Личный кабинет

Что такое культура? Место культуры в XXI веке

Третье тысячелетие как замыкание всех культурных эпох
Валентина Князева ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Начинает работу новый форум "Человек культуры. XXI век", в рамках которого мы постараемся поднять ряд острейших проблем современного мира - общежития людей разных национальностей и культур.

Как известно, современная российская школа глобальной целью имеет воспитание человека культуры. Данный термин, появившийся на горизонте российской педагогической науки сравнительно недавно, пришел в педагогический лексикон, по всей вероятности, из кульутрологии. Однако быстро завоевал признание, и сегодня многие учителя и исследователи используют этот термин, правда, порой лишь в общем смысле. Термин молодой, и ему еще предстоит долгий путь развития.

Что понимается под человеком культуры у нас в России и во всем мире? Если ли что-либо общее между человеком культуры в России и США, Германии и Испании, Китае и Японии, в других государствах мира? Это знание, будучи добытое совместным мозговым штурмом личностей, коими мы все являемся, безусловно, поможет решению многих нерядоположенных проблем современного бытия человечества, и не только межгосударственных, но и у себя в стране, в школе, дома.

Однако прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять, что значит культура и каково ее место в XXI веке? Можно ли считать наш новый век как замыкание всех культурных эпох?
И, конечно же, один из первых вопросов, которые нам надлежит осмыслить, - что такое культура и какое значение она имеет в педагогике?

Милости просим к разговору!
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
Я полагаю, что здесь место определения КУЛЬТУРЫ. А уже потом ее место в 21 веке.

Сделаю некоторые заметки.

Прежде всего отмечу, что культура ( от латинского cultura -возделывание, воспитание, развитие, почитание, обработка) - это самоорганизующаяся система, выступающая как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, источник продуктивной деятельности и конкретная среда жизнедеятельности, аккумуляция человеческого опыта через освоение мира. Она включает образованность, воспитанность.
Культура указывает на исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, которые проявляются в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - это важная переменная, оказывающая существенное влияние на индивидуальное поведение человека, она имеет множество значений - физических, биологических особенностей, носит циклический и динамический характер.

В.В.
Александр Городинский ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 07.11.2007, 17:55) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!

Начинает работу новый форум "Человек культуры. XXI век", в рамках которого мы постараемся поднять ряд острейших проблем современного мира - общежития людей разных национальностей и культур.

Как известно, современная российская школа глобальной целью имеет воспитание человека культуры. Данный термин, появившийся на горизонте российской педагогической науки сравнительно недавно, пришел в педагогический лексикон, по всей вероятности, из кульутрологии. Однако быстро завоевал признание, и сегодня многие учителя и исследователи используют этот термин, правда, порой лишь в общем смысле. Термин молодой, и ему еще предстоит долгий путь развития.

Что понимается под человеком культуры у нас в России и во всем мире? Если ли что-либо общее между человеком культуры в России и США, Германии и Испании, Китае и Японии, в других государствах мира? Это знание, будучи добытое совместным мозговым штурмом личностей, коими мы все являемся, безусловно, поможет решению многих нерядоположенных проблем современного бытия человечества, и не только межгосударственных, но и у себя в стране, в школе, дома.

Однако прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять, что значит культура и каково ее место в XXI веке? Можно ли считать наш новый век как замыкание всех культурных эпох?
И, конечно же, один из первых вопросов, которые нам надлежит осмыслить, - что такое культура и какое значение она имеет в педагогике?

Милости просим к разговору!
В.В.


Чрезвычайно емкая и важная тема философии и образования. Хотелось бы услышать мнение разных людей.

Мне так не кажется, что это новое слово и понятие в педагогике. Я бы даже сказал, никто из великих педагогов не обходил ее ни у нас в стране, ни за рубежом. Только по разному интерпретировали тогда и теперь...

Мне посчастливилось работать (и сейчас слава Богу) и учителем, и педагогическим терапевтом с учащимися и взрослыми из разных стран и разных культурных традиций. Из своего опыта могу сказать, что в базовых, основных, изначальных нравственных принципах мы люди Земли схожие.

Что еще хочется отметить, так это характер человека мало зависит от внешнех факторов. Зависит, но не так, как принято считать. Мы в основном следуем традиции приписывать выдающуюся роль социуму, общественно-экономической формации, даже власти, следуя за авторитетами. Такими как Платон, Маккиавелли, Руссо, Конта, Спенсера, К.Маркс, Вебер и многих др...

Но для меня, как практикующего учителя, при учете внешних факторов, все же приходится основное внимание фокусироватьна внутреннем мире конкретной личности. В противном случае, найти-то "виновного" фактора удается легко, но помочь реально не удается.
С уважением
АГ
Валентина Князева ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 09.11.2007, 04:43) <{POST_SNAPBACK}>
Чрезвычайно емкая и важная тема философии и образования. Хотелось бы услышать мнение разных людей.

Мне так не кажется, что это новое слово и понятие в педагогике. Я бы даже сказал, никто из великих педагогов не обходил ее ни у нас в стране, ни за рубежом. Только по разному интерпретировали тогда и теперь...

Мне посчастливилось работать (и сейчас слава Богу) и учителем, и педагогическим терапевтом с учащимися и взрослыми из разных стран и разных культурных традиций. Из своего опыта могу сказать, что в базовых, основных, изначальных нравственных принципах мы люди Земли схожие.

Что еще хочется отметить, так это характер человека мало зависит от внешнех факторов. Зависит, но не так, как принято считать. Мы в основном следуем традиции приписывать выдающуюся роль социуму, общественно-экономической формации, даже власти, следуя за авторитетами. Такими как Платон, Маккиавелли, Руссо, Конта, Спенсера, К.Маркс, Вебер и многих др...

Но для меня, как практикующего учителя, при учете внешних факторов, все же приходится основное внимание фокусироватьна внутреннем мире конкретной личности. В противном случае, найти-то "виновного" фактора удается легко, но помочь реально не удается.
С уважением
АГ


Александр Яковлевич! Термин "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ" во всяком случае у нас в России действительно новый. К сожалению, я не могу с такой уверенностью, как вы, утверждать, что он имел хождение в педагогике и раньше. Я всегда следую фактам. Я вроде бы относительно неплохо знакома с теорией педагогики и с историей образовательной мысли, стараюсь по мере сил и временных возможностей быть в курсе вербальных инноваций, но данный термин - это сравнительно недавно появившийся термин в педагогической науке. Историей педагогической науки увлекаюсь, полагаю, на серьезном уровне - считаю, что, не зная исторических корней и путей развития понятия или явления, нельзя в полной мере освоить практическую работу сегодня. Более того, когда несколько лет назад термин стал часто употребляться в практике, мои коллеги подвергли меня столь активной атаке за невежество (вплоть "селовек культуры" так говорить неправильно!), что собственно и этот форум - это результат того самого отрицания.
Поэтому, если у вас есть конкретные примеры, я буду признательна их услышать.
Если вам знакомы конкретные факты его раннего употребления в педагогике и еще лучше - с содержанием термина на разных исторических отрезках развития - сообщите, пожалуйста.

Очень интересна ваша работа педагогически терапевтом. Не расскажете, в чем состоят ваши должностные обязанности, как работаете с учениками? Вот уж поистине, что нужно было заимствовать у Америки - так это введение новой должности = "педагогический терапевт"!

Согласна и в том, что все люди Земли имеют одинакое устройство, в том числе и внутреннее. Поэтому будем создавать с вами универсальную модель человека культуры, годную для всех людей.

Конечно же, человек индивидуален и уникален и при работе - работаешь с конкретным человеком, который обладает не только индивидуальным набором задатков и способностей, но и нравственной составляющей, духовным миром. Лечим-то всегда сначала душу человека, а потом все остальное.

Спасибо за суждения. Будем ждать откровений других членов нашего сообщества.
Александр Городинский ( Пользователь )
Милостивая судариня, Валентина Владимировна, я никак не хотел подвергнуть сомнению вашу компентентность. Просто ваш термин я читаю шире и том смысле, что в нем речь идет о проблеме культуры вообще и о месте человека в ней. А как учитель, я всегда считал, что воспитание – это окультуривание...
В этом смысле о человеке культуры писали и Локк, и Руссо, и Гельвеций, и их последовотели, и Ушинский, и Гессен, и Фромм. А замечательным практиками были и Штайнер, и Френе, и наш Шацкий, и живущий Щетинин, и многие другие.

Что касается термина «педагогический терапевт» - это мой термин. Вернее, мой отец (великий учитель) так называет мою работу. Америка, вместе с обществом и правительством, к этому не имеет отношения. Единственное, что здесь с уважением относятся к моей практике , в силу того, что люди здесь чрезвычайно добрые и отзывчивые...
В своей книге я пишу об этом подробнее. Если вас интересует, то я написал еще две книги (они частично есть в интернете), где я описываю конкретные случаи терапевтической работы в виде кортких рассказов-эссе.

О соотношении индивидуальных и социальных факторов с вами совершенно согласен. Мой опыт говорит, что в базовых факторах мы все одинаковы, и в тоже время в соотношении этих фактроров все совершенно разные. В этом единстве и разнообразии заключается и прелесть и сложность нашей профессии учителя.
С уважением
АГ
Валентина Князева ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 11.11.2007, 03:56) <{POST_SNAPBACK}>
Милостивая судариня, Валентина Владимировна, я никак не хотел подвергнуть сомнению вашу компентентность. Просто ваш термин я читаю шире и том смысле, что в нем речь идет о проблеме культуры вообще и о месте человека в ней. А как учитель, я всегда считал, что воспитание – это окультуривание...
В этом смысле о человеке культуры писали и Локк, и Руссо, и Гельвеций, и их последовотели, и Ушинский, и Гессен, и Фромм. А замечательным практиками были и Штайнер, и Френе, и наш Шацкий, и живущий Щетинин, и многие другие.

Что касается термина «педагогический терапевт» - это мой термин. Вернее, мой отец (великий учитель) так называет мою работу. Америка, вместе с обществом и правительством, к этому не имеет отношения. Единственное, что здесь с уважением относятся к моей практике , в силу того, что люди здесь чрезвычайно добрые и отзывчивые...
В своей книге я пишу об этом подробнее. Если вас интересует, то я написал еще две книги (они частично есть в интернете), где я описываю конкретные случаи терапевтической работы в виде кортких рассказов-эссе.

О соотношении индивидуальных и социальных факторов с вами совершенно согласен. Мой опыт говорит, что в базовых факторах мы все одинаковы, и в тоже время в соотношении этих фактроров все совершенно разные. В этом единстве и разнообразии заключается и прелесть и сложность нашей профессии учителя.
С уважением
АГ


Нет, к сожалению, я не могу принять вашу трактовку человека культуры в широком смысле, как вы это трактуете. . Более того, понимаю культурного человека, человека культуры и человека культурного как самостоятельные термины, исторически следующие друг за другом. Мне бы не хотелось сейчас говорить о моем пониании каждого понятия - надо послушать других людей на этот счет. Иначе исследования не получится.

В.В.
Наталья Кравцова ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 07.11.2007, 17:55) <{POST_SNAPBACK}>
что такое культура и какое значение она имеет в педагогике?

!лекция Вячеслава Иванова (в двух номерах НГ):задача культуры — развивать тот взгляд на мир, который уже создан 1015 единицами информации, которая есть в библиотеках мира.
Александр Городинский ( Пользователь )
Ничего страшного, Валентина Владимирована, мы можем носить в себе чуть-чуть разное понимание терминов. Главное мы сходимся в главных и принципиальных вопросах.

Наталья Николаевна, спасибо огромное за ссылку. Я в восторге от статьи Вячеслава Иванова. С юности восхищаюсь им. На мой взглад в его последнем выступлении замечательные мысли для этой ветки.
С уважением
АГ
Валентина Князева ( Пользователь )
(Кравцова Наталья @ 11.11.2007, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>


Мы и пытаемся это делать своими средствами, доступные гуманитарному сознанию. Или это неправильно?

В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Кравцова Наталья @ 11.11.2007, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>


Может быть, это и выход. Однако информация катастрофическим образом множится и взгляд на мир изменяется.
Задача этой ветки не перебирать все возможные варианты того, что такое культура и не развивать этот взгляд на мир дальше, а отобрать знание (возможно, уже созданное) о культуре, на базе которого мы будем строить человека культуры. Поэтому хотелось бы услышать лично ваше мнение.
С уважением В.В.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+