Личный кабинет

Как противостоять наступающей посредственизации?

Что есть личность человека культуры, а что ее отражение?
Александр Городинский ( Пользователь )
(воронн @ 17.11.2007, 17:31) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, А.Я. пишет:
А В.В ему отвечает:
А тут я не только соглашусь с В.В., но и усилю. Я вообще не понимаю -- что будет означать "воспитание без обучения".
Разве что если исходить из совершенно дегенеративного понимания, что "обучение"="вкладывание в голову информации". То есть чисто количественную классическую "зубрежку". Запомнил в два раза больше латинских глаголов -- обучился в два раза больше.

Что вообще будет означать: "без обучения"?
Хорошо, например: ученики "Евгения Онегина" не зубрят, а ... что? Ах да, воспитываются на нем. Это что означает -- "воспитываются". Умеют рассказать, как и за что они "любят" Татьяну Ларину? составить мнение, проанализировать, написать эссе. Так, простите , это обучение УМЕНИЯМ. Логике, анализу, выражению своих мыслей грамотным текстом. В смысле именно ВОСПИТАНИЯ человек может после этого остаться законченным мерзавцем и лицемером. Знающим, чего именно от него хотят услышать -- и умеющим преподнести себя в лучшем виде. Лихо врать о своей возвышенной душе. То есть -- обучение некоему конформизму. Что для жизни, может, и полезно, -- но Вы к этому стремитесь? Это будет "формирование личности".

Что означает -- воспитание, где оно, воспитание? Где оно проявляется в реале? А в жизни, в действиях, в поступках своих, в побуждениях, ведущих его по этой жизни. А в школе ЕЕ-ТО, жизни.... да не очень много и есть. То бишь, присутствует и в школе -- но как и в любой другой социальной среде. Так же, как в семье, дружеской компании, футбольной команде.

Школа В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ именно обучает (если хорошая школа -- то обучает не в смысле зубрежки, а в смысле компетенций-пониманий). И создание (всего лишь!) условий для ВОЗМОЖНОГО воспитания и происходит -- в ходе той ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Деятельности по обучению (со стороны учителя) и деятельностью по своей УЧЕБЕ -- со стороны ученика. Психологические тренинги, деловые игры, изучение (вместо Евгения Онегина) Бетховена или Рубенса... - учеба! Обучение! А воспитание личности... может произойти более успешно, мене успешно. Может вообще не произойти.

Иное означает -- возможность ПРОГРАММИРОВАТЬ личность по своему желанию (в более грубой форме
говорят "зомбировать"). Что, идеалом является ЭТО?

Все эти качества типа упорства, целеустремленности, умения работать -- на чем они в школе появляются? Что, там будет некая "практическая" жизнь (производство, как на фабрике, военные операции не на жизнь, а на смерть, политическая борьба?) . Да не будет школа -- производственным цехом или воинским подразделением. Она (максимум) может "играть" в них. И "деятельность" производить -- в учебных целях! И все это будут понимать, включая учеников. Чувствовать, что это лишь полигон. Что игра идет "не на деньги". И "играя" в человека, разбирающегося в Бетховене или грамотно отстаивающего принципы гуманизма -- человек обучается этой ИГРЕ. В первую очередь.
(Не хочу быть нигилистом -- и зачастую сам попадает в плен такой игры. Твердил, что любит Бетховена и бедных старушек -- и помаленьку сам поверил в это!)

Не верю в школу, где обучение -- НЕ главное. Тогда это "воспитание" человека, не владеющего систематически никакими основами, никаким конкретным предметом. Не имеющего навыков умственного труда. И на чем именно тогда проявляются "воспитанные" якобы в нем качества... остается чем-то виртуальным.


А вот пеперь, уважаемый коллега, не могу иначе. Опыт многолетний не позволяет и совесть учительская (терапевтическая) не дает...
Что бы кратче было говорю в этом случае через метафору, или аллегорию: сложно одну и туже песню спеть ворону и соловью. Каждый ворон удивится, а зачем такие трелли для выражения того же самого, мол, жрать хочу или сексу... А о чем еше говорить? А что еще надо знать в жизни-то?
с уважением и не обижайтесь
АГ
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 17.11.2007, 23:11) <{POST_SNAPBACK}>
Я не точно выразилась: не на первых порах, а сначала! То есть обучению должно предшествовать воспитание, а потом, уже на определенном фундаменте, подключаться обучение.
А разве нельзя предположить, что воспитание от года к году учения в школе выдвигает разные цели, усложняющиеся. Что-то поддерживается, что-то новое, циклично или спиралевидно? Для достижения новой глубины.

Это уже напоминает спор: а что раньше курица или яйцо. И воспитание, и обучение встают рядом уже с только что родившимся человеком. Одному достается больше, другому - меньше.
Вопрос в другом: на каком этапе их вектора целей обучения и воспитания складываются так, что во-первых, ребенок начинает им обоим сопротивляться, а во вторых, почему в результате подобной деятельности вырастает не желаемое культурное, а посредственный сорняк?
Александр Городинский ( Пользователь )
прекрасно. Конкретные вопросы - конкретные ответы:

-сколько лет было Вале --(примерно 10-12)
-кто ее родители --(родители не известны)
- из какой школы она к вам перевелась --(из детского приемника, до этого из одной из городских)
- контакты с учителями из этой школы на предмет выяснения (прояснения) трудностей обучения --(были ссылки на задержку умственного развития с медицинской экспертизой, но не было места во вспомогательной школе...)
-причины запущенности в индивидуальном развитии ---(возможно психофизиологический диагноз) (социальная ущербность, эмоциаональная ущербность в раннем дестве, возможно алкоголизм родителей...)
-в чем именно (каких умениях и навыках) отстала девочка от своих сверстников ---(не умела бегло читать, писать, не умела решать логических задачь, неадекватность поведения в отдельных случаях.., слобо развитая речь...)
-в какой класс ее приняли --(в 4-ый)
-как преодолевались трудности недоразвития ---(был составлен, как обычно в подобных случаях, индивидуальный план воспитания, развития, обучения. В реализации плана учатвовали учителя, которые могли положительно повлиять на ее воспитание.)и
- как протекал процесс "возрождения", быстро, медленно, его особенности и т.д. --(медленно, но успешно..)

Если бы я был уверен, что этот форум ананимный, то написал бы подробнее. У нее сейчас уже взрослые дети и не хотелось бы нанести неосторожную обиду им...
С уважением
АГ

1. деньги на УУ из фонда директора.
2. уроки погружения, (как их почему-то называли) имеет много особенностей. Во-первых, это совершенно другое планирование материла. Во-вторых, обязательно планирование на весь учебный год. В-третьих, совместное всех учителей школы плнирование. То есть, каждый знает план каждого и включен в общий план школы. В-четвертых, уроки проходят в интегрированном режиме. В-пятых, каждый учащийся имеет индивидуальный план собственного роста, совершенстваования и он сам выбирает какие ему нужны для этого уроки и приходит к учителю с ВОПРОСОМ. Если у него нет вопроса, то нет и урока... За 3-6 часов (а чаще были 6) можно глубже усвоить все что угодно. Я вообще не понимаю, как можно учить 45 мин алгебру, а потом бежать на историю, а потом на ваш футбол, а потом на литератуту, а потом бегом на обед... За 45 минут даже (сделать) родить не всегда удается, не только что воспитать, развить, научить...
(есть в этом еще одна очень важная деталь: но это только для вас и никому не рассказывайте, это секрет: только настоящий учитель может чувствовать себя комфортно в условиях 3-6 часового урока. Никого нерадивого. или случайного у нас в учительской среде не было...и поэтому посещаемость в УУ была 100%)

Со все большим уважением
АГ
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 18.11.2007, 00:45) <{POST_SNAPBACK}>
Это уже напоминает спор: а что раньше курица или яйцо. И воспитание, и обучение встают рядом уже с только что родившимся человеком. Одному достается больше, другому - меньше.
Вопрос в другом: на каком этапе их вектора целей обучения и воспитания складываются так, что во-первых, ребенок начинает им обоим сопротивляться, а во вторых, почему в результате подобной деятельности вырастает не желаемое культурное, а посредственный сорняк?


Никакого спора здесь нет. У нас же с вами разговор не о том, когда возникает воспитание, а когда обучение. Они существуют независимо от нашего сознания и существуют одновременно.
А вообще интересную проблему вы построили! А если поразмыслить над возникновением в природе этих двух (нет, не терминов) явлений? Причем явлений природных?
Речь о том, воспитание выстилает фундамент (основу) обучению, облегчая ему тем самым дорогу.

"Вопрос в другом: на каком этапе их вектора целей обучения и воспитания складываются так, что во-первых, ребенок начинает им обоим сопротивляться, а во вторых, почему в результате подобной деятельности вырастает не желаемое культурное, а посредственный сорняк?" - а вы как сами думаете?

В.в.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 18.11.2007, 01:08) <{POST_SNAPBACK}>
прекрасно. Конкретные вопросы - конкретные ответы:

-сколько лет было Вале --(примерно 10-12)
-кто ее родители --(родители не известны)
- из какой школы она к вам перевелась --(из детского приемника, до этого из одной из городских)
- контакты с учителями из этой школы на предмет выяснения (прояснения) трудностей обучения --(были ссылки на задержку умственного развития с медицинской экспертизой, но не было места во вспомогательной школе...)
-причины запущенности в индивидуальном развитии ---(возможно психофизиологический диагноз) (социальная ущербность, эмоциаональная ущербность в раннем дестве, возможно алкоголизм родителей...)
-в чем именно (каких умениях и навыках) отстала девочка от своих сверстников ---(не умела бегло читать, писать, не умела решать логических задачь, неадекватность поведения в отдельных случаях.., слобо развитая речь...)
-в какой класс ее приняли --(в 4-ый)
-как преодолевались трудности недоразвития ---(был составлен, как обычно в подобных случаях, индивидуальный план воспитания, развития, обучения. В реализации плана учатвовали учителя, которые могли положительно повлиять на ее воспитание.)и
- как протекал процесс "возрождения", быстро, медленно, его особенности и т.д. --(медленно, но успешно..)

Если бы я был уверен, что этот форум ананимный, то написал бы подробнее. У нее сейчас уже взрослые дети и не хотелось бы нанести неосторожную обиду им...
С уважением
АГ

1. деньги на УУ из фонда директора.
2. уроки погружения, (как их почему-то называли) имеет много особенностей. Во-первых, это совершенно другое планирование материла. Во-вторых, обязательно планирование на весь учебный год. В-третьих, совместное всех учителей школы плнирование. То есть, каждый знает план каждого и включен в общий план школы. В-четвертых, уроки проходят в интегрированном режиме. В-пятых, каждый учащийся имеет индивидуальный план собственного роста, совершенстваования и он сам выбирает какие ему нужны для этого уроки и приходит к учителю с ВОПРОСОМ. Если у него нет вопроса, то нет и урока... За 3-6 часов (а чаще были 6) можно глубже усвоить все что угодно. Я вообще не понимаю, как можно учить 45 мин алгебру, а потом бежать на историю, а потом на ваш футбол, а потом на литератуту, а потом бегом на обед... За 45 минут даже (сделать) родить не всегда удается, не только что воспитать, развить, научить...
(есть в этом еще одна очень важная деталь: но это только для вас и никому не рассказывайте, это секрет: только настоящий учитель может чувствовать себя комфортно в условиях 3-6 часового урока. Никого нерадивого. или случайного у нас в учительской среде не было...и поэтому посещаемость в УУ была 100%)

Со все большим уважением
АГ


Спасибо за подробные ответы. Я вполне удовлетворена.
А метод глубокого погружения, о котором вы рассказали - это метод блочного тематического планирования, когда один предмет изучается полный день, а то и два, три. Это метод нашего новатора-математика, кажется, Щетинина. Суть погружения в том, что ребенок изучает тему по лекциям, которые ему предписывается изучить (они раздаются) и т.д. В значительной мере ученик делает это самостоятельно.
Но эта метода для старшеклассников! Понятно, откуда взялся и университет учителей. Там просто обучали этой методике - своеобразные курсы повышения квалификации.

А секционные занятия (футбол, теннис, кружок вышивания) к этой методе не пристегнешь. Уж, извините! Это все-таки вне школы занятия.
А я удивлялась, кто это вам разрешил тратить на один предмет столько часов. Перерывы хоть были?
Однако методика не прижылась в наших школах.

В.в.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 00:21) <{POST_SNAPBACK}>
"Вопрос в другом: на каком этапе их вектора целей обучения и воспитания складываются так, что во-первых, ребенок начинает им обоим сопротивляться, а во вторых, почему в результате подобной деятельности вырастает не желаемое культурное, а посредственный сорняк?" - а вы как сами думаете?

Мое мнение: когда ему становится тесно в воспитательных рамках. И когда он чувствует у себя достаточно сил, чтобы попробовать сопротивляться. Только у однихсопротивление перерастает в работу над собой, а у других - в крушение всего и вся вокруг. Не дай бог культурный слой прилипнет.
И, кстати, я не разделяю мнения о наступающей посредственнизацииsmile.gif.
Нода просто увидеть детскую непосредственность и дать ей прорасти. А дальше: "Я все равно добьюсь и разберусь" - это вчера одна девятиклассница искала существуют ли в природе темпоральные уравнения или это фантастика. Направить и поддержать вовремя детское любопытство - и задача будет решена.
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 18.11.2007, 01:34) <{POST_SNAPBACK}>
Мое мнение: когда ему становится тесно в воспитательных рамках. И когда он чувствует у себя достаточно сил, чтобы попробовать сопротивляться. Только у однихсопротивление перерастает в работу над собой, а у других - в крушение всего и вся вокруг. Не дай бог культурный слой прилипнет.
И, кстати, я не разделяю мнения о наступающей посредственнизацииsmile.gif.
Нода просто увидеть детскую непосредственность и дать ей прорасти. А дальше: "Я все равно добьюсь и разберусь" - это вчера одна девятиклассница искала существуют ли в природе темпоральные уравнения или это фантастика. Направить и поддержать вовремя детское любопытство - и задача будет решена.


А ребенку всегда тесно в любых рамках, он ведь еще не знает, что такое укрощение себя! Скорее он ищет комфорта, который утратил с приходом в первый класс. А если он еще и не справляется с учебой, отстает?
Мысль интересная, однако надо думать...
И много у вас таких любопытных десятиклассниц? Весь класс? Не думаю.
Ваше мнение насчет отрицания наступающей посредственизации учтем. Однако это живой факт, зафиксированный во многих странах мира. Кстати, зарубежные исследователи утверждают, что в России этот процесс идет быстрее всех других стран. Мы системно падаем в воронку Гольфстрима.
"Направить и поддержать вовремя детское любопытство - и задача будет решена" - легкомысленный оптимизм. Любопытство должно вырасти в интерес, интерес в потребность, потребность ... а это ой какая длинная воспитательная дорога.

С уважением В.в.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 00:50) <{POST_SNAPBACK}>
И много у вас таких любопытных десятиклассниц? Весь класс? Не думаю.
Ваше мнение насчет отрицания наступающей посредственизации учтем. Однако это живой факт, зафиксированный во многих странах мира. Кстати, зарубежные исследователи утверждают, что в России этот процесс идет быстрее всех других стран. Мы системно падаем в воронку Гольфстрима.
"Направить и поддержать вовремя детское любопытство - и задача будет решена" - легкомысленный оптимизм. Любопытство должно вырасти в интерес, интерес в потребность, потребность ... а это ой какая длинная воспитательная дорога.

Так направить и поддержать - это и есть процесс формирования из любопытства - интереса (то есть зафиксировать внимание на отдельных частях), из интереса - желания - узнать " а что там, внутри", из желания - действия, а из действия результата. Всего четыре шага. smile.gif Только иногда - ой каких трудных. а иногда - так и не осуществленных.
Что касается массовости. Да, далеко не весь класс. Но... и не все должны вырасти учеными и научными работниками.
А вот вопросы задают почти все. Разные...
Валентина Князева ( Пользователь )
(anisol @ 18.11.2007, 01:57) <{POST_SNAPBACK}>
Так направить и поддержать - это и есть процесс формирования из любопытства - интереса (то есть зафиксировать внимание на отдельных частях), из интереса - желания - узнать " а что там, внутри", из желания - действия, а из действия результата. Всего четыре шага. smile.gif Только иногда - ой каких трудных. а иногда - так и не осуществленных.
Что касается массовости. Да, далеко не весь класс. Но... и не все должны вырасти учеными и научными работниками.
А вот вопросы задают почти все. Разные...


Это пркрасно. Я вас поздравляю.

В.в.
Александр Городинский ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 18.11.2007, 01:32) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо за подробные ответы. Я вполне удовлетворена.
А метод глубокого погружения, о котором вы рассказали - это метод блочного тематического планирования, когда один предмет изучается полный день, а то и два, три. Это метод нашего новатора-математика, кажется, Щетинина. Суть погружения в том, что ребенок изучает тему по лекциям, которые ему предписывается изучить (они раздаются) и т.д. В значительной мере ученик делает это самостоятельно.
Но эта метода для старшеклассников! Понятно, откуда взялся и университет учителей. Там просто обучали этой методике - своеобразные курсы повышения квалификации.

А секционные занятия (футбол, теннис, кружок вышивания) к этой методе не пристегнешь. Уж, извините! Это все-таки вне школы занятия.
А я удивлялась, кто это вам разрешил тратить на один предмет столько часов. Перерывы хоть были?
Однако методика не прижылась в наших школах.

В.в.


В отношении Шаталова можно сказать, что он один из выдающихся учителей нашей Родины. Его метод опорных сигналов популярен и весьма результативный во многих обучающих практиках.
Щутинин другой великий учитель, который создал уникальную ситему формирования личности. Оба они творцы и мастера своего дела. К сожалению, они не получили до сих пор достойного признания на Родине. В мировой педагогике их весьма уважают и их методы изучены досконально.
Уверен, что пройдут годы и профессора педагогики в России будут требавать на экзаменах от своих студентов методы этих гениев, как обязательное знание.

И тот и другой используют методику погружения в своем творчестве. Этот метод был, как единственных и у Сократа, и у Платона, и у Эпикура, и у Плотина, и в монастырских школах Востока и Запада. Дискретное обучение введено Я.А.Каменским. И широкое распространение приобрело вместе с индустриализацией, когда понадобилось большое число рабочих, выполняющих простые операции на заводах и фабриках. И понадобились инженеры (рабочие высокой квалификации) узкого профиля. До второй половины 20 века это обучение удовлетворяло подготовку рабочего класса. Ученых, творческих людей, готовили по-другому всегда.

Форма организации наших уроков была очень разнообразная, зависящая от личности учителя, от предмета, и от состава учащихся. Перерывы были, не волнуйтесь, учитель сам решал когда сделать перерыв для своих детей. Привычных звонков в нашей школе не было, проблем с опазданием, тем более с посещаемостью...
Повышение квалификации возможно для тех, кто исполняет определенные квалификационные операции или действия. У нас учителя занимались искусством формирования личности. Поэтому УУ выполнял роль Университета, а не профтехучилища.

С уважением
АГ

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+