Личный кабинет

Реальная картина качества образования

Авторская идея
Олег Чебан ( Пользователь )
(sermivoz @ 12.04.2007, 18:32) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Олег Олегович!
У меня сегодня черная меланхолия, вероятно буду уж совсем безжалостен к предложению. blush.gif sorry.gif

«Некто» создает "нечто" с широкими функциями и большими правами (увольнять директоров, тестировать все школы) – и возлагает ответственность на людей, посторонних данному проекту. Исключено, никто такой подарок не примет – мало ли что они там наворотили.

Совместная работа РАН, РАО, минобра, учителей-экспертов, региональных учителей невозможна. Это даже не лебедь, рак и щука. В каждой из этих групп – большой разброс позиций.

Для этой работы учителя-эксперты должны будут уйти с работы. Ведь экспертируются все школы страны, все педагоги.

Любые критерии, выработанные одной группой, будут отвергнуты другой.

Создание новой структуры требует финансирования.

Ваше предложение представляется мне симбиозом ПНПО и ЕГЭ. Вспомните критику, которой подверглисьб и подаергаются эти акции, удвойте ее и обратите на то, что будут делать камикадзе, вошедшие в этот проект.

Значит ли это, что я против Вашего предложения, не считаю важными поднятые вопросы? - Ни в коем случае. Я только хочу предложить дополнительные граничные условия:

1. Сомасштабность. Действовать только в тех пределах, в которых можно что-либо сделать.
2. Никакой передачи ответственности. Взялся - делай.

Сергей Михайлович! Никакой меланхолии, просто вы реальный и действующий администратор, а я учитель/родитель снизу, который хочет/жаждет чтобы там наверху, умные и озабоченные перестали играть в прятки, закрываясь красивыми отчетами.
Некое сообщество экспертов-учителей, профессуры из академии наук, образовательных редакций (они больше осведомлены реальностью на местах) и т.д., нужны не для контролирования - это нужно поручить машинам, а для выработки критериев оценки, качества тестируемых систем, разработки новой квалификационной сетки, модели поощрения, и пр. ключевые моменты, которые должны учесть в закладываемой Гипер-ИТ-системе.
С п.1 согласен.
П.2 не понятен. Например, я учитель предметник, в случае старта проекта у меня появится огромный стимул к саморазвитию, улучшению качества работы. Сегодня же я действую от души: захотел - провел качественное занятие, не захотел - не провел, а кто спросит? Но хочется и морального/материального стимула и, фундаментального изменения работы в школах. Они сегодня завуалируют свою деятельность, вернее бездеятельность. Только вчера пытался доказать, что Ваша работа - Господа завучи - состоит не в том, чтобы отсиживаться в кабинетах и вызывать на ковер "кающихся" учащихся, а в непосредственной работе с ними, в их среде, Вы должны прочувствовать ситуацию, войти в "поле их мысли". Но как я могу их заставить? Говорю уже как родитель. Никак! Как я могу повлиять на кадровую политику? Никак! Должна заработать общая рейтинговая система, которая, возможно и беспощадно, выметет лишних людей из образования, создать огромный стимул, мотивацию не только к получению высоких результатов, но и к качеству собственной жизни. Хватит говорить общими ничегонезначащими словами, нужно взгянуть открытыми глазами на реальное положение дел. И дать возможность настоящей образовательной интеллигенции поднять голову, а остальным потянуться за ними. И это сделать сегодня можно и нужно! Извините за пафос, ни в коем случае не хочу лозунгировать..
Сергей Галаган ( Пользователь )
Все верно,фантизируем дальше, начать с тестов ЕГЭ, совсместно с учениками в обычных условиях, анонимно(как ученики) для всего аппарата, начиная с министра и депутата заканчивая м.н.с и лаборантами академий и институтов. По всем ЕГЭ! Только учителям разумно оставить узкую специализацию на своих предметах. И ученикам - по их выбору.
Согласно полученому балу две трети надстройки просто уволить. Оставшимся перераспределить треть зарплаты, остальное в их руки для грантов ниже и рядом стоящим структурами, улучшения коммуникации и прочих оргнужд, наличными, с отчетом. Аналогично протестировать и директоров, завучей, их резерв. Условие получения управленческой, административной, научной в образовании - любой должности в системе только высокий балл ВСЕЕГЭ.
Очень дешево и можно провести мгновенно, хоть в июне.
Михаил Крекин ( Пользователь )
(oleg @ 12.04.2007, 18:59) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Михайлович! Никакой меланхолии, просто вы реальный и действующий администратор, а я учитель/родитель снизу, который хочет/жаждет чтобы там наверху, умные и озабоченные перестали играть в прятки, закрываясь красивыми отчетами.

Вот интересно выходит. Вы хотите, чтобы "наверху, умные и озабоченные перестали играть в прятки, закрываясь красивыми отчетами." А бить-то предлагаете исключительно по низам.
При этом придумать систему, позволяющую сравнивать учителей/школы, находящиеся в совершенно разных условиях. А как все учесть?

Рассмотрим не всю Россию, а более скромный вариант -- Москву. Около 2000 школ. Порядка сотни тысяч учителей. Одна школа находится в районе, где (исторически так сложилось) высок уровень научной интеллигенции, соответствующий уровень общей культуры, отношения к образованию и т.п. Другая -- в рабочем районе, уровень образования родителей -- от неполного среднего до среднего специального (при этом доход выше, чем у учителей с их высшим -- "ну, и чего вам дало ваше образование?"). Третья -- в спальном районе, родители с детьми иногда встречаются wink.gif, дети матом не ругаются -- они им разговаривают, а учителя из школы выходят только организованными группами. Есть еще четвертый вариант -- в районе компактного проживания мигрантов из ближнего зарубежья, где учителям впору изучать языки стран Закавказья и Средней Азии. Ну, и как сравнивать результаты? (Понятно, что варианты несколько утрированы, но тем не менее)

Далее. Допустим, был плохой (просто ужасный) учитель, вреда от его уроков было больше, чем пользы... Выгнали его. Класс остался. Его получил другой учитель -- через год этого учителя (если он не гений, а где на всен набрать гениев?) тоже можно гнать, поскольку результаты заведомо будут ниже средних. Причем, вполне вероятно, что низкие результаты будут не только по этому одному предмету. Как такое учитывать?

А есть еще различия в материальных условиях. А есть еще масса факторов...
Олег Чебан ( Пользователь )
Да-а, после таких "оптимистических" взглядов можно смело закрывать тему smile.gif
Либо реформа по всем фронтам (возможно единственный выход), либо дальнейшее ничегонеделание и возможно тупик. Я пожалуй начну изучать китайский..
p.s. "..Совершенный муж всегда очень внимателен по отношению к тому, чего он не знает. Если имена не выправлены, то слова не согласуются с истинным положением дел. Если же слова не согласуются с истинным положением дел, то дела не завершаются. Если дела не завершаются, то ритуал и музыка приходит в упадок. Если ритуал и музыка приходит в упадок, то казни и наказания становятся несправедливыми. Если казни и наказания несправедливы, то народ не знает, как двинуть рукой или ногой. Поэтому совершенный муж, называя что-либо, должен произносить это открыто. А произнося что-либо, должен действовать в соответствии со сказанным. По отношению к своим высказываниям совершенный муж соблюдает всего лишь одно правило - в них не должно быть ничего неверного". (Конфуций)
Во всяком случае мы уже выполнили свою задачу - мы сказали то, в чем нет ничего неверного. А сегодня это большая редкость, ложь разрушает всех нас, и спальные районы, в которых родители не видят своих детей и районы с исторически сложившимися интеллигентными отношениями. Как быть?
Олег Чебан ( Пользователь )
(sermivoz @ 13.04.2007, 19:55) <{POST_SNAPBACK}>
..
Как минимум - помнить об этом. И не упускать случая не солгать. По-моему, так. blush.gif

Очень даже так!
Понятно, что тему открыл под разрывающими впечатлениями общения с учителями школы, особенно когда это касается собственных детей, да еще и обида, что мы (нас было много) работали в школе честно, по совести.. Ой.
Да, мы многое не можем, но хотя бы лгать либо не лгать это в наших силах. Кстати, наверное еще есть четвертая категория учителей - это те, кто не умеет детям лгать и кому просто скучно, когда "боренья нет" smile.gif
Семенов Вадим ( Пользователь )
Я бы даже сократил еще короче: начинать надо с составления списка критериев. Таких, которые можно зафиксировать объективно, вне зависимости от личных пристрастий и которые отражают именно фактически достигнутый результат, а не всего лишь потенциальную возможность достижения оного. Это основная проблема. А программирование -- дело техники.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(oleg @ 13.04.2007, 17:22) <{POST_SNAPBACK}>
Да, мы многое не можем, но хотя бы лгать либо не лгать это в наших силах. Кстати, наверное еще есть четвертая категория учителей - это те, кто не умеет детям лгать и кому просто скучно, когда "боренья нет" smile.gif

Именно те, кто не может лгать детям, и начинают искать иное, возможность делать свое учительское дело, и при этом - не лгать. Конечно, "творческий" не синоним "не могу лгать", но "не могу лгать" - источник творчества, поиска иного. Для меня именно он - высший, истинный источник педагогического творчества.
Пафосно получилось sorry.gif , но пусть так и останется blush.gif
Олег Чебан ( Пользователь )
(sermivoz @ 15.04.2007, 19:22) <{POST_SNAPBACK}>
Именно те, кто не может лгать детям, и начинают искать иное, возможность делать свое учительское дело, и при этом - не лгать. Конечно, "творческий" не синоним "не могу лгать", но "не могу лгать" - источник творчества, поиска иного. Для меня именно он - высший, истинный источник педагогического творчества.
Пафосно получилось sorry.gif , но пусть так и останется blush.gif

Сергей Михайлович! Интересно, вот столько книг написано по педагогике, а правду иногда можно выразить в двух словах. Поэтому я и люблю читать педагогические книги не в философском, безопорном трактовании, а в жизненном наиглубочайшем понимании сути вещей. Вот почему Конфуций велик? Ведь кажется ничего заумного, все просто и понятно, ан нет, чтобы так сказать нужно знать сто тысяч людей! Ой, разговорился, все Вы виноваты, т.е. правы. И правы правдой глубокой.
Вспомнил одного учителя, прекрасный учитель (присутствовал на открытом уроке), жаль в свое время не дошел до такой мысли.. Интересно, но тот учитель был чрезвычайно ответственнен, вот просто ответственный человек и все. Может быть это тоже "не может лгать" только уже самому себе?
Олег Чебан ( Пользователь )
Михаил Евгеньевич, все так! Система тестов не решает многих проблем и даже знаю, как часто злоупотребляют. Ой, а на уроках информатики вообще так просто злоупотреблять - включил "обучалку" и достал журнальчик "Пчеловодство". С ужасом думаю, если вдруг компьютерными классами оснастят все предметы: и литературы, и историю, ботанику, химию.. Одно дело использовать компьютер в проекте, расчетах, оформлении исследований, и совсем другое подменять живого учителя.
Действительно, есть ученик который может и на 4 ответить, но дай практическое задание и ничего. Все сложно. С другой стороны, уверяю, что в другом классе, где действительно учитель русского неэффективный, то там результат будет еще хуже, значительно хуже. Вот и получится хоть какая-то квалификационная справедливость, что ли? (елки-палки, даже такое слово уже стыдно произносить..)
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 16.04.2007, 21:28) <{POST_SNAPBACK}>
Для оценки работы учителя не может, а для оценки работы ШКОЛЫ может и должен.


Очевидно, что в обоих случаях проблема снимается, если ЕГЭ оценивает деятельность не отдельного учителя, а школы целиком.


Вадим Дмитриевич! ohmy.gif
ЕГЭ оценивает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА, и ни в коем случае не деятельность учителя. УЧИТЕЛЬ ЕГЭ СДАСТ. Школа, тем более. Оценивать работу учителя по результатам ЕГЭ его учеников - на мой взгляд, ошибочное решение. Два примера:
1. Учителю достался класс или школа 8-го типа. Как в таком случае будет работать правило оценки?
2. Учитель ничего не делает, а дети прекрасно сдают ЕГЭ, готовясь к нему с репетиторами? А в этом случае как?
Подобная практика повсеместна.
Оценивать работу учителя нужно не точечно, как это сейчас делается - один два открытых урока, предупреждают за неделю-другую, а то и за месяц. А вот походить к учителю недельку на все уроки, месяцок, не предупреждая его заранее о посещении. Вот тогда и можно будет проверить, как учитель готовится к урокам реально.
Но с другой стороны, предвижу возражения: "Но это же стресс для учителя! Его бедного жалко!" Тогда давайте раз и навсегда решим: если мы придём к слесарю на работу, неужели он будет точить детали хуже или лучше, чем всегда? Мы говорим либо о профессионализме, либо не говорим ни о чём... al.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+