Личный кабинет

Переделкино, или как организовать Праздник Последнего Звонка

Андрей Лукутин ( Пользователь )
Начну несерьезную тему.
Предлагаю коллегам первую часть моей методчки по организации самого весеннего школьного праздника.
Сценарии можно приложить.

Андрей Лукутин
ПЕРЕДЕЛКИНО, ИЛИ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРАЗДНИК
«ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Показания к применению………………………………………
Вместо предисловия………………………………………………..
Задача с десятью неизвестными……………………………….
1. Заинтересовать, увлечь, приобщить
2. Определиться с талантами
3. Выбрать форму проведения
4. Написать сценарный план
5. Сделать декорации и подобрать реквизит
6. Озвучить зал и записать музыкальную фонограмму
7. Репетировать, репетировать, репетировать
8. Оформить школу
9. Приобрести подарки, сделать пригласительные и программки
10. Сыграть единственную премьеру


Глава II. Варианты сценариев праздника «Последнего звонка»
1. Сценарное решение «Последнего звонка» 1997 года.
2. Сценарное решение «Последнего звонка» 1999 года.
3. Сценарное решение «Последнего звонка» 2001 года.
4. Сценарное решение «Последнего звонка» 2002 года.

Глава III. Переделкино. Стихи и песни «Последнего звонка».



Своим любимым и талантливым выпускникам
посвящаю.



«Как пройдет «Последний Звонок»,
так пройдут и экзамены».
Школьная примета.

Глава I. ПОКАЗНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ.

1. Вместо предисловия.

Пособие, которое Вы держите в руках, отнюдь не настольное пособие «по производству праздничной атмосферы» на главном весеннем празднике всех выпускников нашей страны. Оно также не рассчитана и на массового читателя. Многое из того, о чем здесь говориться, и не должно (до поры, до времени) быть известно Вашим ученикам и коллегам. Иначе результат, которого Вы хотите добиться, а именно – поразить, удивить, взволновать, потрясти и.т.п. – останется нелепым и слишком обыденным.
Это пособие для людей творческих, коих так много в наших школах. Тех, кто работает не для галочки или благодарности со стороны своих коллег и администрации. Кто считает, что Праздник в школе ничуть не менее значителен, чем стройная система преподавания, лекции, спецкурсы, семинары и подготовка в ВУЗ. Тех, кто приветствует теплые отношения, искренность и осуществление наших надежд. Всего того, чего мы ожидаем от Праздника.
А как известно Праздники бывают разные. Любой из них может оказаться явлением в нашей жизни или же стать скучным исполнением чьей-то воли. Праздник – это крик души, творение, состояние эйфории. Но согласитесь, что это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей или чьей-либо деятельностью. Мы его ожидаем, переживаем, вспоминаем. К Празднику, тем более к общему, мы готовимся не только организационно, но и эмоционально. И если Вы хотите, чтобы он оставил только приятные воспоминания, приподнятое настроение должно быть у всех его участников еще до его начала. Ведь в зависимости от настроения даже сценические казусы можно свести к уровню импровизации.
Это не просто сборник готовых сценариев и текстов песен Праздника «Последнего Звонка». В ней Вы найдете советы и рекомендации по работе над сценарием, декорациями и реквизитом, светом, звуком, без использования которых современный Праздник представить сложно. Кроме того, рассматриваются некоторые аспекты по проведения репетиций, оформления школы, выбора подарков учителям и выпускникам и.т.п.
N.B. У каждой школы существуют свои традиции проведения »Последнего Звонка». Поэтому то, что здесь написано не следует воспринимать как обязательное руководство к воспроизводству. Тот, кто по долгу службы или по личной инициативе готовит для выпускников «Последний Звонок» правильно воспримет готовый сценарий, внесет в него свои идеи и свое видение. Задача этого пособия поделиться «технологиями» на примере уже сделанного.
Буду рад, если опыт в организации самого лирического школьного праздника пригодится моим коллегам, людям самой Великой и нужной профессии на Земле.

 Все сценарные решения - это воплощенные в жизнь и поставленные на сцене школы №666 , в которой я имею честь работать, праздники «Последнего Звонка» разных лет. Имена учителей, учеников, родителей, гостей реальные.
 В сценариях будут встречаться «лирические отступления» (комментарии), необходимые для пояснения действия и драматической линии праздника. Они не обязательны для повторения, но некоторые моменты следует учитывать. Они будут специально выделены курсивом.


2. ЗАДАЧА С ДЕСЯТЬЮ ИЗВЕСТНЫМИ

Как организовать «Последний Звонок» как общешкольный праздник? Не торжественное мероприятие, обязательное для проведения в последние дни мая месяца, а Праздник Выпускников?
На наш взгляд, для создания интересного и оригинального «Последнего Звонка» необходимо решить как минимум 10 задач. Назовем их задачами с десятью известными:
1. Заинтересовать, увлечь, приобщить;
2. Определиться с талантами;
3. Выбрать форму проведения;
4. Написать сценарный план;
5. Сделать декорации, подобрать реквизит и костюмы;
6. Озвучить зал и записать музыкальную фонограмму;
7. Репетировать, репетировать, репетировать;
8. Оформить школу;
9. Приобрести подарки, сделать пригласительные билеты и программки;
10. Сыграть единственную премьеру.
Порядок решения этих задач, в зависимости от специфики Вашей школы может меняться. К примеру, приобрести подарки учителям и выпускникам можно уже в сентябре, а оформление школы перенести на последнюю неделю перед Праздником. Также можно решать несколько задач одновременно (сделать декорации и записать фонограмму в промежутках между репетициями). Важно правильно распределить обязанности и учитывать временной фактор.
Кстати, о времени. Не будем утверждать, что готовиться к «Последнему Звонку» мы начинаем 1 сентября. Это не так. Непосредственная подготовка ведется, начиная со второй четверти учебного года. Этого времени оказывается достаточно. Конечно, если вы хотите, чтобы у Вас получился настоящий »Последний Звонок». Но решением первой задачи мы начинаем заниматься задолго до начала учебного года, когда будущие 11-класники учатся в еще 10 классе. Ведь являясь самым романтичным школьным Праздником, он представляет собой действие строго технологическое, подготовленное, отрепетированное, сделанное от «а» до «я». Поэтому в школах, где «Последний Звонок» является важным мероприятием, помимо репетиций праздничной программы необходимо продумать и многое другое.
Прежде чем браться за организацию и постановку Праздника «Последнего Звонка» необходимо критически оценить свои возможности и желание Ваших выпускников. Как трудно, а порой невозможно организовать Праздник, когда он «никому не нужен» и не вызывает в сердцах ничего, кроме апатии. Когда любые Ваши поручения и наставления, замыслы и проекты рушатся от нежелания и равнодушного отношения.

3. Задача номер раз.
Заинтересовать, увлечь, приобщить.

Сразу всех не получится! Не стоит заставлять человека делать то, к чему у него душа не лежит. Ну не хочет Он или Она выступать на сцене перед большим числом зрителей (тем более своих мам и пап)! Стесняется, считает, что будет глупо выглядеть. Да просто не любит театральных представлений! Но Вы то знаете (знаете, знаете…), что в свободное от уроков время Он или Она рисует прекрасные натюрморты, моделирует и шьет себе одежду, может вслепую собрать компьютер Pentium 4 из консервных банок и отлично разбирается технике. И пусть Он или Она не умеют читать стихи или петь песни, танцевать или играть на арфе. Успех «Последнего Звонка», как общешкольного Праздника во многом(!) зависит не только от игры актеров на сцене, а от суммарной деятельности художников, декораторов, гримеров, звукорежиссеров и.т.п. Только соединив все звенья творческой цепи можно добиться цели, а значит и исполнения желаний!
В школах есть традиция, когда 10-классники на Празднике «Последнего Звонка» поздравляют выпускников. Очень правильная традиция! Они принимают своеобразную школьную эстафету, ведь в следующем году они будут «хозяевами» школы». К сожалению, специфика нашего зала (он очень маленький) не позволяет присутствие всех десятиклассников. Но мы обязательно приглашаем по несколько человек из будущих 11 классов. Цель приглашения – показать, что можно сделать за год. Если постараться. Во многом будущий «Последний Звонок» зависит от того, как пройдет настоящий. И поверьте на слово - из года в год разговор о «Последнем Звонке» следующего года начинался сразу же после окончания Праздника сегодняшнего.

Задача номер два.
Определиться с талантами.

Прежде чем приступать к выбору формы и написанию сценария «Последнего Звонка», следует определить, какими талантами обладают Ваши выпускники. При подготовке Праздника Вам будут крайне необходимы:
• талантливые художники, которые придумают и нарисуют эскизы декораций, пригласительные билеты, программки, оформят выпускную газету;
• талантливые костюмеры и гримеры, которые создадут неподражаемые костюмы и превратят обыкновенного ученика или ученицу 11 класса в Джеймса Бонда или Василису Прекрасную;
• талантливые столяры, плотники, бутафоры, которые по эскизам художников сделают декорации и бутафорию не хуже Бориса Краснова;
• талантливые звукорежиссеры, которые запишут и сведут музыкальную фонограмму, а во время Праздника будут регулировать звук;
• талантливые компьютерщики, которые используют информационные технологии для упрощения работы с текстом, звуком, светом
Да, неужели, спросите Вы, возможно, найти столько талантов в выпускных классах? Возможно! Надо только поискать. Ну а если нет, то обратитесь к своим коллегам-учителям. Я думаю, что учитель изобразительного искусства не откажется помочь выпускникам в рисовании, а учитель труда «подсобит» в сборке декораций. В школах, где есть свой радиоузел, существует и человек, ответственный за него. Вот Вам и звукорежиссер. Учитель информатики и вычислительной техники с удовольствием предоставит Вам компьютер для печатания сценария, записи фонограммы, создания эскизов и пригласительных билетов. С костюмами помогут родители выпускников, а роль гримера возьмет на себя любая особа прекрасной половины человечества.
В нашей школе несколько последних лет существует творческая «команда», которая работает над главным школьным праздником. Она состоит и из учителей и выпускников школы, которые всегда отзывались на наши призывы. Может быть и среди Ваших выпускников найдутся такие? Несомненно!!! Надо только поискать.
Теперь о талантливых артистах. Вечный вопрос при подготовке «Последнего Звонка»: «Что важнее – детская самодеятельность или соблюдение законов сценического жанра?». Лично мы отдаем предпочтение второму, но стараемся обеспечить это за счет первого. Ведь Праздник «Последнего Звонка» в отличие от сборных (по номеру от класса) концертов на 8 марта, Новый год, День Учителя и.т.п. не просто проводится, а ставится и играется. «Последний Звонок» является своеобразным «бенефисом» выпускников. А для хорошего бенефиса нужны хорошие артисты. Или просто артисты, которых Вы научите азам сценического искусства. Этого будет достаточно, чтобы поставить несложное театральное действие ( Несложное? Это как поставить!). Поэтому при выборе формы (о ней ниже) Праздника следует учитывать также артистический потенциал Ваших выпускников. Ведь не попросите же Вы спеть со сцены песню ученика, который не попадает в восемь нот из семи! Нет, Вы можете попросить или настоять, чтобы именно он спел. И он споет, но… И не рассчитывайте, что отсутствие у него голоса, слуха, чувства ритма и.т.п. Вы сможете списать на его детскую непосредственность и отделаетесь отговоркой: «Ну, он же не артист!». Для зрителей в зале, а тем более его мамы и папы эти три минуты, которые длится песня, покажутся мучительно долгими… Не стоит выставлять ребенка в неприглядном виде!
Прежде чем начинать писать сценарий выясните есть ли у Вас - поющие, танцующие, играющие на музыкальных инструментах или бьющие степ. Сначала расспросите ребят, а затем проверьте. И дайте им понять, что все это Вы делаете не из-за недоверия к их таланту, а лишь для познания его границ! Проведите «прослушивание» или обратитесь к учителю по музыке, попросите почитать стихи или сыграть на гитаре. Они будут стесняться, даже отказываться. Не давите, а убеждайте и еще раз убеждайте. Часто случается так, что самые «тихие и забитые» оказываются самыми перспективными!
Проведя таким образом, «разведку боем», Вы будете знать на какие артистические возможности Ваших выпускников можно рассчитывать. Но учитывайте, что уже во время репетиций таланты Ваших детей могут или раскрыться или…Поддерживайте в них заинтересованность творчеством! В ней половина успеха!!!
Талантами школа не обижена?! Можно приступать к выбору формы «Последнего Звонка».

Выбрать форму проведения.

Следующим этапом организации «Последнего Звонка» можно считать выбор формы проведения самого Праздника. Именно форма и идея во многом определит каким он будет: пафосным, ироничным, грустным, веселым, официальным, раскрепощенным и.т.п. От формы проведения в первую очередь зависит необходимость писать речи, стихи, переделывать песни, записывать качественную фонограмму, выставлять свет, украшать зал и так далее. Поэтому выбор формы проведения всегда предшествует написанию сценарного плана и созданию декораций.
Какие же существуют формы проведения «Последнего Звонка»? На сегодняшний день их пять. Они очень подробно рассмотрены в замечательной книге (очень рекомендую прочитать – АЛ.) моего костромского коллеги-учителя Сергея Афанасьева. Поэтому я их просто перечислю, а подробно остановлюсь только на одной :
• Торжественная линейка;
• Торжественное собрание;
• Праздничный торжественный концерт;
• Праздничная шоу-программа;
• Праздничное кафе.
Первые две формы, я думаю (но не уверен - АЛ.), уже ушли в прошлое вместе с нашим прошлым. А вот последние три используются повсеместно с добавлением своих задумок и сценарных ходов, технических новшеств и эклектики. Но формы от этого не меняются.
От чего может зависеть выбор формы проведения Праздника «Последнего Звонка»? Исключительно от потенциала и фантазии. Под первым понимается и творческий, и технический потенциал. Сложно себе представить, что при отсутствии в школе элементарного музыкально-технического и светового оборудования возможна постановка шоу-программы (спектакля) с элементами мюзикла. Сама форма проведения данного действия подразумевает под собой наличие аудио или CD-проигрывателя, микрофонов, микшерского пульта, усилителя и мониторов, света, а также умения петь, танцевать, правильно двигаться по сцене и.т.п. В противном случае мюзикл из феерии превращается в мало привлекательное невразумительное действие.
Я хочу остановиться на самой популярной в последнее время форме проведения «Последнего Звонка», которая называется «праздничная шоу-программа». Именно в этой форме проводились и проводятся «Последние Звонки» в нашей школе. И это не случайно.
Единого мнения, что такое «шоу-программа» не существует, поэтому есть возможность вложить в это понятие свой смысл неимоверно обширен. Эта форма приживается в тех школах, где учителя и их ученики не боятся быть озорными, раскрепощенными, веселыми и в то же время серьезно подходят к подготовке Праздника. Шоу-программа наименее консервативна и каждый год она может предстать перед зрителями в новой вариации.
Шоу-программой «Последнего Звонка» можно назвать как простые, веселые выступления учеников и учителей, не связанные единым сюжетом, так и сложные спектакли со сквозной линией, меняющимися декорациями, красочными костюмами, ролевыми диалогами. Единственное условие – всё действие должно быть связано с темой дня – завершением выпускниками школы и прощанием с беззаботным детством.
Идей для проведения шоу-программы «Последнего Звонка» нескончаемое количество:
• Путешествие;
• Сказка;
• Музей;
• Роман, рассказ, повесть, поэма;
• Кинофильм или мультфильм;
• Телевизионное шоу-программа и.т.п.
Примером «простого» выступления выпускников с набором веселых и лирических песен, сценок, превращений может послужить «Последний Звонок» - «В классе только девушки и не только», который проходил в нашей школе в 1999 году.
В 1997 году для создания «Последнего Звонка» под заглавием «Под знаком школы 666», мы использовали в качестве связующего звена бессмертный блокбастер «Семнадцать мгновений весны».
В 2001 году замахнулись и с успехом поставили спектакль «Воспоминания о мастере» на сюжет гениального произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
А в 2002 году написали оригинальный сценарий «Есть только миг, или школьный романс», сделав главными действующими лицами основоположников русского театра Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Представленный Вам сценарий 2003 года разработан на основе гоголевского «Ревизора».
Какова бы ни была идея «Последнего Звонка», выбор формы – это третья задача, которую Вам предстоит решить на долгом, но очень увлекательном пути подготовки Праздника.
С формой определились? Переходим к задаче номер четыре. Будем творить сценарный план.

Написать сценарный план «Последнего Звонка».

Сколько раз великий русский писатель Лев Николаевич Толстой переписывал «Войну и мир»? Раз шесть или семь? Многим один раз прочитать роман не под силу, а тут переписывать!!! Безусловно, я не собираюсь (что Вы, что Вы!) сравнивать написание «Последнего Звонка» и классического произведения мировой литературы. Я говорю о подходе к изложению полета Вашей фантазии на бумаге. «Что написано пером, не вырубишь топором» - говорит нам русская пословица. И еще. «Слово не воробей, поймают – вылетишь!» Так что приступая к составлению сценарного плана необходимо определить:
• аудиторию;
• состав исполнителей;
• время и место проведения;
• технические и материальные возможности воплощения Вашего замысла;
• организационные требования.

Аудитория
Кто будет присутствовать на Празднике «Последнего Звонка»? Учителя школы, которые учили выпускников с первого по 11 класс, родители (родственники) выпускников, приглашенные (и не приглашенные!!!) гости школы, выпускники разных лет (как им отказать!), десятиклассники и первоклассники. Возраст и психология восприятия от 7 лет и выше. Плюс разный род занятий. Разрабатывая сценарный план «Последнего Звонка» надо учитывать, что одни и те же сценки, шутки, репризы и.т.п. будут восприниматься по-разному.
В первую очередь это относится к учителям. Признаемся, коллеги, что обидеть нас ничего не стоит. Учителя очень ранимые люди. Надо постараться сделать так, чтобы добрая ирония, которая обязательно будет присутствовать в выступлениях выпускников ни в коем случае не перерастала в сарказм. Подчеркиваю я это потому, что воочию видел выступления, которые из романтического Праздника одиннадцатиклассников превращались в прямые издевательства над своими наставниками. И я бы не стал винить в этом исключительно выпускников. Отмщение за «несправедливую» двойку, чрезмерное желание рассмешить зал счет таких «шуток» часто ведут к «детским перегибам». Главная вина за то, что обидели человека будет на том, кто не пресёк фривольности, допущенные выпускниками. Потом будет очень стыдно и может привести к серьезному конфликту. Поэтому весело, но не грубо!!!
Второе. В сценарии постарайтесь избегать реприз, понятных только N - количеству людей, сидящих в зале. Они должны быть, но в меру. Смешной случай, произошедший на уроке и известный только учителю и классу может «не пройти» или вызвать недоумение.
Третье. Желательно включать в сценарный план «работу со зрителем». Только профессиональные артисты и очень содержательный материал смогут «удержать зал» в полном внимании. В противном случае, полуторачасовое неподвижное сидение сильно смажет хорошее впечатление от спектакля.
Четвертое. Не забудьте о папах и мамах выпускников. Им будет приятно услышать со сцены добрые слова в их адрес. А самое лучшее приобщить самых активных родителей к самому действию. Эффект впечатляющий!!!
Пятое. Актовый зал должен быть полон. Эффект аншлага известен всем. А главное доставит дополнительную радость выступающим!!!
2. Состав исполнителей.
Состав исполнителей шоу-программы «Последнего Звонка» подбирается в зависимости от целей, которые Вы ставите перед собой:
• хотите, чтобы в Праздничном концерте приняли участие все выпускники школы вне зависимости от умения и хотения;
• желаете, чтобы в концерте выступили те, кто обладает хоть какими-нибудь сценическими способностями;
• специально отбираете из выпускников наиболее одаренных в творческом отношении детей;
• считаете, что способны из любого человека сделать Иннокентия Смоктуновского и Наталью Гундареву.
А лучше всего создать такую сценическую труппу, где «все» будут играть главные роли. Такого быть не может, скажет кто-то! Есть главные, а есть второстепенные роли. Безусловно! Но дело не в том, кто больше проводит времени на сцене, читает основной текст, поет заглавные и заключительные песни. Надо создать такую атмосферу на сценической площадке (а прежде прописать в сценарном плане), где каждый будет ощущать себя большой частицей единого и цельного действия. Конечно, петь должен тот, у кого это получается лучше других, а танцевать тот, кто имеет чувство ритма. Постарайтесь никого не обидеть никого из выпускников (сложно, но можно!). Помните, что это их Праздник.

3. Время и место проведения.
Создание сценарного плана зависит от времени и места проведения Праздника. Особенно от последнего. «Последние Звонки» в большинстве школ проводятся поздним утром (между 10 и 14 часами). И как правило в последний день четвертой учебной четверти (23-26 мая). Накануне, желательно, не устраивать генеральную репетицию. Дайте ребяткам отдохнуть. Провести «генералку» лучше за 2 дня до спектакля. Не стоит проводить Праздник «Последнего Звонка» вечером. Это не рационально. Вторую половину дня выпускники могут провести на природе или съездить на экскурсию.
Местом проведения «Последнего Звонка» по традиции является актовый зал школы. Он более всего приспособлен по своим техническим и эстетическим параметрам для театрального действия. Подойдет и спортивный. Гипотетически возможно сыграть Шекспира, расположив Джульетту на баскетбольном кольце, а Ромео, поставив в футбольные ворота. Но только гипотетически… Следует учитывать атмосферу помещения.
4. Технические и материальные возможности воплощения Вашего замысла.
Под техническими возможностями понимается наличие в вашем школьном арсенале муз – свето – техно – инфо аппаратуры. Начинать составлять сценарный план без учета технических возможностей не предусмотрительно. Не стоит рассчитывать на хорошее звучание фонограммы (да и стоит ли ее записывать вообще?) без более или менее нормальной музыкальной техники. «Поиграть» светом при отсутствии элементарных световых пушек также затруднительно, как и напечатать красивые пригласительные билеты без компьютера (правда, можно нарисовать). Остается использовать фортепьяно, акустические гитары, бубны и.т.п. А из светового оборудования придется довольствоваться так называемым «дискотечным светом» с мигалками, вертушками, стробоскопами и.т.д.
Не менее важны материальные возможности воплощения Ваших замыслов. На все требуются деньги. Я исключаю из материальных затрат расходы на подарки учителям и школе, а также цветы – это святое. В зависимости оттого, что Вы задумали, Вам, как минимум, придется приобрести: краску разных цветов для декораций, материал для костюмов (или арендовать), лампочки, коммутирующие кабели, полотна ватмана, ксероксную бумагу, картон, реквизит к спектаклю и прочее. Не забудьте про выпускные фотографии, которые стоят сейчас не малых денег, расходы на выпускные костюмы и платья, «выпускной стол», а также оплату работы тех, кто не имеет отношение к школе, но работает над осуществлением Ваших планов.
Практически всегда материальный груз ложится на родителей. Если школа имеет спонсоров или сама оплатит все расходы – честь ей и хвала. Но такой расклад скорее исключение из правил. Не каждая семья сможет позволить себе выложить кругленькую сумму даже один раз за 11 лет.
Поэтому, прежде чем приступать к написанию сценарного плана необходимо связаться с классными руководителями выпускных классов, которые проведут организационные родительские собрания. Только после них Вы узнаете какой материальной базой Вы владеете. На нее и рассчитывайте.
5. Организационные требования.
Мечтой каждого руководителя образовательного (и не только) учреждения является наличие в его коллективе волшебника. Попросил и свершилось. Но это только мечты. Любое дело нуждается в организаторе, который сумеет воплотить намеченное в жизнь. И дай Бог, чтобы он был человеком талантливым, без суеты и проволочек построившим работу. Кто является организатором Праздника «Последнего Звонка»? В преобладающем числе случаев главным инициатором и руководителем подготовки к «Последнему Звонку» является человек, чья должность называется «заместитель директора по воспитательной работе». Часто организаторами Праздника выступают: классный руководитель, сами выпускники и родители. Главное не попасть в ситуацию, когда юбиляр сам себе готовит поздравление и покупает подарки.
Задача постановщика - организатора, в общем главного режиссера Праздника на первом этапе подготовки правильно распределить обязанности. Не раздать, а распределить с учетом умения каждого! И пусть этот человек не говорит прощальные слова школе, не выходит на сцену и часто остается в тени славы своих артистов. Но у него есть одно великое преимущество – он знает и видит все действие целиком, выстраивает его драматург, сводит в единое целое различные эпизоды спектакля. Ведь праздничную постановку делают успешной все, а не каждый номер в отдельности.
А стоит ли вообще включать так много взрослых в процесс постановки «детского» Праздника? Не станут ли выпускники послушными исполнителями наших гениальных замыслов, которые могут быть далеки от их желаний? А не дать ли им свободу действия в выборе формы, написания текстов, постановки танцев и мизансцен? Не надо отнимать у них свободу выбора (Конституция запрещает!). Но смогут ли они организовать все так, чтобы потом на Празднике не было мучительно больно за бесцельно проведенное время? Не смогут! И говорю я это не в упрек выпускникам. Среди них есть очень талантливые и трудолюбивые дети. Они очень хотят, чтобы Праздник получился веселым или грустным, чтобы он запомнился им и зрителям навсегда. Но они, в отличие от нас, мало себе представляю технологию «производства». И получаются сорванные репетиции, грубые или нелепые тексты, отсутствие связок между номерами, сумбур в речи. И в результате - выпускной Праздник превращается в самое сильное разочарование в своих силах. Поддержите их. Не навязывайте идеи, а помогите их воплотить.
Между идеей и написанным сценарным планом прошло какое-то время. Он написан с учетом всех Ваших возможностей и претерпел множество правок и изменений. Чему он посвящен? Сюжетов море, можно утонуть. Подобраны артисты на роли, можно проводить первую читку и начинать репетиции. Но прежде давайте «оденем» сцену нашего театра.

Задача номер пять.
Сделать декорации и подобрать реквизит.

Как часто говорит мой друг, коллега и талантливый художник Алексей Бутузов – «сцена – это рамка для артиста». Думаю, что Вы согласитесь с его авторитетным мнением. Практика показывает, что художественное (как и техническое) оформление сцены может в равной степени «поднять» средненький сценарий и полностью завалить великолепно сделанный.
Вот несколько советов по подбору материала, изготовления и функциональности «одежды» сцены:
• «лучше меньше, да лучше» - сцену нельзя загромождать даже очень нужными предметами. Во всем должна чувствоваться легкость;
• декорации могут и чаще всего должны быть символичны, выражая общее содержание спектакля;
• многофункциональность декорация их неотъемлемая их черта;
• декорации (на школьной сцене) обязательно должны быть мобильны и легко сменяемы;
• декорации должны гармонировать со сценическим светом и костюмами артистов;
• краску для декораций лучше выбирать в пастельных тонах. Применять масляную краску не рекомендуется. Лучше использовать обыкновенную гуашь. Она удобна в работе, дешево стоит и не бликует, как масло;
• не рекомендуется использовать при оформлении сцены более трех цветов. Можно «поиграть» с их оттенками;
• материалом для декораций чаще всего служат деревянные рейки, фанера или картон, а также различные ткани. Из дешевого материала пригодятся старые обои (с изнаночной стороны на них здорово ложится краска);
• декорации можно сделать «двусторонними». С одной стороны, к примеру, гостиная, с другой – сад;
• перспективу сцене придают колонны;
• важная особенность всякого реквизита, который будет использоваться в процессе постановки – легкость.

Задача номер шесть.
Озвучить зал и записать музыкальную фонограмму.

Не каждая школа может похвастаться наличием у нее хорошей звуковой аппаратуры. И дело даже не в отсутствии финансов, хотя директора сетуют в основном на этот недостаток, отказывая в покупке техники. Мы, люди российские, не приучены слушать качественно записанную музыку (это одна из причин того, кто является кумирами наших детей!!!). На Западе было бы странным увидеть музыканта, который перед концертом с паяльником в руках колдует над соединительными шнурами или усилителем. У нас же приходиться быть мастером на все руки. Или довольствоваться музыкальными центрами (часто принесенными кем-то из учеников из дома), рассчитанными на «домашнее воспроизведение», микрофонами типа «караоке» - модными сегодня, но издающими звуки, похожими на сопение сурка, колонками, из которых можно услышать только шипение и фырканье.
Каждая школа Западной Европы имеет очень неплохой радиоузел, звуковую аппаратуру, которой мог бы позавидовать наш концертный зал «Россия» (в котором очень плохая акустика!), а также мини-студию. «Ну, это на Западе», - скажете Вы. У нас такую комплектацию могут позволить себе школы, которых можно перечесть по пальцам. Ничего подобного. Могут. Пусть не сразу, но могут. Ваша задача убедить людей (директора, родителей, спонсором, меценатов, наконец), что это необходимо детям и школе!!! Как неприятно присутствовать на спектакле, где из мониторов льется не Божественная Музыка, а лязг гусеничных танков. Этого можно избежать. И сравнительно не дорого! С хорошим звуком приятно и качественно можно работать. В противном случае - Моцарт, Ростропович и Децл Вам этого никогда не простят.
Что же нам необходимо, чтобы Ваш зал «зазвучал»?
Акустический стандарт.
1.Аудио или CD-проигрыватель.
2.Микшерский пульт.
3.Усилитель.
4.Микрофоны (на стойках)
5.Акустика (мониторы)
6.Наушники
7.Коммутирующие кабели

Помимо вышеперечисленного желательно иметь в штате человека, должность которого в школе называется «радист»(?), хотя нам ближе название звукорежиссер. Это человек, не просто отвечающий за сохранность техники, но и понимающий в ней. Техника имеет способность постоянно давать сбои. Она требует бережного отношения и постоянной диагностики. Кроме того, звукорежиссер (понимающий звукорежиссер) неоценимый человек при подготовке Праздников разного уровня. Он правильно расположит аппаратуру в зале, выставит звук, соединит коммутирующими кабелями все компоненты, поможет в записи фонограммы и будет регулировать звучание на самом Празднике.
Теперь о фонограмме для «Последнего Звонка».
Комментарий. Здесь под фонограммой я понимаю не набор песенных отрывков, которые будут создавать фон Вашему спектаклю. Я имею в виду фонограмму, которая в простонародье называется «минус 1» или «минусовка». Именно под нее Ваши выпускники будут исполнять поздравительные и адресные песни.
Откуда ее взять? Самыми распространенными вариантами получения фонограммы являются:
• покупка уже записанных «минусовок» на аудио – или CD носителях;
• использование в качестве источника фонограммы микрофона или центра «караоке» с приложенными к нему дисками или чипами;
• скачивание фонограммы из сети Internet;
• запись собственной фонограммы на синтезаторе или компьютере;
• приглашение «живого» симфонического оркестра в качестве сопровождения Вашего Праздника.

На сегодняшний день различными звукозаписывающими компаниями России выпущено более десятка аудиокассет и CD-дисков с фонограммами различных исполнителей. Они довольно качественно звучат и их можно использовать в качестве источника для переделок песен. Единственный недостаток данного источника, в том, что подборка фонограмм не всегда совпадает с вашими вкусами. Но это дело времени.
Использование в качестве источника фонограмм микрофон или центр типа «караоке» также возможен. Репертуар побогаче, можно выбрать. Недостаток в звучании и аранжировке. Есть такое понятие – «плоская фонограмма». Так как в ней отсутствует глубина звучания, то зритель слышит только средние (очень плоские) частоты, тогда как верхние и нижние сильно сглажены. Правда, это поправимо при наличие хорошего микшерского пульта. Он поможет отредактировать «плоское звучание» «минусовки».
Появилась возможность использовать в качестве источника фонограмму «скаченную» из сети Internet. Существует несколько неплохих сайтов, куда люди, умеющие писать музыку, пересылают свои самодеятельные произведения. Я посоветую два таких ресурса. Первый из них находится по адресу http://www.karaoke.ru , второй на http://www.midi.ru . Здесь можно найти массу фонограмм и совершенно бесплатно «слить» их на свой компьютер. Недостатки те же: плоское звучание (во многом зависит от Вашей звуковой платы и акустики), однообразные аранжировки и.т.п. Как бы там ни было любую фонограмму все равно придется обрабатывать с помощью специальных музыкальных программ для достижения хорошего качества звучания.
Несколько слов об обработке фонограммы. Очень хорошими и доступными компьютерными программами для превращения средненькой фонограммы в хорошую являются:
• Sound Forge 5.0 (6.0);
• Samplitude Studio 4.0
• Steinberg WaveLab v4.00c
На что записывать фонограмму? Выбор опять же зависит от Вашего технического оснащения. Самое простое и распространенное записать фонограмму на аудиокассету. О недостатках говорить не буду, их все знают.
Можно записать на CD-R или CD-RW. Стандартный диск вмещает в себя около 80 минут звучания (~ 700MB), чего вполне достаточно для записи в формате “wav” или “cda” от 13 до 20 фонограмм. Для такой записи необходим компьютер с записывающим (CD-R) (или перезаписывающим CD-RW) сидиромом (CD-ROM). Из программ записи могу посоветовать самую лучшую - Nero Burning Rom 5.580. Она очень проста в использовании без потери качества.
Вышеперечисленные способы получения и обработке фонограммы довольно просты. Купить или скачать, а затем обработать. Для записи своей оригинальной фонограммы на компьютере или синтезаторе надо иметь начальные азы музыкального образования и умение обращения с техникой. В этом Вам помогут Ваши выпускники. Обратившись к ним, я думаю, Вы найдете человека, который владеет данными умениями и технологиями. Одной из самых доступных компьютерных программ для создания музыки является Cakewalk Pro Audio 7.0.
А если Вы имеете возможность использовать в качестве сопровождения «живую» музыкальную группу…, то я Вам завидую. Одно ее присутствие на «Последнем Звонке» говорит о серьезном отношении к делу.


Задача номер семь.
Репетировать, репетировать, репетировать.

У вас уже есть сценарий Праздника, распределены роли, подобраны костюмы, сделаны декорации, записана фонограмма – можно приступать к репетициям.
И вот здесь мы натыкаемся на различные препятствия. Не забудьте, что идет учебный процесс. Им еще экзамены сдавать! У Ваших артистов по 7, а то и 8 уроков каждый день, подготовительные курсы по несколько раз в неделю, занятия с репетиторами и.т.п. Да! Забыли про личную жизнь молодых людей, которая также «отрывает» их от осуществления наших замыслов. Вследствие этого чрезвычайно сложно собрать всех вместе и провести полноценную репетицию.
Выходов из этой ситуации несколько:
• определить конкретный день или дни, когда Ваши ученики менее всего загружены вышеперечисленным;
• репетировать сначала отдельные сцены и только за 2 недели до спектакля сводить их воедино;
• проводить репетиции в выходные дни (а что поделаешь?);
• по возможности использовать каникулярное время;
• договориться с администрацией и учителями о некоторых поблажках (в конце года) основным действующим лицам (не всегда приветствуется, но договориться можно).

Сам репетиционный процесс обуславливает:
• регулярность и дисциплину;
• наличие у артиста своего напечатанного текста;
• многократные повторения одного и того же эпизода, мизансцены, песни и.т.п.;
• знание каждым персонажем общего хода спектакля;
• исполнение требований режиссера-постановщика;
• внесение изменений в сценарный план спектакля;
• отсутствие пауз между отдельными фрагментами;
• четкость дикции, правильность исполнения песни, синхронность в танце;
• соблюдение законов сцены.
Последние недели перед «Последним Звонком» посвятите сведению всех сцен воедино. И постарайтесь сделать так, чтобы при всей строгости проведения репетиций у Ваших артистов не исчезло желание в них участвовать!
Задача номер восемь.
Оформить школу.

Задачу номер восемь следует решать как минимум за полторы недели до самого Праздника. Во многом ее решение предопределяется желанием эстетической красоты и талантом дизайнера. В зависимости от того, чем является «Последний Звонок» для школы, можно говорить об уровнях оформления. А уровень оформления школы, как и любого другого помещения, зависит от отношения человека к этому помещению. Если человек желает создать красоту, то сделает это, невзирая на отсутствие материальных средств и диплома академии художеств.
В книге Сергей Афанасьева «Последний звонок» определяется шесть уровней оформления школы к Празднику:
• «Никакой»;
• «Формальный» ;
• «Торжественный» ;
• «Узкопраздничный» ;
• «Широкопраздничный»;
• Концептуальный,
а также подробно рассматриваются элементы каждого из них .
Нам ближе последний уровень оформления. Чтобы произвести концептуальное оформление, нужны не только средства, но и особый менталитет. Это не просто украшение школы к Празднику, а выражение некой идеи, мысли, концепции. В 2001 году нам удалось таким образом оформить Праздник. «Последний Звонок» был создан на основе «Мастера и Маргариты», и основной концепцией спектакля была идея о том, что «только гений может породить гения». И поэтому оформление должно было подчеркнуть наш замысел. Вечная борьба между добром и злом, черным и белым, таинственность и непостижимость некоторых явлений прослеживалась от входа в школу до финального «последнего звонка».

Задача номер девять.

Приобрести подарки, сделать пригласительные и программки.
Есть у нас такая традиция - на праздник дарить подарки. Хорошая традиция, не правда ли? И во многом оттого, что и как мы дарим, говорит о нашем воспитании и об отношении к тому, кому мы его преподносим. Это следует учитывать при покупке подарков, которые выпускники в знак благодарности презентуют своим учителям и школе.
В некоторых случаях содержание подарков напрямую зависят от содержания самого «Последнего Звонка». Например, при выборе формы Праздника - «Вручение премии «Овация», логично подарить символичное изображение самой «Овации». Но в большинстве случаев сами подарки выпускников (а точнее их родителей) учителям мало связаны с содержанием «Последнего Звонка», и чаще всего представляют собой: чайники, сервизы, самовары, скатерти, ценные книги, настенные или наручные часы, картины. Среди ценных подарков школе выделяются: телевизоры, музыкальные центры, занавески на окна, факсы, телефоны, видеомагнитофоны, вазы для цветов, ксероксы и.т.п. Также выпускники дарят «учебно-воспитательные наборы», предназначенные для использования в процессе обучения: инвентарь для спортивного зала, книги для библиотеки, слайды и диафильмы по предметам, настенные карты и плакаты, аудиокассеты с записями классической музыки или классической литературы.
О подарках необходимо договариваться заранее. Договариваться с родителями выпускников. Это забота классного руководителя. Надо постараться сделать так, чтобы подарки не покупались по «остаточному принципу» - есть некая сумма денег, которая осталась после приобретения «самого необходимого». Нет ничего крамольного в том, что Вы посоветуете родителям «направления» при покупке подарков.
Но главное не сам подарок (хотя и он!), а ритуал его вручения. В каждой школе он свой. Идущие от сердца слова, речь, в которой звучит мотив благодарности своим «сенсеям», красивая музыка, торжественная атмосфера - вот то, что обязательно должно сопровождать вручение подарков. И не забудьте про слова покаяния за прошлые прегрешения, которых не удалось избежать. «Все мы люди, все мы человеки!!!»
Несколько слов о приглашениях и программках.
Вполне можно ограничиться устным приглашением своих учителей на Праздник «Последнего Звонка». Или написать на красивой открытке кто, где и когда «их будет с нетерпением ждать». Но если Вы задумали концептуальное оформление Праздника – соблюдайте правила до конца. Обыкновенная открытка или листок формата А4 в качестве пригласительного не подойдет. Придумывайте такую форму пригласительного билета, которая идейно сочеталась бы с Вашей концепцией.

Задача номер десять.
Сыграть единственную премьеру.
Все готово для того, чтобы показать единственную премьеру «Последнего Звонка». Как много труда было положено на то, чтобы единственный раз в своей жизни сыграть самый романтичный школьный спектакль. Сколько переживаний, споров, повторений одной и той же мизансцены?!! Но старания оказались не напрасными. Цель, которая была Вами в начале учебного года поставлена, достигнута. Вы удивили, покорили, заставили смеяться, плакать и сопереживать. Но главное, Вы сделали такой Праздник, который навсегда останется в памяти и душе выпускников. Может быть они забудут учебный материал, плохие оценки, споры со своими учителями и вызов родителей в школу. Но никогда (ни-ког-да!!!) не забудут свой самый последний школьный звонок. Ведь это звонок расставания с детством, самым прекрасным и неповторимым временем в жизни каждого человека.
Удачи Вам, уважаемые коллеги, в постановке и проведении главного Праздника всех выпускников!!!
Всем большое спасибо!

С уважением Андрей Лукутин.
Марина ( Пользователь )
Андрей, спасибо за "несерьезную тему". В прошлом учебном выпускала 11 класс. Мне не дали готовить ни выпускной, ни последний звонок. Завуч-организатор сказал, что это его работа. Вообще м, вспоминаю это все как кошмарный сон. Надергали стихов из разных журнальчиков, песенок, раздали детям и сказали, что провели колоссальную работу. И так у нас кадждый год. Как это все менять - не знаю. Все, что радовало сердце и согревало душу родителей, детейи некоторых учителей было, к сожалению, после выпускного. И это вспоминается, потому что делали для себя, о себе...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ Oct 3 2005, 09:27 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей, спасибо за "несерьезную тему". В прошлом учебном выпускала 11 класс. Мне не дали готовить ни выпускной, ни последний звонок. Завуч-организатор сказал, что это его работа. Вообще м, вспоминаю это все как кошмарный сон. Надергали стихов из разных журнальчиков, песенок, раздали детям и сказали, что провели колоссальную работу. И так у нас кадждый год. Как это все менять - не знаю. Все, что радовало сердце и согревало душу родителей, детейи некоторых учителей было, к сожалению, после выпускного. И это вспоминается, потому что делали для себя, о себе...

Марина! Срочно брать власть в свои руки! Срочно, как завещал великий Ленин!!! Такие праздники должны творить люди с душой!!!
А не отдадут - всех одеть в оранжевое и на Майдан!!!
Марина ( Пользователь )
[quote name='Андрей Лукутин' date='Oct 3 2005, 08:27 PM' post='1748']
Начну несерьезную тему.
Предлагаю коллегам первую часть моей методчки по организации самого весеннего школьного праздника.
Сценарии можно приложить.

Андрей!, Пожалуйста, приложите мне на мыло один хотя бы ваш сценарий. Не для копирования: Мне выпускной и последний звонок не светит в течении теперь уже 7 лет - у меня пятиклашки. Просто очень хочется...Спасибо. help.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
[quote name='Марина Симоненкова' date='Oct 7 2005, 12:17 AM' post='3390']
[quote name='Андрей Лукутин' date='Oct 3 2005, 08:27 PM' post='1748']
Начну несерьезную тему.
Предлагаю коллегам первую часть моей методчки по организации самого весеннего школьного праздника.
Сценарии можно приложить.

Андрей!, Пожалуйста, приложите мне на мыло один хотя бы ваш сценарий. Не для копирования: Мне выпускной и последний звонок не светит в течении теперь уже 7 лет - у меня пятиклашки. Просто очень хочется...Спасибо. help.gif
[/quote]

Пожалуйста, Марина! a-lukutin@mail.ru Черканите сюда. Отправлю. Уже подготовил материал. Собрание сочинений за 1997-2004 годы.
Марина ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 7 2005, 01:24 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Пожалуйста, Марина! a-lukutin@mail.ru Черканите сюда. Отправлю. Уже подготовил материал. Собрание сочинений за 1997-2004 годы.

Андрей, извините за назойливость Черкнула. то ли вернулось мое черкание назад, то ли еще что.Правда, было что-то прикреплено. Попыталась открыть - открылся приемничек. И все. У меня Глючит? help.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ Oct 9 2005, 09:26 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей, извините за назойливость Черкнула. то ли вернулось мое черкание назад, то ли еще что.Правда, было что-то прикреплено. Попыталась открыть - открылся приемничек. И все. У меня Глючит? help.gif

Марина! Щелкните по моему так называемому лицу, попадете в профиль. Там есть опция справа отправить письмо. Наберите свой E-mail и щелкните отправить.
Владимир Мирошников ( Пользователь )
А что бы нам не провести голосование по поводу "обязательного набора компонентов"))) составляющих школьный праздник в принципе( не обязательно посленднего звонка)?

Жаль , эта версия форума не предусматривает голосование по постам - правда можно начать новую тему...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Скоро-скоро...

Много писем пришло по поводу верхнего поста. Попросили сами сценарии. Выкладываю. Судите строго, пользуйтесь по своему разумению (они уже все опубликованы).
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 01.03.2006, 14:26) <{POST_SNAPBACK}>
Скоро-скоро...

Много писем пришло по поводу верхнего поста. Попросили сами сценарии. Выкладываю. Судите строго, пользуйтесь по своему разумению (они уже все опубликованы).

Елене Кваше
Елена! Вот здесь можно скачать сценарии.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+