Личный кабинет

Обобщение форума 1.

Самоопределение учителя в целях и содержании образования
Андрей Тихов ( Пользователь )
Немного статистики

Темы:
Всего 11 тем форума содержат 348 сообщений и около 7600 просмотров.
Наиболее популярные ветки:
"Что остаётся, когда всё выученное забыто" - 89 сообщений, 2036 просмотров.
"Зачем мы встречаемся с ребятами на уроке и в школе?" - 82 сообщения, 1836 просмотров.
"Вуз или ПТУ?" - 58 сообщений и 1400 просмотров.
"Цель образования школы - только образование?" - 46 реплик, 610 просмотров.
"Что меня не устраивает в стандартах образования?" - 35 реплик, 999 просмотров.
Андрей Тихов ( Пользователь )
География форума:
1. Республика Башкортостан
2. Республика Татарстан
3. Республика Удмуртия
4. Чукотский АО
5. Ямало-Ненецкий АО
6. Саха (Якутия)
7. Алтайский край
8. Краснодарский край
9. Красноярский край
10. Ставропольский край
11. Белгородская область
12. Вологодская область
13. Воронежская область
14. Ивановская область
15. Кемеровская область
16. Ленинградская область
17. Москва
18. Нижегородская область
19. Новосибирская область
20. Оренбургская область
21. Омская область
22. Самарская область
23. Томская область
24. СНГ
25. Канада
Андрей Тихов ( Пользователь )
Обобщения и выводы из рассуждений:
«Что остаётся, когда выученное забыто?»
Инициирующее сообщение: «Может быть, мы попробуем на этой ветке определиться с реальным минимумом образования».

Все основные мнения участников касались прежде всего целей и содержания образования в целом. Вот несколько примеров:
Я согласна с тем, что школа должна, прежде всего, научить умению учиться. Желание учиться должно стать привычкой. И обязательно нужно учить самостоятельности. Наталья Николаевна Мартыненко (Краснодарский край)
…ставить вопрос о том "что могут поднять вообще все ученики" неправильно. Т.е. поставить можно, но в ответе получится такой минимум, что и образования никакого не останется. Вадим Дмитриевич Семенов (Новосибирская обл.)
Моей целью было поднять такую тему для обсуждения - что мы растим в школах - физиков, программистов, писателей или личность, которая, раскрыв свои возможности, соотнеся со своими желаниями и нуждами общества, сможет реализовать себя, добиться успеха в своей жизни! И как тут без целенаправленного присвоения социокультурного опыта всего человечеств? Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова (Башкортостан)
…важный вопрос современного образования - реалии видеть, понимать и работать с ними. Владимир Михайлович Заборников (Томская обл.)
Для кого-то обязательный минимум - программа начальной школы, причём сильно усечённая. Читать (хоть и по слогам), писать (хотя бы и жутко безграмотно), считать (хотя бы при помощи калькулятора). Всё. Есть люди, которые действительно с этим живут.Для другого - это начала (основы) знаний по нескольким предметам плюс очень серьёзное углубление в одну дисциплину, а то сразу и в специальность. Для третьего - и всей школьной программы мало будет
За время обучения должно сформироваться логическое мышление, а также должны сложиться предпосылки для научного склада ума. После этого не столь важно, куда пойдёт учиться выпускник (или вообще не пойдёт), - важно, что он имеет возможность продолжить образование там, где ему захочется. Сергей Игоревич Райский (Москва)


Попытка конкретизировать СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТОВ не дала ожидаемого результата:

После курса русского языка и литературы в школе, когда всё выученное забыто, должны остаться навыки грамотного письма, правильной и хорошей речи, умение читать и понимать текст в его устной или письменной речи. Этого достаточно? Для минимума? Цель - достижение этого минимума + ну, скажем так: умение видеть структуру предмета, взаимозависимость отдельных его частей, умение видеть предмет в его целостности. Тихов Андрей Николаевич (Белгородская область)
…самое главное - научить ребенка ориентироваться в жизни, но при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Анна Владимировна Борисова (Белгородская обл.)
Ребенка в процессе учения следует развивать, не ждать, когда он сам разовьется, а помогать ему формировать общие способности. учитель должен давать столько, сколько может, а ученик пусть возьмёт столько, сколько может взять…Валентина Владимировна Князева Оренбургская обл.

Остается умение мыслить, принимать решение и умение на практике применить научные знания. Татьяна Васильевна Николаева (Ленинградская обл.)
Если многое забывается, то тем более нужно как можно больше учить, чтобы многое оставалось в памяти. Татьяна Николаевна Щеголева (Белгородская обл.)
Содержание учебного предмета должно определятся уровнем развития науки, определяющим этот предмет востребованностью обществом определенных знаний в этой области. Ринат Рамилович Сулейманов (Башкортостан респ.)

Итак, практически каждый учитель, участник форума САМООПРЕДЕЛИЛСЯ в приоритетных ЦЕЛЯХ и в собственном понимании СОДЕРЖАНИЯ образования.
В качестве конкретных РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ по существующему вопросу можно выделить следующие реплики:
Вам не кажется, что школа не учит главному - умению учиться?
Скорее наоборот, тяга к учению отбивается прямо-таки профессионально у большинства школьников. В начальной школе, к примеру, чему только не учат - от иностранного языка до десятичных дробей, а многие элементарные вещи, например, как выделение главного в тексте, навыки сравнения и т.п., почему-то отсутствуют у большинства... Ольга Эдуардовна Демидова (Иркутская обл.)
В идеале изучение русского языка как самого для нас и наших детей близкого должно позволить в будущем выучить быстрее любой другой язык, а ОБЖ спасет жизнь во внештатной ситуации. Что-то подобное тому, как, освоив один текстовый редактор, мы сможем, потратив некоторое время на изучение специфического меню, работать в любом другом, переняв раз и навсегда основные принципы и приемы... Можно ли довести до такого идеала каждый школьный предмет? Вероятно, тогда и остаточных знаний будет больше... Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова (Башкортостан)

…как сказал, по-моему, Лихтенберг, "когда начнут учить не ЧТО думать, а КАК думать - исчезнут всякие недоразумения". Сергей Николаевич Постников (Томская обл.)
Не важнее ли освоить умение РАБОТАТЬ, - ведь если учиться могут помочь учителя и разные курсы повышения, подготовки-переподготовки и прочая (хотя и небесплатно), то помогать работать никто не станет ни бесплатно, ни за деньги? …Современная школа ДОЛЖНА выполнять свою миссию как социального института - формировать у молодых людей "умение найти себе достойную работу и средства обучиться ей". Школа должна воспитать "смирение" с тем, что трудиться необходимо, причем, качественно, и должна научить находить работу по душе и осваивать и исполнять ее в совершенстве. Андрей Юрьевич Бахтин (Татарстан респ.)
Короче говоря, полагаю, единственно возможный путь - введение дифференцированного обучения, где уровни и глубина постижения дисциплин зависят от ряда факторов. Сергей Игоревич Райский (Москва)
Андрей Тихов ( Пользователь )
«Зачем мы встречаемся с ребятами на уроке и в школе?»
[color=#FF0000]Инициирующее сообщение:

«Иногда, приходя в школу и не получая удовольствия от проведённых уроков (что-то пошло не так), каждый из нас задумывался над этим вопросом: Зачем? Безусловно, всегда находился ответ или ответы, типа "Кто же, если не мы?", "Мы в ответе за тех, кого приручаем", "Это наша миссия - воспитывать гармонично развитую личность" и т.д. и т.п. .
Но... Какова же конечная цель обучения? Что мы должны предвидеть на выходе? К чему стремиться? И главное, как это реализовать? Вопросов много... Ответы мы сможем найти только вместе, если захотим...
А захотим ли?»

Обобщения и выводы из рассуждений:
Дети приходят в школу ОБЩАТЬСЯ. Получается , что так. На выходе человек способный самоопределяться, саморазвиваться, само-... Григорий Григорьевич Ищук (Ивановская обл.)

За себя скажу, что прежде всего прихожу для того, что бы понять их и показать им что-то новое. ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ! …для того чтобы направить. Денис Викторович Анищенко (Алтайский край)
Я бы назвал конечной целью любого обучения - донести основы какого-либо знания до слушателя и, самое главное, научить его эффективно учиться самостоятельно в этом направлении. Кирилл Вячеславович Гольцов (Москва)
А мне кажется, что мы идем в школу, как на золотые прииски - найти "звездочку", отработать с ней по полной и порадоваться ее успехам. Может быть, для этого мы и идем в школу, чтобы через общение, через обучение, через ругань, через общие огорчения от неудач и проч. и проч. и проч. , подготовить-таки себе смену, вырастить из общего количества учащихся единицы своих будущих единомышленников. Анатолий Александрович Ремнев (СНГ)

1 Скорее всего для себя. Мне интересно среди них, мне интересно преподавать свой предмет.
2 Познание таинства перехода от незнания к знанию - удивительное состояние.
3 Люблю настырных и неуступчивых и любопытных, стремящихся к самореализации через предмет.
Перед нами проходит еще одно таинство: первое увлечение и первая любовь счастливые и грустные глаза, а это дает нам какой-то заряд энергии и мы не чувствуем среди них пожилыми, старыми. Дети делятся с нами своей красотой и молодостью (получилось как в страшилках про вампиров), главное, чтобы и мы отдавали им частичку себя, своей мудрости. Владимир Валентинович Добровольский (Нижегородская обл.)

Дети приходят на урок из-за того, что, ежели они этого не будут делать, их ждут известные неприятности. Если бы им сказали, что в школу можно не ходить и за это ничего не будет, то в школу более или менее регулярно посещало 20%, я думаю. А принудительное обучение мало того, что непривлекательно, но и до маразма неэффективно. Павел Маркович Широков (Москва)
Дети приходят в школу, чтобы встретиться с другим человеком. Хоть одноклассником, хоть учителем... Чтобы научиться с ним общаться и обращаться... Чтобы научиться жить среди людей... Среди РАЗНЫХ людей... Значит ли это, что мы приходим в класс и на урок, в сотый раз повторяемый, чтобы САМОМУ чему-то научиться, ударяясь о детей, которые год от года разные?. Значит ли это, что школа не для ученика, и не для учителя в отдельности, а для саморазвивающейся и пересамоопределяющеся пары "ученик-учитель"? Какой храм без священника и паствы? Какой театр без актера и зрителя? Владислав Иванович Редюхин (Москва)
Ну, я не знаю, зачем я это делаю ежедневно... Ну,... знаете, есть такая упаковка полиэтиленовая для радиоаппаратуры... с воздушными пузырьками.. Сидишь и жмешь пальцами на эти пузырьки (истинно бездарное убивание времени). Методично так жмешь, последовательно, даже по некоторой схеме, абсолютно не думая ЗАЧЕМ... В основном, лопаются - некоторые нет. Но в целом, чувствуешь себя счастливым. Как минимум, получающим удовольствие. Вот. А в школе бывает ещё и польза какая-то. Роман Валерьевич Наливкин (Воронежская обл.)

То есть выходит, что... мы ходим в школу не только заинтересовывать, но и пытаться определиться самим: стоит ли учить кого-то или не стоит, если некий ученик или группа учеников не хочет учиться? Мы ходим, чтобы дифференцировать, выявлять - хотя сами и не понимаем: зачем всё это нужно. С другой стороны - мотивация. Формирование мотивации. Снова у кого-то, кто не хочет, мы пытаемся сформировать то, чего он не хочет. Смысл? Так надо! Иначе я не буду хорошим учителем. Опять самоопределение, которым сами себя загоняем в неудобные для нас самих же рамки. Как тесная и неудобная обувь - больно, тяжело, но носить-то больше нечего.А может, просто работать ходить в школу? Может, бросить высокопарные слова и просто ходить на работу. Выполнять свой план? Мы приходим в школу БОЛЕТЬ за себя, за учеников, за образование в целом...

Мы не можем, в большинстве своем, нигде больше самореализоваться. Мы сами ограничиваем себя той средой, где нам легче. И идем по пути наименьшего сопротивления. Возможно, (про диагноз) мы относимся к той категории людей, которые на подсознании находят благоприятную среду именно в детских коллективах. В них обмен энергиями, как положительными так и отрицательными протекает более интенсивно, нежели в другой области деятельности человека. Я боюсь вашего гнева, если выскажусь, что процесс познания идет через стресс, (лучше креативный стресс). Приходя на урок, мы его провоцируем, хорошо, если возникающий стресс несет положительные эмоции учащихся. Тогда и мы дарим в ответ свои положительные эмоции. Вы никогда не замечали, что мы слышим, не что говорят, а как говорят. В результате, дети чаще воспринимают наши эмоции во время урока, нежели информацию, которую мы пытаемся до них донести. Т.е. мы отдаем свой позитив в обмен на их. В худшем случае, наш негатив мы обмениваем на их негатив. Это лишь условия, при которых они тянутся к нам, друг к другу и мы тянемся к ним. А суть все-таки в совместной деятельности, раскрывающей их и наши возможности, способности, формирование мироощущения, при котором "я свой среди чуждого и изменяющегося мира, а мир принимает меня как своего, но при условии, что меняюсь и я". Владимир Валентинович Добровольский (Нижегородская обл.)

И наконец, последнее:

Но всегда ли помним мы об этом, замотанные, в ситуации вечного стресса?
Мне часто вспоминается один рассказ такого ребенка-второгодника. Они пришли с ребятами в гости к нашей детской организации. И он, подшучивая по-доброму над собой, говорил, что не учился, оставался на второй год до встречи с УЧИТЕЛЕМ! Вот не хочу я идти в школу, остался дома, звонок. "Надо срочно идти репетировать, новый конкурс". И я беру гитару и иду в школу, хотя отлично понимаю, что нет конкурса, что просто надо идти учиться! Анна Владимировна Борисова (Белгородская обл.)

Рекомендации и предложения участников форума:

А сделать это, на самом деле, очень просто - заинтересовать - иными словами, рассматривать темы и давать задания исходя из позиции предпочтений большинства... Кирилл Вячеславович Гольцов (Москва)
Не надо стараться делать из маленькой личности что-то сверхумное,просто необходимо растить их внутренний мир при помощи знаний и собственной души… Только увлечённый сам может увлечь других. Фания Габбасовна Мурзаханова (Татарстан респ.)
Можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:
1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
2.Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика. Ирина Юрьевна Шлома (Оренбургская обл.)
Постоянно нужна психологическая (истинная) помощь ученикам.
Не важно - первоклассник или ближайший выпускник. Всем требуется помощь и поддержка. Владимир Михайлович Заборников (Томская обл.)
А разве только ученикам? Но и учителям тоже. а может быть в первую очередь. ведь мы живем в постоянных условиях стресса, гонки! Анна Владимировна Борисова (Белгородская обл.)
Андрей Тихов ( Пользователь )
Ещё одна возможность профессионального самоопределения…учителя? Ученика?
«Вуз или ПТУ?»


Инициирующее сообщение:
В этой ситуации люди без высшего образования, троечники средней школы зачастую оказываются более востребованы обществом и успешны, чем отличники-медалисты. Причем, востребованы в качестве топ-менеджеров, министров, президентов.
Я считаю, что для детей ближайших поколений (хотя бы на 10-20 лет) главной целью образования (включающего школьное, но не исчерпывающегося им) должно* стать достижение экономической самостоятельности, экономической независимости.
И тогда достойной задачей системы образования стало бы – помочь человеку научиться стать и быть самостоятельным. С тем, в частности, чтобы вопросы своего дальнейшего образования он решал сам. Без подсказок и навязывания. Сергей Михайлович Возчиков (Чукотский АО)


Обобщения и выводы из рассуждений:
Полностью согласен, с одной лишь поправкой, что современное высшее образование уже настолько переориентировалось в сторону конъюнктуры рынка, вернее, оно само сформировало этот нездоровый спрос (ну где нужно столько экономистов высшего звена? или психологов, которые уже в 20 лет становятся "мудрецами" жизни?), что потеряло связь со всякой реальностью…Олег Олегович Чебан (Кемеровская обл.)
Лозунг экономической независимости детям 13-14 лет(9 класс) в корне неверен!
Только после средней школы, после 18-20, да и то лучше обеспеченной учебой, льготном образовательном кредитом можно получить истинную "независимость", хотя я бы скорее ратовал за полноценность ЛИЧНОСТИ, КВАЛИФИКАЦИЕЙ, обученностью, КУЛЬТУРОЙ человека, а не погоней за случайным длинным рублем вынужденных трудиться, где придется. Нет, заманиванию, "безмозглых на час" и тем решения проблемы найма дешёвой, разовой (не надо - выбрось!) рабской рабсилы! Сергей Игоревич Галаган (Москва)
Я считаю, что стремление быть само-стоятельным, само-деятельностным, это имманентное свойство человека, которое сегодняшняя школа старательно и успешно выкорчевывает. И если человек не хочет быть "выкорчеванным", он покидает пространство школы. При этом он физически может присутствовать на уроке. Но "личностно" он совсем в другом месте.
Таким образом, происходит массовая растрата единственного невосстановимого ресурса - времени жизни. А поскольку, в широком смысле "время - деньги", то происходит массовое растранжиривание общественного капитала. И то, что транжира-школа сама от этого ничего хорошего не имеет, ситуации не меняет. Сергей Михайлович Возчиков (Чукотский АО)

Массовая растрата времени жизни - несомненно, растрата капитала - тоже верно. Но школа в любом случае не проигрывает. Она не транжирит, она не имеет эти ресурсы. Как можно транжирить то, чего нет? Дайте финансовую и экономическую независимость школе - увидите, как всё поменяется. Сделайте "серые" капиталы школы прозрачными, не давите на директоров, которые умеют преувеличивать этот капитал (в том числе и интеллектуальный) - неужели мы все думаем, что в школе так плохо?

Новое поколение хочет быть востребованным и жаждет даже этого. Надо дать им направление и только направлять, а двигаться и приносить результаты это будет. Денис Викторович Анищенко (Алтайский край)
Хорошее ПТУ лучши десятка плохих ВУЗов. Современные ученики это понимают лучше нашего. По письмам из-за бугра, тамошние выпускники школ больше стремятся в ПТУ (правда там иное название), чем в ВУЗы. Григорий Григорьевич Ищук (Ивановская обл.)

Выходит, что наше время больше требует выпускников ПУ, грамотных специалистов и квалифицированных рабочих, нежели выпускников вузов…

Скажите, может ли быть грамотным, квалифицированным рабочий, если общее образование (бесплатная составляющая) в ПУ ликвидирована и остаётся только профессиональное( мастерские, например). Елена Александровна Лямина (Татарстан респ.)

Рекомендации и предложения участников форума:
Сегодня нужно смотреть реально на сложившуюся ситуацию не только на рынке труда, но и в экономике, особенно на возрастающий спрос и недостающее предложение. Вот тут, я надеюсь, может выступить на первый план качественное среднетехническое образование, серьезные профильные вузы…
Есть еще выход: зарабатывай сам, причем в не зависимости от полученного, недополученного образования. А пенять на то, чтобы платили больше, так и будут больше платить, когда работать будет некому, или с щедрого позволения Государства приглашать совсем бесплатную рабочую силу из-за рубежа. С работодателем нужно выстраивать отношения самостоятельно, или открывать сувенирную лавку, пекарню, разрабатывать туристические маршруты… Даже кажется, что и в ПТУ, ССУЗе должны это понимать, не готовить под конкретный день и конкретный работающий завод фрезеровщика, это его (завода) забота в подготовке кадров, хочет получить квалифицированных специалистов - изучай и анализируй соседние ПТУ, плати и делай заказ.
Сегодня нужна гибкость, и держать обеими руками специалистов широко профиля: в этом году ведет матанализ, в следующем основы программирования, а через три года переучивается на ведение основ бухучета. Другого выхода не вижу. Олег Олегович Чебан (Кемеровская обл.)
Всеобщее среднее можно было бы приветствовать, если одновременно:
1. Школьные предметы стали бы необязательными в ПТУ и тезникумах.
2. Начальное и среднее профессиональное образование без школьных предметов тоже считалось бы тем самым "полным средним", которое теперь является обязательным.
Ну, на основе профилизации старшей школы и "технического профиля" в ПТУ/техникумах, в котором традиционные школьные предметы проходят на минимальном уровне, наверное, можно построить почти правильную систему образования. Только что-то это направление вяло развивается, по крайней мере, нормативно и законодательно. А так - было бы неплохим выходом из сложившейся ситуации. Вадим Дмитриевич Семенов (Новосибирская обл.)
Средние профильные классы на профессии среднего и нижнего рабочего звена в колледжах (СПТУ) - вполне разумный выход, только не надо их обитателей загонять экзаменами заведомо в лифт ведущий не просто вниз, а вниз навеки, в образовательный тупик! Сергей Игоревич Галаган (Москва)
ПУ предъявляют свои возможности в обучении специалистов, а так называемые местные заводы делают заказ и тем самым ведется софинансирование тех или иных специальностей? Тут и стимул у ПУ подготавливать квалифицированных специалистов Олег Юрьевич Фомин (Татарстан респ.)

Без интеграции: производство-экономика-образование ничего у нас не получится? Выходит, без интеграции: вуз-ПУ государство так и будет латать дыры в собственном бюджете и кадрах?
Андрей Тихов ( Пользователь )
«Цель образования школы - только образование?»

Инициирующее сообщение:
Если цель образования - образовывать, учить и так далее (можно продолжить синонимический ряд). То стоит ли распыляться ещё и на воспитание и развитие? Стоит ли школе навязывать и спихивать проблему воспитания, если само общество, СМИ, да и государство этим не намерены заниматься?

Обобщения и выводы из рассуждений:

Я считаю, что воспитание это в первую очередь функция родителей. Школьный учитель, у которго 30 душ и который видит их несколько часов в неделю родителей никак заменить не сможет. Школа в первую очередь должна предоставлять то, что родители дать не могут, т.е. обучение. Родители не являются специалистами во всех предметах. Что никак не запрещает обеим сторонам работать в зоне ответственности друг друга, родителям -- учить, учителям -- воспитывать. Но в качестве дополнительной задачи, по мере возможностей. Ставить несвойственные функции в качестве основной задачи значит использовать ресурсы не по назначению. Вадим Дмитриевич Семенов (Новосибирская обл.)

Школа - пожалуй, единственный оставшийся в руках государства инструмент (социальный институт), позволяющий реализовать дисциплинарную функцию( воспитание ). Как же им не воспользоваться? Константин Дмитриевич Уляшев (Татарстан респ.)

Учитель, значит, обучает, а родители воспитывают. Все правильно, только есть один маленький нюанс: учитель обучает не на дому, а в школе. А школа отнюдь не нейтральна к воспитанию, а просто опасна для него. Любой отец должен знать, что отдавая сына в школу, он рискует его воспитанием. Павел Маркович Широков (Москва)
Хочет того учитель или нет, он ребёнка всё равно воспитывает (хорошо, если не навредит). Кто-то прививает детям инициативность, ответственность, внимательность и т.д. и т.п., а кто-то отбивает всякое желание инициативу проявлять и "своё суждение иметь". Но вообще-то мне всегда кажется странным, что основная часть моей зарплаты - за образование, а основной спрос - за воспитание… Сломал, к примеру, ребёнок руку (нет, не в школе, вечером, около дома), я объяснительную пишу, попал, не дай бог, в ДТП или проблемы с милицией. то у меня этих проблем вдесятеро больше, ещё бывает те же родители возмутятся: "Почему школа плохо воспитала?" Нина Борисовна Ваганова (Нижегородская обл.)

Генеральная цель современной школы - это воспитание человека культуры. С развалом Союза воспитание школа забросила. Сегодня необходимо вернуть его в школу. Образование же следует понимать как результат воспитания и обучения, вместе взятые… Школа, безусловно, воспитывает, но воспитывает и социум, и улица, и дом... Основы воспитанности все же идут от семьи. Валентина Владимировна Князева (Оренбургская обл.)
Я полагаю, что нельзя так твердо стоять на позиции "Кому как не школе заниматься воспитанием подрастающего поколения? Конечно, школе. Воспитание первично, обучение вторично. Воспитание начинается в семье, только потом садик, школа. Добавьте сюда улица, друзья, СМИ и школе останется не так уж и много времени, за которое школа может что-то глобально изменить в судьбе ребенка… Конечно, что-то скорректировать учитель сможет, показать своим личным поступком, примером тоже убедить сможет, но слишком много на другой чаше весов по отношению к нему.
Плохо воспитанный человек - плохо учится. Неудачное сочетание. Дурно воспитанный человек не всегда плохо учится. Частенько хорошо, просто гений получается злой. Надежда Геннадьевна Малкова (Нижегородская обл.)
Все верно, в первую очередь ответственность за воспитание лежит на родителях, что закреплено законом, но это вовсе не означает, что нет второй очереди...
Изъятие воспитательного компонента из процесса образования, на мой взгляд, попытка снять с себя, как учителя ответственность за эту вторую очередь...
Для меня деление образования на воспитание и обучение несколько искусственно. Обученный человек без нравственных основ - либо "амеба", либо асоциален, а, насколько я понимаю, социализация одна из основных целей школьного образования. Виталий Викторович Лебедев (Москва)

Воспитывать личным примером... Воспитание в семье... Государство должно воспитывать... - эти реплики я ожидал... и получил. Но так хотелось услышать о самоопределении в школе не только учителя, но и ученика. Да, классный руководитель (он же воспитатель) необходим в школе, но (опять же моё мнение) только на определённом временном участке (класса так до 6-7). За этот период детей необходимо научить самоорганизовываться, помочь им встать на путь самовоспитания, самоопределения. Иначе зачем такой мощный ресурс, заметьте - людской ресурс (классные руководители, завучи по ВР, вожатые) использовать в холостую?
Эти люди все 11 лет должны их (учеников) воспитывать, отрывая время от своих учительских обязанностей? Эти люди все 11 лет должны устраивать праздники и контролировать детей в выходные и праздничные дни, совершая рейды по "злачным местам" - причём бесплатно? Эти люди должны отрывать время от собственных детей, у которых тоже не всё в порядке?


Проблема целеполагания важна, конечно, не только в школе. Но именно здесь от неё зависит очень и очень многое. Цели учебно-воспитательного процесса в школе, как частокол, сплошь состоят из "формирование компетенций", "осуществления интеграций" всех мастей и прочих наукообразных "выраженцев". По-сути же, это те же цели, которые преследуют любую школу уже лет 15 точно. А поскольку пока они недостигаемы в принципе, учителям уже явно поднадоело из педсовета в педсовет переливать из пустого в порожнее. Это как вместо добротного ремонта начать передвигать мебель по квартире: ощущение новизны есть, а новое качество отсутствует напроч… Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего… Фёдор Борисович Окольников (Москва)
В общем, слово это мне не нравится и "воспитывать" я никого не хочу, хотя у меня пятилетний сын, 20 выпускников, уже отпущенных на просторы жизни и должность педагога-организатора. Процесс воспитания представляет собой привитие общечеловеческих стандартов, позволяющих обществу существовать. Но кто сказал, что стандарты верны? Более того, для жизни нет ничего страшнее стандартов, она не создаёт ничего одинакового. А мы создали правила поведения, правила общения, правила, правила, правила... Марина Ивановна Никоарэ (Вологодская обл.)

Рекомендации и предложения участников форума:
… Забыв об обязательном минимуме содержания образовательных программ по предмету, практически лишившись возможности действительно воспитывать учащихся, учителю осталось только одно - развивать учащихся. Мы не учим ребят химии или биологии, мы развиваем их средствами своего учебного предмета. Именно так, а не наоборот, по остаточному принципу. Отсюда и главнейшая цель школы - развивать учащегося, а не пускать этот процесс на самотёк. А если каждый учебный предмет будет, прежде всего, заботиться о развитии учащихся и следовать неукоснительно этой идеи, то в школе никогда не будет "ненужных" предметов. И это при том, что учитель будет "дружить" со всякими там стандартами образования. Фёдор Борисович Окольников (Москва)
Я вообще не представляю, как может существовать школа, ученики которой матерятся. Лично я бы именно это считал главным фактором, по которому следует оценивать школы по нацпроекту "Образование", а не по программам развития, которые нередко за школы пишут специально нанятые эксперты. Игорь Георгиевич Сухин (Москва)
Только не подумайте, что я считаю, что дети не нуждаются в помощи взрослых. Но нужно не вмешиваться в процесс роста, а поддерживать, направлять и оберегать. Этому больше подходит термин "развитие". Я согласна с Федором Борисовичем, школа (вместе с родителями) должна развивать детей, тогда они смогут самоорганизовыватьс, и их не придется "воспитывать". Марина Ивановна Никоарэ (Вологодская обл.)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+