Личный кабинет

Региональный компонент на уроках русского языка

Ольга Петлюхова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!


Каждому учителю известно, что одним из важнейших общедидактических принципов был и остаётся принцип НАУЧНОСТИ. Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их взаимосвязанности и развитии. Сегодня в школьной программе имеется целый ряд тем, изложение которых в учебной литературе противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно, что создаёт трудности как для детей, так и для преподавателей.
Современное качественное образование невозможно без применения инновационных педагогических технологий. Обновление содержания образования было закреплено в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Многолетний опыт работы подсказывает, что избежать трудностей, добиться лучшего усвоения многих тем при изучении можно, используя в материалы регионального компонента образования по русскому языку.
Ещё в 1897 году инспектор народных училищ Ставропольской губернии А. Твалчрелидзе при содействии «учителей, учительниц и законоучителей «поставил и осуществил задачу «оказать содействие в деле изучения края», в результате чего появилась книга «Ставропольская губерния». К сожалению, до сих пор это единственный источник по топонимии Ставропольского края. Совершенно очевидно, что в реализации регионального компонента образования по русскому языку материалов данного издания недостаточно и дополнить его новыми материалами под силу прежде всего учителям, что с успехом делают многие мои коллеги.
Посылаю Вам работу, в которой поделюсь опытом преподавания предмета «Русский язык» с использованием материалов регионального компонента «История и духовная культура казачества через призму языка». В Базисном учебном плане предусмотрены часы на проведение таких уроков. Предлагаемый урок позволяет учителю избежать излишней категоричности в освещении изучаемой темы, развивать у детей более осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры, занимательности, яркого иллюстративного материала облегчить им понимание и запоминание, научит наблюдению за языковыми явлениями с опорой на личный опыт учащихся, историю их семьи.
Замечательно, что у учителей появилась возможность поделиться своими наработками, передать свой опыт и «подсмотреть» что-то новое у своих коллег.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Ольга Константиновна @ 22.08.2007, 08:13) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!
Каждому учителю известно, что одним из важнейших общедидактических принципов был и остаётся принцип НАУЧНОСТИ. Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их взаимосвязанности и развитии. Сегодня в школьной программе имеется целый ряд тем, изложение которых в учебной литературе противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно, что создаёт трудности как для детей, так и для преподавателей.
Современное качественное образование невозможно без применения инновационных педагогических технологий. Обновление содержания образования было закреплено в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Многолетний опыт работы подсказывает, что избежать трудностей, добиться лучшего усвоения многих тем при изучении можно, используя в материалы регионального компонента образования по русскому языку.
Ещё в 1897 году инспектор народных училищ Ставропольской губернии А. Твалчрелидзе при содействии «учителей, учительниц и законоучителей «поставил и осуществил задачу «оказать содействие в деле изучения края», в результате чего появилась книга «Ставропольская губерния». К сожалению, до сих пор это единственный источник по топонимии Ставропольского края. Совершенно очевидно, что в реализации регионального компонента образования по русскому языку материалов данного издания недостаточно и дополнить его новыми материалами под силу прежде всего учителям, что с успехом делают многие мои коллеги.
Посылаю Вам работу, в которой поделюсь опытом преподавания предмета «Русский язык» с использованием материалов регионального компонента «История и духовная культура казачества через призму языка». В Базисном учебном плане предусмотрены часы на проведение таких уроков. Предлагаемый урок позволяет учителю избежать излишней категоричности в освещении изучаемой темы, развивать у детей более осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры, занимательности, яркого иллюстративного материала облегчить им понимание и запоминание, научит наблюдению за языковыми явлениями с опорой на личный опыт учащихся, историю их семьи.
Замечательно, что у учителей появилась возможность поделиться своими наработками, передать свой опыт и «подсмотреть» что-то новое у своих коллег.


Спасибо за выложенный материал, Ольга Константиновна. Только Ваша презентация не открывается. Попробуйте присоединить файл не тогда, когда он открыт, а когда его нет на панели задач. Тогда мы сможем посмотреть и обсудить Вашу работу, если Вы этого хотите... smile.gif
Ольга Петлюхова ( Пользователь )
(Филолух @ 22.08.2007, 11:27) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо за выложенный материал, Ольга Константиновна. Только Ваша презентация не открывается. Попробуйте присоединить файл не тогда, когда он открыт, а когда его нет на панели задач. Тогда мы сможем посмотреть и обсудить Вашу работу, если Вы этого хотите... smile.gif

Уважаемый Андрей Николаевич,
Действительно, презентация не была полностью загружена, но теперь все исправлено и Вы сможете посмотреть и обсудить мою работу
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Ольга Константиновна @ 22.08.2007, 13:24) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Андрей Николаевич,
Действительно, презентация не была полностью загружена, но теперь все исправлено и Вы сможете посмотреть и обсудить мою работу


Начнём с технических характеристик презентации:
1) 8 слайд - орфографическая ошибка "Ибъясните знаки препинания". На этом же слайде вторая строка начинается с большой буквы, но это же одно предложение. Или не так?
2) 12 слайд - в названии не стит ставить точку.
3) 14 слайд - анимация текста стихотворения затрудняет его восприятие. К тому же внешние эффекты не всегда рационально использованы. Многие картинки нечётки и заставляют ребёнка вглядываться, что тоже требует времени.
4) 17 слайд - опять ошибки "верна межу", "на ей плечи педали заботы", третья строчка начинается с большой буквы, но опять это одно предложение.
5) 19 слайд - "влскресенье"...
6) 22 слайд - не совсем понятно его назначение в уроке.

В целом же, работа достаточно интересна. Достаточно чётко прописана логика повествования рассказа учителя. Однако, хотелось бы, чтобы в этом уроке детям было отдано больше предпочтения: больше форм работы, больше вопросов закрепительного характера, больше творческой работы.
Но это только моё мнение.
Думаю, что, устранив недочёты и посмотрев на урок моими глазами, у Вас может появиться шедевр. smile.gif
Ольга Петлюхова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Можно так... (исправлено мною - ТАН.)
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Ольга Константиновна @ 22.08.2007, 14:58) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!

Можно так... (исправлено мною - ТАН.)


Уже лучше, Ольга Константиновна! thumbs.gif
Но до сих пор не совсем понятен смысл слайдов, где нет текста. Или мне не видны заметки в презентации? Их содержательная нагрузка какова? Или это просто фон, который помогает зрительно воспринимать информацию?
Ольга Петлюхова ( Пользователь )
Слайды на которых отсутствует текст являются иллюстрациями для лучшего восприятия информации
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Ольга Константиновна @ 22.08.2007, 15:26) <{POST_SNAPBACK}>
Слайды на которых отсутствует текст являются иллюстрациями для лучшего восприятия информации


Ольга Константиновна, а что является целью урока? Задачи Вы определили... А что на выходе? Только составить план, а по нему сделать сообщение?
Может целью поставить творческое восприятие материала? Например, сбор и анализ материалов для домашнего сочинения? Пусть мини-сочинения. Выход, на мой взгляд, должен всегда быть творческим... smile.gif
Ольга Петлюхова ( Пользователь )
Цель данного урока, во-первых, - "расцветить" восприятие изучаемого материала по русскому языку. Во-вторых, приобщить учащихся к культуре казаков, т.к. станица Ессентукская - казачья станица, она основана в 1825 г. Дело в том, что я могу предложить несколько презентаций по теме"История и духовная культура казачества через призму языка". В некоторых из них домашнее задание носит творческий характер. Но я с Вами согласна, что целью данного урока может стать минисочинение "Описание одежды казачки". Материал можно найти в местном краеведческом музее.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Ольга Константиновна @ 22.08.2007, 17:12) <{POST_SNAPBACK}>
Цель данного урока, во-первых, - "расцветить" восприятие изучаемого материала по русскому языку. Во-вторых, приобщить учащихся к культуре казаков, т.к. станица Ессентукская - казачья станица, она основана в 1825 г. Дело в том, что я могу предложить несколько презентаций по теме"История и духовная культура казачества через призму языка". В некоторых из них домашнее задание носит творческий характер. Но я с Вами согласна, что целью данного урока может стать минисочинение "Описание одежды казачки". Материал можно найти в местном краеведческом музее.


Ольга Константиновна, но тогда и задачи должны быть подчинены этой общей цели урока, а исторические справки, которые вы так чудно вносите в урок - должны иллюстрировать сочинение и нести в себе информацию об одежде и её функционале. Например: в чём различие в одежде черкешенок, чеченок и проч.? Современная одежда казачки - полинациональна или нет? И почему остались те или иные компоненты одежды?
Поверьте, я спрашиваю потому, что хочу "войти в урок" не как зритель, а как действующее лицо. smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+