Личный кабинет

Социальный статус современного педагога в РФ

Кирилл Гольцов ( Пользователь )
Обсуждаем вариативное отношение социума к профессии преподавателя: причины, следствия, перспективы...
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Golcov @ 21.08.2007, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Обсуждаем вариативное отношение социума к профессии преподавателя: причины, следствия, перспективы...


Тут два абсолютно противоположных отношения: либо плохо, либо никак. Причина? В отношении САМОГО государства к учителям, СМИ к учителям. Но не только в этом. Когда проходила последняя забастовка учителей? Почему профсоюз работников образования не является лидером? Аморфность наша и "кабы-чего-не-вышло" беликовское в нас - ещё одна причина... Да много их... Обидно.
Кирилл Гольцов ( Пользователь )
Кажется, ни у одного здравомыслящего человека не должен вызывать сомнения тот факт, что сфера образования является если не главной, то одной из важнейших областей государственной жизни. В самом деле, именно поливариантные учебные заведения (УЗ) основного и дополнительного образования являются "кузницей кадров" для настоящего и будущего страны. И насколько хорошо они справятся с этой важнейшей миссией, зависит судьба всей нации. А тот факт, что, прежде всего, УЗ не только дают базовые и профессиональные знания, но и учат человека учиться самостоятельно (грамотно пополнять "багаж знаний" в течение всей жизни), является просто неоценимым, тем более, в ситуации стремительного темпа нынешнего развития всего мирового сообщества.
Тем не менее, при общем понимании названных выше фактов, как в период СССР, так и в России нынешней, отношение к рассматриваемой области можно выразить той же "застойной" (хотя мне кажется подобный термин "взятым с потолка", тем не менее, он уже как-то "втёрся" в обиход) формулировкой – долгострой второй очереди. Для тех, кто не помнит, поясню. Вот едешь где-нибудь на просторах Родины и видишь заброшенные недостроенные объекты, как правило, начатые с размахом ещё при Л.И. Брежневе или М.С. Горбачёве. Вот это он самый и есть – случаи возвращения к изначальному проекту, потерявшему по каким-либо причинам актуальность, крайне редки.
Кто является главным критерием успешного и плодотворного проистекания образовательного процесса? 9 из 10 человек ответят правильно – педагог. Конечно, руководящий и административно-хозяйственный аппарат тоже вносит в это дело некоторую свою лепту, и всё же главный человек в образовательном учреждении (ОУ) – учитель. Наверняка многие из Вас наблюдали ситуацию, когда у человека интересуются – кем он работает, и получают в ответ – учитель, допустим, в школе. Какая, в большинстве случаев, следует реакция у спросившего? Правильно, на лице мелькает смущённая тень сожаления. А почему следует такое неадекватное восприятие индивидуума, выполняющего практически наиважнейшую функцию в российском социуме? Да потому, что каждый из нас прекрасно знает о трудностях этой профессии и минимальности материальной составляющей (даже несмотря на все эфемерные индексации и надбавки со стороны государства, ситуация остаётся практически неизменной).
Кстати, я сталкивался с массой подобных случаев и наблюдал на лицах людей дальнейшее додумывание "имиджа" педагога. Следует несколько традиционных уточняющих вопросов – ведёт ли такой "неполноценный" товарищ ещё какую-либо педагогическую деятельность (приходящий учитель, репетиторство), а так же – кем работает его "вторая половинка". Услышав на первое "нет", а на второе – нечто сходное по социальному и материальному статусу, следует "логичное" заключение: никуда больше не берут, деньги зарабатывать не может, вот и "сидит" в ОУ. Можно спорить по этому факту, но так и есть – кто и когда у нас в России думал о других хорошо. Если же, в аналогичной ситуации, педагог или же третьи лица за него однозначно доказывают, что это истинное "призвание" конкретного индивидуума, то реакция опять же вполне предсказуема – появление доли сомнения в психической устойчивости такого гражданина.
Ольга Демидова ( Пользователь )
если посмотреть ТВ, почитать сообщения в прессе, получить зарплату рядового учителя, то окажется, что статус современного педагога где-то "на уровне канализации", как это не печально.
Александр Семенченко ( Пользователь )
(ДемО @ 21.08.2007, 18:27) <{POST_SNAPBACK}>
если посмотреть ТВ, почитать сообщения в прессе, получить зарплату рядового учителя, то окажется, что статус современного педагога где-то "на уровне канализации", как это не печально.


Сразу возникает вопрос, кто виноват? Можно назвать прежде всего, наверное, государство, общество в целом, СМИ, власть на местах. Но факт, что виноваты и мы, сами учителя: отношением к работе, отношением к ученикам, коллегам. Из всего этого и сложился "уровень канализации" современного российского учителя.
Павел Широков ( Пользователь )
Кто является главным критерием успешного и плодотворного проистекания образовательного процесса? 9 из 10 человек ответят правильно – педагог. Конечно, руководящий и административно-хозяйственный аппарат тоже вносит в это дело некоторую свою лепту, и всё же главный человек в образовательном учреждении (ОУ) – учитель. Наверняка многие из Вас наблюдали ситуацию, когда у человека интересуются – кем он работает, и получают в ответ – учитель, допустим, в школе. Какая, в большинстве случаев, следует реакция у спросившего? Правильно, на лице мелькает смущённая тень сожаления. А почему следует такое неадекватное восприятие индивидуума, выполняющего практически наиважнейшую функцию в российском социуме? Да потому, что каждый из нас прекрасно знает о трудностях этой профессии и минимальности материальной составляющей (даже несмотря на все эфемерные индексации и надбавки со стороны государства, ситуация остаётся практически неизменной).

А мне вот интересна такая ситуация – что скажут 9 из 10 человек, если какой-нибудь педагог предложит им свои образовательные услуги. Думаю, поблагодарят и вежливо откажутся. Если же педагог будет очень сильно настаивать, могут и в морду плюнуть.
Так обычно поступают взрослые. Бесправные подростки этот свой протест выражают попроще: «Урока не будет! Училка заболела! Ура!». А что тут удивительного: не смотрят они (школьники) на учителя как на источник знаний, ибо эти знания они с величайшей легкостью могут найти в соответствующей книжках, ежели им это надо. Функция у школьного учителя всегда была совсем другая – это функция надзирателя, чиновника над школьниками. Вот таков мой личный “вариативный» взгляд на фигуру учителя.
Согласитесь, довольно глупое положение у учителя – ему проиходится учить, хотя сам школьник его об этом не просит.

С уважением, Павел.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Павел Широков @ 21.08.2007, 23:33) <{POST_SNAPBACK}>
А мне вот интересна такая ситуация – что скажут 9 из 10 человек, если какой-нибудь педагог предложит им свои образовательные услуги. Думаю, поблагодарят и вежливо откажутся. Если же педагог будет очень сильно настаивать, могут и в морду плюнуть.
Так обычно поступают взрослые. Бесправные подростки этот свой протест выражают попроще: «Урока не будет! Училка заболела! Ура!». А что тут удивительного: не смотрят они (школьники) на учителя как на источник знаний, ибо эти знания они с величайшей легкостью могут найти в соответствующей книжках, ежели им это надо. Функция у школьного учителя всегда была совсем другая – это функция надзирателя, чиновника над школьниками. Вот таков мой личный “вариативный» взгляд на фигуру учителя.
Согласитесь, довольно глупое положение у учителя – ему проиходится учить, хотя сам школьник его об этом не просит.

С уважением, Павел.


Простите, Павел... tongue.gif Но не со всем Вашим постом могу согласиться. Предлагать свои услуги, если человека-педагога никто не знает, он вряд ли будет. Нет смысла. Но другое дело, когда педагогу за месяц, за год предлагают поработать с чадом, на которого в школе уже рукой махнули - "неуч". И с уважением. Мало того, учитель может и отказать, а настаивать будут - может и ... (дальше по Вашему посту). Но, как правило, учитель не может отказать - чувство ответственности (как ни банально это звучит).
Да, дети радуются, когда нет уроков. Это правда. Больше того скажу: что даже если нет учителя, который им нравится - вот в этом и отличие поколений. Мы (большинство) были недовольны и искали по школе учителя, который мог бы провести с нами урок. МЫ ИСКАЛИ САМИ...
Нет у учителя в функционале такого права - надзирать... Это не так. Это сам учитель (не от лучшей жизни, не от богатства воображения или ума) себя так нагружает, а потом и жалуется: "Да что я вам, собака на вас лаять?!"...
Так-то вот... al.gif
Анатолий Ремнев ( Пользователь )
В СССР социальный статус учителя был выше статуса инженера. И материальный статус был на уровне. Социум и экономика к сожалению неотделимы. А сейчас социальный статус приравен к экономическому: государственный (бюджетный) служащий... СЛУЖАЩИЙ... Кому? Чему? Зачем? В свое время государства забыли об учителях, как основе формирования социума, занимаясь поднятием экономики... Потом спохватились, но было поздно, экономическая часть подавила социальную. И стал учитель служащим.... Я не знаю как вам, коллеги, меня от этого слова мороз по коже продирает....
Александр Семенченко ( Пользователь )
(Анатолий Ремнев @ 23.08.2007, 00:28) <{POST_SNAPBACK}>
В СССР социальный статус учителя был выше статуса инженера. И материальный статус был на уровне. Социум и экономика к сожалению неотделимы. А сейчас социальный статус приравен к экономическому: государственный (бюджетный) служащий... СЛУЖАЩИЙ... Кому? Чему? Зачем? В свое время государства забыли об учителях, как основе формирования социума, занимаясь поднятием экономики... Потом спохватились, но было поздно, экономическая часть подавила социальную. И стал учитель служащим.... Я не знаю как вам, коллеги, меня от этого слова мороз по коже продирает....


Может следует понимать СЛУЖАЩИЙ как служащий своему делу - учить детей. Лично я в этом названии ничего плохого не вижу. Тем более власти намереваются приблизить учителей к понятию чиновник (в перспективе по уровню зарплаты чиновников), а чиновник на службе у государства.
Анатолий Ремнев ( Пользователь )
"служащий делу (обществу)" не равно "служащий государству"

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+