Личный кабинет

Личность педагога в современной школе

Прогресс не стоит на месте, школа тоже, а вместе с ними и учителя)))
Эльмира Шарипова ( Пользователь )
Личность педагога в современной школе

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающей педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педмастерства.
Одним из важнейших критериев педмастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Таким образом, педагог – мастер в том случае, если умеет учить всех без исключения детей.
Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Поэтому в народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке - вот работа учителя. Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть будущее за новыми подходами к системе образования, выступает за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Школам нужны квалифицированные педагоги ,способные организовать работу учащихся с новыми учебными материалами, вооруженные новыми современными технологиями. И это значит ,что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием.
Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности.
Большинство педагогов, работающих в коллективе, соответствует мечтам и желаниям учеников, владеют основами современных образовательных технологий, и умело применяют их на практике: Дементьева Л.В. - учитель русского языка и литературы - для плодотворной работы по программам русского языка и литературы, учитель должен знать чему дети были обучены в начальной школе и каким образом выстроить работу дальше. Для учителя это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Как добить наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими? В связи с эти Дементьева Л.В. применяет на своих уроках «нетрадиционные формы обучения», которые позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективность урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка литературы, Дементьева Л.В. применяет такие формы обучения, как урок-путешествие «По страницам сказок», «Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и др., урок-исследование «Суд над Родионом Раскольниковым», Урок-диспут «Взаимоотношение человека и природы в рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба», урок-конференция «Слова категории состояния», урок-спектакль «По комедиям Н.В. Гоголя». Особое внимание уделяет интегрированным урокам, которые помогают учащимся более целостно представлять межпредметные связи, воспитывающим любовь к родному языку и литературе. Как нетрадиционная форма опроса, давно уже завоевавшая популярность среди учителей, - тест на уроках русского языка и литературы также является основным видом проверки знаний учащихся, особенно в выпускных классах. Для повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации и выработки навыков грамотного письма Дементьева применяет различные виды диктантов: контрольные, словарные, объяснительные, комментированные, выборочные, творческие с продолжением. Также использует в своей работе взаимоопрос и взаимопроверку, где ученики становятся способными к исследовательской, самостоятельной и творческой деятельности. Современный мир требует использование новых, мультимедийных технологий, тем более, что имеющиеся в школе компьютерные классы позволяют активно использовать и в преподавании гуманитарных предметов проекционную систему. Нетрадиционные формы проведения уроков помогают учащимся активизировать мыслительную деятельность, повысить интерес к изучению предмета, быть ближе к учителю, а учителю к ученику.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает необходимо обладать недюжинными способностями, нужно быть:
- общительным, знающим, успешным и справедливым;
- любить своих учеников;
- умеющим сочувствовать и сопереживать;
- быть во всем примером и образцом для детей;
- дать ученику возможность реализовать свои способности;
- формировать ситуацию успеха.
Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе. И помогают в этом игровые методы обучения ,т.к игра прививает интерес и готовность к учению , развивает познавательные способности.

От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа,
Улыбнись, ведь ты же педагог.
Улыбнись, когда рычать тебе охота.
Итогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив уже ошибки,
С голубого ручейка начинается река
Воспитание начинается с улыбки.
Никогда дружок, не забывай,
Чтоб улыбка украшала чье-то детство,
В воспитанье чаще применяй
Это главное техническое средство.
Нина Скиба ( Пользователь )
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос: как задать смысловую устремленность учителя на творчество, на познание, на саморазвитие, так как в конечном итоге качество образования зависит от той позиции, которую принял на себя учитель.
Внедрение гуманистических установок в сознание учителя сегодня выступает условием изменения образования.
Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, поэтому учитель должен строить свой образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы социгровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью.
Что для этого должен сделать учитель?
1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка.
2. Следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей.
3. Помнить, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения вступающих перед ним проблем.
4. Обеспечить соответствующее условие для реализации этих возможностей, не навязываю детям ни идеалов, ни образцов, так как это ведет к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам.
Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития.
Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать социгровую педагогику, включающую в себя разные формы обучения:
1. Групповую
2. Игровую
3. Гостевую
4. Метод конструктивного диалога.
Групповое обучение – это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава.
1. В микрогруппе дети лучше высказывают свою точку зрения, уважительно относится к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарища, если они ближе к мнению при обсуждении учебной ситуации.
2. Игра – сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.
3. Умеешь сам – научи другого – это девиз гостевой формы обучения. Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них уважение. На основе делового общения дети могут организовывать работу в группе, классе или между классами.
4. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

Развивать личность ребенка помогает применение учителем:
1. психологическую безопасность, которая складывается в случае признания педагогом безусловной ценности каждого ребенка.
2. отказе от внешнего оценивания.
3. глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.



Ты эти заповеди чти:
Их три десятка слишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем твоим детишкам.
В работу взять не позабудь
Улыбку, доброту и сказку.
В любой урок найдешь ты путь
Войдешь в любую душу.
Прочтешь на лицах у детей
И радость и тревогу
Ты побываешь в семьях их
И станешь другом их ним.
Тебе чудесные дела
Откроет истина моя.
Марина Никифорова ( Пользователь )
Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания.
Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!
Владимир Заборников ( Пользователь )
(Марина Никифорова @ 30.08.2007, 16:40) <{POST_SNAPBACK}>
Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания.
Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!
Как это интересно конкурентоспособность связана с отраслевой оплатой труда? Тем более - с ПНПО "Образование".
А за поздравление - спасибо! Терпения нам всем: учителям, ученикам, родителям!
Надежда Малкова ( Пользователь )
(Марина Никифорова @ 30.08.2007, 16:40) <{POST_SNAPBACK}>
Я считаю, что в настоящее время можно говорить о конкурентоспособности профессии учителя на рынке труда. Это связано, в первую очередь, с отраслевой оплатой труда, с реализацией национального проекта "Образование". Это влечёт за собой профессиональный рост учителя, необходимость использовать в работе инновационные технологии в обучении и воспитания.
Поздравляю всех с началом нового учебного года. Всех благ вам!

По мнению учителей тех регионов, которые вступили в эксперимент по опробации "отраслевой оплаты труда" педагогических работников, после введения такой оплаты, молодой учитель может и вовсе не появиться в стенах школы, но и учитель со стажем может сбежать. Мнения противоречивые. Кто-то в восторге, кто-то загрустил. Очень много вопросов. Один из них: а кто будет решать вопрос о надбавке за труд?Справедливо ли будет распределение?Эксперимент покажет плюсы и минусы такой оплаты труда.
А в отношении нацпроекта "Образование" хотелось бы спросить, а каким образом конкурентноспособность связана с этим проектом? В чем наблюдается профессиональный рост учителя, если он участник проекта. Кто проверял в этом году объективность заполнения справок по нацпроекту. Вспоминаю высказывание по этому поводу Конновой Елены "первый год никто не знал как заполнять, несли все документы: на справку подтверждение, на подтверждение справку. Никто документы учительские не взял. А как будут заполнять справки без документов в следующем году. Все встанет на поток?"Поэтому вопрос: как нацпроект отразился на инновациях учителя? Деньги получены. Учитель отдыхает.
Гульфия Галимова ( Пользователь )
Дорогие коллеги, вы, наверное, согласитесь с тем. что сейчас идет деградация общества. Как же ее остановить? Являясь важным социальным институтом, школа не должна больше занимать позицию выжидания. Если она и дальше бу3дет бездействовать, то не далек тот день, когда отомрет потребность в самой школе. иПедагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учителя несут ответственность за детей, поэтому они должны контролировать:
- предмет изучения;
- стиль общения с учащимися;
- образовательную среду (обстановку в кглассе);
- педагогическую технологию;
- самих себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Если говорят: хороший художник, то не потому, что он окончил художественное училище или академию. Почему же мы иногда считаем, учителя хорошим только потому, что он написал десяток методических разработок или на городской аттестационной комиссии защитил творческую работу? Если у учителя 75% учащихся учатся на "2" и "3", то это плохой учитель. Это несостоятельный учитель. Важно не то, что делает учиетль, а то как он работает и как понимают его ученики!
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собсвенного достоинства и уважение к различиям, дают им очущение творческой свободы и самое главное - приносят радость.
В классах долждно быть больше радости! Дайте же ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, благородство поступков и школьная "обязаловка", как в сказке превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Гульфия Галимова ( Пользователь )
Психологическая готовность учителя к исследовательской деятельности .

Стратегическая программа совершенствования образования и воспитания ставит перед школой ряд важнейших задач, и среди них — психологическую готовность учителя к работе в новых условиях. Она рассматривается в ряду факторов, связанных с установкой каждого члена коллектива на психологическую перестройку, с внедрением передового педагогического опыта, с его развитием. Одной из форм активизации психологической готовности учителя является интенсивность методической работы в школе.
Психологическая готовность учителя к исследовательской деятельности в реальном учебно-воспитательном процессе определяется с помощью комплекса социально-психологических приемов: наблюдение, опрос, анкетирование, деловые игры, и т. д. .
На I этапе проводится анкетирование «Изучение затруднений учителей в обучении». Анализ данных показал, что при стаже работы от 3—5 лет затруднения возникают в связи с анализом уроков, с организацией внеклассных мероприятий, постановкой целей урока, в обеспечении дисциплины и т. д. У учителей с большим стажем работы средние затруднения вызывают такие вопросы, как планирование самообразования и повышение пед. мастерства, развитие интереса к учению у учащихся, умение поставить цель, а иногда и поурочное планирование. У всех учителей отмечаются затруднения овладением новыми программами и учебниками.
На II этапе, после анкетирования даются, различные виды консультаций, где определены основные направления работы, общие требования, задачи, конкретные советы по тем или иным вопросам.
На III этапе используются активные методы обучения: деловые игры, анализ педагогических ситуаций, семинары, разработка схем по первоначальному анализу и обобщению передового педагогического опыта и т.д.
Далее проводятся следующие диагностики:
1.Приёмы оценивания профессиональной компетенции учителя.
2.Оценка уровня творческого потенциала личности учителя. (по методике В.И.Андреева)
3.Изучение факторов и барьеров, препятствующих самообразованию учителя.
4.Типы индивидуально- психологических различий учителей (по методике «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»).
5.Развитие творческого потенциала учителя.
По результатам последней диагностики можно сделать вывод, что многие учителя стараются использовать в своей работе новые технологии: информационные, проектные и модульное обучение и т.д.
Профессионально - педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.
Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществляется методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.
Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.
При выполнении организаторской функции учитель проявляет глубокие знания из области теории и психологии организаторской деятельности и на их основе организует практическую деятельность детей, оптимально сочетая на уроке фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы. Педагогическое общение (коммуникативная функция) творчески работающий учитель строит на основе педагогики сотрудничества; умеет устанавливать оптимальные взаимоотношения с учащимися и их родителями; обладает высокой эмпатией и психолого-педагогическим тактом; одобряет и стремится к использованию опыта учителей-новаторов; умеет создать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе и превратить его для каждого ученика в референтную группу.
Учитель-исследователь, как правило, является членом творческой группы учителей, работающих над единой научно-методической темой школы; способен изобретать оригинальные способы решения педагогических задач; стремится к исследовательской деятельности. Выполняя общественно-политическую функцию, творчески работающий учитель является активным пропагандистом знаний среди различных категорий населения; проявляет умения, связанные с лекторским мастерством; испытывает потребность в общественной деятельности.
Для творчески работающего учителя характерно выполнение всех указанных функций на аналитической основе. Он постоянно осуществляет самоанализ и самооценку своей деятельности, самокритичен, систематически вносит коррективы в учебно-воспитательный процесс. Все профессионально-педагогические функции представляют собой систему, где системообразующим фактором выступает формирующая функция.


Парфенова Татьяна Геннадиевна, учитель математики школы № 68
Альбина Габдулхакова ( Пользователь )
На мой взгляд, наряду с готовностью учителя к исследовательской деятельности, имеет смысл говорить и о готовности ученика к этой же исследовательской деятельности. Не секрет, что попытки самостоятельной деятельности ученика в области исследования сводятся к рефератам, скачанным с интернета. Однако, если ребенка заинтересовать, привлечь, "заразить"своим энтузиазмом, то этот ученик прочитает большое количество литературы, проведет исследование, проанализирует результаты, подготовит их интерпретацию, т.е. вполне осознанно выступит в роли исследователя. И в этом на него, несомненно, окажет решающее значение личность педагога, к которому он тянется, прислушивается. Личностные особенности педагога могут быть разные, лишь не вызывает сомнения, что у учителя у самого должен гореть огонь в глазах и желание познание, и искренний интерес к ученику.
Ирина Шлома ( Пользователь )
(Эльмира Ринатовна @ 28.08.2007, 11:18) <{POST_SNAPBACK}>
Личность педагога в современной школе
<...>
Уважаемая Эльмира Ринатовна! Полностью с Вами согласна. В разное время общество давало школе различные социальные заказы. В зависимости от этого изменилось содержание, методика обучения. Но независимо от времени ценились личностные качества учителя, которые позволяли ему быть на высоте. Мне импонирует теория "свободной школы" Л.Н.Толстого, где в основе педагогического процесса лежало умение учителя взглянуть на класс глазами ребёнка, поставив себя на его место. Истинная интеллигентность, высокая культура, стремление служить людям, отдавать им себя, не требуя особого вознаграждения - это сделало его любимым учителем, Учителем с большой буквы. Задумаемся: не за это ли ценим мы учителя и сегодня?!
Сейчас сложно работать в школе не только в силу вариативности образования, но и по причинам, связанным с материальным обеспечением учебного процесса. Но даже и тогда, когда общество повернётся лицом к школе, к проблемам детства и каждого отдельно взятого ребёнка, труд учителя будет требовать самоотдачи, творчества, любви к детям, высокой культуры.
Настоящий учитель - тот, кто решил: "СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ!"
С праздником Вас, уважаемые коллеги!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+