Личный кабинет

Профессиональное самоопределение учащихся средствами ИКТ.

Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю с
Лариса Иващенцева ( Пользователь )
Профессиональное самоопределение учащихся
средствами ИКТ
Я интересуюсь своим будущим, потому что
собираюсь провести в нем всю свою жизнь.
Ч. Кеттерлинг

Современных подростков беспокоит масса разнообразных вопросов. Проблема выбора профессии является одной из центральных, так как задаёт тон всему дальнейшему профессиональному пути.

В обществе актуально и остро встаёт проблема конкретной психологической помощи детям в профессиональном самоопределении. Однако наблюдается нехватка программ, которые помогают решать данный вопрос и отвечать современным требованиям общества в условиях модернизации образования.

Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Профильное обучение – тот участок работы, где психолог может проявить себя во всем блеске: тут и профдиагностика, и формирование реалистичных представлений о себе, и очевидный для всех результат – объективный отбор в профильные классы, и, конечно же, психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.

XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования на этапе предпрофильной подготовки. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

В чем же преимущество использования ИКТ в работе с учащимися? Первое и немало важное – это огромный интерес подростков ко всему, что связано с компьютерами; Второе – широкие мультимедийные возможности; Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка; Четвертое – интерактивность компьютерных программ; Пятое – экономия временных ресурсов.
Анализ проекта «Информатизация системы образования», федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», позволяет разрабатывать и внедрять новые ИТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.

Согласно районному и школьному положениям «Об организации предпрофильного обучения учащихся 9 классов в 2005 – 2006 уч году и в 2006 – 2007 уч году» и плана предпрофильного обучения в МОУ СОШ № 2 на 2005 – 2006 уч год и на 2006 – 2007 уч год в МОУ СОШ № 2 с. Овощи Туркменского района осуществлялась реализация программы по психологическому сопровождению учащихся 9 классов «Я выбираю профессию».

Данная программа предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, психолога и классных руководителей. Базируется она на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Работа по программе проводится в 6 этапов.
Подготовительный этап: подготовка материалов, составление плана работы, собеседование с классными руководителями.
Информационный этап: информирование учащихся и родителей о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения оказание помощи в выборе кружка или секции.
Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации с помощью набора диагностических методик и батарей компьютерных тестов.
Аналитический этап: обработка результатов диагностики, обсуждение выводов в индивидуальном порядке с каждым учеником после диагностики с помощью батарей компьютерных тестов.
Коррекционный этап: проведение развивающих игр, игр – презентаций, компьютерных приключенческих игр.
Обобщающий этап: индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе профессии.

Целью программы «Я выбираю профессию» является формирование и развитие у учащихся 9 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.
Для реализации основной цели программы необходимо решить ряд задач:

• С помощью ИКТ познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
• Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
• С помощью батарей компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;
• Информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
• Способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.

Основной инструмент программы – портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним фиксируется значимые для ученика успехи и достижения, анализируются вместе с психологом собственные интересы, склонности, потребности и соотносятся они с имеющимися возможностями; на основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.
Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога на этапе предпрофильной подготовки использую в разных направлениях:

• Диагностическое
• Коррекционно-развивающее
• Организационно-методическое
• Просветительское.

Проведение компьютерной психодиагностики на этапе предпрофильного обучения позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных. Использование различных креаторов тестов позволяет набирать готовые профессиональные тесты и самостоятельно создавать необходимые для конкретной ситуации опросники. Это стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.

Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно- развивающей работе школьного психолога с учащимися на этапе предпрофильной подготовки. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных и когнитивных функций; повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления. Компьютерные игры применяются также в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения.
Для коррекционно-развивающих занятий мною используются:

• Приключенческие компьютерные игры,
• Презентации в программе Power Point.

Основные направления психокоррекционной работы с помощью приключенческих игр:

• развитие интеллекта (развитие познавательных функций — восприятия, внимания, памяти, мышления);
• социализация (обучение поведению в различных социальных ролях);
• коррекция эмоциональных и личностных качеств (в процессе игры у подростков вырабатываются такие

необходимые личностные качества, как — решительность, терпеливость, эмоциональная устойчивость, смелость, мотивация к достижению успеха).
Такое направление как презентации в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к самостоятельному и осознанному выбору и принятию решения.

При организации психологического просвещения и группового консультирование старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, ресурсы Рунета и разработанные самим психологом игрушки – презентации. Например, игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий. Создание со старшеклассниками презентации «Цветонастроение», в которой совместно с детьми подбираются фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, и определенное музыкальное сопровождение, потребовало от ребят предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Использование информационных технологий открывает ряд новых реалий психологической практики, не существовавших ранее, которые должны найти отражение в соответствующем терминологическом аппарате психолога. Например, ранее мы никогда не говорили о дистанционных формах организации деятельности школьного психолога с целевыми группами, о новых методах работы, возникающих благодаря появлению ИКТ и т.д.

Деятельность психолога в связи с использованием ИКТ переходит на новый уровень, выходит за границы школы и, следовательно, должна быть пересмотрена с точки зрения организационной модели – в ней появляются новые векторы, методы, формы, понятия. Была разработана модель того, как может выглядеть ШПС при активном использовании в ней ИТ – технологий.
Говоря об информатизации ШПС, можно задать несколько базисных понятий, которые отражают основные возможности использования ИКТ в работе школьного психолога:

1. Автоматизированное рабочее место психолога образования.
2. Единое сетевое пространство взаимодействия смежных специалистов школы.
3. Дистанционная школьная психологическая служба.
4. Интернет–проектирование как метод деятельности психолога.

В целом, использование ИКТ на этапе предпрофильной подготовки ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. АРМ школьного психолога, дистанционная школьная психологическая служба, медиа-уроки, сетевое взаимодействие, Интернет-проектирование – эти элементы, отражающие основные линии использования ИКТ в деятельности школьного психолога, должны войти в деятельность психолога образования и стать такими же естественными, как и привычная работа психолога в школе. Пусть не сегодня, но в ближайшем будущем.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+