Личный кабинет

Форум №7: заметки модератора

ИКТ и коммуникация - самоопределение учителя
Артем Андреев ( Пользователь )
В рамках форума «7. Информационно-компьютерные технологии и коммуникация» Всероссийского @вгустовского интернет-педсовета — 2007 обсуждалось 38 тем. Наибольший интерес был проявлен к следующим темам:

Для всех ли предметов нужен компьютерный класс на постоянной основе?: 124 сообщения.

Эта тема была создана в связи с тезисом «Компьютерный класс, на постоянной основе, нужен для изучения абсолютно любого предмета - в этом и смысл интеграции ИКТ с традиционным образовательным процессом», высказанным Кириллом Вячеславовичем Гольцовым в теме Применение электронных учебников на уроках. На мой взгляд, важными итогами данного обсуждения являются следующие:

- абсолютный минимум оснащения школ: компьютер+проектор в каждом классе, подключенные к ЛВС школы. Этот тезис был выдвинут Александром Юрьевичем Бондаренко и поддержан большинством участников обсуждения.

- минимум для школ, в которых ИКТ активно применяется на уроках: 1, 2, 3…(зависит от размеров школы и масштабов использования ИКТ учителями-предметниками) компьютерных класса для учителей-предметников. В этом случае будет необходима определенная организационная работа с расписаниями занятий. Кроме того, необходима аудитория, оснащенная компьютерными местами, для внеурочной работы учителей. На 2 странице обсуждения Барсуковой Марией Михайловной был предложен вариант с мобильным классом, который более активно обсуждался начиная с 4 страницы. У этого варианта есть свои недостатки: громоздкость, некоторые сложности с перемещениями, подготовкой к уроку, обслуживанием и т.п.

- возможный максимум (?) был предложен Кириллом Вячеславовичем Гольцовым в 4 сообщении на 1 странице обсуждения. Существуют ли школы, которые смогли бы потянуть подобный аппаратно-программный комплекс? И дело даже не в деньгах, хотя и эта проблема есть, дело в людях, которые это все будут эффективно поддерживать, развивать, наполнять и использовать.

Помимо всего прочего в теме были затронуты вопросы повышения квалификации учителей и административных работников, вопросы использования различных ОС. Романом Николаевичем Гатаулиным на 6 странице обсуждений было предложено отойти от стереотипов и рассмотреть возможность построения образовательного процесса по другим принципам. Эта подветвь обсуждений постепенно переросла в новую тему «Новая концепция образования», для которой сложно подвести итоги, многое там, на мой взгляд, еще бы стоило обсудить, расширив аудиторию участников, т.к. эта тема немного выходит за рамки применения ИКТ в учебном процессе. На 9 странице обсуждения интересным опытом применения ИКТ в образовательном процессе Таллиннского Линнамяэского Русского лицея поделилась Людмила Викторовна Рождественская.

Использование интерактивных досок на предметах гуманитарного цикла: 60 сообщений.

Хотелось бы отметить, что по данному направлению весной-летом работал целый подфорум «Интерактивные технологии в школе». Использование интерактивных досок в обучении сейчас достаточно модное направление. При этом оно достаточно дорогостоящее. Поэтому, на мой взгляд, одно из важных поднаправлений в данном обсуждении: преимущества использования именно интерактивной доски по сравнению с другими, в том числе компьютерными, средствами. Обсуждение шло достаточно бурно. Остановлюсь на некоторых интересных, на мой взгляд, моментах:

- Александр Юрьевич Бондаренко опубликовал достаточно интересную ссылку на тему использования SmartBoard c примерами проведённых уроков: http://pdtogo.com/smart/. Единственный минус: английский язык материалов.

- По сравнению со связкой компьютер+проектор при активной работе с различными приложениями интерактивная доска имеет существенное преимущество: не теряется контакт с аудиторией.

- Достаточно удобной является возможность сохранения результатов работы. Для учеников – материалы уроков, для учителя – материал для подготовки к следующему.

- При приобретении доп. оборудования предоставляется хорошая возможность проведения опросов в реальном времени.

- Достаточно радикальное мнение, имеющее отношение не только к этой теме. Андрей Владимирович Лукутин на 6 странице в 57 сообщении высказался об использовании техники на уроке: «<…>Я перестал уже года два как использовать компьютер на уроках. Хотя увлекался этим лет 7. Промониторив, понял, что КПД использования техники на уроке=0%. Не совсем, конечно, перестал. Использую как усовершенствованный диаскоп, картинку прокручиваю. Что же касается интерактивных досок, то баловство это дорогое для приездов президентов и премьер-миистров. Красиво, но безрезультатно.<…>»

Критерии оценки компьютерной граммотности: 59 сообщений.

Данная тема началась с вопроса Олега Викторовича Колмогорова: «Какими навыками должен овладеть выпусник школы?». Активно началось обсуждение списка навыков и подходах к обучению. На мой взгляд, достаточно интересным является взгляд Якоба Нильсена на эти вопросы: Компьютерные навыки на всю жизнь. На 2 странице обсуждения Татьяна Васильевна Дедюлькина задалась вопросом, а не велосипед ли мы тут изобретаем (моя вольная интерпретация smile.gif ). Ведь есть стандарт по Информатике и ИКТ. Там должен быть перечень навыков. Правда обсуждение стандарта так и не пошло. Да и законченного списка навыков, на мой взгляд, выработано не было. Обсуждение в основном крутилось вокруг подходов.

Применение электронных учебников на уроках: 51 сообщение.

Достаточно интересно обсуждение о том, что и как применять на уроках. Из этой темы также была выделена новая: «Для всех ли предметов нужен компьютерный класс на постоянной основе?». Сразу же стал вопрос, а стоит ли применять ЭУ на уроках? На мой взгляд, электронные учебники в большинстве своем предназначены для самообучения. Был поднят вопрос и о том, что такое «электронный учебник». Своим опытом применения электронных материалов на 3 странице дискуссии поделилась Галина Константиновна Рыженко. На 4 странице обсуждения Вера Ивановна Нефедова поделилась ссылками на обсуждение сходного вопроса учителями Оренбургской области. Постепенно обсуждение сместилось от электронных учебников к ЦОРам, ЭОРам. Интересными могут быть материалы семинара «Электронные образовательные ресурсы нового поколения: современное состояние, проблемы, перспективы развития». К сожалению, на мой взгляд, этой теме не хватало примеров реального опыта. Точнее подобные примеры были, но их было мало…

СанПин и компьютер на уроке: 50 сообщений.

Инной Алексеевной Агеевой было предложено обсудить требования СанПина. По поводу этих требований прослеживается скептицизм со стороны педагогической общественности и это понятно: требования устарели и достаточно сильно. Но практически сразу тема ушла немного в другую сторону: к вопросу о том, как правильно создавать документы и в частности презентации. Александром Юрьевичем Бондаренко были предложены очень полезные ссылки, которые можно использовать как прямой руководство к действию: «Улучшите ваши презентации в четыре клика» и «Как делать хорошие презентации». На мой взгляд, перед изучением данных ссылок стоит изучить материал: «Смерть через PowerPoint». А также весьма полезным мне видится следующее высказывание Якоба Нильсена «Я не утверждаю, что всем моим советам надо следовать, воплощая их в жизнь с точностью до последней запятой. Опытный специалист знает, когда надо следовать правилам, а когда нет. Но суметь отклониться от правил, твердо зная, что это только улучшит проект, можно, лишь выучив назубок эти правила. Кроме того, основной принцип таков — через правила можно перешагнуть только в том случае, если для этого есть хорошо обоснованная причина.» Далее в теме были приведены и ссылки на СанПин (стр. 3) и конкретные выдержки из него (стр. 4). На 5 странице обсуждений автором темы были предложены интересные рекомендации по проблеме соответствия эргономическим требованиям разрабатываемой компьютерной поддержки к уроку.

Интернет-деньги в образовании и воспитании: 48 сообщений.

В данной теме шло обсуждения возможности и целесообразности применения электронных платежных систем, особенно мобильного кошелька РЭД, в образовании и воспитании.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+