Личный кабинет

«Особенности использования метода проектов в обучении иностранным языкам»

Татьяна Ермохина ( Пользователь )
Нетруненко Светлана Робертовна
МОУ «Гимназия №12»
города Омска
Как известно, в основу метода проектов положены: идея, составляющая саму суть понятия «проект», и его прагматическая направленность на результат. Его можно осмыслить, увидеть и применить в реальной практической деятельности. Но для этого необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, используя знания из разных областей, прогнозировать результаты и разные варианты решения.
При этом методе предполагается использование проблемных, исследовательских и поисковых методов, нацеленных на значимый результат для ученика и разработкой проблемы с учетом условии ее решения и реализации результатов.
Так зачем же нужен метод проектов в преподавании иностранными языкам, и какие проблемы можно решить языковыми средствами, доступными учащимся?
Мы, учителя иностранных языков, обучаем детей способам речевой деятельности, и поэтому коммуникативная компетенция является одной из основных целей обучения. А она может сформироваться на основе лингвистической компетенции. Целью общения является иноязычная речевая деятельность и не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Так как язык – элемент культуры и, соответственно, мы должны познакомиться с особенностями этой культуры и функционирования языка в ней. То есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Всем известно, что предметом речевой деятельности является мысль, а язык же – средство формирования и формулирования мысли. Вне языкового окружения важно не только насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, но и дать возможность учащимся решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Таким образом, акцент переносится с разного вида упражнений на мыслительную деятельность учащегося. Что в свою очередь требует владения определенными языковыми средствами.
Так как в основе проекта лежит какая-то проблема, то для решения ее учащиеся должны владеть определенным набором умений: творческими, интеллектуальными и коммуникативными. К первым относится, прежде всего, умение учащегося находить несколько вариантов решения проблемы, к интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией и текстом (выделять главную мысль, находить нужную информацию в иноязычном тексте, синтезировать и анализировать информацию и т.д.), а также умение работать с разнообразным справочным материалом. К коммуникативным умениям можно отнести умение слушать и слышать собеседника, отстаивание своей точки зрения и ведение дискуссии, умение грамотно и четко излагать свою мысль.
Итак, основные требования к использованию метода проектов в обучении иностранным языкам:
1) значимая проблема или задача (например, история возникновения различных праздников в странах изучаемого языка, проблемы семьи, отношений между поколениями и т.д.);
2) практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, совместный выпуск газеты, планирование и обустройство квартиры и т.д.);
3) самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) создание общей структуры проекта: методы, поиск информации, поэтапные результаты, распределение ролей;
5) обсуждение и анализ полученной информации, корректировка, выводы;
6) защита проектов, коллективное обсуждение, оценивание и выводы, с учетом оппонирования;
7) выявление новых проблем.
Таким образом, в обучении иностранным языкам метод-проект может использоваться практически по любой теме в рамках программного материала, так как отбор тем связан с практической значимостью для учащегося (человек и его окружение).
Самое главное – сформулировать проблему, над которой школьники будут работать в процессе изучения темы программы.
Халися Бодритдинова ( Пользователь )
Мне думается, что применяя метод проектов, нужно использовать межпредметные проекты, так как количество проектов на ученика растет в больших размерах. Видимо надо строго согласовать перед началом учебного года темы проектов по предметам, оставив возможность для реализации индивидуального подхода. Халися Магалимовна
( Пользователь )
sad.gif Прочитала. Показалось, что употреблено не то слово.
Возможно, что речь идёт о реферате, а не о проекте?
Была свидетелем "атаки" студентов и родителей студентов на работников библиотеки: увы, на всех была только одна книжка по теме smile.gif У одного был оригинал - остальные его скопировали!
Вот так и изучили тему проектным методом...
Простите, если что не так, но проблема, должна быть действительно актуальной для ребёнка, чтобы ни с того ни с сего вне языковой среды... далее то тексту автора темы. Например, приезд гостя из дальнего зарубежья. rolleyes.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+