Личный кабинет

Как противостоять наступающей посредственизации?

Что есть личность человека культуры, а что ее отражение?
Валентина Князева ( Пользователь )
(воронн @ 22.11.2007, 18:37) <{POST_SNAPBACK}>
Валентина Владимировна -- это, конечно, не новость. А вот НОВОСТЬ -- это то, что может быть и другая точка зрения.
Но все это НЕ школа. Под школой веками имелось в виду: некое заведение, организующее СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ, последовательное выращивание человека "грамотного". "Ученого". Если не считать яслей (которые, как ни крути, все же в основном "отстойник" для малышей, с которыми не могут сидеть мамы-бабушки), не столько времени, не с такой систематичностью, не такую основательную часть жизни занимает у людей, скажем, театр. Да и в пионерлагере -- сезон побыл -- и хватит. "Отдых", называется. Отдых -- а не дело!

Если угодно, слова "знания" и "навыки" -- это части более интегрирующего понятия Умений. Именно, чтобы Уметь -- ты и знать кое-что должен, и навык к тому иметь.
Ну, нехай -- "компэтэнции", если любо по-латыни. Если по-русски уже не понимают....


Владислав Владимирович! Спасибо за столь неравнодушную реакцию. И за ваше мнение спасибо. Его мне очень ценно было услышать.
Ваши студенты, невоспитанные учебным трудом и также другими деятельностями, как раз и есть яркий пример посредственизации личности, которая их настигла в результате отсутствия воспитания в предшествующие годы. У них не воспитано отношение к знанию, они, вероятно, были не очень успешны в учебе и трудности учения так и не научились преодолевать, возможно, они на каком-то этапе учения проявили легкомыслие, ленность, а учителя вовремя не направили студента на преодоление лени, может быть, поддались чужому влиянию в отношении к учебному труду - безделье ведь так бывает сладко, оно засасывает = вот тебе истуденческая халява... И так далее.
Изучая проблему воспитани-обучения, в анкете авторы приводили свои аргумерты, почему, по их мнению, воспитание первично, а обучение вторично.
Приведу некоторые из них:
«Воспитание начинается с пеленок, обучение — с сознательного возраста, совершенствование того и другого — всю жизнь». В. Аксенов, металлург.
«Воспитание считаю главным, так как оно начинается задолго до обучения». Л. Подорожная, учитель английского языка.
«Порядок имеет значение. Хорошо, правильно воспитанный ребенок будет охотнее учиться». С. Гаргу, оператор электронного набора.
«Воспитание. Воспитанный человек должен быть и воспитан и обучен». А. Нежинский, девятиклассник.
«Воспитание — это фундамент, на котором строится обучение, Воспитание — мать, обучение — дочь». Х. Еремеева, учитель физкультуры.
«Одним из аспектов воспитания является развитие у ребенка потребности в своем обучении. Поставив обучение впереди, ребенка можно оттолкнуть от него. А. Саков, директор СДЮШОР по шахматам.

Я не буду вас ни в чем переубеждать. У вас свое видение проблемы, и я его уважаю.
А насчет моих маленьких глазок, которым пионерия открыла мир, скажу следующее. Никогда не суди "ЗА ВСЕХ". Говорите о себе.
Я дочь кухарки, извините, из семьи, как сегодня бы сказали, находящейся за чертой бедности. Интеллигент в первом поколении. Родилась и выросла в Абхазии, много грузинских подруг имела. По сравнению с нашей одной комнатой в рабочем поселке их двухэтажные особняки с фортепиано и хрусталем воспринимала как величайшую роскошь! А какие сады были при них! И я очень хорошо помню, что такое была для меня школа и пионерия, которые сказали свое слово в приобщении меня к миру знания. Как это ни странно для вас. Именно пионервожатые много с нами, малышами, возились, проводили разные игры, викторины, именно от них я услышала впервые о многих композиторах, художниках, ученых и прочее. Именно они открыли мне мир большой кудьтуры. Заронили интерес ... У нас было здоровое детство. Это было настоящее ВОСПИТАНИЕ.
А потом была дворовая вожатая (летом студентка пединститута проходила практику унас во дворе), которая водила нас на прогулки в лес, купаться на море, рассказывала нестерпимо интересные истории, учила добру и дружбе, учила мечтать и трудиться на благо воплощения этой маленькой заветной мечты... У меня и моих сверстников никогда не могло возникнуть ситуации посредственизации личности, потому что мы воспитывались и в школе на уроках, и после уроков, и дома во дворе. И в тимуровцев играли сами, без подсказок взрослых.

Относительно воспитывающего обучения. Еще в третьем тысячелетии до нашей эры ученик Конфуция написал трактат о воспитании, где рассматривал проблему воспитывающего обучения. Все пять тысяч лет, прошедшие с той поры, этот термин развивался и не только теоретически, но, естественно, и на практике. Видите, как стара проблема воспитывающего обучения! Проблема существует объективно и никакие отрицания ее ей не страшны!
Потом был Дистервег, который ввел сам термин "воспитывающее обучение". Живо это понятие и сегодня. Это нелегкое искусство - одновременно воспитывать и учить. К сожалению, среди педагогов это искусство утрачивается все более и более.

Из нашей с вами беседы могу сделать вывод: посредственизация личности происходит в следствие недовоспитания детей. Своевременного.

С уважением В.В.
Александр Городинский ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 22.11.2007, 21:50) <{POST_SNAPBACK}>
.....студенты, невоспитанные учебным трудом и также другими деятельностями, как раз и есть яркий пример посредственизации личности, которая их настигла в результате отсутствия воспитания в предшествующие годы..


Уважаемая, Валнетина Владимировна, уважаемые собеседники, на этой ветке мы говорим о посредственнизации и видно это слово стало раздражать. Возможно, Валентина Владимировна, это слово несколько грубова-то для участников. Может будет лучше, если его заменить более мягким, понятным и более адекватным. Давайте заменим слово посредственность словом дикость.

Мы очень хорошо обудили и даже пришли к соглашению, что есть посредственнизация (одичание) людей. Теперь можно обсудить основные признаки дикости. С моей стороны будет несправедливо говорить за всю Россию (тем более, что в России цивилизованно живут и прекрасно трудятся тысячи моих учеников и сотни коллег, знакомых, культурных людей), но за страну ВИПендию рискну сказать.

Какие признаки дикости (посредственности) существуют:

1. Безграмотность. Это наверное самое простое. Ну скажите, люди добрые, кто в цивилизованном мире сможет заявить, что он работает физиком аж 36 лет, но не знает кто такой Исаак Ньютон и, мол, никогда не читал его?.. Или, например, обсуждать в запальчивости вопрос о том, как делать пересадку внутренних органов, но при этом не знать что такое легкие, печень или сердце... А вот обсуждать сложнейшее искусство и мастерство учителя – это пожалуйста... При этом с гордостью на всю страну ВИПендия вещать, что не читал Я.А.Каменского.
2. Неуважение своей биографии и истории своего народа. Это несомненный признак дикости. Скажите, в каком цивилизованном сообществе люди так клеймят свое школьное детство, историю своего поколения (пусть даже с ошибками), своих учителей, своих «родителей», своих прошлых лидеров? Такое только на ВИПе...
3. Неприемлемость чужого. Мне приходилось бывать в сообществах, находящихся на диком уровне развития. Проще говоря у дикарей. Только там так принимают «чужака». Но, там и понятно, ведь, чужой может принести опасность, может съесть кусок мяса или банана... Аналогично в ВИПе: стоит войти с новым предложением, или новой идеей, как сразу же это новое разбивается в пух и прах до полного исчезновения... Справедливости ради надо заметить, дикари чужака иногда хоть на пользу применяют – съедая его. А в ВИПе и этого не делают...
4. Неуважение к чужому языку. Вы можите представить себе в цивилизованном (не диком) сообществе, что бы некто пришел бы и начал длинно вещать на незнакомом никому языке племени «Мум-бу-юм-бу»? В культурных средах, непременно, если член этого племени не способен говорить на принятом языке будет наделен переводчиком, или сам дикарь вовремя «оцивилизуется» и заговорит на принятом в сообществе языке.
5. Фетишизм. Конечно, наследие далекого, первобытнообщинного прошлого сидит в архетипе каждого. Ничего страшного в этом нет, если в меру, и если это не мешает жить другим. Но, преклонение перед «первобытнообщинной живописью» в такой степени, что это выдается за отображение истины – это яркая демонстрация посредственности... Конечно, для раннего дикаря иного языка, как схемы на стене пещеры не сущестовало. Но ведь не для этого же изобрели письменную речь, а потом компьютер, чтобы вернуться на миллины лет назад...
6. Отсутствие юмора. Этот признак доказан и психологами и педагогами. Если нет у человека юмора - то надо срочно лечить... Кстати сказать, улыбаться дикари тоже непривычные и, более того, ненавидят тех, кто улыбается...
7. Агрессивность. Это свойство «известно» было задолго до человека... Оно проявляется еще до прямого контакта, до прочтения текста, задолго по понимания. Часто даже не прочитав написанного. Но уже во всей красе. Не важно, что сказано, главное, каков «удар» в ответ...
8. Безответственность. Никто не отвечает за слова. Никто не отвечает за время читателя, делая потрясающе длинные тексты. Только в субтропических джунглях время остановилось и нет ответственности за то, сколько слушатель будет слушать пение шамана... Лишь бы в транс войти... самому...

Валентина Владимировна, возможно вы можите добавить к моей трактовке признаков посредственности (дикости) несколько новых. Я не уверен, что исчерпал все. Извините, если получилось длинно и непрофессионально с точки зрения педагогики, психологии и терапии. В транс, видно, вошел... Одичал на последок...

С уважением
АГ
Олег Чебан ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 23.11.2007, 12:41) <{POST_SNAPBACK}>
...
Какие признаки дикости (посредственности) существуют:

1. Безграмотность.
..

Обсуждать можно, сегодня, если говорить о России и глубинке, которую я пытаюсь представлять. Насколько получается и насколько хватает грамотности smile.gif Но, другие то вовсе молчат?
Так вот, лучше обсуждать, лучше даже обсуждать с родителями, людьми исскуства, творческой и пр. интеллигенции, пролетариями и сельскими жителями. И, возможно, через обсуждение мы поймем что нужно делать сегодня, когда многие учителя приспосабливаются к моменту, а правильно ли они поступают? Не знаю, но если ученик пытается унизить учителя, отобрать у ученика сотовый, выпить пиво в женском туалете, то это в моем понимании будет всегда только дикостью. О частностях говорю только с одной целью - чтобы читающие лучше поняли что есть современная дикость.
2. Неуважение своей биографии и истории своего народа. Это несомненный признак дикости. Скажите, в каком цивилизованном сообществе люди так клеймят свое школьное детство, историю своего поколения (пусть даже с ошибками), своих учителей, своих «родителей», своих прошлых лидеров? Такое только на ВИПе...

Если вы имеете ввиду времена коллективизации, репрессии 37-го, безграмотные первые годы ВОВ, губительную войну (для нас впервую очередь) в Афганистане, наставления агроному от парткомов как и что сеять, от я о таком прошлом ничего хорошего не добавлю.
3. Неприемлемость чужого. Мне приходилось бывать в сообществах, находящихся на диком уровне развития. Проще говоря у дикарей. Только там так принимают «чужака». Но, там и понятно, ведь, чужой может принести опасность, может съесть кусок мяса или банана... Аналогично в ВИПе: стоит войти с новым предложением, или новой идеей, как сразу же это новое разбивается в пух и прах до полного исчезновения... Справедливости ради надо заметить, дикари чужака иногда хоть на пользу применяют – съедая его. А в ВИПе и этого не делают...

Не всякая неприемлемость есть "съедание чужака", даже кажется, что неравнодушие наоборот позволяет понять друг друга. Наверное, не утверждаю.
4. Неуважение к чужому языку. Вы можите представить себе в цивилизованном (не диком) сообществе, что бы некто пришел бы и начал длинно вещать на незнакомом никому языке племени «Мум-бу-юм-бу»? В культурных средах, непременно, если член этого племени не способен говорить на принятом языке будет наделен переводчиком, или сам дикарь вовремя «оцивилизуется» и заговорит на принятом в сообществе языке.
5. Фетишизм. Конечно, наследие далекого, первобытнообщинного прошлого сидит в архетипе каждого. Ничего страшного в этом нет, если в меру, и если это не мешает жить другим. Но, преклонение перед «первобытнообщинной живописью» в такой степени, что это выдается за отображение истины – это яркая демонстрация посредственности... Конечно, для раннего дикаря иного языка, как схемы на стене пещеры не сущестовало. Но ведь не для этого же изобрели письменную речь, а потом компьютер, чтобы вернуться на миллины лет назад...

Фетиш бывает разный, нас например, больше угнетает фетиш возжелания материальных и никак не связанных вообще со всякой культурой - сотовых, автомобилей, теле-видео, шуб и золоченных крестов..
Про миллионы лет, некоторые философы, историки, исследователи наоборот приходят к мысли, что все новоявленные учения о культуре, попыток вывести новые законы гуманного общества есть не что иное, как жалкие осколки от "осевого времени" (по Ясперсу) . Времени зарождения Конфуцианского учения, Христианства, Буддизма, культуры Персии. Не знаю?
6. Отсутствие юмора. Этот признак доказан и психологами и педагогами. Если нет у человека юмора - то надо срочно лечить... Кстати сказать, улыбаться дикари тоже непривычные и, более того, ненавидят тех, кто улыбается...

----------
Хотелось больше прокомментировать, но вопросы не простые, а значит и не приемлемы скоротечные выкрики..
Владислав Воронин ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 23.11.2007, 10:41) <{POST_SNAPBACK}>
Может будет лучше, если его заменить более мягким, понятным и более адекватным. Давайте заменим слово посредственность словом дикость.

Может, это ирония? Слово "дикость" уж никак не более мягкое, чем "посредственность".
1. Безграмотность. Это наверное самое простое. Ну скажите, люди добрые, кто в цивилизованном мире сможет заявить, что он работает физиком аж 36 лет, но не знает кто такой Исаак Ньютон и, мол, никогда не читал его?.. Или, например, обсуждать в запальчивости вопрос о том, как делать пересадку внутренних органов, но при этом не знать что такое легкие, печень или сердце... А вот обсуждать сложнейшее искусство и мастерство учителя – это пожалуйста... При этом с гордостью на всю страну ВИПендия вещать, что не читал Я.А.Каменского.

Н-да. Уж прозрачней намека нет. Разозлил я уважаемого А.Городинского. Видимо, темперамент меня подвел -- привычка что-то утрировать, чтобы лучше выделить основную мысль какого-либо фрагмента... вещь по-своему опасная. Выразительность противоречит точности. Прямо-таки -- соотношение неопределенностей, как в физике ! Чем доходчивей и точнее пытаешься сказать о чем-то-одном -- тем менее твои тезисы являются истиной в приложении ко многому другому!
Кто такой Исаак Ньютон -- все физики знают. А вот читали его непосредственно -- прямо скажем, немногие. Наследие Ньютона -- не в его личных текстах; оно растворено в физике, изложено и переизложено много раз. Причем -- ЛУЧШЕ, чем это было выражено в исходном, оригинальном тексте. (Тем наука -- и отличается от искусства, где подлинник необходим!).

А тут -- иной взгляд. Иной менталитет. Авторитет классика неоспорим и обязателен. Стало быть, никакой теории и никакой талантливой практики не может быть для ДИКАРЯ, который "самого Коменского" не читал!

Я учил математике, меня учили математике-физике, рядом со мной другие учили математике-физике (и кто-то -- очень хорошо учил, лучше меня, грешного!). И, уверен, лишь меньшинство из моих коллег читали эту священную корову.
Этакая целая страна ДИКАРЕЙ. Которую я очень уважаю (не говоря, что другие "страны" плохие!). В которой живу. В которой работаем. Страна амбициозных "предметников". Ищущих способ сформировать (и воспитать!) человека средствами СВОЕГО предмета. И, извините, не принимаю я этого шовинизма -- якобы без классиков "общей" педагогики невозможна педагогика "предметная". Окружающая меня жизнь этого НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ.

2. Неуважение своей биографии и истории своего народа. Это несомненный признак дикости. Скажите, в каком цивилизованном сообществе люди так клеймят свое школьное детство, историю своего поколения (пусть даже с ошибками), своих учителей, своих «родителей», своих прошлых лидеров? Такое только на ВИПе...

Ну, такое не только на ВИПе...
Только, извините, насчет неуважения -- это Вы несколько... впали в преувеличения. В домысливания. Не "клеймлю" я школьное детство. И историю поколения. Меня учили -- в среднем куда лучше и тщательнее, чем это (в среднем!) делается сейчас. И поколение мое (может, это возрастное!) кажется мне, уж точно, не хуже, чем нынешние. Более ответственные были. Более работящие. Менее инфантильные. Более грамотные. Более читающие. И т.д. И существенный вклад в это вносила -- тогдашняя школа и тогдашние учителя. (Хотя -- и минусы тогда были: меньшая привычка к свободе, бОльшая зажатость и авторитарность мышления, особенно в гуманитарных вещах и т.д.)
А впоследствии в той же (еще советской) школе пошла неуклонная поляризация, повышение наверху, понижение в общей массе, процентомания, деинтеллектуализация, потеря деловой морали и т.д. И это тоже -- печальная правда. Которой лично я (и коллеги) пытались сопротивляться, каждый на своем месте, но с машиной совладать не могли.

Кто тут "клеймит" свое детство?

А вот конкретно ПИОНЕРСКИХ людей (в отличие от учителей) мне не повезло встретить -- таких, как Валентине Владимировне. Ни одного не встретил. И от сверстников своих... что-то не слышал. Чтобы они часто встречались. Патетического разговора было много -- а живых таких людей слишком мало. Делаю эмпирический вывод: пионерская система в целом (в то время) не соответствовала ничему из провозглашаемого хотя бы на десятую часть. (Хотя, может, на пять процентов -- было и правды в том!)
А отдельные случаи -- могли сколь угодно выделяться из общей статистики. В.В., стало быть повезло, -- и существенные для ее судьбы импульсы вдруг произошли от хороших пионервожатых!

Если я вовремя не оговариваюсь -- уж подставляйте мысленно в мои изречения: "... по моему мнению", "... чаще всего", " ... в среднем и в целом", " ... в данном аспекте". Я категоричен лишь в немногом. В принципах, которые считаю базовыми и основными. А остальные детализирующие суждения невозможно делать "всеобще-универсальными" -- и излишне обобщать каждое суждение, вырывая его из контекста -- не стоит!
Не похоже, уважаемый А.Я, чтобы мы с Вами были в главных принципах -- противниками. Так что если о деталях говорим несколько разными словами, то у нас, скорее всего, есть "общий знаменатель".
Валентина Князева ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 23.11.2007, 08:41) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая, Валнетина Владимировна, уважаемые собеседники, на этой ветке мы говорим о посредственнизации и видно это слово стало раздражать. Возможно, Валентина Владимировна, это слово несколько грубова-то для участников. Может будет лучше, если его заменить более мягким, понятным и более адекватным. Давайте заменим слово посредственность словом дикость.

Мы очень хорошо обудили и даже пришли к соглашению, что есть посредственнизация (одичание) людей. Теперь можно обсудить основные признаки дикости. С моей стороны будет несправедливо говорить за всю Россию (тем более, что в России цивилизованно живут и прекрасно трудятся тысячи моих учеников и сотни коллег, знакомых, культурных людей), но за страну ВИПендию рискну сказать.

Какие признаки дикости (посредственности) существуют:

1. Безграмотность. Это наверное самое простое. Ну скажите, люди добрые, кто в цивилизованном мире сможет заявить, что он работает физиком аж 36 лет, но не знает кто такой Исаак Ньютон и, мол, никогда не читал его?.. Или, например, обсуждать в запальчивости вопрос о том, как делать пересадку внутренних органов, но при этом не знать что такое легкие, печень или сердце... А вот обсуждать сложнейшее искусство и мастерство учителя – это пожалуйста... При этом с гордостью на всю страну ВИПендия вещать, что не читал Я.А.Каменского.
2. Неуважение своей биографии и истории своего народа. Это несомненный признак дикости. Скажите, в каком цивилизованном сообществе люди так клеймят свое школьное детство, историю своего поколения (пусть даже с ошибками), своих учителей, своих «родителей», своих прошлых лидеров? Такое только на ВИПе...
3. Неприемлемость чужого. Мне приходилось бывать в сообществах, находящихся на диком уровне развития. Проще говоря у дикарей. Только там так принимают «чужака». Но, там и понятно, ведь, чужой может принести опасность, может съесть кусок мяса или банана... Аналогично в ВИПе: стоит войти с новым предложением, или новой идеей, как сразу же это новое разбивается в пух и прах до полного исчезновения... Справедливости ради надо заметить, дикари чужака иногда хоть на пользу применяют – съедая его. А в ВИПе и этого не делают...
4. Неуважение к чужому языку. Вы можите представить себе в цивилизованном (не диком) сообществе, что бы некто пришел бы и начал длинно вещать на незнакомом никому языке племени «Мум-бу-юм-бу»? В культурных средах, непременно, если член этого племени не способен говорить на принятом языке будет наделен переводчиком, или сам дикарь вовремя «оцивилизуется» и заговорит на принятом в сообществе языке.
5. Фетишизм. Конечно, наследие далекого, первобытнообщинного прошлого сидит в архетипе каждого. Ничего страшного в этом нет, если в меру, и если это не мешает жить другим. Но, преклонение перед «первобытнообщинной живописью» в такой степени, что это выдается за отображение истины – это яркая демонстрация посредственности... Конечно, для раннего дикаря иного языка, как схемы на стене пещеры не сущестовало. Но ведь не для этого же изобрели письменную речь, а потом компьютер, чтобы вернуться на миллины лет назад...
6. Отсутствие юмора. Этот признак доказан и психологами и педагогами. Если нет у человека юмора - то надо срочно лечить... Кстати сказать, улыбаться дикари тоже непривычные и, более того, ненавидят тех, кто улыбается...
7. Агрессивность. Это свойство «известно» было задолго до человека... Оно проявляется еще до прямого контакта, до прочтения текста, задолго по понимания. Часто даже не прочитав написанного. Но уже во всей красе. Не важно, что сказано, главное, каков «удар» в ответ...
8. Безответственность. Никто не отвечает за слова. Никто не отвечает за время читателя, делая потрясающе длинные тексты. Только в субтропических джунглях время остановилось и нет ответственности за то, сколько слушатель будет слушать пение шамана... Лишь бы в транс войти... самому...

Валентина Владимировна, возможно вы можите добавить к моей трактовке признаков посредственности (дикости) несколько новых. Я не уверен, что исчерпал все. Извините, если получилось длинно и непрофессионально с точки зрения педагогики, психологии и терапии. В транс, видно, вошел... Одичал на последок...

С уважением
АГ


Уважаемый Александр Яковлевич!
Спасибо за проблему! Однако, полагаю, что посредственизация и дикость не совсем стоят в одном ряду. Я обращаю ваше внимание: не посредственность, а посредственизация. Я уже разводила эти два слова. Я не могу судить о человеке -посредственность он или нет, да мне это в принципе и не нужно. Посредственизация -это процесс осерения, примитивизации масс, процесс, имеющий проявления во многих странах мира. А раз он проявляется во всем своем обличии здесь и везде, значит, имеет место быть, кто бы и что бы ни говорил.
Относительно дикости: дикий -это значит пугливый, одинокий, чурающийся общества, но живущий все же в стаде.
Вчера приходила аспирантка -биолог по образованию. Говорили о форуме (она член нашего Оренбургского общества "Человек культуры. XXI век"). Послушали бы вы ее речи в защиту животных. Она запретила мне говорить о животных только как "поел, попил, поспал" - и "ничего более" не надо. Начала рассказывать, сколь сложные задачи приходится решать животному в жизни.

Процесс посредственизации, безусловно, можно, может быть, даже, и нужно заменить другим словом. Но только не дикость. Оно по смыслу уже посредственизации и отражает совсем другие свойства и качества.
Мне посредственизация нравится. Предлагайте другие смыслы. Обсудим!

Я солидарна с вашей точкой зрения, что "Неприемлемость чужого" - это плохое качество, указывающего на эгоцентризм лчности, негибкость мышления, и вообще качество, которое в человеке культуры должно быть изжито. Это однозначно! (вот и вы подсказали, что не должно быть в личности человека культуры - непримелемость чужого. Вашему словосочетанию я бы дала другое имя - толерантность, то есть отказ от понимания себя, как проповедника истин в последней инстанции. Считаю, непримемлемость чужого великим тормозом культуротворчества и иного творчества.

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
Александр Яковлевич, в продолжение нашей беседы. Чтобы укоротить послание. С длинотами я согласна. Но у нас длиноты - по делу!

Относительно Я. А. Коменского - тут следует смириться. Среды же, в которых мы общаемся, могут сильно различаться. ПЕриферия Советского Союза вообще сильно отличалась от самой России - по разным причинам и факторам. По культуре в том числе, по культуре общения, воспитания, (а я родилась за границей России и всю сознательную жизнь вращалась по сути в иной культуре).
Потом образование. Я училась в Казани - в классическом университете, где учился в свое время Ленин. Казань - город студенческий. Было много знакомых из разных вузов. Видели бы вы, как студенты авиационного института или химико-технологического, например, боялись гуманитарных предметов! Великая мечта - сдать бы хоть как, не завалить. Любое гуманитарное знание было для них врагом номер один.
Современный студент не такой. Я еще преподаю, помимо педагогического вуза, и в филиале Московского РГТЭУ: менеджеры, финансисты, бухгалтера ... Преподаю курс "Психологии и педагогики" (раньше еще преподавала социологию, этику). Я с удовольствием работаю с этими детьми. Стараюсь развивать их гуманитарное сознание. Ставим и проблему воспитания человека культуры. Все они - будущие родители, а детей, как известно, надо воспитывать.Эти дети Коменского и Ушинского, будьте уверены, знают. Не сравнить с с бывшими моими ровесниками из Казани! Гуманитарная составляющая образования - вот что очень важно для развития человека культуры и отказа от процедуры примитивизации, которую нам еавязывают.

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(oleg @ 23.11.2007, 15:52) <{POST_SNAPBACK}>
Обсуждать можно, сегодня, если говорить о России и глубинке, которую я пытаюсь представлять. Насколько получается и насколько хватает грамотности smile.gif Но, другие то вовсе молчат?
Так вот, лучше обсуждать, лучше даже обсуждать с родителями, людьми исскуства, творческой и пр. интеллигенции, пролетариями и сельскими жителями. И, возможно, через обсуждение мы поймем что нужно делать сегодня, когда многие учителя приспосабливаются к моменту, а правильно ли они поступают? Не знаю, но если ученик пытается унизить учителя, отобрать у ученика сотовый, выпить пиво в женском туалете, то это в моем понимании будет всегда только дикостью. О частностях говорю только с одной целью - чтобы читающие лучше поняли что есть современная дикость.

Если вы имеете ввиду времена коллективизации, репрессии 37-го, безграмотные первые годы ВОВ, губительную войну (для нас впервую очередь) в Афганистане, наставления агроному от парткомов как и что сеять, от я о таком прошлом ничего хорошего не добавлю.

Не всякая неприемлемость есть "съедание чужака", даже кажется, что неравнодушие наоборот позволяет понять друг друга. Наверное, не утверждаю.

Фетиш бывает разный, нас например, больше угнетает фетиш возжелания материальных и никак не связанных вообще со всякой культурой - сотовых, автомобилей, теле-видео, шуб и золоченных крестов..
Про миллионы лет, некоторые философы, историки, исследователи наоборот приходят к мысли, что все новоявленные учения о культуре, попыток вывести новые законы гуманного общества есть не что иное, как жалкие осколки от "осевого времени" (по Ясперсу) . Времени зарождения Конфуцианского учения, Христианства, Буддизма, культуры Персии. Не знаю?

----------
Хотелось больше прокомментировать, но вопросы не простые, а значит и не приемлемы скоротечные выкрики..


Олег Олегович, вы толерантный и неравнодушный человек. Спасибо за высказанные мысли. Безусловно, они полезны для всех нас.
Про миллионы лет в педагогике - в педагогике сказать что-либо новое чрезвычайно трудно и поэтому новое такое редкое явление сегодня. Но все же новое встречается и в педагогике и в других науках. Например, нанотехнологии. Для физиков это очевидное конкретное знание, для педагогов некая размытость, которые пока не знают, что делать с этой цацкой и вообще что это такое и как их перенести ЭТО в педагогику. Подчеркиваю, ПОКА!

"И, возможно, через обсуждение мы поймем что нужно делать сегодня, когда многие учителя приспосабливаются к моменту, а правильно ли они поступают? "

Я с вами целиком и полностью согласна. К сожалению, только учителя у нас на форуме редкие гости и тех "ученостью" отпугиваем.
Ваши примеры про учителя и ученика, который... Да, вы правы, это и есть качества антикультурного человека. Наверное, пора вывести этот термин на обсуждение?

Относительно денег и прочих материальных ценностей, которые советский человек когда-то презирал. Я, например, работаю ради денег и всегда работала ради них. Не будешь работать, будешь голоден. Другой альтернативы не было. Но я всегда с уважением относилась и буду относиться к человеку, который умеет зарабатывать. Достойным образом, конечно. Деньги определяют меру моей свободы. Я всегда относилась к своему труду с уважением и считаю, что труд должен оплачиваться достойно. А меня как профессора смешали в моей стране с бедностью. Роскоши мне не нужно, а вот достоинство мое попирать не надо, это вредно и для страны и для меня.
То, что учитель -по большей части приспособленец, судить не буду. Как человек возможно, он не стал пока еще свободным, да и квалификация частенько пошаливает, вредно высовываться.

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(воронн @ 24.11.2007, 10:40) <{POST_SNAPBACK}>
Может, это ирония? Слово "дикость" уж никак не более мягкое, чем "посредственность".

Кто такой Исаак Ньютон -- все физики знают. А вот читали его непосредственно -- прямо скажем, немногие. Наследие Ньютона -- не в его личных текстах; оно растворено в физике, изложено и переизложено много раз. Причем -- ЛУЧШЕ, чем это было выражено в исходном, оригинальном тексте. (Тем наука -- и отличается от искусства, где подлинник необходим!).

А тут -- иной взгляд. Иной менталитет. Авторитет классика неоспорим и обязателен. Стало быть, никакой теории и никакой талантливой практики не может быть для ДИКАРЯ, который "самого Коменского" не читал!

Этакая целая страна ДИКАРЕЙ. Которую я очень уважаю (не говоря, что другие "страны" плохие!). В которой живу. В которой работаем. Страна амбициозных "предметников". Ищущих способ сформировать (и воспитать!) человека средствами СВОЕГО предмета. И, извините, не принимаю я этого шовинизма -- якобы без классиков "общей" педагогики невозможна педагогика "предметная". Окружающая меня жизнь этого НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ.

А вот конкретно ПИОНЕРСКИХ людей (в отличие от учителей) мне не повезло встретить -- таких, как Валентине Владимировне. Ни одного не встретил. И от сверстников своих... что-то не слышал. Чтобы они часто встречались. Патетического разговора было много -- а живых таких людей слишком мало. Делаю эмпирический вывод: пионерская система в целом (в то время) не соответствовала ничему из провозглашаемого хотя бы на десятую часть. (Хотя, может, на пять процентов -- было и правды в том!)
А отдельные случаи -- могли сколь угодно выделяться из общей статистики. В.В., стало быть повезло, -- и существенные для ее судьбы импульсы вдруг произошли от хороших пионервожатых!

Не похоже, уважаемый А.Я, чтобы мы с Вами были в главных принципах -- противниками. Так что если о деталях говорим несколько разными словами, то у нас, скорее всего, есть "общий знаменатель".


Владислав Владимирович, те, кто учился в педвузе, тот не может не знать Коменского. Я.А. Коменский - славянский гений, отец научной педагогики. Культурный человек не может не знать этого имени, тем более преподающий в школе. Сегодня специальным указом запрещено работать в школе без педагогического образования, наверное, не случайно.

Почему не может быть талантливой практики? Может. Вспомним китайского изобретателя роботов, имеющего за плечами два класса образования, Горького - великолепного писателя, Сталина - большого ученого, корифея в языкознании, Хрущева - управителя большим государством и т.д.

С вашими выводами о роли пионерии в жизни ряда поколений я не соглашусь.
Интересно, что думает по этому поводу наш главный ПИОНЕРВОЖАТЫЙ форума?

Мне не повезло. Я просто жила в другом воспитательном пространстве (об этом читайте в других письмах), ну, и наверно, гендерные различия имели место, сословные тоже сыграли свою роль.

Боже упаси, мы здесь на форуме не противники, а собеседники, с разным менталитетом и фактурой знания.

С уважением В.В.
Олег Чебан ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 24.11.2007, 18:10) <{POST_SNAPBACK}>
...
Ваши примеры про учителя и ученика, который... Да, вы правы, это и есть качества антикультурного человека. Наверное, пора вывести этот термин на обсуждение?

Относительно денег и прочих материальных ценностей, которые советский человек когда-то презирал. Я, например, работаю ради денег и всегда работала ради них. Не будешь работать, будешь голоден. Другой альтернативы не было. Но я всегда с уважением относилась и буду относиться к человеку, который умеет зарабатывать. Достойным образом, конечно. Деньги определяют меру моей свободы. Я всегда относилась к своему труду с уважением и считаю, что труд должен оплачиваться достойно. А меня как профессора смешали в моей стране с бедностью. Роскоши мне не нужно, а вот достоинство мое попирать не надо, это вредно и для страны и для меня.

Валентина Владимировна, поясню, меня не интересует сколько и кто зарабатывает, меня больше беспокоит на что они тратят? Т.е. в чем они определяют меру своей свободы? Так вот, если родитель заработал что-то и потратил это что-то на автомобиль (не по средствам), а не, например, на поездку в театр, книжный магазин, музей, бассейн, новогоднюю елку, просто путешествие с семьей, да даже лишив семью разнообразием продуктов, т.е. средства потрачены не на внимание к собственным детям, которых он по сути лишил детства, а значит "воспитал" глубоко ограниченными, а на материальный фетиш. Интересно, но сибирский писатель Залыгин определил в одной из своих книг "счастье - это когда человек умеет определять для себя пределы." Это выражение касается впервую очередь для взрослых, и хотелось бы, чтобы они задавались такими вопросами почаще - что есть для меня предел? Кандидатская? Стать членом какого-нибудь союза или новомодной партии? Карьера? Авто? Семья? Мудрость и спокойная старость?
То, что учитель -по большей части приспособленец, судить не буду. Как человек возможно, он не стал пока еще свободным, да и квалификация частенько пошаливает, вредно высовываться.

В.В.

Читая ваши высказывания ниже, где вы упоминаете Сталина, как знатока чего-то, хочется вопросить: откуда, собственно, воспитался этот страх перед всем? Откуда эта несвобода даже среди образованных учителей? Не оттуда ли? Ведь, по сути, все эти как-бы общие определения коллективизм, репрессии, войны, они прошли через судьбы всех нас, стоит только вглядеться и понять, мы все жертвы Культа, Фетиша, и не важно, фетиша материального, или человекообожествленного..
Владислав Воронин ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 24.11.2007, 16:32) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Владимирович, те, кто учился в педвузе, тот не может не знать Коменского. Я.А. Коменский - славянский гений, отец научной педагогики. Культурный человек не может не знать этого имени, тем более преподающий в школе.

Валентина Владимировна! "Это имя"-то я знаю. Периодически встречаешь ссылки, цитаты. Хорошие цитаты, обычно вызывающие у меня понимание и согласие с ними. Хорошо выражающие примерно то, с чем и я согласен, хотя, возможно, сам бы я так хорошо с ходу не сказал.
Я не горжусь "незнанием" своим и не бравирую им. Я просто констатирую тот факт, что нельзя объять необъятное-- и, погруженный в множество своих научных (математических) и преподавательских (тоже математических) забот, я не успеваю даже в этой области знакомиться со всем, с чем, возможно, стоило бы. Не объять даже и этого!
Стал бы я по-другому работать в качестве преподавателя, прочитай я достославного Коменского? Не знаю... Но -- что-то сомневаюсь. Думаю, что уже сложившаяся моя школьная практика, опыт свой и заимствование опыта окружающих -- более существенно влияют на меня, чем общие воззрения славянского гения. Тем более, что этот опыт -- и несет в себе то лучшее, что сформировалось в результате работы хороших педагогов. И Коменского в том числе.
Сегодня специальным указом запрещено работать в школе без педагогического образования, наверное, не случайно.

Ой, а что, какой-то новый указ появился? Надеюсь, Вы не совсем адекватно передаете -- что именно там сказано. Ибо это означало бы страшную катастрофу для многих хороших школ.
Я, видите ли, заканчивал когда-то экзотическую (по тому времени) новосибирскую физматшколу. Это был -- вообще один из первых экспериментов. Стартовал этот эксперимент с некоторой романтической "крутизной", которая потом скорректировалась и сгладилась (я еще -- не первый выпуск, я -- третий).
И ключевую роль тогда для нас играли -- те математики и физики (химики, биологи), которые преподавали у нас, работая в научных институтах Академгородка и имея образование университетское -- а не педагогическое.
Я вовсе не хочу противопоставлять людей с пед.образованием и без оного. И до того, в обычной школе, и в физматшколе -- были у меня и прекрасные учителя с образованием педвузовским. Речь не о том, "кто лучше". Но как-то не меряются достоинства преподавателя этим самым дипломом как таковым.
И "воспитание", между прочим, они тоже свое несли нам, эти математики-физики. Хорошее!

Вот и я потом -- работал после университета и в физматшколе тоже. Основываясь на уже сложившемся опыте чужом -- и своем. На опыте также и своей учебы. На своей квалификации по предмету. На сложившихся у меня этических и эстетических ценностях.

Не рискну заявлять, что я "лучший" учитель. Полагаю, есть вокруг и посильнее меня. Но в сложившемся давно симбиозе -- Сибирское отделение Академии Наук, университет, физматшкола -- и по сей день не замыкается физматшкола на "профессиональных педагогов". И не только предметники -- а и девочки-аспирантки работают в ней КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ! И, знаете, неплохо (это же не означает, что в школу берут работать "кого попало" -- берут-то достойно себя проявивших!).

Во множестве школ и "обычных", и в лицеях-гимназиях, тем более "при вузе таком-то", работают сейчас и вузовские преподаватели. Если попытаться устроить этакий "развитой феодализм", когда от школы отсекут "чужих вассалов" -- последствия будут катастрофические. Именно для многих школ из ЛУЧШЕЙ части.
Вот и в моем нынешнем ханты-мансийском физматлицее (уж там насколько мы "лучшие", не буду хвастаться) костяк математиков-физиков-информатиков -- оттуда, из Новосибирска. "Не педагоги".
Поэтому -- не в абстрактном теоретизировании, а "по жизни"! -- лучше бы руководствоваться не феодально-педагогическим мышлением, а -- РЕЗУЛЬТАТАМИ работы. Способностью к работе -- а не видом диплома.
На всякий случай еще раз оговорюсь -- я НЕ занимаюсь нигилизмом, не отрицаю педагогов и педагогику, не говорю "кто выше". Я -- за дело! А не за разборки "что важнее, кто главнее".

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+