Личный кабинет

Про главное, или размышления об Учителе

Александр Сайбединов ( Пользователь )
Друзья, эту тему я переместил с Августовского педсовета. Считаю, что осмысление узловых проблем не может и не должно ограничиваться рамками Совещания, -насколько бы они не были статусны и наворочены в своей судьбоносности. Важно формировать понимание - переростающее в убеждение - которое становиться ресурсным для возможных последующих изменений.



Про главное,
или размышления об Учителе.


Периодическое обращение общественного внимания к теме образования и учительства, особенно в преддверии начала нового учебного года является не только необходимым и важным, но и без сомнения актуальным, а в определенной степени диалектически не случайным. Громадная индустрия под названием «образование», имеющая все системные институты для эффективного управления этим беспокойным и постоянно развивающимся педагогическим государством, находящимся всегда в состоянии потребности поступательного развития, в конечном итоге всегда очень серьезно зависит от эффективности диалога между двумя основными участниками образовательного процесса, между учеником и учителем. И всё напряжение, как самой системы образования, так и государства и общества направленное на создание условий для этого качественного диалога может быть сведено на нет, если один из его главных участников - учитель, не сможет обеспечить необходимый уровень и ожидаемый всеми эффективный диалог превратится в малозаметный и малоэффективный монолог.
Сколько бы порой общество и государство не заблуждалось в том, что в первую очередь для качественного обучения необходима материальная база и громадные экономические ресурсы, они всё же вторичны для процесса образования. Более того, этот все же не безопасный «цивилизационный мусор», вложенный в непросвещенные головы учеников, отвечающих лишь на вопрос «как?», и не ставящих перед собой вопроса «зачем?», может оказаться для общества не только не полезным, но и опасным, если учитель в своем диалоге не ответит ученику своевременно на все эти вопросы.
Поэтому вполне закономерна сложившаяся тенденция последних лет к снижению роли и значения учителя в современной жизни, все больше и больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту, что только подтверждает необходимость усиления внимания со стороны государства и общества к учителю. Необходимость изменения стереотипа восприятия современного Учителя и увеличения в общественном сознании его статуса в этой роли, а не как обучателя, продиктована существующими темпами научно-технического прогресса, количеством созданных человечеством и накопившихся материальных ценностей и необходимостью их дальнейшего правильного использования в целях сохранения, а желательно и дальнейшего процветания современной цивилизации.
Поэтому обсуждение значения роли и места современного учителя не должно носить характер узко профессиональной с ведомственной проблемкой требующей от начальства очередной прибавки к зарплате с грамотёшкой на первое сентября, завершающейся встречными удовлетворенными мыслями типа, - «Видите, мы о вас помним!» и в ответ - «Спасибо, что не забыли!».
Проблема на самом деле более чем глобальная и задача впереди более чем прекрасная.
В связи с этим хочу высказать несколько мыслей, который могут показаться в определенной степени, если высказаться помягче непривычными.
- Необходимо разделить процессы Обучения и Учения, делегировав привычную деятельность учителя по передаче существующих знаний новым информационным технологиям открыв тем самым для него условия возможности и время по работе над способностью учащихся создавать новые знания и обретать их нравственные ценности.
Пока же всё в точности наоборот, уровень современных педагогических технологий и новые технические возможности превратили современного учителя в статиста, присутствующего при процессе обучения, эффективность влияния на который у учителя становится все меньше и меньше. Мел и доска скоро уйдут в музей школы, а понятие правописание будет любознательными знатоками расшифровываться как писание правой рукой. Собственное участие и голос учителя, спешно упаковывающиеся в DVD и CD диски, в ближайшее будущее оставят за ним лишь право произнесения «Здравствуйте, садитесь!» и «Урок окончен!». И это не плохо, хуже, если где-то и этого ещё нет. Это значит, что уровень реально сегодня существующей жизни не дошел до реально-существующей школы. А там, где сегодня зарождается этот прогрессивный конфликт на право более эффективного общения с учениками между компьютером и учителем, современному учителю просто необходимо подняться на новую более важную и востребованную ступень, где главным является не вопрос «Как?», с которым легко справятся новые информационные технологии, а вопрос «Зачем?», на который может ответить только Учитель. Современная цивилизация за время своего существования накопила такой багаж достижений, с которым уже сегодня нужно очень бережно и осторожно обращаться, не говоря о том, что остановить процесс развития просто невозможно. И в этой связи личность человека, его ценности, его мировоззрение становятся важным и значимым не только для него, но и для процветания общества и государства в котором он родился и живет. Пока мы десятилетиями бегали в поисках новой педагогической идеи, пытаясь отыскать ее, как правило, в прошлом, современный мир сильно изменился. Общество не заметило, когда понятие «образование» утеряло «социальный» статус, за который мы все так жадно держались, объясняя ученикам, зачем им нужно учиться, и обрело новый, «осмысленно-востребованный» и не требующей со стороны «Марьи Иванны» убеждений или уговоров в получении тех или иных знаний. Образование двадцать первого века положит на полку истории учительские специальности в том виде, в котором они существуют сейчас. Педагогическим ВУЗам уже сегодня из своих аудиторий необходимо убирать визажистов, юристов, экономистов, которых они представляли как прорыв в будущее современной школы и заполнять аудитории новейшей современной техникой и студентами - будущими Учителями, способными, во-первых обеспечивать информационный процесс обучения учащихся, а во-вторых учить подрастающее поколение творчески мыслить и созидать, создавая и открывая новое, еще не уложенное в цифровые технологии, но способное стать хорошим интеллектуальным, духовным и нравственным заделом на будущее. Поэтому качество подготовки молодого учителя является для образования важнейшей задачей. Современная практика повторного обучения уже реальной учительской специальности после окончания ВУЗа непосредственно в школе не позволяет рассчитывать на качественное изменение учителя в школе, тем более появление в ней новой, ещё не «зашоренной» консервативной педагогической культуры.
- Необходимо крайне усложнить условия поступления в педагогические ВУЗы, известная всем поговорка - «Ума нет, иди в пед!», с не менее известной поговоркой – «Совсем дурак – иди на спортфак» должна хотя бы переродиться в «Ума нет, не поступишь в пед» и «Если не дурак, пробуй на спортфак!». Человеческие качества будущего Учителя являются важнейшим условием его эффективной работы в школе. Светлое дело образования подрастающего нового поколения должны осуществлять только светлые люди, поэтому измерение шкалы человечности и доброты будущего учителя должны быть неотъемлемой составной частью вступительных экзаменов в педагогический университет. Цена ошибки вручения диплома Учителя чистолюбцу очень велика, - это сотни униженных с детства людей.
- Необходимо закрепить за учителями статус государственных служащих, - вот уж если кто государству и служит так это учителя. Это поднимет не только роль и значение учительской профессии в обществе, но и государство в лице учительства сразу обретёт свою естественную базовую основу, свой фундамент из которого и должна произрастать общественная культура и формироваться будущая государственная власть.
- Необходимо принять Закон об Учителе, - и я сейчас не о социальных гарантиях для учителей, - этот вопрос, так или иначе будет утрясён в нашей на сегодняшний день стабильно развивающейся стране. Важно привести с соответствие делегированные самой диалектикой этой профессии общественные права и полномочия учителя с его профессиональной деятельностью. Обязанности у учителя есть, и он их исполняет, работает с родителями, защищает права детей, представляет их интересы в различных ситуациях, - а прав и полномочий никаких не имеет, они негде не записаны.

Заканчивая, хочу ещё раз подчеркнуть, значение Учителя в современном стремительно развивающемся мире переоценить невозможно, - можно только недооценить, цена этой недооценки очень велика - это возможное или невозможное светлое будущее нашего общества и всего человечества в целом.
Олег Чебан ( Пользователь )
Совсем скоро цивилизация, уже выдыхающаяся от бессмысленной погони за красотой и красивой жизнью, обессилевшая, остановится и спросит Учителя: «А красоту можно догнать?»
Чтобы догнать красоту нужно немножко отстать smile.gif
Интересно, если войти в лес и просто пройтись, то останется только общее впечатление от ландшафта, запах листьев, хвои..Если войти в лес и приостановиться, то вас увидит сходство от увиденного с пейзажами Шишкина, цветами Поленова. Однако, если войти в лес и остановиться, то вы услышите как стучит дятел, шаркает по чешуе поползень, как обшелушивет шишку белка, вы почувствуете как ваше дыхание стало ровным и глубоким, как оно вливается в общую гармонию с вдруг ожившим окружением.. Нет, за красотой не надо бежать.
Олег Чебан ( Пользователь )
- Необходимо принять Закон об Учителе, - и я сейчас не о социальных гарантиях для учителей, - этот вопрос, так или иначе будет утрясён в нашей на сегодняшний день стабильно развивающейся стране. Важно привести с соответствие делегированные самой диалектикой этой профессии общественные права и полномочия учителя с его профессиональной деятельностью. Обязанности у учителя есть, и он их исполняет, работает с родителями, защищает права детей, представляет их интересы в различных ситуациях, - а прав и полномочий никаких не имеет, они негде не записаны.
Интересно, но для того чтобы пользоваться Правами у учителя появится и доп. ответственность, в смысле я за закон. Например, я не понимаю, почему многие учителя умалчивают о нарушениях своих прав сегодня, а если и требуют, то требуют совсем не те, т.е. в большинстве своем не рядовые и честные труженники, а случайные люди (для образования, науки..), которые активностью прикрывают не только свою некомпетентность (по прямым обязанностям), но и давят (через жалобы, профсоюз) на руководителя ОУ. И такие примеры известны.
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Чтобы догнать красоту нужно немножко отстать


Согласен!
Более того, ни за Красотой, ни за самой Жизнью являющейся Единственным сосудом наполненным ВСЕМИ понятиями, смыслами и ощущениями бегать нельзя - так как это бессмысленно.
ГЛУПО ЧЕЛОВЕКУ БЕГАТЬ ЗА ЖИЗНЬЮ - КОТОРАЯ У НЕГО ВСЕГДА С СОБОЙ?!


...как правило так и пробегают мимо себя и собственной жизни...

Неосмысленная импульсивность человека напрямую зависит от его способности думать...
Александр Сайбединов ( Пользователь )
а если и требуют, то требуют совсем не те, т.е. в большинстве своем не рядовые и честные труженники, а случайные люди (для образования, науки..), которые активностью прикрывают не только свою некомпетентность (по прямым обязанностям), но и давят (через жалобы, профсоюз) на руководителя ОУ


Олег Олегович, всё это к сожалению старо как мир...
Всегда не хватает, - тому кто хватает.
Но самое печальное в этом другое..., это то , - что желание иметь больше и отдавать больше, это далеко не одно и тоже но само стремление двигаться во имя своей потребности делает их присутствие заметным и они становяться Впереди, начальниками, руководителями, командирами октябрятских звеньев и тогда другим остаётся только надежда на то... будут они "светиться" для себя или освещать дорогу другим.
Олег Чебан ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 10.09.2007, 10:06) <{POST_SNAPBACK}>
Олег Олегович, всё это к сожалению старо как мир...
Всегда не хватает, - тому кто хватает.
Но самое печальное в этом другое..., это то , - что желание иметь больше и отдавать больше, это далеко не одно и тоже но само стремление двигаться во имя своей потребности делает их присутствие заметным и они становяться Впереди, начальниками, руководителями, командирами октябрятских звеньев и тогда другим остаётся только надежда на то... будут они "светиться" для себя или освещать дорогу другим.

Немножко грустно.. Успокаивает только то, что честный человек будет вознагражден, в т.ч. и своими детьми, внуками, обязательно так будет. Вспомнился японский фильм о последнем самурае. Фильм основан на реальных событиях, дочь написала сценарий о счастливой, короткой и честной жизни своего отца, мамы. Режиссера к сожалению не помню. Суть фильма в том, что он был действительно последний настоящий самурай, и когда пришло время выполнения долга, он не прятался за спины трусливых - он вышел и победил, но увы, так бывает не всегда..
Александр Сайбединов ( Пользователь )
(oleg @ 10.09.2007, 14:35) <{POST_SNAPBACK}>
Немножко грустно.. Успокаивает только то, что честный человек будет вознагражден, в т.ч. и своими детьми, внуками, обязательно так будет. Вспомнился японский фильм о последнем самурае. Фильм основан на реальных событиях, дочь написала сценарий о счастливой, короткой и честной жизни своего отца, мамы. Режиссера к сожалению не помню. Суть фильма в том, что он был действительно последний настоящий самурай, и когда пришло время выполнения долга, он не прятался за спины трусливых - он вышел и победил, но увы, так бывает не всегда..



Их действительно немного - И МНОГО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ. Они отражаются в людях, потому что их мировоззрение, поступки их жиэнь принимается в сознании многих людей. Других также не мало - но они не отражаются и поэтому одиноки... и их не становиться больше.
Валентина Князева ( Пользователь )
(oleg @ 09.09.2007, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
Совсем скоро цивилизация, уже выдыхающаяся от бессмысленной погони за красотой и красивой жизнью, обессилевшая, остановится и спросит Учителя: «А красоту можно догнать?»
Чтобы догнать красоту нужно немножко отстать smile.gif
Интересно, если войти в лес и просто пройтись, то останется только общее впечатление от ландшафта, запах листьев, хвои..Если войти в лес и приостановиться, то вас увидит сходство от увиденного с пейзажами Шишкина, цветами Поленова. Однако, если войти в лес и остановиться, то вы услышите как стучит дятел, шаркает по чешуе поползень, как обшелушивет шишку белка, вы почувствуете как ваше дыхание стало ровным и глубоким, как оно вливается в общую гармонию с вдруг ожившим окружением.. Нет, за красотой не надо бежать.



Конечно, не нужно. Красота должна жить в нас. Этим летом была в сосновом бору в Помосковье и валялась на траве, как в детстве. Трава уже была пожелтевшая и припахивала особым запахом надвигавшейся осени.. Мы с дочерью лежали на спине и смотрели в небо, вернее в клочки неба, синеющие где-то там, наверху. Вершины сосен исполинами сходились у самого неба. Они казались необыкновенно большими. Мы слышали дятла, мы видели дятла. Мы видели рыжую белку, бежавшую по траве и легко вспохнувшую затем на на сосну. Мимо нас пробежала красивая охотничья собака, не обратившая на нас никакого внимания. Наверно, потому что мы были частью этой природы...
Прошло два месяца с того чудесного момента, а я до сих пор проживаю это событие. Оно свежо и впечатляюще.
Желаю всем такого счастья.
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 10.09.2007, 05:38) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен!
Более того, ни за Красотой, ни за самой Жизнью являющейся Единственным сосудом наполненным ВСЕМИ понятиями, смыслами и ощущениями бегать нельзя - так как это бессмысленно.
ГЛУПО ЧЕЛОВЕКУ БЕГАТЬ ЗА ЖИЗНЬЮ - КОТОРАЯ У НЕГО ВСЕГДА С СОБОЙ?!


...как правило так и пробегают мимо себя и собственной жизни...

Неосмысленная импульсивность человека напрямую зависит от его способности думать...



Ох, а как прекрасно порой бывает бездумье, когда полная свобода и ни-че-го вокруг. Ты наедине с собой и бездонной природой. Жалко, что оно так редко посещает меня!
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Спасибо, Валентина Владимировна!

Я соприкоснулся с Вашим счастьем и также отчётливо услышал стук дятла и спокойный размеренный пульс Природы!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+