Личный кабинет

ЕГЭ и система автоматизированного контроля знаний...

Сергей Нелюбин ( Пользователь )
До сих пор идут рассуждения на тему: нужен или нет Единый Государственный Экзамен ( ЕГЭ ) в России.

Существуют как сторонники, так и противники данной методики оценки знаний учащихся. Сторонники, в числе которых числится и министр образования РФ Фурсенко Андрей Александрович, утверждают, что ЕГЭ помогает обеспечить высокое качество общего образования и доступность образования высшего, а также, что введение данного закона позволит сделать систему поступления в высшие учебные заведения гораздо более прозрачной и менее коррупционной. Противники же в свою очередь говорят, что то прозрачность результатов по ЕГЭ в значительной мере носит мнимый характер: коррупция перемещается с вузовского уровня на школьный — школьные учителя, особенно в сельской местности, либо за вознаграждение, либо по собственной инициативе, активно помогают своим выпускникам добиться наилучших показателей. Во Франции существует аналог ЕГЭ - результаты внедрения которого красноречиво описаны в статье "Пятое правило арифметики" http://www.c-mentor.ru/article_2007_08_27_1138.shtml

На сайте http://www.c-mentor.ru предложена методика автоматизированного контроля знаний, которая, возможно, может свести на "нет" претензии противников ЕГЭ в части коррупционности текущего варианта ЕГЭ. Программа позволяет сгенерировать огромное количество задач по различным дисциплинам, при том каждая задача для разных учеников будет по одной и той же теме, одного уровня сложности, но с различными параметрами и даже различной структурой. Таким образом, можно добиться того, чтобы ученики не могли "списывать" друг у друга, а преподаватели не знать ответов до момента генерации задач, которую можно провести непосредственно перед началом экзаменов, буквально за несколько минут. В 2007 году при сдаче ЕГЭ произошел крупный скандал с выкладыванием правильных ответов по ЕГЭ 2007 в Интернете. В предлагаемой модели контроля знаний, такая ситуация полностью исключена, т.к. каждому ученику будет сгенерирована своя задача, которой не будет ни у кого другого.

Интересно узнать Ваше мнение. Если на Государственном уровне будет внедрена эта или похожая система контроля знаний, то исчезнут ли доводы против внедрения ЕГЭ и повысится ли в итоге качество Российского образования?

Материалы по теме: http://www.c-mentor.ru
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Интересная идея.



Сергей Васильевич, не могли бы Вы привести здесь пример модификации одного задания "под разных учеников". По любому предмету, на Ваше усмотрение, хотя мне, как филологу, было бы интересно посмотреть про рус. язык (не обессудьте, демо не стала грузить, хотя сайт с комментариями посмотрела и идея в целом впечатлила).
Сергей Нелюбин ( Пользователь )
Здравствуйте!

Действительно, предлагаемая технология генерации задач, а так же путей их решения наиболее выигрышно смотрится при формировании задач по естественно научным дисциплинам, которые в силу своей природы наиболее формализуемы. Наибольший эффект можно достичь в таких дисциплинах как математика, физика, химия, астрономия, сопромат и прочие. Сложнее дело обстоит с биологией, географией, историей. И совсем мало формализуемы такие дисциплины как русский язык, литература, английский язык и прочие. Но все же, даже русский язык можно частично формализовать. Взять хотя бы обычные правила русского языка - они уже формальны. Цель этой системы - улучшить/проверить БАЗОВЫЕ знания учащихся. Она не претендует на объяснение ученикам тонких моментов и нюансов в каждой из дисциплин. Она вовсе не заменяет преподавателя, а является мощным инструментом в проверке и анализе именно основ дисциплин. Это как обучение таблице умножения. Конечно, ученику просто необходимо понять, как производится умножение чисел. Но затем он просто запоминает уже "результаты" этих операций и занимается более актуальными задачами. Например, решение системы двух уравнений. При решении этой задачи, перед учеником стоит цель решить именно эту задачу "в целом". Он не должен в процессе ее решения решать еще и некую "подзадачу" - умножение чисел. Точно также и по всем другим дисциплинам. Основы должны быть доведены до автоматизма ( конечно при изучении этих основ ученик должен именно "понять" как это все решается, почему именно так и т.д.), но затем, это достаточно просто запомнить. Все это не имеет никакого отношения к понятию "вера, поверить и прочее". Ученик должен это все понять, провести аналогии, чтобы у него сформировались логические связи между понятиями и прочее. А в дальнейшем хотелось бы, чтобы ученик акцентировал свое внимание на решении уже более сложных задач, с использованием тех знаний, которые он получил при изучении более легкого материала. Далее и эти знания должны переходить в разряд "БАЗОВЫЕ". т.е. мы снова доводим до автоматизма решение уже этих, более сложных задач, поставленных перед учеником, и принимаемся за еще более сложные. и так далее. В каждый момент времени ученик должен "работать" над новой, интересной проблемой, а не "топтаться на месте".
Теперь о программе. Что интересно - она позволяет проводить "массированное" тестирование группы учеников. Т.к. каждому ученику предлагается решить задачи одного уровня ( уровень задач задается экспертом-составителем типов задач ), и при этом они все различны ( исчезает фактов списывания ), даже при большой нагрузке на преподавателя ( у которого в группе может быть по 30-40-50 человек ), можно достичь достаточной степени объективности при проверке результатов. Если кто-то из учеников решает поставленную задачу быстрее других, ему можно сформировать новое задание более высокой сложности. Это не займет много времени, т.к. программа создает их буквально за доли секунды.
Таким образом, делегировав компьютеру обязанности по проверке именно "БАЗОВЫХ" знаний учеников, преподаватель может уделить намного больше времени на выполнение своих профессиональных задач ( а они, как кажется, должны быть намного более интересными, чем рутинная проверка знаний). Например, помочь тем, кому плохо дается изучение основ или наоборот дополнительно позаниматься с теми, кто готов "идти вперед".

Что же насчет примеров генерируемых заданий. Если рассмотреть такие малоформализуемые дисциплины как русский язык или историю, то, наверное, здесь не стоит приводить примеры, т.к. они сейчас реализованы как задания для ЕГЭ и ничем принципиально от них не отличаются. Способ оценки знаний через тесты не позволяет оценить в полной мере все возможности этой технологии. Но это не означает, что это невозможно в принципе. Технология позволяет формировать задачи основываясь на неких "правилах построения задачи". и сам вопрос может быть задан в любой форме. тест это, или просто ввод конкретного ответа или даже может быть в виде математической формулы. Или какой иной, например "химическая " формула "пропана/бутана". Но такие формулы сложно привести в этом форуме, т.к. с помощью простого текста это сделать практически невозможно. Кто заинтересовался - лучше зайти на www.c-mentor.ru и загрузить демонстрационный вариант. Объем программы всего 5-10 Мб.

Конечно, в любой программе могут быть ошибки. И сами правила формирования задач тоже могут их иметь. Если вы заметите ошибки в решении задач, сообщите на info@c-mentor.ru и они будут максимально быстро исправлены. Т.к. программа сама создает задачи по этим правилам, то при исправлении одной такой ошибки будет исправлено целое подмножество таких заданий.

P.S.
Приношу свои извинения за мой "русский язык" и сумбурность изложения мыслей. ;-)
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Конечно, в программе ошибки быть могут. Но не в текстовом варианте. Скачал свою историю. Оказалось, что "конец Золотой Орде" наступил в 1340 году help.gif , а не официально в 1480 на Угре. Да и программа простенькая донельзя. 1С все уже придумал, только сегодня гонял ребят по программе. Официальные тесты, а не самопал.
Сергей Нелюбин ( Пользователь )
Компьютер генерирует задачу на основании "правил построения задачи". Т.к. эти правила задает человек, а ему свойственно ошибаться, то и в этих правилах могут содержаться ошибки. Поэтому, даже на первый взгляд "текстовых" задачах могут быть ошибки. В таких "простеньких" задачах, которые оформлены в виде обычного "теста", ошибки не могут быть заключены в структуре ответа, а только в самом ответе (в отличие сложно-структурированных ответов по математике). Что вы и обнаружили. Ответ был сгенерирован компьютером неправильно. Этот тип задач будет проинспектирован в самое ближайшее время и исправлен. Спасибо Вам за обнаружение этой ошибки.
Елена Селезнёва ( Пользователь )
Уж если Вы претендуете на тестирование во Всероссийких рамках, то НЕ имеет права на ошибку!!!
Сергей Нелюбин ( Пользователь )
О том, что мы претендуем на внедрение именно нашей программы, и именно текущей версии и речи не было. Вопрос стоял так: Если на Государственном уровне будет внедрена эта или похожая система контроля знаний, то исчезнут ли доводы против внедрения ЕГЭ и повысится ли в итоге качество Российского образования?

Данный форум не рассматривается нами как рекламная площадка. Хотелось понять социальную полезную составляющую. Т.е. предлагаемый подход по Вашему мнению имеет право на жизнь или он вообще не актуален.

А что по поводу ошибок... Вы действительно считаете, что можно написать программу, в которой с самого начала не будет ошибок? Тогда приведите пример, хотя бы такой одной. Я о таких не слышал. Даже в те программы, в которые вложены десятки миллионов долларов и те содержат ошибки - я имею ввиду программное обеспечение космических аппаратов. Другое дело - есть ли у разработчика желание работать над ошибками. Конечно, если рассматривать вопрос о внедрении в официальный процесс образования, то необходимо как можно сильнее "вычистить" программу от ошибок. И все же - я акцентировал внимание не на текущей реализации, а так сказать о самом "подходе". То, что в программе есть ошибки, мы знаем, но для оповещения нас о них существуют bug report'ы, а не этот форум. Нас интересует Ваше мнение как профессионалов в своем деле о нашей идее, а не о текущей реализации системы. Жизнь идет, все изменяется...программы совершенствуются, пишутся новые версии, ошибки исправляются. Но главная идея программы остается неизменной.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+