Личный кабинет

РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Валентина Бутченко ( Пользователь )
Сегодня рождение детских объединений – это уже не новость. А вот пять лет назад трудно было с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. В школах (после пионерской и комсомольской организации) наступил период затишья: каждый классный коллектив жил сам по себе, ничто не объединяло ребят, не было общих интересных дел, не было самоуправления. Жить стало скучно, неинтересно, одиноко.
И вот, в 2000 году, у самых активных ребят нашей школы возник вопрос: «Как сделать нашу жизнь интересней? Как объединить ребят и вовлечь их в совместнуюдеятельность?» Началась работа по созданию детской организации. Сначала изучили общественное мнение, провели анкетирование, затем общее собрание, где решили создать детское объединение.
Так в 2001 году на базе нашей школы было создано детское объединение «Созвездие», которое является добровольным, самоуправляемым объединением, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива, формированию у каждого ребенка сознательного отношения к своим правам и обязанностям; стремится сделать жизнь вокруг себя лучше, интереснее, справедливее.
Разработали Устав, законы, символику, программу деятельности и начали работу, в ходе которой решали поставленные задачи:
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование социально активной, самостоятельной, инициативной личности.
Рабочим органом детского объединения является Совет капитанов, который избирается на общем собрании (в него входят представители от отрядов). Состав Совета делится на сектора: учёбы, спорта, порядка, печати и информации, творчества. Заседания Совета капитанов проводятся еженедельно, на них подводятся итоги работы, анализируется деятельность детского объединения, намечается дальнейший план действий, что способствует развитию самостоятельности. Представители Совета капитанов не только руководят работой всего объединения, но и принимают участие в заседаниях Совета школы, педагогических советах, методических объединениях классных руководителей, родительских конференциях. Совет школы объединяет представителей ученического, учительского коллективов и родителей. На Совет ребята выносят свои предложения и замечания по организации жизнедеятельности школы, отстаивают их, благодаря этому у них вырабатывается активная жизненная позиция. Кроме этого члены Совета капитанов должны быть примером для других, быть требовательными к себе, прежде чем спросить с кого-то. Работа в органах школьного самоуправления развивает коммуникативные, организаторские навыки и умения. Выполнение поручений развивает чувство ответственности.


Основными направлениями работы детского объединения «Созвездие» являются:
-спортивно-оздоровительное,
-патриотическое,
-коммуникативное.
В течение года мы проводим очень много мероприятий разной направленности, некоторые из них стали уже нашей доброй традицией: Осенний марафон, праздник «Здравствуй, новичок!» (принятие в ДО), фестиваль патриотической песни, операция «Чистый двор», турнир по баскетболу на приз ветерана Великой Отечественной войны Графкина А.П., интеллектуальный марафон и т. д.
Конечно, детское творчество оценить трудно, однако, чтобы поддержать дух соревнования, мы разработали таблицу «Кто впереди», в которой в баллах оценивается подготовка, участие, качество проведения мероприятия. В конце года подводим итоги работы, и отряд, набравший большее количество баллов, получает переходной вымпел «Лучший отряд ДО «Созвездие». Кроме этого ежегодно проводится конкурс «Лучший ученик», учредителем которого является Комитет по молодежной политике Одесского муниципального района. Этот конкурс дает стимул для личностного роста, для самосовершенствования.
Вся наша жизнь отражается в школьной газете «Классная компания», которая на протяжении трех лет занимает призовые места в районном конкурсе периодических изданий. Совета капитанов отражает свою деятельность в информационном листке «Голос Совета».
В этом году нам исполнилось 5 лет. Мы подвели итоги своей работы и увидели результаты:
- дети стали активно включаться в жизни школы и сельского поселения;
-увеличилось количество активных ребят, которые обладают прекрасными организаторскими качествами, выдвигают идеи и воплощают их в жизнь;
- расширилось поле нашей деятельности: стали сотрудничать с другими детскими организациями, обмениваться опытом.
Свой первый юбилей мы отметили весело, дружно. Было всё: и огромный торт, и свечи, и праздничные поздравления. Пятиклассников в торжественной обстановке приняли в «Созвездие», повязали им голубые галстуки – символ объединения, они произнесли клятву. После торжественных мероприятий прошла игра по станциям «Лидер», где ребята показывали свою смекалку, выносливость, сплоченность.
На празднике были наши выпускники, и корреспонденты школьной газеты задали им вопрос: «Что дало вам детского объединение «Созвездие?» И вот какие были ответы:
- Чувство лидерства, и это мне помогает в жизни.
- Опыт организации своей жизни.
- Научился быть самостоятельным, проявлять инициативу
-Умение обсуждать вопросы сегодняшнего дня, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Я вступила в молодежную организацию нашего университета. Жизнь интересна. И это здорово!
Девиз нашего объединения: «Спеши делать добрые дела и вспыхнет в «Созвездии» твоя звезда». Много ярких звезд зажглось на нашем небосклоне, и мы будем стараться, чтобы с каждым годом их становилось все больше и больше.





Шапаренко Марина Владимировна заместитель директора по воспитательной работе
МОУ « Буняковская сош».
Омская область, Одесский район,
с. Буняковка ул. Степная 8
Телефон: 8(381) 63 36-320 (д.)
8(381) 63 36-340 (р.)
Олег Чебан ( Пользователь )
Валентина Николаевна! А что делать с теми, кто не стал активными?
Извините, но в бытность пионерских и прочих организаций это выглядело примерно так: ухватистые становились активными, а флегматичные и инфантильные становились изгоями? Теперь вижу многих "активных", но далеко не удачных и вижу бывших инфантильных, и каким-то образом состоявшихся.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Олег Олегович, активность (в смысле actions) есть взращиваемое свойство.
На сухой и бедной педагогической почве активность взрастает только у ухватистых, на плодородной - у любого.
Вопрос в том, что для формирования плодородной почвы нужны такие ресурсы, которых в школе реально нет. Но и на бедной почве появляются побеги. И если их не затаптывать, то они пускают корни в школе, а в обратной ситуации они перемещаются и начинают расти уже в других местах. Хорошо если это дома творчества, спортивные секции или семья, куда хуже, когда это улица, секта, политическая партия, экстримистская орагнизация...
Работа только с активными очень удобна: ресурсов надо мало, а для отчета вполне достаточно. Однако это существенно лучше, чем повсеместное ничего в этом направлении. Побеги давшие корни и на сухой почве рано или поздно начнут давать семена.
А "... семя упавшее на камень имеет шанс прорасти..." (Рудольф Штайнер), тогда как непосеянное никогда не взойдет.
Еще один сложный вопрос, как эту деятельность не превратить в профанацию, не отбить у ребят охоту вообще поселяться на школьном пространстве? Ответ на него содержится в конкретной реализации, но не в дакларации.
Хотя в представленной декларации меня немного смущает то, что я не вижу детских целей.
Разработали Устав, законы, символику, программу деятельности и начали работу, в ходе которой решали поставленные задачи:
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование социально активной, самостоятельной, инициативной личности.

В цитате педагогические цели. А к чему же стремятся сами ребята?
Но несмотря на мое смущение я обеими руками за разные формы детских объединений и организаций.
Так как, простите повторюсь, непосеянное никогда не взойдет.
Желаю успехов и процветания "Созвездию". И пусть число ваших активистов стремиться к числу учащихся в школе!
Олег Чебан ( Пользователь )
(swan @ 09.09.2007, 21:35) <{POST_SNAPBACK}>
Олег Олегович, активность (в смысле actions) есть взращиваемое свойство.
На сухой и бедной педагогической почве активность взрастает только у ухватистых, на плодородной - у любого.
Вопрос в том, что для формирования плодородной почвы нужны такие ресурсы, которых в школе реально нет. Но и на бедной почве появляются побеги. И если их не затаптывать, то они пускают корни в школе, а в обратной ситуации они перемещаются и начинают расти уже в других местах. Хорошо если это дома творчества, спортивные секции или семья, куда хуже, когда это улица, секта, политическая партия, экстримистская орагнизация...
Работа только с активными очень удобна: ресурсов надо мало, а для отчета вполне достаточно. Однако это существенно лучше, чем повсеместное ничего в этом направлении. Побеги давшие корни и на сухой почве рано или поздно начнут давать семена.
А "... семя упавшее на камень имеет шанс прорасти..." (Рудольф Штайнер), тогда как непосеянное никогда не взойдет.
Еще один сложный вопрос, как эту деятельность не превратить в профанацию, не отбить у ребят охоту вообще поселяться на школьном пространстве? Ответ на него содержится в конкретной реализации, но не в дакларации.
Хотя в представленной декларации меня немного смущает то, что я не вижу детских целей.
...

Здесь уже писали об отсутствии финансирования за ведение кружков, секций и пр.. Думаю, что такой многовекторный подход, т.е. по выбору самого учащегося, более приемлем, чем всех строить и делать активными. Дети разные, кто-то читает книжки и мечтает об алых парусах, рыцарских поединках, о том как он станет биологом и спасет Англию от Триффидов, а ему пытаются насильно привить активность? Прийдет время и он сам станет активным, из книжек... Вообще, я в школе тоже был активным, но среди друзей, на футбольном поле (даже команду создал), но чтобы в школе-е.. да еще под присмотром "правильных и честных" пионервожатых, комсомольских активистов? Нет. Вся прошлая система была неверна, они воспитывали эгомонополистов а не активистов и когда начинают говорить о каких-то воспитательных достижениях - многое неправда. В пионерлагерях мне больше всего нравились неправильные воспитатели, которые даже позволяли бегать на танцы, купаться в речке когда всем нельзя, а по вечерам рассказывали всякие запретные и страшные истории, а не сухо и лживо наставляли, дети это чувствуют..
Виталий Лебедев ( Пользователь )
(oleg @ 09.09.2007, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь уже писали об отсутствии финансирования за ведение кружков, секций и пр.. Думаю, что такой многовекторный подход, т.е. по выбору самого учащегося, более приемлем, чем всех строить и делать активными.

Странно... Не в первый раз встречаю, что предметность - многовекторный подход, а детская организация - всех строить под одну гребенку...
Мне как раз кажется, что свободы выбора в детской организации несколько больше, чем в классно-урочной системе.
(oleg @ 09.09.2007, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
Дети разные, кто-то читает книжки и мечтает об алых парусах, рыцарских поединках, о том как он станет биологом и спасет Англию от Триффидов, а ему пытаются насильно привить активность?

Думаю, что активность нельзя привить. Для ее развития можно создать условая. Хотя можно и не создавать...
Для меня активность и деятельность - близнецы сестры. А стремление к деятельности - есть естественное стремление подростка. Но можно искоренить и его при желании...
(oleg @ 09.09.2007, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
Прийдет время и он сам станет активным, из книжек...

...и будет во взрослой жизни с трудом осваивать элементарные умения коммуникации, организации, управления, которые могли бы быть освоены в непринужденной игровой обстановке в детстве.
Стремление к социальному творчеству наступает рано или поздно почти у всех людей. Но не у всех хватает навыка преобразовать стремление в деятельность. Социального навыка. Который формируется в процессе (извините за тавтологию) социального общения (коммуникации). А навык социальной коммуникации из книжек не вычитаешь...
(oleg @ 09.09.2007, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
...да еще под присмотром "правильных и честных" пионервожатых, комсомольских активистов?

Ну, принебрежительное отношение учителей-предметников к учителям-воспитателям - тоже распространенное явление. Чем-то оно напоминает мне отношение общества к профессии учителя...
Воспитатель ГПД? Правильно! Тетенька выпасающая детишек после уроков!
Вожатый? Конечно! "Правильный и честный" мальчик (а чаще девочка), который кроме пары красивых лозунгов ничего и не знает.
Давайте представим себе картинку. Собирается школьный педсовет и (после анализа текущей обстановки в школе) все учителя думают, как достигнуть общей цели через свой собственный урок или занятие и какие еще необходимы действия повышения качества образовательного процесса. И так каждую неделю! Красивая картинка? А насколько часто ее можно наблюдать?
А вот в современных студенческих пед. отрядах эту ситуацию вполне можно наблюдать. Причем не только среди однофункциональных вожатых. К ним присоединяютя и физкультурники, и аниматоры, и профильные вожатые (в лагерях с профильными отрядами). Каждый к общей цели через свое направление, причем не суммой, а интеграцией.
Боюсь, что в школе единая картина мира растащена по кусочкам на разные предметы, которые с трудом пытаются собрать у себя на уроках и кружках наиболее образованные и совестливые учителя. А большинство и не пытается - в программу не заложено. Где ж ей бедной (картине-то) собраться, как не в непосредственной деятельности, востребующей предметные ЗУНы разных направлений? Через что ж ей собраться, как не через выбор этой деятельности?
И где же возможно это поле, в котором присутствует возможность выбора практической социально-направленной деятельности, реализующей такие потребности ребенка, как коммунакация, получение оценки, самореализация?
Риторический вопрос. Однако сравнивая (с точки зрения поставленного вопроса) классно-урочно-преметную систему и систему под названием "детская организация" берусь утверждать, что эффективность выше у второй.
(oleg @ 09.09.2007, 17:51) <{POST_SNAPBACK}>
Вся прошлая система была неверна, они воспитывали эгомонополистов а не активистов и когда начинают говорить о каких-то воспитательных достижениях - многое неправда.

То есть проблема в системе, а не в необходимости развивать активность?

Отдельно про систему
Если я правильно понял, то Вы под прошлой системой подразумеваете пионерскую и комсомольскую организации в школах? Если я ошибаюсь, то дальнейший текст можно не читать...
Думаю, что не будет ошибкой разделить понятие системы на структуру системы и цель (идеологию) системы.
Рассматривая структуру, берусь утверждать, что она была очень демократична: система выборов, делегирования полномочий выбранным представителям, система коллективного планирования и отчета, высшим законодательным органом являлось общее собрание. С трудом себе представляю более демократичную структуру...
Теперь давайте посмотрим на идеологию. Декларация идеологии пионерской организации заключалась в законах пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовит ся стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде, спорте.
Пионер—честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер—товарищ и вожак октябрят.
Пионер—друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

(В разное время были разные варианты, но приведенный в цитате - наиболее распространенный.)
Пожалуй, кроме "готовится стать комсомольцем" и " предан... партии и коммунизму", все остальные законы вполне можно отнести к общечеловеческим или ученическим ценностям.
Теперь давайте более внимательно посмотрим, что значит "Пионер предан Родине, партии, коммунизму".
В законах юных пионеров был выделен как один из основных закон, сформулированный по ленинскому завету молодёжи — учиться коммунизму: «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Вот и вся политика - учиться надо!
И это не мудрено - дети максималистичны. Пускать их раньше времени в политику - дело неблагодарное. Не репрессии же против детей проводить, когдаа они брякнут что-нибудь не то! Пусть пока учатся; подрастут, станут прагматичнее, обретут, что жалко потерять - тогда и поговорим о политике.
Однако система не работала! Не работала, так как декларируемые цели детей и цели, которые требовалось реализовывать взрослым отличались друг от друга до простивоположности.
Декларировалось - высшая власть общего собрания, а реализововалась решение дяди из райкома.
Реальная массовая деятельность была только там, где взрослые находили в себе мужество реализовывать декларируемые детские принципы и хитрость не вступать в конфликт с педагогической системой. Например, у коммунаров (однако, по понятным причинам, к сожалению, им так и не удалось выйти с задворок советской педагогики; хотя то, что они делали - уже, по тем временам, было очень много). Еще одним примером детской самодеятельности были школы с молодыми вожатыми-энтузиастами, которые умели проводить интересные мероприятия. В таких школах какая-то деятельность велась, но ее сложно назвать массовой и системной. Такие вожатые были сродни современным аниматорам, а системщиками их вряд ли можно назвать.
Поэтому берусь утверждать, что детских организаций, как массового явления, в советской школе не было. Числились - да, работали - нет. Пионер и школьник - были синонимами. Так что, если уж утверждать, что старая система была порочной, то эта была система школьного образования, а никак не система "детская организация".
Многое не изменилось и до настоящего времени.
Два примера.

Собрание представителей детских организаций района.
Ведущая: "Ребята, вот вы - представители разных детских организаций: пионеров, скаутов и... и других организаций. Вы бы хотели объединится в одну?"
Встают "представители разных детских организаций" и с разной аргументацией говорят, что не хотят никуда объединятся.
Ведущая: "Ну, как же! Это же так здорово. Вы же на самом деле хотите! Мы же для этого и собрались!"
Посмеялись, разошлись.
Позже я узнал, что наша детская организация добровольно вошла в состав общерайонной детской организации... Дети были удивлены... я чуть меньше, но тоже...

Звонок на рабочий.
- Здравствуйте, надо привести 10 детей и фото-газету на слет детских организаций района.
- Кому?
- Что кому?
- Надо кому?
- Вам надо.
- Мне не надо!
- Нет, если надо мы можем и официальное письмо в школу написать...
- Не понимаю, это вы нас таким образом приглашаете, что ли?
- Ну да! Конечно! Там будет очень интересно, всякие приглашенные звезды, дискотека.
- Я спрошу у детей.
- Ну и методы работы у вас... странные.

Это означает, что детская организация - это профанация педагогической деятельности?...
Настолько же, насколько существование учителей-дилетантов от педагогички говорит о том, что школьная образовательная система - бессмысленна.

Вопрос в реализации!
Павел Широков ( Пользователь )
Я думаю, что детская организация -- вещь безусловно полезная в условиях школы и улицы. Она в какой-то мере смягчает вредное воздействие школьного и уличного воспитания, но не больше. Но чтобы не только смягчить, но и иметь положительный воспитательный баланс, это воздействие должно быть столь же сильным и мощным, как у Макаренко, например.
А теперь я спрошу: найдется хотя бы 1000 педагогов, могущих и желающих организовать 1000 коммун ФЭД? Боюсь, что нет. Боюсь, что и десятка не наберется. А значит, надеяться на сильную детскую организацию -- всё равно, что рассчитывать на выигрыш в лотерею.

Нужно хорошо понимать, что школа в воспитательном плане – это та же подворотня. От подворотни она отличается количеством детей на один квадратный метр. Чем плоха подворотня, т.е. уличные кампании? Да тем, что общение детей между собой в лучшем случае не имеет никакой воспитательной пользы. Ибо, какая польза может быть от пустой болтовни? В общем же случае общение детей между собой вредно и ни к чему хорошему не приводит, только к плохому.

При правильном семейном воспитании никакой школы, улицы, детской организации не нужно. Совсем не обязательно и родителям при этом быть талантливыми воспитателями. Достаточно водку не жрать, вести себя прилично, и не дать ребенку сесть себе на шею. Ну, с этим у большинства родителей всё в порядке. Только пока слишком мало родителей понимают, что для правильного воспитания ребенку или подростку нужно общаться с взрослыми, а вовсе не со своими ровесниками. Самое лучшее для воспитания, если это время будет равно нулю. А посылать своего сына в школу – это всё равно, посылать его ежедневно на два часа погулять у пивного ларька, «поучиться русскому устному».


С уважением, Павел.
Олег Чебан ( Пользователь )
(swan @ 12.09.2007, 16:31) <{POST_SNAPBACK}>
Странно... Не в первый раз встречаю, что предметность - многовекторный подход, а детская организация - всех строить под одну гребенку...
Мне как раз кажется, что свободы выбора в детской организации несколько больше, чем в классно-урочной системе.

Я говорил немножко не о том. Например, у нас в вузе существовало несколько кружков, приходили руководили и что-то говорили, приглашали. Все. Дальше студент сам делал выбор. Т.е. хочется сказать, что не надо строить по пионерскому принципу: все на линейку, будем слушать примеры из героического прошлого, наставления старшего товарища. А я не хочу слушать? Я хочу на речку, или в пионербол? Или в библиотеку? (пример из жизни в пионерском лагере)
Думаю, что активность нельзя привить. Для ее развития можно создать условая. Хотя можно и не создавать...
Для меня активность и деятельность - близнецы сестры. А стремление к деятельности - есть естественное стремление подростка. Но можно искоренить и его при желании...
...и будет во взрослой жизни с трудом осваивать элементарные умения коммуникации, организации, управления, которые могли бы быть освоены в непринужденной игровой обстановке в детстве.
Стремление к социальному творчеству наступает рано или поздно почти у всех людей. Но не у всех хватает навыка преобразовать стремление в деятельность. Социального навыка. Который формируется в процессе (извините за тавтологию) социального общения (коммуникации). А навык социальной коммуникации из книжек не вычитаешь...

Полностью согласен.
Ну, принебрежительное отношение учителей-предметников к учителям-воспитателям - тоже распространенное явление. Чем-то оно напоминает мне отношение общества к профессии учителя...
Воспитатель ГПД? Правильно! Тетенька выпасающая детишек после уроков!
Вожатый? Конечно! "Правильный и честный" мальчик (а чаще девочка), который кроме пары красивых лозунгов ничего и не знает.
Давайте представим себе картинку. Собирается школьный педсовет и (после анализа текущей обстановки в школе) все учителя думают, как достигнуть общей цели через свой собственный урок или занятие и какие еще необходимы действия повышения качества образовательного процесса. И так каждую неделю! Красивая картинка? А насколько часто ее можно наблюдать?
А вот в современных студенческих пед. отрядах эту ситуацию вполне можно наблюдать. Причем не только среди однофункциональных вожатых. К ним присоединяютя и физкультурники, и аниматоры, и профильные вожатые (в лагерях с профильными отрядами). Каждый к общей цели через свое направление, причем не суммой, а интеграцией.
Боюсь, что в школе единая картина мира растащена по кусочкам на разные предметы, которые с трудом пытаются собрать у себя на уроках и кружках наиболее образованные и совестливые учителя. А большинство и не пытается - в программу не заложено. Где ж ей бедной (картине-то) собраться, как не в непосредственной деятельности, востребующей предметные ЗУНы разных направлений? Через что ж ей собраться, как не через выбор этой деятельности?
И где же возможно это поле, в котором присутствует возможность выбора практической социально-направленной деятельности, реализующей такие потребности ребенка, как коммунакация, получение оценки, самореализация?
Риторический вопрос. Однако сравнивая (с точки зрения поставленного вопроса) классно-урочно-преметную систему и систему под названием "детская организация" берусь утверждать, что эффективность выше у второй.

То есть проблема в системе, а не в необходимости развивать активность?

Никогда не занимался воспитательной работой на прямую (отдельный разговор, надо ли вообще заниматься воспитанием напрямую?), поэтому Вас поддерживаю smile.gif
Может быть воспитатель как раз и возьмет в свои руки центр управления по разным направлениям, кружкам, секциям, организационные вопросы, даже административные, например, пригласить известного тренера по каким-то восточным гимнастикам, или учителя музыки, но не заменит их всех?
Отдельно про систему
Если я правильно понял, то Вы под прошлой системой подразумеваете пионерскую и комсомольскую организации в школах? Если я ошибаюсь, то дальнейший текст можно не читать...
Думаю, что не будет ошибкой разделить понятие системы на структуру системы и цель (идеологию) системы.
Рассматривая структуру, берусь утверждать, что она была очень демократична: система выборов, делегирования полномочий выбранным представителям, система коллективного планирования и отчета, высшим законодательным органом являлось общее собрание. С трудом себе представляю более демократичную структуру...
Теперь давайте посмотрим на идеологию. Декларация идеологии пионерской организации заключалась в законах пионеров.

(В разное время были разные варианты, но приведенный в цитате - наиболее распространенный.)
Пожалуй, кроме "готовится стать комсомольцем" и " предан... партии и коммунизму", все остальные законы вполне можно отнести к общечеловеческим или ученическим ценностям.
Теперь давайте более внимательно посмотрим, что значит "Пионер предан Родине, партии, коммунизму".

Это были только лозунги, намерения (маловероятно, что кто-нибудь действительно верил в реальный коммунизм) так и оставались лозунгами. А "хорошие" пионеры, комсомольцы были не лучше обычного ученика, но чтобы доказать обратное им нужны были "неправильные" плохиши, которых можно и нужно твердой комсомольской рукой наставить, а если потрбуется, то и согнуть на правильный путь, при этом мирно позевывая..
Конечно, если вы смотрите со стороны одного из них, и возможно даже действительно желающих кому-то помочь, то вам трудно будет понять другую сторону. Ну как например, министру учителя smile.gif
Вот и вся политика - учиться надо!
И это не мудрено - дети максималистичны. Пускать их раньше времени в политику - дело неблагодарное. Не репрессии же против детей проводить, когдаа они брякнут что-нибудь не то! Пусть пока учатся; подрастут, станут прагматичнее, обретут, что жалко потерять - тогда и поговорим о политике.
Однако система не работала! Не работала, так как декларируемые цели детей и цели, которые требовалось реализовывать взрослым отличались друг от друга до простивоположности.
Декларировалось - высшая власть общего собрания, а реализововалась решение дяди из райкома.
Реальная массовая деятельность была только там, где взрослые находили в себе мужество реализовывать декларируемые детские принципы и хитрость не вступать в конфликт с педагогической системой. Например, у коммунаров (однако, по понятным причинам, к сожалению, им так и не удалось выйти с задворок советской педагогики; хотя то, что они делали - уже, по тем временам, было очень много). Еще одним примером детской самодеятельности были школы с молодыми вожатыми-энтузиастами, которые умели проводить интересные мероприятия. В таких школах какая-то деятельность велась, но ее сложно назвать массовой и системной. Такие вожатые были сродни современным аниматорам, а системщиками их вряд ли можно назвать.
Поэтому берусь утверждать, что детских организаций, как массового явления, в советской школе не было. Числились - да, работали - нет. Пионер и школьник - были синонимами. Так что, если уж утверждать, что старая система была порочной, то эта была система школьного образования, а никак не система "детская организация".
Многое не изменилось и до настоящего времени.
Два примера.

Собрание представителей детских организаций района.
Ведущая: "Ребята, вот вы - представители разных детских организаций: пионеров, скаутов и... и других организаций. Вы бы хотели объединится в одну?"
Встают "представители разных детских организаций" и с разной аргументацией говорят, что не хотят никуда объединятся.
Ведущая: "Ну, как же! Это же так здорово. Вы же на самом деле хотите! Мы же для этого и собрались!"
Посмеялись, разошлись.
Позже я узнал, что наша детская организация добровольно вошла в состав общерайонной детской организации... Дети были удивлены... я чуть меньше, но тоже...

Звонок на рабочий.
- Здравствуйте, надо привести 10 детей и фото-газету на слет детских организаций района.
- Кому?
- Что кому?
- Надо кому?
- Вам надо.
- Мне не надо!
- Нет, если надо мы можем и официальное письмо в школу написать...
- Не понимаю, это вы нас таким образом приглашаете, что ли?
- Ну да! Конечно! Там будет очень интересно, всякие приглашенные звезды, дискотека.
- Я спрошу у детей.
- Ну и методы работы у вас... странные.

Это означает, что детская организация - это профанация педагогической деятельности?...
Настолько же, насколько существование учителей-дилетантов от педагогички говорит о том, что школьная образовательная система - бессмысленна.

Вопрос в реализации!

Вот видите какой "замечательный" пример работы сверху вы привели smile.gif
Виталий Лебедев ( Пользователь )
(oleg @ 12.09.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Т.е. хочется сказать, что не надо строить по пионерскому принципу: все на линейку, будем слушать примеры из героического прошлого, наставления старшего товарища. А я не хочу слушать? Я хочу на речку, или в пионербол? Или в библиотеку? (пример из жизни в пионерском лагере)

"А если я не хочу сейчас на математику, а хочу на биологию? Или в библиотеку?"

Это не пионерский принцип, а принцип организации деятельности лагеря. Пионерский принцип в том, что общее собрание пионерского коллектива решает, чем ему надо или не надо заниматься.
Вступая в тот или иной локальный социум (школа, лагерь, подворотня) человек автоматически принимает на себя ответственность за соблюдениее норм этого социума. Если человек не готов к выполнению этих норм, то лучше ему и не вступать в него. Иначе конфликт неизбежен.
В условиях лагеря коллективность - норма, обусловленная ограниченным количеством взрослых (вожатых).
Представьте, все на волейбол, а Вы на речку. Куда идти вожатому? Пусть он "неправильный" вожатый и отпускает Вас на речку. Как Вы ддумаете, что скажут после этого ему Ваши родители (а тем более, если с Вами там что-нибудь случится).
Однако есть лагеря, в которых это возможно, когда ребенку предоставляется очень широкий выбор куда пойти и чем занимааться, но...
- выбор все равно не бесконечен,
- ресурсное обеспечение таких лагерей существенно выше, чем 2 вожатых на 25 детей.

Чем принципиально отличается кружковая работа от работы детской организации? Тем, что можно начинать с ограниченного количества видов деятельности, постепенно увеличивая их число и тем, что в результате САМОдеятельности, САМОорганизации и САМОуправления не треуется количество взрослых равное количеству осуществляемых видов деятельности.
(Запустил направление, наладил самообучение - можно браться за другое.)
Второе преимущество детской организации - в интегративности предметных направлений (ну, не получится выпускать газету без ЗУНов по иноформатике, русскому и литературе!).
Третьее - в том, что далеко не все сферы жизни охвачены предметными програмами.
Четвертое (не всегда, но в большинстве) - в совершенно другой мотивации относительно уроков. Не хочу - не участвую, а что бывает за прогул урока рассказывать не буду.


(oleg @ 12.09.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть воспитатель как раз и возьмет в свои руки центр управления по разным направлениям, кружкам, секциям, организационные вопросы, даже административные, например, пригласить известного тренера по каким-то восточным гимнастикам, или учителя музыки, но не заменит их всех?

Мне всегда кажзалось, что это задача администратора школы - организовать взаимодействие всех учителей, кружководов, тренеров и так далее в единый колективв, преследующий единую цель, работающий на единый результат (и не абстрактный, а вполне конкретный).

Если цели учителя музыки и тренера ссовпадают с целями детей, то их смело можно назвать членами детской организации. В остальных случаях они - консультанты. ЗУНы, полученные на их занятиях используются в деятельности организации, их же мировозрениее остается при них.
(Сейчас выскажу крамольную вещь...) Взаимодействие с приглашенными специалистами объект-субъектно (где объект - это эти специалисты, а субъек - ребенок). Чтобы отношениея перешли в субъект-субъектные тренер и учитель должны войти в систему, то есть принять нормы локального социума - детской организации.
Вы правы в том, что функция связи с консульатнами, как правило проще выполнить взрослому, чем ребенку.


(oleg @ 12.09.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
А "хорошие" пионеры, комсомольцы были не лучше обычного ученика, но чтобы доказать обратное им нужны были "неправильные" плохиши, которых можно и нужно твердой комсомольской рукой наставить, а если потрбуется, то и согнуть на правильный путь, при этом мирно позевывая..


Моя практика пионера 80-х показывала мне совершенно иные картинки (может повезло так просто?).
Отношение к пионерам (тогда их называли активисстами, так как прионерами были вссе) со стороны сверстников в средней школе было от снисходительного (вот дураки, занятся им нечем, вместо того, чтобы в футбол гонять, по подъездам тусить и стенка на стенку ходить они с малышней возятся, макулатуру собирают и музыкально поэтические композиции (тогда - агитки) стаят) до агрессивоного (за галстук на шее можно было поэтой шее запросто получить).
Не помню ни одного случая, чтобы мы кого-то разбирали, а тем более наказывали (не было у нас такой власти) (малышня, макулатурка, агитки, газетки), Зато эта власть была у учителей, которой многие и пользовались: "Вас сын получил двойку - это не достойно пионера!".
Были, конечно, и среди активистов зарвавшиеся товарищи. (Власть (пусть даже формальная) портит людей, а тем более, когда эту власть поддерживает часть взрослых, однако как-то недолго они оставались активистами.) Может быть не утруждавшие себя малышней, макулатуркой и газетками именно по ним судили о советской пионерской организации в школе? Впрочем, не помню, чтобы их и среди активистов особенно жаловали.
Не исключаю, что мне просто повезло на взрослых людей...
Не исключаю, что 80-е был особым периодом...
Однако никто из сверстников, ругающих школьную пионерию ни разу не привел мне примера из жизни, когда кто-либо подвергся репрессиям со стороны пионерской организации (а не со стороны завуча от лица пионерской организации).
(oleg @ 12.09.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
...то вам трудно будет понять другую сторону. Ну как например, министру учителя smile.gif

Согласен, трудно. Также мне трудно понять пятиклассника, который говорит, что ему интересно играть в спектакле, а выпускать газету не интересно. Точнее понять могу, принять, как мнение не могу.
Поэтому помогаю ему стать успешным и в театральной деятельности, и в газетной, а потом (через пару-тройку лет) возвращаюь к этому вопросу.
Удивительно..., но интересы многих меняются.

(oleg @ 12.09.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Вот видите какой "замечательный" пример работы сверху вы привели smile.gif


Однако это пример говорит о несостоятельности ряда чиновников, а не о несостоятельности идееи детской организации.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
(Павел Широков @ 12.09.2007, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
А теперь я спрошу: найдется хотя бы 1000 педагогов, могущих и желающих организовать 1000 коммун ФЭД? Боюсь, что нет. Боюсь, что и десятка не наберется. А значит, надеяться на сильную детскую организацию -- всё равно, что рассчитывать на выигрыш в лотерею.

Если не ставить задачу по подготовке таких педагогов - то, конечно, никогда не наберется...

(Павел Широков @ 12.09.2007, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
Нужно хорошо понимать, что школа в воспитательном плане – это та же подворотня.

Ох, Павел Маркович... Даже не знаю, что ответить... Может быть Вашим детям просто со школой не повезло?

(Павел Широков @ 12.09.2007, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
Достаточно водку не жрать, вести себя прилично, и не дать ребенку сесть себе на шею.

Боюсь, что Вы слишком сильно сузили круг родительских обязанностей... Этим можно объяснить и возникновение Вашего следующего тезиса:
(Павел Широков @ 12.09.2007, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
...для правильного воспитания ребенку или подростку нужно общаться с взрослыми, а вовсе не со своими ровесниками.

Вы уверены, что за 300 лет со времени Локка ничего в обществе и педагогике в частности не изменилось?
Олег Чебан ( Пользователь )
(swan @ 13.09.2007, 04:04) <{POST_SNAPBACK}>
"А если я не хочу сейчас на математику, а хочу на биологию? Или в библиотеку?"

Просто замечательно! И своей учительской практики. Работая в школе, столкнулся с тем, что информатика интересна 4-5 учащимся из 20-ти. Теперь преподаю спец.предметы в колледже, и что вы думаете? Цифра не изменилась, и это при том, что колледж платный, т.е. дети сами выбрали специальность, сами (родители) и оплачивают. Странно.Если ребенку нравиться биология, то пусть идет на биологический кружок. Просто.
Это не пионерский принцип, а принцип организации деятельности лагеря. Пионерский принцип в том, что общее собрание пионерского коллектива решает, чем ему надо или не надо заниматься.
Вступая в тот или иной локальный социум (школа, лагерь, подворотня) человек автоматически принимает на себя ответственность за соблюдениее норм этого социума. Если человек не готов к выполнению этих норм, то лучше ему и не вступать в него. Иначе конфликт неизбежен.

А если с нормами что-то не так? Болен коллектив? Не лучше ли честно выполнять свои обязанности, а на обеде не заходить в учительскую, а пойти и почитать на солнышке газетку? smile.gif Причем, я никоим образом не хочу нарушить никакие коммуникативные нормы. Я их просто не приемлю.
В условиях лагеря коллективность - норма, обусловленная ограниченным количеством взрослых (вожатых).
Представьте, все на волейбол, а Вы на речку. Куда идти вожатому? Пусть он "неправильный" вожатый и отпускает Вас на речку. Как Вы ддумаете, что скажут после этого ему Ваши родители (а тем более, если с Вами там что-нибудь случится).
Однако есть лагеря, в которых это возможно, когда ребенку предоставляется очень широкий выбор куда пойти и чем занимааться, но...
- выбор все равно не бесконечен,
- ресурсное обеспечение таких лагерей существенно выше, чем 2 вожатых на 25 детей.

Чем принципиально отличается кружковая работа от работы детской организации? Тем, что можно начинать с ограниченного количества видов деятельности, постепенно увеличивая их число и тем, что в результате САМОдеятельности, САМОорганизации и САМОуправления не треуется количество взрослых равное количеству осуществляемых видов деятельности.
(Запустил направление, наладил самообучение - можно браться за другое.)
Второе преимущество детской организации - в интегративности предметных направлений (ну, не получится выпускать газету без ЗУНов по иноформатике, русскому и литературе!).

Очень спорно. Я, например, не представляю как некоторые учителя работают только по одному учебнику, например Макаровой (неплохой учебник). Учитель должен знать хотя бы чуточку больше, чем тот кого он учит. К тому же, есть множество неординарных примеров написания учебных пособий, когда идут от общего к частному, или наоборот, доказывают, что через частное познается общее (скрытно так сказать). Т.е. хочется сказать, что универсальные ограничения ограничивают не универсальных учителей. Ну вот, и я за каламбурил smile.gif
Третьее - в том, что далеко не все сферы жизни охвачены предметными програмами.
Четвертое (не всегда, но в большинстве) - в совершенно другой мотивации относительно уроков. Не хочу - не участвую, а что бывает за прогул урока рассказывать не буду.
Мне всегда кажзалось, что это задача администратора школы - организовать взаимодействие всех учителей, кружководов, тренеров и так далее в единый колективв, преследующий единую цель, работающий на единый результат (и не абстрактный, а вполне конкретный).

Если цели учителя музыки и тренера ссовпадают с целями детей, то их смело можно назвать членами детской организации. В остальных случаях они - консультанты. ЗУНы, полученные на их занятиях используются в деятельности организации, их же мировозрениее остается при них.
(Сейчас выскажу крамольную вещь...) Взаимодействие с приглашенными специалистами объект-субъектно (где объект - это эти специалисты, а субъек - ребенок). Чтобы отношениея перешли в субъект-субъектные тренер и учитель должны войти в систему, то есть принять нормы локального социума - детской организации.

Придется сказать и мне крамольную мысль smile.gif
Не знаю как там с субъектами и объектами. Но порядочный учитель учит одному, сектору ограниченному своей профессиональной деятельности, как бы подмножество из многообразного множества, называемого - Жизнь. А хороший тренер открывает перед ребенком совсем другие врата. Честное слово, помню как в далекие студенческие мы впервые попали (случайно) на тренировки по ушу к воодушевленному, влюбленному в этот вид спорта, тренеру. Это было такое откровение, перед нами открылись такие врата восприятия природы, себя и первое касание мудрости.. Понимаете? Т.е. современному ученику одного педагога мало. Ну а если он (один) еще и возьмет на себя обязанности по думанию за него, то боюсь, что ученик на выходе будет ограничен по определению.
Вы правы в том, что функция связи с консульатнами, как правило проще выполнить взрослому, чем ребенку.
Моя практика пионера 80-х показывала мне совершенно иные картинки (может повезло так просто?).
Отношение к пионерам (тогда их называли активисстами, так как прионерами были вссе) со стороны сверстников в средней школе было от снисходительного (вот дураки, занятся им нечем, вместо того, чтобы в футбол гонять, по подъездам тусить и стенка на стенку ходить они с малышней возятся, макулатуру собирают и музыкально поэтические композиции (тогда - агитки) стаят) до агрессивоного (за галстук на шее можно было поэтой шее запросто получить).
Не помню ни одного случая, чтобы мы кого-то разбирали, а тем более наказывали (не было у нас такой власти) (малышня, макулатурка, агитки, газетки), Зато эта власть была у учителей, которой многие и пользовались: "Вас сын получил двойку - это не достойно пионера!".
Были, конечно, и среди активистов зарвавшиеся товарищи. (Власть (пусть даже формальная) портит людей, а тем более, когда эту власть поддерживает часть взрослых, однако как-то недолго они оставались активистами.) Может быть не утруждавшие себя малышней, макулатуркой и газетками именно по ним судили о советской пионерской организации в школе? Впрочем, не помню, чтобы их и среди активистов особенно жаловали.
Не исключаю, что мне просто повезло на взрослых людей...
Не исключаю, что 80-е был особым периодом...
Однако никто из сверстников, ругающих школьную пионерию ни разу не привел мне примера из жизни, когда кто-либо подвергся репрессиям со стороны пионерской организации (а не со стороны завуча от лица пионерской организации).

Вы не обижайтесь. Наверняка так и было, как вы пишите. Просто уже не повезло мне smile.gif
Я помню интересную газету "Пионерская правда", в свое время ее читали все.
Но помню и репресии со стороны пионервожатых (в пионерлагере), когда парень носил патлы (длинные волосы, наверное хиппи?) и нательный крестик. Вы даже не представляете как на него обрушились все. Потом он уехал, но мне почему то врезалось в память - Он один и против всех! правильных и честных. Он спокоен - они разъяренные?
Согласен, трудно. Также мне трудно понять пятиклассника, который говорит, что ему интересно играть в спектакле, а выпускать газету не интересно. Точнее понять могу, принять, как мнение не могу.
Поэтому помогаю ему стать успешным и в театральной деятельности, и в газетной, а потом (через пару-тройку лет) возвращаюь к этому вопросу.
Удивительно..., но интересы многих меняются.
Однако это пример говорит о несостоятельности ряда чиновников, а не о несостоятельности идееи детской организации.

Конечно так. Не судите слишком серьезно о моих высказываниях, в воспитательной работе я не дока. Просто пытаюсь отвечать за другую сторону, как там видится воспитательная деятельность.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+