Личный кабинет

Доклад: "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе"

Игорь Сухин ( Пользователь )
Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, г. Москва. E-mail: suhin_i@mail.ru Сайты: http://suhin.narod.ru и http://chess555.narod.ru


Тема доклада: "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе"


В докладе анализируется состояние шахматного образования в РФ и в мире, показывается актуальность включения урока шахмат в школьную сетку. Предложен один из вариантов организации учебного процесса, направленный на формирование у ученика умственных действий и позволяющий сделать урок шахмат здоровьесберегающим. Рассматривается проблема кадрового обеспечения. Предлагаются конкретные шаги и направления деятельности по шахматному образованию. Приводится обширная библиография.

Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе


Кто из родителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры.
К счастью, давно уже никому не нужно доказывать насколько полезно для детей 4-10 лет умение играть в шахматы. За последние годы в России появилось новое поколение родителей, широко использующих возможности Интернет и проявляющих огромный интерес к методикам раннего развития. Автор этих строк буквально завален письмами от молодых мам и пап с просьбами помочь приобрести тот или иной шахматный учебник (когда такое было?)
Наконец-то наступило время, когда на практике реализуются идеи В.А.Сухомлинского, который писал: "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы".
Не так давно вышел приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ", который целиком посвящён древней игре, и это одновременно является откликом на инновации, характерные для всего цивилизованного мира. Сегодня тема "Шахматы и система образования" в центре внимания общественности многих стран мира. В Международной шахматной федерации (ФИДЕ) усилил работу комитет "Шахматы в школах" ("Сhess in schools"), а 2005-й объявлен ФИДЕ годом "Шахмат в школе". С конструктивной инициативой выступили ведущие европейские страны, наметившие провести в начале 2006 года под эгидой Европейского шахматного союза "Международный Конгресс по шахматам в школах", по результатам которого планируется установить контур европейского стандарта преподавания шахмат. Работа на Конгрессе пройдёт по многим секциям: "Игра в шахматы и общество будущего", "Обучение шахматам в мультикультурном обществе", "Содержание и цели обучения шахматам в школах", "Положительный опыт преподавания шахмат", "Как учить шахматных учителей" и др.
Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не будет терять здесь лидирующие позиции. Этому в немало степени способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" и "Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года". К примеру, в Концепции модернизации отмечено: "Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей".
Полагаем, шахматы - в числе эффективных ресурсов для решения данных и многих других задач.
Одним из первых на рубеже XIX и XX веков аргументировал введение шахмат в школьную программу выдающийся немецкий гроссмейстер З.Тарраш. Но только в конце ХХ века практически одновременно в России, Испании, Швеции, Италии и других странах шахматы как учебный предмет постепенно стали занимать в системе образования должное место.
Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, внутренний план действий.
Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.
Идеальным инструментом для формирования умственных действий нам представляются шахматы. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Мы же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваем не столько шахматную партию как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Поэтому мы выдвигаем следующий тезис: шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения мы рассматриваем шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Базой для создания учебного курса стали теория доктора психологических наук П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования доктора психологических наук Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.
Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Что дать в первый год обучения? Сначала следует создать элементную базу, при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования умственных действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных нами дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач: 1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам; 2) решение большого количества дидактических заданий и проведение дидактических игр способствует формированию способности действовать в уме; 3) ученик, который решит продолжить обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования.
Теория П.Я.Гальперина реализуется нами с первых же занятий курса "Шахматы – школе". Для каждой из фигур разработаны по меньшей мере три вида упражнений: а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, играют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника, б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра, в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.
И ещё один архиважный момент. Противники внедрения шахматных уроков в урочную сетку обычно приводят очень и очень существенный аргумент – в шахматах один выигрывает, но второй проигрывает (не будем учитывать ничьи), а это серьёзный удар по психике проигравшего ребёнка. Мы с этим согласны, учитываем данное обстоятельство и нашли, как сделать урок шахмат здоровьесберегающим уроком. И это открывает перед шахматами в школе неплохие перспективы. По нашей системе учебный процесс первого года обучения планируется таким образом, чтобы в школьных классах и в дошкольных образовательных учреждениях не было проигравших детей. Это необычайно важно и позволяет стать шахматам в начальной школе по-настоящему здоровьесберегающим предметом! Ведь удаётся преодолеть казалось бы непреодолимое препятствие – поражения, из-за чего нередко не менее 50% учеников (чаще проигрывающих, чем выигрывающих) в каждом классе обычной (не ДЮСШ) школы без интереса относятся к предмету. Не вызывает сомнений, что шахматные уроки первого года обучения должны дарить ученикам только радость, давать лишь положительные эмоции! Для первого года обучения детей 5 – 10 лет распространенный тезис о том, что шахматные соревнования закаляют характер ребёнка, не более чем миф. Остаётся поражаться амбициям тех родителей, которые с ранних лет бросают малышей в горнило жёсткого и жестокого шахматного спорта.
Ещё раз акцентируем внимание – шахматы в школе должны быть здоровьесберегающим предметом, первый год – без проигравших. Как это происходит на практике, мы показали, например, во время телеэфиров на НТВ-Плюс 15-04-2005 и канале "Домашний" 29-06-2005, а также в учебных пособиях. Суть – в курсе обучения запланирована масштабная система мини-сеансов одновременной игры: учитель против учеников. Разыгрываются положения, изначально выигрышные для детей. Ребёнок выиграл, учитель проиграл, но и он в выигрыше, потому что научил! Шахматы без проигравших! Вот, что нужно для общеобразовательной школы. Вот ключ к решению проблемы.
Из этого отнюдь не следует, что наш подход – истина в последней инстанции. Это всего лишь один из множества целесообразных, и всё же на него обратило внимание Министерство образования РФ. В информационно-методическом письме начальника Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ М.Р.Леонтьевой "О преподавании в начальной школе" №577/11 от 10.06.94 было отмечено: "В настоящее время создан новый факультативный курс "Шахматы – школе" (авт. И.Г.Сухин). Шахматы – это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка – способности действовать в уме".
На первом этапе мы разработали систему таких дидактических заданий для детей 5-7 лет, реализованную в книгах "Приключения в Шахматной стране" (1991), "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos" (1992), диафильмах (1990-1992) и журнальной периодике. Затем новый блок заданий создали для малышей 2-5 лет: "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (1994) и "Шахматы для самых маленьких" (2000, 2001).
В 1993 году данный подход к шахматам был одобрен Министерством образования РФ, и нам было доверено создать шахматный учебный курс для начальной школы. Разработка его началась с приказа Минобразования РФ №325 от 30.07.93, послужившего основанием для постановки проекта "Шахматы детям" (пункт №62, шифр проекта 1.1.2). Основополагающим документом, регламентирующим работу российских школ, являются "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы". Именно в данном документе с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы, обеспеченные учебно-методическими комплектами "Шахматы, первый год" (куда вошли учебник для детей "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", пособие для учителей "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" и др.), "Шахматы, второй год" и, частично, "Шахматы, третий год". Все указанные программы, учебники и методические пособия получили гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ". В том числе и переизданное пособие для детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране" (2000, 2004).
Одна из обязанностей методистов перед обществом состоит в том, чтобы публиковать в Интернете свои наработки. Поэтому в июне 2001 года мы создали сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" http://suhin.narod.ru , на котором поместили министерские программы, статьи и большие фрагменты из книг. А в сентябре 2003 года для тех, кто осваивает в семье, в детском саду и в начальной школе учебный курс Минобразования РФ "Шахматы – школе" мы выложили в интерактивную среду методический сайт "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки" - http://chess555.narod.ru
Некоторые технологические приёмы первых шахматных занятий мы показали, например, на веб-страницах http://chess555.narod.ru/znaikaM3.htm и http://chess555.narod.ru/znaikaM5.htm
Благодаря нашей работе, шахматы в России с 1994 года официально стали школьным предметом по выбору. Надеемся, их удастся включить и в официальные программы для дошкольных учреждений, чтобы обеспечить преемственность в обучении. Особенно это актуально для так называемого "предшкольного образования". Тем более что шахматы продвигаются в систему образования и России, и зарубежных стран семимильными шагами.
С нормативно-правовой базой преподавания шахмат в российских общеобразовательных школах и программно-методическим материалом можно познакомиться на веб-странице http://chess555.narod.ru/cw9.htm.
Всё большее значение в современном обществе приобретает Интернет, и шахматные педагоги должны идти в ногу со временем. С 23 по 31 августа 2004 года в РФ прошёл предыдущий - V Всероссийский августовский Интернет-педсовет ("@П-2004"). Данное мероприятие, которое торжественно открыл Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, провели совместно Минобразования, Федеральное агентство по образованию, Фонд поддержки российского учительства, Федерация Интернет Образования при поддержке Российской академии образования. В связи с органичным внедрением шахмат в педагогическую сферу, чему способствовал Приказ Минобразования №2211, "@П-2004" стал для региональных министерств и шахматных федераций своеобразной проверкой готовности к решению поставленных задач. И следует сразу сказать - шахматы как учебный предмет на "@П-2004" были представлены лучше, чем другие предметы начальной школы. Отметим активное участие в мероприятии Шахматных федераций (и отдельных педагогов) Ульяновской области, Республики Татарстан, Сатки и Чукотки.
Теперь рассмотрим один из ключевых вопросов шахматного образования сегодняшнего дня, тем более что он тесно связан с одной из главных задач Интернет-педсовета-2005. Это вопрос подготовки и переподготовки кадров.
Итак, кто же должен преподавать шахматы в школах?
Реально, как в России, так и за рубежом, учителями шахмат в школах до сих пор повсеместно становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования и не знающие детской психологии. Сплошь и рядом они наспех объясняют детям азы древней игры, уже через несколько занятий начинают давать неоправданно сложный материал, поэтому ученики нередко теряют интерес к шахматам. Преподавать шахматы должны в первую очередь учителя начальных классов (или учителя-предметники), но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество.
Наш курс "Шахматы - школе" разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов, не умеющие играть в шахматы. При этом тезис "сначала учусь сам, затем учу школьников" особенно значим для сельских регионов, так как даёт в руки педагога инструмент, который в дальнейшем сделает будущего выпускника конкурентоспособным при поступлении в престижные вузы. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.
А сам кадровый вопрос постепенно решается благодаря созданной при Российском государственном социальном университете (РГСУ) кафедре "Педагогики и организации шахматной работы", а также плодотворной работе шахматных кафедр РГУФК и других вузов, инициативе региональных федераций.
Что делать дальше? Для продвижения шахмат в дошкольные образовательные учреждения и школы всем заинтересованным сторонам следует оперативно решить ряд важных вопросов:
 уделяя основное внимание школе, ни в коем не следует забывать два других существенных аспекта – дошкольные учреждения (и комплексы детский сад – школа) и семью (лекции, беседы с родителями, круглые столы и пр.); как показало наше Интернет-исследование, современное поколение родителей прекрасно осведомлено о пользе шахмат и ищет учреждения, в которых они преподаются;
 наилучший возраст обучения детей шахматным азам составляет 5-6 лет, поэтому следует шире внедрять шахматы в детские сады (так делается сейчас в Китае, и результаты налицо), а школьное преподавание желательно начинать с 1-го класса, чтобы, во-первых, не упустить наиболее благоприятного для развития ребёнка периода, а во-вторых, чтобы обеспечить преемственность в обучении детей (схема детский сад – школа);
 убедить директоров учебных заведений в том, что новый предмет не менее необходим, чем традиционные дисциплины – практика показывает, что когда за шахматы ратуют сами директора, то легко находятся ставки для педагогов и средства на учебники;
 существенно увеличить приём студентов на шахматные кафедры в вузы РФ (РГСУ, РГУФК и другие вузы) и продумать механизм, в соответствии с которым закончившие данные учебные заведения пошли бы преподавать именно в школы и ДОУ;
 организовать постоянно действующие краткосрочные курсы для переподготовки педагогических кадров для детских садов и общеобразовательных школ, в которые привлекались бы не столько шахматисты-разрядники, сколько учителя начальных классов, имеющие минимальную шахматную подготовку – только так кардинально можно решить кадровый вопрос, особенно это важно для сельских школ, которых в РФ две трети;
 максимально широко использовать возможности СМИ и авторитет выдающихся россиян, отдающих свой досуг шахматной игре;
 создать шахматный педагогический Интернет-совет по вопросам шахматного образования;
 информировать общественность обо всех мероприятиях, нацеленных на развитие шахматного образования.
Представляется целесообразным уделить внимание всем возрастным группам детей, а также родителям и педагогам. Предлагается как оптимальная следующая структура:
1. Шахматы и семья (родители и дети 3-16 лет).
2. Шахматы и дошкольные учебные заведения (воспитатели ДОУ и дети 3-6 лет).
3. Шахматы как школьный предмет в начальной школе (учителя и ученики 6-10 лет).
4. Шахматы как школьный предмет в 5-11 классах (учителя и ученики 10-16 лет).
5. Шахматный кружок в школе.
6. Школьный шахматный клуб.
7. Гроссмейстерские шахматные школы.
8. Системы подготовки и переподготовки кадров в отечественных вузах.
В полном объёме материалы о состоянии шахматного образования в РФ и в мире (а также массив конкретного методического материала) можно посмотреть на нашем сайте Шахматного всеобуча, который мы ведём по личной инициативе (без грантоподдержки) для того, чтобы поддержать региональных новаторов в их борьбе в местными органами образования - http://chess555.narod.ru

Литература и Интернет-ресурсы


Chess in schools chairman report 2002 by Nicola Palladino // 73rd FIDE Congress: Annex 34 - Committee on Chess in schools Report // http://www.fide.com/news.asp?id=340
Chess in schools committee chairman’s report // 74th FIDE Congress: Annex 24 - Committee on Chess in schools Report // http://www.fide.com/news.asp?id=344
International Congress on Chess at Schools. Under the auspices of the European Chess Union. The Netherlands, Spring 2005 // http://chess555.narod.ru/dutch1.htm
Sukhin I. Educational Course in Chess for Primary School: Informational Report // FIDE, 2005 - http://chess555.narod.ru/for4.htm
Sukhin I. La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos. – Academia Internacional de Ajedrez Kasparov. Escuela Internacional de Ajedrez Kasparov-Marcote. Associacion de Centros de Ensenanza Internacional Marcote, 1992 - http://chess555.narod.ru/for3.htm
Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // "Шахматы: наука, опыт, мастерство", под ред. Б.А.Злотника. - М.: Высшая школа, 1990, с. 42-43. // http://chess555.narod.ru/pol.htm
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: Том 1. - М.: АПН РСФСР, 1959, с.441-469.
Гершунский Б.С. Шахматы - школе будущего // Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика. - М.: Флинта: Наука, 2003, с.729.
Злотник Б.А. Испанский предмет: Сенат рекомендовал уроки шахмат // 64 – Шахматное обозрение, 1999, №8, с.48-49.
Илюмжинов К.Н. Роль шахмат в формировании интеллектуальной личности ХХI века // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". - Набережные Челны: Sundries LTD, с.6, 8.
Костьев А.Н. О высшем шахматном образовании в России XXI века // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". - Набережные Челны: Sundries LTD, с.93-97.
Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. - М., 1964, 264 с.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет. - М.: Новая школа, 1994 - http://chess555.narod.ru/volsh1.htm
Сухин И.Г. Гарри Поттер за шахматной доской. – М.: Шахматная неделя, 2003, №51, с.7.
Сухин И.Г. Где прячется шах? – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1990, №1, с. 22-23.
Сухин И.Г. Государственной важности дело // Шахматная неделя, №32, 2004, с.12-13. // http://chess555.narod.ru/cw10.htm
Сухин И.Г. Давайте знакомиться! – М.: Шахматная неделя, 2004, №2, с. 8-9.
Сухин И.Г. Доверяй, но проверяй. – М.: Шахматная неделя, 2004, №1, с.15; №3, с.15; №5, с.15; №8, с.12.
Сухин И.Г. Дорожки и лабиринты для детей. – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1989, №12, с. 27.
Сухин И.Г. Золотой ключик. – М.: Шахматная неделя, 2003, №47, с.7.
Сухин И.Г. Ещё раз о шахматном курсе в начальной школе. – М.: Начальная школа, 2003, №12, с. 107-109.
Сухин И.Г. И это не предел. – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1986, №18, с. 18.
Сухин И.Г. Информационно-методическое письмо о факультативном курсе для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, второй год". – М.: Начальная школа, 1995, №8, с. 60-65.
Сухин И.Г. Информационно-методическое письмо о факультативном курсе "Шахматы – школе". – М.: Начальная школа, 1998, №10, с. 42-46.
Сухин И.Г. Книга для мальчиков №19: Шахматы. Мат в 1 ход. – М.: АСТ, Астрель, 2004.
Сухин И.Г. Литература, шахматы, творчество. – М.: Педагогический калейдоскоп, 1995, №14, с. 15.
Сухин И.Г. О новом факультативном курсе "Шахматы, первый год" для учащихся трёхлетней и четырёхлетней начальной школы. – М.: Вестник образования, 1994, №9, с. 58-64.
Сухин И.Г. О факультативном курсе для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, второй год" (информационно-методическое письмо). – М.: Вестник образования, 1995, №12, с. 19-23.
Сухин И.Г. От методики к практике // Шахматная неделя, №49, 2003, с.7. // http://chess555.narod.ru/cw2.htm
Сухин И.Г. От сказки – к шахматам. – М.: Учительская газета, 1990, №46, с. 12.
Сухин И.Г. Первые шаги. – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1988, №15, с. 8, 15.
Сухин И.Г. Первый ход, или Шахматы - детям. – М.: Учительская газета, 2004, №46, с. 10 - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=7018.
Сухин И.Г. По выбору учащихся // Шахматная неделя, №24, 2004, с.12. // http://chess555.narod.ru/cw9.htm
Сухин И.Г. По следам "Белых ворон". – М.: Шахматная неделя, 2004, №7, с. 13.
Сухин И.Г. Придёт время поощрять лучших. – М.: Шахматная неделя, 2004, №4, с.9.
Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991 - http://chess555.narod.ru/pr.htm
Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Мурзилка, 1993, №6 – 1994, №6 (цикл публикаций).
Сухин И.Г. Программа факультативного курса для школы 1 – 3 и 1 – 4 "Шахматы – школе". Третий год обучения. – М.: Начальная школа, 1997, №10, с. 56-62.
Сухин И.Г. Программа факультативного курса для начальной школы "Шахматы, третий год". – М.: Вестник образования, 1998.
Сухин И.Г. Программа факультативного курса "Шахматы – школе". Третий год обучения. – М.: Образование, 1998, №4, с. 99-109.
Сухин И.Г. Программа факультативного курса "Шахматы, первый год". – М.: Начальная школа, 1994, №9, с. 51-55.
Сухин И.Г. Тайны шахматных клеток. – М.: Начальная школа (Приложение к газете "Первое сентября"), 1999, №24, с. 5-14.
Сухин И.Г. Тематика курса "Шахматы, второй год". – М.: Вестник образования, 1995, №12, с. 23-30.
Сухин И.Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. - М.: Астрель, АСТ, 2001 - http://chess555.narod.ru/komb1000.htm
Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране: Занимательное пособие для родителей и детей. - М.: Поматур, 2000 - http://chess555.narod.ru/upr.htm
Сухин И.Г. Факультативный курс "Шахматы – школе" /в "Программах общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3)". – M.: Просвещение, 1998, с. 321-345.
Сухин И.Г. Факультативный курс "Шахматы – школе" // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4)". – M.: Просвещение, 2002, часть вторая, с. 370 – 392.
Сухин И.Г. Чего нам не хватает. – М.: Шахматы в СССР, 1990, №3, с. 35.
Сухин И.Г. Шахматный дебют. Первый в России шахматный учебник для первоклассников. – М.: Педагогический калейдоскоп, 1998, №43-44, с. 6.
Сухин И.Г. Шахматный курс в начальной школе: история становления // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". – Набережные Челны: Sundries LTD, с.150-154.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для первого класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1. - Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2. - Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. - Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Рекомендовано Министерством образования РФ - http://chess555.narod.ru/1pos.htm
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для второго класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 2003. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: Часть 1. - Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2004. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Кишинёв: Лумина, 1978, с.132.
Тимофеев А.А. Уроки шахмат в начальной школе. - М.: Департамент образования г. Москвы, Школа-лаборатория №825, 2003.
Франклин Б. Нравственность игры в шахматы // Избранные произведения. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956, с.569 // http://chess555.narod.ru/z_franklin.htm
Шахматы - школе // Сост. Б.С.Гершунский, А.Н.Костьев. - М.: Педагогика, 1991.

Данный доклад размещён на странице http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347


Примечание: более полный список книг и журнальных публикаций приведён на веб-странице - http://chess555.narod.ru/books.htm
Виталий Александрович ( Пользователь )
Игорь Георгиевич!
Материал очень интересен. Чувствуется глубокое знание дела. Позвольте высказать просьбу. Выскажите, пожалуйста, свое мнение о тестировании, которое необходимо проводить для "объективной" оценки знаний и умений. В том числе - и в шахматах.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Виталий Александрович @ Nov 18 2005, 10:44 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Игорь Георгиевич! Материал очень интересен. Чувствуется глубокое знание дела. Позвольте высказать просьбу. Выскажите, пожалуйста, свое мнение о тестировании, которое необходимо проводить для "объективной" оценки знаний и умений. В том числе - и в шахматах.

Хороший вопрос, Виталий Александрович! Шахматы как учебный предмет (предмет по выбору и факультатив) - ещё очень и очень молоды. В последние годы мы можем видеть, какие жаркие споры идут по самым различным аспектам даже по базовым (уж казалось бы отработанным до мелочей) предметам. На форумах ИП-2005 уже было немало реплик по затронутой Вами тематике. Если брать глобально, то мир постепенно отходит от тестирования, а в РФ "ЯГА" только что пришла и интенсивно кем-то внедряется. Тут много подводных камней. Один из них таков: Мировой Банк даёт системе российского образования деньки, которые она должна отрабатывать. И никого не волнует - хорошо это или плохо. О тестировании написаны уже тонны макулатуры… С тестированием я впервые познакомился лет 30 назад (а может и меньше), прочитав Айзенка, чьи задания мне очень тогда понравились… Сам я не разрабатывал тестирующих шахматных материалов (вряд ли к ним можно отнести мою тетрадь "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ" - http://chess555.narod.ru/1samos.htm ), но написал, например, специфическую книгу "Занимательные литературные кроссворд-тесты", а в книге "Литературные викторины в начальной школе" у меня есть специальный раздел литературных тестов - http://suhin.narod.ru/retz1.htm
Тестирование - целый клубок и ворох проблем. Если Вас интересуют конкретные тесты, по которым реально в некоторых отечественных экспериментах тестировались ученики начальной школы, посещающие уроки шахмат, то напишите мне по мейлу, и я сообщу, где их можно достать.
Владимир Евреинов ( Пользователь )
Уважаемый Игорь Георгиевич!
Кто о чём, а я опять придираюсь к языку, точнее, к формулировке темы доклада:
"Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе".
, на которую наткнулся случайно. Не лучше ли, не проще ли и, следовательно, не понятнее ли сформулировать тему доклада хотя бы так:
"Шахматы - учебный предмет в начальной школе, сохраняющий здоровье учеников". Или получше: "Обучение шахматам в начальной школе и проблемы сохранения здоровья учеников".
Убежден, что Вы сами в состоянии придумать совсем хорошие варианты названия Вашего содержательного доклада. А слово "здоровьесберегающий" режет и глаз, и ухо, и даже машина его подчеркивает, подвергая тем самым сомнению его право на существование. Не будем же давать лишний повод утверждать, что педагогика и бюрократия слишком часто становятся почти синонимами.
Искренне Ваш,
В.Евреинов
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Евреинов Владимир Игоревич @ 05.01.2008, 18:42) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Игорь Георгиевич!
Кто о чём, а я опять придираюсь к языку, точнее, к формулировке темы доклада:
"Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе".
, на которую наткнулся случайно. Не лучше ли, не проще ли и, следовательно, не понятнее ли сформулировать тему доклада хотя бы так:
"Шахматы - учебный предмет в начальной школе, сохраняющий здоровье учеников". Или получше: "Обучение шахматам в начальной школе и проблемы сохранения здоровья учеников".
Убежден, что Вы сами в состоянии придумать совсем хорошие варианты названия Вашего содержательного доклада. А слово "здоровьесберегающий" режет и глаз, и ухо, и даже машина его подчеркивает, подвергая тем самым сомнению его право на существование. Не будем же давать лишний повод утверждать, что педагогика и бюрократия слишком часто становятся почти синонимами.
Искренне Ваш,
В.Евреинов

Нет возражений, Владимир Игоревич!
С уважением, ИГС.
Владимир Евреинов ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 07.01.2008, 18:17) <{POST_SNAPBACK}>
Нет возражений, Владимир Игоревич!
С уважением, ИГС.


СПАСИБО!
В.Евреинов
Игорь Сухин ( Пользователь )
Цитата (Евреинов Владимир Игоревич, 05.01.2008, 18:42) <{POST_SNAPBACK}>
... А слово "здоровьесберегающий" режет и глаз, и ухо, и даже машина его подчеркивает, подвергая тем самым сомнению его право на существование...
Искренне Ваш,
В.Евреинов

Согласен, но, увы, шипяще-свистящее слово "здоровьесберегающий" упрямо вошло в обиход.
Владислав ( Пользователь )
Сегодня в Доме Учителя на 13х Соловейчиковских чтениях давал открытый урок Шалва Амонашвили.
Под конец пошли вопросы. Я из зала спросил: "Как Вы относитесь к шахматам в школе. Что лучше факультатив или уроки? Акустика и расстояние испортили запись диктофона. Но ответ был категоричным: польза громадная, у него есть наработки в этом, и обязательно урок!
Позже мне удалось протиснуться ближе, вплотную и вот запись практически дословно:
Вл. Юр.- "Идет спор, разрешать ли детишкам в первых классах проводить соревнования - турниры по шахматами шашкам или только уроки? Ваше мнение на эту тему, на счёт турниров?
Шалва Амонашвили - "В стране можно проводить соревнования, по шахматам детям 3х лет, потому что оказывается есть дети, которые действительно увлечены этим. Я видел 3х летнего мальчика, который играл изумительно в шахматы. Если таким детям можно проводить соревнования, и в классе тоже, в виде игры, пробовать свои силы, кто лучший шахматист и т.д. можно проводить.
Вл. Юр.- "Значит Вы не против категорично, не против турниров?
Шалва Амонашвили - "Лишь бы это не вызывало потом раздражения и противостояния"
Вл. Юр. -"Спасибо. Спасибо."
Великий учитель, профессор, руководитель лаборатории "ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ", академик РАО снял тревогу в душе! Ведь я делаю ставку на самообучение в турнира по особой методике.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (И.Г.Сухин, 03.10.2005, 20:47) <{POST_SNAPBACK}>
Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, г. Москва. E-mail: suhin_i@mail.ru Сайты: http://suhin.narod.ru и

Скажите, Игорь, а какую пользу, кроме получения Вами зарплаты, приносят Ваши доклады?
Шахматные клубы в российских школах и без них организовывались ещё 100 лет назад. (Может и раньше)
И обычно никакой инициативы сверху для этого не требовалось.
Просто собирались любители играть в шахматы. Проводили турнир. Сразу выделялись лидеры, тренеры и т.д. и т.п.
При наличии действительно серъёзного лидера, клуб развивался и процветал. Иногда получал гос. поддержку.
Но выживал и без неё.
Благо, доски с фигурами стоили не дорого и книги всегда были в библиотеке.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Шишкалов, 14.02.2011, 22:26) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, Игорь, а какую пользу, кроме получения Вами зарплаты, приносят Ваши доклады?


Только сейчас я увидел этот удивительный вопрос. При чём здесь зарплата? Вы полагаете, что за этот доклад я получил деньги? Смешно. Мне интересна сама тема, мне интересны горящие глаза детей 4-6 лет, которые посещают мои шахматные занятия. Мне приятны отзывы родителей, которые прочитали мои книги. Разве этого мало?
Очень странный вопрос...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+