Личный кабинет

В.А. Каймин. Информатика. Учебник

Впечатления от учебника
Денис Кириенко ( Пользователь )
Пропаганда В.А.Каймина довела до того, что любопытства ради пошел в магазин и купил учебник "Каймин В.А. Информатика. Москва, ТК Велби, издательство Проспект, 2007".. Сейчас буду читать его и писать замечания.

Начнем с того, что гриф Министерства образования и науки "Рекомендовано" или "Допущено" на учебнике отсутствует. Мне-то все равно до наличия или отсутствия грифа, но долгие рассуждения о замечательных учебниках информатики, побеждавших в конкурсах есть просто лукавство со стороны автора. Так, на вопрос "появится ли когда-нибудь ваш учебник рекомендованный МО РФ для средних общеобразовательных учреждений" в соседней теме ВАК вместо правильного ответа "В ближайшее время не выйдет" долго рассуждает о том, какие замечательные грифованные учебники выходили раньше и какой учебник (не грифованный!) выходит сейчас.

Уже в аннотации к учебнику мы видим опечатку: "Open Sourec".

Учебник начинается с предисловия, написанного в знакомом всем "телеграфном" стиле ВАК. Видеть данный текст, состоящий из плохо связанных друг с другом предложений-абзацев очень странно и неудобно в школьном учебнике. Общий смысл "введения", содержащий набор тезисов, аналогичных тому, что ВАК пишет на этом форуме, начиная со стандартов образования и заканчивая перечислением достижений российских школьников и студентов на различных международных соревнованиях по программированию, остается непонятным.
Денис Кириенко ( Пользователь )
В предисловии, на странице 10 написано: "Интернет-учебник "Информатика" доступен всем желающим проверить свои знания и самостоятельно подготовиться к зачетам и экзаменам по информатике и олимпиадам по программированию: http://bak.boom.ru". Как мы уже знаем, никакого интернет-учебника по этому адресу нет.
Денис Кириенко ( Пользователь )
Весь учебник также написан в "телеграфном" стиле. Такой стиль написания учебника мне не кажется подходящим, это, как максимум, годится в качестве конспекта (именно "шпаргалки") для закрепления материала.

Глава 1.1 содержит набор определений, зачастую странных и нелогичных. Например "Информация - это сведения о людях, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от форму их представления - такое определение закреплено в законе "Об информации и информатизации", принятом в россии в 1993 году". Ссылки на юридические определения в школьном учебнике информатики странны. Известно же что в одном из штатов США был принят закон о том, что число Пи равно 4 - это же не повод писать в учебнике по математике данного штата то, что длина окружности в 4 раза больше ее радиуса на основании закона.

Термин "интернет" употребляется в тексте на странице 12, а определяется на странице 13.

Глава 1.2. "Дисплей - это устройство отображения информации на электронном экране. Дисплеи в персональных компьютерах могут быть цветными или черно-белыми". Скажите, вы давно работали за черно-белым дисплеем?

"Мышка" - устройство, которое подсоединяется к персональному компьютеру электрическим шнуром" - вовсе необязательно.

"Быстродействие ЭВМ первого поколения составляло несколько тысяч операций в секунду, второго поколения - несколько десятков тысяч, а в машинах третьего поколения - несколько сотен тысяч операций в секунду". Во-первых, непонятно, что за поколения ЭВМ и откуда они взялись, до этого нигде поколения ЭВМ не упоминались. Во-вторых, вы ошибаетесь на несколько порядков. В частности, БЭСМ-6 относится ко второму поколению ЭВМ и ее быстродействие достигало миллиона операций в секунду.

"В компьютерах IBM PC используются процессоры фирмы Intel" - извините, но это реклама. Я большой почитатель процессоров Intel, но почему не упомянуты процессоры иных фирм?

"Быстродействие ЭВМ четвертого поколения - несколько миллионов операций в секунду. В компьютерах следующих поколений быстродействие будет составлять десятки и даже сотни миллионов операций в секунду" - вас не удивляет то, что ноутбук, за которым я пишу этот текст, имеет быстродействие около миллиарда операций в секунду?

"Согласно закону Мура - основателю фирму Intel, быстродействие ЭВМ удваивается каждые 2,5-3 года" - не так, Мур говорил, что удваивается каждые 1,5-2 года. Впрочем, закон Мура перестал действовать в 2000-х годах.

"Объем памяти на жестких дисках в современных ЭВМ имеет диапазон от нескольких мегабайт до нескольких гигабайт. В компьютерах новых поколений объем памяти на жестких магнитных дисках будет составлять десятки и сотни гигабайт" - опять таки, это светлое будущее уже наступило!

Очень странно, что вы пишите про дискеты (совершенно излишне в нынешних реалиях, все равно что рассказывать о перфокартах), но не пишите про обычные DVD.

"Матричные принтеры самые дешевые, лазерные принтеры самые дорогие". Что-то я не уверен, что это так в настоящее время. Матричные принтеры уже и приобрести-то просто так нельзя, к тому же их печатающий механизм из маленьких иголочек весьма сложен и вряд ли дешев. А лазерные и струйные принтеры заметно подешевели за последние годы.

"Скорость передачи информации по линиями связи оцнивается в бодах и килободах. Скорость в один бод - это передача одного бита в секунду". На самом деле, один бод - это передача одного сигнала в секунду, сигнал не обязан быть двоичным. Из-за этой неоднозначности термин "бод" не употребляется.
"1 Кбод = 1024 бод". Это неверно, я специально это выяснял. 1Кбод=1000 бод. По модемным стандартам передача данных со скоростью 33,6 килобита в секунду это передача 33600 бит в секунду.

"Скорость работы современных модемов составляет порядка 9,6; 14,4; 28,8 и 33,6 Кбод" - слушайте, в каком году вы это писали?

Итак мы видим, что глава 1.2 содержит большое количество фактических ошибок и устаревшей информации.
Денис Кириенко ( Пользователь )
Глава 1.3 Работа на персональных ЭВМ

"Программы для ЭВМ подразделяются на коммерческие программы и свободно распространяемые Open Source". Вы путаете термины "свободно распространяемая" и "Open Source". Свободно распространяемая программа может иметь закрытые исходные коды. Более того, она может быть коммерческой, то есть приносить доход автору программы, например, путем демонстрации рекламы.

Программы с открытыми исходными кодами вовсе не обязательно должны быть "свободно распространяемыми". Я могу продать программу вместе с ее исходными кодами.

"Open Source" - это программы, свободно распространяемые через Интернет вместе с исходными текстами. Такие программы можно устанавливать в школах и дома на любом количестве компьютеров на основании Генеральной публичной лицензии GPL" - вообще-то существует много разных лицензий для OpenSource-программ, и не все они есть GPL.

"Windows используется более чем на 50% компьютеров, а Linux - на 30% персональных компьютеров" - бывает ложь, наглая ложь и статистика. Откуда у вас такая статистика?

"В операционной системе Linux основным считается офисный пакет Open Office, включающий текстовый процессор Writer, электронные таблицы Calc, программу презентаций Impress и браузер Mozila". Кажется, у вас путаница с тем, что такое ядро Linux, что такое дистрибутив операционной системы GNU/Linux, и что такое офисный пакет. В частности, разработчики ядра Linux ничего по поводу того, какой офисный пакет считается основным, не думают. Правильнее эту фразу построить так: "В дистрибутивах операционных систем, построенных на базе GNU/Linux, наиболее распространенным является офисный пакет OpenOffice..." Да и вообще, нет такой операционной системы Linux, разберитесь в терминах.

Наконец, название браузера "Mozilla" пишется с двумя буквами "l" и в офисный пакет OpenOffice этот браузер не входит.

Аналогично, Internet Explorer не входит в офисный пакет Microsoft Office, вопреки вашим утверждениям.

"Работа ЭВМ при включении компьютера начинается с автоматической загрузки операционной системы. После загрузки на экране ЭВМ появляется начальная заставка, а затем "рабочий стол" с "рабочими папками" и значком "Пуск" главного меню" - а у меня на рабочем столе нет рабочих папок... и значка "Пуск" нет... Как же так?

"Запуск программ производится через Главное меню либо с помощью менеджера файлов из папки, где размещена программа, указав на имя этой программы с помощью мышки или "пера" - указателя". Знаете, в моей школе работала более квалифицированная учительница информатики. Она знала больше способов запустить программу. Я как-то был на ее уроке, на котором она говорила детям 7 или 8 класса что-то вроде "Есть пять способов запустить программу в Windows". Хорошо, что я сидел на стуле, а то я просто бы упал на месте. И после этого она действительно перечислила пять способов запустить программу в Windows! Правда, я сразу же придумал как минимум еще один способ, про который она не знала...

"... браузер Mozila.... браузер Konqureror" - кроме ошибки в написании "Mozilla" вы еще и название "Konqueror" пишите неверно.

"Имена каталогов записываются большими буквами, а имна файлов - малыми буквами" - знаете, я даже придумать не могу, откуда вы такое взяли?
(Добавил после - ах, понял, вы это взяли из Norton Commander. Но во-первых, это не во всех файловых менеджерах так, а на самом деле это скорее свойство файловой системы. Во-вторых, речь о файловых менеджерах будет идти ниже).

"Имена файлов образуются из латинский букв и цифр с добавлением трехбуквенных окончаний. Для записей окончаний приняты правила:
.txt - текстовый файл.
.doc - текстовый документ.
.htm - гипертекстовый файл.
.exe - программа, готовая к выполнению"
Это все правила, других нет? А что, русских букв в именах быть не может, или пробелов и специальных знаков? А окончаний не из трех букв тоже быть не может?

"Для работы с файлами в Linux используется менеджер файлов Konqureror". Опять путаница понятий. Правильное утверждение - "в графической оболочке KDE стандартным менеджером файлов является Konqueror".

Честно говоря, мне изрядно надоело читать этот бред.
Денис Кириенко ( Пользователь )
О, к вопросу о программах с ошибками.

Страница 79, глава 3.1. Пример программы на C:

printf("Добрый день"\n);
printf("ЭВМ"\n);

Помимо явных синтаксических ошибок, там еще в тексте программы для ограничения текстовыой строки используются различные типографские кавычки-"лапки", что несоответствует синтаксису языка.
Андрей Евсеев ( Пользователь )
БРАВО!!! biggrin.gif ar.gif biggrin.gif

Не жалеете зря потраченные деньги?
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Андрей Евсеев @ 14.08.2007, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
БРАВО!!! biggrin.gif ar.gif biggrin.gif

Не жалеете зря потраченные деньги?

За то сколько Вы, Денис, денег учителям и ученикам сэкономили tongue.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
Итак по ходу критерии(шкалы бы к ним...) оценки учебника:
- наличие официальных грифов МО(тут можно четыре уровня: первое издание учебника, переиздание учебника без грифа, гриф пособие, гриф учебник)
- оценка рекламы-пропаганды от автора учебника
- оценка авторского стиля изложения
- оценка целевой аудитории
- количество ошибок
- качество ошибок
- полиграфическое, типографское исполнение
- стоимость до 100 р, до 200 р до 500, до 1000
- тираж ( Какой он у рассматириваемой книги, Денис?) 2т, 10т, 100т, 1000 000 - шкала?
- наличие и качество интернет поддержки
- наличе комплекса пособий(есть мультимедийный диск, есть практикум, есть ПО, есть рабочая тетрадь, есть методичка...)

Что упустил?
Личностное отношение рецензента к автору и содержанию - надо?

Предлагайте, меняйте, уточняйте - может так действительно получим действенную общественную экспертизу на ВИП.
Александр Бондаренко ( Пользователь )
Опередили. Мне было жаль время тратить на покупку в магазине и я заказал в инет. Пока не подвезли. Ждём-с. Правда я заказывал несколько другую версию - от издательства "Проспект" Москва (ISBN: 978-5-482-01470-7). Интересно сколько ещё издательств работает над выпуском учебника?

Однако цели ВАК добился - тираж народ раскупит. Хотя бы чтобы поглумиться smile.gif Не зря всё же в ВУД-е есть курсы манагерства (надо туда идти, а не на информатику).

Судя по всему с 97-го, когда была выпущена одна из пробных версий данного пособия, содержимое изменялось в основном за счёт выходных данных "Об авторе".

Как получу прогоню по предлагаемой шкале.
По самой шкале. Личностное не надо - слишком много новых слов узнают дети.
Борис Рюмшин ( Пользователь )
Денис Павлович, спасибо за качественный анализ, он ещё раз подтвердил сложившееся мнение.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+