Личный кабинет

Мотивация мыслительной деятельности и формирование по-знавательного интереса учащихся на уроках физики

Виктор Голиков ( Пользователь )
Голиков В.Е.
учитель физики МОУ Сосновская сош № 2,
Тамбовская область

В статье автор затрагивает проблему содержания современного курса физики и качества знаний учащихся.

Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство ос-новных теорий, необычайная широта практических применений позволяют считать ее эталоном естественнонаучного знания. Включение физики в каче-стве основного учебного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами.
Готовых рецептов преподавания физики учителю не может обеспечить никакая методическая литература. Поэтому только вооружение физической теорией, методологическими принципами современной науки и самостоя-тельный творческий поиск могут способствовать успешной работе по фор-мированию мышления и мировоззрения учащихся.
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащегося относится к числу наиболее существенных проблем современной педагоги-ческой науки и учительской практики.
Достаточно высокий научный уровень современного школьного курса физики предполагает максимальную активизацию мыслительной деятельно-сти учащихся. Только при выполнении этого требования программный мате-риал может быть усвоен обучающимся достаточно глубоко и осознанно. Вместе с тем у учащихся могут быть выработаны ценные приемы мысли-тельной деятельности: умение наблюдать физические явления, сопоставлять, сравнивать, анализировать различные факты, делать на их основе выводы и заключения.
Успешность управления познанием учащихся требует от учителя зна-ний о том, на каком этапе находится ученик, какие противоречия могут воз-никнуть или возникают на этом этапе, каковы наиболее оптимальные пути их решения.
Известные ученые-методисты Знаменский П.А., Перышкин А.В., Ива-нов С.И. и другие неоднократно подчеркивали необходимость развития мышления учащихся при изучении физики. В «Основах методики препода-вания физики» под редакцией Резникова Л.И. физическое мышление опреде-ляется, как умение наблюдать физические явления, расчленять сложное яв-ление на составные части и устанавливать связи между ними основные связи и зависимости, находить связи между качественными и количественными сторонами явлений и физическими величинами, предвидеть следствия из теорий и применять свои знания. Предполагается искать решение проблемы развития физического мышления учащихся путем раскрытия логики основ физики, всемерной активизации познавательной деятельности учащихся, формирования у школьников определенных мыслительных операций.
Физика – ведущая наука естествознания. В системе современного знания она продолжает формировать стиль научного мышления, исходные требования к исследовательской деятельности, задает нормы научного мыш-ления. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психи-ческого отражения, устанавливающая связи и отношения между познавае-мыми объектами. Иными словами, мышление — способность рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Осо-бенности, характеризующие физическое мышление, присущи и мыслитель-ной деятельности в области других наук о природе. Поэтому, развивая физи-ческое мышление на уроках физики, мы тем самым развиваем и формируем естественнонаучное мышление.
Современная программа по физике предусматривает, что школьный курс физики должен раскрыть знание физической науки как основы естест-веннонаучного мировоззрения, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, показать мощь физических методов познания, использование которых приводит к величайшим открытиям. Это является толчком к иссле-дованию таких проблем методики преподавания физики, как развитие твор-ческих способностей детей, формирование их научного мировоззрения, акти-визации их мышления, использование методов проблемного обучения и дру-гие. Внедрение результатов этих исследований, несомненно, способствует более успешному формированию естественнонаучного мышления учащихся.
Тем не менее, обстоятельный анализ современного курса физики и ка-чества знаний учащихся говорит о том, что эта проблема требует дальнейшей разработки. На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. В 10 классе наиболее трудоемкими для усвоения учащихся являются вопросы, связанные с применением математического аппарата и тре-бующие умения абстрактно мыслить. Лишь 30% всех учащихся приме-няют знания в новых условиях, решают задачи в измененной ситуации.
2. В 11 классе хорошо усваивается основные формулы, формулировки за-конов, фактов, но значительно слабее умение учащихся объяснять за-коны, применять их для объяснения тех или иных явлений.
Одной из причин этого является то, что учителя основное внимание обращают на знание учащимися фактов и законов. Поэтому особые затруд-нения вызывают именно те вопросы, которые требуют от учащихся умения применять различные мыслительные операций: сравнение, анализ, классифи-кацию, обобщение и другие. Своеобразные соотношения абстрактного и кон-кретного, образного и логического мышления, которые возникают на разных ступенях познания, требуют гибких технологий обучения и познавательной деятельности, предполагающих разумные сочетания всех находящихся в пе-дагогическом арсенале учителя методов и приемов. Главным критерием ус-пешности применения тех или иных методов должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.
В настоящее время отмечается падение интереса учащихся к изучению физики уже в 9 классе по сравнению с тем, что наблюдается в 7 и 8 классах. Анализируя возможности привлечения учащихся к творческому исследова-нию на уроках, известный педагог Соловейчик писал: «Есть три силы, за-ставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание под-талкивает, цель манит, а увлечение движет». Однако для большинства уча-щихся учебный труд – не более чем тягостная повинность. Среди многочис-ленных причин такого отношения к учению необходимо отметить и неуме-ние учителя превратить учебный труд из скучного и однообразного в радост-ный и желаемый.
Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательного интереса учащихся, которые связаны с их жи-тейскими знаниями. Так при изучении темы «Тепловые двигатели» в 8 классе я провожу урок-конференцию, предварительно предложив учащимся сле-дующие задания:
а) выяснить применение тепловых двигателей (количество машин с тепло-выми двигателями, их марки, достоинства и недостатки, область применения, мощность двигателей) в СХПК «Сосновский»;
б) узнать о перспективах использования тепловых двигателей в СХПК «Сосновский»;
в) составить историческую справку о выпуске тепловых двигателей в на-шей стране и их использование.
Для выполнения заданий учащиеся обращаются в правление СХПК, встречаются с механизаторами, узнают характеристики различных двигате-лей. Последнее задание наиболее трудоемкое для восьмиклассников. Чтобы облегчить им работу я даю список соответствующей литературы и договари-ваюсь с работниками районной библиотеки о помощи учащимся при изуче-нии данного вопроса.
Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют актив-ность, и урок-конференция проходит очень живо, интересно. Ученики хоро-шо запоминают изучаемый материал, умеют применить его при решении ка-чественных задач.
В старших классах более эффективным считаю проведение уроков-семинаров. Так, например, при изучении темы «Электрические заряды» и «Электрическое поле» к семинару были подготовлены приборы, необходи-мые для постановки опытов. К каждому вопросу готовились по двое учащих-ся: один сообщал теоретический материал, второй выполнял демонстрацион-ный эксперимент. После своего сообщения докладчики обращались к одно-классникам, предлагая им объяснить увиденные опыты. Роль учителя в этом случае сводится к дополнению и обобщению материала, а так же оценке вы-ступлений не только докладчиков, но и всех участников семинара.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность, познавательный интерес учащихся, сформировать у них навыки самостоятельного приобрете-ния знаний, я стремлюсь научить каждого ученика следить за логикой изло-жения учебного материала, участвовать в эвристической беседе. С этой це-лью подбираю систему следующих в логической последовательности вопро-сов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся максимальной собранности и напряжения умственных сил. Среди этих во-просов преобладают такие, для ответа на которые необходимо не только зна-ние фактического материала, но и умение анализировать явления, собствен-ные суждения и высказывания своих товарищей. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорени-ем?».
В активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении физики особенно велика роль эксперимента. Эксперимент в школьном курсе физики – это отражений научного метода исследования. Постановка опытов и наблюдений имеет большое значение для формирования научного миро-воззрения, активизации мыслительной деятельности, а также для вооружения школьников некоторым практическим навыкам. Изучение явлений на основе физического эксперимента способствует более глубокому усвоению физиче-ских законов, повышает интерес школьников к изучению предмета.
Я использую два основных вида физического эксперимента: демонст-рационный и лабораторный. Оба эти вида эксперимента дополняют друг дру-га. В одних случаях целесообразно поставить лабораторные работы учащих-ся, в других – лучше использовать демонстрационный эксперимент.
Большое внимание уделяю решению экспериментальных задач на раз-ных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закрепле-нии знаний, проверке усвоения теоретического материала. Основное значе-ние решения экспериментальных задач заключается в формировании и раз-витии с их помощью измерительных умений обращаться с приборами, кроме того, такие задачи развивают наблюдательность и способствуют более глу-бокому пониманию сущности явлений, выработке навыков строить гипотезу и проверять ее на практике.
Экспериментальные задачи включаю и в домашнее задание. Например, в 10 классе при изучении поверхностного натяжения жидкости даю задание: пронаблюдать и объяснить поведение двух спичек без «головок» на поверх-ности воды, когда между ними помещен кусочек сахара или мыла.
Правильно организованный контроль за усвоением учебного материала – это еще одна возможность мотивации мыслительной деятельности. Про-верку знаний учащихся провожу как устно, так и письменно. Каждый из этих видов проверки осуществляется индивидуальным и фронтальным путем. Ин-дивидуальный устный контроль развивает у ученика умение логически пра-вильно высказывать свои мысли, а учителю позволяет выявить глубину суж-дений и усвоения материала. Но именно этот контроль связан с большими потерями времени на уроке. Конечно, отказаться от устного опроса нельзя, поэтому надо всеми способами стараться нейтрализовать его отрицательные моменты. Одной из таких мер является наличие в кабинете памяток для отве-тов о физическом явлении, законе, приборе, явлении и постоянное обраще-ние внимания на них. Пользуясь такой памяткой, учащиеся при ответе акцен-тируют внимание на главном. Например, памятка – план рассказа о физиче-ском явлении:
1. признаки явления.
2. Условия, при которых оно наблюдается или протекает.
3. Объяснение явления на основе научных представлений.
4. Связь данного явления с другими явлениями.
5. Использование и учет на практике.
Для активизации деятельности класса в процессе ответа учащихся про-водим рецензирование учениками ответов товарищей. Рецензентов назначаю по очереди. Они должны указать, какие пункты памятки не нашли в ответе, найти ошибки в ответе, задавать наводящие вопросы, дать обоснование предполагаемой оценке.
Специальный опрос применяю к более слабым учащимся. Для укреп-ления уверенности этих учащихся в своих силах, предупреждаю их о пред-стоящем контроле, говорю им, на какие вопросы они будут отвечать на сле-дующем уроке, причем предупреждение делаю в доверительной беседе на-едине. Все это дает им возможность целенаправленно подготовиться к ответу и держаться на уроке достаточно уверенно.
Фронтальный устный контроль знаний более оперативен и позволяет вовлечь в работу большинство учащихся. Его применяю как в процессе изу-чения, так и закрепления нового материала. Трудность его организации для педагога в том, что нужно учитывать каждый из множества частных ответов и фиксировать много оценок. Для упрощения техники учета веду учетные карточки. При фронтальном опросе выставляю частные оценки в соответст-вующие клетки карточки. После накопления определенного числа оценок выставляю итоговую.
Таким образом, активизировать мыслительную деятельность учащихся можно на различных этапах урока и различными методами. При этом следует помнить, что активизация мыслительной деятельности учащихся не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых ими самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс. Работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность уча-щихся.
Формирование научного мировоззрения, активизация мыслительной деятельности – дело сложное. Необходимо использовать все богатые воз-можности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное общее представление о мире и его познании физической наукой. Для этого, прежде всего, следовало бы отказаться от встречающегося еще иногда бес-страстно-объективистского изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных. научить ви-деть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании уча-щихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философско-му осмысливанию действительности и пробудить у учеников радостное чув-ство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих по-исках видели смысл своей жизни, - не это ли то самое главное, ради чего мы и учим физике, не в этом ли состоят те богатейшие воспитательные возмож-ности, которыми располагает обучение физике?

Литература
1. Грудаков Я.И. Система психолого-дидактических закономерностей и законов психологии. М.: Школа и педагогика. 1981.
2. Матропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика. Методика и практика препода-вания. Ростов-на-Дону. ЕНИКС - 2002.
3. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрение учащихся при изуче-нии физики: М. «Просвещение» - 1989.
4. Муравьева А.В. как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. М.: Просвещение. 1970.
5. Разумовский В.Г. развитие творческих способностей учащихся в про-цессе обучения физики. М.: Просвещение. 1975.
6. Резников А.В., Перышкин А.В., Знаменский П.А. Основы методики преподавания физики. М.: Просвещение. 1965.
7. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
8. Талызина Н.Ф. управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ. 1975.
9. Усова А.В. Практикум по решению физических задач. М. Посвящение. 1991
10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: М.: Просвещение. 1971.
Сергей Постников ( Пользователь )
Познавательный рефлекс формировать не надо - он врожденный. Его забивать не надо.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Снова, вслед за Гостем пошел на тему и стало интересно...

(Постников Сергей @ 05.10.2005, 15:32) <{POST_SNAPBACK}>
Познавательный рефлекс формировать не надо - он врожденный. Его забивать не надо.


Это так... Но еще и поддерживать интерес (рефлекс?) надо.

Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорени-ем?».


Думал-думал... И так и не нашелся, что ответить на этот вопрос... Интересно, а почему?
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Может быть текст олимпиад помогут ответить.
http://www.cs.ioc.ee/~kalda/ipho/es/E_S_2006_r.pdf
Это эстонско-финская олимпиада по физике этого года.
Можно ли олимпиаду считать мотивирующим фактором?
Елена Некрылова ( Пользователь )
Данной темой пришлось заниматься, когда я заканчивала педагогический институт в 2004 году. Уже после того, как был сдан диплом, и проработав немного в школе, я пришла к выводу, что формировать познавательный интерес у учащихся - это в корне неправильное определение (по моему мнению). К тому моменту, как дети начинают изучать физику, у них уже сформирован познавательный интерес. Поэтому учитель должен встать на позицию управления и соуправления познавательным интересом учащегося, т.е. учитель должен направлять в нужное русло знания учащегося, в тоже самое время, давать ему шанс самостоятельно "поуправлять" лодкой-знанием.
мария петрова ( Пользователь )
С познавательным интересом не все так просто. Но если его "обуздать". то может возникнуть эффект резонанса в психическом развитии! И это достигается преподованием физики!
вот ссылка
http://www.books.ru/shop/search?search_typ...E5%F6&inw=1
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Постников Сергей, 05.10.2005, 14:32) <{POST_SNAPBACK}>
Познавательный рефлекс формировать не надо - он врожденный. Его забивать не надо.

Особенно вот такими длинными текстами, как у автора темы :)

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 10.04.2006, 10:51) <{POST_SNAPBACK}>
Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорени-ем?».

Думал-думал... И так и не нашелся, что ответить на этот вопрос... Интересно, а почему?

Вопрос сформулирован очень не точно.
Совсем не все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением.
Одно из тел может быть заряжено достаточно существенно, чтобы электродинамическая составляющая равнодействующей сравнилась по величине с гравитационной. Другое может быть намагничено.
Так что правильной будет следующая формулировка:
Если сила притяжения Земли существено больше остальных сил, действующих на тела, то все эти тела будут падать на поверхность Земли с одинаковым ускорением. Потому что движение тела под воздействием силы описывается формулой а=Ф/м (а - ускорение. Ф - сила м - масса тела). Но сила притяжения Ф=м*ж. Так что ускорение падения тел, свободных от других воздействий, равно:а=Ф/м=м*ж/м=ж (ускорение свободного падения) Для особо продвинутых: ж=Гамма * Масса земли / квадрат расстояния от центра Земли до падающего тела.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+