Личный кабинет

Обязательные 11 лет в школе и программа по физике

Школьный курс физики при обязательном 11 летнем обучении требует измен
Алексей Соколов ( Пользователь )
Школьный курс физики при обязательном 11 летнем обучении требует изменений!

В 2004 году, после печально известного решения о грубом вмешательстве в школьный курс физики, этот курс физики сильно поломали. Закончилось все тем, что из курса была исключена чрезвычайно важная ознакомительная (пропедевтическая) часть, а весь курс физики разломан на две части: основное общее образование (7, 8 и 9 классы) и среднее (полное) общее образование (10 и 11 классы). Этот вариант оказался крайне неудачным! Получить основное общее образование на основе 7-9 классов трудно. В 7 и 8 классе школьники владеют крайне слабеньким математическим аппаратом, да и сами дети еще маленькие. Получается, что из всего основного курса подробно изучается лишь механика в 9 классе. А надежды на стремительное изучение школьниками всей физики за 10 и 11 класс вообще иллюзорны. И часов для этого мало, и другие задачи перед поступлением в институты у школьников возникают. К тому же и навязанные школам учебники по этим новым программам один другого бездарнее!
В сентябре этого года возникли новые загадочные обстоятельства. Теперь (как я понимаю) все школьники обязательно учатся в школе 11 лет. (Право слово, непонятно: зачем?) Но тогда возникает вопрос: а зачем вообще вводить этот корявый, уродливый курс физики с якобы основным образованием в 9 классе и средним (полным) в 11? Да основного образования в таком случае вообще нет! Осталось одно-единственное образование! 11 (12) лет в школе! Мой опыт показывает: в силу возрастных причин (соматических, психических и всех прочих) физика как фундаментальная наука изучается школьниками лишь с 9 класса. Все, что изучается перед этим, как его ни называй и к какому основному общему образованию за уши ни притягивай, так и остается вводным, ознакомительным (пропедевтическим) курсом.
Так стоит ли пытаться внедрить эту во всех отношениях порочную программу с неграмотным разбиением курса на две части? Предлагаю следующую, надежно апробированную схему: физика как фундаментальная наука изучается три года –– в 9,10 и 11 классах (с максимально возможным количеством часов). А в 7 и 8 классе следует или вернуться к надежному вводному курсу физики, или изменить его и преподавать интегрировано, как курсы «естествознание» или «физика и астрономия». Кстати, последний вариант очень привлекателен. Детей именно в 7 и 8 классах крайне полезно и легко ознакомить с основами астрономии, курс астрономии в 11 классе в этом случае можно сделать факультативным.
Сейчас очень удобное время для принятия важного решения: надо ли оставлять неизменным курс физики при переходе на обязательное 11 летнее обучение? Причин для этого несколько: разогнанный (давно пора!) Федеральный экспертный совет, проведение экспертизы учебников академическими институтами, переход на обязательное 11 летнее обучение, наступление темной эпохи ЕГЭ.
Сергей Постников ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Sep 29 2005, 01:44 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Так стоит ли пытаться внедрить эту во всех отношениях порочную программу с неграмотным разбиением курса на две части?


Не стоит. И темной эпохой ЕГЭ тоже полностью согласен.
Виктор Казаков ( Пользователь )
нет.когда не хватает часов для выполнения даже школьной программы
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Sep 29 2005, 02:28 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Школьный курс физики при обязательном 11 летнем обучении требует изменений!
...


http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=404 - Как Вам такое видение?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ Oct 8 2005, 08:27 PM) <{POST_SNAPBACK}>
http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=404 - Как Вам такое видение?

Сергей! А Вам как? Мне интересно, как историку, не понимающему даже школьный курс физики.
Алексей Соколов ( Пользователь )
2Сергей:
Очень хотется ускорить события. Лет на 10 вперед. Чтобы показать всем авторам новомодного и упрощенного: вот чего добились. Мое искреннее мнение: наука не подлежит упрощению. Усложнению, да. Все научные дисциплины должны становиться больше и сложнее. Откуда это всезаполняющее стремление к кастрированным курсам?
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 8 2005, 09:16 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей! А Вам как? Мне интересно, как историку, не понимающему даже школьный курс физики.


Интересно то, что историкам и литераторам идея упрощения, сокращения, урезания курсов физики и математики кажется вполне естественной. Действительно, а что делать, если человек не идет в технический вуз. Но стоит покуситься хоть на мизерную часть истории и литературы, то сразу поднимается не менее пронзительный крик с использованием слов "гармонически развитая личность", "духовность", "патриотизм". Я ни к чему не призываю, нет. Но проблема есть...
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Викторович @ Oct 9 2005, 10:59 AM) <{POST_SNAPBACK}>
2Сергей:
Очень хотется ускорить события. Лет на 10 вперед. Чтобы показать всем авторам новомодного и упрощенного: вот чего добились. Мое искреннее мнение: наука не подлежит упрощению. Усложнению, да. Все научные дисциплины должны становиться больше и сложнее. Откуда это всезаполняющее стремление к кастрированным курсам?


Никто ничего не скажет, некому будет...

Характерно что, кто, как и где такой курс "не физики", а в лучшем случее рассказов около создал и кто и почему поддержал... Без личностей, как феномен.
Печально. Как просто происходит убийство физики в школе...
Семенов Вадим ( Пользователь )
Хочу продолжить эту весьма важную тему о содержании школьного курса физики.

(Алексей Викторович @ 29.09.2005, 16:44) <{POST_SNAPBACK}>
В сентябре этого года возникли новые загадочные обстоятельства. Теперь (как я понимаю) все школьники обязательно учатся в школе 11 лет.
По-моему, вариант со всеобщим полным средним настолько плох ,что даже обсуждать не хочется. Плох по многим другим причинам, непосредственно с физикой не связанным, о чем я писал в других темах. Предлагаю считать, что даже если все поголовно и сидят школе полные 11 классов, то в старших классах по меньшей мере начинается профильная школа. Соответственно, там физика делится на физику для физиков (т.е.для инженеров и представителей естественных наук) и физику для "лириков". Ну а в идеале, конечно, надо дать возможность закончить общее образование 9-ю классами и получить рабочую профессию.

Исходя из вышесказанного роль физики в средних классах (7-9) состоит главным образом в выработке естественнонаучной картины мира. Физика в этом возрасте должна быть преимущественно описательной (а не аналитической) наукой. На уровне объяснений "на пальцах", а не задач. Все равно у школьников в этом возрасте еще совершенно недостаточный мат.аппарат, чтобы решать нормальные физические задачи. А вокруг столько интересных физических явлений и технических устройств, использующих те или иные физические прининципы! Почему бы не рассказать, например, откуда в грозовой туче электричество или как в холодильнике получается холод и т.п. Просто на популярном уровне, без всяких формул. Однако, вместо того, чтобы сосредоточится на качественной (принципиальной) части физики, в основу программы положена ее количественная часть, т.е. решение задач с получением численного ответа. При том задач по понятным причинам совершенно примитивных и непонятно для чего нужных.

Говорят, что образование -- это то, что остается, когда все выученное забыто. Разумеется, как и в любом другом афоризме здесь немало утрирования, но есть и много здравого смысла. Решение задач будет быстро забыто теми, для кого физика не является профильной наукой. Но физическая, научная картина мира, понимание окружающего мира на принципиальном уровне останется. Но сейчас эту картину мира школьная физика практически не формирует, занимаясь мартышкиным трудом по подстановке чисел в только что пройденную формулу. Ну а после того, как задачи забудутся, вакуум в голове будут заполнять магия, астрология, экстрасенсы и прочая чертовщина, так распространенная ныне. Для малограмотного человека и обяснение, что гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет вполне приемлимо. Цитирую лауреата Нобелевской премии, академика Виталия Лазаревича Гинзбурга:

То обстоятельство, что верующих еще много, объясняется, в первую очередь, тем, что огромное большинство из 6 млрд. людей, обитающих на Земле, необразованны и далеки от науки. Видеть летающие самолеты, слушать радио и смотреть телевизор – еще недостаточно для того, чтобы приобщиться к современной цивилизации. К тому же даже так называемая гуманитарная интеллигенция, в общем, образована весьма односторонне, и ее представители в отношении естественнонаучных знаний нередко еще находятся на средневековом уровне. Последнее утверждение неплохо иллюстрируется тем фактом, что на вопрос о причине смены времен года сплошь и рядом дают неверный ответ.


Другая важная задача физики в средних классах -- не убить интерес и любопытство, как минимум, а как максимум -- разбудить этот интерес и развить. Все, кто любит физику и интересуется ей, начинали отнюдь не с решения головоломных задач, а с любопытства насчет устройства мира, явлений природы и технических устройств. Желание решать задачи придет само собой, когда выяснится, что продвигаться дальше в своем понимании физики можно только с карандашом в руках.

И больше занимательных опытов, лабораторных работ! Школьники должны не только слушать и ручкой по бумаге водить, но и видеть своими глазами, а еще лучше трогать своими руками.

Теперь о старших классах. Непрофильная физика должна быть просто продолжением физики средних классов и преподаваться в том же духе, на уровне качественных (принципиальных) объяснений для "общего развития", расширения кругозора и формирования научной картины мира. А вот профильная физика должна уже заключаться в изучении физики "по-взрослому", с решением более-менее серьезных задач. В действительности, к задачам надо понемногу приступать еще в 9 классе, в качестве своеобразной "профориентации", чтобы дать почувствовать, чем придется заниматься тем, кто выберет физико-математический профиль и помочь определиться, есть ли способности и желание этим заниматься. К 9 классу необходимый мат.аппарат уже понемногу возникает.

Особо нужно сказать о согласовании программ по физике и математике. Сейчас согласование программ по разным предметам крайне слабое. Выбор тем в каждом предмете происходит практически без учета потребностей смежного. В каждом предмете идет пересказ необходимых сведений из других предметов. На физике -- из математики, на химии -- из физики. Причем, нередко еще до того, как они будут изучены в "основном" предмете. Либо вовсе происходит отказ от включения "зависимого" материала. Вероятно, образовательные стандарты надо не только создавать с взаимоувязкой между предметами, но и разбивать по годам. Иначе нет гарантии, что к соответствующему классу необходимый материал уже будет пройден. Вот выберет учитель математики какой-нибудь авторский учебник, где материал излагается в иной последовательности, и соответсвующую задачу по физике уже не решить.

Сейчас, к примеру, начала анализа изучают в курсе математики старших классов, но он остается вещью в себе, непонятно зачем нужной. Ну разве только для исследования других математических объектов. Между тем, мат.анализ -- штука жутко полезная, он используется в науке и технике широко и повсеместно. Было бы разумным использовать его на уроках физики. Например, записать формулы в дифференциальном/интегральном виде, V=dx/dt, a=dV/dt, I=dQ/dt и так далее. В этом нет ничего сложного, весь потребный мат.аппарат и так уже проходится на уроках математики. Но использование мат.анализа на уроках физики позволит понимать ее на совершенно ином, более глубоком уровне, решать совершенно новые классы задач, например на неравноускоренное движение. И автоматически дополнительно поупражняться в мат.анализе на уроках физики, закрепить этот материал из курса математики. Для этого потребуется синхронизовать программы, чтобы, например, необходимые разделы анализа были изучены в 10 кл., а в физике он начинал использовался в 11. Все это, разумеется, нужно делать только в профильных физико-математических классах. Гуманитариям не требуется изучение физики на таком уровне, да и мат.анализ им вобщем-то не нужен.

Имеет смысл сделать следующий шаг -- специально ввести в математику некоторые элементы, нужные для курса физики. В частности, простейшие диф.уравнения вида f(x)=af'(x) и f(x)=-af''(x). О вузовском курсе диф.уравнений здесь речи нет, достаточно просто последовательным дифференцированием экспоненты и синуса показать, что они являются решениями соответствующих диф.уравнений. Один-два урока, не более. Зато в курсе физики появляется возможность вывести кучу формул, которые сейчас просто сообщаются без вывода для механического запоминания, такие как формула радиоактивного распада, разряд конденсатора через сопротивление, закон колебания маятника, и т.д. и т.п. И опять же кроме лучшего понимания причин и следствий в физике, появляется возможность решать новые классы задач. Например, сейчас дается для запоминания период колебаний груза на пружине, но что делать с любой другой колебательной системой совершенно непонятно.

(Алексей Викторович @ 29.09.2005, 16:44) <{POST_SNAPBACK}>
Мой опыт показывает: в силу возрастных причин (соматических, психических и всех прочих) физика как фундаментальная наука изучается школьниками лишь с 9 класса. Все, что изучается перед этим, как его ни называй и к какому основному общему образованию за уши ни притягивай, так и остается вводным, ознакомительным (пропедевтическим) курсом.
Так стоит ли пытаться внедрить эту во всех отношениях порочную программу с неграмотным разбиением курса на две части? Предлагаю следующую, надежно апробированную схему: физика как фундаментальная наука изучается три года –– в 9,10 и 11 классах (с максимально возможным количеством часов). А в 7 и 8 классе следует или вернуться к надежному вводному курсу физики, или изменить его и преподавать интегрировано, как курсы «естествознание» или «физика и астрономия». Кстати, последний вариант очень привлекателен. Детей именно в 7 и 8 классах крайне полезно и легко ознакомить с основами астрономии, курс астрономии в 11 классе в этом случае можно сделать факультативным.


Совершенно согласен, астрономию надо перенести из старших классов в средние (в 7-8) и объединить в один предмет с физикой. Школьная астрономия -- сугубо описательная наука. Она прекрасно ложится в концепцию физики для средних классов как описательной науки и позволяет проиллюстрировать многие физические принципы конкретными примерами из астрономии. В действительности, физика во многом именно из астрономии и выросла, вспомним Ньютона для примера. Такое объединение было бы логичным. К тому же у старших школьников, уже владеющих достаточным мат.аппаратом, лучше не отбирать часы от изучения физики "по-взрослому". Рассказы о космосе, далеких планетах и звездах -- это то что нужно для средних классов. Когда же еще помечтать, если не в детстве? smile.gif
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 22.08.2006, 22:00) <{POST_SNAPBACK}>
Имеет смысл сделать следующий шаг -- специально ввести в математику некоторые элементы, нужные для курса физики. В частности, простейшие диф.уравнения вида f(x)=af'(x) и f(x)=-af''(x). О вузовском курсе диф.уравнений здесь речи нет, достаточно просто последовательным дифференцированием экспоненты и синуса показать, что они являются решениями соответствующих диф.уравнений. Один-два урока, не более. Зато в курсе физики появляется возможность вывести кучу формул, которые сейчас просто сообщаются без вывода для механического запоминания, такие как формула радиоактивного распада, разряд конденсатора через сопротивление, закон колебания маятника, и т.д. и т.п.

Последние два года так и делаю но на физике. Помогает конечно.

(Семенов В.Д. @ 22.08.2006, 22:00) <{POST_SNAPBACK}>
Совершенно согласен, астрономию надо перенести из старших классов в средние (в 7-8) и объединить в один предмет с физикой. Школьная астрономия -- сугубо описательная наука. Она прекрасно ложится в концепцию физики для средних классов как описательной науки и позволяет проиллюстрировать многие физические принципы конкретными примерами из астрономии. В действительности, физика во многом именно из астрономии и выросла, вспомним Ньютона для примера. Такое объединение было бы логичным. К тому же у старших школьников, уже владеющих достаточным мат.аппаратом, лучше не отбирать часы от изучения физики "по-взрослому". Рассказы о космосе, далеких планетах и звездах -- это то что нужно для средних классов. Когда же еще помечтать, если не в детстве? smile.gif


Вот тут бы поспорил. Но лучше сделать так: в основной школе факультативно "Начала астрономии"
А в 11 "Астрофизика". Делить так делить.

А насчет "помечтать" - бывает, но обычно зуд сделать чего нибудь эдакое (после книг Навашина и Сикорука) jokingly.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+