Личный кабинет

Международная школа директоров

Проект Фонда «Новая Евразия»
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Здравствуйте уважаемые участники проекта "Международная школа директоров школ". Виртуальное сообщество десяти тычяч участников Всероссийского интернет-педсовета" (ВИПа) радо приветствовать вас на странице и ветках своего форума.

Материалы о целях и содержании проекта размещены в приложенных файлах. С правилами ВИПа вы ознакомились при регистрации. Теперь за дело...

На этом форуме мы можем обсудить насущные проблемы образования, получить квалифиированню консультацию, посмотреть и скачать материалы библиотеки, быть в курсе новостей образования, происходящих в России и за рубежом. Ну и попытаться найти партнеров и вместе разработать сетевой проект.

Старожилы ВИПа помнят, что мы уже обсуждали роль и место современного директора школы (руковоителя образовательного учреждения) в национальных и международных процессах образования.

24 Март 2006
Елена Пенская
Фигура директора и его место в системе образования уникальны, и, пожалуй, ее мало с чем можно сравнить. Директор - это и управленец, и политик, и хозяйственник, и педагог-практик. Он встроен в вертикаль и одновременно независим от властной иерархии. Школа - сложный в своей замкнутости и одновременной открытости мир, и, если говорить всерьез, в нем без преувеличения абсолютно все зависит от директора. Его сила и слабость, внутренняя свобода и бюрократическая порабощенность, умение ставить и решать задачи - ежедневные и перспективные - способны либо создать, либо обрушить школу.
Школа рутинна и одновременно всегда проектна, потому что в ней происходит постоянное поколенческое обновление. Его нельзя игнорировать. И школа 1990-х, к примеру, отнюдь не тождественна школе 2000-х, не важно, сохраняет ли она консервативные традиции или, наоборот, проповедует самые активные новации, числится в разряде лицеев, гимназий, образовательных центров. Родовые характеристики в данном случае не слишком меняют дело. Правильность или ошибочность проектного задания самой школой проверяется безошибочно.
Школа нуждается в авторстве, лидер ей необходим в несравнимо большей степени, чем вузу. Если в вузе основное смысловое и рабочее звено, во многом определяющее, - кафедра, а заведующий кафедрой - ее создатель - наиболее динамичная фигура во всей внутривузовской системе, то школьный организм абсолютно центричен, даже при возможной внутренней самостоятельности отдельных участников процесса. Наверное, в этом условии есть некий императив: диктатура директора обязательна. Другое дело, что формы ее могут быть различны.
Успешные школы, как и счастливые семьи, - при всей разнице историй, судеб, характеров - похожи друг на друга.
Что изменилось за прошедший год? Какие из перечисленных в опросе тем Вы считаете необходмым обсудить на этом форуме в рамках проекта Фонда "Новая Евразия" - "Международная школа директоров школ"?

Информация о проекте

Условия участия в проекте
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Еще одной "болевой точкой" дректора школы является сегодня введение новой системы оплаты труда (НСОТ), связанной с подушевым финансированием - "деньги следуют за учеником". Обсуждение идет в рамках комплексных проектов модернизации образования с учетом специфики региона. Интересно, как решается эта проблема стимулирования качества образования у наших зарубежнгых коллег?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 13.02.2008, 10:15) <{POST_SNAPBACK}>
Еще одной "болевой точкой" дректора школы является сегодня введение новой системы оплаты труда (НСОТ), связанной с подушевым финансированием - "деньги следуют за учеником". Обсуждение идет в рамках комплексных проектов модернизации образования с учетом специфики региона. Интересно, как решается эта проблема стимулирования качества образования у наших зарубежнгых коллег?


Поиски новых подходов к введению НСОП и распределения стимулирующей части на ветке проложают. И все более склоняется чаша приоритетов к самооценке и взаимной многопозиционной оценке участников образовательного процесса. Вот что утверждает международный эксперт из Каналы Р.Н.Гатауллин в интервью "Первому сентября"
Самооценка учителя – никуда не деться – вещь управляемая. А управлять самооценкой может тот, кто способен именно управлять, а не демонстрировать преимущества своей должности. Создавать условия, ставить цели, определять задачи, видеть достижения.

Я думаю, именно директор – ключевое звено системы образования. Ее сила, ее слабость. Кстати, в Канаде и Америке директоров школ относят к высшему управляющему персоналу. Уровень социальной, экономической, юридической ответственности у директора школы и руководителя крупной медиакомпании примерно одинаков.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Надеюсь вы благополучно добрались до дома и до родной школы!
[attachment=3649:attachment]
С нетерпением ждем ваших сообщений обо всем, что представляется вам актуальным в рамках проекта "Международнвя школа директоров школ".
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Вспоминая выступние третьей группы о том, что такое "сеть",а что сетью не является...

Говорят, что образование ко всему отношение имеет, ,и к нему самому, и к школе тоже все так или иначе относится...

Вот свинопас братьев Грим - имеет ли какое-то отношение к образованию? Разум педагога отказывается даже вообразить такое нелестное и нелепое сопоставление. "Дети - не поросята, я - не загонщик..."

Ну, а если помягче, скажем, не свинопас, а пастух, - этакий Лель с кнутом без пряника. Гонит перед собой стадо овечек на сочное пастбище, обожает своих козочек, желает им только добра, от волков защищает. Но жестко и целенаправленно гонит... Им же самим там лучше будет...

Или же, поименовать по-другому, - духовный пастырь, священник, наставляющий прихожан на единственный путь истины. Напутствующий паству в путешествие по дорогам, которые описаны в картах и атласах конфессии, которую он сам исповедует, по тем тропам, которые он сам когда-то (наяву или во сне) исходил вдоль и поперек и до сих пор помнит, как там ему было хорошо.
"Образовательное" общее здесь то, что еще до старта, до начала движения цель и направление движения дидактически заранее предопределены кем-то "свыше", единственны и не могут быть изменены "снизу".

Но вот еще один сказочный гримовский персонаж. Это - флейтист-дудочник, пленяющий своей игрой и ведущий следом за собой, и крыс, и детей. Финалы такого "образовательного" сценария при этом могут быть различны, но факт остается фактом - ведомые подопечные сами, добровольно идут в одном направлении, спеша на зов музыки. При этом, хотя все слышат одну мелодию, мотивы и цели этого "хождения за три моря", в отличие от предыдущего случая, могут быть у каждого свои и разные, тем не менее соподчиненные общей идеей, концепцией, глобальной целью, озвученной харизматическим лидером, который и заказывает нужную музыку. Сам идущий впереди "первопроходимец" может представать в разных ипостасях: обольстительный "очаровашка", привлекательный "маэстро-дирижер", уважаемый "мэтр", неиствующий "бунтарь", сумрачный "магистр"...

Менее известен сказочный пасечник. Тот строит улья, помещает в обустроенное пустое пространство рой пчел и создает все условия для того, чтобы пчелы трудились, собирали пыльцу и нектар, строили соты и размножались. А попутно - производили мед и воск для самих себя, для питания пасечника, и к вящей радости и пользе других представителей медовой культуры. Причем, целей пчелам никто не ставит, ни к чему их не принуждает, никуда не зовет и не гонит. Но если не будет заботливого пасечника - улетит рой в лес, осядет в дупло дуба. Сунется бортник за медом - дикие пчелы до смерти искусать могут, на то они и дикие, некультурные: себе - "да", людям - "нет". А заботливого пасечника пчелы не трогают. Может быть от того, что не лезет он им в душу, не выспрашивает, чем для них является улей: школой или храмом, кузницей или лабораторией. Не использует он ни методологических, ни психологических, ни других концептуальных научных методов и подходов, - этим этимологи занимаются, но тех к пчелам лучше близко не подпускать – насмерть зажалят.

На таких сказочках и своё педагогическое кредо можно проверить.
Мол, так и так, для учителя-пастуха традиционной школы ребенок - это пустой ("tabula rasa") сосуд, который нужно наполнить - в пространство предметов и дисциплин загнать и там "окультурить".

Для учителя-флейтиста развивающего обучения: ребенок - это факел (т.е. тот же сосуд. но с горючей жидкостью), который нужно зажечь. Да так, что бы загорелся в глазах ребенка фанатичный блеск прометеевского огня развития и теоретического мышления. Правда кресало для высекания искр принадлежит учителю, а спички от детей нужно при этом прятать.

Педагог-пасечник на первый взгляд внешне самый привлекательный, - с точки зрения естественности и свободы. Он холит и лелеет своих пчел. Никого не обучает, никого не воспитывает, никого не развивает. Хоть и не говорит на языке пчел, но их нужды понимает - если надо, участвует с ними в совместном решении проблем: соты вынимает, дымом от паразитов обрабатывает, роиться дает, сахаром подкармливает. Ну, только к зеленым облакам с ними не летает. Для него, как и для учителя из педагогики Френе, ребенок тоже - сосуд, но не для формирования, наполнения сведениями, умениями и навыками, и не для разжигания драмы развития. Прежде всего - нужно сосуд опустошить, дать возможность детям начать действовать, самореализоваться, выплеснуть собственное содержание, а уже потом запускать в освободившееся пустое пространство пчел, мух, других крылатых для роения и становления последующих медовых радостей.

Но если приглядеться внимательно, то и в хаосе становящейся пасеки кроме роя пчел присутствуют атрибуты свинопаса в виде функционирующих структур (каркас улья, воспроизводящиеся шестиугольники сот, жесткое разделение труда у пчел на охранников и рабочих), и признаки флейтиста - харизматический лидер развития - пчелиная матка.

Значит ли это, что педагог должен одновременно сочетать в себе и свинопаса, и флейтиста, и пасечника? И оборачиваться одним из сказочных персонажей в зависимости… От чего?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Как я и обещал Милану, общение на любую тему поддержу, а сам буду придерживаться тематики оценивания. Вот поэтому с идеологии и начал...

(Редюхин Владислав Иванович @ 18.05.2008, 19:14) <{POST_SNAPBACK}>
Значит ли это, что педагог должен одновременно сочетать в себе и свинопаса, и флейтиста, и пасечника? И оборачиваться одним из сказочных персонажей в зависимости… От чего?


Директор вынужден при оценивании придерживаться ОША и прочей требуемой сверху статистики В этом смысле, - он "пастух". Но сверху оценивают, чтобы финансовые потоки регулировать и школы между собой сопоставлять - кому сколько дать.

А кроме этой внешней оценки нужна еще и внутренняя оценка в школе, когда и школу, и учителя, и ученика можно сопоставить только с самими собой в логике "вчера-сегодня-завтра". Окружающие и он сам себя с собой и с другими такими же как он сам при этом сравнивает

Порой внешняя оценка, самооценка и предполагаемая оценка у человека не совпадают. Появляется "аффект неадекватности". Это ведет и к личностному кризису и к межличностным конфликтам. Как это преодолеть?

В свое время мы придумали в школе для этого методику взаимного оценивания Инструмент её применения в прилагаемом файле. Если кто заинтересуется, то я готов обсудить и дать комментарии к заполнению и пользованию диаграммой.

[attachment=3690:attachment]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Презентация нашего проекта вот здесь.

Представляю для обсуждения материал, полученный в рамках проекта от эксперта Е.Ленской

Что могут дать друг другу директора школ

Всегда ли нужна сеть

  • Сеть не назначается, она возникает, когда в ней есть необходимость:
  • Ни у кого нет полного ресурса, но он есть у сети в целом
  • Люди готовы и учить и учиться
  • Цель достигается успешнее, если ее достигают все или большинство входящих в сеть
Что дает сеть:
  • Комплексирование ресурсов
  • Гибкое использование возможностей штата
  • Совместное планирование и маркетинг услуг
  • Обнаруживает избыточность, если она есть
  • Совместное сопровождение ребенка
Задачи, наиболее успещно решаемые в сети
  • Поликультурное образование и воспитание (Кавказ)
  • Развитие профессиональных сообществ
  • Планирование развития содержания образования (Великобритания)
  • Профилизация школ (пример- Омск);
  • Профессиональное развитие на базе центров лучшей практики
  • Школа, сберегающая здоровье
Профильная школв

  • Профилирование школы или ребенка?
  • Если школы- то нужна сеть(?) профилей
  • Если ребенка, то либо большая школа либо образование в сети школ (село)
  • Возможен ли третий ход
Поликультурная школа
  • Что это значит?
  • Кросс-культурные компетенции директора,педагога и учащегося
  • Новый уклад школы
  • Взаимодействие с сообществом и влияние на него
  • Взаимодействие с другими школами
  • Что дает взаимодействие?
  • Преодоление стереотипов
  • Выход из анклава
  • Взгляд на историю с различных точек зрения
  • Конструктивные идеи
  • Легче преодолевать сопротивление начальства
  • Поликультурная среда
Развитие содержания обращования
  • Необходимые изменения:
  • Развитие ключевых компетенций
  • Проектный подход
  • Мотивация подростков к учению
  • Способ работы:
  • Общение по интранету
  • Анализ удачных практик
  • Обнаружение общих дефицитов в подготовке
  • Конструирование нового подхода
  • Обкатка и обмен результатами
  • Конструирование программ профессионального развития по преодолению дефицитов
Прфессиональное развитие - проблема самого сообщества
  • Знают реальные проблемы жизни школы
  • Заинтересованы в эффективном их решении
  • Заинтересованы в качественной смене и лидерах среднего звена
  • Обладают ресурсом практического решения проблем (как сеть)
  • Стремятся к партнерству
Опыт Великобритании
  • Центр подготовки лидеров не имеет постоянного штата
  • Нет курсов- есть набор модулей
  • Тренеры- успешные директора
  • Место подготовки- успешная школа
  • Центры успешной практики сменяют школы-маяки
  • Результат подготовки – новые компетенции и квалификации, проверенные на практике
  • Оценка деятельности- только отзывы заказчиков
Над чем стоит подумать
  • Кто наши потенциальные клиенты?
  • Что получат те, кто пройдет нашу подготовку?
  • Как сделать программу имеющую ценность во многих странах
  • Какой длины и емкости должен быть модуль
  • Сколько модулей надо иметь, чтобы директора могли выбрать программу, им необходимую?
  • Как встроить оценку в модуль
  • Должны ли модули различаться по уровню сложности
  • Как и когда мы обо всем этом договоримся?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 26.05.2008, 02:38) <{POST_SNAPBACK}>
Как я и обещал Милану, общение на любую тему поддержу, а сам буду придерживаться тематики оценивания. ..


Образование как обучение, воспитание и подготовка кадров всю жизнь длится и не только в школе происходит. Результат образования, - "образованность", или с точки зрения прагматики, - хоть "компетентностью" назови, но от живого человека он неотделим, и многими другими, очень разными, востребован.

Вот и оценивают и процесс образования, и его результат, - "образованность" и сами дети, с точки зрения их интересов, и родители со своими амбициями, государство свой заказ формируя, и общество свои потребности формулируя, и бизнес с промышленностью требования к рабочим и профессиональным кадрам выставляя. Но ближе всего к детям - учителя, от них завимсит, чему быть в процессе и результате образования, а чему не бывать.

То есть задача управления образованием найти таких профессионалов, которые смогли бы помочь всем заинтересованным участникам оценивания понять друг друга и прийти к общему знаменатклю по критериям, индикаторам и показателям оценки качества и содержания образования в стране в регионе, на территории, в школе.

А потом перевести все это с управленческого "птичьего языка", на язык понятный исполнителю заказак - учителю. И обеспечить условия, позволяющие в МАССОВОМ ПОРЯДКЕ достигать планируемых "стандартных результатов" обучения и воспитания.

Само государство сделать это не сможет, - для этого нужна легитимная система государственно-общественной экспертизы, мониторинга и рейтингов. Экспертиза как процедура диалога самооценки всех и каждого из участников, включая власть, внешней многопозиционной оценки и внутренней взаимооценки на каждом уровне системы образования.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+