST_SNAPBACK}>
А что есть "общечеловеческие"? Как я понял ребята из Полинезии пролетают мимо "общих человеков". Да и человеки ли они? smile.gif

Как я понимаю мы говорим с точки зрения культуры некоторой части человечества. Может быть просто обозначим этот круг?



Папа Саша, будьте добры объяснить ваше понимание культуры на ветке, посвященной культуре, культуре XXI века. Мы все были бы вам признательны.

В.В.
Александр Городинский ( Пользователь )
Уважаемые собеседники, прошу вас помочь мне сформулировать понятие: «воспитание». Что мы имеем ввиду под этим русским словом? Как выразить словами тот процесс, который описывается как создание личности, характера, человека? В английском языке много слов, которые описывают процесс формирования личности и многие из этих слов весьма неадекватно переводятся на русский.
После этого будет комфортнее рассуждать о том, что и как важно в «рождении» человека: семья, общество, гены, история, правительство, строй, природа и тп...
С уважением
АГ
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 11.11.2007, 02:23) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые собеседники, прошу вас помочь мне сформулировать понятие: «воспитание». Что мы имеем ввиду под этим русским словом?

Я под этим словом понимаю "восприянтое питание", то есть, какой след то, что вкладывали, оставило в личности и как эта личность теперь это воспроизводит во всех своих проявлениях. И здесь очень многое зависит не только от того, что вкладываем, но и кому и как. Плюс еще 2 пальчика: как нам помогает сама личность и как к этому процессу относятся окружающие.
Валентина Князева ( Пользователь )
(PapaSasha @ 09.11.2007, 17:54) <{POST_SNAPBACK}>
А что есть "общечеловеческие"? Как я понял ребята из Полинезии пролетают мимо "общих человеков". Да и человеки ли они? smile.gif

Как я понимаю мы говорим с точки зрения культуры некоторой части человечества. Может быть просто обозначим этот круг?



Да, безусловно, человек культуры - это новое образование. Это идеальная модель, которую школа в России пытается создать. Однако, на мой взгляд, сегодня редкий выпускник нашей школы может назваться человеком культуры.
Поэтому следует четко определиться, кто же он - человек культуры? Назвать те качества характера, которыми человек культуры должен быть наделен в обязательном порядке. И я привела пример Академика Бондаревской на соответствующей ветке.
Думаю, однако, что ребята из Полинезии могут с таким же правом называться человеком культуры, как и российский ученик, если набор предъявляемых к нему качеств у них имеется. И российский ученик не будет человеком культуры, если мы не воспитаем его в данном направлении.
Человек культуры - это общепланитарное понятие, смоей точки зрения.
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 11.11.2007, 03:23) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые собеседники, прошу вас помочь мне сформулировать понятие: «воспитание». Что мы имеем ввиду под этим русским словом? Как выразить словами тот процесс, который описывается как создание личности, характера, человека? В английском языке много слов, которые описывают процесс формирования личности и многие из этих слов весьма неадекватно переводятся на русский.
После этого будет комфортнее рассуждать о том, что и как важно в «рождении» человека: семья, общество, гены, история, правительство, строй, природа и тп...
С уважением
АГ


Александр Яковлевич, на одной из веток я рассматривала этот вопрос. Воспитание - это восхождение человека к культуре.
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 11.11.2007, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Я под этим словом понимаю "восприянтое питание", то есть, какой след то, что вкладывали, оставило в личности и как эта личность теперь это воспроизводит во всех своих проявлениях. И здесь очень многое зависит не только от того, что вкладываем, но и кому и как. Плюс еще 2 пальчика: как нам помогает сама личность и как к этому процессу относятся окружающие.


Согласна. Однако воспитание я рассматриваю как
ВОСПИТАНИЕ (англ. education, нем. Erziehung, фр. éducation) — самостоятельная пед. категория, составная часть образования, первичная по отношению к обучению как целенаправленный, непрерывный, организованный процесс становления социально значимых качеств личности, умений и навыков в раз-личных областях человеческой деятельности при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии между собой самих воспитуемых — полноправных субъектов. Это основополагающее условие восприятия, развития, обучения, существующее вне нашего сознания, фундамент мотивационно-ценностного развития человека при восхождении к культуре. В. предполагает создание условий для развития личности, управление развитием ребёнка, перевод его из исходного состояния в желаемое. Вид воспитательной деятель-ности — социально ценная духовно-практическая деятельность; «вопрос жизни» (Н.И. Пирогов, 1810-1881). В. тесно взаимодействует с развитием, даёт возможность развить, а затем и реализовать задатки, наклонности в единстве природной, генетической, псих., соц. сути воспитуемого, его возраста и условий жизни. В. базируется на закономерностях развития личности, играет в отношении его активную роль и оказывает на него стимулирующее воздействие. В. успешно, когда оно системно, связано с обучением и самовоспитанием. Воспитательная функция м. реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Главная цель В. — развивающаяся личность школьника. В. д. б. осознанным, а не хаотичным. В. зависит от идеала, который ставит перед собой воспитатель: ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Теория В. определяет его как пед. явление, как пед. процесс и как пед. систему. В. и обучение — уникальные творческие процессы, обеспечи-вающие условия для саморазвития, самообразования, самовоспитания личности ребёнка. От качества В. подрастающих поколений зависит прогресс общества. Содержание В. постоянно обновляется. Различают восточный и западный типы В. Первыми В. признали самостоятельной областью пед. деятельности софисты.

Это из моего словаря.
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 11.11.2007, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Я под этим словом понимаю "воспринятое питание", то есть, какой след то, что вкладывали, оставило в личности и как эта личность теперь это воспроизводит во всех своих проявлениях. И здесь очень многое зависит не только от того, что вкладываем, но и кому и как. Плюс еще 2 пальчика: как нам помогает сама личность и как к этому процессу относятся окружающие.



Ольга Владимировна! Переваривала долго. Отвечаю.
Удивительно образно и, полагаю, точно вы определили, что такое воспитание. "Воспринятое питание" - то есть питание, пошедшее впрок. Значит, воспитание так же индивидуально, как и обучение! А это очень важный вывод или наблюдение и - желаемое.
Значит, если речь идет о воспитании как процессе развития личности, надо заботиться об индивидуальном подходе к каждому ребенку и подбирать под него индивидуальную технологию воспитания. Без помощников тут не обойтись. И здесь в точку. Кто наши помощники - наблюдатели или активные участники? Хочет ли ребенок, чтобы его воспитывали? Сопротивляется он воспитанию или помогает нам?

Обльга Владимировна, как вы считаете: воспитание человека культуры как вожделенная цель общеобразовательной школы, о которой заявила наша педагогика - это утопия или реальность? Или последовательный, закономерный шаг в эволбции образовтельной политики государства?

С уважением В.В.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 15.11.2007, 17:34) <{POST_SNAPBACK}>
Обльга Владимировна, как вы считаете: воспитание человека культуры как вожделенная цель общеобразовательной школы, о которой заявила наша педагогика - это утопия или реальность? Или последовательный, закономерный шаг в эволюции образовтельной политики государства?


Думаю, что утопия. И опасная утопия.
Воспитание - семейная прерогатива. Цель школы - обучение. Целью же государства должно быть как укрепление семейного воспитания, так и развитие таких отношений семьи и школы, чтобы воспитание и обучение не тянули в разные стороны, а действовали слаженно.
А пока, из сегодняшней нашей газеты:
" «Основная мысль, которая приходит мне в голову в связи с этой финской историей, это то, что просто он успел раньше. Быстрый парень был». В то самое время, когда первый снег покрывает свежие могилы жертв разы­гравшейся в Финляндии школьной трагедии, у себя дома в Таллинне 18-летний юноша пишет эти слова.
Ученик одной из средних школ Таллинна вступает в борьбу с миром, домом, школой, человечеством и самим собой."
http://rus.postimees.ee/151107/glavnaja/estonija/25512.php
Не знаю, виновата ли в этом образовательная политика государства, или причины комплексные, но уровень культуры современных школьников вызывает достаточно часто не оптимизм, а опасение прежде всего за их будущее.
Ибо человек культурный должен познать не только общество, но и себя. И осознать свое место в обществе, и свое предназначение.
Вчера попалось у Лукьяненко, "Дорога на Веллесберг": " Ему надо быть или первым, или хотя бы в первом ряду. Если он не найдет своей дороги, то так на всю жизнь и останется роддером. Лучшим роддером в мире. И многим задурит головы, не со зла, а так.... Но это не нужно, роддеры ведь не форма протеста и не поиск нового пути. Мы - боль. Форма боли в середине двадцать первого века. .... Середина, не желающая ею оставаться."
Никакая государственная политика не может конкурировать с маленьким государством - семьей. И проблемы с воспитанием начинаются и заканчиваются именно тут.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 15.11.2007, 21:27) <{POST_SNAPBACK}>
Думаю, что утопия. И опасная утопия.
Воспитание - семейная прерогатива. Цель школы - обучение. Целью же государства должно быть как укрепление семейного воспитания, так и развитие таких отношений семьи и школы, чтобы воспитание и обучение не тянули в разные стороны, а действовали слаженно.
А пока, из сегодняшней нашей газеты:
" «Основная мысль, которая приходит мне в голову в связи с этой финской историей, это то, что просто он успел раньше. Быстрый парень был». В то самое время, когда первый снег покрывает свежие могилы жертв разы­гравшейся в Финляндии школьной трагедии, у себя дома в Таллинне 18-летний юноша пишет эти слова.
Ученик одной из средних школ Таллинна вступает в борьбу с миром, домом, школой, человечеством и самим собой."
http://rus.postimees.ee/151107/glavnaja/estonija/25512.php
Не знаю, виновата ли в этом образовательная политика государства, или причины комплексные, но уровень культуры современных школьников вызывает достаточно часто не оптимизм, а опасение прежде всего за их будущее.
Ибо человек культурный должен познать не только общество, но и себя. И осознать свое место в обществе, и свое предназначение.
Вчера попалось у Лукьяненко, "Дорога на Веллесберг": " Ему надо быть или первым, или хотя бы в первом ряду. Если он не найдет своей дороги, то так на всю жизнь и останется роддером. Лучшим роддером в мире. И многим задурит головы, не со зла, а так.... Но это не нужно, роддеры ведь не форма протеста и не поиск нового пути. Мы - боль. Форма боли в середине двадцать первого века. .... Середина, не желающая ею оставаться."
Никакая государственная политика не может конкурировать с маленьким государством - семьей. И проблемы с воспитанием начинаются и заканчиваются именно тут.



Спасибо, Ольга Владимировна, за свою точку зрения.
Однако как ученой, мне не совсем понятно, как может исключительно семья отвечать за воспитание ребенка? Исследования, и многочисленные, в том числе и психологические, говорят о том, что ребенок подвержен влиянию семьи в дошкольном и младшем школьном возрасте в значительной мере. Но в последствии это влияние ослабевает и по мере продолжительности обучения в школе эта роль ложится на УЧИТЕЛЯ. Ну, а с подросткового возраста, особенно старшего, усиливается влияние улицы, среды. Подросток мучительно ищет себя. Происходит и самоосмысление личности ребенка. Я согласна на сто процентов, что на этой стадии развития человек культуры (не человек культурный) созревает в смысле не только самосознания. но и общественного сознания. Мы с моими коллегами выделяем в стадии развития человека культуры ЗНАНИЕ О СЕБЕ! (и об этом писали в коллективных монографиях).
Поэтому мне непонятна точка зрения многих школьных учителей в виде дружного кивания в сторону семьи, когда тема касается воспитания ребенка.
Конечно, "работать" с ребенков воспитанным и послушным куда легче. Но вот это тоже миф!

С уважением В.В.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+