Личный кабинет

Профессиональная ориентация или начальное профессиональное самоопределение?

Алексей Бутузов ( Пользователь )
Инициирующее сообщение.

Профессиональная ориентация или начальное профессиональное самоопределение?

Ваше мнение...
Николай Родичев ( Пользователь )
Я бы не стал ставить вопрос именно в такой формулировке. И вот почему.

Когда встает именно такой вопрос, то большинство педагогов, по своей природе - вынужденных манипуляторов, неизбежно воспринимают слово "ориентация" как синоним воздействия. Добавляется ряд негативных ассоциаций, тянущихся из советского прошлого. Однако слово «ориентация» имеет в этом конетксте два полярных значения. С одной стороны, это специально организованное манипулятивное или авторитарное воздействие. С другой – ориентация - формируемая способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, запрашивать и получать помощь, поддержку. Поэтому сориентрироваться - выставить некие ПРЕДЕЛы своему движению. То есть самооПРЕДЕЛиться. Пришли к слову самоопределение. Так что тут проблема скорее некоего исходного отношения к самому феномену профориентации, к тянущейся за ней исторической памяти. Ведь когда мы говорим "сексуальная ориентация", мы же не имеем в виду то, что человека специально ориентируют.

Слишком часто я сталкивался за последние годы с тем, что "профессиональной ориентацией" связываются негативные ассоциации, а с самоопределением - не такие негативные, а иногда и позитивные. Но у этих собеседников чаще всего "ориентация" - это действие, вектор, а "самоопределение " - состояние, характеристика. Получается путаница.

Поэтому я бы переформулировал вопрос так:

профессиональная ориентация или поддержка (сопровождение) профессионального самоопределения.

И то - и другое - педагогическое действие.

Только найти индикаторы, критерии, показатели самоопределения - уж очень сложно. Поэтому я как могу, в реальных ситуациях (качающихся практики, а не теории) заменяю и то, и другое на поддержку в проектировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Если кто-нибудь подскажет мне более короткую формулировку, то я ему буду очень благодарен.

И еще - раз уж речь о проблеме зашла именно тут, то у меня встречный вопрос - а для участников здешних дискуссий профессиональное самоопределение подростка - это некий изолированный, описываемый в привычных терминах процесс? Или такого процесса сейчас, после принципиального изменения рынка труда и рынка услуг профессионального образования не существует... А существуют значимые для профессионального самоопределения аспекты формируемой культуры выбора, формируемых ключевых компетентностей и т.д.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(N.Rodichev @ 29.08.2007, 22:10) <{POST_SNAPBACK}>
Поэтому я бы переформулировал вопрос так:
профессиональная ориентация или поддержка (сопровождение) профессионального самоопределения.
И то - и другое - педагогическое действие.

Только найти индикаторы, критерии, показатели самоопределения - уж очень сложно. .


Согласен, Николай Федорович! Вы - профессионал, Вам и карть в руки. А вот про оценку,про критерии, показатели и индикаторы самоопределения было бы, на мой взгляд, в аспекте профессионализации интересно поговорить.

Кто такой "профессионал"? И кто есть еще ему рядоположенный, но "не-профессионал"? Специалист, работник, исполнитель, техник... они кто? В чем сходство и в чем отличие?
Татьяна Самарцева ( Пользователь )
[quote name='N.Rodichev' date='29.08.2007, 22:10' post='54950']

профессиональная ориентация или поддержка (сопровождение) профессионального самоопределения.

мне ближе "Профессиональное самоопределение".


а для участников здешних дискуссий профессиональное самоопределение подростка - это некий изолированный, описываемый в привычных терминах процесс?


изолированный от чего?

Или такого процесса сейчас, после принципиального изменения рынка труда и рынка услуг профессионального образования не существует... А существуют значимые для профессионального самоопределения аспекты формируемой культуры выбора, формируемых ключевых компетентностей и т.д.


Не знаю, как в других образоательных учреждениях, но я оказываю 9,10,11 классникам помощь в этом самом определении. Процесс увлекательный (для меня и для обратившегося), но, к сожалению иногда впустую потраченное время. Родители "отправляют" ребенка учиться не "по призванию", а куда им удобнее: где есть связи, где ребенок поступит н а бюджетное место, или на что хватит денег.
Радует, что растет процесс "продвинутых" родителей, которые прислушиваются к желаниям ребенка, мнению психолога, видят его возможности.
Татьяна Самарцева ( Пользователь )
(N.Rodichev @ 29.08.2007, 22:10) <{POST_SNAPBACK}>
профессиональная ориентация или поддержка (сопровождение) профессионального самоопределения.


мне ближе "Профессиональное самоопределение".


а для участников здешних дискуссий профессиональное самоопределение подростка - это некий изолированный, описываемый в привычных терминах процесс?

изолированный от чего?

Или такого процесса сейчас, после принципиального изменения рынка труда и рынка услуг профессионального образования не существует... А существуют значимые для профессионального самоопределения аспекты формируемой культуры выбора, формируемых ключевых компетентностей и т.д.


Не знаю, как в других образоательных учреждениях, но я оказываю 9,10,11 классникам помощь в этом самом определении. Процесс увлекательный (для меня и для обратившегося), но, к сожалению иногда впустую потраченное время. Родители "отправляют" ребенка учиться не "по призванию", а куда им удобнее: где есть связи, где ребенок поступит н а бюджетное место, или на что хватит денег.
Радует, что растет процесс "продвинутых" родителей, которые прислушиваются к желаниям ребенка, мнению психолога, видят его возможности.
Николай Родичев ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 29.08.2007, 22:22) <{POST_SNAPBACK}>
Кто такой "профессионал"? И кто есть еще ему рядоположенный, но "не-профессионал"? Специалист, работник, исполнитель, техник... они кто? В чем сходство и в чем отличие?


Профессионал - тот, кто прикладывает к профессии свои силы, кто специализируется в чем-либо, кто приносит пользуобществу и про себя не забывает, получая моральное и материальное вознаграждение, кто постоянно переподготваливается к изменениям, кто благодаря профессии имеет социальный статус, признание, визитку, резюме.

По Вашим выкладкам, это, наверное, тот, кто удерживает одновременно компетенции и исполнителя, и признанного профессионала, и того, что "под себя" может создать новую "профессию"... Так?
Ирина Калиндеева ( Пользователь )
В Концепции модернизации общего образования до 2010 года особое внимание уделено организации образовательной среды современной школы. В частности, основная идея обновления старшей школы состоит в организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, что существенно расширяет возможности выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно показана, что малоэффективно учить «всех всему». Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом интересов и планов юношей и девушек на дальнейшую послешкольную жизнь. То есть, фактически, ребята, переходя из 8-го в 9-ый и затем в 10 и 11 классы, должны сделать осознанный профессиональный выбор. Отдать предпочтение той или иной профессии можно лишь, получив определенный социальный опыт. Но как его получить? Пойти работать, поговорить с представителем той или иной профессии на его рабочем месте. Нельзя забывать и о том, что одной из главнейших задач, стоящих перед учителем, является воспитание. Кого мы выпустим из родных стен школы – эгоиста, зацикленного только на себе, или Человека с большой буквы, всегда готового помочь людям?! Создание отряда волонтеров в рамках отдела социальной практики поможет в организации стабильного и сплоченного общества среди параллели 8-х классов, как экспериментальной на данном этапе. Сталкиваясь с серьезными социальными проблемами еще в школе, дети становятся более мудрыми, мягкими, понимающими. Это очень важно. Кроме этого, волонтерская работа поможет ребятам в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.
Поскольку в школах нашего города около 3-х лет работают по профильному обучению и предпрофильной подготовке, у нас возникла идея проекта «Школы самоопределения» и создания в рамках данного проекта отдела социальной практики. Социальная практика – это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации могут возникнуть в результате:
- формального (делового) общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах;
- самостоятельного поиска в школе или вне ее мест работы, где нуждаются в помощи и заботе (детские дома, интернаты, дома престарелых), мест, где необходимо благоустройство (дворы, неотремонтированные нежилые здания, витрины, парки и т. п.), где возможно реальное размещение заказов для школьных мастерских, где предоставляются возможность помочь малообеспеченным людям, животным, оказать помощь нуждающимся, поучаствовать в благоустройстве (украшении) города.
Цель проекта
Получение определенного социального опыта в условиях предпрофильной подготовки.

Задачи проекта
1.Создание условий для осознанного профессионального выбора ребенком;
2. Повышение информированности учащихся о профессиях;
3. Воспитание человека образованного, культурного, способного к жизненному самоопределению и самореализации;
4. Адаптация, ориентация и творчество детей в социальном пространстве города.
Механизмы реализации проекта
1. изучение практического опыта социальной практики;
2. организация школьного отдела социальной практики;
3. диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся;
4. организация отряда учеников – волонтеров;
Ожидаемый результат
- сделать осознанный выбор старшей школы,
- заранее представить свою будущую работу, и каких умений она потребует, выбрать место обучения после школы, понять уровень требований, специфику;
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, сотрудничать, быть полезным);
- изучать современный социум и найти свое место в нем;
- получить информацию об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, походит ли эта профессия тебе или нет;
- получить ремесленные навыки;
- научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям;
- учиться выстраивать, проектировать свою деятельность.
Критерии оценки результатов проекта:
- информированность учащихся;
- выбор дальнейшего пути выпускника.
Николай Родичев ( Пользователь )
(Ирина Александровна Калиндеева @ 01.09.2007, 11:41) <{POST_SNAPBACK}>
у нас возникла идея проекта «Школы самоопределения» и создания в рамках данного проекта отдела социальной практики.


Ирина Александровна, во-первых приветствую в Вашем лице Зеленодольск, самый "профориентационный" город из всех принимавших участие в предпрофильном эксперименте. В 2004 г. по этой причине я "напросился" у организаторов эксперимента на поездку в Зеленодольск.

Ничего более эффективного, чем социальная практика, в профориентации не существует.
Но ее организация требует такой координации ресурсов самих педагогов, такой способности к привлечению добровольцев, такой, с позволения, сказать, решительности в изменении нормативной базы...ведь при этом ломаются школьные стены во всех смыслах...

Как Вы намереваетесь всего этого достичь?
Это очень интересно.

С праздником Вас и всяческих успехов...
Марина ( Пользователь )
Уважаемая Ирина Александровна, если можно и есть время, расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы осуществляете именно этот пункт
- получить информацию об интересующей профессии, попробовать себя на реальном рабочем месте, понять, походит ли эта профессия тебе или нет;.
не называя это проектом, мы пытаемся делать многое из того, что вы обозначили. Но вот реально ребенку попробовать себя в той или иной профессии - это пока не получается, за исключением укладывания асфальта, уборки улиц, подсобных рабочих...
Спасибо. И с праздником!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+