Личный кабинет

ЕГЭ: что нас ждёт в 2009 году...

Готовимся к ...
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, на Августовском Педсовете ФИПИ есть несколько вопросов и предложений, которые рассматривают специалисты института и те, кто участвует в разработке КИМов. Мы можем вместе с Вами, друзья, попытаться сделать этот КИМ не только интересным, но и доступным нашим ученикам. А пока прикладываю документ с ответами и вопросами.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Попробую так:

вопрос: 2007-08-27 19:43:25 ( 8 )
Заборников Владимир Михайлович (Северск)
Методический кабинет Управления образования Администрации ЗАТО Северск

Уважаемый Валентин Николаевич, планируется ли "заморозить" (не изменять) спецификацию по русскому языку в 2008 году?
В 2007 году, на мой взгляд, она была выстроена в чёткую систему.
Второй вопрос - будут ли дополняться или изменяться критерии оценки развернутых ответов учащихся (часть С)?

ответ: 2007-08-28 17:16:21
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый Владимир Михайлович, «Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена» в 2008 году не изменится.
Общие критерии оценивания ответа экзаменуемых на задание С1 третьей части экзаменационного теста в настоящее время анализируется по статистическим характеристикам, полученным в результате проведенного экзамена в 2007году. Предварительный анализ показывает, что принципиальных, существенных изменений в системе оценивания в 2008 году не будет.

вопрос: 2007-08-28 10:17:32 ( 10 )
Ситдикова Гульнур Габдулловна
Cтепношенталинская сош

Добрый день,коллеги! Хотелось бы узнать,почему измерительные материалы по русскому языку одинаковы для национальных и русскоязычных школ?

ответ:2007-08-28 17:17:20
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая коллега!
Так как государственным языком нашей страны является русский язык, выпускник школы должен знать русский язык в объёме, предусмотренном нормативными документами.
Содержание экзаменационной работы единого государственного экзамена определяется на основе следующих документов:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05 1998 г.).
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
Приступая к созданию экзаменационного теста, федеральная предметная комиссия по русскому языку проанализировала указанные выше нормативные документы и выделила материал, который не подлежит изучению в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения:

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи **.
Культура публичной речи **.
Литературный язык и язык художественной литературы **.
Отдельно был выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников:

Основные направления развития русистики в наши дни.
Общее и различное в русском и других языках.
Основные этапы исторического развития русского языка.

Элементы и первой и второй групп не включены в качестве проверяемых элементов содержания в экзаменационный тест. Поэтому (об этом свидетельствуют отклики на содержание экзаменационной работы педагогов различных регионов страны) тест ЕГЭ по русскому языку соответствует уровню подготовки как для выпускников школ с родным (русским) языком обучения, так и для выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения.
При этом следует заметить, что такой подход важен для сохранения единого образовательного и языкового пространства России.

вопрос: 2007-08-28 16:11:06 ( 27 )
Тихов Андрей Николаевич
БелРИПКППС

Обязательный ЕГЭ по русскому языку? Пожалуй, отвечу - да. Но всё-таки стоит ли что-то менять в КИМах? Здесь ответ отрицательный. Задания охватывают всю школьную программу. Они вполне по силам любому ученику. Единственное, что хотелось бы усилить (нет, скорее уточнить) - критериальный аппарат части С. Обосную: формально выполненная работа по критериям 2006-07 годов и работа ученика творческого оцениваются практически одинаково. Можно ли предположить, что в критериях может появиться критерий, связанный со стилем изложения - ярким, неповторимым. Стилем, определяющим личность ученика, сильного, эрудированного. Вот такое сообщение-пожелание-вопрос.

ответ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый Андрей Николаевич!
Спасибо за сообщение-пожелание-вопрос. Согласитесь, оценить силу личности во всех её проявлениях (выражается ли она в стиле письма, эрудиции или в чем-то другом) очень сложно. Где находится граница? Наверное, это так же сложно, как и оценить ТВОРЧЕСТВО. КАКИМИ должны быть критерии? КАК достичь того, чтобы они «работали»? КЕМ? КАКИМ? должен быть эксперт, проверяющий работу экзаменуемого? Приглашаем к сотрудничеству!

вопрос: Тихов Андрей Николаевич
БелРИПКППС

Отвечаю на Ваш вопрос: Что бы Вы предложили в качестве возможного варианта расширения межпредметных связей в контрольных измерительных материалах по русскому языку?

Мне кажется, что стоит чаще давать тексты художественных произведений, которые имеют место в школе, тексты сегодняшних публицистических статей из периодики. Пусть даже с ошибками речевыми. Будет у выпускников возможность поупражняться в редактировании текстов. Например такое задание: Среди предложений... - ... найдите грамматическую, речевую (речевой повтор, плеоназм, тавтологию... и проч) и исправьте её.

ответ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый Андрей Николаевич!
Федеральная предметная комиссия по русскому языку в ближайшее время приступит к разработке демонстрационного варианта экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку 2009 года. Там будут задания на редактирование текстов.

вопрос: Тихов Андрей Николаевич
БелРИПКППС

Должны ли контрольные измерительные материалы содержать этот аспект проверки?

Речь идёт о коммуникативно-деятельностном подходе. Думаю, раз этому в учебниках просто не нашлось места, не стоит и начинать практиковать подобные задания в КИМах. Это шокирует не только учеников и их родителей, но и большую часть учителей.

ответ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый Андрей Николаевич! Спасибо за Ваш ответ на вопрос Федеральной предметной комиссии, сформулированный на страничке нашей секции.

вопрос: 2007-08-28 16:25:54 ( 30 )
Тихов Андрей Николаевич
БелРИПКППС

Да, в апреле-мае этого года я так и не дождался ответа на свой вопрос, который выкладывал на сайте Всероссийского Интернет-педсовета. Почему, если в нормативных документах нет запрета, ученик не может воспользоваться орфографическим словарём при проверке своей работы части С?
Если может, то почему никто и нигде об этом не говорит?

ответ: 2007-08-29 10:21:17
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый Андрей Николаевич!
Умение пользоваться словарями (не только орфографическим) важнейшее умение, позволяющее совершенствовать не только навыки работы с языковым материалом, но и общеучебные умения: информационные, интеллектуальные, организационные.
Но не поздно ли проверять эти умения на ЕГЭ? Ведь именно эти умения важны для обучения в старшей школе, учитывая то, что эта школа профильная!
Следовательно, эти умения следует формировать раньше и проверять на итоговой аттестации в 9 классе. Тогда в профильную школу придут более подготовленные дети.

Вот пока и все вопросы на котрые есть ответы: Анализируем ситуацию? Предупреждён - значит вооружён.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Очередная порция вопросов и ответов с АП ФИПИ:
ВОПРОС: Сафина Гузель Рашидовна (Азнакаевский район п. Победа)
МСОШ п. Победа

В КИМах по русскому языку есть вопросы, на которые нельзя дать конкретные ответы (изобразительные средства), и ученики затрудняются. Нельзя ли эти вопросы исключить или перевести их в КИМы по литературе?

ОТВЕТ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая коллега!
В экзаменационном тесте единого государственного экзамена каждое задание имеет свой конкретный ответ. Вы говорите о задании В8? Приведите, пожалуйста, примеры. Напомню, что выразительность русской речи как элемент содержания, проверяемый экзаменационным тестом ЕГЭ, изучается в курсе русского языка с 5 класса. Перечисляемые в задании В8 термины, обозначают понятия, применимые не только для характеристики языка художественной литературы, но и для публицистического, научного стилей речи. Согласитесь, всё богатство русской речи не сводится исключительно только к языку художественной литературы.

ВОПРОС: Ильина Татьяна Ивановна
средняя школа

Будут ли изменены задания в пункте "В"? Не снизится ли уровень сложности?

ОТВЕТ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ


Уважаемая Татьяна Ивановна!
В 2008 году задания второй части экзаменационного теста (часть В) будут сохранены и по количеству и по уровню их сложности.

ВОПРОС: Смирнова Елена Васильевна (Оренбург)
ИПК и ППРО ОГПУ

Добрый день, уважаемые коллеги!
В части "С" КИМов по русскому языку для написания сочинения-эссе, рецензии, рассуждения предлагаются очень "разноуровневые" тексты. В некоторых вариантах даны достаточно "прозрачные" отрывки, скажем из "Писем о добром и вечном" Д.С. Лихачева, где основная мысль лежит "как бы на поверхности". В других - фрагменты сложных философских рассуждений, раздумий, в которых не так-то просто определить главную мысль. Ученики оказываются в неравных условиях.
Если в КИМах по литературе в третьей части выпускникам предлагается три проблемных вопроса на выбор, то в КИМах по русскому языку у учащихся такой возможности нет. Предлагать несколько текстов на выбор не резонно. Кстати, затруднения испытывают не только ученики, но и эксперты при проверке. Если в первом случае достаточно "легко" можно оценить работу, то во втором - приходиться напряженно искать хоть зацепочку в работе выпускника по определению темы и главной мысли текста.
Думается, необходимо серьезно подходить к вопросу выбора тем и предлагать более равнозначные тексты по уровню трудности.
Педагогам, готовящим своих воспитанников к сдаче ЕГЭ по русскому языку, хотелось бы пожелать, чтобы больше внимания уделяли работе по выявлению микротем текста, учили работать по абзацам.
Спасибо. С уважением, Смирнова Е.В.

ОТВЕТ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая Елена Васильевна!
Вы поднимаете одну из важнейших проблем экзаменационного теста по русскому языку единого государственного экзамена – проблему отбора текстов для ЕГЭ. Федеральной предметной комиссией разработаны требования к тексту, используемому в экзаменационной работе.
К тексту, используемому в экзаменационной работе по русскому языку, предъявляются следующие требования.
1.Требования к содержанию текста:
· текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности, законченности);
· текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;
· текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;
· точка зрения автора текста должна стать объектом размышлений экзаменуемого по поводу проблемы, поставленной в тексте;
· текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;
· содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;
· основная мысль может быть выражена в тексте как эксплицитно, так и имплицитно.

2.Требования к языковому оформлению текста:
· текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;
· языковые особенности текста должны ярко отражать стилевую специфику текста;
· текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;
· объем текста – 300-400 слов.

3.Требования к техническому оформлению текста:
· следует указать автора текста и (если текст – фрагмент из большого произведения) источник, название произведения, желательно также указать год издания книги (журнала), страницы;
· предложения в тексте следует пронумеровать, сохраняя абзацное членение.
Эти требования были утверждены на научно-методическом совете ФИПИ по русскому языку и опубликованы в Приложении 9.2 « К положению о конкурсе « Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена
2006 года»
Согласитесь, Вы даже теоретически не сможете подобрать абсолютно одинаковые по сложности тексты (начнём с того, что понимание сложности субъективно). Чем руководствоваться в подборе текстов? ФПК по русскому языку руководствуется указанными выше ТРЕБОВАНИЯМИ к тексту и СТАТИСТИКОЙ, полученной в ходе проведения единого государственного экзамена. Проблеме отбора текстов будет уделено особое внимание при формировании КИМ 2008-2009 годов.
Андрей Тихов ( Пользователь )
И ещё:

Вопрос: Смирнова Елена Васильевна (Оренбург)
ИПК и ППРО ОГПУ

Добрый день, уважаемые коллеги!
Считаем, что КИМы по русскому языку обязательно должны содержать коммуникативно-деятельностный аспект проверки. Этого требует социокультурная ситауция, которая формируется в современном постидустриальном, информационном обществе. На сегодняшний день коммуникативная компетентность (в самом широком понимании) становиться главной для современного человека. Вся наша жизнь превращается в сплошной текст, который необходимо уметь интерпретировать, расшифровывать. Отследить качество сформированности текстовой деятельности (понять исходный текст, уметь создать собственный текст на предложенный, выстроить систему аргументов и т.п.) архиважно на сегодня.
С уважением, Смирнова Е.В.

Ответ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая Елена Васильевна!
Федеральная предметная комиссия признательна Вам за ответ на этот вопрос. Мы разделяем Вашу убеждённость в том, что коммуникативные умения «архиважны» для выпускника. Поэтому в экзаменационном тесте ЕГЭ по русскому языку частично проверяются эти умения (задания А7-А8; А29,С1). Вы понимаете, насколько трудно создавать подобные задания. Федеральная предметная комиссия будет признательна за помощь в создании заданий, направленных на проверку коммуникативной составляющей подготовки выпускника. Приглашаем к сотрудничеству!


Вопрос: Смирнова Елена Васильевна (Оренбург)
ИПК и ППРО ОГПУ

Добрый день, уважаемые коллеги!
Есть ли необходимость в создании экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку для выпускников профильных классов?
Да, обязательно. Старшеклассники 2 года изучали предмет углубленно, шла "систематизация знаний о лингвистике как науке, расширялись сведения о ее связях с другими науками при максимальном использовании текстов художественной литературы для характеристики образных средств языка, а также для раскрытия исторической изменчивости русского языка, его норм и правил. Совершенствовались умения анализировать языковые и речевые факты с учетом их различных научных интерпретаций. Усиливалось внимание к вопросам истории языка и его связей с историей народа, политическим и экономическим развитием общества, развитием просвещения и культуры".
Зачем же таких детей равнять с теми, кто обучался в обычных общеобразовательных классах или классах другого профиля (не гуманитарного).
Кроме этого, в профильных классах обучаются те, кто предполагает связать свою будущую профессию с языком.
С уважением, Смирнова Е.В.

Ответ: Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая Елена Васильевна!
Федеральная предметная комиссия по русскому языку благодарит Вас за ответ на достаточно сложный вопрос, который в настоящее время обсуждается педагогической общественностью. Считаем аргументацию, приведённую Вами, достаточно убедительной. Ещё раз СПАСИБО!
Андрей Тихов ( Пользователь )
Ряд вопросов о КИМах - в продолжение:

вопрос:
Шакиржанова Фарида Римовна (Зеленодольск)
лицей № 14

Тюкарева Ю.А., учитель русского языка и литературы
В этом году в КИМах ЕГЭ по русскому языку было увеличено количество тестовых вопросов (уровень А, В) с 30 до 40, но время выполнения оставили 3 часа. Поэтому основной проблемой выпускников была нехватка времени. Почему не было увеличено время на выполнение работы?

ответ:
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая коллега!
Три последних года (2005,2006,2007) количество заданий в экзаменационном тесте единого государственного экзамена по русскому языку остаётся неизменным. Не изменилась и продолжительность экзамена – 3 часа.
При этом хочется обратить Ваше внимание на то, что с первого года проведения единого государственного экзамена члены федеральной предметной комиссии выезжают в регионы и работают там непосредственно в день проведения экзамена. Специалисты выполняют различные виды работ. Одна из задач члена федеральной предметной комиссии – ответить на вопрос о том, достаточно ли времени на выполнение экзаменационной работы. В течение 5 лет такая информация собиралась и анализировалась. результаты следующие:
1) за 20 минут до истечения срока проведения экзамена в аудитории из 15 остаётся 1-2 человека;
2) за 5 минут все аудитории свободны.
Таким образом, наблюдение за процедурой проведения экзамена говорит о том, что времени вполне достаточно, чтобы выполнить работу. Кроме этого следует заметить, что вопрос увеличения времени экзамена не поднимался представителями педагогической общественности ни на этапе обсуждения демонстрационной версии экзаменационной работы, ни в период подведения итогов экзамена.
Поэтому увеличение времени на экзамен федеральная предметная комиссия по русскому языку считает нецелесообразным.

вопрос:
Гриценко Раиса Михайловна (Краснодар)
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Задания по языковому анализу текста в КИМах по русскому языку по содержанию (а иногда и по уровню сложности) пересекаются с заданиями тестовой части новой формы письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе. Получается, что одно и то же содержание дважды подвергается контролю. Будет ли проведено четкое разграничение объема и уровня этих заданий?

ответ:
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемая Раиса Михайловна! Отбор содержания для итоговой аттестации в 9 и 11 классах – очень сложная проблема. Особую актуальность она приобретает сегодня, когда школа работает в ситуации двух стандартов и когда
впервые за несколько лет в старших классах появился учебный предмет «Русский язык».
Вы очень точно подбираете глагол. Вы говорите «пересекаются». Тестовых заданий в экзаменационной работе для 9 класса мало, уровень сложности у этих заданий, как свидетельствует статистика, невысокий, созданы они по другой модели, нежели задания ЕГЭ. Федеральная предметная комиссия по русскому языку (11 класс) провела небольшой эксперимент и предложила экзаменационный тест ЕГЭ выполнить учащимся 9 классов(конец учебного года). Статистика говорит о том, что для 9 класса задания первой части работы (А) оказались очень сложными. Проблема серьёзная, но ее надо решать. Приглашаем к сотрудничеству!

вопрос:
Мингазетдинов Ил?дар Василевич


Предложения
1. Увеличить время на выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку до 3,5 часов.
2. Тексты (задание С) должны быть равнозначны по сложности. Желательно исключить тексты, связанные с наукой, научными открытиями, которые вызывают неоднозначную реакцию общественности (например, клонирование).

ответ:
Цыбулько Ирина Петровна (Москва)
ФИПИ

Уважаемый коллега! Вопрос об увеличении времени на выполнение экзаменационного теста ЕГЭ по русскому языку уже обсуждался на нашей конференции. Я напомню, что
первого года проведения единого государственного экзамена члены федеральной предметной комиссии выезжают в регионы и работают там непосредственно в день проведения экзамена. Специалисты выполняют различные виды работ. Одна из задач члена федеральной предметной комиссии – ответить на вопрос о том, достаточно ли времени на выполнение экзаменационной работы. В течение 5 лет такая информация собиралась и анализировалась. результаты следующие:
1) за 20 минут до истечения срока проведения экзамена в аудитории из 15 остаётся 1-2 человека;
2) за 5 минут все аудитории свободны.
Таким образом, наблюдение за процедурой проведения экзамена говорит о том, что времени вполне достаточно, чтобы выполнить работу. Кроме этого следует заметить, что вопрос увеличения времени экзамена не поднимался представителями педагогической общественности ни на этапе обсуждения демонстрационной версии экзаменационной работы, ни в период подведения итогов экзамена.
Поэтому увеличение времени на экзамен федеральная предметная комиссия по русскому языку считает нецелесообразным.
Ваше замечание по поводу текстов конечно справедливо. ФПК по русскому языку работает над этой проблемой и , согласитесь, тексты в ЕГЭ с каждым годом становятся лучше. А вот вопрос о том, что не стоит включать в ЕГЭ тексты, проблематика которых
вызывает неоднозначную реакцию в обществе, можно поспорить. Статистические данные по упомянутому Вами тексту ЛУЧШЕ, чем по другим текстам! Согласитесь, наши дети, наши выпускники уже взрослые люди. Так почему же они должны уходить от этих проблем? А кому тогда решать эти проблемы в будущем?

Вопросы начинают повторяться. Подробнее смотрет по ссылке: http://www.fipi.ru/2007/rt1.php?ts=2
Сергей Галаган ( Пользователь )
Было в уже закрытой теме
quote name='ses' date='05.09.2007, 13:24' post='56602']
А ведь и верно! С какой это стати весь мир должен знать, что у Васи Петрова двойка по физкультуре? А если родители против?
И еще! А как же тогда принцип открытости образования?
[/quote]

Принцип "открытости" нехорошо себя демострирует и при ЕГЭ. Зная паспортные данные легко любому желающему узнать балл ЕГЭ, что, мягко говоря, не всем надо.
Тем кому надо - приемным коммисиям такая возможность "по барабану" без бумажки сертификата там абитуриент - букашка.
Хорошо бы добавить некий код ученика (например состоящий из номеров места сдачи экзамена) который он сам сообщает комиссии при необходимости.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, выкладываю обобщение прошлогодней ветки ЕГЭ - получилось некое пособие по подготовке к ЕГЭ. Правда оно ещё в стадии технической и содержательной правки и без части С. Прошу высказаться... Если время и желание есть.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 06.09.2007, 09:58) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, выкладываю обобщение прошлогодней ветки ЕГЭ - получилось некое пособие по подготовке к ЕГЭ.



Прошу высказаться... Если время и желание есть.




Прошу исключить из статьи мои реплики и мое имя. Это мое желание как участника состоявшейся дискуссии.
Фания Мурзаханова ( Пользователь )
К традиционным экзаменам в 9-ом классе мы готовились по конкретным сборникам. А есть ли такие сборники по подготовке к ЕГЭ в 9-ом по русскому языку?
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Габбасовна @ 07.09.2007, 16:05) <{POST_SNAPBACK}>
К традиционным экзаменам в 9-ом классе мы готовились по конкретным сборникам. А есть ли такие сборники по подготовке к ЕГЭ в 9-ом по русскому языку?


Фания Габбасовна, пока таких сборников нет. Но изложения (тексты для них) берут именно из этих сборников... как показывает практика.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+