Личный кабинет

Обучение иностранным языкам в условиях модернизации

Тамара Марусяк ( Пользователь )
Тезисы к докладу.
Т.Г. Марусяк, зам директора по УВР МОУ СОШ №37 г. Ставрополя

1. Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Не случайно ещё в 1998 году, выполняя социальный заказ родителей, мы ввели в экспериментальном порядке преподавание иностранных языков в начальной школе.
2. Используемый нами УМК авторов М, З, Биболетовой и др. основан на деятельностно – коммуникативном подходе к обучению и учитывает индивидуальные особенности и интеллектуальные возможности учащихся.
3. Проводимая в конце каждого учебного года психолого-педагогическая диагностика показывает, что иностранный язык занимает у большинства учащихся начальной школы место любимого предмета.
4. Важной остаётся проблема выбора иностранного языка. В начальной школе такой выбор за ученика делают их родители. Как показывает практика, выбор этот падает в основном на английский язык и поэтому число учащихся, выбирающих немецкий язык, всё более сокращается.
5. В создавшейся ситуации мы решили для «выживания» в школе немецкого языка ввести в одном из обычных общеобразовательных классов второй язык экспериментально. Суть нашей инициативы заключалась в изучении возможности обучения английскому языку с 5-го класса на базе немецкого, который преподавался со 2-го класса.
6. Нужно подчеркнуть, что овладение программой по английскому языку не доставило больших трудностей учащимся этого класса. Работоспособность и коммуникабельность учащихся отмечают все учителя, работающие в этом классе.
7. Промежуточные результаты эксперимента позволяют предположить:
------ 1. Обучение иностранным языкам со 2-го класса положительно сказывается на общем развитии школьников.
------ 2. Выбранные нами учебники отвечают современным требованиям и возрастным особенностям учащихся.
------ 3. Изучение двух иностранных языков в обычном общеобразовательном классе нам представляется возможным, хотя с полной уверенностью мы можем это утверждать, только закончив экспериментальную работу.
8. В 2003-2004 учебном году изменился вид нашего образовательного учреждения. Мы стали школой с углубленным изучением английского языка.
9. Заинтересовать современного ребёнка изучением предмета, перспектива практического применения которого так далека и неопределённа (в нашем провинциальном городе), совсем непросто.
10. Учебно-методическое обеспечение по иностранным языкам, как и по другим предметам не в полной мере отвечает современным требованиям. Не хватает информационно-коммуникативных средств.

Обучение иностранным языкам в условиях модернизации образования.

Т.Г. Марусяк, зам директора по УВР МОУ СОШ №37 г. Ставрополя

Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Не случайно ещё в 1998 году, выполняя социальный заказ родителей, мы ввели в экспериментальном порядке преподавание иностранных языков в начальной школе факультативно, а с 2000 года этот предмет изучается в начальной школе как обязательный. Преподавание ведётся по 2 урока в неделю за счёт часов вариативной части базисного учебного плана по новым учебникам английского языка “Enjoy English” для общеобразовательных школ авторов М.З. Биболетовой и др.
Учителями нашей школы апробированы три учебника этой серии, рассчитанные на 2-6 классы, в 2005-2006 учебном году планируется апробация четвёртого учебника для учащихся 7х классов. Таким образом, реализуется принцип непрерывного образования по иностранным языкам в общеобразовательных классах, что соответствует современным потребностям личности и общества. Используемый нами УМК основан на деятельностно – коммуникативном подходе к обучению. Яркий, красочный учебник, содержание которого вполне соответствует возрастным особенностям учащихся, аутентичный материал, методические рекомендации по тематическому и поурочному планированию для учителей, аудиокассеты (т. е целостность комплекса) позволяют эффективно использовать данный УМК с учетом индивидуальных особенностей и интеллектуальных возможностей учащихся.
Преимущество систематического обучения детей в младшем школьном возрасте известно. Отмечается, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка, его память, внимание, мышление, восприятие, воображение, стимулирующие общие речевые умения, что подтверждается и результатами наших исследований. Проводимая в конце каждого учебного года психолого-педагогическая диагностика показывает, что иностранный язык занимает у большинства учащихся начальной школы место любимого предмета. К третьему году обучения при общем высоком интересе к иностранным языкам появляется группа учеников (около 6 %), для которых изучение иностранных языков связано с большими трудностями (следует отметить, что у этих детей наблюдаются низкие результаты и по другим предметам). Мы заметили, что в классах, где учитель иностранного языка одновременно с увеличением объёма лексического материала обучает способам его усвоения, меньше тех, кто испытывает трудности, а, следовательно, выше интерес к предмету.
Важной остаётся проблема выбора иностранного языка. В начальной школе такой выбор за ученика делают их родители. Как показывает практика, выбор этот падает в основном на английский язык и поэтому число учащихся, выбирающих немецкий язык, всё более сокращается. Кроме того, школьники, попадающие в немецкую группу в силу безразличного отношения к этому вопросу родителей, резко отличаются от учеников английских групп изначально низкой мотивацией, что неизбежно сказывается на результатах обучения и на отношении учащихся к предмету.
В письме Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ от 28 ноября 2000г. № 3131/11-13 говорится о тенденции соотношения изучаемых в школе языков в пользу английского и подчёркивается необходимость принятия мер к сохранению языкового плюрализма за счёт второго языка, который может вводиться во всех видах школ (не только в школах с углубленным изучением иностранного языка). В письме рекомендовано школам вести широкую разъяснительную работу с родителями. Важно, чтобы родители знали, что овладение вторым языком на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного, идёт, как правило, значительно легче и успешнее. Поэтому изучение английского в качестве второго иностранного языка отнюдь не дискриминирует его, а, наоборот, создает условия для более лёгкого овладения им.
В создавшейся ситуации мы решили для «выживания» в школе немецкого языка ввести в одном из обычных общеобразовательных классов второй язык экспериментально. Суть нашей инициативы заключалась в изучении возможности обучения английскому языку с 5-го класса на базе немецкого, который преподавался со 2-го класса. Почему именно так, а не наоборот? Мы считаем, что для учащихся начальной школы легче овладеть техникой чтения на немецком языке, а для усвоения основных грамматических структур немецкого, представляющих большую сложность, необходим более длительный промежуток времени. Родители с пониманием отнеслись к нашему предложению, хотя со стороны некоторых чувствовалась настороженность по поводу возможной перегрузки детей. В 1999-2000 году 2В класс приступил к изучению немецкого языка, а в 2002-2003 учебном году учащиеся этого класса начали изучать английский. В учебном плане 5-го класса мы предусмотрели по 3 часа на изучение каждого языка за счёт вариативной части БУП.

На уроках учителями используется так называемый контрастивный подход, помогающий выявить как черты сходства между языками, так и их различие. (Оба учителя владеют английским и немецким языками). Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению языковых средств контактирующих языков давало возможность предотвратить интерференцию и осуществить перенос. Межпредметные связи (интегрированные уроки) и расширение границ урока за счёт внеклассной работы (в форме викторин, КВН, брейн-ринга) создавали у обучающихся необходимый психологический комфорт. Положительный настрой родителей также помогает поддерживать высокий уровень мотивации.
Учителем английского языка отмечается более высокий темп ведения урока именно в этом классе, что объясняется, прежде всего, учебными умениями, которыми обучающиеся овладели в процессе изучения немецкого языка, развитостью речемыслительных механизмов. Работоспособность и коммуникабельность учащихся отмечают все учителя, работающие в этом классе. Количество знаний в 5В классе составило 60%, по немецкому – 80%, по английскому – 87% (сказывается мотивация на новый предмет).
Проводимый нами эксперимент рассчитан на 8 лет с 1999 по 2007 год. Промежуточные результаты эксперимента позволяют предположить:
4. Обучение иностранным языкам со 2-го класса положительно сказывается на общем развитии школьников.
5. Выбранные нами учебники отвечают современным требованиям и возрастным особенностям учащихся.
6. Изучение двух иностранных языков в обычном общеобразовательном классе нам представляется возможным, хотя с полной уверенностью мы можем это утверждать, только закончив экспериментальную работу.
В 2003-2004 учебном году изменился вид нашего образовательного учреждения. Мы стали школой с углубленным изучением английского языка.
Этому предшествовала большая подготовительная работа по изучению социального заказа родителей, подбору кадров, освоению новой программы и учебников для школ с углубленным изучением английского языка. Большое значение имеет для нас сотрудничество с МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка, где накоплен огромный опыт и существуют давние традиции работы в этом направлении.
Методическое объединение учителей иностранного языка насчитывает 8 человек. Возраст от 24 до 48 лет. Коллектив работоспособный, творческий. В феврале 2005 года учитель английского языка Ветошкина Д.В., недавно начавшая свою профессиональную деятельность, заняла 2 место в городском конкурсе «Учитель года». Учителя стараются создать на уроке комфортную психологическую среду, осваивают технологии системно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам, используют метод проектов, неразвёрнутых ситуаций, ролевые игры, наглядность. Но заинтересовать современного ребёнка изучением предмета, перспектива практического применения которого так далека и неопределённа (в нашем провинциальном городе), совсем непросто.
Не всё, к сожалению, зависит от учителя. Несмотря на усилия администрации школы по созданию материально – технической базы, учебно-методическое обеспечение по иностранным языкам, как и по другим предметам не в полной мере отвечает современным требованиям. За счёт внебюджетных денег приобретаются все печатные пособия, поступающие в город по иностранным языкам. Но этих средств явно не хватает на мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, практикумы. А самый главный недостаток в том, что в школе на 915 учащихся всего один компьютерный класс, состоящий из 12 компьютеров. В таких условиях применение компьютерных технологий возможно только в рамках одного предмета «Информатика и ИКТ». Очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем финансирование школ возобновиться в полном объёме, в плановом порядке в школы будут поступать новая мебель, оборудование для кабинетов и т. д. В последние годы в городе началось движение в этом направлении (два года назад мы получили компьютерный класс).
И ещё о наболевшем. Современный учитель, должен иметь возможность свободного доступа к ресурсам Интернет, владеть информационно-коммуникативными технологиями. Для этого компьютер необходим дома, как и учебник, ведь без него не подготовиться к уроку. Пока это большинству из нас не по карману.


Литература

1. И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.» ИЯШ №5, 2004 г.
2. Письмо Департамента общего среднего образования Минобразования РФ от 28 ноября 2001 г. № 3131/11-13 «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях».
3. И.Л. Бим. Концепция обучения второму иностранному языку. Изд. «Титул», 2001г.
4. М.З. Биболетова, И.Л. Бим, и др. Эксперимент: новое содержание образования. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Иностранные языки. М. – Просвещение, 2002 г.
5. Е.Н. Соловова. Современные требования к научно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании. ИЯШ № 7 2004 г.
Светлана Москаленко ( Пользователь )
Сейчас всем понятно, что основная ставка делается на творчество, что составляет основу работы и жизненного успеха. Создаються проекты, минилаборатории. Но все это создают сами педагоги, по крупицам собирая нужный материал. Возможно ли создание творческого центра для использования готового материала в своей деятельности. Как легко было бы шагать в ногу со временем!
Елена Скачкова ( Пользователь )
Почему не решается проблема по обязательному изучению второго иностранного языка, что делает конкурентноспособными выпускников на европейском уровне?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+