Личный кабинет

Типология мультимедийных ресурсов

Построена на примере ресурсов для изучения физики. Но и другим предмет
Лилия Николенко ( Пользователь )
Типология мультимедийных образовательных ресурсов для преподавания физики.

Лилия Владимировна Николенко, координатор по вопросам электронного образования пилотной инициативы “School Goes Digital” Интернет-проекта UNDP
E-mail: iqmena@edunet.uz
Web: http://www.edunet.uz/


Физическая наука всегда лежит в первооснове всех достижений человеческой цивилизации, компьютерная техника и Интернет не исключение. Однако зачастую складывается парадоксальная ситуация, когда «сапожник остается без сапог». Речь о том, что процесс информатизации физического образования и физических исследований должен достичь более высокого уровня, тем более, что для этого есть все предпосылки. Инфраструктура Интернет-сетей , эффективность технологий, оснащение ВУЗов и исследовательских учреждений неуклонно растет. Интеллектуальный и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава, научных работников и студенчества есть главный залог глубокого проникновения информационно-компьютерных технологий в процессы изучения и исследования. Эффективность такой интеграции трудно переоценить. На данном этапе развития процесса информатизации физического образования возникает необходимость анализа и классификации мультимедийных ресурсов для обучения и исследования в физике. Следующий за этим шаг –выработка методологии использования этих ресурсов, потому, что, как показала мировая практика – создание компьютерных обучающих ресурсов без соответствующих технологий и методик его использования реально не повышает ни качества обучения, ни эффективности научных исследований.

Обзор и типология мультимедийных ресурсов для изучения физики
«Концепция информатизации образования», разработанная Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, - уникальный документ, точно и однозначно определяющий этапы, источники и содержание информатизации. Особенность этого документа в том, что он не только определяет стратегию и тактику интеграции информационных технологий в образование, но и дает ключевые понятия и определения этих технологий. Целая глава концепции отведена под словарь информатизации, в котором в частности даны определения самым распространенным видам мультимедийных ресурсов. Типология, содержание и сфера применения мультимедийных средств по физике необходимо проанализировать подробно.
Все многообразие компьютерных обучающих средств прежде всего подразделяется на две подгруппы по отношению к глобальной информационной сети. Если дословно перевести названия этих групп с английского языка, то это звучит так : «on line» - на линии и «off line» - вне линии. Здесь главный отличительный признак не тип ресурса, а способ его взаимодействия с пользователем.
On-line – это форма работы ресурса в режиме реального времени, на удаленном расстоянии от пользователя при помощи сетей передачи данных. Причем в данном случае расстояние между пользователем и компьютером, на котором физически размещается ресурс, не играет существенной роли, гораздо важнее скорость передачи данных в сети и технология, при помощи которой создан ресурс. Это форма работы мультимедийных ресурсов легла в основу технологии дистанционного обучения.
Off-line ресурсы предназначены для работы на одном компьютере, или в локальной сети и не зависят от подключения компьютера пользователя к Интернету. Данный вид ресурсов физически размещается не в сети, а на традиционных носителях цифровой информации.
Например: популярный ресурс «Анимация физических процессов»существует как в он-лайн, так и в офф-лайн вариантах.

Электронные учебники, тренажеры, виртуальные лабораторные работы, электронные библиотеки и т.д. могут быть использованы как в режиме реального времени, так и монопольно на отдельных компьютерах. Выбор зависит от формы обучения и назначения ресурса.
Следующим, и главным этапом классификации является определение мультимедийных ресурсов по функциональному назначению.

(Схема 1см. в приложении -полная версия доклада) .

Электронные учебные материалы – это мультимедийные ресурсы, предназначенные для передачи информации обучаемому. Их основу составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок(переходов) значительно облегчающих работу с учебными материалами. Преимущества электронных учебных материалов перед традиционными очевидны : комплексность, эффективная система поиска, аудиовизуальное восприятие, простота передачи на расстояния, дешевизна носителей и доступность. К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора.
На схеме 1 электронные учебные материалы делятся на 4 основных группы :
• Электронные учебники – самый популярный и многоликий ресурс, используется практически на всех этапах и уровнях обучения и для создания его требуются достаточно профессиональные навыки в области компьютерных технологий.
• Электронные презентации- самый доступный для не специалиста вид электронных материалов, представляющий собой по сути демонстрацию слайдов, однако за счет специальных возможностей (гипертекст, анимация и др.) превращающий текст и графику в динамичный и эффектный образовательный ресурс.
• Интернет-ресурсы это колоссальное количество сайтов различного объема и целевого назначения, Мощная система поиска и специализированных каталогов обеспечивает быстрый доступ к необходимой информации, а аудиовизуальные возможности Интернет технологий делают восприятие информации более эффективным.
• Аудио, видео и анимационные ресурсы – это сюжеты образовательного или исследовательского характера, созданные при помощи современных цифровых технологий, не требующие для демонстрации специального дорогостоящего оборудования и носителей, воспроизводимые при помощи стандартных ресурсов персонального компьютера.
Интерактивные программы одни из самых эффективных мультимедийных ресурсов, требующие постоянного сознательного активного обмена информацией между программой и обучаемым, направленного на отработку(тренировку) какого-либо навыка или проверку полученных знаний.
• Интерактивные тренажеры –программы, где по определенному сценарию обучаемый производит расчеты, анализирует, строит графики, в общем совершает действия, необходимые для усвоения некоторого учебного материала и получает реакцию программы на свои действия, сразу же по его совершении.
• On-line Интернет-ресурсы – целый спектр интерактивных программ, сделанных по специальным технологиям, физически размещенных на Интернет-сайтах, позволяющие оперативно проверить или закрепить свои знания при помощи диалога программы и пользователя. В большинстве своем это интерактивные тесты и виртуальные модели устройств или процессов.
• Виртуальные стенды или электронные лаборатории предназначены для проведения опытов, в которых приборы и материалы заменяют их графические или анимационные изображения, но самое главное – имитируется реальный физический процесс. Виртуальные стенды ни в коем случае не претендуют заменить реальные практические исследования, но на этапе подготовки к ним, в условиях недостатка лабораторной базы или если проведение испытаний слишком дорогостоящий процесс, виртуальные стенды не заменимы.
Инструментальные программы -комплексы программных средств для разработки обучающих мультимедийных ресурсов. Предназначены для преподавателей, не являющихся специалистами в области компьютерных технологий. Удобный пользовательский интерфейс (интерфейс- аудиовизуальный способ общения пользователя с программой) позволяет преподаватели создавать ресурсы как для обучения, так и для закрепления и проверки знаний.
• Конструкторы- программные комплексы для создания мультимедийных средств специального назначения : электронные учебники и справочники, интерактивные тесты, лекционные циклы из готового электронного материала. Для работы с ними профессиональных знаний обычно не требуется.
• Редакторы – программы для обработки электронных материалов : текстов, графики, таблиц, анимации, видео и др.
• Средства MS Office – комплекс программных средств компании Microsoft, в который входят различные редакторы (текстов, таблиц, баз данных и др.), конструкторы презентаций, публикаций и сайтов. Необходимость выделить этот комплект в отдельную группу вызвана тем, что он во-первых, есть практически на всех пользовательских компьютерах а во-вторых, позволяет создавать в своей среде большинство существующих мультимедийных ресурсов.
• Программы вычисления и моделирования – специальные вспомогательные программы производящие расчеты параметров различных процессов, конвертацию величин, построение графиков и проведение сложных расчетов по уже введенным ранее алгоритмам.
Следует заметить, что существует целый класс программ, которые не являются по сути мультимедийными ресурсами, но без них работа мультимедийной составляющей на компьютере не возможна или не комфортна. Это сервисные программы. К этому виду относятся программы- просмотровщики графики, видео и анимаций различных цифпровых форматов, программы воспроизведения аудио-информации, программы для чтения электронных книг, электронные переводчики и др. Знание этих программ обязательно для каждого преподавателя, использующего в своей работе мультимедийные средства обучения.
Многолетняя практика исследования мультимедийных ресурсов по различным предметам показала, что физика – наука, с которой по разнообразию мультимедийных приложений сравнится редкая область человеческих знаний. Тем более актуальным становится вопрос интеграции мультимедийных ресурсов в физическую науку Узбекистана.

Электронные учебники и справочники.
Изложение теоретического материала в свете возможностей цифровой обработки текстовой и графической информации получает принципиально новую форму. Наиболее часто используются электронные учебники, справочники, электронные лекции и книги. Рассмотрим более детально классификацию электронных учебных материалов. В современной медиапедагогике понятие «Электронный учебник» включает несколько форм.
(Схема 2 см. в приложении -полная версия доклада)

• Стандартные электронные учебники представляют собой электронный текст, оглавление которого является системой быстрого перехода на разделы и главы учебника. Каждая электронная страница дополнена графическими изображениями или анимацией, функциями пролистывания «вперед-назад» и «возврат к оглавлению». Это простейшая схема. В более сложных учебниках при помощи гиперссылок (переходов) реализована возможность быстрого перемещения на справочный материал или другие параграфы учебника, связанные с данным. Это значительное функциональное удобство, с лихвой компенсирующее некоторый дискомфорт, возникающий при чтении текстов с экрана монитора.
• Электронные энциклопедии – это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и безусловно небольшой физический объем. 50 томов книг-энциклопедий умещаются на одном CD-диске.
• Электронные справочники- комплексы справочной информации по некоторому разделу, оснащенные программными алгоритмами с различными схемами поиска : по оглавлению, ключевым словам и др. Часто справочники интегрируются в электронные учебники, тренажеры и другие образовательные ресурсы.
• Электронные репетиторы представляют собой комплексы мультимедийных ресурсов, основу которых составляет электронный справочник. Главное отличие электронного репетитора от других электронных учебников – это его целевое назначение. Например : «Репетитор по физике для абитуриента» от компании 1С или «Репетитор по физике для школьника» компании «Кирилл и Мефодий» одни из самых популярных русскоязычных репетиторов.
• Электронные самоучители одно из самых эффективных средств самообразования. Основу самоучителя составляет электронный учебник, дополненный системой тренажеров и интерактивных тестов для самоконтроля. Как бы не были совершенны мультимедийные образовательные ресурсы, роль преподавателя в процессе обучения не становится менее значительной. Именно в самоучителе при помощи интерактивных мультимедийных средств максимально смоделированы функции контроля за обучением : схема допуска к следующему этапу по результатам тестирования, звуковое сопровождение, система подсказок и советов.
• Терминологические словари – разновидность электронных словарей, получивших в последнее время очень широкое распространение. Представляет собой электронную базу данных определений из некоторой предметной области. Разнообразные системы быстрого поиска основной и дополнительной информации значительно облегчают работу с любым текстом. Терминологический электронный словарь может быть как отдельным модулем, так и интегрирован в другие мультимедийные ресурсы.
• Мультимедийные курсы это комплексы самых разнообразных ресурсов по определенному разделу, связанных при помощи системы связей и переходов между собой в единый образовательный сценарий. Мультимедийный курс предполагает участие преподавателя, как координатора учебного процесса и, соответственно, может быть использован или на занятиях в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой или в схеме дистанционного обучения.
• Комплекты электронных лекций – разновидность электронных учебных материалов универсального характера, так как позволяет преподавателю дополнять и корректировать свои лекции, оформлять их графическими и видеоматериалами и интерактивным оглавлением, размещать в виде электронных методических пособий на сайте своего учебного заведения и использовать в дистанционном обучении.
• Учебники в игровой форме. Этот электронный ресурс чаще всего используется при изучении физики в школе. Это интерактивное действие с сюжетом и героями, которые по некоторому увлекательному сценарию рассказывают учебный материал и демонстрируют физические процессы, периодически заставляя обучаемого играть с ними в обучающие игры. Это один из самых технологически сложных по исполнению вид электронных ресурсов, так как требует при создании различных специальных компьютерных навыков и специальной педагогической подготовки. Яркими представителями этого вида ресурсов является серия «Дракоша и занимательная физика» и «Естествознание» издательства «Просвещение-медиа». Особую роль приобретают игровые электронные учебники в настоящее время, когда школьники начинают изучать физику в шестом классе, в возрасте 12-13 лет. Психологическая особенность этого подросткового периода- абстрактное мышление только начинает формироваться, то есть дети еще не могут осознать и понять того, что они не видят. Учителя вкладывают неимоверные усилия, чтобы объяснить понятие силы, поля, электрического тока и др. Именно здесь игровые электронные учебники должны решить существующую проблему.
Электронные текстовые документы – это не просто тексты в цифровом формате. Это удобство восприятия, возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержка аудио, видео и анимации, интерактивные функции – все это имеет принципиальное значение для физической научной деятельности. Но главное, что отличает электронные книги – экономичность, дешевизна, удобство их передачи как на внешних носителях, так и по сети Интернет.


Виртуальные лабораторные работы и тренажеры
Бесспорно, что более эффективного способа познания и исследования, чем с помощью опыта и эксперимента нет. Однако современные условия диктуют новые требования и подходы. Сложные или дорогостоящие условия эксперимента, новое оборудование, риски, связанные с проведением испытаний, громоздкая процедура математических вычислений, зачастую нехватка материальных ресурсов , значительно сдерживают процесс физических исследований. Одним из решений проблемы стало возникновение виртуальных лабораторных стендов и тренажеров.
Виртуальный лабораторный стенд представляет компьютерную программу, которая на экране компьютера при помощи средств компьютерной графики и анимации моделирует реальный лабораторный стенд в который вмонтированы измерительные приборы. Студент может выбирать устройства и материалы для определенной лабораторной работы и манипулируя компьютерной мышью устанавливать их в соответствующие разъемы стенда. Специальные виртуальные кнопки и переключатели на стенде позволяют управлять параметрами физического процесса, изменяя их в заданном направлении исследования.
Виртуальная лабораторная работа это комплекс связанных анимированных изображений, моделирующих опытную установку. Специальная система виртуальных переключателей, окон для задания параметров эксперимента и манипуляции мышью позволяют студенту оперативно менять условия эксперимента и производить расчеты или строить графики.
И в том и другом случае анализ результатов и выводы студент естественно делает сам, в этом и педагогический смысл лабораторных исследований. Обычно в стенд интегрирован калькулятор расчетов, средства автоматического построения графиков, таблица констант и физических параметров веществ, таблица для записи результатов измерений. Иногда результаты и расчеты делаются на специальных бланках. Очень удобно выполнять эти этапы работы в табличном процессоре Excel.
Интерактивные тренажеры активно используются в школьном курсе физики, там где есть необходимость отработать навык решения определенных задач, навык построения графиков процессов, в работе с векторными величинами или в процессе запоминания некоторых понятий и законов. Тренажер представляет собой программный комплекс, в процессе работы которого обучаемому предлагаются поэтапно различные задания, требующие активных действий от студента. На каждое действие студента тренажер выдает определенную реакцию в виде оценки действий, подсказок, советов и рекомендаций. Качество выполнения заданий на каждом этапе анализируется и при не соблюдении определенных критериев студенту предлагается аналогичное задание. И так далее, пока результат тренировки не будет достигнут.
В эту же группу ресурсов входят интерактивные тесты, которые в свою очередь по цели тестирования делятся на тесты контроля и тесты опросно-обучающие. В последних, при неверно выбранном ответе студенту показывается правильный ответ. Интерактивное компьютерное тестирование позволяет не только выбирать правильный ответ, но и быть релевантными – то есть каждый ответ будет иметь ту или иную степень «правильности», Процедура тестирования может быть усложнена отсутствием выбора вариантов – это ситуация, когда в электронном тесте вместо списка вариантов ответов – окошко для ввода ответа с клавиатуры. Такое тестирование гораздо эффективнее традиционного.
Стоит отметить такое преимущество компьютерных тестов, как возможность создавать электронные базы вопросов по тематикам, что при правильно построенном алгоритме стохастического перебора, практически исключает возможность повторения вариантов и делает контроль более широким и качественным.
В условиях дистанционной исследовательской работы и дистанционного обучения в отдаленных регионах виртуальные опыты и компьютерные опросы средствами Интернета становятся просто незаменимыми.

Средства аудиовизуального восприятия
К средствам аудиовизуального восприятия в физических исследованиях относятся фотографии, звуковые записи, видеофрагменты, анимации, специальные средства компьютерной графики (например 3D).
Самым доступным и распространенным ресурсом в данном разделе являются видеосюжеты различных форматов, фиксирующие некоторый физический процесс. Эти видеосюжеты можно впоследствии использовать в процессе лекционного обучения, включать в электронные учебники и энциклопедии, использовать в качестве материала для исследовательской деятельности студентов, тем более что современные редакторы видеоинформации позволяют обрабатывать сюжеты, вставлять в них надписи, комментарии, осуществлять монтаж фрагментов, менять скорость воспроизведения и т.д.
Аудио-ресурсы чаще всего используются в качестве вспомогательных средств, для озвучивания электронных учебных материалов, однако иногда они являются ключевым фактором в мультимедийных ресурсах для изучения отдельных разделов физики.
Компьютерная анимация позволила создать и развить целое направление мультимедийных ресурсов в физике – виртуальное моделирование. Виртуальные модели – это динамические модели, позволяющие видеть физические процессы, отдельные устройства и установки в движении и развитии. Виртуальные модели имеют несомненные преимущества перед статическими моделями, которые мы привыкли видеть на бумажных носителях (картинки и фотографии) и бесспорно качественно повышают эффективность обучения.
В условиях дистанционного обучения, лекционно-аудиторной системе данный вид мультимедийных ресурсов является острой необходимостью. Однако существует ошибочное представление, что отснятый в цифровом формате физический эксперимент уже вершина понятия «мультимедиа». Существуют технологии, позволяющие представлять аудиовизуальные ресурсы в различных форматах. И самое главное в этом вопросе – это цель, форма и методика их использования.

Физический веб-портал
Одним из самых эффективных способов аккумулировать достижения, разработки, исследования, литературу в области физики является Интернет. Здесь нет ограничений во времени, пространстве и доступе. Темпы развития Интернета в Узбекистане диктуют острую необходимость создания портала, объединяющего веб-ресурсы по физике. Сайт – это место в Интернете, где физически размещаются материалы. Веб-портал - сайт, выполняющий роль отправной точки для своей аудитории, дающий возможность поиска, рубрикатор, сервисы библиотек, правовой базы и др. Предполагается, что кафедры физики университетов, научно-исследовательские институты и специализированные физические лаборатории, творческие группы ученых колледжи и лицеи соответствующей специализации имеют свои собственные сайты. Сайт уже по своей природе является Интернет-ресурсом, а если информация на сайте образовательного характера – это уже образовательный Интернет-ресурс. Одна из главных задач портала – объединять на своих электронных страницах ссылки на сайты , связанные с физикой в виде специального каталога. Так какие же ресурсы должен содержать физический веб-портал? Представим себе рубрики физического портала в идеале:
• Каталог ссылок ресурсов по физике
• Новости физики в регионе и мировой физической науки
• Виртуальная библиотека электронной литературы по физике, учебников, справочников и энциклопедий
• Банк рефератов, докладов, статей, диссертаций и других материалов
• Страница для размещения анонсов и результатов новых исследований
• Постоянно обновляющаяся база правовых и нормативных документов
• Электронный физический журнал с возможностью подписки для пользователей портала
• Раздел для проведения конкурсов, олимпиад и участия в различных грантовых программах
• Средства Интернет-общения для обсуждения по тематикам и проведения виртуальных конференций
• Мультимедийная база демо-версий различных электронных обучающих ресурсов, созданных учеными, студентами и школьниками (демо-версия – это демонстрационная версия программы или программного комплекса, распространяемая бесплатно для привлечения потенциальных покупателей)
Здесь перечислены возможные типовые рубрики, этот перечень можно продолжить разделами дистанционного обучения и повышения квалификации, раздел виртуальных лабораторных работ, он-лайн тестирования, электронная доска объявлений, on-line консультации и многое другое.
Содержание портала должно определяться и формироваться всем физическим сообществом. Веб-портал призван объединить в единую систему все сайты научных, образовательных и исследовательских структур региона.

Средства общения, виртуальные конференции
Для развития физической науки необходим постоянный и систематический контакт, обмен мнениями, информацией, сотрудничество с коллегами в других регионах. Особую роль в развитии мировой физики играют физические форумы, которые в отличие от конференций функционируют постоянно и позволяют оперативно обсуждать физические проблемы в любое время суток. Уникальные формы организации обсуждений, совещаний, конференций предоставляют средства общения Интернет.
(Схема3 см. в приложении -полная версия доклада)

Мировые физические сообщества имеют огромный опыт проведения Интернет-конференций. Такая форма общения не заменяет традиционные, но делает научное сотрудничество более оперативным, экономичным и эффективным.

Подготовка преподавательского состава, инструментальные программы
Однозначно, технологический фактор значительно менее важен в процессе информатизации физической науки, по сравнению с фактором компетенции людских ресурсов. Случалось, что в научном учреждении устанавливалось самое современное компьютерное оборудование и Интернет, и этот этап не приводил к желаемым результатам. Информатизация не происходила сама собой, еще не была сформирована определенная Интернет-культура. Информатизация – комплексный процесс, и во главу угла должны быть поставлены административный фактор (организация, управление и администрирование) и фактор человеческих ресурсов (обучение, семинары, практика, конкурсы и др.) Только обучение персонала, без постановки конкретных практических задач и без организационной системы не приведет к желаемому результату.
Существует множество схем организации процесса интеграции информационно-компьютерных технологий в научную деятельность, программ обучения, целые коллекции конструкторов учебников, сайтов, электронных лекций, тестов и др. Необходимо проанализировать успешные технологии в сфере информатизации физической науки, воспользоваться позитивными технологиями, примерами и приемами. И разработать свой собственный путь к современным инновационным технологиям. Это дорога в будущее физического образования, и мы у истоков этого пути.

Литература :
1. "Концепция информатизации сферы образования Республики Узбекистан" Составители: А.Х. Абдуллаев, Б. Бегалов, М. Хегай, А. Алимов. Источник: газета «Учитель Узбекистана» 9 и 16 апреля 2004 года.
2. Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Roman Gataullin ( Пользователь )
Лилия, вы провели действительно фундаментальные исследлования в этой области. Готовьтесь, комментарии по статье скоро будут, будут и оппоненты ... .
Лилия Николенко ( Пользователь )
Уже 3 года занимаюсь исследованием мультимедийных ресурсов по различным школьным дисциплинам и методикам их использования. За это время сталкивалась с различными мнениями о медиапедагогике - от филологов, которые не мыслят свои уроки без компьютерных программ и Интернета, до физиков, которые утверждают, что доской и мелом вполне обойдутся.
Данное исследование вызвано потребностью наших медиапедагоговграмотно определять необходимый для того или иного урока ресурс.
Размещая свои материалы на форуме ожидала любой реакции, но не молчания. Возникает мысль , что со своей классификацией либо опоздала - все и без того всем ясно, либо поторопилась - никому не понятно о чем речь.

smile.gif Может все вышеизложенное настолько истина в последней инстанции, что и возразить нечего?

Хотелось бы все-таки дискуссии с педагогами, использующими на уроках CD Кирила и Мефодия, серии 1 С, Открытую физику. Была робкая надежда пообщаться с педагогами - авторами популярных программных продуктов.
Вообще, нужны они, компьютер, Интернет и мультимедиа на уроках (исключая информатику) или нет?
Roman Gataullin ( Пользователь )
Надеемся на то, что учителя физики России и СНГ, практикующие медиапедагогику откликнутся.
Roman Gataullin ( Пользователь )
Ошибся, комментариев нет. Может время не пришло?
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
(Лилия Николенко @ 07.10.2005, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
Уже 3 года занимаюсь ..... сталкивалась с различными мнениями о медиапедагогике - от филологов, которые не мыслят свои уроки без компьютерных программ и Интернета, до физиков, которые утверждают, что доской и мелом вполне обойдутся.

Та же ситуация.

(Лилия Николенко @ 07.10.2005, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
Данное исследование вызвано потребностью наших медиапедагоговграмотно определять необходимый для того или иного урока ресурс.
smile.gif Может все вышеизложенное настолько истина в последней инстанции, что и возразить нечего?


Замечательное исследование.
Наверное нечего.
(Лилия Николенко @ 07.10.2005, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
Хотелось бы все-таки дискуссии с педагогами, использующими на уроках CD Кирила и Мефодия, серии 1 С, Открытую физику. Была робкая надежда пообщаться с педагогами - авторами популярных программных продуктов.

Давайте дискутировать! Или уже опоздал, Зайдите на форум "Физика" ежели чего.

(Лилия Николенко @ 07.10.2005, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
Вообще, нужны они, компьютер, Интернет и мультимедиа на уроках (исключая информатику) или нет?


Ответ очевиден для нас ДААААА!
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Лилия Николенко @ 07.10.2005, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
до физиков, которые утверждают, что доской и мелом вполне обойдутся.

Знаете, критерий истины - практика. Если можно получить массу дипломов, премий, званий и т.д. - признание, а сейчас это все больше и больше можно, оценивается голый результат, ни разу не включив щит в кабинете физики, то они правы.
Причина?
Эксперимент, лабработа отнимает время, которого и так стало _крайне_ мало и не _стабильно_ на курс физики.
Компьютеризированные ресурсы от датчиков до дисков требуют времени на освоение, вплетение в методику. Если курс стабилен, то все четко и ясно учителю, эффективное тут же берется и применяется в четко очерченом месте, а если плавает непредсказуемо меняясь от года к году... то даже приборы в класс приобретаются по принципу покрасивее и меньше весом, чтоб полки в стекляных шкафах не нагружали, до поры до времени... авось руки дойдут. Ясно, что доска и мел ближе лежит и легче берется.
Лилия Николенко ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 20.08.2006, 12:12) <{POST_SNAPBACK}>
Знаете, критерий истины - практика. Если можно получить массу дипломов, премий, званий и т.д. - признание, а сейчас это все больше и больше можно, оценивается голый результат, ни разу не включив щит в кабинете физики, то они правы.
Причина?
Эксперимент, лабработа отнимает время, которого и так стало _крайне_ мало и не _стабильно_ на курс физики.
Компьютеризированные ресурсы от датчиков до дисков требуют времени на освоение, вплетение в методику. Если курс стабилен, то все четко и ясно учителю, эффективное тут же берется и применяется в четко очерченом месте, а если плавает непредсказуемо меняясь от года к году... то даже приборы в класс приобретаются по принципу покрасивее и меньше весом, чтоб полки в стекляных шкафах не нагружали, до поры до времени... авось руки дойдут. Ясно, что доска и мел ближе лежит и легче берется.

Думаю, что освоение новых технологий удел творческого учителя. За физикми наблюдаю - те, стабильно проводят практический эксперимент на уроках, они же с удовольствием используют виртуальные лабораторные работы и интерактивные модели - им всегда не хватает. Те, кто работает в тетради, вместо того, чтобы дать практику - им и виртуальные опыты не нужны.
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(Mr.Teacher @ 20.08.2006, 10:50) <{POST_SNAPBACK}>
Ответ очевиден для нас ДААААА!


Я бы не был столь категоричен. Впрочем, я бы не стал сразу же отметать возможность использования компьютера на уроках. Если на уроке химии учитель может прекрасно организовать работу в реальной лаборатории, то я не вижу смысла навязывать ему какие-то виртуальные опыты.
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
(Богомолов Юрий Викторович @ 22.08.2006, 10:49) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы не был столь категоричен.

Моя категоричность обусловлена крайне недостаточным обеспечением кабинета физики приборами
(школу сдали, а приборами оснастить "позабыли" ) и не более того. И как раз тут- то мультимедийные ресурсы более чем кстати. Правда в прошлом учебном году администрация района пошла навстречу и выделила 200 тыс. на кабинет
физики. Однако чтобы хорошо оснастить необходимо около 1.5 млн.!!! Цены кусаются (психрометр по цене 1800 рублей!!! каково). Поэтому на кабинет взят ноутбук (проектор был). И так работаем реально и виртуально. ar.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+