Личный кабинет

Школьный театр

Виталий Лебедев ( Пользователь )
Нужен ли школе свой театр?
Может ли существовать технология внеурочной деятельности охватывающая театральной деятельностью (извините за тавтологию) всех учащихся?
Приоритетным в деятельности школьного театра является качество постановки или развитие учащихся?
Школьный театр может быть массовым или это удел немногих одаренных?
Как может интегрироваться театральная деятельность в уроки?
Нина Ваганова ( Пользователь )
[font=Arial][size=3]Театр - это супер! bravo.gif Счастье, если в школе найдется кто-то отважный и возглавит это дело. Из года в год наблюдаю за детьми на районных олимпиадах. Если они участники школьного театра, то и держатся намного увереннее, и "преподнести" себя могут эффектнее (олимпиады по ин. яз. имеют устный тур). А уж организация досуга и творческая самореализация - об этом и говорить нечего!
Олег Чебан ( Пользователь )
(swan @ 23.08.2007, 02:54) <{POST_SNAPBACK}>
Нужен ли школе свой театр?

Да.
Может ли существовать технология внеурочной деятельности охватывающая театральной деятельностью (извините за тавтологию) всех учащихся?

Нет, не всех.
Приоритетным в деятельности школьного театра является качество постановки или развитие учащихся?

А как можно определить, где качество постановки, а где развитие учащихся?
Школьный театр может быть массовым или это удел немногих одаренных?

Немногих, но не надо называть их одаренными smile.gif
Как может интегрироваться театральная деятельность в уроки?

Никак.
p.s. вообще, театр - это некое моделирование реальной жизни, причем зачастую, театр несколько поверхностно отражает реальную жизнь, не считая Шекспира, конечно smile.gif
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Олег Олегович, хочу попросить Вас мотивировать первые два ответа.
(oleg @ 24.08.2007, 22:14) <{POST_SNAPBACK}>
А как можно определить, где качество постановки, а где развитие учащихся?

Ну... есть определенные правила построения пьесы, режиссуры, иногда эти правила входят в конфликт с проблемами ребенка...
Я на примерах, если позволите?

Есть два мальчика, по уровню подготовки к роли примерно на равных, но у одного здорово хромает техника речи (точнее он с детства заикается), на сцене реже, но бывает. И его заикание, ну никак не соотвествует внешнему облику героя. Дать ему эту роль - значит понизить качество постановки - ее станет смотреть тяжелее.

Дети приносят написанные к спектаклю песни, одна - лишняя (так как неоправданно увеличивает череду событий и затягивает спектакль. Вставить ее в спектакль - понизить его качество.

Кого пригласить для постановки танцев к спектаклю: девочку-шестиклассницу или учителя физкультуры - хореографа? Для девочки - развитие, для спектакля - понижение качества.

Давать или не давать детям шить костюмы?

(oleg @ 24.08.2007, 22:14) <{POST_SNAPBACK}>
Немногих, но не надо называть их одаренными smile.gif

Хорошо не буду smile.gif, пусть будут заинтересованными smile.gif
То есть, техникой речи, пластикой, групповой работой, развитием внимания и другим "театральным" навыкам успешно занимаются рамках уже существующих предметов?
Или я перечислил какие-то неактуальные навыки?
(oleg @ 24.08.2007, 22:14) <{POST_SNAPBACK}>
p.s. вообще, театр - это некое моделирование реальной жизни, причем зачастую, театр несколько поверхностно отражает реальную жизнь, не считая Шекспира, конечно smile.gif

Я бы, все же, позиционировл театр как искусство. Оно, конечно же тоже модель, но к этой модели (насколько мне известно) не предъявляют требований адекватно отражать реальность. Скорее - это форма освоения реальности, причем, зачастую очень субъективная.
Если предположить, что театр - это искусство, а искусство - это форма освоения действительности, то почему Вы считаете, что этой форме не место на уроках?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
(Нина Ваганова @ 24.08.2007, 20:59) <{POST_SNAPBACK}>
Театр - это супер! bravo.gif Счастье, если в школе найдется кто-то отважный и возглавит это дело. Из года в год наблюдаю за детьми на районных олимпиадах. Если они участники школьного театра, то и держатся намного увереннее, и "преподнести" себя могут эффектнее (олимпиады по ин. яз. имеют устный тур). А уж организация досуга и творческая самореализация - об этом и говорить нечего!

Нина Борисовна, правильно ли я понял Вашу мысль, что занятия театральной деятельностью качественно сказываются учебных навыках (в частности, филологических)?
Олег Чебан ( Пользователь )
1. Нужен ли школе театр?
А нужны ли школе математические кружки, секция волейбола, шахмат? Или школа это место куда приходят за знаниями, а лучше за получением навыков в получении знаний? Тут возникает вопрос: роль школы в жизни ребенка. Если школа ориентирована только на результат по основному профилю, т.е. например, ЕГЭ. Тогда в школе ребенок должен: во-первых, с последним звонком сразу бежать домой; во-вторых, самостоятельно решать проблемы межличностного общения, в классе, со старшеклассниками, ну, например, отберет старшеклассник в буфете деньги на обед - ребенок должен либо смириться, либо приглашать папу, старшего брата, просто разбойника со двора и т.д.. Но тут возникает противоречие! В ситуацию вмешиваются, причем, вмешиваются уже на стадии апогея конфликта, классный руководитель, директор, завуч по воспитательной работе. Получаем: во-первых, решение проблемы в запущенной стадии, т.е. оперативно. Школа не предотвращает конфликты, а запоздало реагирует на уже сложившиеся ситуации, по сути, школа самоотстраняется от управление не только воспитательной работы, но и вообще, управления всех процессов, пуская все на самотек. Ведь сложные отношения в коллективе класса, школы значительно понижают не только мотивацию, но и образовательный дух школы, который и является краеугольным топливом в учебном процессе.
Теперь, если мы не хотим видеть интертную школу, где отношения формируются хаотично, то мы должны сформировать некие уголки развития и творчества. Где каждая единица образовательного сообщества школы нашла бы себе применение, проявление инициативы снизу так сказать, а не это ли и есть реальная задача школы? Когда учащийся интересующийся историей - сидит с горящими глазами в пыльной библиотеке по заданию такого же восторженного учителя? Или ученик с развитой фантазией принимает участие в написании сценария к театральной постановке, а девочка-кокетка примеряет костюмы и вечером ждет не дождется когда настанет утро и она сможет наконец, продемонстрировать свой выход на сцену? А когда мальчишки играют в футбол! Еще вчера его никто не признавал, а сегодня он взял сложный мяч, правда разбив коленки, и его похвалил сам учитель физкультуры? Или с десяток путешественников во дворе учаться устанавливать палатку с мечтами о великих походах? Из всего этого, хочется надеятся, и формируется продуктивная атмосфера поиска знаний, вернее, поиска форм самостоятельного познания и самосовершенствования?
Ой, что-то переборщил, ответил ли я на вопрос? Но если в двух словах, то мысль такая: либо школа занимается сопутствующими вопросами образования и воспитания, раскрывает одаренных smile.gif Либо она не может обеспечить даже элементарной безопасности в школе, не говоря уже ни о каком качестве полученных знаний и пр.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Спасибо, а второй вопрос?
Еще, хотел бы уточнить, почему Вы разделяете образование и воспитание (может ли образованный человек быть не воспитан?)?
Олег Чебан ( Пользователь )
(swan @ 25.08.2007, 14:06) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, а второй вопрос?
Еще, хотел бы уточнить, почему Вы разделяете образование и воспитание (может ли образованный человек быть не воспитан?)?

На второй вопрос, если я его правильно понял, уже почти ответил. Например, самостоятельная работа ребенка в библиотеке не подразумевает театральную деятельность.

Образование - получение систематизированных знаний, навыков.
Воспитать - вырастить ребенка воздействуя на духовное и физическое развитие.
Воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
(Толковый словарь. Ожегов)
Думаю, что нам всем приходилось встречаться с образованными и при этом не воспитанными людьми.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Все же, я прошу более детально рассмотреть второй вопрос, так как "сидение в библитотеке" вполне может быть одним из видов театральной деятельности:
- для изучение теоретических источников,
- для изучения и выбора пьес,
- для написания пьес по другим художественным произведениям.

Спасибо, я понял Вашу систему координатт относительно воспитания и образования, однако сам предпочитаю пользоваться другой.
В первом приближении, более ранним источником, чем Ожегов - БСЭ:
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры.
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/...ext=образование

Во втором, этимологическом значении слова "образование", понимая его как "образ" (образец), в качестве которого выступает родитель, предок, человечество, (для тех, кому близка ралигиозная парадигма) Бог.
Таким образом деление единого процесса образования человека на такие составляющие как "воспитание" и "обучение" для меня несколько искусственны.
В английском языке, например, все эти три понятия обозначаются вообще одним словом.
То есть, в моем представлении, хорошо обученный, интеллектуальный человек вовсе не обязательно образован.
Но это, всего лишь, вопрос исходных понятий.

Простите за отступление от темы, давайте вернемся к школьному театру...
Олег Чебан ( Пользователь )
Если образование рассматривать так широко, то более подходящим выглядит "достижение общественной гармонии" по Конфуцию. Наверное, это и есть культура в нашем понимании, но не образование. Вспомнился интересный случай приведенный академиком Лихачевым, как на президиум Академии наук были приглашены чиновники, естественно, они сели в первом ряду, предназначенном для академиков академии. Так было забавно наблюдать (Лихачеву), как академикам приносили дополнительные стулья и они втиснувшись сидели в пол оборота к трибуне. Это об образованности, а академиков трудно считать не образованными, и вопрос воспитания.
С театром мы знакомились давно, и только один раз. Еще работая в школе, не помню кто предложил поставить кукольный спектакль, ведь это тоже театр? Дети принесли куклы, наряды, я написал сценарий, который был выставлен на обсуждение и подкорректирован. Вот и все. Спектакль прошел на ура. Краткое содержание: некий зверек шел по лесу и попал в неприятности, но тут он познакомился с друзьями и кто чем мог тем и помог, вобщем все разрешилось.
Про то, что вы имеете ввиду, кажется понимаю, но не все учителя столь артистичны и эмоциональны, причем учителя сильные. Нельзя им навязывать собственные видения техники проведения уроков, они их не примут. А есть и учителя которые готовы экпериментировать. Наверное вы об этом?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+