Личный кабинет

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ

Любовь Волын ( Пользователь )
Волын ЛюбовьСергеевна – директор МОУ гимназии № 9,Отличник образования, народный педагог, Академик Академии творческой педагогики.
Воропинова Анна Евгеньевна – зам. директора по научной работе




КРАЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ»



В ходе становления гимназии, разработки дидактического цикла процесса обучения, поиска, адаптации активных образовательных технологий самая большая трудность была связана с необходимостью изменения позиции педагога в учебном процессе. От привычных информационно-контролирующих функций учителю надо было перейти к консультативно-координирущим. Перейти так, чтобы не пострадали дети, с которыми он работает, чтобы сотрудники гимназии понимали необходимость такого перехода и чувствовали постоянную потребность в профессиональном самосовершенствовании.
В результате поисков, проб и ошибок определилась философия гимназии, основной смысл которой определяет миссию гимназии – «успех каждого», определились участники – и учитель, и ученик. Стало необходимым создать условия для того, чтобы, во-первых, каждый из участников мог изучить свои возможности и определить для себя область наибольшей успешности; во-вторых, обеспечить возможность для получения тех знаний и умений, которых недостаёт для успешной деятельности в каком-либо направлении. В результате в гимназии сложились две структуры: служба сопровождения ученика (включая помощь его семье в решении затруднений и социально – эмоциональных проблем ребёнка) и служба научно – методического сопровождения учителя.
Служба сопровождения учителя функционировала в основном через деятельность методических объединений гимназии и проблемных групп учителей – предметников. Сложившаяся система работы потребовала изменений. Поскольку разный стаж работы учителей, неодинаковый темп профессионального роста привели к существенному различию в уровне профессиональной компетентности педагогов. Назрела необходимость в личностно – ориентированном сопровождении учителя.
Поиск возможных путей решения этой проблемы привёл коллектив гимназии к разработке системы внутришкольного повышения квалификации, основной целью которой является создание условий для непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов гимназии.
Осуществление изменений основывалось на идее, что современное образовательное учреждение должно способствовать формированию новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству и конструктивным действиям. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Для этого педагоги должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, готовностью к постоянному обновлению, к поиску путей повышения эффективности своей работы.

В формулировке «качество образования» две составляющие: качество и образование. Говоря об этом, нужно помнить о цели образования и его результате. Цель – это запрограммированный результат, а результат – это реализованная цель. И если мы достигаем запрограммированного результата, то есть цели, значит мы сработали качественно.
Мы выделили следующие результаты в образовании:
• знания, умения, навыки, социальная компетентность;
• личностное развитие ребёнка;
• уровень профессиональной компетентности педагогов;
• изменение престижа гимназии в социуме как квинтэссенция всего перечисленного.
• отслеживание отрицательных последствий и эффекта образования (т. е. если высокие результаты успеваемости на фоне высокой заболеваемости детей, то нужно задуматься).
Говоря о качестве управления, нужно иметь в виду два критерия: качество и эффективность, насколько эффективно управление для достижения желаемого результата.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать и апробировать модель деятельности учителя в условиях развития гимназии.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогическая система гимназии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогическая деятельность учителя в условиях гимназии.
В соответствии с планом опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
Первый этап (2001–2002 гг.) – теоретико-поисковый.
1. На этом этапе подведены итоги предшествующей опытно-экспериментальной работы по теме «Гимназические образовательные стандарты».
2. Проведён теоретический анализ опубликованных по теме исследования работ, изучено состояние проблемы качества гимназического образования, гимназических образовательных систем.
3. По результатам теоретико-поискового исследования разработана концепция и технология моделирования деятельности педагога как компонента развития образовательной системы.
4. На основе теоретического анализа и синтеза методологических основ и другой соответствующей литературы разработан проект программы и план опытно-экспериментальной работы по теме «Моделирование деятельности учителя в условиях становления и развития гимназии».
5. Определена ведущая организация – СКИПКРО. Проект исследования заслушан на Учёном совете института, экспертном совете Министерства образования СК, назначены научные руководители и консультанты.
Второй этап (2002–2006 гг.) – практический (опытно-экспериментальный).
На данном этапе:
1. Апробируется концепция и технология моделирования деятельности педагога.
2. Разрабатываются и проходят предварительную апробацию принципы и критерии отбора педагогов для работы в гимназии.
3. Проходят корректировку гипотеза программы, концепция развития гимназии.
4. Конструирование модели процесса диагностики учащихся на различных ступенях гимназического образования на критериально-оценочной основе.
5. Разрабатываются и апробируются дидактические и педагогические основы моделирования содержания учебных программ.
6. Коррекция модели деятельности учителя в современной гимназии.
Третий этап (2006-2007 гг.) – рефлексивно-обобщающий.
На этом этапе проводится обобщение и рефлексия результатов исследования:
1. Апробируются технологии моделирования личности учителя гимназии.
2. Осуществляется обобщение полученных результатов эксперимента, подведение итогов исследований.
3. Уточнение модели и основных условий её реализации.
4. Оформление результатов в виде методических рекомендаций, сборника материалов опытно-экспериментальной работы.
5. Внедрение опыта работы гимназии в организационно-педагогическую деятельность заинтересованных учреждений.
6. Заслушивание отчёта опытно-экспериментальной работы на Ученом совете СКИПКРО, экспертном совете МО СК.
В ходе любого эксперимента всегда выдвигается гипотеза. В нашем экс¬перименте она основана на предположении, что моделирование деятельности педагога строится на основе системно-целевого подхода к применению со¬держания гимназического образования, педагогических технологий, модели гимназиста, а также содержания постоянного мониторинга.

В качестве методов исследования были выбраны следующие:
1) теоретический анализ педагогической, психологической, методиче¬ской литературы по проблеме;
2) социологические методы анкетирование, интервьюирование,
тестирование, метод групповых экспертных оценок;
3) метод системного анализа объекта исследования;
4) метод проектирования и моделирования;
5) метод педагогического эксперимента.

Применительно к педагогическому исследованию модель должна иметь конкретно-практическое, а не только теоретическое, оторванное от реального объекта содержание, так как связано с непосредственной практикой управленческой и педагогической деятельности в школе.
Формы моделирования и виды моделей могут быть различными. Задачам педагогического исследования в наибольшей степени отвечает структурно-функциональная модель, которая позволяет путем установления структурного подобия модели и оригинала на основании информации о модели получить необходимые данные о функции оригинала.
Модель должна отвечать таким критериям (основным технологическим требованиям), как:
- концептуальность, которая предполагает опору на определенную научную концепцию (философскую, социологическую, психолого-педагогическую);
- системность, то есть наличие в модели основных признаков системы – логики процесса, взаимосвязи всех частей, целостности;
- управляемость, связанная с возможностью диагностичного целеобразования, одним из аспектов которого является развитие личности в целом, планированием и предварительным проектированием процесса обучения и воспитания, его алгоритмируемостью, а также поэтапной диагностикой;
- корректируемость, указывающая на возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов;
- эффективность по результатам и оптимальность по затратам;
- воспроизводимость, которая подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) модели.
С учетом того, что предметом ОЭР является педагогическая деятельность, структура искомой модели должна обуславливаться структурой деятельности как таковой, профессиональной в целом и педагогической в частности.

Таким образом, в структуре модели деятельности педагога современной гимназии могут быть представлены следующие компоненты: целевой, организационный, содержательный, технологический, профессиональный (кадровый).
Основными итогами исследовательской работы должны стать:
1. Содержание принципов и система критериев диагностики и отслежи¬вания уровня образованности и профессиональной компетентности пе¬дагога.
2. Критерии и показатели проектирования и моделирования, направлен¬ные для дальнейшей диагностики модели гимназиста, модели деятель¬ности педагога, модели обучения и учебного процесса как компонентов развития образовательных систем гимназии в условиях критериально-ориентированного подхода.
В современной школе психологическая диагностика становится все более важным условием, обеспечивающим не только сопровождение собственно образовательного процесса, но и способствующим повышению эффективности управленческой деятельности. Активно создаваемые в общеобразовательных учреждениях психологические службы стали востребованными не только педагогами для получения данных об особенностях личности учащегося и детского коллектива, но и администрацией школы, признающей сегодня необходимость психологизации управления.
Одним из важнейших направлений такой диагностики, ставшей предметом заказа психологической службе со стороны руководителя, является изучение мотивационной среды школы, то есть системы взаимосвязанных условий, обеспечивающих мотивацию творческой деятельности педагогов. Формирование таких условий является одной из задач руководителя в работе с педагогическим персоналом, так как обеспечивает в целом и эффективность образовательного процесса.
Проверка (апробация) каждого компонента модели деятельности педагога в условиях гимназии предполагает использование диагностических процедур и методик в соответствии с его логическим изложением.
Используя методики, рекомендованные В.С. Лазаревым, Т.В. Морозовой и др., нами было организовано изучение таких условий в гимназии № 9 г. Невинномысска.
Одно из направлений работы с учителем включало диагностирование по оценке умений планировать свою деятельность, прогнозировать результаты. Анализ показал, что планирование пед. деятельности направлено на выполнение учебной программы, при этом учитываются результаты предыдущей деятельности. Предусматривается устранение недостатков.
В учебной деятельности было выявлено, что стремление к моделированию деятельности вступает в противоречие с неумением провести её качественный анализ. С этой целью учебной частью проводилось обучение учителей способам экспертной оценки и самооценки. В ходе диагностики была составлена карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности.
Анализ карт показал, что произошёл рост по следующим показателям:
• Потребность в психолого-педагогическом самообразовании - на 30%;
• Уверенность в своих силах – на 35% ;
• Уровень психологических и педагогических знаний и умений – на 30%;
• Повысился уровень самокритичности у 25%;
• Способность к анализу своей деятельности, а также умение ставить и решать познавательные задачи - на 40%
• Умение планировать свою работу и пересматривать систему деятельности – на 30%
• Способность к самоанализу, самоорганизации и контролю – на 40%
• Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном, самообразовании – на 50%.
В настоящее время в гимназии:
• применяются передовые технологии;
• разрабатываются программы элективных курсов;
• реализуются передовые идеи обучения, нравственного воспитания; интеллектуального развития средствами содержания образования.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль её значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
Был определён следующий круг задач:
1. Активизация деятельности кафедры.
2. Создание системы непрерывного профессионально-педагогического образования и самообразования учителей.
3. Активизацию работы по обобщению педагогического опыта.
4. Определение тем заседаний педагогических советов, затрагивающих вопросы организации, содержания, методики, мониторинга образовательного процесса.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, ознакомление учителей с новыми тенденциями в развитии российского образования.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Информационная система повышения статуса учителя гимназии.
Обогащение содержания и технологий научно-методического сопровождения деятельности учителя гимназии:
1. Тематические педагогические советы.
2. Теоретический семинар
3. Научно- методический совет.
4. Участие в научно-практических конференциях.
5. Обучение в магистратуре.
6. Тематические заседания МО.
7. Методические и предметные недели.
8. Взаимопосещение и анализ уроков.
9. . Работа учителей над темами самообразования
10. Школа молодого педагога.
11. Педагогический мониторинг.
12. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
13. Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.
14. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
15. Аттестация педагогических кадров.
Среди задач, стоящих перед методической службой, необходимо отметить следующие:
1.Активизация работы в МО по подготовке к ЕГЭ.
2.В работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль в своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.
3.Планирование цикла открытых уроков в МО, более тщательное продумывание организации взаимопосещения уроков.


СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАТУСА УЧИТЕЛЯ
• Мотивационно- ценностная направленность деятельности учителя.
• Профессионально-педагогическая компетентность.
• Гуманистическая позиция по отношению к детям.
• Способность к саморегуляции, самоуправлению.
• Степень удовлетворённости процессом и результатом педагогической деятельности.
• Социально-личностная позиция в обществе.
• Авторитет среди педагогов и родителей.
Основной целью работы гимназии и ее педагогического коллектива на 2005-2006 учебный год является обеспечение основных условий качества образования, его доступности, конкурентоспособности, социальной направленности.
Направления деятельности коллектива гимназии:
1) совершенствование содержания, организации и технологий образовательного процесса на основе комплексного взаимодействия гимназии с различными учреждениями науки, образования, культуры:
- I ступень – обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения и воспитания, подготовка детей к гимназии, набор первоклассников;
- II ступень – обеспечение вариативности содержания и форм организации обучения, профориентации и предпрофильной подготовки, развития природных способностей учащихся;
- III ступень – обеспечение реализации программ профильного обучения, подготовка к вузу, использование современных педагогических технологий;
2) развитие воспитательной системы школы с учетом выделения ее ключевых направлений на основе взаимодействия с поликультурной средой образовательного учреждения:
- гражданско-патриотическое, нравственное воспитание;
- правовое воспитание;
- художественно-эстетическое воспитание;
- семейное воспитание;
- социальное воспитание и социальная адаптация;
- обеспечение культурно-творческого, спортивно-оздоровительного досуга учащихся;
3) дальнейшее совершенствование профессионального мастерства педагогов школы через развитие профессиональных творческих формирований педагогов, стимулирование их инновационной, творческой деятельности;
4) совершенствование материально-финансовой базы школы.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+