Личный кабинет

Классическая музыка в духовном развитии личности

Ирина Гутова ( Пользователь )
МОУ "Гимназия №26" Омск
учитель музыки
Мохнарёва Юлия Александровна

Профессия учителя в меняющемся мире.

Учитель музыки… Это словосочетание, на мой взгляд обладает особой силой воздействия на окружающих. Общаясь с людьми разных профессий, званий, возрастов, мне часто приходилось наблюдать реакцию на вопрос о том, кем я работаю. По лицам людей можно было понять, как они относятся не только ко мне лично, но и к моей профессии. Если мой собеседник был неравнодушен к искусству, то и дальнейшее общение с ним становилось более открытым, искренним, доверительным. И было неважно, какая музыка нравилась моему собеседнику, главное, что он был способен чувствовать, а значит – любить.
«Музыка- зеркало души» - этот расхожий тезис наиболее полно отражает мое собственное отношение к искусству и мое преподавательское кредо. Сила воздействия, которое оказывает на нас искусство, настолько велика, что даже трудно себе представить человеческое существование без его преобразующего влияния. Ведь искусство – это неиссякаемый источник лучших чувств и мыслей людей, это опыт всего человечества, воплощенный в звуках, словах, красках, линиях. Но, к моему большему сожалению, этот источник сегодня очень сильно «замусорен» средствами современной массовой культуры, превращен в пошлую пародию, несущую в души подрастающего поколения жестокость, разрушение, потребительское отношение к миру. Такое искусство вряд ли сможет сделать кого-либо счастливым.
И когда я вижу каждый день на уроках десятки устремленных на меня глаз, иногда веселых, иногда задумчивых, иногда усталых, я понимаю, что и от меня зависит, сумеют ли мои ученики замечать прекрасное в этом мире, найдут ли они себя в жизни, станут ли эти дети счастливыми. Понимание этого факта заставляет меня искать, творить, быть смелой, постоянно доказывать себе и другим, что окружающий мир прекрасен и удивителен.
Очень часто на уроках музыки я знакомлю воспитанников разных возрастов с открытиями в различных областях музыкального искусства: как появились первые музыкальные инструменты, кто были первые авторы и исполнители различных музыкальных жанров и стилей. Эти вопросы заставляют ребят задумываться о масштабе человеческого таланта, о силе его изобретательской мысли. И то, что, по их мнению, еще совсем недавно было фантазией, мечтой человечества, благодаря таланту творческих людей стало нашей жизненной реальностью. Осознание этого факта пробуждает у учащихся веру в безграничные возможности человеческой мысли, мечты, фантазии. Когда же я предлагаю им самим сделать открытие в музыке, то я вижу, как загораются их глаза, как им хочется «подняться» над повседневными проблемами и на мгновение стать «великими первооткрывателями и изобретателями». И эти мгновения – это мгновения счастья творческого полета, они заключаются в радости осознания творческого труда, в желании что-либо сделать для других. По моему глубокому убеждению, человек, который сам пробует создавать, сочинять, творить, начинает по-другому воспринимать окружающий мир. Для такого человека дарить, отдавать становится более естественным, чем брать, потреблять.
«Маята души» - это качество, которое, на мой взгляд, отличает творческих людей. Если ребенок на уроке сможет прочувствовать это состояние, то и в его душе возникнет потребность творить, преобразовывать, не бояться трудностей. А главное, он не сможет жить иначе.
Радость творчества – это то счастье, которому может и должен научить учитель музыки.
Поэтому я хочу, чтобы дети, которых я учу музыке, с возрастом не потеряли возможность открыто и искренне, выражать свои чувства в песне. Чтобы песня объединяла людей, дарила им радость эмоционального общения, ценность которого в наш век машин и информационных технологий особенно велика. Я мечтаю о том, чтобы песня не переставала звучать в сердцах людей, постоянно напоминая им о том, что они способны чувствовать и любить прекрасное.
У песен есть счастливая черта.
Они добры. И так или иначе
Ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих очах - их свет и доброта.
Во всех обличьях, в праздник, в лихолетье
Мне жалко непоющих… Черт возьми!
Мы вечно были б нищими людьми,
когда бы песен не было на свете.
Максим Геттуев
Лилия Воропаева ( Пользователь )
(Ирина Гутова @ 31.08.2007, 07:38) <{POST_SNAPBACK}>
МОУ "Гимназия №26" Омск
учитель музыки
Мохнарёва Юлия Александровна

Профессия учителя в меняющемся мире.

Учитель музыки… Это словосочетание, на мой взгляд обладает особой силой воздействия на окружающих. У песен есть счастливая черта.
Они добры. И так или иначе
Ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих очах - их свет и доброта.
Во всех обличьях, в праздник, в лихолетье
Мне жалко непоющих… Черт возьми!
Мы вечно были б нищими людьми,
когда бы песен не было на свете.
Максим Геттуев


А можно ещё так сказать: учитель - музыка.

Что-то в музыке поминальное.
Что-то щемящее сверх понимания.
Что-то грустное, что-то печальное.
Что-то пустынное до одичания.
Что-то скифское и курганное.
Чернобыльное и полынное.
Первородное, перводанное.
Богатырское и былинное.
Что-то смелое и решительное.
И прямое, как высота
Что-то самое значительное -
Человечность и доброта

А это то, чего не так-то много в современном мире. Значит, музыка нужна. И это не второсортный предмет
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Продолжая тему учитель-музыка:

В 1932 году американский музыкальный критик Вальтер Коонс обратился ко многим музыкантам с просьбой ответить на вопрос: «Что такое музыка?»
Ответ С.В.Рахманинова:
«Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца
и идёт к сердцу;
Это любовь!!
Сестра музыки- это поэзия,
а мать её- грусть».

blush.gif blush.gif blush.gif
***

Музыка- это шелест листьев,
Музыка- это лунная ночь
И ветерка дуновенье,
Музыка- это любовь!


Музыка- то, что в сердце,
Музыка- то, что во мне:
Чувств и стремлений полётность,
Музыка- то, что в тебе!


Музыка- жизни дыханье,
Музыка- радость и грусть,
Чьей-то души ликованье,
Музыка- вечен твой путь!
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Говоря о роли классической музыки в развитии наших детей, говоря об эмоциональном развитии, нельзя обойти вниманием важность "живого" слушания классической музыки. Ни одна высококачественная запись лучших исполнителей не заменит живого восприятия музыки, рождающейся вроде бы "из ничего", из "воздуха", по мановению руки дирижера, и музыка не существует параллельно, а она-в тебе и в рядом с тобой сидящих.
Нахожусь под впечатлением совершенно замечательных концертов по семейным абонементам в Центре Павла Слободкина. Прекрасный Центр, великолепный Леонид Николаев, замечательный оркестр из совсем молодых музыкантов, да и программа- "Музыкальная Вена". На Радецки-марш Николаев уже дирижировал то оркестром, то залом попеременно. Кое-кто из детей маршировал, приплясывал-усидеть было невозможно! Нет ни одного ребенка, кто бы сказал, что музыка и концерт ему не понравились. Не говорю уже о родителях.
И хочется верить, что классическая музыка в "живом" исполнении учителя звучит на уроках музыки.
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
(ella @ 27.09.2008, 20:33) <{POST_SNAPBACK}>
Говоря о роли классической музыки в развитии наших детей, говоря об эмоциональном развитии, нельзя обойти вниманием важность "живого" слушания классической музыки. Ни одна высококачественная запись лучших исполнителей не заменит живого восприятия музыки, рождающейся вроде бы "из ничего", из "воздуха", по мановению руки дирижера, и музыка не существует параллельно, а она-в тебе и в рядом с тобой сидящих.
Нахожусь под впечатлением совершенно замечательных концертов по семейным абонементам в Центре Павла Слободкина. Прекрасный Центр, великолепный Леонид Николаев, замечательный оркестр из совсем молодых музыкантов, да и программа- "Музыкальная Вена". На Радецки-марш Николаев уже дирижировал то оркестром, то залом попеременно. Кое-кто из детей маршировал, приплясывал-усидеть было невозможно! Нет ни одного ребенка, кто бы сказал, что музыка и концерт ему не понравились. Не говорю уже о родителях.
И хочется верить, что классическая музыка в "живом" исполнении учителя звучит на уроках музыки.


Организаторам и участникам ветки.
С Вашего позволения, хочу поделиться своим некоторым опытом. Когда директор школы взялся реализовать проект школы (1994 г.), в котором среди прочих была предусмотрена и кафедра интеллектуального развития (КИР), то уже к концу года работали все кафедры (6), кроме одной - вот этой самой кафедры.
Замечу: проект разрабатывали главные специалисты ГлавУНО области, на основании моей разработки "Модели выпускника школы - Школы ХХI века", в коей этот интеллектуальный аспект и был обозначен. Все было логично: в то время я работал заведующим научно-исследовательской лаборатории "Институт Человека" при кафедре инновационной педагогики Челябинского Института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО), где и занимался решением поставленной мне задачи - разработкой модели выпускника школы.
В той школе возникла проблема руководителя КИР, ибо никто не знал что это такое. Директор обратился к разработчикам проекта и они указали на меня как автора Модели. Директор предложил мне работу и я из ВУЗа перешел в школу, чтобы организовать им кафедру интеллектуального развития, без которой не было "чистоты педагогического эксперимента".
На кафедру я пригласил из числа учителей школы "трех китов" будущей кафедры - учителя по ИЗО, учителя по МУЗЫКЕ и учителя по РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. У всех была на то время "высшая категория", то есть то были опытнейшие учителя. И вот встал вопрос, что делать, с чего начинать работу кафедры, которой как таковой до сих пор не существовало в системе образования.
Я попросил каждого из них подготовить 15-ти минутное сообщение на тему "Роль такого-то предмета (ИЗО, МУЗЫКИ, СЛОВА) в развитии школьника" - с возможностью в будущем расширить это сообщение до 30-45 минутного доклада. Когда эти "три кита" собрались вместе и пообщались, объединенные одной целью, они быстро согласились, что вышли на новое исключительно плодотворное направление в педагогике.

Видите ли, когда каждый из этих "трех китов" работает строго в своей теме, он видит в ней предмет "духовного развития" и ничего более, кроме разве что еще развития "эстетического" или "художественного" начал. И это не удивительно, ибо традиционно именно эти эпитеты и тянутся за каждым из этих трех предметов искусства. Но их синтез дает совершенно новый результат, позволяя увидеть и понять глубинный смысл и слова "интеллигенция".

Данное название ветки форума подтверждает общую традицию видеть в музыке инструмент духовного развития личности. Думаю, что это заметно принижает и сам предмет и саму профессию композитора. Для композитора или профессионального музыканта музыка есть действительно инструмент духовного развития, поскольку это его профессия, ЕГО РАБОТА, ЗА КАЧЕСТВО КОТОРОЙ ОН ПОЛУЧАЕТ ЗАРПЛАТУ. Однако задача общественного воспитания и образования заключается в том, чтобы музыкальное воспитание и образование дать каждому ребенку. Но точно такая же задача стоит перед тружениками и художественного образования (ИЗО) и русского языка и литературы. Однако каждый из них традиционно считает (ох уж эта традиция!) СВОЮ РАБОТУ предметом духовного развития, полагая, что если у другого человека работой является ДРУГАЯ РАБОТА, то без его (данного учителя) работы он остается духовно неразвитым.
У себя на кафедре мы ПОНЯЛИ, что только соединенные вместе предметы ИЗО, МУЗЫКИ и РОДНОЙ РЕЧИ - только их синтез, только они способны обеспечить ребенку именно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ развитие. Духовное образование и развитие возможно, по нашим убеждениям, только в профессиональной и социальной деятельности.
Такой взгляд на ИЗО, МУЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРУ, думается, призван кардинально изменить к ним отношение, прежде всего, самих преподавателей, а потом и директоров школ, училищ и вузов. А потом испециалистов и руководителей МинОбрНауки...
Таков мой личный опыт, которым я и хотел поделиться с участниками заявленной темы...
Если я не прав, попробуйте возразить. Буду благодарен - вдруг мы ошибались и нас закрыли правильно...
Лилия Воропаева ( Пользователь )
(Анатолий Матурский @ 02.10.2008, 07:29) <{POST_SNAPBACK}>
У себя на кафедре мы ПОНЯЛИ, что только соединенные вместе предметы ИЗО, МУЗЫКИ и РОДНОЙ РЕЧИ - только их синтез, только они способны обеспечить ребенку именно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ развитие. Духовное образование и развитие возможно, по нашим убеждениям, только в профессиональной и социальной деятельности.
Такой взгляд на ИЗО, МУЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРУ, думается, призван кардинально изменить к ним отношение, прежде всего, самих преподавателей, а потом и директоров школ, училищ и вузов. А потом испециалистов и руководителей МинОбрНауки...
Таков мой личный опыт, которым я и хотел поделиться с участниками заявленной темы...
Если я не прав, попробуйте возразить. Буду благодарен - вдруг мы ошибались и нас закрыли правильно...


Анатолий! Так я пока и не могу толком сориентироваться в Ваших предложениях. Интеллектуальное развитие - это что такое, по-Вашему? Духовное развитие - это что? И я правильно поняла, что по-Вашему интеллектуальное развитие более важная вещь, чем духовное развитие. Может мы в эти понятия вкладываем разное содержание?
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
(Воропаева Лилия @ 02.10.2008, 15:48) <{POST_SNAPBACK}>
Анатолий! Так я пока и не могу толком сориентироваться в Ваших предложениях. Интеллектуальное развитие - это что такое, по-Вашему? Духовное развитие - это что? И я правильно поняла, что по-Вашему интеллектуальное развитие более важная вещь, чем духовное развитие. Может мы в эти понятия вкладываем разное содержание?


Повидимому, именно так дело и обстоит. Только дело в том, что этим понятиям у науки до сих пор нет четкого, и однозначного определения. А мы на своей кафедре это проделали. Однако мы не говорим, что важнее из трех - интеллектуальное, физическое или духовное, мы просто называем их в строго определенном порядке. Мы даже говорим - их нельзя путать местами, ибо они - разные по определениям.
Проблема в том, что о "духовном" говорят все, кому не лень: интеллигенция, а духовенство так особенно. Да так много говорят, что об интеллектуальном аспекте развития личности забыли вообще. Педагогам нельзя идти у них на поводу, у них должен быть свой взгляд на ребенка, из которого они должны сделать Личность. Но Вам никто не скажет что такое Личность, потому что сначала надо сказать, что такое человек. Однако именно этого наука не знает, поскольку проблема самопознания не решена до сих пор.
Мы у себя на кафедре определились, что "Человек" как понятие есть философская категория, определяющая человеческого индивида Личностью, гармонично развитою в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении. Получается, что человек как Личность начинается с интеллекта, однако все разговоры о развитии Личности сводятся к физическому и духовному развитию. Именно здесь работают школа и религия. Поэтому вовсе не случайно, что церковь возвращается (даже рвется) в школу, которая якобы не справляется с духовным и нравственным развитием школьника. Уже хорошо видно, что власть сделала ставку на церковь, и едва ли кто её остановит от вторжения в систему образования. Лично я уверен, что только полноформатное обращение к интеллектуальному воспитанию ребенка (и в первую очередь, разумеется, педагога) через искусство живописи, искусство музыки и искуство слова способно спасти положение в школе. А потом и в стране.
Но мало ли что считаю я. Кафедру закрыли потому, что в педвузах "нет специалистов", чтобы аттестовать учителей кафедры по избранной ими тематике.
Лили, скажите, это так сложно понять, да?
Или практически, невозможно?
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Анатолий Сергеевич!Я думаю, через понимание и осмысление языка музыки происходит прежде всего эмоциональное развитие ребенка. И мне кажется это важным, т.к. эмоциональный опыт наших детей очень небогат и неразвит. И здесь важна цепочка:слушаю- чувствую- понимаю- объясняю. И важно не просто-понравилось или нет, грустно или весело, а важна "считка" информации, заложенной в произведении. Зачастую классическая музыка оставляет равнодушными детей потому, что они не понимают языка музыки, интонационную сущность ее, да еще и опыта эмоционального нет. К духовному развитию это относить или к интеллектуальному?и какая разница?
А музыка (освоение предмета) невозможна сама по себе без синтеза со словом и изобразительным искусством. Программа Д.Кабалевского на этом и построена. И уроки музыки, ИЗО, лит-ры. да и истории сейчас интегрируются. Другое дело, что увязать все в одну программу в условиях основного образования, наверное, невозможно.
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
(ella @ 03.10.2008, 21:44) <{POST_SNAPBACK}>
Анатолий Сергеевич!Я думаю, через понимание и осмысление языка музыки происходит прежде всего эмоциональное развитие ребенка. И мне кажется это важным, т.к. эмоциональный опыт наших детей очень небогат и неразвит. И здесь важна цепочка:слушаю- чувствую- понимаю- объясняю. И важно не просто-понравилось или нет, грустно или весело, а важна "считка" информации, заложенной в произведении. Зачастую классическая музыка оставляет равнодушными детей потому, что они не понимают языка музыки, интонационную сущность ее, да еще и опыта эмоционального нет. К духовному развитию это относить или к интеллектуальному?и какая разница?


Очень тяжелый вопрос: "какая разница?" между интеллектом и духовностью. Но только до тех пор, пока оба эти термина не определены как понятия, точнее, как философские категории. Возможно, для иного индивида с примитивным сознанием никакой разницы нет между такими словами как "земля" и "небо". Ему придется объяснять, что небо над головой вверху, а земля под ногами внизу. Но и здесь будут проблемы, если этот индивид упрется или закапризничает и начнет притворяться, что опять ничего не понимает (как воронн, например, на ветке "экспертиза").
Когда-то Аристотель придумал два термина - энтелехия и энергия, - но толком даже для себя не объяснил, что это такое. И что вы думаете? философы все еще спорят над их смыслом, каждый толкуя по-своему. А время-то идет! Известно, что арабы, завоевавшие Грецию, первыми перевели их философов на свой язык и у них "энтелехия" превратилась в "интиляшийя", затем с арабского на латинский оно стало "интеллектус", от которого и появилось, наконец, русское "интеллект" - ум, разум, мыследеятельность. У Аристотеля же это прежде всего "материя в возможности" - иначе - идея, которая рождается в голове человека. Эта идея тем плодотворнее, чем развитее оба полушария его головного мозга, одно из которых, как установили психологи, "отвечает" за логику, другое - за художественный образ. Но только оба - за интеллект.
А что душа? Как совершенно справедливо заметил поэт, "Душа обязана трудиться, И день и ночь...? Как трудится наше сердце. Душа это энергетическое начало живого существа и в том числе человека. Поэтому духовность человека связана с его творческой профессиональной деятельностью. Это работа (труд), за которую он получает зарплату (экономика) и борется за справедливую оценку его труда (политика).
Таким образом, если интелект определяется отношением человека к живописи, музыке и слову (философия, литература), то духовность - социальной полезностью в общественном производстве - через труд, экономику и политику.
Теперь можно сравнить. Если в первом случае трудно отличить интеллектуальное от духовного, потому что не определено через понятия что такое интеллект и что такое духовность, то уж точно, что такие понятия как музыка и экономика едва ли кто может спутать. Но первое из области интеллектуального, второе - из области социального, то есть духовного. Разве не так? Это так же означает и то, что интеллектуальное и духовное отличаются одно от другого "местоположением" их центра. У интеллекта это голова, у духовности - сержце. Однако соединены они в одном организме человека, которому свойственны ЧУВСТВА, ПСИХИКА и ЭМОЦИИ. Но если эти три вещи присущи любому животному организму, то интелект и духовность - исключительно человеку. Но чтобы Индивида сделать ЧЕЛОВЕКОМ, ему надо обеспечить ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ через Искусство Живописи, Искусство Музыки и Искусство Слова, И ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ через обучение его Труду, Экономике и Политике.
Такого четкого различения "по полочкам" нет ни в одной национальной школе, поэтому я и предлагаю назвать свой проект "Русской Школой", с которой можно было бы брать пример другим школам. Ведь по сути, перед нами - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Модель человека ХХI века, в которой ни убавить и ни прибавить ни чего нельзя без дополнительного обоснования.

А музыка (освоение предмета) невозможна сама по себе без синтеза со словом и изобразительным искусством. Программа Д.Кабалевского на этом и построена. И уроки музыки, ИЗО, лит-ры. да и истории сейчас интегрируются. Другое дело, что увязать все в одну программу в условиях основного образования, наверное, невозможно.


Да я тысячу раз согласен с Кобалевским в том месте, где он эти три вещи - ИЗО - МУУЗЫКУ и СЛОВО - применяет интегрированно в синтезе, но всегда буду кричать против того, чтобы эти три вещи называли ДУХОВНЫМ развитием. Если с этим искажением согласиться, то придется перед церковным ДУХОВЕНСТВОМ стелить красную дорожку для почетного возвращения религии в лоно школьного образования и превращения учащегося сначала в "раба божьего", а потом и вообще в раба. А кому это надо? Кроме разве что министерской власти?
Так что в одну программу интеллектуальное воспитание, физиопсихоэмоциональное развитие и духовно-социальное образование не только возможно, а просто уже НЕОБХОДИМО. Это и есть единый педагогический процесс по превращению ребенка в Личность, гармонично развитую в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, о чем мечтал в свое время Великий Макаренко.
Более того, другого пути в развитии системы орбразования у человека уже нет, ибо все иные возможные и невозможные варианты давно уже исчерпаны...
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Скорее всего, Вы правы, Анатолий Сергеевич, разделяя ДУХОВНОЕ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ развитие. Многие, в т.ч.и я, вкладываем в определение ДУХОВНОЕ значение ДУШИ, никак не связывая с духовенством.
Мое глубокое убеждение, что функции учителя музыки, равно как и ИЗО, МХК не должны и не могут ограничиваться рамками урока. Это работа ежедневная, как в первой, так и во второй половине дня. Это и посещение концертов, спектаклей, фестивалей в выходные дни вместе с учениками, многие из которых ни разу не видели и не слышали ни оркестра, ни дирижера, не говоря уже об органе. Иногда, правда приходится уговаривать (!) и заставлять (!!!) идти на концерт, преодолевать "нежелание" или инертность, но зато потом у детей появляется блеск в глазах!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+