Личный кабинет

Моделирование в курсе математики

каким ему быть?
Владимир Добровольский ( Пользователь )
Что же касается вопроса о новом предмете " математическое моделирование" , то, на мой взгляд он уже давно назрел. Вот только строить абстрактные модели само по себе довольно абстрактно. Этот предмет должен быть интегрирован и в экономику и биологию и химию, социологию, психологию. Но потянет ли учитель математики экономический, биологический или др. аспект предмета? Здесь нужно что-то новое, скажем предмет должен быть не отдельным, а составной частью сопутствующих предметов. Т.е. доолжна быть основа интеграции, а не примитивное "применение математики в ...."
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(lubomir @ 15.04.2007, 09:39) <{POST_SNAPBACK}>
Что же касается вопроса о новом предмете " математическое моделирование" , то, на мой взгляд он уже давно назрел. Вот только строить абстрактные модели само по себе довольно абстрактно. Этот предмет должен быть интегрирован и в экономику и биологию и химию, социологию, психологию. Но потянет ли учитель математики экономический, биологический или др. аспект предмета? Здесь нужно что-то новое, скажем предмет должен быть не отдельным, а составной частью сопутствующих предметов. Т.е. доолжна быть основа интеграции, а не примитивное "применение математики в ...."

А какой вы видите эту основу? Достаточно бы было соответствующего учебника-задачника и методички для учителя к нему?
Надо упирать на экономические, биологические аспекты или достаточно общих представлений?
Владимир Добровольский ( Пользователь )
(anisol @ 17.04.2007, 22:05) <{POST_SNAPBACK}>
А какой вы видите эту основу? Достаточно бы было соответствующего учебника-задачника и методички для учителя к нему?
Надо упирать на экономические, биологические аспекты или достаточно общих представлений?


Вопрос об основе не прост. И все-таки:



если хочется все испортить, то, действительно надо идти по предложенному вами пути: задачник,методичка, какие-нибудь метод приложения. Хуже, если преподавание этого предмета сведется к формальному знакомству с методами математическрго моделирования или подобно тому, как математик излагает физический смысл той или иной модели физических процессов. Здесь необходимо скоординировать изучение определенных разделов нового с с соответствующими разделами прикладных дисциплин. Здесь для учителя математики: 1. Необходимы знания(представление) о математической статистике и о ее методах ( законы распределения случайной величины, проверка стат. гипотез, понятие и работа с вариационным рядом построение и чтение диаграмм т.п) ; 2. Для школьников, изучение этих понятий, если оно оторвано от практических применений- абстрактно и практически недоступно для большинства детей. Поэтому нужны не абстрактные примеры, а привязки к конкретным разделам тех дисциплин, на которые необходимо ссылаться. Причем не так, как это происходит с физикой на уроках матеатики. 3. Учитель математики столкнется со специфической терминологией, применяемой в конкретных предметных областях. А это уже проблема. Поскольку модель требует интерпретации в терминах данной предметной области. 4. Далее, при составлении, скажем, двух факторной модели
нужны специфические знания из данной предметной области, хотя бы на уровне понимания, как эти факторы оказывают влияние на отклики на каких уровнях они могут варьироваться. Поэтому здесь необходимо взаимодействие со специалистом. На мой взгляд курс должен быть построен в виде моделирования игры, типа: специалист пришел в " математическую лабораторию" с задачей и становится консультантом. Здесь можно было бы разделить класс на "математиков" и "специалиснов" по данной предметной области. Но это уже из области моей фантазии. Извините.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(lubomir @ 18.04.2007, 17:55) <{POST_SNAPBACK}>
если хочется все испортить, то, действительно надо идти по предложенному вами пути: задачник,методичка, какие-нибудь метод приложения. Хуже, если преподавание этого предмета сведется к формальному знакомству с методами математическрго моделирования или подобно тому, как математик излагает физический смысл той или иной модели физических процессов. Здесь необходимо скоординировать изучение определенных разделов нового с с соответствующими разделами прикладных дисциплин.

Я думаю, что нужно сначала определиться с этими прикладными дисциплинами и рассмотреть типовые приложения данного предмета. Прочитав то, что вы дальше пишите про модели, мне кажется, что ваш подход: одна большая и серьезная вряд ли реализуем. Именно по указанным вами причинам.
А вот построение небольших моделей для повседневной практической деятельности было бы более полезным. но ... без банка задач - это очень тяжелый труд, требующий от учителя слишком большого времени для подготовки.
Семенов Вадим ( Пользователь )
(lubomir @ 15.04.2007, 12:39) <{POST_SNAPBACK}>
Что же касается вопроса о новом предмете " математическое моделирование" , то, на мой взгляд он уже давно назрел. Вот только строить абстрактные модели само по себе довольно абстрактно. Этот предмет должен быть интегрирован и в экономику и биологию и химию, социологию, психологию. Но потянет ли учитель математики экономический, биологический или др. аспект предмета? Здесь нужно что-то новое, скажем предмет должен быть не отдельным, а составной частью сопутствующих предметов. Т.е. доолжна быть основа интеграции, а не примитивное "применение математики в ...."

Да, где-то так, использование математики и математических моделей должно систематически проводится в других предметах. Но для этого программа должна составляться как единое целое, а не как набор программ разрозненных предметов, каждая написана своей командой специалистов независимо. Кроме того необходимо разбитие стандарта по годам обучения, иначе как можно полагаться на какой-то материал из математики в других предметах, если неизвестно, пройден ли уже этот материал на математике или нет.

Зато и преимущества существенные. Математика перестает быть предметом в себе, набором непонятно для чего нужных упражнений, а другие предметы приобретают практическую, деятельностную направленность. Т.е. вместо пересказа учебника появляется возможно сделать что-то самому, посчитать, провести мини-иследование.
Владимир Добровольский ( Пользователь )
[Зато и преимущества существенные. Математика перестает быть предметом в себе, набором непонятно для чего нужных упражнений, а другие предметы приобретают практическую, деятельностную направленность. Т.е. вместо пересказа учебника появляется возможно сделать что-то самому, посчитать, провести мини-иследование.
[/quote]
Полностью с вами согласен. Именно сегодня должны быть востребованы методы ( не хочу говорить: обучения) , вовлекающие ученика и учителя в сферу совместной практической деятельности в рамках разных дисциплин, но объединенной единой, если хотите задачей. Это вроде лабораторий НИИ, творческих объединений учителей и учащихся. Необходим постепенный уход ( но не отказ) от классно-урочной системы. Кстати, в плане наработок уже сегодня можно потихоньку начинать эту деятельность, проводя анализ тестовых заданий, системы оценивания( выбор шкал), уровень знаний. Надо начать самому учителю, а затем уже вовлекать в систему моделирования других учителей и детей.
Да и нашему модератору можно было бы открыть новую ветку по этой теме с привлечением специалистов в области моделирования в системе образования. Ведь это нам ближе и мы могли бы "моделировать" уже имеющийся опыт, а затем переходить к более "глобальным" вопросам
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Разговор об этом возник на ветке "Зачем нужно учить математику".
http://pedsovet.org/forum/index.php?act=Po...&qpid=45000

Попробуем промоделировать такой курс?
И заодно: ваши предложения - кого можно привлечь для этого разговора.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Что-то перенос неблагоприятно сказался на обсуждении sad.gif
Может эти ссылочки поммогут продолижть разговор?

http://festival.1september.ru/2004_2005/in...mb_artic=212052

parfino.novgorod.rcde.ru/raboty_slushateley/1_06/yakovenko_n_v.ppt


http://www.bestreferat.ru/referat-4794.html

http://ikt-omc.mosuzedu.ru/files/cb2005/202.doc
Владимир Добровольский ( Пользователь )
Разговор о моделировании всегда не прост и требует определенной подготовки. Скажем зачем нужна модель? Специалист в той или иной области вполне обходится без применений математики. Ну,скажем, я знаю какие проблемы У какого-нибудь Мишки Дуралейкина и могу спогнозировать, как он напишет очередную контрольную работу и впринципе могу ответить почему он ее так напишет. В таких ситуациях заниматься вопросом моделирования не стоит.
Лично меня с йчас волнует вопрос: как проанализировать результаты тестирования, какие факторы влияют на на этот результат? Во многом здесь включаются психологические факторы. Вопрос:они являются шумом или их рассматривать как основные. И как ими "управлять"?.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Мне кажется коллеги, что вы сильно преувеличиваете роль математики в моделировании. Большинство моделей которыми пользуются науки, даже серьезные используют только лишь очень простые факты и элементарные методы. Единственная наука действительно использующая математику это теоретическая физика, а она практически слилась с математикой. Так, что идея моделирования если её развить добросовестно либо приведет к непомерному усложнению, либо к непомерному упрощению. Не уверен, что золотая середина существует. Согласен, что интегральные предметы нужны, но моделирование врядли для этого хорошая база. Точных определений нет, строгой теории нет, нет ничего кроме отрывочных идей (опять таки не считая теоретической физики).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+