Личный кабинет

Форум Лидеров - 2007

Эффективное управление для современного образования
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги, 21 ноября (ориентировочно) в Государственном Кремлевском Дворце пройдет «Форум Лидеров ПНПО». На него приглашаются делегации от всех регионов России - управленцы системы образования: администраторы органов управления образования и образовательных учреждений. С информацией о Форуме вы можете ознакомиться по адресу - http://forum2007.pedsovet.org

Центральная тема Форума Лидеров - «Эффективное управление для современного образования»

Всероссийский интернет-педсовет (PEDSOVET.ORG) является официальной информационной площадкой подготовки и проведения Форума Лидеров.

1. Информирование о Форуме Лидеров - http://forum2007.pedsovet.org

2. Рассказать/заявить о себе. В Библиотеку Педсовета принимаются для размещения публичные отчеты органов управления образованием и образовательных учреждений. Раздел "Публичная отчетность" в Библиотеке можно найти по ссылке - здесь. Или Библиотека --> Управление --> Cвязь с общественностью и реклама --> Публичная отчетность
Здесь же находится ссылка для размещения Публичных отчетов

3. Обсуждение и обмен опытом. В преддверии этого мероприятия предлагаем Вам на форумах Педсовета обозначить наиболее актуальные проблемы российского образования и поделиться опытом их решения в рамках отдельного субъекта РФ, муниципального образования или образовательного учреждения.

Предлагаю обсуждение темы «Эффективное управление для современного образования» построить по темам, выделенным на основе предмета управления:_________________________
Работать на результат и положительный образ российского образования!

Слово - Лидерам!
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 31.10.2007, 16:03) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги, 21 ноября (ориентировочно) в Государственном Кремлевском Дворце пройдет «Форум Лидеров ПНПО». На него приглашаются делегации от всех регионов России - управленцы
Всероссийский интернет-педсовет (PEDSOVET.ORG) является официальной информационной площадкой подготовки и проведения Форума Лидеров.


А.В.! А можно попасть на Кремлевский прием 21-го?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 31.10.2007, 18:16) <{POST_SNAPBACK}>
А.В.! А можно попасть на Кремлевский прием 21-го?
Регистрация участников от регионов - регистрация по ссылке http://forum2007.pedsovet.org .
Постоянных участников Педсовета - по личным заявкам
Любовь Цой ( Пользователь )
Добрый день, Алексей. Мне бы хотелось принять участие в форуме «Образование» в 2006—2007 годах 19 ноября 2007 года в Государственном Кремлевском Дворце.
Будет ли на форуме делегация от Педсовета?
Можете ли Вы посодействовать этому или нет?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я подумал,что может быть интересно на открытых ниже ветках обсудить и потом поанализировать, обобщить и опубликовать и как-то представить 19-го ноября с трибуны Форума лидеров обобщенное мнение участников ВИПа по перечисленным темам. Как некие предложения к итоговому документу - Декларации или Резолюции Форума Лидеров.

Что вы об этом думаете? Интересно ли кому наше общее мнение виртуального сообщества? Иначе зачем и сыр-бор?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 03.11.2007, 13:10) <{POST_SNAPBACK}>
Что вы об этом думаете? Интересно ли кому наше общее мнение виртуального сообщества? Иначе зачем и сыр-бор?


Вот что происходит в рамках предвыборной компании на разныхветвях власти.Ваше мнение?


Всероссийская педагогическая конференция
01.10.2007


Несмотря на многочисленные обещания обеспечить равные стартовые возможности для получения образования, действительных шагов в этом направлении за период работы правительства М. Фрадкова было сделано только три:
- принят закон о бесплатном высшем образовании для контрактников;
увеличены надбавки докторам и кандидатам наук в вузах и научных
организациях;
в рамках нацпроекта «Образование» федеральный бюджет участвует в
финансировании образования в регионах, в том числе введены надбавки за классное руководство для школьных учителей.

Вопреки рекламному шуму, система грантов существенно не улучшила положение в образовательной сфере, однако расширила возможности влияния чиновников и по существу представляет собой особую форму «финансового поощрения» для избранных. Если количество грантов сохранится на уровне 2005 г. и повторно выдавать их не будут, последний вуз имеет шанс получить грант через 50 лет, а последний в очереди учитель -через 150 лет!
Вместе с тем социальное напряжение в образовательном сообществе вызывает целый ряд управленческих решений, способных нанести прямой вред отечественному образованию. Вот лишь некоторые:
- замедление роста расходов на образование из бюджета страны. Если в 2007 г.
они выросли примерно на 32%, то за следующие три года в целом увеличатся лишь на 20%, причем в 2009 г. - только на 1%;
ускоренное введение так называемого подушевого финансирования, что
приводит к ликвидации небольших школ. Только в 2003-2006 гг., по официальным данным, на селе закрыто почти 2 тыс. школ; ликвидация налоговых льгот для системы образования. Во всем мире
образование такими льготами пользуется, а в России они восходят еще к временам Петра I. Отсутствие налоговых преференций неизбежно приводит к повышению платы за обучение в негосударственных учебных заведениях, а затем, по цепочке, - для «внебюджетников» в учреждениях государственных и муниципальных. Тем самым ограничивается доступ к образованию, предусмотренный Основным Законом Российской Федерации - Конституцией;
номинальный рост зарплаты педагогов в большинстве регионах России. Так, в
2006 г. эта зарплата выросла на 26%, тогда как цены на товары первой необходимости, по данным института экономики РАН, - выросли не менее чем на 25%. За три последующих года зарплата будет проиндексирована примерно на 21% и увеличена отдельным категориям в связи с введением отраслевых систем оплаты труда примерно на 18%. Таким образом, к 2010 г. российские «бюджетники» по отношению к ценам на товары и услуги первой необходимости окажутся беднее, чем в 2007 г.;
принятие закона о едином государственном экзамене (ЕГЭ). Вместо того чтобы
воспитывать гражданина, развивать личность ребенка и его творческие способности, школу вынуждают «натаскивать» его на решение тестов, часто несовершенных или просто бессмысленных; фактическая профанация закона об обязательной одиннадцатилетней школе.
Вместо того чтобы каждому ребенку создать условия для получения полного среднего образования. Закон, с одной стороны, механически обязывает родителей учить своих детей в старших классах, а с другой - выталкивает всех неуспевающих по отдельным предметам в вечернюю школу, т.е. мешает им получить полноценное образование; сокращение образовательных отсрочек от призыва на военную службу, в частности для студентов ссузов и учащихся ПТУ после полной средней школы. Это ударит и по детям из семей с низкими и средними доходами, и по промышленности, нуждающейся в квалифицированных кадрах;
- принудительная бакалавризация высшего образования. Принятый Госдумой законопроект приведет к тому, что большинство студентов будут учиться меньше на один год и не дополучат специальные знания, необходимые для практической работы. Это еще более понизит эффективность системы высшего профессионального образования; сокращение бюджетного набора в вузы за последние три года примерно на 25%.

Даже если сокращение на этом остановится, в 2010 г. страна будет иметь бюджетных студентов на 750 тыс. меньше, чем в 2005 г. В СССР на бюджетной основе учились 100% студентов, в современной Германии учатся более 90%, а в России - менее 40%; крайне низкий уровень студенческих стипендий. Несмотря на повышение каждые два года примерно в полтора раза, в настоящее время расчетная стипендия составляет от прожиточного минимума: в вузе - 22,5%; в ссузе - 7,5%; в ПТУ - 7,5%. Двадцать лет назад они составляли, соответственно, в вузе - 80%; в ссузе - 56%; в ПТУ - 80% прожиточного минимума; принятие закона об автономных учреждениях (АУ), который открывает дорогу постепенной приватизации образования и коррупции в бюджетной сфере.

Создание в 2004 году объединенного министерства образования и науки значительно ухудшило положение и образования, и науки. Но образование пострадало намного больше.

Конференция отмечает сложившуюся тенденцию проведения, так называемых, «реформ» в системе образования России без должной научной и теоретической проработки. Так национальный проект «Образование» не имеет ни концепции, ни целей и задач, ни просчитанных результатов. И является всего лишь бессистемной раздачей денег, появившихся в казне государства за счет благоприятной мировой конъюнктуры цен на энергоносители.

Все это - доказательства глубокого кризиса в образовательной политике и отсутствие социально ориентированной стратегии развития образования.
Не удивительно и крайне тревожно, что показатели индекса развития человеческого потенциала России по сравнению с другими странами падают. В 1992 г. наша страна занимала по ИРЧП 32 место, в 1999 г. - 55, а, согласно последнему докладу, - 65 место в мире.
При данном курсе образовательной политики не может быть и речи о переходе в нашей стране к принципам развития, базирующимся на «экономике знаний».
В этой связи конференция признает работу руководителей министерства
образования и науки.

В сложившейся критической ситуации мы обращаемся к органам федеральной власти и образовательному сообществу со следующими предложениями:

К образовательному сообществу, ко всем педагогическим, родительским, студенческим, молодежным, женским и другим общественным и некоммерческим организациям:
- потребовать от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчета о работе в интересах образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области;
- отказать в поддержке на предстоящих парламентских выборах всем
парламентским партиям, не представившим отчет;
- инициировать дискуссии в электронных и печатных средствах массовой информации по ключевым проблемам образования с участием представителей политических партий, с одной стороны, и образовательного сообщества - с другой.
- коллективам вузов, школ и других образовательных учреждений предложить своим выпускникам - депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, работникам федеральных органов исполнительной власти, Генеральной Прокуратуры, Администрации Президента и др. - отчитаться на педагогическом (ученом) совете о работе в интересах отечественного образования.

К Президенту Российской Федерации:
- реформировать систему управления образованием на федеральном уровне. В частности, разделить существующее Министерство образования и науки на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций РФ;
назначать руководителей федеральных органов исполнительной власти,
ведающих вопросами образования на конкурсной основе, проводя предварительные консультации с профильными Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального Собрания РФ, Российской Академией Наук и Российской Академией Образования, а также с ведущими общественными объединениями, представляющими образовательное сообщество (профсоюз работников образования и науки, Российский Союз ректоров, Союз директоров средних специальных учреждений, Союз директоров школ России и др.). Рекомендовать аналогичную систему руководителям российских регионов;
разработать и утвердить законом национальную доктрину образования,
ориентированную на решения стратегических проблем и рассчитанную на 10-15 лет, а также программу действий по ее реализации.

К правительству Российской Федерации:
внести изменения в федеральный бюджет на 2008-2010 гг., обеспечивающие:
- рост расходов по разделу «Образование» не менее чем в 2,5 раза в течение трех лет. Это покроет минимальные потребности отрасли;
увеличение заработной платы педагогических работников не менее чем в
полтора раза ежегодно;
введение здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образования - от
детского сада до вуза;
- восстановление индустрии образования и обеспечение образовательных учреждений всеми современными учебными и техническими вспомогательными средствами;
- бесплатное горячее питание, как минимум, для всех детей в начальной школе и для детей из семей с низкими и средними доходами в основной, полной средней школе, системе начального и среднего профессионального образования.

К депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
Незамедлительно отменить Федеральные законы:
№ 122 от 22.08.2004 («о монетизации») - в части, касающейся образовательного законодательства, и тем самым восстановить упраздненные этим законом права образовательных учреждений в экономической и других областях, налоговые льготы, запрет на сокращение бюджетных учебных для студентов т.п.;
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусматривающий постепенную
фактическую приватизации системы образования;
-№ 17-ФЗ(оЕГЭ).

Отказаться от принятия законопроектов:
- о двухуровневой системе высшего образования, который приведет к понижению его качества и к сокращению сроков вузовского обучения на один год для большинства студентов;
- о новой структуре государственного образовательного стандарта, который угрожает разрушить единое образовательное пространство страны и резко понизить качество школьного образования.

Незамедлительно принять законы:
- об общественно-государственном характере управления образованием.
- Призван остановить нарастающую бюрократизацию и обеспечить решающее влияние образовательного сообщества на принятие любых управленческих решений в образовательной сфере. В частности, закон должен предусматривать регулярную отчетность перед образовательным сообществом федеральных и региональных органов управления образованием и механизмы ответственности руководителей;
о статусе педагогического работника. - В целях приравнивания педагогов по уровню оплаты труда, пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям к государственным служащим;
о добровольности единого государственного экзамена и исключении из сферы
его действия истории, литературы и обществознания;
о дополнительном образовании.
- Призван обеспечить равные условия для образовательных учреждений и педагогических дополнительного образования с учреждениями и педагогами, реализующими основные образовательные программы, а также для реализации принципа «Образование - через всю жизнь»;
об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. - В целях
создания специальных образовательных условий для таких лиц и развития интегрированного обучения.

К политическим партиям:
- в канун парламентских выборов в развернутом виде выразить свое отношение к курсу образовательной политики, проводившемуся в стране в последние годы, и поддержать требования образовательного сообщества, выдвигаемые в данной резолюции;
- при наличии фракции в Парламенте предъявить обществу результаты голосования по ключевым законам и инициативам ведущих образовательных
организаций;
- провести в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов публичные
дебаты по вопросам образовательной политики.
Выдвигая первоочередные предложения и требования, участники конференции поддерживают стратегическую линию, выраженную в документах общественного движения «Образование - для всех», включая Декларацию движения и документ «12 базовых элементов национального проекта «Образование - для всех»».

Мы обращаемся к гражданскому обществу, к научным и образовательным общественным и некоммерческим организациям, ко всем, кого волнует будущее страны, со следующими предложением: не позднее мая 2008 г. созвать чрезвычайный съезд российского образовательного сообщества и определить на нем стратегические пути научно-образовательного прорыва, способного обеспечить переход нашей страны к обществу знаний и ее достойное место в мире.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 31.10.2007, 17:03) <{POST_SNAPBACK}>


Не знаю как у Вас, а у меня этот опубликованный мноювыше итоговый документ Всероссийской педагогической конференциивызывает чувство глубокого неудовлетворения своей мифолологичностью и отсутствием системности в изложении.

А вот очень точный выбор подхода к формированию тем на этом Форуме через выделение предмета управления, требует сказать Б, после того как сказано А. Какая типология предметов управления положена в семь предложнных тем? Что лежит в основании и полон ли (необходим и достаточен) список из семи тем "управления предметом управления"?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.11.2007, 07:39) <{POST_SNAPBACK}>
Какая типология предметов управления положена в семь предложнных тем? Что лежит в основании и полон ли (необходим и достаточен) список из семи тем "управления предметом управления"?


Вопрос подвис, и похоже надолго....И вот какие мысли возникают....

Тезис о том,что "наука должна стать движущей силой! как-то незаметно превратился в образовании в убеждение, что научно-теоретические исследования - это некакая подпорка и служанка педагогической практики. Нет видимой прямой пользы от теории - значит и не нужна она никому в школе. Пусть себе диссертации пишут и работать не мешают. Приивыкли или приучены?

Ну, кого можно поставить сегодня рядом с М.Н.Скаткиным, П.Я.Гальпериным, И.Я.Лернером, В.В.Давыдовым, А.Н.Леонтьевым по глубине философских,онтологических, методологических идей в образовании?

А феодальное сообщество сменятся капиталистически-индустриальным, постиндустриальным, информационнным и теперь уже и постинформационнным... Какому из сообществ (особенно информационно-коммуникационному) адекватны живущие сегодня образовательные идеи? Если они есть, конечно?

Вот и превалируют и на ВИПе, и на важных сборищах мелкие вопросики, по своей сути положения дел в образовании не меняющие. И не надо кивать на неподготовленность массового учителя - для "чистки" и ротации профессиональных педагогических, управленческих и научных кадров новые механизмы оценки качества и дифференциации оплаты труда и предназначены. Не для того же, чтобы повысить зарплату ныненшему массовому гипообразованному учителю?
Roman Gataullin ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.11.2007, 06:39) <{POST_SNAPBACK}>
Не знаю как у Вас, а у меня этот опубликованный мноювыше итоговый документ Всероссийской педагогической конференциивызывает чувство глубокого неудовлетворения своей мифолологичностью и отсутствием системности в изложении.

А вот очень точный выбор подхода к формированию тем на этом Форуме через выделение предмета управления, требует сказать Б, после того как сказано А. Какая типология предметов управления положена в семь предложнных тем? Что лежит в основании и полон ли (необходим и достаточен) список из семи тем "управления предметом управления"?

Наблюдаю за обсуждением тем, выделенные Алексеем Бутузовым в группу "управленческие". Пока не получается обсуждать сам предмет управления, все скатываемся на обсуждение каких то второстепенных вопросов, которые скорее административного плана нежели управленческого. Может стоит четко прояснить для себя что такое система администрирования и система управления? Где заканчиваются административные полномочия и начинаются управленческие? Внутренняя и внешняя система администрирования и управления и как обе системы взимодействуют? Уровни, стили и технологии администрирования и управления. Список вопросов можно продолжить. Попробуем все же ограничить себя предложенными темами. Предлагаю ограничть себя и уровнем управления, - возьмем обычную, муниципальную школу, поскольку большинство участников обсуждения могут адекватно, если постараться, оценить ситуацию именно на этом уровне. Уровни выше можно было бы обсудить с управленцами-директорами, но их здесь мы не видим, а если и заглядывают, то обычно обсуждают неуправленческие вопросы.

Итак,
1. Управление содержанием образования. На уровне школы полномочиями управлять содержанием образования обладает педагогический совет. Есть ведомственные требования по соблюдению нормативов по содержанию и стандартов по уровням. Именно педсовет, как коллегиальный орган управления мог бы взять на себя ответственность за эффективное управление этим направлением развития. Разумно объединить три направления (п1,4,6) в одно.

2. Управление материально-техническим обеспечением. Все вопросы связанные с обеспечением жизнедеятельности и экономики школы входят в компетенцию первого лица. Это управление финансами, закупками, обеспечения безопасности и сохранности.

3. Управление кадрами в образовании. Один из ключевых направлений развития школы. Кадровая политика полностью в ведении первого лица. Вопросы профессионального развития также относятся к кадровой политике.

4. Управление образовательным процессом. (см. п-1). Обычно в школе первое лицо является и руководителем педсовета. В корпоративных интересах разумно делегировать полномочия управлять содержанием, учебно-воспитательным (образовательным) процессом и его качеством педсовету. Такие службы, как метод объединения могли бы быть подотчетны педсовету. Администрация в лице завучей осуществляют оперативное управление.

5. Управление делопроизводственным процессом в образовании. Это направление чисто административное. Первому лицу вообще нет смысла этим заниматься, с успехом это направлением мог бы вести один из завучей.

6. Управление качеством образования. (см. п-1,4)

7. Управление имиджем образования и связи с общественностью. Это направление сфера ответсвенности первого лица. Неразумно перепоручать это направление своим замам.

Выше я комментировал возможности создания эффективной внутренней системы управления, примая во внимание те направления (темы), которые были предложены автором ветки. Процесс репрофайлинга внутренней системы управления ОУ более сложный, следует учитывать много факторов, главный из которых, - фактор внешнего воздействия. Именно здесь, возникают главные проблемы школы. Связано это в основном с непрофессионализмом директора школы.
Если в стенах школы директор еще как то может управлять процессами, чаще компенсируя недостаток управленческих навыков административными и/или командными, то коммуникативных навыков для эффективновного взаимодействаия с "внешним миром" у большинства руководителей школ нет.
Поэтому:
а) нет шансов у ВИП обсуждать вопросы управления в открытом формате.
б) нет шансов у родительской общественности вести конструктивный диалог со школой.
в) нет шансов создать в таких школа действующие УС.
г) нет шансов педсовету стать действующим Советом
д) и еще... .

С выводами не спешу. Ваши комментарии.

Спасибо,
Роман
Михаил Кушнир ( Пользователь )
сообщение перенесено в форум "Управление образованием" в видк невостребованности здесь

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+