Личный кабинет

Цель образования школы - только образование?

Снова о целях...
Андрей Тихов ( Пользователь )
Я долго думал над этим вопросом и ... боялся его задать. Возможно, кто-то поймёт меня правильно, кто-то не поймёт. Возможно я не прав... Но всё же.
Если цель образования - образовывать, учить и так далее (можно продолжить синонимический ряд). То стоит ли распыляться ещё и на воспитание и развитие? Методисты требуют от учителя при составлении плана урока обязательное триединство целей: обучающую, развивающую и воспитательную. Но ведь наше министерство (если не сказать, как не раз уже слышал - министервство) - Министерство ОБРАЗОВАНИЯ, а не воспитания и развития.
Стоит ли школе навязывать и спихивать проблему воспитания, если само общество, СМИ, да и государство этим не намерены заниматься?
Простите за тему... Но прошу высказаться...
Семенов Вадим ( Пользователь )
Я считаю, что воспитание это в первую очередь функция родителей. Школьный учитель, у которго 30 душ и который видит их несколько часов в неделю родителей никак заменить не сможет. Школа в первую очередь должна предоставлять то, что родители дать не могут, т.е. обучение. Родители не являются специалистами во всех предметах. Что никак не запрещает обеим сторонам работать в зоне ответственности друг друга, родителям -- учить, учителям -- воспитывать. Но в качестве дополнительной задачи, по мере возможностей. Ставить несвойственные функции в качестве основной задачи значит использовать ресурсы не по назначению. Ну а развитием, наверное, должны заниматься и те и другие.
Константин Уляшев ( Пользователь )
Вопросы задавать, ну, право, не грешно. А ясность и безоблачность - и странно, и смешно...

Школа - пожалуй, единственный оставшийся в руках государства инструмент (социальный институт), позволяющий реализоватьдисциплинарную функцию( воспитание ). Как же им не воспользоваться?
Павел Широков ( Пользователь )
Учитель, значит, обучает, а родители воспитывают. Все правильно, только есть один маленький нюанс: учитель обучает не на дому, а в школе. А школа отнюдь не нейтральна к воспитанию, а просто опасна для него. Любой отец должен знать, что отдавая сына в школу, он рискует его воспитанием.

Как подготовить детей к общению с людьми и как вводить их в свет, когда они для этого созрели, мы рассмотрим в другом месте. Но как приобщение мальчика к разношерстной толпе недисциплинированных мальчишек, где он обучится ссорам при игре в трэп или плутовству при игре в спэн-фартинг, может подготовить его к светскому обращению или к деловым отношениям,— этого я не понимаю. Трудно также разгадать, какие это столь желательные отцу качества можно приобрести в той толпе товарищей, которую школа обычно собирает от самых различных родителей. Я убежден, что тот, кто может нести расходы на содержание домашнего воспитателя, получает у себя дома возможность сообщить своему сыну более изящные манеры, более мужественные мысли, лучшее понимание того, что достойно и прилично, вдобавок и более основательные знания, а также возможность скорее сделать его зрелым человеком, чем это в состоянии сделать любая школа. Я отнюдь не осуждаю за это школьного учителя и не думаю, что это должно быть поставлено ему в вину. Большая разница иметь двух или трех учеников в одном доме или шестьдесят — восемьдесят мальчиков, проживающих в разных местах; ибо, как бы ни было велико усердие и искусство учителя, он в состоянии наблюдать за пятьюдесятью или ста учениками лишь в течение того времени, пока он находится вместе с ними в школе; нельзя также ожидать, что он сможет успешно учить их чему-либо, кроме того, что содержится в учебниках; формирование души и манер требует постоянного внимания и специального приспособления к каждому отдельному мальчику, а это невозможно в условиях большого количества детей и должно остаться бесплодным трудом (даже тогда, когда учитель располагает достаточным временем, чтобы изучать и исправлять специфические недостатки и дурные наклонности каждого), поскольку подросток большую часть суток предоставлен самому себе или главным образом влиянию своих товарищей.

Но отцы, наблюдая, что часто наибольшей удачей в жизни пользуются смелые и пронырливые люди, радуются, когда видят в своих сыновьях ранние проявления бойкости и ловкости; они принимают это за доброе предзнаменование их будущих жизненных успехов; в тех трюках, которые их сыновья выкидывают по отношению к своим товарищам или которым они научаются у них, видят овладение искусством жить и прокладывать себе дорогу в свет. Но я позволю себе сказать, что единственно надежную и правильную линию намечает тот, кто основу жизненных успехов своего сына полагает в добродетели и благовоспитанности. И не проказы и плутни, практикующиеся среди школьников, не их грубое обращение друг с другом и не хитроумные планы обворовывания фруктового сада создают способного человека, а принципы справедливости, великодушия и умеренности в сочетании с внимательностью и прилежанием, т. е. те качества, которым школьники, как я думаю, мало научаются друг у друга.
И если джентльмен, воспитанный дома, не научился им больше, чем мог бы научиться в школе, это значит, что отец его очень неудачно выбрал гувернера. Возьмите какого-либо мальчика из лучших учеников грамматической школы и его сверстника, получившего надлежащее воспитание в отцовской семье, приведите обоих в хорошее общество и посмотрите, кто из них будет в большей мере держать себя по-взрослому и обращаться к незнакомым людям с пристойной уверенностью. Я думаю, что самоуверенность школьника изменит ему или скомпрометирует его; если же она годится ему только для общения с мальчиками, уж лучше ему совсем обойтись без нее. (Дж. Локк)


С уважением, Павел.
Нина Ваганова ( Пользователь )
Хочет того учитель или нет, он ребёнка всё равно воспитывает (хорошо, если не навредит). Кто-то прививает детям инициативность, ответственность, внимательность и т.д. и т.п., а кто-то отбивает всякое желание инициативу проявлять и "своё суждение иметь". Но вообще-то мне всегда кажется странным, что основная часть моей зарплаты - за образование, а основной спрос - за воспитание, хотя платят копейки, учитывая пресловутую 1000 р. Классное руководство всеми правдами и неправдами навязывают со всеми вытекающими... По конституции родители за дитя отвечают, только на деле никакого спроса с них. Сломал, к примеру, ребёнок руку (нет, не в школе, вечером, около дома), я объяснительную пишу, попал, не дай бог, в дтп или проблемы с милицией. то у меня этих проблем вдесятеро больше, ещё бывает те же родители возмутятся: "Почему школа плохо воспитала?"
Валентина Князева ( Пользователь )
(Филолух @ 29.08.2007, 16:40) <{POST_SNAPBACK}>
<Я долго думал над этим вопросом и ... боялся его задать. Возможно, кто-то поймёт меня правильно, кто-то не поймёт. Возможно я не прав... Но всё же.
Если цель образования - образовывать, учить и так далее (можно продолжить синонимический ряд). То стоит ли распыляться ещё и на воспитание и развитие? Методисты требуют от учителя при составлении плана урока обязательное триединство целей: обучающую, развивающую и воспитательную. Но ведь наше министерство (если не сказать, как не раз уже слышал - министервство) - Министерство ОБРАЗОВАНИЯ, а не воспитания и развития.
Стоит ли школе навязывать и спихивать проблему воспитания, если само общество, СМИ, да и государство этим не намерены заниматься?
Простите за тему... Но прошу высказаться...
>

Уважаемый Филолух!

Кому как не школе заниматься воспитанием подрастающего поколения? Конечно, школе. Более того, воспитание по отношению к обучению первично (плохо воспитанный и учится плохо). Генеральная цель современной школы - это воспитание человека культуры. С развалом Союза воспитание школа забросила. Сегодня необходимо вернуть его в школу. Образование же следует понимать как результат воспитания и обучения, вместе взятые. Человек - это система, которая проходит все стадии формирования (развития и воспитания). Развивать ребенка - наша прямая обязанность, воспитывать тоже, ну, и, конечно, обучать.
В.В.
Валентина Князева ( Пользователь )
<
(Нина Ваганова @ 29.08.2007, 21:11) <{POST_SNAPBACK}>
Хочет того учитель или нет, он ребёнка всё равно воспитывает (хорошо, если не навредит). Кто-то прививает детям инициативность, ответственность, внимательность и т.д. и т.п., а кто-то отбивает всякое желание инициативу проявлять и "своё суждение иметь". Но вообще-то мне всегда кажется странным, что основная часть моей зарплаты - за образование, а основной спрос - за воспитание, хотя платят копейки, учитывая пресловутую 1000 р. Классное руководство всеми правдами и неправдами навязывают со всеми вытекающими... По конституции родители за дитя отвечают, только на деле никакого спроса с них. Сломал, к примеру, ребёнок руку (нет, не в школе, вечером, около дома), я объяснительную пишу, попал, не дай бог, в дтп или проблемы с милицией. то у меня этих проблем вдесятеро больше, ещё бывает те же родители возмутятся: "Почему школа плохо воспитала?"
>

Нина Борисовна, не надо утрировать. Учитель отвечает по закону за ребенка только тогда, когда он находится на вашем уроке или на каком-либо мероприятии вместе с вами. К ломанию рук около дома да еще вечером вы не должны иметь никакого отношения. Не надо писать объяснительных записок. Надо знать свои права и обязанности.
В моей педагогической практике чего только не было: дети рожали, абортировались, травились, погибали..
Все было. Это жизнь. К сожалению, со всеми ее темными сторонами тоже. Школа, безусловно, воспитывает, но воспитывает и социум, и улица, и дом... Основы воспитанности все же идут от семьи.
Надо четко определиться с тем, за что вы отвечаете. И не поддаваться руководящей дури, конечно, коректно.
В.В.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Валентина Владимировна Князева @ 29.08.2007, 23:00) <{POST_SNAPBACK}>
<>

Нина Борисовна, не надо утрировать. Учитель отвечает по закону за ребенка только тогда, когда он находится на вашем уроке или на каком-либо мероприятии вместе с вами. К ломанию рук около дома да еще вечером вы не должны иметь никакого отношения. Не надо писать объяснительных записок. Надо знать свои права и обязанности.
В моей педагогической практике чего только не было: дети рожали, абортировались, травились, погибали..
Все было. Это жизнь. К сожалению, со всеми ее темными сторонами тоже. Школа, безусловно, воспитывает, но воспитывает и социум, и улица, и дом... Основы воспитанности все же идут от семьи.
Надо четко определиться с тем, за что вы отвечаете. И не поддаваться руководящей дури, конечно, коректно.
В.В.


Валентина Владимировна, пытались ли Вы когда-нибудь (я думаю, что пытались) делать два дела одновременно, нет, даже три дела? Ну в качестве примера приведу такие: пилить, готовить, и поливать. Причём в короткие сроки необходимо сделать это качественно. Что получалось? Получалось, что всё сделано, ну если не плохо, то во всяком случае не отлично. ТОгда пришла в голову замечательная мысль, а что если делать это последовательно? Сначала качественно попилить, потом вкусно приготовить, а уж потом обильно полить. В таком случае результат говорит сам за себя. Не так ли?
Те дети (мы то есть) и эти дети (сегодня) различаются, очень различаются - и не тем, что школа отказалась от воспитания. Нет - социум от него отказался и бросил всё на школу. В результате учитель (школа) отвечает за ребёнка все 24 часа в сутки. Я сам был свидетелем тому, как классный руководитель писала объяснительную, что пролводила инструктаж по ТБ с ребёнком, попавшим в ДТП. Пришли к ней, а не к родителям.
В результате классный руководитель (школа) отвечают за роды (ТБ), аборты (ТБ), гибель ребёнка (ТБ). Да ещё и журналы смотрят - стоит ли роспись ученика - ученицы. Если нет - сами родители по судам затаскают. Почему не научили, почему не воспитали? Это реалии сегодняшнего дня.
Я, как отец, заявляю - оставьте мне моего ребёнка в покое: учить - учите, а воспитанием займусь сам! Потом некого винить будет кроме себя.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Филолух @ 30.08.2007, 08:33) <{POST_SNAPBACK}>
Валентина Владимировна, пытались ли Вы когда-нибудь (я думаю, что пытались) делать два дела одновременно, нет, даже три дела? Ну в качестве примера приведу такие: пилить, готовить, и поливать. Причём в короткие сроки необходимо сделать это качественно. Что получалось? Получалось, что всё сделано, ну если не плохо, то во всяком случае не отлично. ТОгда пришла в голову замечательная мысль, а что если делать это последовательно? Сначала качественно попилить, потом вкусно приготовить, а уж потом обильно полить. В таком случае результат говорит сам за себя. Не так ли?
Те дети (мы то есть) и эти дети (сегодня) различаются, очень различаются - и не тем, что школа отказалась от воспитания. Нет - социум от него отказался и бросил всё на школу. В результате учитель (школа) отвечает за ребёнка все 24 часа в сутки. Я сам был свидетелем тому, как классный руководитель писала объяснительную, что пролводила инструктаж по ТБ с ребёнком, попавшим в ДТП. Пришли к ней, а не к родителям.
В результате классный руководитель (школа) отвечают за роды (ТБ), аборты (ТБ), гибель ребёнка (ТБ). Да ещё и журналы смотрят - стоит ли роспись ученика - ученицы. Если нет - сами родители по судам затаскают. Почему не научили, почему не воспитали? Это реалии сегодняшнего дня.
Я, как отец, заявляю - оставьте мне моего ребёнка в покое: учить - учите, а воспитанием займусь сам! Потом некого винить будет кроме себя.



Вы не правы. Один в поле не воин. Все учение базируется на воспитании. Воспитанного ребенка и обучать легче. А насчет инструкции о ДТП. Учитель, вероятно, такую воспитательную работу должен был провести. И он должен быть дальновидным в этом плане. Обычно такой инструктаж проводится на классных часах. в начальной школе, в том числе и в виде интересных сценариев. Или с привлечением специальных органов. Гаишников, например. Это - наша работа. А потом ведь воспитание многолико. Воспитать - это ведь не только научить ребенка бытовой культуре, но и воспитать можно физически, умственно, граждански, экологически...
В том году была в Подмосковье. В прекрасном лесопарке. Пришла погулять и отдохнуть. Представьте
себе шикарную поляну, высокие корабельные сосны. Сижу на поваленном дереве, оглядываюсь. А вижу плохо. Метрах в десяти-пятнадцати усматриваю какое-то непонятное сооружение. Какие-то предметы серого цвета одной формы большой высоты. Наподобие картины "Апофеоз воны". Надо же, думаю, наверно, памятник соорудили.
Это сооружение высотой в несколько человеческих ростов оказалось мусором в мешках. Вот и вся банальность. А ведь отдыхать сюда приходят и приезжают семьями и мусор оставляют тоже семьями...
Конечно, если вы как отец будете много и с прилежанием уделять время своим детям, это хорошо. Но этого еще недостаточно, чтобы ребенок вырос полноценно воспитанным.
В.В.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Сложные вопросы. Лично меня особенно угнетает воспитательная составляющая. Вычленим сейчас одну-единственную воспитательную проблему: мат. Что-то не то мы все делаем, если кругом процветает мат. На одном форуме кто-то заметил, что сейчас матом не ругаются, на мате говорят. Кто в этом виноват: школа или семья? В каком возрасте ребёнок приобщается к мату? Я никогда не матерился, и мне больно наблюдать, что даже второклассники уже ругаются вовсю. Типичный пример: футбольное поле, на котором собирается разношёрстная, разновозрастная компания игроков - от первоклассников до меня - 54-летнего. Они все матерятся почём зря. Из уважения ко мне (потому что я тоже неплохо играю в футбол и "в авторитете"), они иногда сдерживаются, но не надолго. Я прикрикиваю на них, разъясняю, рассказываю различные поучительные истории и т.п., но… "против лома нет приёма" (в смысле, с эффектом близком к нулю). Этот неравный бой я не прекращу никогда, но… кто виноват и как это исправить? Думается, ситуация ухудшается с каждым годом. А мы всё о вечном…

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+