Личный кабинет

Использование информационных технологий на уроках химии

доклад
Петр Родионов ( Пользователь )
Использование информационных технологий уроках химии.

Использование новых ИТ становится в последние годы важным направлением развития школьного образования. Мультимедиа технологии чаще всего используются в компьютерных классах . В настоящее время имеется много учебных мультимедийных компакт – дисков , приемлемым
качеством учебного материала . Много применено компьютерное сопровождение школьных уроков химии . Компьютерное сопровождение уроков реализовано с помощью комплекса аппаратно- программных средств, которое предусматривает использование интерактивной компьютерной графики в процессе изложения нового материала . Компьютерный графический материал предоставляю аудитории с помощью презентационного монитора. При этом традиционные средства использую в полном объёме. Много на уроках химии применяются такие известные пакеты программ как « 1 С репетитор Химия», « Общая и неорганическая химия «, а также электронные тесты по всем группам и подгруппам Периодической таблицы Менделеева , созданные группой квалифицированных программистов Чувашского государственного университета.
Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся , т. к. они один и тот же тест могут проходить по несколько раз , пока не будет получен положительный результат . Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. Все эти тесты выполнены в виде открытой формы , т. е. после каждого ответа приводится справка для составления правильного ответа .
Другим важным моментом является экономия времени . За короткое время раскрываю, объясняю, подтверждаю формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. Например, образование связи азотом амина и ионом водорода воды или кислоты по донорно- акцепторному механизму. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают трудные отделы программы.
В настоящее время большое внимание уделяется технике
безопасности . В связи с этим опыты по химии с ядовитыми веществами демонстрирую на уроке, фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные знания о веществах и явлениях , сопровождающих данные превращения. Например, опыты с аминами: взаимодействие амина с кислотой , горение, амфотерные свойства кислот. Идёт демонстрация химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья детей, желательно наблюдать с экрана монитора. А
также в ходе демонстрации опытов подробно останавливаюсь над раскрытием тех ключевых моментов и фрагментов, которые труднодоступны пониманию учащихся при объяснении, которые нельзя увидеть при демонстрации.
Так, например, при изучении темы « Вода. Круговорот воды в природе», сначала рассказываю о воде как растворителе, затем раскрываю круговорот воды в природе , его значение, потом демонстрирую опыты по испарению и конденсации паров воды. После этого учащимся предлагаю работу с обучающей программой на компьютере , где в динамике представлены процессы растворения различных веществ в воде.
Компьютерная анимация занимает важное место при изучении разделов органической химии. Много для этих целей используется компакт- диск « Органическая химия 10 кл. « При изучении строения органических веществ учащимся предлагаю составлять структурные формулы сложных органических веществ. С помощью панели радикалов они собирают по частям формулы веществ и тренируются в составлении
названий этих соединений. Полученные формулы веществ ребята просматривают в пространственном вращении. На этих уроках визуально удостоверяют многообразие органических соединений.
Компьютерная анимация также находит место при изучении темы «Окислительно- восстановительные реакции.» При этом на уроках ребята самостоятельно подбирают стехиометрические коэффициенты.
Для подготовки рефератов учащиеся используют энциклопедические данные о биографии выдающихся химиков. Жизнедеятельность великих учёных в области химии широко представлена на компакт- дисках. Кроме этого учащиеся много на уроках химии используют также видеоматериалы. Они помогают учащимся лучше разобраться в веществах и их применении в народном хозяйстве.
Химия—это наука XХI века. Поэтому она тесно связана с новыми ИКТ. В связи с этим я уделил важное внимание поиску информации в интернете на химическую тематику. Для этих целей мы использовали поисковые системы « Rambler» и « Yandex”. Произведя запрос « Серная кислота», нами были получены следующие материалы : реферат на тему : « Серная кислота и свойства» и статья « Экологические аспекты при синтезе серной кислоты «. Как мы видим , использование ИКТ расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.
За время использования мною ИКТ учащиеся научились самостоятельно применять их на уроках химии. Считаю, что каждый из них способен умело использовать компьютер при изучении разделов химии. Знания компьютера помогает им готовиться к урокам.
Всего лишь 10 лет назад Интернет для большинства россиян был чем-то "из другого мира". Сегодня WWW (World Wide Web, или Всемирная паутина - синоним Интернета) оказывается доступной практически всем: многие учащиеся, имеющие дома компьютеры, совершают многочасовые путешествия по Сети, быстро растет число школ, пользующихся услугами Интернета. Так, доступ в Сеть имеют все базовые школ Чувашской Республики. Чем больше школ "интернетизируется", тем большее число учителей химии задает себе вопросы: "Если ли в Интернете что-нибудь полезное для уроков химии? Где это искать?" "Можно ли воспользоваться химической информацией, размещенной в Сети, для достижения целей обучения химии и, если можно, то как это сделать?". Попробуем дать на них ответ. Итак, что можно найти в Интернете для уроков химии? Некоторый ответ на этот вопрос дает таблица 1.
Таблица 1. Число Web-страниц по химии
(русскоязычный Интернет по состоянию на 01.06.00)
Учебная Результаты поиска с использованием
тема Yandex Апорт! @Rus Rambler
Периодический закон 3321 987 2 505
Периодическая система 1473 1234 2 511
Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова 163 162 0 92
Строение молекул 1629 2652 0 1554
Воздух 337535 1500 81 75080
Вода 778748 1500 244 104297
Растворы 73857 1500 40 5344
Теория электролитической диссоциации 271 191 0 83
Углеводороды 16008 1500 6 1739
Спирты 76232 1500 31 1214
Альдегиды 2262 1168 0 510
Карбоновые кислоты 968 214 0 240
Жиры 80277 1500 28 6027
Углеводы 16450 1500 5 2697
Аминокислоты 9491 1500 6 2076
Белки 70651 3000 26 9932
Полимеры 21317 1500 32 2403
Специфика
По данным исследования Е.В. Якушиной (2000 г.) дидактический потенциал Интернет весьма специфичен, и его не следует рассматривать как благоприятную образовательную среду. Часть информации в нем создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами (например "IUPAC" по адресу http://www.actlabs.com/iupac/nomenclature, "Путеводитель в мире науки" по адресу http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka или "Репетитор" http://training.ru/chem), другая часть пополняется детьми ("Химия" по адресу http://mc.pstu.ac.ru/YP/YP_ir/data/HO1.htm, третья - стихийно проникает в эту область. Низкая достоверность, содержащейся в Сети информации - уникальный прецедент в истории информационных взаимодействий людей (Таблица 2). Проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых имеются выходные данные.
Учебнаятема Число страниц
найденных с помощью Yandex просмотренных которые можно использовать в учебных целях
абс. %%
Периодический закон 3321 100 2 2
Периодическая таблица 1473 100 14 14
Углеводороды 16008 100 4 4
Спирты 76232 50 1 0,5
Жиры 80277 50 -- --

Обзор страниц
Присмотримся к некоторым страницам внимательнее.
Страницы химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова http://www.chem.msu.su безупречны с точки зрения научности представленной информации. Очень интересными для учащихся и учителя химии окажутся сведения из истории открытия химических элементов, образцы заданий вступительных экзаменов.Еще одна страница (http://www.informica.ru/text/database/chemi/start.html), предназначенная для обучения химии. Но здесь мы находим:"Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющего все его свойства".
· "Изотопы, имеющие одинаковые массовые числа, но различные заряды ядер, называются изобарами".
· "Электрон имеет двойственную (корпускулярную) природу".
· "Молекулы, в которых осуществляется sp3-гибридизация, имеют тетраэдрическую геометрию" (интересно, чем она отличается от Евклидовой геометрии или геометрии Лобачевского?- Авт.).
· NH4OH - гидроксид аммония (для сравнения H3OOH - гидроксид гидроксония - Авт.).
Следующая страница, которая не может не обратить на себя внимания, не претендует на "достаточность при подготовке для поступления в вузы", но… Vootshi's Home Page (http://skyscraper.fortunecity.com/modem/136/vootshi.html), предлагает информацию, которая представляет реальную угрозу здоровью и жизни детей. Здесь приводятся описания экспериментов по получению взрывчатых веществ, которые неизбежно приведут к тяжелейшей травме экспериментатора еще до того, как он получит желаемое вещество.
Многие учителя химии предлагают учащимся написать реферат или подготовить доклад по той или иной теме. Откуда берут учащиеся необходимую информацию? Как они с ней работают? Очень часто вся "творческая работа" сводится к обращению к сайту "Коллекция рефератов" (http://www.referat.ru) и распечатке на принтере готовых материалов.
Среди интернет-сайтов встречаются и такие, которые трудно отнести к какой-либо группе: с одной стороны - это ######ганские, с другой - шуточные сайты. Как расценить "Периодическую систему пищевых элементов"? Или сайты, в которых собраны "ляпы" из учебных пособий или записанные на уроке за учителем химии?
Поиск информации
Таким образом, Интернет содержит много химической информации, но суметь найти нужную - не так просто. В этом помогут специальные средства поиска, среди которых отметим прежде всего Яndex (адрес в Сети http://www.Yandex.ru). Для поиска информации во всем мире удобно использовать Alta Vista (http://www.altavista.com). Точность поиска зависит только от того, насколько точно и корректно Вы сформулируете свой вопрос. Если ключевые слова определены правильно, то не придется просматривать сотни или тысячи страниц, которые никак не связаны с нужной темой.
Какие же возможности открывает Сеть перед учителем? Большое разнообразие сайтов делает возможность широко использовать информацию Интернета для обучения химии. Приведем несколько примеров.
Большое значение для формирования естественнонаучной картины мира имеет ознакомление учащихся с историей науки. Как известно, такой темы в курсе химии нет, но на уроке всегда можно найти время для разговора о великих химиках, об открытии химических элементов или синтезе веществ, о становлении научных теорий. Всю необходимую информацию учащиеся могут самостоятельно найти дома и, пользуясь ею, подготовить небольшое сообщение для одноклассников. Причем, такое сообщение не обязательно должно быть устным: предложите учащимся подготовить так называемый стендовый доклад, который затем будет размещен на специальном стенде непосредственно в кабинете или в рекреации рядом с кабинетом химии. Если такое задание дается впервые, то желательно, чтобы учитель дал некоторые адреса в Интернете, где школьники могут найти или готовую информацию, или ссылки на нее. Важно, чтобы учащиеся не просто выводили на принтер найденные web-страницы, а, используя их, создали собственное информационное сообщение. Это достигается специальной формулировкой задания, например: "Пользуясь информацией (ссылками) расположенными на web-странице по адресу…, подготовьте сообщение о… объемом не более 2-х страниц". Ограничение объема не позволит механически скопировать чужую работу из Сети.
Вторая форма работы в Интернете предусматривает посещение сайтов различных культурно-просветительских, научных учреждений и производственных предприятий. Требования к виртуальной экскурсии не отличаются от требований к проведению реальных экскурсий. Напомним их.
Предварительно ознакомившись с информацией сайта, учитель определяет цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести на экскурсии. После этого разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, каково содержание наблюдений, которые должны провести учащиеся. При разработке маршрута необходимо учитывать и затем строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Необходимую консультацию даст учитель информатики.
Подготовка виртуальной экскурсии заключается в разъяснении учащимся ее цели, сообщение школьникам знаний, необходимых для успеха экскурсии. В некоторых случаях может понадобиться помощь учителей иностранного языка. Так, при изучении простых веществ, образованных углеродом, можно провести виртуальную экскурсию на выставку De Beers, где представлены образцы необработанных алмазов и ювелирных украшений с бриллиантами (http://www.diamonds.com/ и http://www.adiamondisforever.com/). Однако все тексты здесь даны на английском языке. Сходную информацию на русском языке учащиеся найдут на сайте Алмазного фонда России (бывш. Алмазный фонд СССР) http://www.caravan.ru/~gala/afond/index.htm.
Вы можете провести виртуальную экскурсию на производство, например, серной кислоты (http://www.sch239.spb.ru:8100/www/_library/1998/chemistry/baran/).
Итоги экскурсии подводятся разными способами: обобщающая беседа, урок-конференция, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов.
Виртуальная экскурсия, как и обычная, проводится после уроков. Время ее проведения нужно предварительно согласовать с учителем информатики, чтобы не привести учащихся к кабинету, в котором проводится урок или другое внеклассное мероприятие.
Более сложное задание можно дать учащимся, которые давно работают в Сети и имеют навыки, необходимые для самостоятельного поиска информации. Речь идет о контроле за информацией, размещаемой на сайтах некоторых организаций, например экологических (http://www.greenpeace.org и другие). Результатом такой работы станет доклад о состоянии окружающей среды в течение длительного времени, о влиянии антропогенных факторов и мерах, предпринимаемых государством, негосударственными организациями и частными лицами по защите природы.
Как известно, высшей формой деятельности ученика является творчество. Разработка учащимися собственных химических web-страниц (разумеется, по заданию учителя и под его контролем) и размещение их в Сети - еще одна форма использования Интернета для достижения целей обучения химии.
Сеть содержит много web-страниц, на которых учитель химии может найти разработки интересных, нестандартных уроков. Посмотрите, как Нина Ивановна Семенова, учитель химии Некрасовской средней школы Ярославской области проводит урок по теме "Производство серной кислоты". Возможно, урок Ирины Николаевны Максюты "Углеводы" натолкнет вас на новые интересные мысли.
Ирина Владимировна Митряева, учитель химии средней школы № 46 г. Уфы, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2000" предлагает урок "Общая характеристика элементов подгруппы азота, или как решить проблему голода на Земле".
Ниже приведены ссылки на разработки этих уроков:
· http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian...enova/igra.html
· http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian...hem/maxut3.html
· http://vector.fio.ru/news.php?n=3326&c=167
Предложенный перечень вариантов использования Интернет в обучении химии, конечно же, нельзя считать полным и потому законченным. Наверное, никто и никогда не сможет собрать воедино все методические приемы работы с информацией Сети, дать описание сайтов и web-страниц, содержащих сведения из химии. Некоторые адреса вы сможете найти в Интернете по адресу http://www.mediaeducation.ru.
Анна Борисова ( Пользователь )
А кто еще интересуется этой проблемой? есть ли желание поделиться опытом? tongue.gif
Алена Павлова ( Пользователь )
привет, annita! smile.gif
могу поделится на эту тему кое-какой подборкой информации, защищала диплом по похожей теме smile.gif
Анна Борисова ( Пользователь )
(Lady @ 15.12.2006, 17:19) <{POST_SNAPBACK}>
привет, annita! smile.gif
могу поделится на эту тему кое-какой подборкой информации, защищала диплом по похожей теме smile.gif

Буду очень рада, если устроит - давайте общаться через электронную почту:annitaboricova@yandex.ru Буду ждать sarcastic.gif
Алексей Журин ( Пользователь )
(annita @ 05.11.2006, 11:21) <{POST_SNAPBACK}>
А кто еще интересуется этой проблемой? есть ли желание поделиться опытом? tongue.gif

А Вы знаете, что делиться опытом очень опасно? Я вот поделелися опытом использования Интернет-ресурсов при обучении химии на сайте www.mediaeducation.ru, а теперь некий Петр Васильевич (см. первое сообщение этого форума) представляет это как свой собственный опыт. Оказывается это он, а вовсе не я, провел анализ содержания сайтов, выявил возможности их использования в учебном процессе, описал химические ляпы авторов сайтов. Вот он пишет:
" "Молекулы, в которых осуществляется sp3-гибридизация, имеют тетраэдрическую геометрию" (интересно, чем она отличается от Евклидовой геометрии или геометрии Лобачевского?- Авт].).
· NH4OH - гидроксид аммония (для сравнения H3OOH - гидроксид гидроксония - Авт.) (курсив мой - А.Ж.)". Поскольку автором так называемого "доклада" является Петр Васильевич, то получается что он автор и этого текста тоже. И это при том, что моя статья на сайте появилась через год после публикации в академическом сборнике научных трудов, на котором стоит знак (С). Хоть бы ссылку дал какую-нибудь!
У меня возникает вполне законный вопрос: "Действуют ли Федеральные законы об охране авторских прав в республике, в которой проживает учитель информатики Петр Васильевич?"
Так может ли при таком интеллектуальном разбое появляться желание делиться опытом в Интернете, где понятие "авторское право" в принципе отсутствует?
Анна Борисова ( Пользователь )
А Вы знаете, что делиться опытом очень опасно?

Да, понимаю Вас. Я лично нашла для себя выход в публиковании материала на сайте Сеть творческих учителей где есть защита авторских прав.
Артем Андреев ( Пользователь )
(annita @ 24.08.2007, 12:45) <{POST_SNAPBACK}>
Да, понимаю Вас. Я лично нашла для себя выход в публиковании материала на сайте Сеть творческих учителей где есть защита авторских прав.

А в чем эта защита выражается? Судебные иски подаются представителями сети творческих учителей?
Анна Борисова ( Пользователь )
[Опубликованный материал на сайте под Вашим именем определяет ваши права, которые защищает ... корпорация Майкрософт. зайдите на сайт, почитайте
Артем Андреев ( Пользователь )
(annita @ 24.08.2007, 13:00) <{POST_SNAPBACK}>
[Опубликованный материал на сайте под Вашим именем определяет ваши права, которые защищает ... корпорация Майкрософт. зайдите на сайт, почитайте

Именно такой фразы я не увидел, увидел только копирайт Микрософта, даже при просмотре статьи. Если не ошибаюсь, копирайт под материалом имеет право ставить только обладатель имущественных прав, Микрософт обладает имущественными правами на все материалы этого сайта?.. Но это все юридические нюансы, меня в принципе не это интересовало: кроме слов и дела должны быть, вот и интересно, были ли реальные случаи защиты нарушения авторских прав по этому поводу?
Алексей Журин ( Пользователь )
(annita @ 24.08.2007, 12:45) <{POST_SNAPBACK}>
Да, понимаю Вас. Я лично нашла для себя выход в публиковании материала на сайте Сеть творческих учителей где есть защита авторских прав.

Да не работает у нас никакая защита авторских прав! Не помогает даже то, что теперь плагиат перевен в разряд особо тяжких преступлений. А ведь такое воровство - это настоящая эпидемия в учительской среде. Вот, например, приехала учительница из Омска защищать диссертацию. Читаю и нахожу два параграфа, полностью переписанных из моей докторской диссертации (наверно, купила электронную версию на одном из многочисленных сайтов, торгующих готовыми курсовыми, дипломами, диссертациями). И даже не нашла нужным заменить "медиаобразование" на "валеологию". Или другой пример. Буквально вчера получил с Украины увесистую посылку с учебниками русского языка для начальной школы: несколько тетрадей формата А4, на листы которых наклеены фрагменты, вырезанные из букварей 50 - 60-х годов (в том числе с портретами гениального руководителя партии и правительства Н. С. Хрущевым). При этом автор требует, чтобы Российская академия образования как экспертная организация дала положительный отзыв для присвоения грифа "Рекомендовано".
В охране авторских прав не помогают даже солидые фирмы, который порой даже способствуют интеллектуальному воровству. Так было с моим диском "Уроки неорганической химии Кирилла и Мефодия". В варианте, записанном на DVD, автором оказался уже не я, а учитель химии одной из московских школ. И слава Богу, что теперь автор не я, а он: все хорошое из курса убрали, но буквально напичкали его длинными текстами, которые и читать не хочется.
Разве все это не плагиат?
А что касается обмена идеями, то я "за" двумя руками. Но только по электронной почте или пересылкой полиграфических изданий. Когда знаешь, в чьи руки отдаешь материал, становится как-то спокойнее.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+